...с целью воспрепятствовать общими усилиями проведению в жизнь постановления ВЦИК от 26 февраля 1922г. и инструкции к нему об изъятии церковных ценностей в специальный фонд ЦК Помгола... ...вошел в преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и возглавляемое бывшим Патриархом Тихоном. В осуществление поставленных этой организацией контрреволюционных целей в течение марта и апреля 1922г. в г.Москве и Московской губернии сознательно и умышленно: а) усиленно распространяли... воззвание (Патриарха Тихона), заведомо ложно... ... указывающее, что церковные ценности являются неприкосновенными и неподлежащими изъятию, ... что всякое посягательство на них есть святотатство; б) тайно и явно призывали верующих к массовому и открытому противодействию постановлению ВЦИК, ...последствием чего при фактическом изъятии произошли во многих местах республики... ...эксцессы, приведшие к кровавым событиям и пролитию крови...; в) ...с амвона... и в беседах с прихожанами распространяли заведомо ложные о деятельности должностных лиц, администрации Советской власти и отдельных членов местных комиссий Помгола сведения, возбуждающие в населении враждебное к ней отношение, что предусмотрено 69, 62, 73 и 119-ой ст.ст. УК РСФСР " . Протоиерей Артоболевский на суде виновным себя не признал, но признался, что " воззвание Патриарха Тихона огласил " . В своем последнем слове он сказал: " Прошу Трибунал обратить внимание на мое семейное положение из четырех человек, а также имею семью своего умершего брата из 5 человек и прошу Трибунал дать мне возможность вернуться к моей семье, т.к. они без меня будут обречены на вечные мучения " . Протоиерей Иоанн Артоболевский. Москва. Таганская тюрьма. 1938 год 24 января 1933 года власти снова арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Арестован за противодействие властям: при очередном изъятии ценностей решили забрать серебряный оклад старинного Евангелия и тут же начали вырывать из него страницы. О.Иоанн запротестовал и тут же был арестован.

http://drevo-info.ru/articles/3309.html

Митрополит Екатеринодарский Григорий принял участие в открытии выставки «100-летие подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь» 13 июля 2023 г. 16:15 12 июля 2023 года в Историческом парке «Россия — моя история» г. Краснодара состоялось открытие федеральной мультимедийной выставки «100-летие подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь». В мероприятии приняли участие митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий , заместитель министра Краснодарского края А.А. Батура. «Изъятие церковных ценностей — это одна из трагических страниц в истории нашей Церкви, — сказал, в частности, владыка Григорий. — С теми, кто противостоял этому, кто защищал святыни своих предков, расправлялись самыми жестокими средствами. На этой выставке представлены фотографии, документы того трагического периода. Они также свидетельствуют о том, чтобы не делали служители зла, какие бы поступки они не совершали против Церкви, она все равно выстоит. Господь Иисус Христос сказал, что врата ада не одолеют ее. Эти слова свидетельствуют о том, что тот, кто решил строить общество без Бога, не на вечных нравственных истинах, которые содержаться в Евангелии, ничего не построит. Ни к чему хорошему это не приведет. И вспоминая подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, каждый из нас пусть вдохновится примером тех, кто защищал наши храмы в советский период истории России, защищал свою веру перед лицом сильного и, казалось бы, господствующего зла. Они — пример верности Господу нашему Иисусу Христу, пример верности тем ценностям, которыми жили наши предки». «Вера в обществе выжигалась, но она оставалась в душах людей. И эта православная вера помогла России встать на истинный путь, — подчеркнул А.А. Батура. — Поэтому я уверен, что эта выставка необходима. Она тяжелая, она говорит о боли, которая была в нашем обществе, но мы ее никуда не денем — это наша история. Мы должны делать из нее выводы, должны знать о той эпохе и гордиться теми людьми, которые защищали нашу православную веру».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Перед Пасхой 1922 г. был дан Святейшим Патриархом «отбой». В понедельник Страстной седмицы всё петроградское духовенство было собрано в Лавру, где митр. Вениамин предложил духовенству подчиниться изменившейся воле Патриарха, сказав, что сам он в этом покажет пример. Хотя в решении Патриарха не сказано было, что нужно отдать все самые ценные предметы (святые чаши, дискосы, кресты, Евангелия и др.), но ясно было, что положение в вопросе об изъятии церковных ценностей круто изменилось. И все жертвы, сопротивления изъятию ценностей принесены были напрасно. Со стороны Патриарха это было не изменением тактики, а полной сдачей на милость хама-победителя. А по статистике обновленцев и большевиков, по всей России было до 1500 крупных столкновений с грабителями на почве сдачи ценностей. На собрании духовенства в Чистый понедельник было только три речи, причем я говорил по обычаю очень резко против сдачи ценностей. Введенский заявил, и Митрополит не опроверг, что он был Митрополитом уполномочен вести с «исполкомом» (исполнительный комитет солдатских, матросских и рабочих депутатов) переговоры по вопросу об изъятии церковных ценностей, что большевики с часу на час могут начать дикие репрессии, что в Москве ведется процесс против виновных в сопротивлении и что четверо протоиереев уже расстреляны и т. д.. Повторяю, Митрополит не опроверг указания Введенского на данные ему полномочия для ведения переговоров с большевиками, и всему собранию отцов стало очень тяжело. Все ведь знали, что Введенский и Боярский — «иудушки» — первыми подписали напечатанное в газетах воззвание о сдаче ценностей. И им же Митрополит поручил вести переговоры. Митрополит Вениамин погиб мучеником. Святейший Патриарх был отравлен. И сколько было расстрелов, ссылок, которыми были подвергнуты исполнители их распоряжений. И зачем было делать уступки? Когда я, держа в руках воззвание предателей о сдаче ценностей на помощь голодающим, назвал Введенского и Боярского шкурниками, а Введенский, в ответ на это указал, что он был уполномочен Митрополитом, я, признаюсь, смутился.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

- Чем вызвалась необходимость создавать такой женский совет, а тем более его последняя функция, указанная в протоколе, охрана ценностей? – спросил следователь. - Полагаю, что это вызвано слухами об изъятии ценностей в пользу голодающих. - Что, по-вашему, означает " охрана ценностей " ? - Вообще, чтобы ценности были целы от взятия кем бы то ни было. - Что вами было сделано, чтобы успокоить толпу? - Мной было сказано толпе, что изъятия ценностей еще нет, а если и будет взято, то не все – необходимое будет оставлено для богослужения. - Откуда вы знаете, что в таком порядке будут изъяты ценности? - По слухам, так как никакого распоряжения от местных властей не было, точно так же не знали постановлений центрального правительства. Кого-либо в агитации против изъятия ценностей я не замечал и не слыхал. Ольга Левина, будучи допрошена следователем, сказала: - Дело было в воскресенье, 26 марта. Мы, женщины, еще раньше говорили о чистоте храма, и слухи были об изъятии вещей из храма, но кем распространялись слухи, мне не было известно. Но мы, женщины, говорили между собой, когда приедет комиссия, то вещи не отдадим, а предложим собрать посильно помощь среди прихожан продуктами и попросим дать представителя от голодающих и послать скорей голодающим продукты. А вещи оставить для ремонта храма. Выбрали меня председателем совета. Уговорились так: когда придут к церкви за вещами, то дать мне знать через сторожа, и я приду туда... Я хотела с ними поговорить от имени женского собрания об оставлении церковных вещей, о замене таковых посильными пожертвованиями продуктами. И если бы комиссия не согласилась на мое предложение, то я хотела просить комиссию об отсрочке изъятия ценностей дня на три, когда соберется весь приход и решит – давать или не давать. Так было решено женским собранием. Часа в три или четыре пришел мальчик и сказал, чтобы я пошла в Улому. Я оделась и пошла. Пришла и вижу: у церкви порядочная толпа народу, я спросила, зачем вы собрались, кто вас звал. Они ответили, что сами пришли. Я спросила собравшихся, что у них вышло, что вдруг собрались. Женщины мне говорят, что мы сидели в келье, и к нам приходят и говорят, что арестовали священника.

http://drevo-info.ru/articles/13676978.h...

– АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 268, л. 2. Черновой протокол заседания Политбюро. Рукописный подлинник на листе линованной бумаги. В колонке “Слушали” слова “поправку т. Молотова” были написаны сначала перед словами “по вопросу”, затем там они были зачеркнуты и добавлены в конце текста. Слева внизу запись о рассылке: “Троцкому, Сапронову, Калинину”; фамилия Сапронова зачеркнута карандашом. Л. 1: “Присутствовали: члены Политбюро т.т. Каменев, Сталин, Троцкий, Молотов, Калинин. Зампредсто т. Цюрупа, Рыков”. 23–25 Письмо Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) с предложениями о мероприятиях по изъятию церковных ценностей, принятыми Политбюро 23 марта 1922 г. ВСЕМ ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП ДЛЯ СВЕДЕНИЯ. т. т. ЛЕНИНУ, СТАЛИНУ, КАМЕНЕВУ, ЗИНОВЬЕВУ, МОЛОТОВУ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Ассигновать немедленно миллион рублей в счет изъятых церковных ценностей для получения хлеба для голодающих. Широко оповестить об этом как о первом ассигновании. Тов. Калинину вызвать одного из лойяльных епископов, например Антонина, и привлечь его к работе по учету изымаемых церковных ценностей (как спеца). Широко об этом оповестить. Тов. Калинину дать интервью такого содержания: а) изъятие ценностей ни в коем случае не является борьбой с религией и церковью. ЦК Помгол вполне готов оказать верующим содействие в приобретении тех или других предметов религиозного обихода, взамен изымаемых ценностей. б) Совершенно независимо от вопроса о религии, духовенство в вопросе об изъятии ценностей явно разбивается на две группы: Одна считает необходимым оказать голодающему народу помощь из тех церковных ценностей, которые созданы самим же народом, а другая явно антинародная, жадная и хищная. в) Эта вторая группа, очень многочисленная, заняв враждебную позицию по отношению к голодающему крестьянству, тем самым заняла враждебное положение и по отношению к советской власти. Отказывая голодающим в помощи под всякими лицемерными предлогами и с иезуитскими ухищрениями, правящая часть духовенства занимается в то же время явно преступной контрреволюционной агитацией против советской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напомним, что в число “других” попадали и монастыри. В первоначальном проекте постановления Политбюро, составленном от имени только что созданной комиссии Л. Д. Троцким, предлагалось особо определить позднее, на что именно пойдут (кроме помощи голодающим) “вырученные суммы от продажи предметов роскоши” из создаваемых в Москве и Петрограде фондов. Но из окончательного текста постановления этот пункт о целях очередного изъятия было решено вообще исключить и цели эти никак не определять 15 . Однако наряду с этим в документах упоминается “комиссия по изъятию ценностей” (или “по учету, изъятию и сосредоточению ценностей” – уникальный вклад в русскую стилистику); комиссия эта во главе с Троцким осуществляла руководство экспроприацией ценностей у самых разных социальных групп населения, отнюдь не ограничиваясь столицами и не обделяя своим вниманием драгоценные металлы и камни. Эта комиссия Троцкого интенсивно работала еще до начала кампании по изъятию церковных ценностей, видимо – со средины ноября, но в дальнейшем деятельность обеих комиссий тесно переплетается. Среди главных задач второй комиссии было стягивание в Гохран реквизированных ценностей независимо от места их временного (после реквизиции) хранения. Троцкий получал новый титул “Особоуполномоченного СНК по учету и сосредоточению ценностей”. В этом своем качестве он телеграммой от 12 января 1922 г. за 389/д распорядился о создании в губерниях особых троек, руководящих всем делом “сосредоточения” ценностей. Согласно утвержденной 23 января 1922 г. инструкции, эти местные органы должны были обследовать все хранилища – склады ЧК, музеи, губфинотделы, закрытые ранее монастыри и церкви. Главным помощником Троцкого в этой комиссии (как и позднее в изъятии церковных ценностей) был его выдвиженец по Реввоенсовету Георгий Дмитриевич Базилевич, боевой командир, руководивший одно время снабжением Красной Армии. В документах первой половины 1922 г. он подписывался “Замособоуполномоченного СНК по учету и сосредоточению ценностей”. 30 января 1922 г. Троцкий, посылая Ленину доклад Базилевича о ходе всего “сосредоточения” ценностей, подчеркивал, что эта деятельность “не затрагивает действующих церквей и вообще всех действующих религиозных учреждений и заведений. Изъятие ценностей из этих учреждений является особой задачей, которая ныне подготовляется политически с разных сторон” (на решение этой “особой задачи” и был направлен декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей от 16(23) февраля 1922 г.) 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 20. Машинописная копия, сделанная 18 мая 1922 г. и заверенная секретарем А. Г. Белобородова В. Лицисом. Рукой последнего та же помета о рассылке с датой “30/III.22 г.” Формула “ШИФРОМ” отсутствует. – Опубликовано как текст единой шифротелеграммы с 23–32 с датой 30 марта 1922 г.: Баделин В. И. Золото церкви... С. 161. 23–32 Шифротелеграмма Президиума ВЦИК и ЦК РКП(б) губисполкомам и губкомам РКП(б) о полном изъятии церковных ценностей марта 1922 г.] Циркулярно. С[овершенно] Секретно. ШИФРОМ. ВСЕМ ГУБКОМАМ И ГУБИСПОЛКОМАМ Во многих местах Комиссии в целях “мирнаго” изъятия церковных ценностей изъемлют ничтожную часть, оставляя главные ценности. Равным образом во многих местах изъятие приостонавливается вследствии предложения со стороны верующих выкупить церковные ценности. Сим предлогается производить изъятия ценностей согласно точнаго смысла декрета ВЦИК и инструкций. Неполное изъятие ц[ерковных] ц[енностей] будет разсматриватся как нерадение местных органов. Где произведено не полное изъятие немедленно нужно произвести дополнительное согласно декрета и инструкций. Ходатайства об оставлении части ценностей не приостанавливают изъятия и с заключением комиссии направляются в ЦК Помгол ВЦИК. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЦИК КАЛИНИН СЕКРЕТАРЬ ЦК РКП МОЛОТОВ – Л. 56. Машинописная копия того времени, заверенная заместителем заведующего шифрбюро ЦК РКП(б) С. Ф. Чечулиным. Внизу рукописная помета о рассылке: “с 1957/ш по 2026/ш включительно]”. Датировано по дате и номерам рассылки документа 23–31. – ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 18. Машинописный экземпляр того времени, подписи рукой А. Г. Белобородова. Его же рукой внизу помета: “Подписано 30.III и передано лично для отправки дежурному ЦК на съезде тов. Иконникову. А. Белобородов]”. Формула “ШИФРОМ” отсутствует. – Опубликовано как текст единой шифротелеграммы с с датой 30 марта 1922г.: Баделин В. И. Золото церкви... С. 161. 23–33 Постановление Политбюро ЦК РКП(б) “об отпуске средств для ВЦИК " а”. Из протокола заседания Политбюро 117, п. 3 от 2 апреля 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О транспорте, помещениях для хранения ценностей и таре. О наблюдении за общественным спокойствием при изъятии ценностей. Инструкция о порядке работы в районных и уездных комиссиях. Компания устная и печатная. О выкупе предметов и участии верующих в Помголе. Об аппарате. Слушали: Предложение т. МЕДВЕДЯ о снятии п. 3 с порядка дня. О компетенции Комиссии Т. САПРОНОВ. О помещениях для хранения ценностей, транспорте и таре. Об аппарате. Инструкция о порядке работы районных и уездных Комиссий [ 9 ]. О плакатах. О весах для взвешивания ценностей. О компании устной и печатной. Тов. СТУКОВ. О выкупе ценностей и участии верующих в Помголе. ПРИМЕЧАНИЕ: т. КРАСИКОВ вносит в протокол, что он высказывается против утверждения первых двух. Поручить технической подкомиссии в 2-х дневный срок выяснить, сколько весов понадобится и обязать ВСНХ принять меры к снабжению ими. Поручить технической подкомиссии затребовать от Москфинотдела опись имеющихся у него простой, церковной утвари. Разрешить технической подкомиссии крупные, серебрянные вещи, для которых нет тары, перевозить в мешках. Текущие дела: а) о напечатании инструкции. б) о помещениях для духовенства. Постановили: Вопрос о наблюдении снять с повестки дня, обязав т. МЕДВЕДЯ доложить его на следующем заседании. Признать, что существующая комиссия по компетенции является Московской. Поручить т. ВИНОКУРОВУ выяснить в ЦК и ВЦИК вопрос о создании Всероссийской комиссии по изъятию церковных ценностей. Создать техническую подкомиссию в составе т.т. АРКУСА, МЕДВЕДЯ и БАЗИЛЕВИЧА. Поручить комиссии в 4-х дневный срок разработать технический план работы по изъятию церковных ценностей. Зафиксировать заявление т. АРКУСА, что в Гохране [ 8 ] имеется достаточное количество тары для мелких вещей, 100 ящиков для крупных предметов, ожидается получение еще 750 ящиков и есть возможность изготовить всегда тару в достаточном количестве. Вопрос об обеспечении тарой поручить разработать технической подкомиссии. Ей же поручить вопрос о транспорте. Предложить технической подкомиссии в 4-х дневный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В каждодневных секретных информационных сводках ВЧК, предназначенных для руководителей страны, давалась более – менее объективная картина отношения русского народа к изъятию церковных ценностей. Вот несколько характерных сообщений, относящихся к концу февраля 1922 года: «На собрании прихожан церквей г. Н. Новгорода о помощи голодающим решено сдать церковную утварь, не имеющую исторической ценности, переплавив серебро и золото в слитки». «Тамбовская губерния. Настроения крестьян в связи с декретом об изъятии церковных ценностей неудовлетворительно. В одном селе Елатомского уезда комиссия по учету церковных ценностей была разогнана крестьянами. В другом селе крестьяне совместно с духовенством постановили убить председателя комиссии по изъятию церковных ценностей. Духовенство и кулацкие элементы ведут усиленную агитацию о недопустимости изъятия ц/ц. В Липецком уезде выносятся постановления о том, чтобы собранные ц/ц сдать патриарху или образовать специальную комиссию, которая произведет обмен ц/ц на хлеб и распределит хлеб среди голодающих. Распространяются провокационные слухи о том, что ц/ц будут распределены среди коммунистов». «Новгородская губ. Отношение к изъятию церковных ценностей со стороны масс враждебное. Выезжающих на места представителей комиссии по изъятию церковных ценностей не допускают к работе». «На паровозоремонтном заводе Подольского уезда 41 среди рабочих ведется агитация контрреволюционного характера по вопросу об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих». 2/15 марта, предчувствуя возможность кровавых столкновений верующих с атеистами, патриарх Тихон выступил в газете «Известия ВЦИК» с разъяснением позиции Церкви в деле изъятия православных святынь из храмов и выразил надежду, что «комиссия при ПОМГОЛе для ликвидации пожертвованного церковного имущества отнесется с должной осторожностью к самой ликвидации». Но представители ПОМГОЛа были лишь ширмой кампании по уничтожению Православной Церкви, руководили которой (конечно же секретно) члены особой военной комиссии во главе с Л. Д. Троцким, закоренелые враги христианства, большинство из которых даже по рождению принадлежали к инославным вероисповеданиям. Завод

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1922 г. Д. был арестован по обвинению в скрытой агитации против кампании по изъятию церковных ценностей. Поводом для ареста послужил поданный им в комиссию протест против изъятия предметов церковной утвари XVII-XVIII вв., имевших большую историческую и художественную ценность. В архиве хранятся документы, касающиеся пребывания Д. под следствием: «Объяснительная записка А. А. Дмитриевского по поводу обвинения его в «скрытой агитации» против изъятия церковных ценностей» (Там же. Ф. 253. Д. 105); «Обвинительное заключение следователя по важнейшим делам Астраханского губюста по делу о сопротивлении А. А. Дмитриевского и др. против изъятия церковных ценностей в пользу голодающих от 18 сент. 1922 г.» (Там же. Д. 106). В объяснительной записке Д. отвергает выдвинутые в его адрес обвинения и обосновывает свои действия, в т. ч. и выступления на собраниях церковных общин в защиту исторических ценностей, ссылаясь на соответствующие пункты Декрета об отделении Церкви от гос-ва, Постановления ВЦИК об изъятии церковных ценностей и инструкций по их выполнению, данных комиссиям. Говоря о нарушениях пункта инструкции об изъятии ценных предметов в присутствии представителя отдела музеев, Д. приводит пример с серебряной ракой св. Александра Невского, к-рую отстояли представители Главмузея и Эрмитажа, присутствовавшие при вскрытии мощей в Петрограде. В обвинительном заключении кроме имени Д. перечислены имена 15 священнослужителей, также обвиненных в сокрытии ценностей при сличении списков. 5 чел. были освобождены за недоказанностью вины, дела остальных после 6-месячного пребывания в тюрьме были переданы в суд с обвинениями по статьям 69, 80 (п. 3), 91, 108 и 180 (п. 3) УК РСФСР. В свою защиту на суде Д. говорил о произволе комиссии по изъятию ценностей в Астрахани и о признании ее председателя в том, что он не имел никакого понятия о научной ценности церковных предметов, не читал инструкцию, данную из центра руководству комиссии, не имел в составе комиссии ни одного сведущего человека. Д. был осужден на год условно и выпущен на свободу в окт. 1922 г. По его словам, «из суда вышел при восторженных овациях публики» (Там же. Ф. 585. Оп. 1. Д. 2805). Д. в Петрограде (Ленинграде) в 1923-1929 гг.

http://pravenc.ru/text/178601.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010