Освобождение архимандрита Ефрема (+ ВИДЕО + ФОТО) Несмотря на усталость от долгой дороги и слабое здоровье (у отца Ефрема тяжелая форма диабета) игумен с причала направляется прямо в храм: провести литургию, день его возвращения в православном календаре пришелся на праздник Похвалы Богородицы. 2 апреля, 2012 Несмотря на усталость от долгой дороги и слабое здоровье (у отца Ефрема тяжелая форма диабета) игумен с причала направляется прямо в храм: провести литургию, день его возвращения в православном календаре пришелся на праздник Похвалы Богородицы. 31 марта монахи Афонского монастыря встречали архимандрита Ефрема. Того самого, которого греческие власти заключили под стражу, за которого поручались иерархи Русской Православной Церкви, и благодаря которому в Россию была доставлена одна из главных христианских святынь — пояс Пресвятой Богородицы. На приветственные гудки монастырского катера сотни верующих у причала отвечают дружным хором песнопений: настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем возвращается на Афон — позади три месяца, ставшие испытанием для всего православного мира: с декабря прошлого года настоятель древней и почитаемой обители находился под стражей в афинской тюрьме по обвинениям в мошенничестве и отмыванию денег. Несмотря на усталость от долгой дороги и слабое здоровье (у отца Ефрема тяжелая форма диабета) игумен с причала направляется прямо в храм: провести литургию, день его возвращения в православном календаре пришелся на праздник Похвалы Богородицы. «Я ушел 26 декабря, в день Пресвятой Богородицы, и возвращаюсь снова в Ее день. Все это время, находясь в заключении, когда я призывал имя Пресвятой Богородицы, тотчас получал силы, в которых нуждался», — рассказывает настоятель Ватопедского монастыря игумен Ефрем. Про Ватопед и его монахов говорят, что они находятся под «особым» покровительством Богородицы: семь икон с ее ликом, хранящихся в монастыре, считаются среди верующих чудотворными. Здесь же хранится и частица пояса Девы Марии: среди прочих недугов, верят православные, она способа исцелять женское бесплодие, но на территорию Афона женщинам вход строго воспрещен, и в прошлом году впервые за семь веков святыню вывезли за пределы Греции: в Россию, где ей поклонились миллионы верующих. Игумен лично сопровождал ковчег с поясом и по странному совпадению был арестован сразу после возвращения из этой поездки. В истории с освобождением старца Ефрема без чудес, явленных Богородицей, по его собственным словам, тоже не обошлось.

http://pravmir.ru/osvobozhdenie-arximand...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя Крестопоклонная 8 мин., 17.02.2024 Содержание 7 апреля 2024 года — третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. Она посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Оно напоминает о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, что он является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом. Также образ креста говорит еще о том, что вся наша жизнь — это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой и ведет пост. Во время Всенощного бдения в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами Крест, и люди поклоняются ему. Лейтмотив службы — Крест как древо спасения и как райское древо жизни. На Литургии вместо Трисвятого поется гимн «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». «Преполовение» (половина) Великого поста: крест Из книги протопресвитера Александра Шмемана " Великий пост " : Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона. Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья:

http://foma.ru/nedelya-krestopoklonnaya....

Крестный путь на другой континент Беседа с протоиереем Георгием Зелениным, настоятелем храма архангела Михаила в г. Патерсоне (штат Нью-Джерси, США) Сентябрьские дни в Москве выдались солнечными и не по-осеннему теплыми. Очень верно сравнил их с пасхальными иеромонах Роман (Красовский) из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, один из 34 членов делегации Русской Зарубежной Церкви, сопровождавшей Курскую-Коренную икону Божией Матери в Россию. А протоиерей Георгий Зеленин, настоятель храма архангела Михаила в городе Патерсоне близ Нью-Йорка, заметил, что в храме Христа Спасителя, кажется, и время сегодня ощущается и течет по-иному. Несмотря на многочасовое дежурство у святыни, пение акафиста, стояние в длинной очереди, усталости не чувствуют ни священнослужители, ни люди, с утра до позднего вечера притекающие к долго ими жданному святому образу. Мы беседуем с протоиереем Георгием Зелениным, который первым среди священнослужителей РПЦЗ нес дежурство у чудотворного образа в храме Христа Спасителя. – Отец Георгий, вы были одним из первых священнослужителей, кто дежурил у чудотворной иконы в храме Христа Спасителя… – И ощущал в присутствии святыни то же чувство трепета, что и девятнадцать лет назад, когда семинаристом впервые сопровождал икону из Джорданвилля в Нью-Йорк. Тогда икона стояла у меня на коленях, и было необычайно острое ощущение, что ты прижимаешься к Матери Божией, к Ее Богомладенцу и что вся российская история в это время находится у тебя на коленях. И от этого единения рождалось особое чувство, ведь именно эта икона была в покоях царя Феодора Иоанновича, для нее царица Ирина своими руками вышивала ризу; вспоминался и князь Дмитрий Пожарский, который имел ее при своих войсках в годину Смутного времени, когда этой иконой благословлялось русское воинство изгонять из российских пределов тех, кто творил беззаконие в земле русской; вспоминался и почитавший образ фельдмаршал А.В. Суворов, единственный полководец за всю историю, который не проиграл ни одного сражения.

http://pravoslavie.ru/32155.html

Однажды Евстафий отправился на охоту, и слуга, посланный на поиски зверя, донес ему, что недалеко пасется стадо оленей. Стратиг в надлежащем порядке расставил охотников и распорядился, как вести травлю. Когда спутники его праздно стояли в ожидании, из чащи показался олень, из-за своей мощности и быстроты бега опередивший все стадо, который привлек к себе глаза Евстафия и, подобно какому-нибудь прославленному вражескому воину, как бы вызывал его на бой. И вот Евстафий, велев всем охотникам на указанных им местах ожидать стада, в сопровождении нескольких спутников, отпустив поводья, стремительно бросился в погоню за тем оленем. Затем, когда спутники его утомились, он продолжал погоню один, конь его не знал усталости, и Евстафий не остановился до тех пор, пока олень, увидев его без спутников и вскочив на вершину отвесной скалы, недоступную даже для этих животных, не прекратил одновременно своего бега и преследования охотника. Теперь казалось, что ловец не настиг добычу, но сам стал жертвой того, кого преследовал. Стратилат в поисках места, где ему было бы возможно подняться на скалу, чтобы не упустить такую редкостную добычу, на самом деле был уловлен великой и божественной мудростью. Ибо на голове увиденного им оленя между обоими рогами его был ярко сверкающий и, как пламя, горящий крест, а между этим изображением страсти Господней в воздухе, будто на иконе, начертан был сам претерпевший во плоти за нас. И тут же прозвучал глас: “Плакида, что ты гонишь меня?”. Ибо тогда еще Евстафия так звали. “Я – Иисус Христос, радуюсь на твои добродетели и определил, что несправедливо такому богатству скрываться в глубокой тьме идолослужения и пропадать втуне. Единственно любовь к человекам и желание спасти их подвигло Меня, Бога, обитающего Небеса, кому поклоняются невещественные силы, сойти на землю, приняв образ, в котором ты Меня зришь”. Пораженный столь пречудным видением и гласом, Плакида тут же упал на землю – у него не достало сил зреть и слышать подобное, а паче того из благоговения, ибо ему открылся рекший. Оправившись от великого удивления и немного придя в себя, он спросил в сильном душевном страхе: “Кто ты, владыка?”. И снова услышал тот же глас, исходящий от святого образа Господня: “Я – Иисус Христос, создавший из небытия весь мир, своими руками сотворивший человека и простерший свое человеколюбие и далее, спасши его, сломленного грехом”. И по порядку перечислил свое вочеловечение, распятие, смерть, погребение, все, что даровало освобождение роду людскому, порабощенному и воистине простертому во прахе, а также вознесение и причастность тайнам. Услышав эти слова, Плакида, как Павел, 533 просветился Божественных тайн и уверовал, чему внимал и что узрел, и показал делами своими, что сеятель небесный бросил зерна не на каменистое место и не в терние, но в тучную землю. 534

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Здравствуй, Святой Петербург! 12.08.2008 439 Время на чтение 3 минуты Группа паломников - прихожан храма в честь иконы Божией матери " Утоли моя печали " - недавно вернулась из поездки в Санкт-Петербург. Как в хорошей православной семье, в этой паломнической группе, основу которой составили ребята из воскресной школы храма с родителями, были представители разных возрастов и разных поколений: шумные школьники-младшеклассники, снисходительные к возне " малышни " юноши и девушки, женщины и мужчины активного возраста, бабушки... Особый статус поездке придавало то, что возглавлял группу настоятель храма игумен Нектарий. Те, кто ехал в столь дальнее паломничество впервые, конечно, переживали: как-то скажется на здоровье и настроении дорога? Почти сутки автобусом до Питера - не шутка! Но бывалые паломники, которых в группе оказалось немало, спешили развеять опасения: " С Божией помощью всё устроится. В паломнических поездках усталость не чувствуется! " Забегая вперед, на собственном опыте могу сказать: это действительно так; непостижимым образом даже сон в прокрустовом ложе заднего (не раскладывающегося!) автобусного сиденья может быть практически столь же безмятежным, как в собственной спальне. Впрочем, возвратившись из паломничества, совершенно не хочется углубляться в сторону бытовых вопросов. Разве что, может быть, в порядке " обмена опытом " стоит отметить, что надувные дорожные подушки- " ошейники " оказались нелишними во время сна, а специальные компрессионные гольфы (продаются в ортопедических салонах) многим помогли справиться с неизбежными в сидячей поездке отеками. Автобус двигался на север, менялся вид за окном: деревья по обочине становились выше, трава гуще, а проселочные дорожки манили желтизной песка. Первая остановка - Рязань. Здесь, в тихом храме в центре города, нас ждала Любушка Рязанская - святая, чье житие в чем-то перекликается с житием Ксении Петербургской. Снова дорога, и вот - Петербург, Смоленское кладбище, часовня... " Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас! " - многие из нашей группы имеют опыт пения на клиросе, и мы честно стараемся попасть в тон с местным батюшкой. На улице, у стеночки часовни, тоже молятся верующие. Эта традиция сохранилась с советских времен, когда часовенка была закрыта и заброшена, и приложиться к мощам святой, попросив ее помощи и заступничества, возможности не было. На вечерней службе в соборе Свято-Иоанновского женского монастыря (на Карповке), где покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского,- исповедь у отца Нектария, а назавтра за литургией мы причащаемся уже в храме Александро-Невской лавры...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

И мирянин, живущий долго на Афоне, может пережить, хотя и не вполне, а лишь отрывками, все те разнообразные минуты скорби и отрады, которых глубокое и необычайно тонкое сплетение составляет науку монашеской жизни, “науку из наук”, как говорят учители-аскеты. Греки при начале Великого поста нередко приветствуют друг друга так: “Желаю тебе благополучно преплыть Четыредесятницы великое море”!.. Истинно великое море! Море голода и уныния, море усталости и насильственной молитвы, от которой, однако, сама совесть, сама личная воля не позволит отказаться без крайнего изнеможения! И сколько невидимых “камней” духовного преткновения! Над церковью в Руссике есть хоры; за хорами этими две небольших кельи; в кельях этих нет ничего, кроме аналоя с крестом и Евангелием и одного кресла для отдыха духовнику. Кельи эти дверями выходят в коридор, а на хоры окнами, заклеенными тонкой и темной материей, сквозь которую слышно все богослужение бесконечного, истинно всенощного бдения (оно продолжается иногда 13—14 часов!). Посмотрите, как теснятся в коридоре у дверей этих келий скорбящие монахи всех возрастов и всяких степеней духовного опыта! Они ждут не дождутся очереди излить души свои перед старцами! Они пришли сюда признаваться в самых тонких “искушениях”, открывать самые затаенные “помыслы”; или выразить свое отчаяние, если телесный подвиг поста тому или другому из них не по силам; быть может, даже сознаться в минутном раскаянии, что стал монахом, в преходящем, но мучительном порицании монашества и сурового устава святогорских киновий. Или еще в худшем — в гневе и ропоте на самого этого старца за его требования. Именно на это-то и ответят им с любовью великого опыта, и посмеются немного, и расскажут что-нибудь подобное или из своей прошлой жизни, или из преданий. Но вот близится к концу своему плавание по “великому и бурному морю” глубокой, разнообразной и таинственной борьбы могучего духа с бессильной и многострастной плотью. Настает “Великая неделя” страданий. И в честь Христа, во славу Божию человеческие усилия становятся еще более жестокими… Службы церковные еще длиннее и беспрерывнее, пища еще ограниченнее, время сна и роздыха еще короче. Нравственные требования аскетически настроенной совести еще неумолимее! И тут-то с особенной ясностью и случается видеть, как может действовать сильная вера и аскетическая выработка на изможденную плоть!

http://azbyka.ru/fiction/pasxa-na-afonsk...

Из дневника матушки Юлии Сысоевой Когда несли гроб, уже на кладбище, я опять в такую скорбь впала, не выразить, и вдруг прямо под ноги — букет фиолетовых ирисов. Я сразу поня­ла, что от него. 18 ноября, 2014 Когда несли гроб, уже на кладбище, я опять в такую скорбь впала, не выразить, и вдруг прямо под ноги — букет фиолетовых ирисов. Я сразу поня­ла, что от него. 21 ноября в 19:00 в конференц-зале гостиницы «Даниловская» у Свято-Данилова монастыря состоится вечер памяти иерея Даниила Сысоева, в связи с 5-летием со дня его мученической кончины. На вечере памяти прозвучат истории людей, пришедших к православной вере благодаря его проповеди. Сегодня мы публикуем записи из дневника матушки Юлии Сысоевой, сделанные в первые дни и месяцы после убийства о. Даниила. 19. 11. 2009 Они пропали. Пропали самым таинственным образом — были, и вот теперь их нет. Вот уже несколько лет они служили мне верой и правдой. Из одной машины перекочевывали в другую. Они вытерлись и растя­нулись, но их таинственное приятное тепло всегда утешало меня. Они всегда были теплыми, такими теплыми, как бы­вает теплой святыня, источающая из себя невидимый свет, который согревает всех приходящих к ней. Видимо, их вя­зали с молитвой и отпустили в мир как еще одно маленькое оружие против вечной ночи. Откуда они взялись, я не знаю, кажется, что они были у меня всегда, но это не так. Раньше у меня были другие четки, которые тоже пропадали внезап­но и при невыясненных обстоятельствах. Я никогда не покупала четки, они сами находили меня и покидали в тот момент, когда я переставала молиться или когда я сводила свою жизнь к совершеннейшей суете. Все мои четки были одинаковым числом — тридцать, ни больше ни меньше, такие, какие были нужны. Первые четки были подарены мне в Оптиной, кто точно подарил, не помню. Оптина, Оптина… Это было время прихода к вере. Я тогда могла стоять на службе несколько часов кряду, не зная усталости и лени. Я могла встать в пять утра, в синих холодных сумерках, когда сводит зубы от холода, а тело бьет крупная дрожь. Искупаться в ледяном источнике, а затем, как на крыльях, пойти в скит на раннюю и стоять там, не чув­ствуя под собой ног, вслушиваясь в каждое слово стройного братского пения. Они, мои первые четки, пропали в тот мо­мент, когда я ехала к духовнику своего будущего мужа за бла­гословением на дружбу с моим женихом. Я собиралась замуж.

http://pravmir.ru/iz-dnevnika-mayushki-y...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Римские заметки «Римские заметки. All’ombra di Roma» отца Георгия Чистякова — путевые очерки, своеобразные «лирические-культурологические» эссе о Риме. Рим, как его показывает отец Георгий — как бы средоточие всей европейской культуры (нашедшая свою опору в христианстве). Здесь сошлись Античность, Средневековье и Ренессанс, кесари и Папы, живопись катакомб и живопись Микеланджело… «Римские заметки» — своеобразный путеводитель по Риму — не только как города, но прежде всего как культуры. «Мы с нетерпением ждали, – записал (это было в 1838 г.) в своем дневнике французский священник о. Луи Бовэн, – что вот–вот увидим, как открывается вид на великий город. Но тем не менее усталость от прошедшей и предыдущих ночей приводила к тому, что всех нас то и дело бросало в состояние изнеможения; вдруг, когда мы поднялись на какую-то возвышенность, «vetturino» закричал нам, показав вперед своим хлыстом: Roma! И действительно, мы тут же увидели сквозь утренний туман купол Святого Петра. Нашим глазам в нем как бы открылся весь Рим, древний и новый». Купол Святого Петра… «Мы простояли почти час, не сводя глаз с купола, и ни за какие деньги не ушли бы отсюда», – напишет потом Диккенс в своих «Картинах Италии». И Стендаль – в «Прогулках по Риму». Стендаль и квартиру себе в Риме всегда снимал так, чтобы из окон был виден этот купол. Трудно, а наверное, просто невозможно сказать, что именно из творений Микеланджело более совершенно. Pieta… Сикстинская капелла… Моисей в церкви San Pietro in vincoli на склоне Эсквилина… Знаменитый Davitte colla fromba – «Давид с пращой», как называет его в стихах сам художник… Воскресший Иисус из готической церкви, что находится рядом с Пантеоном… Стихи… Нет, наверное, все-таки этот купол – последний из его шедевров, законченный лишь через 10 лет после того, как его 89–летний творец скончался. La Cupola, как говорят итальянцы, непременно ставя ударение на том, что здесь слово «купол» и пишется и произносится с большой буквы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

О некоторых гонимых «измах» Содержание Психологизм Эмоционализм Сентиментализм Рационализм Что значат эти измы?     Каждая эпоха имеет свои лозунги, свои любимые словечки. Борьба идей и стилей, ведущаяся тяжелыми, регулярными армиями ученых, критиков, философов, богословов, заостряется в нескольких крылатых формулах, – употребляемых одними, как оружие, другими, как знамя. Легкая кавалерия публицистов пользуется почти исключительно этим оружием, которое для широких масс кристаллизует духовное содержание века. Изменчива судьба слов; некоторые из них способны навести на элегическое раздумье не хуже похвальных надписей на гробницах древних, некогда славных, но ныне угасших фамилий. Символы, которые для наших дедов были знаком совершенства, бросаются нами для выражения презрения. Мы убиваем словом, которое некогда было увенчивающим лавром: так Локки убивает Бальдура веткой омелы. Давно ли говорили о чувствительности, как о высоком строе души? В следующем  поколении таким патентом на культурное благородство служило слово «позитивизм». Можно ли придумать что-нибудь более компрометирующее, чем эти титулы в наши дни? «Идеализм» и «реализм» по очереди, в вечной смене боевого счастья, то поднимаются, то падают на весах культуры. Я говорю об этом не от усталости душевной, не для того, чтобы вывести из этой неустойчивости оценок урок релятивизма или иронии. Я убежден, что лежащая за поверхностью словесно-литературной борьбы человеческая драма истории полна глубокого  смысла, хотя и трудно уловимого. Изучение судьбы слов, в которых эпоха выражает себя, дает ключ к ее глубине, невыразимой в слове. Я хотел бы предложить взиманию читателя несколько крылатых словечек нашего времени, чтобы за ними уловить дух «времени». Не только для того, чтобы узнать его, но и для того, чтобы с ним бороться. Почему я выбираю не положительные, а отрицательные лозунги века? Потому, что наше время лучше находит себя в отрицании старых, чем в утверждении новых ценностей. В борьбе со старым объединяются чуть ли не все; в поисках нового  начинается разброд. Конечно, можно было бы найти несколько слов, в которых новое поколение пробует утверждать свой идеал жизни: порядок, единство, собранность, дисциплина, строительство, конструктивность... Но ни одно из них не приобрело священного  смысла знамени, за которое борются и умирают. Умирают за революцию, за нацию, за Церковь , за вождя. Но все эти идеалы разделяют, а не соединяют. Объединяющие  врагов боевые или практические добродетели еще не получили освящающих имен. Зато в общей ненависти к отходящему веку все различая исчезают. Атеист-комсомолец и православный фашист подают друг другу руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитва на удалёнке 29.04.2020 560 Время на чтение 6 минут Источник: Прихожанин То, что наши храмы могут закрыть, не секрет для православных, знающих о событиях Апокалипсиса из одноименной книги апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Правда, точной даты грядущего конца света там не указано – книга имеет педагогическое значение для христианских народов разных эпох. Милостью Божией таинство Евхаристии пока совершается и службы идут, но сложившаяся в результате эпидемии ситуация привела к совершению богослужений при закрытых дверях в большинстве церквей мира. Где-то небольшому количеству верующих удавалось помолиться на той или иной службе, но в целом Страстная седмица и Пасха прошли в пустых храмах. Многие монастыри и храмы организовали онлайн-трансляции богослужений. Для этого использовались их страницы в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook» и на УоиТиве-канале. Таким образом прихожане могли услышать привычное пение хора и увидеть любимого батюшку. Причаститься на эту Пасху мало у кого получилось, и этот факт опечалил православных, но были в эти пасхальные дни и неповторимые моменты. Большинство людей на Страстной седмице вынужденно находились дома. С Великой Среды начинаются самые значимые богослужения, которые христиане обычно в полном объеме посещать не могут из-за работы или по состоянию здоровья. Кто-то привык причащаться в Великий Четверг, кто-то слушать в храме двенадцать Страстных Евангелий, кто-то молиться на службе, где совершается вынос или погребение Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. Всегда есть желающие причащаться в Великую Субботу, но мало кто выдерживает весь этот богослужебный ритм, кроме монахов, служителей храмов и клироса. Но вот трансляция служб позволила многим побывать на всех богослужениях Страстной седмицы, вникнуть в их содержание, которое часто ускользает от разума, когда приходится подолгу стоять в переполненном храме. Строгий пост, усталость, плохая слышимость из-за большого наплыва людей – и значительная часть смысла, увы, остается за кадром.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/29/molitv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010