Покрывать все недочеты и слабости… Мы просим покрыть нас от всякого зла честным Ея омофором. Просим покрыть, а как часто поступаем сами со своими ближними? Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость… 14 октября, 2010 Мы просим покрыть нас от всякого зла честным Ея омофором. Просим покрыть, а как часто поступаем сами со своими ближними? Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость… Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Вспомним известную древнюю историю. Гюстав Доре. Ной проклинает сына своего Хама Наконец-то, метавшийся по безбрежному океану Всемирного потопа, ковчег остановился на первом клочке показавшейся суши. Из него вышли праведный Ной и три его сына – Сим, Хам и Иафет. Каждый выбрал себе род трудовых занятий. Праотец Ной занялся земледелием, выращивал виноград, часть которого шла на приготовление вина. Во время знойного дня, отдыхая в своем шатре в саду, он выпил сладкого вина и от усталости крепко уснул. Во время сна он случайно обнажился. Один из его сыновей Хам, проходивший мимо, увидел в шатре спящего обнаженного отца, посмеялся над ним и пошел поделиться, как ему показалось, веселой историей с братьями. Сим и Иафет, услыхав непристойную веселость брата, возложили покрывало на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих (Быт.9,20-25) . Для чего мы вспомнили, как нам кажется, не ко времени и не к месту эту историю? Дорогие мои, сегодня мы, как всегда, с любовью чествуем Пресвятую Пречистую Матерь Божию, а по благодати и нашу Небесную Матерь, усыновившую нас у Креста, Своего умирающего за нас Божественного Сына. Из года в год мы слышим историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы и радуемся за жителей древнего Константинополя, предстоящих в храме и трепетно молящихся своей Небесной Покровительнице, чтобы спасла Она их город, окруженный неисчислимыми вражьими силами, от погибели и их самих от лютой смерти.

http://pravmir.ru/pokryvat-vse-nedochety...

Покрывать все недочеты и слабости… Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость, а заодно обнажаем себя, свою гордость, свое превозношение над окружающими, 14 октября, 2009 Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость, а заодно обнажаем себя, свою гордость, свое превозношение над окружающими, Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Вспомним известную древнюю историю. Наконец-то, метавшийся по безбрежному океану Всемирного потопа, ковчег остановился на первом клочке показавшейся суши. Из него вышли праведный Ной и три его сына – Сим, Хам и Иафет. Каждый выбрал себе род трудовых занятий. Праотец Ной занялся земледелием, выращивал виноград, часть которого шла на приготовление вина. Во время знойного дня, отдыхая в своем шатре в саду, он выпил сладкого вина и от усталости крепко уснул. Во время сна он случайно обнажился. Один из его сыновей Хам, проходивший мимо, увидел в шатре спящего обнаженного отца, посмеялся над ним и пошел поделиться, как ему показалось, веселой историей с братьями. Сим и Иафет, услыхав непристойную веселость брата, возложили покрывало на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих. (Быт.9,20-25) Для чего мы вспомнили, как нам кажется, не ко времени и не к месту эту историю? Дорогие мои, сегодня мы, как всегда, с любовью чествуем Пресвятую, Пречистую Матерь Божию, а по благодати и нашу Небесную Матерь, усыновившую нас у Креста, Своего умирающего за нас Божественного Сына. Из года в год мы слышим историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы и радуемся за жителей древнего Константинополя, предстоящих в храме и трепетно молящихся своей Небесной Покровительнице, чтобы спасла Она их город, окруженный неисчислимыми вражьими силами от погибели, и их самих от лютой смерти.

http://pravmir.ru/pokryvat-vse-nedochety...

Схолия . Следует отметить, что лживы и презренны те, кто говорит о детских чудесах Христа. Итак, если Христос в течение 30 лет был искушен во всем из всех наших свойств, как говорит [апостол] Павел, 1074 то пусть еретики узнают, что Он, рожденный добровольно как Бог от Святой Девы, как человек по-младенчески плакал. И в течение всех Своих первых трех лет Иисус был искушен во всем по нашему подобию: по природе много раз по-младенчески плакал, много раз испытывал голод и жажду и добровольно по детской природе ел и пил, много раз спал природным и безгрешным сном, много раз плевал и через кожу и уста проявлял текучесть тела, много раз утомлялся, добровольно и в образе раба, как говорит евангелист Лука, подчинялся Своим родителям, 1075 много раз как дитя, но без страсти и греха, тревожился и тяготился; «Ибо Христос имел тело свободным от греха, не освобождаясь от телесных потребностей», 1076 как учит Иоанн Златоуст в толковании На Евангелие от Матфея. Ведь если бы Он отклонил природные и безупречные слабости и потребности нашей природы, то тогда отклонил бы и саму природу, как снова нам указывает сам Златоуст. Этот богомудрый отец сказал это не от себя, но будучи наученный [апостолом] Павлом, ведь он услышал в его [Послании] К Евреям о Христе: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» 1077 Пусть, наконец, еретик мне скажет, какие есть страстные природные безупречные свойства плоти детей, которые Слово причислило [Себе] незадолго до этого [в момент Рождества] и которым Христос был причастен, если не еда, питье, сон, усталость и так далее? Вот ведь апостол о Христе говорит: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным», 1078 и далее: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» 1079 Искушен в чем? Ясно, что в наших безупречных природных немощах, из-за которых Он добровольно вочеловечился. Итак, когда [апостол] Павел свидетельствует, что «Христос искушен во всех немощах нашей природы кроме только греха», ты возмущайся уже больше не из-за наших слов о том, что, родившись, Христос воспринял все наши природные детские свойства тела и безупречные страсти. Поэтому я и привел эти свидетельства, в которых не мной было сказано: «Откуда ясно, что Христос, став человеком без семени и без греха, воспринял все наши чистые и безупречные природные действия?»

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Такое упражнение может помочь и в стрессовых ситуациях. «Да, в моей жизни произошли очень неприятные перемены, но я смогу пройти через это и идти дальше». Примеры защитных мыслей, помогающих священнику принять ситуацию и избежать усталости от сострадания: – это не будет длиться вечно; – я тоже пережил подобное и выжил; – я могу сделать то, что нужно, даже если мне тревожно; – это возможность научиться бороться с моими страхами; – моя тревога не убьет меня, просто сейчас я чувствую себя плохо. Восстановление: уйти в пустыню Евангелие рассказывает о том, как начиналось служение Христа – после Богоявления, когда Иоанн «увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», немедленно «Дух ведет Его в пустыню» (Мк. 1:10-12). И в пустыне Господь столкнулся со злом и победил его. Несколько раз, рассказывая о земной жизни Спасителя, евангелисты отмечают, что Господь иногда уходит, чтобы помолиться. Например, в Евангелии от Луки (5:15-16): «Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился». Перед совершением величайшей жертвы ради нашего спасения, о которой святитель Василий в своей Божественной литургии пишет: «спасительные Его страдания, животворящий крест, трехдневное погребение, из мертвых воскресение», Иисус молился в Гефсиманском саду: «И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колени, молился» (Лк 22:39-41). И мы должны подражать Христу, время от времени отвлекаясь от дел, чтобы помолиться. Итальянский писатель Карло Каретто рассказывает из своего опыта о важности уединения и молитвы для священников и всех христиан: «В пустыне мы встретились с Божественным Абсолютом, и все проблемы исчезли, включая кажущуюся пропасть между пустыней и городом. Да и не было никакой пропасти: пустыня не была пуста из-за отсутствия людей, но полна Божьего присутствия… И эта пустынная тропа есть и в городе, приглашая человека ступить на нее и приобщиться к созерцанию тайны Абсолютного Бога».

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-dlya-...

Греховное потемнение в сознании человека относительно смысла жизни и ее цели. – Эгоизм и чувственность, сделавшись руководителями человека в нравственной жизни, исказили в его сознании правильное представление о смысле и цели человеческой жизни. Вместо сыновней любви и жажды близости к Богу, человек стал чувствовать страх перед Богом и желание скрыться от Него ( Быт. 3:8 ). И чем дальше, тем более заметно постепенное уклонение человека от Бога и от своего высокого назначения. Идеалы жизни и стремления человека понижаются. Человек начинает думать по преимуществу о земле и земном, а не о Боге и высших законах бытия, ищет счастья, а не истины. В устроении своего земного материального благополучия он начинает полагать главную задачу и цель своей жизни. Энергия его ума обращается по преимуществу к тому, чтобы из природы, ее сил и законов извлечь, как можно больше полезного для своего земного существования. Начинается быстрое развитие материальной культуры, но одновременно с этим – огрубение нравов и искажение религиозных понятий и религиозного чувства, дошедшее до того, что люди стали искать Бога в мире вещей чувственных. Изменение в отношении природы к человеку. – Следствия грехопадения отразились и на видимой природе, насколько она зависит от человека, как своего владыки. «Проклята земля за тебя», сказал Господь Адаму при изгнании его из рая: «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; тернии и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою: в поте лица, твоего будешь есть хлеб» ( Быт. 3:17–19 ). Под бременем сего проклятия, земля стала менее плодородной, стихии стали как бы враждовать между собою и против человека, многие животные вышли из повиновения ему и стали для него самого страшны и опасны. По словам Ап. Павла, это ненормальное состояние, в которое поставлена тварь грехом человека, для нее самой тяжело и обременительно: «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 3:22 ). Болезни. Телесная смерть. – Повредивши все силы души, грех прародителей, – вследствие тесной связи души и тела, – внес соответствующее расстройство и в тело человека, внес семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий и, наконец, – как естественное следствие болезней, – смерть физическую. По библейскому учению, «Бог не сотворил смерть», «Бог создал человека для нетления» ( Прем. 1:13; 2:23 ). Условием этого бессмертия была праведность. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» ( Прем. 1:16 ). Напротив, грех вызывает смерть: «в день, в который ты вкусишь от дерева познания добра и зла», говорил Господь Адаму: «смертию умрешь» ( Быт. 2:17 ). Эта связь греха, и смерти объясняется не только тесной связью между телом и душою, но и тем высоким значением, какое придает Библия телу, как орудию духа ( 1Кор. 7:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Далее, из этого видно не только терпение Христа в трудах, но и удаление от пышности. Он не только утомился и сел на пути, но и остался один, а ученики Его ушли. Конечно, если бы Он пожелал, то мог бы или не всех учеников посылать, или, по удалении их, иметь при себе других служителей; но Он не хотел этого; а таким образом и учеников приучал презирать всякую пышность. Что же важного, скажет кто-нибудь, что они жили скромно, будучи рыбарями и скинотворцами? Правда, они были рыбари и скинотворцы, но они внезапно воспарили в высоту небес, и сделались важнее всех царей, удостоившись быть собеседниками Владыки вселенной и следовать повсюду за этим дивным Учителем. Вы знаете и то, что люди из низкого состояния, достигающие почестей, легче увлекаются высокомерием, неблагородно пользуясь почестями. Итак Христос, желая утвердить учеников Своих в неизменном смиренномудрии, учил их во всем умерять себя и ни в каком случае не требовать прислужников. Сам Он, как говорит евангелист, " утрудившись от пути, сел у колодезя " . Видишь, Он сел от усталости и жары и для того, чтобы дождаться учеников? Знал Он, что должно было случится у самарян; но не для того, главным образом, пришел сюда. А хотя и не для этого пришел, однако не имел нужды отгонять пришедшую жену, показавшую так много усердия к Его учению. Иудеи Его гнали, тогда как Он именно к ним пришел, а язычники привлекали к себе и тогда, когда Он шел в иные места. Те ненавидели Его, а эти веровали в Него; те негодовали, а эти удивлялись и поклонялись Ему. Что же? Ужели надобно было пренебречь спасением стольких людей и такую искреннюю ревность оставить без внимания? Это недостойно было Его человеколюбия. Поэтому Он и устрояет все в настоящем случае со свойственною Ему мудростью. Он садится, для отдохновения тела и прохлады, при источнике. Был самый полдень, что и означает евангелист словами: " сел у колодезя, было около шестого часа " . Что значит сел ? То есть сел не на престоле, не с возглавием, но просто, как случилось на земле. " Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Итак, не только Свои слова, но и Свой Дух Спаситель дает нам – потому что нам, людям с заболевшей душой, нужно это лекарство. Своею благодатью Господь лечит наши души: Примите Духа Святаго (Ин. 20, 22). Вы разучились любить? Пребудете в любви Моей (Ин. 15, 10). Вы утратили мирное устроение жизни и радостное ее восприятие? Мир Мой даю вам ; и радость ваша будет совершенна (Ин. 14, 27; 16, 24). Но у нас еще больно и тело: наше тело не способно жить с Богом. Оно и на земле-то не может жить более 100–120 лет. А прожить вечность в Царствии Божием тем более неспособно. Как его вылечить? Телесное надо лечить подобающим ему, т.е. телесным. И поэтому Господь и дает нам Свое Тело, чтобы исцелить наше тело, чтобы приучить его жить в Божественной среде, в Божественном наполнении: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28). Христос совершает с нами нечто подобное тому, что делает современная медицина. Представьте себе, что у человека болезнь крови: какие-то микробы появились в его крови или, напротив, организм человека не вырабатывает некие необходимые для крови, для жизни микроэлементы. Тогда врачи могут сделать человеку переливание его собственной крови (собственной – чтобы не было аллергии, отторжения). Тогда из вены через катетер кровь человека будут отсасывать, пропуская через надлежащие фильтры, очищая, затем насыщая, обогащая какими-то необходимыми веществами, а затем ему в артерию и вольют его же обогащенную кровь. Вот это и делает с нами Христос: Он усваивает Себе все наше человеческое естество со всеми нашими болячками, которые появились в нас после грехопадения (это так называемые неукорные страсти: утомляемость, доступность голоду, скорбям, страх смерти…) [ 2 ]. Адам до грехопадения не знал, что такое скорбь, усталость, голод… А Христос испытал, что это такое. Эта «новинка», которой не было в богозданном естестве Адама, именуется «страстью» потому, что «страсть» – это страдательность, это испытание давления, оказываемого на человека извне… Из этих «неукорных» страстей легко могут вырасти страсти греховные… Скажите, кто легче согрешит – тот, в ком есть страх смерти, или тот, у кого нет страха смерти? Кого легче понудить к предательству – смертного или бессмертного? Кто удобнее пойдет путем греха – голодный или не знающий голода? Наличие всех этих страстей делало человека более доступным для греха. Но Христос эти «неукорные» страсти (никак не приближаясь к подлинно греховным нашим страстям) в Себе исцеляет и уже исцеленное и вокресшее, преображенное человеческое естество Свое дает нам для исцеления нашей телесности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Павла, по повелению Иисуса, деятельная, пламенная работа для грядущего Царства; там – трусливый пессимизм по поводу жизненных бедствий и дуалистическое осуждение мира, здесь призывы «Всегда радуйтесь!», и радостное преодоление мира; там – удушливые тонкости мистики в апокалипсических мудрованиях, здесь – смелая деятельность в дерзновениях веры; там – потусторонние упования замыкаются в отрицание, здесь открывается путь от бесплодных потусторонних настроений к здравому сочетанию потусторонних надежд с жизнерадостностью. Для того, чтобы увидать всю разницу между юной силой христианства и иудейской усталостью, стоит лишь сравнить два следующие сходные по форме места из послания ап. Павла к Филиппийцам (III, 1) и из III книги Ездры (IX, 15): «Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том (же) для меня не тягостно, а для вас назидательно» и «Я прежде говорил, и теперь говорю, и после буду говорить, что больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли» (ор. cit. S. 8). Впрочем и у иудеев, мало по малу, суровая вера в воскресение лишь одних праведников сменяется, в более позднюю эпоху, распространением этого эсхатологического ожидания на всех людей без исключения. И хотя цель этого полагается во всеобщем Суде, но зато открывается надежда оправдания и не для одних лишь благочестивых избранников. И очевидно в логической связи именно с —294— этим расширением идеи воскресения уже сравнительно поздно (около конца II в. до Р. X.) появляется в иудейском религиозном ритуале обычай молитвы за умерших, пришедший из Египта, влияние которого стало все больше и больше обнаруживаться через сильную еврейскую колонизацию Александры со времен Лагидов 3921 . Греко-египетское влияние выдвинуло на смену грубо-националистическому подразделению всего человечества на Израиля и его врагов сперва более идейное сопоставления вообще «праведников» и «неправедников», а затем, в лице передовых вождей еврейской религиозности вроде Гиллеля или Гамалиила, поставило на первый планы принципы строжайшей справедливости Божией 3922 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С одной стороны, кажется, что заря утреннего солнца – Христа Спасителя уже заканчивается, и наступает время жара – время величайшей эпохи гонений на Церковь, которое было повторено только в XX веке. Но с другой стороны, это время перебрасывает мостик к самому концу времен. Потому что апостол Иоанн последним должен выпить чашу, которую ему обещал Иисус. Двум братьям, апостолам Иоанну и Иакову, которые очень хотели разделить правое и левое место возле Иисуса, Господь сказал: «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим» ( Мф. 20:23 ). И Иаков Заведеев действительно первым выпивает чашу, он первым казнен за Христа, а Иоанн идет сквозь время и остается нетронутым. Но сама кончина его очень загадочна, он исчезает бесследно в городе Эфесе. И это исчезновение во время начинающихся гонений на Церковь возвещает о том, чтобы Церковь продолжала ждать возвращающегося Христа. Чудо, которое всегда происходило в этот день, является свидетельством того, что Господь наш приходит, Господь наш грядет. И происходит оно для того, чтобы Церковь не утомлялась ждать. Ведь вполне понятна «усталость» первых христиан, которые ждали Христа со дня на день. Но замысел Бога заключался в том, чтобы не ограничиться только греками или жителями Малой Азии, Ему еще хотелось и русских обратить. У Господа остаются дальние планы на чеченцев, китайцев, индейцев и другие народы, которые тоже должны прийти ко Христу. В то время еще апостолы и не догадывались, что существуют такие народы, но Бог знал, что для того, чтобы собрать святых и из этих народов, Его пришествие задержится. И чтобы христиане не думали, что Второго Пришествие не наступит никогда, Господь и являет в конце апостольского века такие чудеса исчезновения из этого мира некоторых величайших святых. Смерть не коснулась апостола Иоанна, он во плоти исчез из этой вселенной, для того, чтобы снова вернуться, как и говорит ему Бог в откровении Иоанна Богослова: «Тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» ( Откр.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Так сотворены были первые люди. Адам и Ева, равно как и вся природа, были созданы нетленными, а все живое безсмертным. Человек не мог ни поцарапаться, ни разбиться, ни сгореть в огне или утонуть, ни задохнуться, ни даже испытывать усталости, недомогания, печали, голода, холода, зноя, старости или чего-либо подобного. Все это, вместе взятое, называется тлением. Бог, – говорит премудрый Соломон, – создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем. 2, 23–24 ). Как же вошла в мир смерть? Как человек и животные лишились нетления и стали тленными? Падение человека и лишение природы нетленности Бог создал человека со свободной волей. Человек мог подчиниться воле Создателя, поступить так, как Он заповедал, но мог поступить и наперекор сему. Бог дал человеку заповедь для утверждения его души в повиновении, но человек добровольно отпал от Бога, нарушив ее. Он мог нарушить ее, мог и не нарушить. Не предвидение Божие определило волю человека, который пал, а, наоборот, падение человека было предвидено Богом, Которым было предусмотрено и восстановление наше через Сына Своего еще прежде сложения мира. Подобным этому является и наше теперешнее состояние в том смысле, что каждый из нас может спастись, но каждый может и погибнуть, если отвергнет руку спасения, которую дает ему Бог. Бог никому не хочет погибели, но хочет и желает для каждого из нас спасения, так говорит пророк (см.: Иез. 18, 32 ). Но, несмотря на то что от каждого из нас зависит – принять или не принять спасение, данное Богом, Господь Бог, несомненно, знает того, кто примет и кто отвергнет это спасение. Так, опытный шахматист, глядя на игру других, часто сразу может предвидеть исход этой игры. Однако не от его предвидения происходит выигрыш или проигрыш, а от внимания и рассудительности, или умения, играющего. Послушаем святого Симеона Нового Богослова : «Первозданный Адам (первый человек, сотворенный Богом), будучи в раю, впал, по внушению змия, в гордость и, возмечтав быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от (плода) древа, от которого Бог повелел ему не ясти. За это предан он великим карам – тлению и смерти для смирения гордыни его... Адам согрешил великим грехом, потому что словам Бога не поверил, а словам змия поверил. Сравни Бога и змия и увидишь, как велик был грех премудрого Адама» (Слово 1, § 1).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010