б) с появления закона люди осознают неправильность своей жизни и поэтому несут ответственность за грехи. И поскольку «возмездие за грех – смерть» (6. 23), то закон тем самым служит к смерти человека (7. 9–10) в) однако сам по себе закон свят и дан от Бога, чтобы указывать, какой жизни Бог ожидает от человека (7. 12–13) г) грех, живущий в человеке, превращает «доброе» (т. е. закон) в смерть для человека. Психология греха а) закон не может помочь человеку, потому что «закон духовен», а человек «плотян» (7. 14). «Продан греху» – проданный в рабство, т. е. подвластный б) обитающий в человеке грех заставляет его делать противное собственной воле. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (7. 19–20) в) этот «закон греха» не позволяет человеку исполнять закон Божий, внося в человеке болезненную раздвоенность: «Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (7. 25) Преодоление власти плоти и усыновление Богу в Духе Святом (8) Жизнь по Духу а) от действия «закона греха» человека освобождает «закон Духа»: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (1–4) Под именем закона духа (апостол) разумеет здесь Духа, – как грех назвал законом греха, так и Духа называет законом духа. Но и закон Моисея он наименовал также духовным, сказав: «Ибо мы знаем, что закон духовен». Итак, какое же различие? Большое и бесконечное. Тот есть закон духовный, а этот – закон Духа. Чем же отличается один от другого? Тем, что один только дан Духом, а другой, принявшим его обильно, даровал Духа (свт. Иоанн Златоуст ) б) живущие не по плоти, а по духу становятся жилищем Духа Божия (8. 9) в) этот Дух оживляет смертное тело человека и побеждает в нем «закон греха»: «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (8. 11) г) Дух Божий, обитающий в человеке, свидетельствует о его богосыновстве: вы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (8. 15–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Будучи следствием греха, наказанием за грех, телесная смерть представляет собой явление вполне сообразное с самой сущностью греха. Посредством греха человек отделился от бога, источника жизни, и умер таким образом духовно. Если человек захотел отделиться от Бога, источника жизни, если он захотел умереть, то ему, сообразно с его желанием, и определяется видимая, телесная смерть. Затем, телесная смерть имеет то значение, что она открывает пред человеком всю отвратительность и тяжесть того состояния, в которое он ввел себя чрез грех. И, наконец, она служит некоторым очистительным средством. Чтобы очистить тело, оскверненное грехом, нужно разрушить это самое тело, как нечистый сосуд, чтò и достигается посредством телесной смерти 266 . Таким образом и телесная сторона природы человека вследствие греха потерпела повреждение: тело человека вследствие греха подверглось различного рода болезням и тлению. Потерпев вследствие греха повреждение как в духовной, так и в телесной стороне своей природы, человек подвергается также за свой грех различного рода физическим бедствиям и несчастиям. Всякого рода физические бедствия и несчастия, постигающие людей, стоят в зависимости от греха и являются как наказания за грех. Доказательство этого можно находить прежде всего в том определении наказания, которое Господь высказал Адаму за его грех. «за то, что ты послушал голоса жены твоей, – сказал Господь Адаму, – и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» ( Быт. 3:17–19 ). В приведенных словах Господь в наказание за грех Адама подвергает проклятию землю, так что Адам в наказание за свой грех должен со скорбью и с усиленными трудами возделывать землю, чтобы добыть себе хлеб для пропитания. Но, несмотря на усиленные труды при обрабатывании земли, последняя нередко будет произращать вместо хлеба терние и волчцы, такие произведения, которые будут негодны для питания. Таким образом здесь предрекаются Адаму в наказание за его грех неурожаи, несмотря на усиленные труды при обрабатывании земли, отсюда голод и необходимость питаться полевой травой. Это наказание Господь высказал и Каину за убийство брата его Авеля. «Ныне проклят ты от земли, – сказал Господь Каину. – Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя» ( Быт. 4:11, 12 ). Наказание это и теперь тяготеет над человеческим родом: и теперь нередко земля, несмотря на усиленные труды человека при обрабатывании ее, дает самые ничтожные урожаи, так что люди нередко испытывают голод и принуждены бывают питаться самыми непригодными для питания продуктами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

е. Примиритель, Который утишил бы этот гнев принесением единичной жертвы. Об этом Апостол говорит: Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись ныне Кровию Его, спасемся Им от гнева ( Рим. 5, 9–10 ). То, что мы через Ходатая примиряемся с Богом и получаем от Духа Святого, чтобы из врагов сделаться сынами, ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии ( Рим. 8, 14 ), это – благодать Божия в Иисусе Христе, Господе нашем». 96 «Чтобы сказать об этом Ходатае все, как следует, надо говорить пространно, хотя сказать по достоинству для человека и невозможно. Ибо кто может выразить вполне подходящими словами только то одно, что Слово стало плотию и обитало с нами ( Ин. 1, 14 ), чтобы мы верили в Единственного Сына Бога Отца Вседержителя, рожденного от Духа Святого и Марии Девы? Слово стало плотию так, что плоть была воспринята Божеством, а не Божество изменилось в плоть». 97 «Зачатый без всякого удовлетворения плотской похоти и поэтому не имеющий первородного греха, также благодатью Божией дивным и неизреченным образом соединенный и срощенный в единстве благодати, но по природе и Сам поэтому не совершающий никакого греха, Он, однако, вследствие подобия плоти греха, в которой пришел (см. Рим. 8, 3 ), назван и Сам грехом, долженствующим омыть грехи жертвой. В Ветхом Завете грехами назывались жертвы за грехи (см. Ос. 4, 8 ). Он и стал в действительности жертвою за грехи, по отношению к которой те жертвы были тенью. Почему, когда Апостол сказал: От имени Христова просим: примиритесь с Богом, – он непосредсвенно прибавляет и говорит: Не знавшего греха Он сделал для нас грехом, чтобы мы в Нем сделались праведнъши пред Богом ( 2Кор. 5, 20–21 ). Не говорит, как читаем в некоторых ошибочных кодексах: «Не знавший греха совершил для нас грех», – как будто вместо нас Христос согрешил Сам; но говорит: «Не знавшего греха (т. е. Христа), за нас грехом сделал Бог», с Которым мы должны примириться. Итак, Он – грех, чтобы мы были – правдой; и не нашей, но Божией; и не в нас, но в Нем: Он подобием плоти греха (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

    П. Изложи мне это еще яснее, потому что я не очень понимаю.     К. Не утверждаем ли мы, Палладий, что Христос претерпел за нас смерть, «да и живущий не к тому себе живут, но умершему за них и воскресшему», то есть Христу (2Кор. 5:15)?     П. Без сомнения утверждаем.     К. Итак, мы живем Христу, жительствуя по Евангелию и гнушаясь омертвением, происходящим от греха, или смертью от страстей. Так и божественный Петр пишет о Христе: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2:24); ибо думаю, что те, которые имеют в виду жить светло, должны быть вдали от всего умерщвляющего и хорошо успевать в том, чтобы избавиться от скверн.     П. Правильно говоришь.     К. Итак, нимало не будет страдать как бы недугом проказы решившийся жить для Христа, последующий евангельским вещаниям и отвергающий мертвенность, от греха происходящую.     П. Согласен.     К. И это есть один способ, которым мы может благоугождать Богу; другой же может состоять в следующем: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание» (Кол. 3:5), мы должны являться как бы уже умершими греху, притом совсем, и уже более не жить в нем. В этом утверждает и божественный Павел, говоря: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:1-2). Посему как при избрании Жизни для Христа закон подвергает осуждению умирание отчасти, так и в умирании для греха житие в нем было бы опять осквернением, не свободным от обвинения со стороны закона. Поэтому-то сказано, что если проказа будет на всем теле и как бы омертвение распространилось по всем членам (а это означает умершего греху), то осквернения уже нет в теле: ибо чист есть, сказано, весь совершенно умерший греху, не уступил ему ни одного места и как бы не дал водвориться себе. «Аще же, — сказано, — явится на нем плоть жива... опять, то осквернит его плоть» живая: ибо вообще житие для греха, хотя бы отчасти, являет скверным недугующего сим; потому «малая закваска, — сказано, — квасит все тесто» (1Кор. 5:6). Истинно слово сие: «Аще же составится, — сказано, — плоть живая, и изменится в проказу, то пусть разрешится от обвинения: чист есть»; ибо избавился от того, чтобы и отчасти жить для греха, как скоро дух его перешел к омертвению похвальному и истинно предобрую испытывает перемену состояния. Итак, повторю в главных чертах то, что сказал: если мы живем для Бога, то да не будет в нас ничего мертвого; если же умерли для греха, то да не будет в нас живым ничто из него. Вот светлый путь нашего святолепного жительства, не имеющего ничего укоризненного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

«Грех неразлучен и с высшими нравственными проявлениями человека. Зло возмущает и самые чистые и святые минуты жизни. За милосердием, напр., самым искренним и бескорыстным следуют тихие движения духовного тщеславия, ревность против пороков незаметно переходит в жестокость или горделивое самоуслаждение собственною праведностью. В сорадовании счастью друга невольно ощущаются судороги зависти, почему гораздо легче сострадать страждущим, чем сорадоваться радующимся, но и в самом сострадании есть какая-то сладость, очень подозрительная»... («Письма о конечных причинах». Прибавления к Твор. свв.отцев 1851г. стр.738). Отсюда видно, что грех плодовит и многочаден не только вне человека, совершающего его, но и внутри его. Эту чрезвычайную плодовитость греха оплакивает ап. Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим.7:19,20 ). 413 «Но егда человек приходит в глубину зол, – нерадит» ( Притч.18:3 ). Он уже начинает стыдиться не греха, но добра в своей природе. Бл. Августин в своей буйной молодости чувствовал крайний стыд, что он отстал в пороках от своих товарищей, и из-за желания приобрести позорную славу готов был на всякую гнусность. Несмотря на эту власть тьмы, грех не изглаживает в человеке все черты богоподобия. Не следует высокомерно проходить мимо грешника. Возможность исправления всегда есть в нём. Никто не может знать, что есть в человеке и что в нем осталось неповреждённого, кроме Духа Святого. Раскаяние § 100. Переход от зла к добру В предыдущей главе мы видели и силу греха, и в то же время предусмотрели возможность борьбы с ним. Борьба с грехом – явление не только возможное, но и должное, для самого грешника желательное. Человек чувствует над собой некоторое насилие греха, возмущается этой властью, скорбит о содеянном, помышляет об избежание греха в будущем. Это – начало борьбы с грехом и называется раскаянием. Кто хорошо знаком с этим чувством, тот легко верит библейскому учению, что наша греховность есть в значительной части последствие греха прародителей, продолжение этого греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

8 ст. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Никто из людей не может сказать, что он не имеет греха, хотя бы он и достиг высоты нравственного совершенства. И если кто утверждает, что не имеет греха, тот самообольщается, не видит своего действительного нравственного состояния, в таком человеке истины нет. Видимо среди читателей были такие лжеучители и их то апостол и обличает, про них-то и говорить апостол, что в них истины нет. Призывая верующих ходить во свете, апостол не то хочет сказать этими словами, что кто ходит во свете, тот уже совершенно не грешит. Нет. Хотя мы и очищаемся в таинстве крещения от первородного греха, но склонность ко греху в нас остается, возможность грешить от нас не устраняется. А по сему хождение во свете означает наше искреннее желание исполнять заповеди Божии и всемерное стремление избегать всякого греха. Но часто при всех наших усилиях не грешить, мы все же падаем, искушаемся, грешим. Падать духом в таких случаях мы не должны; у нас есть средство очиститься от грехов. Это – таинство исповеди. 9 ст.      Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды, исповедать грехи, это – значить сознать их и отказаться от них совершенно. При таком условии нашей исповеди Он, т. е. Господь, будучи верен, т. е. будучи всегда верен – как сама истина – своим словом и обещанием прощать кающегося грешника, и приведен, – т. е. будучи судиею без всякого лицеприятия, простит нам грехи наши, т. е. изгладить, сотрет, простит их совершенно и не помянет их, и очистит нас от всякой неправды, т. е. своею честною кровью, крестными заслугами, очистит нас от всякой неправды, т. е. нравственной нечистоты. 10 ст. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас... Но если мы говорим, что не имеем греха, и не только не имеем греха, т. е. сейчас в данный момент нашей жизни, но еще утверждаем, и говорим, что мы не согрешили, т. е. и в прошлом нашем не имели грехов, иначе говоря за нами вообще нет грехов, то в таком случае представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Первая, догматическая часть Послания доказывает положение об оправдании верой. Павел отправляется от факта всеобщности греха. Он, прежде всего, показывает, что ответственность за грех несут и язычники. В естественном откровении им было дано познание Бога, которым они пренебрегли. Те страшные грехи (в том числе и в первую очередь грехи против естества), в которые они впали, были попущены Богом в наказание. Но сила греха господствует и над иудеями, и Павел признает непреложные преимущества иудеев, покоящиеся на нерушимом слове Божием. Из факта всеобщности греха Апостол делает вывод, что и путь оправдания должен быть общий для всех. Этот общий путь есть путь веры. Мысли ап. Павла могут быть сведены к следующим основным положениям. Первое: в основании спасения лежит объективный момент – явление благодати Божией в искупительном подвиге Христовом. Второе: но к этому объективному факту человек приобщается верою. Бог по благодати дает, человек по вере принимает. И наконец, третье: спасение как усвоение благодати верою есть явление правды Божией. Оправдание как уничтожение греха предполагает восстановление утраченной славы. Вера как начало оправдания противополагается закону. Оправдание дается даром, по благодати, без закона. Закон дает объективную норму, которая позволяет судить о наличности греха. Оправдать может вера, как оправдала она Авраама. Обетования, данные Аврааму и семени его, основаны на праведности веры, а не на законе. Но остается долгий путь возрастания в праведности. На этот путь Павел и зовет верующих и в первую очередь самого себя. Павел противополагает двух Адамов: первого, которым вошел грех, а с дарованием закона грех стал преступлением, но единому началу греха в лице Адама противостоит преизобильный источник благодати в лице Иисуса Христа. Апостол пишет о психологии греха как влечения к запретному, о двух законах. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:19-24 ). «В Духе Святом преодолевается власть плоти, и верующий усыновляется Богу. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» ( Рим.8:16 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

«Сначала дьявол согрешил. Прежде его никто не согрешил. Согрешил же он не, потому что от природы получил необходимую наклонность ко греху; он, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался дьяволом (что значит «клеветник»), от действий получив это наименование. Ибо, будучи Архангелом, после уже, по причине клеветы своей, назван диаволом и быв добрым служителем Божиим, получил себе свойственное имя сатаны, поскольку сатана означает «противник» (свт. Киприан Карфагенский ). «Дела же дьявола суть всякий грех,зависть, ложь, лукавство, ненависть, вражда, гнев, гордость, тщеславие, хищение, похоть злая, спорливость, пересмешки, бесчеловечие и всякое другое зло. Итак, тем кои именуются христианами и делают такие дела дьявола, что пользы от того, что они именуются христианами, когда явление Сына Божия не разрушило в них этих дел дьявольских?» (прп. Симеон Новый Богослов) . «Кто делает грех, тот от дьявола. Итак, всякий ожесточенный грешник, – бесноватый» (свт. Димитрий Ростовский ). «Хорошо сказано: кто делает, а не сделавший, в том отношении, что покаявшийся уже не от дьявола, но от него только тот, кто совершает грех. Так и раб греха есть тот, кто делает, а не тот, кто сделал грех; ибо всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин.8:34 ) (блж. Феофилакт). 9). Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Семя Его пребывает в нем, – «Семенем называет Духа, Которого мы получаем чрез крещение и Который, пребывая в нас, делает ум наш не допускающим греха» (свт. Иоанн Златоуст ). Рожденный от Бога, не делает греха. – «Под этим надо понимать некий определенный грех, которого не может допустить тот, кто рожден от Бога и если его не допустить, прочие грехи разрушаются, а если его допустить, прочие грехи подтверждаются… Что это за грех ? Поступать против заповеди: да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Исполняющий ее не может допустить греха ненависти к брату. А как же остальные грехи, о которых сказано: если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя? ( 1Ин.1:8 ) Об этом с утешением уверяемся из другого места Писания: любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет.4:8 ) (блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

4. Внутренняя причина происхождение греха заключается в свободе воли человека Указание на происхождение греха из свободы человека 101 можно находить в Св. Писании а) Ветхого и б) Нового Завета и в) в учении св. отцов церкви. а) Так прежде всего в словах Моисея, обращенных к израильскому народу: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» ( Втор. 3:15 ). Из этих слов видно, что выбор между жизнию и добром, с одной стороны, и смертию и злом, с другой, зависит от самого человека, следовательно, если он избирает зло, то совершает его добровольно, а не вынужденно. Такие обращение Моисея к народу Израильскому, как: «Если ты... будешь слушать глас Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его» ( Втор. 28:1 ; ср. Втор. 30:10, 16 ), или: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановление Его» ( Втор. 28:15 ; ср. Втор. 30:17 ), могут служить также указанием на происхождение греха из свободы человека. Такие обращение показывают, что исполнять или не исполнять заповеди и постановление Божии зависит от самого человека, именно от его свободы. Все наказание, которым Бог подвергал за грехи отдельных лиц и целые народы, и в частности народ израильский, также могут служить свидетельством происхождение греха из свободы человека. В самом деле, если бы грехи были не свободны, если бы они происходили необходимо, под влиянием злого существа или другой какой-либо причины, то Бог не поставлял бы их в вину лицам согрешающим и не подвергал бы последних наказанию за эти грехи. Если же Бог вменяет грехи согрешающим лицам, то значит, что они имеют свою главную причину в самих этих лицах, в их свободе, вследствие чего и заслуживают вины и наказание. б) В Новом Завете Сам Иисус Христос весьма ясно признает, что внутренняя причина происхождение греха заключается в самом человеке, именно в его свободе, когда Он называет сердце человека, это средоточие внутренней жизни его, источником греховных действий. " Из сердца, – говорит Спаситель, – исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяние, любодеяние, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф. 15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Есть две версии истолкования того, как смерть Христа относится к греху: жертвенная и соучастная 4 . В соответствии с первой мы, люди, повинны в грехе, следствием которого является смерть; однако Бог послал безгрешного Христа в качестве жертвы, чтобы умереть за нас — его пролившаяся кровь прощает и освобождает нас от ВИНЫ. В соответствии со второй версией люди до сих пор живут «в Адаме», под властью греха и смерти. Христос стал человеком, разделив судьбу тех, кто живет «в Адаме», до конца (смерть на кресте), но, будучи безгрешным и преданным Богу, был воскрешен из мертвых, чтобы стать первым сыном нового, спасенного, человечества. Во время крещения верующие умирают вместе с Христом — они умирают для прежней жизни «в Адаме» и становятся новыми существами, свободными от власти греха. Первый подход из разряда юридических: есть вина, за которую следует расплатиться, и, выкупив за нас наш долг, Христос спас нас (и потому мы в вечном долгу перед ним). С точки зрения соучастной версии, напротив — люди освобождаются от греха не благодаря смерти Христа как таковой, но благодаря СОУЧАСТИЮ в Христовой смерти, благодаря умиранию для греха, для пути плоти. Таким образом, Адам и Христос — это в некотором роде «одно юридическое лицо», в котором живут люди: мы живем как «в Адаме» (под властью греха и смерти), так и «во Христе» (как божьи дети, свободные от вины и господства греха). Мы умираем с Христом «в Адаме» (как адамовы твари), а затем начинаем новую жизнь «во Христе» — или, как говорил Павел, «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Послание к Римлянам, 6:3–5). Такое истолкование также склоняется к тому. чтобы отрицать божественную природу Христа: Христос — это человек, который в силу своей чистоты и жертвенности был посмертно «назначен или стал Мессией, когда Бог воскресил его из мертвых и „принял“ как своего сына» 5 . С этой точки зрения божественность Христа — это не его «естественное» свойство, но его символический мандат, титул, пожалованный ему Богом — пройдя по его стопам, мы ВСЕ «станем сынами Божьими»: «Ибо все вы сыны Божьи по вере в Иисуса Христа; Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Послание к Галатам, 3: 26-8).

http://predanie.ru/book/209818-kukla-i-k...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010