Говоря о Провидении Божием, нельзя не вспомнить истории израильского царя Саула, который, быв послан своим отцом отыскивать пропавших ослиц, нашел себе царство. Рассмотрим здесь Провидение Божие об этом муже. Бог сказал пророку Самуилу: «завтра в это время (это было в полдень) Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его на царство народу Моему – Израилю» ( 1Цap. IX, 16 ). Прислал же Бог Саула к Самуилу таким образом: у отца Саулова забежали куда-то ослицы, и он послал своего сына искать их. Саул, взявши с собою одного из слуг, отправился разыскивать ослиц. Прошли они гору Ефремову и землю Шалишу, но ослиц не нашли; и прошли чрез землю Шаалим, и чрез землю Вениаминову, и не нашли. И когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге, своему спутнику: «пойдем назад, чтобы отец, забыв об ослицах, не стал беспокоиться о нас и не был бы принужден искать нас самих». На это слуга сказал: «Здесь, в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается; не расспросить ли нам у него об ослицах?» Этот совет слуги нашел Саул разумным и полезным. Вот, каким путем послал Бог Саула к Самуилу ( 1Цap. IX, 1–7 ). Но прежде, чем они увидели один другого и начали вести разговор, Господь открыл Самуилу, что пришедший к нему Саул и есть тот, которого должно миропомазать на царство для управления еврейским народом. Все произошло по непостижимому распоряжению Божию, обыкновенным, по-видимому, порядком: Саул и ослиц нашел, и вместе получил и царство, о котором никогда не думал. О, какая непостижимая бездна Провидения Божия! Какая величайшая тайна! Как отличны судьбы Божии от мыслей человеческих: Саул нисколько не думал о венце и скипетре царском, но благоволением Божиим возведен на престол. Итак, не случайно забежали ослицы, не случайно послан был Саул для отыскания их, не случайно также долго не находил их, и не случайно дал слуга совет господину сходить к прозорливцу Самуилу: все это произошло по Божию Провидению и тайному внушению исполнителям Его воли для того, чтобы поставить Саула царем израильским. Недоумение о Сауле

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Говоря о Провидении Божием, нельзя не вспомнить истории израильского царя Саула. Не было в племени израильском в то время мужа столь доброго и мужественного, который бы превзошел его; но он не сохранил своей доблести до конца жизни и впоследствии был отвергнут Богом. Саул, посланный своим отцом отыскивать пропавших ослиц, нашел себе царство. Рассмотрим здесь Провидение Божие об этом муже. Бог сказал пророку Самуилу: «Завтра в это время (это было в полдень) Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой; и ты помажь его на царство народу Моему – Израилю». Прислание Богом Саула к Самуилу было таково: у отца Саулова потерялись ослицы, и он послал своего сына искать их. Саул, взявши с собой одного из слуг, отправился на поиски. Прошли они гору Ефремову и землю Шалишу; но ослиц не нашли; и прошли через землю Шаалим и через землю Вениаминову, и не нашли, и когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге, своему спутнику: «Пойдем назад, чтобы отец, забыв об ослицах, не стал беспокоиться о нас и не был бы принужден искать нас самих». При этом слуга сказал: «Здесь, в этом городе, есть человек Божий, человек уважаемый, что он ни скажет, то сбывается: не расспросить ли нам у него об ослицах?» Этот совет слуги Саул нашел разумным и полезным. Вот каким путем послал Бог Саула к Самуилу (ср.: 1Цар 9,1–7 ). Но прежде чем они увидели один другого и начали вести разговор, Господь открыл Самуилу, что пришедший к нему Саул и есть тот, которого должно миропомазать на царство для управления еврейским народом. Все произошло, по непостижимому распоряжению Божию, обыкновенным, по-видимому, порядком: Саул и ослиц нашел, и царство получил, о котором никогда не думал. О какая непостижимая бездна Провидения Божия! Какая величайшая тайна! Как различны судьбы Божии от мыслей человеческих. Саул нисколько не думал о венце и скипетре царском, но благоволением Божиим возведен на престол. Итак, не случайно сбежали ослицы, не случайно послан был Саул для поиска их, не случайно также долго не находил их, и не случайно слуга дал совет господину сходить к прозорливцу Самуилу: все это произошло по Божию Провидению и тайному внушению исполнителям Его воли для того, чтобы поставить Саула царем Израильским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Давид говорить о своем избрании от Бога на царство для того, чтобы дать понять слушателям, что хотя ему не суждено лично построить задуманный им храм, он утешает себя воспоминанием о великом благоволении к нему Господа, открывшемся в избрании его в цари над всем Израилем. Он исповедует, что единственно по милости Божией, а не по каким-нибудь заслугам и не по старшинству он удостоился этой величайшей чести. Избра Господь Бог Исраилев мене от всего дому отца моего, да буду царь над Исраилем во веки. Это значит, что, судя по-человечески, Давид никак не мог ожидать того, что сотворил с ним Господь. Мысль о неожиданности для него избрания в цари весьма выразительно высказана в словах псалма Давидова. Я был меньший между братьями моими, и юнейший в доме отца моего, пас овец отца моего. Но вот Господь послал вестника Своего (Самуила), и взял меня от овец отца моего и помазал меня елеем помазания. Братья мой прекрасны и велики, но Господь не благоволил избрать из них ( Пс. 151 ). – Да буду царь над Исраилем во веки. Говоря сие, Давид имеет в виду обетование Божие о том, что ему суждено царствовать вечно – не лично, а в лице своего потомства. Давид вспоминает сказанное ему Господом о его преемнике чрез пр. Нафана. И верен будет дом его и царство его во веки предо Мною, и престол его будет исправлен во век ( 2Цар. 7:16 ). Ближайшим образом это обетование относится к преемнику Давида Соломону, но его продолжительное сорокалетнее царствование было только слабым образом вечного царствования другого потомка Давидова, Христа Сына Божия, Царя духовного царства. И даст Ему Господь престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца, – так благовестил о Христе Царе Деве Марии Архангел ( Лк. 1:32–33 ). И как вечен Сам Христос Царь, так и царство Его – основанная им Церковь – пребудет до окончания века, неодолимая врагами ада. – И во Иуде избра Господь царство. Из всех колен Израильских колено Иудино имело то преимущество, что из среды его начиная с Давида вышел непрерывный ряд царей до Вавилонского плена, царствовавших сначала над всеми коленами, потом над двумя, и что Иуде дано было обетование устами патриарха Иакова не оскудеет князь (не переведется ряд правителей) от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему и Той чаяние языков ( Быт. 49:10 ), т.е. пока не придет то, что ему – Иудину колену – предопределено, и Тот, на Ком исполнится сие предопределение, есть предмет чаяния народов, именно всемирный Царь Христос. Имея в виду столь великое предназначение колена Иудина, Давид благодарно исповедует далее, что в сем колене дому отца его Иессея суждено дать из своей среды царя над всем Израилем от дому Иудина избра Господь дом отца моего, и от сынов отца моего во мне благоволи, еже быти царю над всем Исраилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И пойдут вместе с ним многие народы, все сидящие на конях, о которых написано: коня и всадника вверже в море (Исх. 15:1): сборище великое и войско сильное; вместе с ними ты поднимешься, говорит, на народ Мой, Израиля, как облако и мрак, чтобы покрыть землю Мою, о которой написано: в последние дни ты будешь. когда будет евангельская проповедь, и приведу тебя на землю Мою. Ибо подобает ересем быти да искуснии явлени бывают в вас (1 Кор. 11:19), и по воле Божией γωνιστς (воитель, νταγωνιστς или ); противник) диавол и все превратные учения оставлены, чтобы все народы познали и уразумели Меня, когда Я явлю святость Мою пред глазами их у тебя, Гог, то есть когда чрез наказания твои они познают Меня, как Судию. И делает обращение к самому Гогу: не ты ли тот, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых? Разумеется Моисей, который говорит в книге Числ, именно по переводу Семидесяти: изыдет человек от семене его, и обладает языки многими, и возвысится паче Гога царство его, и возрастет царство его (Числ. 24:7). Но в еврейском тексте, как я нашел, написано так: „превзойдет Агага (или Гога) царь его и будет отнято царство его“, потому что царство Израильское в лице Саула из-за Агага, царя Амаликова, было ниспровергнуто. И в другом месте: „очистит землю народа Своего». Также Иоиль пишет (гл. 3), что соберутся народы в долине Иосафата, то есть суда Божия, и Исаия, и все пророки, чрез руки и добрые дела которых выражается (fit) слово Господне. Итак, когда ты пойдешь на землю Израилеву, то придет гнев Мой в ярости Моей против тебя и в ревности Моей о народе Моем. Я сказал [это] в огне гнева Моего, уничтожающем все дрова пороков твоих. В то время, говорит, произойдет великое сотрясение на земле Израилевой. Ибо, по возбуждению диавола, часто будет происходить преследование Церкви, которое некогда утихнет и будет побеждено при помощи Божией, и тогда вострепещут от лица Его все рыбы морские, и птицы небесные, и звери полевые, и всякое пресмыкающееся, движущееся по земле, и все люди, находящиеся на лице земли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И пойдут вместе с ним многие народы, все сидящие на конях, о которых написано: коня и всадника вверже в море ( Исх. 15:1 ): сборище великое и войско сильное; вместе с ними ты поднимешься, говорит, на народ Мой, Израиля, как облако и мрак, чтобы покрыть землю Мою, о которой написано: в последние дни ты будешь. когда будет евангельская проповедь , и приведу тебя на землю Мою. Ибо подобает ересем быти да искуснии явлени бывают в вас ( 1Кор. 11:19 ), и по воле Божией γωνιστς (воитель, νταγωνιστς или противник) диавол и все превратные учения оставлены, чтобы все народы познали и уразумели Меня, когда Я явлю святость Мою пред глазами их у тебя, Гог, то есть когда чрез наказания твои они познают Меня, как Судию. И делает обращение к самому Гогу: не ты ли тот, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых? Разумеется Моисей, который говорит в книге Чисел, именно по переводу Семидесяти: изыдет человек от семене его, и обладает языки многими, и возвысится паче Гога царство его, и возрастет царство его ( Чис. 24:7 ). Но в еврейском тексте, как я нашел, написано так: «превзойдет Агага (или Гога) царь его и будет отнято царство его», потому что царство Израильское в лице Саула из-за Агага, царя Амаликова, было ниспровергнуто. И в другом месте: «очистит землю народа Своего». Также Иоиль пишет ( Иоил. 3:12 ), что соберутся народы в долине Иосафата, то есть суда Божия, и Исаия, и все пророки, чрез руки и добрые дела которых выражается (fit) слово Господне. Итак, когда ты пойдешь на землю Израилеву, то придет гнев Мой в ярости Моей против тебя и в ревности Моей о народе Моем. Я сказал [это] в огне гнева Моего, уничтожающем все дрова пороков твоих. В то время, говорит, произойдет великое сотрясение на земле Израилевой. Ибо, по возбуждению диавола, часто будет происходить преследование Церкви, которое некогда утихнет и будет побеждено при помощи Божией, и тогда вострепещут от лица Его все рыбы морские, и птицы небесные, и звери полевые, и всякое пресмыкающееся, движущееся по земле, и все люди, находящиеся на лице земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Из книги Притчей Соломоновых: «Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (1, 7). «Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его; ибо кого любит, Господь наказывает и благоволит к нему, как к сыну Своему» (3, 11–12). «Благоразумие делает человека медленным на гнев и слава для него – быть снисходительным к проступкам» (19, 11). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, Он воздаст ему за благодеяния его» (19, 17). «Доброе имя лучше большого богатства и добрая слава лучше серебра и золота» (22, 1). 53. Разделение царства еврейского на иудейское и израильское (4529 г. от сотв. мира, 980 г. до Рожд. Хр.). Под конец своего царствования Соломон обременял народ чрезмерными налогами. Явилось много недовольных, во главе которых стоял Иеровоам, из колена Ефремова. Однажды его встретил в поле пророк Ахия, разорвал свою новую одежду на 12 частей и, отдавая 10 из них Иеровоаму, сказал: «так говорит Господь: за то, что Соломон оставил Меня, Я исторгну царство из рук сына его и дам тебе из него 10 колен». Об этом предсказании пророка узнал Соломон и хотел убить Иеровоама, но последний убежал в Египет и жил там до смерти Соломона. Когда на престол вступил сын Соломона Ровоам, весь народ собрался к нему и сказал: «отец твой наложил на нас тяжкое иго; облегчи его, тогда мы будем служить тебе». Старцы, служившие при Соломоне, советовали Ровоаму исполнить просьбу народа, но он послушал совета своих сверстников и отвечал народу: «отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу его; он наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами (бичи с металлическими иглами на концах)». После такого ответа 10 колен отложились от Ровоама и избрали себе царем Иеровоама. Ровоам собрал большое войско из оставшихся верными ему двух колен – Иудина и Вениаминова и хотел силой привести к покорности отложившихся, но пророк Самей от имени Божия запретил ему и всему народу начинать войну, так как разделение произошло по воле Божией. Царство Ровоама стало называться иудейским, а царство Иеровоама – израильским. Столицею первого был Иерусалим, а второго – Самария. 54. Царство израильское и его падение

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Когда Даниил рассказал этот сон, то царь был изумлен верностью его воспроизведения, так как пред ним тотчас же явственно воспроизвелась вся эта виденная им картина. Но что означал этот сон? Даниил затем приступил и к толкованию его значения. Но прежде чем излагать сделанное Даниилом истолкование этого сна, не безынтересно заметить, что история всего мира здесь в первый раз представляется как история одного колоссального человека, – человека, который передумал все философские мировоззрения, какие только изобретал человеческий ум, и царствовал над всем миром, как это было и всегда будет с различными завоевателями от начала до конца. Здесь в первый раз мы замечаем в Библии указание на то, что человек есть малая вселенная в себе самом (микрокосм). Отсюда мы узнаем, что каждый человек содержит в самой форме своего тела истории и пророчества судьбы всей вселенной от начала вавилонского плена до отдаленнейшего будущего. Но возвратимся к истолкованию сна, как оно дано было Даниилом. «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных, Он отдал в твои руки, и поставил тебя владыкою над всеми ими; ты – это золотая голова!» Вавилон действительно как бы представлял собою золотую голову мировых царств; он был переполнен сокровищами, собранными из столь многих чужеземных царств, вследствие чего израильские пророки называли его золотым городом ( Ис. 14:4 ). Грудь и руки истукана, сделанные из серебра, по толкованию Даниила, означали другое царство, настолько же низшее Вавилонского, насколько серебро ниже золота. Даниил не назвал этого царства по имени, но мы, при свете истории, видим в нем Мидо-персидскую монархию, которой предвозвещено было сделаться преемницей Вавилонской монархии, той рукой, начертавшей несколько лет спустя таинственные слова на стене. Это царство называется низшим Вавилонского, и таким оно в действительности и было, если не по пространственности, то по крайней мере по стройности организации и устойчивости, медная часть истукана означала третье царство, которому также суждено было в свое время владычествовать над землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Неверие и ропот? После столь многих и неопровержимых обнаружений твоего бессилия и грехопадений в ней все еще есть место для самоправедности и упорной гордости? После столь дорогих минут блаженного общения с Богом в таинствах Церкви и святой решимости жить только для Него и для Его славы и свято сохранять Его имя, у тебя, однако, так много еще себялюбия и потворства плоти и так мало сыновней преданности Богу и братской любви к ближним? Не должен ли Он в таком случае и нам, когда мы обращаемся к Нему со словами: « Отче наш, иже еси на небесех» , отвечать так же, как некогда Он говорил Своему народу Израильскому: сын чтит отца и раб – господина своего: «если Я – отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною? Ибо велико будет имя Мое между народами, а вы хулите его» (Мал. 1:6, 11, 12). Таким образом, слова: «да святится имя Твое» – не суть только выражение нашего прославления Отца нашего Небесного, но в то же время и выражение искренней и смиренной нашей молитвы, в которой, с сокрушением сердца исповедуя пред Отцом Небесным, что имя Его на земле далеко еще не славится так, как бы это подобало Ему, просим Его, чтобы Он Сам благоволил положить конец этому нашему нечестию и оскорблению Его имени. Сам Своею благодатию содействовал тому, чтобы всеми была признана и по достоинству оценена Его отеческая любовь к нам и прославляема нашею благочестивою, полною сыновней преданности Ему жизнию. Да благословит же нас на это Господь и да просветит Он нас Своим светом, дабы и наш свет светился пред людьми, чтобы они видели добрые дела наши и прославили Отца нашего, Иже на небесех! Аминь. Беседа третья: О ВТОРОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ «Да приидет царствие Твое (Мф. 6:10)» Возлюбленные братия! Тот, кто действительно питает к Богу сыновние чувства, для кого Бог действительно Отец, Которого он любит больше всего, почитает выше всего, кто все делает во славу Отца, тот не может при начале молитвы, сказав слова: «Отче наш, Иже еси на небесех» , – сейчас же не прибавить: «да святится имя Твое» . Не нам, не нам, но имени Твоему да будет слава, честь и поклонение, которое Тебе только Одному подобает. Всемогущий, Вечный, Милосердый Отец наш! О, прииди и приими то, что Твое и принадлежит Тебе! Сохрани нас от всего, что препятствует нам прославлять Твое имя. Помоги, чтобы слово Твое распространялось между нами во всех концах земли, дабы все люди познали Твое святое имя и мы, как истинные дети, прославляли Тебя святою своею жизнью! Если же, таким образом, главным и единственным предметом наших желаний, забот и стремлений служит прославление имени Бога, нашего Отца Небесного, то мы имеем все причины и побуждения к словам первого прошения «да святится имя Твое» тотчас же присоединить слова и второго: «да приидет царствие Твое» . Святые отцы наши трояко различают царство Божие, а именно: царство силы, или власти, царство благодати и царство славы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4107...

Но все это так может совершить только «Тот, Кто от начала вызывает роды», приводит их от небытия к бытию (гл. 41:4; 43:18–21; 44:2–4,6–7,21–22,24; 54:5–7; 63:16; 64:6–8). Если царство Божие составят искупленные от греха, избавленные от преобладающей силы зла, руководимые правдой, охраняемые отеческой любовью Господа-Спасителя; то и Князи – носители власти в этом царстве также будут водворять мир в людях. Так водворится на земле мир во всей своей силе, невозмутимый никакими бедствиями; страданиями, ужасами, и пребудет вечно. 7. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. (И велие началство его, и мира его несть предела на престоле Давидове и на царстве его, исправити е и заступити его в суде и правде, отныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия). Начальство или владычество сего божественного «Князя мира» будет велико – по силе, пространству и времени, потому что Он победит всех царей, покорит все народы, распространит свое царство до крайних пределов земной поверхности и оно будет существовать вечно. Характер этого царства – мир, основа его – правда. Так исправится или восстановится царство Давида и утвердится престол его, как помазанника Божия, до века, что предопределил ему Господь и что предвидел Давид ( Пс.44:3–8,18; 71:5–11,17; 88:20–30; 109:1–2,5–6 ). Действительно, увеличивается власть и водворяется мир в том царстве, где утверждается суд и укрепляется правда. Этого не было при недостойных наследниках престола Давида, при Озии, Иоафаме и особенно при Ахазе, от того царство иудейское ослабило, расстроилось и наконец было разрушено. Но впоследствии, когда родится «Чудный» Властелин, достойнейший преемник власти Давида – «Князь мира»; то снова правда возьмет свою силу, суд будет тверд; власть приобретет надлежащее значение; на земле водворится мир. Этому надлежит быть по обетованиям Господа, по условию завета Его с патриархами народа, по пророчествами. И Господь с «ревностью» оправдывающий Свое святое слово, прославляющий Свое великое имя, с человеколюбием устраивающий жизнь человечества, благоволил оправдать Свое обетование. В «последние дни» народной жизни Ветхозаветного Израиля в Галилее явился и в городах этой области – Назарете и Капернауме по преимуществу обитал, проповедовал учение и творил великие чудеса Христос-Спаситель. Его слово, проникнутое неотразимой силой убедительности, величайшие чудеса, обнаруживавшие Его царственную власть над силами природы и жизнью человека, жизнь, представляющая высочайший образ нравственного совершенства, все это непререкаемо свидетельствовало об исполнении пророчества Исаии об Искупителе в лице и жизни Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но одно переживание и осознание вины бесплодно и бессмысленно; оно превращается в непрерывное – как белка в колесе – верчение в неистовом круге психологии и психоанализа. Когда нет реального освобождения от греха, такое покаяние становится равнодушным психологическим обычаем или переживанием разъедающего уныния. Покаяние и Царство Небесное Для того чтобы освободить человека от вины и греха и дать живые силы для подлинно чистой жизни, воплощается в мире сем Христос. Еще прежде Него среди израильского народа появляется великий пророк и Предтеча Господень Иоанн, который крестил, то есть омывал от душевной нечистоты в реке Иордане приходящих к нему людей. Будучи первым в новой эре проповедником покаяния, Иоанн взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И когда Сам Христос выходит на проповедь , Он, прежде всего, произносит те же слова, которые произнес прежде Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покаяние, которое проповедовал Иоанн Креститель, и само его крещение стало очень значимым в нравственной истории мира. Но и оно оказывается недостаточным, помимо превосходящей реальности Царства Небесного. Это понимает и сам Креститель, указывая на разницу между собой и Христом: «Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мной сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом, Святым и огнем. (Мат.3,4). О необходимости восполнения Иоаннова (человеческого) крещения свидетельствует эпизод из книги деяний апостольских, в котором рассказывается, как апостол Павел в Ефесе нашел некоторых учеников Христа и сказал им: «Приняли ли вы Духа Святого, уверовав?» Они же сказали ему: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой». Он сказал им: «во что вы крестились?» Они отвечали: «В Иоанново крещение». Павел сказал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса». Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса Христа ( Деян. 19,2–4 ). «Приблизилось Царство Небесное» – означает, что явился на земле и начал свое дело Спаситель мира и Царь этого Небесного Царства, иного мира, мира незаходящего света, абсолютного блага, любви и чистоты; мира чистоты совершенной, куда ничто нечистое не может войти и соединиться с ним. Поэтому необходимо очищение всякой земной человеческой реальности, имеющей стремление к небесному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010