Однако патриарх искренне и прежде всего сам отрекся от всякой политики. Когда отъезжающие в Добровольческую армию просили тайного благословения вождям белого движения, патриарх деликатно, но твердо заявил, что не считает возможным это сделать, ибо, оставаясь в России, он хочет не только наружно, но и по существу избегнуть упрека в каком-либо вмешательстве Церкви в политику. Циркуляром Комиссариата юстиции от 25 августа 1920 г. власти на местах «проводят полную ликвидацию мощей». Декретом центральной власти от 27 декабря 1921 г. произведено повсеместное изъятие церковных ценностей под предлогом помощи голодающим. Патриарх издал исключительное по силе мысли и чувства Послание о помощи голодающим, обращенное ко всем русским людям и народам вселенной, и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, и рекомендует контроль верующих над их использованием. Но власть, конечно, отвергла эти условия. Насильственное изъятие или открытое ограбление храмов вызвало повсеместное народное возмущение. Патриарх был прав в своем предположении. Но власть искала повода к новому террору над Церковью . Произошло до двух тысяч процессов по России и расстреляно было до десяти тысяч верующих. В связи с этим расстрелян был и митрополит Петроградский Вениамин, как мы уже видели. В мае 1922 г., во время процесса по тому же поводу над группой московских священников, желая предотвратить смертный приговор над ними, патриарх исполняет настойчивое требование властей закрыть Заграничное Церковное Управление за антибольшевистские политические выступления заграничного духовенства. Но вырвав в таких условиях этот акт, большевики через несколько дней приговаривают священников к расстрелу и самого патриарха арестовывают и затем заключают в тюрьму. По делу этих священников патриарха неоднократно вызывали на суд в качестве главного свидетеля. Интересна характеристика его поведения на суде, которую дала в то время большевистская печать. «В политехнический музей на процесс «благочинных» и на допрос патриарха набилась тьма народа. Патриарх смотрит на беспримерный вызов и на допрос свысока. Он улыбается наивной дерзости молодых людей за судейским столом. Он держится с достоинством. Но мы присоединимся к грубому святотатству московского трибунала и в добавок к судебным вопросам бухнем еще один, еще более неделикатный вопрос: «откуда такое достоинство у патриарха Тихона». (Правда. 101. 9 мая 1922 г.). Рукописные описания этого допроса где-то имеются.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Наиболее остро ситуация складывалась: в марте 1918 г. – в г. Кологриве, в июне – в Уреньском крае, в ноябре – в г. Солигаличе, в августе – в г. Варнавине, в 1919 г. – в Варнавинском и Ветлужском уездах. Из 11 уездов Костромской губернии восстаниями в 1918-1919 гг. были охвачены 8. Виновниками возмущения населения большевики считали «классовых врагов» – «буржуев, кулаков и попов». С начала Октябрьского захвата власти большевики видели в «контрреволюционном духовенстве» внутреннего классового, идейного врага, с которым нужно расправиться для достижения окончательной победы над «старой Россией». Французский мыслитель Ален Безансон, определяя характер действий большевиков в первые годы их правления, пишет о первом этапе удержания власти, связанном с уничтожением (или устрашением на первом этапе – прим. Д.С.) идеологических врагов: «В центре находится партия, а внутри партии – ее руководящий круг. В первый период правления он еще полностью находится во власти идеологии. Именно тогда он занимается ликвидацией " классовых врагов " . Обладая совершенно отравленной совестью, он уничтожает во имя утопии целые категории людей» . В подтверждение этих слов приведем общеизвестную служебную записку В.И. Ленина В. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) 23-26 от 19 марта 1922 года, написанную в связи с шуйскими событиями, причиной которых явилось изъятие советской властью церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья: «Именно теперь, и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления» . Нет смысла цитировать известное и находящееся в свободном доступе в интернете письмо . Важно вот что. Как видим из вышеприведенной мысли Ленина, главная цель в борьбе с врагом в лице «реакционного духовенства» определена руководителем партии и государства довольно прагматично: для большевиков, забывших прежние лозунги «Землю – крестьянам», «Долой войну!» и т.

http://bogoslov.ru/article/5350471

11 Сергей Васильевич Страхов, кандидат богословия, также был настоятелем этого храма (на Пятницкой улице) еще до 1917 г. 15 В дополнительных показаниях Ефимова, написанных, вероятно, рукой следователя, говорится: «Я очень религиозный человек, живу от своего прихода в 40–45 м[инутах] ход[ьбы]. Каким образом попали подписи рабочих фабрики Минц к протесту – мне не известно... Председателем Прих[одского] совета состоит священник Смирнов Николай Иванович , живущий при церкви ... Смирнов на собрании не выступал...» В том же дополнительном показании сказано: «...я считаю Постановление ВЦИК обязательным для исполнения, но считаю это Постановление неправильным, потому что изъятие церковных ценностей могло быть проведено в порядке управления...» (Д. 102а. Л. 200–201). 19 В следственном и судебном деле он ошибочно именуется «Ивановичем» по отчеству, на что обратил внимание иеромонах Дамаскин Орловский. 22 В одном месте упомянут как Ледоховский, что, очевидно, ошибочно (см.: Д. 1026. Л. 139). Священник из Самары. 24 При изучении этих дел, надо иметь в виду не только намеренную фальсификацию, но и нечеткость фиксации показаний стенографистами, особенно когда обвиняемый волновался, отвечал сбивчиво, допуская разные междометия, а также погрешность при работе машинисток. 25 Ясно, что если послание Патриарха, направленное против насильственного изъятия церковных ценностей, в том числе и сосудов, Кузнецов назвал «строго религиозным», то тем более само изъятие он должен был признать «затрагивающим религиозные чувства верующих». 27 Решением Патриарха он был назначен на кафедру после смерти в январе 1918 г. архиепископа Евсевия. См. примечание 4. 29 Копия этой стенограммы в ЦГАМО с очень сбивчивым содержанием, не отредактирована, с опечатками и местами совершенно не прочитывается. 30 Внучка профессора Остроумова, 22 года, образование среднее, специальности не имела. Безработная с мая 1921 г, до этого работала делопроизводителем в конторе стройки железнодорожной ветки. Ее муж, командир Красной Армии, был расстрелян белогвардейцами в 1919 г. Вопрос защиты: «По вашей фамилии, в каком отношении вы к бывшему главнокомандующему?» – был отведен председателем суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

приговорен к ссылке без права жить в губернских городах в течении 3 лет . 6 апреля 1922 г. губкомиссия по изъятию ценностей представила в губернский отдел ГПУ сводку о выполненной работе: произведен учет в 39 синагогах и молитвенных домах, а также в 12 приходах Витебска . Во время обыска в Успенской единоверческой церквей работники ГПУ в порядке личной инициативы изъяли Евангелие с серебряными украшениями. Этот факт стал известен комиссии по изъятию ценностей, которая потребовала ГПУ передать Евангелие в ее распоряжение, а арестованного настоятеля этой церкви освободить ввиду его активной помощи при изъятии приходского имущества . Маймин обратился в контрольную комиссию при губкоме РКП(б) с просьбой о привлечении к ответственности представителя губкома партии Страздака, который начиная со 2 апреля трижды сорвал проведение учета ценностей в Витебском губернском музее, не появившись там вообще . Только 12 апреля был произведен учет и отбор ценностей музея, располагавшегося в то время в здании семинарии . На общем собрании служащих президиума и отдела управления Городокского уездного исполкома и местной милиции была принята следующая резолюция: «Призываем всех честных граждан активно содействовать быстрейшему изъятию ценностей из храмов, церквей и всех молитвенных домов для немедленной реализации их на хлеб. Преступным действием вассалов церквей, злостно предательски относящихся к помощи умирающим от голода, должен быть положен конец суровой революционной рукой рабоче-крестьянского правительства» . В донесении председателя Полоцкого уездного исполнительного комитета в адрес губернской комиссии по изъятию ценностей от 7 апреля указывалось, что 3 апреля в Полоцке были собраны представители религиозных организаций, причем представители православных и иудейских общин согласились с необходимостью изъятия излишков ценностей, а ксендз заявил, что без ведома епископа не имеет права распоряжаться церковным имуществом. 5 апреля уездный комитет ВКП(б) разослал по волостям Полоцкого уезда своих представителей, снабженных инструкциями по взятию на учет ценностей сельских церквей. В Полоцке результат изъятия ценностей в синагогах оказался ничтожным. К 7 апреля были учтены ценности в 2 православных монастырях, 2 соборах и 2 церквах, но осталось провести эту работу в костеле, старообрядческой церкви и еще в 2 православных храмах . 20 апреля Маймин телеграфировал председателю Лепельского уездного исполнительного комитета, требуя назначить для проверки церковных ценностей лучших работников, а если духовенство будет препятствовать этому – в срочном порядке предавать виновных судебной ответственности . 22 апреля из синагог Витебска в губернский рассчетно-кассовый подотдел были переданы предметы из серебра весом в 18 фунтов 20 золотников 72 доли. Среди них короны от Торы, пластины, подвески, бокалы, кольца, указки .

http://sedmitza.ru/text/4021493.html

181 Дело Революционного трибунала по обвинению епископа Пимена в в причастности к убийству Овчарова и Березовского (Алма-Атинск. обл. архив. Ф. 348, о. 1, д. 210). 182 Протокол 60 от 7 августа 1918 г. заседаний Семиреченского облисполкома (Алма-Атинский обл. архив. Ф. 489, о. 1, Д. 43. Л. 122 об.). 184 Об установлении и упрочении советской власти в Казахстане. Выписки и вырезки из газет 1955– 1964 гг. (ЦГА РК Ф. 1770,0. 1,д. 22.Л.337) 186 Яковлев А. (Справка об Октябрьской революции и гражданской войне в Семиреченской области 1918 г. (Алма-Атинский обл. архив. Ф. 1416, о. 1, д. 9). 188 Протокол 62 заседания Семиреченского облисполкома от 4 июня 1918 г. (Алма-Атинский обл. архив. Ф. 340, о. 1, Д. 23). 189 Воспоминания участников революции и гражданской войны в Семиречье (Архив Президента Республики Казахстан. Ф.71, о.3, Д. 1). 190 Воспоминания Колесникова Трофима о Черкасской обороне (Архив Президента Республики Казахстан. Ф, 71,о. 3 .Д. 4). 191 Протокол от 16 июни 1919 г. общего собрания членов Верненской организации РКП(б) (там же. Ф 1. о 1, д. 16 С. 44,48). 194 Алма-атинский обл. архив. Ф.489 о. 1, д.40 (параграф 12 из протокола 27 Семиреченского исполкома). 196 «Изъятие церковных ценностей по Алма-Ате закончилось. Небольшой размер собранного объясняется бедностью храмов, к тому же некоторые из них в 1918 году были по нескольку раз обворованы» (Как прошло изъятие церковных ценностей в Алма-Ате//Правда. 1922. 27 августа). 197 Павел Виноградов. Роль собора в годы гражданской войны. Историческая справка//Советская степь. 1929 10 окт. 198 Материалы по организации «Паркат» («Белая гвардия») см.: Алма-Атинский обл. архив. Ф. 772, о. 1, д. 1. 204 Телеграмма из Ташкента в Верный областному Совету от 19 сентября 1918 г (Алма-атинский обл. архив. Ф.489, о. 1, Д. 90. Л. 212) 206 Воспоминания участников революции и гражданской войны в Семиречье (Архив Президента Республики Казахстан. Ф.71, о. 3.Д. 4). 207 Дмитрий Фурманов. Мятеж. Приводим полностью отрывок: «1918 год. Отряды Мамонтова, Иванова, Петренко проявляли в боях чудеса героизма... Но это не были отряды стойких сознательных революционеров. Независимость, эта вольность партизанская, родила, конечно, самоуправство, бесконтрольность в действиях и поступках. Безотчетность, безответственность... хулиганство мамонтовского отряда дошло, например, до того, что из домашней церкви пьяной ватагой был выхвачен архиерей и за городом расстрелян без суда, без предъявления должных обвинений».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Входят все в шапках, я без шляпы. Понемногу, сначала евреи, начинают снимать шапки и в конце заседания только 4 товарища сидело в шапках, остальные - без. С внешней стороны собрание велось в порядке, рука набита к этому. Председатель Пахомов, по-видимому, интеллигентный рабочий, говорит нелитературно, но складно и очень длинно, голова хорошая, очень решительный. Кондратьев, завотделом управления, еще сравнительно молодой человек, типа приказчиков, говорит тоже складно, возможно, что из интеллигентов, деловитый. Представитель финотдела, кажется, из евре­ев, но интеллигентный. Представитель Рабкрина Зейлигсон - еврей, интеллигент, очень деловой, знающий свое дело и уверенный в себе. Поведение евреев подчеркивающе благородное, особенно в вопросе по изъятию ценностей и обложения верующих магометан. Я сидел, молча - первый раз, ибо мне еще ничего не было доложено, мандат предъявил председателю, который сказал, что я буду включен в президиум. Из доклада Пахомова видно, что Компомгол последние два месяца при­нялся за работу очень серьезно, а раньше всё шло хаотично. От хаоса не освободились и теперь. Не реализованы пожертвования и отчисления фабриками - до 50 миллиардов. Залежи хлеба - по несколько месяцев... Председатель жалуется, что масса комиссий только мешает, не скоординированы, разрознены, и в Губкоме нет очень многих сведений, делается ли что-либо там. По-видимому, сейчас, нет надобности выпускать новые обложения, надо только реализовать старое, собрать общегражданский налог (до 250 миллиардов, из которых получено только 26). Интересно, что обложение увеселительных мест дает ежедневно от двух до трех миллиардов! При таком доходе, что значат церковные цен­ности... и был ли смысл в их изъятии, когда, например, все ценности Казанского собора могут быть покрыты в 10-15 дней увеселительным сбором. Кондратьев информировал, что изъятие ценностей подходит к концу, остались большие храмы, как Казанский, Исаакиевский соборы и лавра, они отложены до пятницы. Москва понуждает сильнее и сильнее, предпо­лагая намеренную затяжку. Так как в Москве было много недоразу­мений, а здесь мало или почти без недоразумений прошло, то Москва относится очень подозрительно к Питеру, подозревая его в халатно­сти и мирволении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Патриарх. Мы и теперь ждем ответа. Обвинитель. К нам в комитет приходили ходоки, крестьяне из Саратовской губернии, и заявляли, что патриарх от своей точки зрения отказался, перестал упираться и благословил изъятие. Патриарх. Я это говорю не с целью агитации. Обвинитель. Какие обстоятельства заставили вас отступить от старой точки зрения и вместо проклятия дать благословение? Это так, и в подтверждение этого у меня имеется документ, исходящий от вас. Председатель. О каком документе вы говорите? Обвинитель. Священник Дедовский, Русанов и другие представили воззвание, которое в «Известиях ВЦИК» было напечатано. Это воззвание собственноручно было подписано патриархом. Председатель. Что это за воззвание? Обвинитель. Об изъятии ценностей. Председатель. Вы поняли, о каком воззвании идет речь? Патриарх. Да, но о чем оно говорило, я не знаю. Председатель. В этом воззвании говорилось о необходимости пойти на изъятие церковных ценностей, и вы написали «согласен» и не возражаете. Вот обвинитель и спрашивает, как случилось: подписавши это воззвание, вы потом высказались против изъятия? Патриарх. Хорошо бы огласить это воззвание. Председатель. Обвинитель, у вас есть документ? Обвинитель. Нет. Председатель. Значит, вы приобщить его к делу не можете? Тогда я прошу не ссылаться на этот документ и все вопросы, связанные с ним, устраняю. Обвинитель. Это может подтвердить священник Дедовский. Председатель. Тогда вы можете подтвердить вопрос о вызове Дедовского для освещения этого вопроса в качестве свидетеля, если этот момент имеет, с вашей точки зрения, отношение к обвинению, предъявленному к подсудимому 58 , но ссылаться на неизвестный или неприобщенный к делу документ вы не можете. Обвинитель. Священники, которые были на собрании у архиепископа Никандра, заявляют по очереди, что критиковать и обсуждать воззвание они не имели права. Правда ли это? Патриарх. Не думаю. Обвинитель. Значит, они солгали? Патриарх. Зачем выражаться так резко. Они могут стоять на своей точке зрения. Обвинитель. Что вы с ними, сговориться не можете? Каким образом оказались священники, которые позволяют себе критиковать? Это как раз те, которые заявили, что боятся быть лишенными сана. Вы говорили, что у них своя точка зрения. Что же выходит, вы верили в непогрешимость людей?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Во втором пункте Троцкий обращал внимание на двусмысленное «поведение и агитацию попов». По его мнению, местные власти должны были заставить лояльное духовенство публиковать не «бессодержательные призывы о помощи голодающим в противовес декрету об изъятии ценностей», а «прямо и точно призывать к исполнению декрета от такого то числа». Очевидно, подобное четкое требование вело к обособлению из общей массы так называемого советского духовенства, опоры для партийных и карательных органов власти в обновленческом расколе Русской церкви. В третьем заключительном пункте Троцкий развенчивал «преступное нерадение» представителей региональной власти, которые приняли за основу кампании по изъятию «щадящие» подходы. Кстати, предписанные директивами ЦК РКП(б) такие подходы, как показано выше, были разработаны не без участия самого Троцкого и его комиссий. «Мирное изъятие», в результате которого «изымалась ничтожная часть ценностей», было признано Троцким фиктивным. Он требовал повторного изъятия там, где «преступное, поверхностное» изъятие уже было завершено. Именно такого содержания инструкцию должно было разработать Бюро центральной КИЦЦ и разослать за подписью Калинина. Мысль о создании новой инструкции, видимо, возникла у Троцкого под впечатлением от первых итогов изъятия. Поводом для раздражения могла быть ситуация, например, во Владимирской епархии, богатейшей с точки зрения партийных функционеров, которая дала «ничтожнейшие результаты». Троцкий был настроен «твердо поговорить» с владимирской делегацией на открывающемся на следующий день (27 марта 1922 г.) XI съезде РКП(б). Присоединиться к особоуполномоченному для разговора с владимирским губернским руководством (на съездовском совещании?), по всей видимости, должны были и отдельные адресаты письма Троцкого. То, что они знали об этом желании председателя РВСР, говорят сохранившиеся в различных архивных фондах, а значит полученные адресатами экземпляры этого письма с факсимильной подписью автора на каждом. Так, экземпляр, адресованный Медведю (его фамилия подчеркнута в адресе), с регистрационным номером московского губотдела ГПУ отложился в ЦА ФСБ 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А спустя несколько лет после пережитого нами потрясения понеслась перестройка: статья гения конъюнктуры Д.А. Волкогонова «Феномен Сталина» в «Литературке» (09.11.1987), пьесы и выступления Шатрова, возвеличивающего Ленина и тщащегося отмыть его идеи от якобы дискредитировавшего их сталинизма, публикации разоблачительных материалов в «Огоньке»… Родился даже анекдот, что перестройка – это спецоперация КГБ, чтобы исправить ошибки в 37-го, когда расстреляли не тех : вот теперь, дескать, уж точно будут знать , кого и за что . Однако перестройка, начатая коммунистами, чтобы реабилитировать себя, возвысив образ Ильича, закономерно привела к тому, что мало-помалу (спасибо «гласности»!) из-под лучистой улыбки официальной «Ленинианы» стали пробиваться звериные черты этого «самого человечного из людей». Вспомним его «завещание», растиражированное в самом начале перестройки и противопоставлявшее узурпатору-Сталину верных ленинцев (особенно симпатичным смотрелся тов. Бухарин), которые продолжили бы дело вождя… Но вот, властолюбивый маньяк помешал – это, как его принято было называть в советской историографии, «письмо к Съезду» закономерно проложило дорогу для обнародования другого его же «письма к Политбюро» от 19.03.1922 г., в котором он строжайше секретно («ни в коем случае копий не снимать, а каждому члену Политбюро (тов. Калинину тоже) делать свои заметки на самом документе») предписывал: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. …Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше (курсив наш. – И.П .). Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

http://pravmir.ru/zhertvyi-politicheskih...

В Москве протоиереи Ледовский и Русанов оказываются не случайно. 14 марта ГПУ разослало по ряду губернских городов шифротелеграмму «о стягивании в Москву нужного духовенства». Местные чекисты должны были «предложить осведомителям-церковникам, проваленным, непригодным для работы на местах, выехать в Москву для временной агитационной работы». В Москве они должны были не позднее 20 марта явиться к руководителю VI отделения секретного отдела ГПУ А.Ф. Рутковскому. Работа их оплачивалась 307 . Саратовские батюшки развернули в столице столь бурную деятельность, что были включены в первый состав Высшего Церковного управления, под руководством ГПУ захватившего руководство РПЦ. Их подписи стоят под воззванием «Верующим сынам Православной Церкви России», в котором главари раскола обвинили арестованного Патриарха в контрреволюционной деятельности, в отказе в помощи голодающему народу, представили его виновником расстрелов, арестов и ссылок духовенства 308 . Через несколько месяцев протоиереи Русанов и Ледовский возглавят Епархиальное управление Саратовской епархии 309 . Л.Д. Троцкий в секретной записке в Политбюро 12 марта 1922 года писал: «Я считаю, что можно и должно допустить представителей „советской“ части духовенства в органы „Помгола“. Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей. Так как вопрос острый, то и раскол на этой почве может и должен принять очень острый характер, и той части духовенства, которая выскажется за изъятие и поможет изъятию, уже возврата назад к клике патриарха Тихона не будет. Посему полагаю, что блок с этой частью попов можно временно довести до введения их в „Помгол“, тем более, что нужно устранить какие бы то ни было подозрения и сомнения насчёт того, что будто бы изъятые из церквей ценности расходуются не на нужды голодающих...» 310 . А через несколько дней епископ Антонин (Грановский) был приглашён к М.И. Калинину, и ему было сделано предложение вступить в члены ЦК Ком-Помгола для того, чтобы «контролировать поступление ценностей, их валютную реализацию и превращение в хлеб для голодающих» 311 . Наивный Владыка предложение принял и не забыл известить об этом Патриарха Тихона, правда, почему-то через газету 312 . Неизвестно, дали ли ему там хоть что-нибудь проконтролировать, но то, что православный епископ открыто выступил на стороне властей, сыграло существенную роль в оформлении раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010