Апостолы, будучи людьми, еще не просвещенными этим обещанным действием Святого Духа, мыслили, подобно прочим своим соотечественникам, по-земному, предполагая, что будет восстановлено Израильское царство, то есть Израильскому государству будут возвращены самостоятельность, могущество и так далее. И хотя о Спасителе они мыслили в то время уже правильно, понимали, что Он Сын Божий и не будет (как они думали раньше) царем, неким великим завоевателем и победоносным вождем, в то же время о царствии Израильском они рассуждали по-прежнему. Патриотические чувства в апостолах преобладали или, скорее, смешивались с духовными, как это, к сожалению, часто бывает всегда и всюду, хотя просвещенные Духом люди стоят выше национальных и государственных различий. Итак, «Апостолы спросили Господа, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти». Что это значит? Господь Иисус Христос по Воскресении Своем не открыл времени установления Царства Божия на земле даже Своим ученикам, а значит, этого не может знать никто: не только мы, обыкновенные люди, но даже великие святые, которые, как мы естественно должны рассуждать, не могут превосходить своими знаниями, духовностью, близостью к Богу святых апостолов. Ученики спрашивают: «Не в сие время восстановляешь Ты царство Израилю?» Спаситель отводит их от этой мысли и говорит им о Царствии Божием, которое в аллегорическом, переносном смысле также можно назвать царством Израилевым, поскольку «Израиль» значит «видящий, созерцающий Бога». В этом смысле можно назвать царством Израилевым и Церковь, а в особенности — будущую жизнь, потому что тогда действительно все спасенные будут созерцать славу Божию. «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти». Эти слова означают: «Да, все это придет, хотя и не так, как вы думаете, и в свое время». Погибнет Израильское государство, многие народы, сделавшись могущественными, затем вновь придут в ничтожество, рассеются, а проповедь евангельская будет продолжаться до тех пор, пока в Царство Небесное не войдет все число спасенных. Ничто земное не будет иметь никакого значения: ни то, к какому государству, народу, к какой культуре принадлежали эти люди, ни то, когда они жили, ни что-либо иное.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Никодима, как и многих иудеев, волновал тогда самый насущный религиозный вопрос — вопрос о времени наступления Царства Мессии. Евреи, и прежде всего фарисеи, представляли это Царство земным, Мессию же — великим царем-завоевателем, который Божественной силой покорит весь мир, а евреев сделает владыками всех народов. Каждый еврей, считали они, а тем более фарисей, в силу того, что он рожден по плоти от Авраама, беспрепятственно войдет в грядущее мировое царство. Это язычнику и грешнику необходимо изменить свою жизнь, чтобы стать достойным гражданином Царства Божия; но какая нужда в этом сыну Авраама, настоящему израильтянину, ревностному фарисею? Вот с такими мыслями Никодим пришел к Тому, Кто полагал на этой земле основание Духовному Царству — Царству правды, любви и благодати. Господь, глубоко скорбя о том, что даже учителя израильского народа заражены ложными представлениями о Мессии и Его Царстве, преподал Никодиму истинное учение о Царстве Божием. Царство Мессии — это прежде всего духовное Царство, оно коренным образом отличается от царства мира сего. Это Царство, где господствует Сам Бог—Бог любви, мира, добра и благодати. Поэтому, чтобы войти в это Царство Духа, необходимо коренное перерождение человека. Человек, какого бы он ни был происхождения, должен сбросить с себя ветхого, греховного человека и облечься в нового — духовного, в котором не будут господствовать эгоизм, зло, неправда, но в котором будут царствовать любовь, правда и добро. Переродиться же в нового духовного человека можно только через покаяние с помощью благодати Духа Святого, подаваемой в крещении. Поэтому Господь и отвечает на недоумение Никодима: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

4Цар.3:6 .  И выступил царь Иорам в то время из Самарии и сделал смотр всем Израильтянам; 4Цар.3:7 .  и пошел и послал к Иосафату, царю Иудейскому, сказать: царь Моавитский отложился от меня, пойдешь ли со мной на войну против Моава? Он сказал: пойду; как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони. 4Цар.3:8 .  И сказал: какою дорогою идти нам? Он сказал: дорогою пустыни Едомской. 4Цар.3:9 .  И пошел царь Израильский, и царь Иудейский, и царь Едомский, и шли они обходом семь дней, и не было воды для войска и для скота, который шел за ними. 4Цар.3:10 .  И сказал царь Израильский: ах! созвал Господь трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. Решив предпринять поход для покорения моавитян и приготовив собственное войско (ст. 6), Иорам израильский приглашает с собой Иосафата иудейского, как некогда звал последнего Ахав с собой против сирийцев ( 3Цар.22:2 ), и Иосафат, как и в то время ( 3Цар.22:4 ), отвечает и на этот раз полной готовностью (ст. 7), хотя уже не раз имел указания пророков, что союз его с нечестивыми царями израильскими неугоден Богу ( 2Пар.19:2–3,20:37 ); по-видимому, как при Ахаве, так и при сыновьях его царство Иудейское находилось в некоторой зависимости от Израильского. Вопрос «какою дорогою идти нам» (ст. 8) принадлежит, вероятно, Иосафату, как подчиненному участнику кампании. Вместо близкого пути в землю Моавитскую – через Иордан, по восточному берегу Мертвого моря и затем в северные пределы Моава через поток Арнон, – союзное войско избирает более трудный окольный путь: по западной границе Мертвого моря до южных пределов его, затем по части Идумейской пустыни, чтобы нападение с юга поразило моавитян уже самой неожиданностью. Вторжение же в Моавитскую землю с севера могло представлять две трудности для Израильского государства и войска: для них являлась бы опасность со стороны сирийцев со времени Ахава прочно утвердившихся в Галааде, и кроме того, с северной стороны Моавитской страны Меша, как видно из его надписи, настроил ряд крепостей, затруднявших вторжение с севера; притом при движении в первом направлении оба царства остались бы незащищенными со стороны Идумеи: царя Идумеи, своего вассала ( 3Цар.22:47 ), Иосафат поэтому берет с собой в поход (ст. 9), хотя на лояльность его мало полагались ( 3Цар.3:26 ). По присоединении идумеев к союзным еврейским царям войска, в течение 7 дней шли по пустынной, лишенной воды, местности на юг от Мертвого моря, «так как проводники сбились с дороги» (И. Флав. Иуд.Древн. 9:3, 1), и цари, особенно Иорам, приходят в уныние.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

556 восхваляющих в наряде священном, выступая пред лицом ополчения, и говорящих: славьте Ягвэ, ибо во век милость Его! И в то время, как стали они хвалить и славословить, воздвиг Ягвэ усобицу у сынов Аммоновых, Моабовых и горы Сеира, пришедших на Иуду, и были они поражены» (2 Парал. XI, 14-22). Сын Иошафата, Иорам, породнившийся с отступническою династией царей Израильских и пошедший их путями, из того же северного царства от его великого пророка получил себе обличение и приговор. «И вступил Иорам на царство отца своего и укрепился и перебил всех братьев своих мечом, а также и из вельмож Израилевых. - - - И ходил путем царей Израильских как делал дом Ахабов, ибо дочь Ахабова была ему женою, и делал зло в очах Ягвэ. - - - И он устроил пирамиды в горах Иудиных, и ввел в блуд жителей Иерусалима и соблазнил Иуду. И пришло к нему письмо от Элиагу (Илии) пророка, гласившее: Так говорит Ягвэ, Бог Давида отца твоего: за то, что не пошел ты путями Иошафата отца твоего и путями Асы царя Иудина; а пошел путями царей Израильских и ввел в блуд Иуду и жителей Иерусалима подобно тому, как блудодействовал дом Ахабов; к тому же и братьев своих, дом отца твоего, лучших тебя, ты убил; — вот Ягвэ поразит поражением великим народ твой и сынов твоих и жен твоих и вое достояние твое: а тебя (самого) болезнями многими, — болезнью внутренностей твоих даже до выпадения внутренностей твоих от болезни со дня на день. — И возбудил Ягвэ на Иорама дух Филистимлян и Арабийцев, что со стороны Кушитов. И порядись они на Иудею и ворвались в нее и забрали все имущество, находившееся в доме царя, а также и сынов его и жен его, и после всего этого поразил его Ягвэ во внутренностях его болезнью неизлечимою» (2 Парал. XXI, 4, 6, 11-18). Деятельность пророков, направленная к утверждению национальной жизни на духовных основах религии Ягвэ, встречала сильное противодействие в иудейской аристократии, образовавшейся со времен Давида и Соломона и склонной к языческому разврату. «И после смерти Иегоядй (первосвященника) пришли вельможи Иудины (сарэй Иегуда) и поклонились царю (Иоашу, внуку Иорамову); тут послушался их царь. И оставили они дом Ягвэ Бога отцов их и служили ашэрам и идолам; и был гнев на Иуду и Иерусалим

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Вскоре Саул начал царствовать, но его царствование завершилось падением Саула и его семьи, и престол царей Израильских перешёл к Давиду и его потомкам. Но всё же Саул был первым помазанным Богом царём Израиля и сыграл свою роль в приготовлении Давида и его ещё более великого сына. А что же ослицы? В этой истории их роль также существенна. Их пропажа и возвращение окутаны тайной, мы ничего не можем об этом сказать. Это была часть Божиего замысла, приведшего Саула к Самуилу и к царству. Богу было угодно начать Своё дело через непритязательных ослиц, которые не могли знать, что являются инструментом в спасении Израиля от филистимлян, в основании царства и в приуготовлении далёкого Мессии. Но в своей простоте они исполнили Божию волю: в Промысле у животных всегда есть своя роль. Пророчество об осле для Мессии В местечке Ворф Мидоу близ города Тардбидж графства Вустершир живёт небольшая колония ослов, которые служат людям совсем в непривычном для них качестве: сюда приезжают страдающие различными душевными, умственными или физическими недугами и, ухаживая за ослами и гуляя с ними или помогая в этом другим, получают облегчение от болезней. Поистине здесь ослы — благородные животные. В Библии, как мы видели выше, встречаются ослы, являющиеся чем-то большим, чем просто хозяйственные животные, и играющие свою роль в становлении царей Израильских и предуказывающие великое будущее Давида. К этому мы должны добавить и знаменитое пророчество Захарии (Зах 9:9–10). Это поэтическое пророчество, сила которого впервые начала обретать контуры ещё во времена царей Израильских до переселения в Вавилон в 586 до Р. Х. Церемония вступления на царство среди прочего содержала в себе момент проведения будущего царя от восточной стены Иерусалима в Святой город под шумные приветствия, удостоверяющие его кротость, праведность и спасительность. Псалом 117 можно интерпретировать как очерчивающий контуры такой церемонии, когда царь публично объявляет: Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. А народ отвечает: Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс 117:18–25).

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

П.П. Петрушевский Б. Самария Историческое значение страны, судьба царства Израильского и происхождение самарян. К северу от Иерусалима тянется дорога в Назарет и далее – в Дамаск. Дорога эта лежит чрез обширную и богатую естественными произведениями страну, известную как в древности, так и ныне под именем Самарии и занимающую центральное положение в земле обетованной. При разделении земли обетованной во дни И. Навина, страна эта досталась главным образом колену Ефемову, половине колена Манассиина и отчасти также колену Иссахарову. Отсюда она еще в древности носила название «горы Ефремовой» ( Нав.20:7; 21:21 ; 3Цар.12:25 ; 1Цар.7: 67 ), соответственно «горе Иудиной» в Иудее 28 . Славная участь была предсказана патр. Иаковом колену Ефремову, которое произошло от любимейшего из сыновей его: «Иосиф – отрасль плодоноснейшего древа, – говорил Иаков в предсмертном благословении Иосифу и его сыновьям Ефрему и Манассии, – отрасль плодоносного древа над источником; ветви его простираются над стеною... Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцев и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословение гор древних и приятности холмов вечных...» ( Быт.49:22,25,26 ). В этом благословении, по указанию самого Иакова ( Быт.48:19 ), преимущественнейшее благословение должно было принимать колено Ефремово. Еще в период судей Ефремово колено становилось иногда во главе прочих колен ( Суд.8:1–3; 9–12 ), а с разделением царств оно приобрело первенствующее положение в Израильском царстве, сделавшись средоточием его, подобно тому, как Иудино колено с городом Иерусалимом было средоточием царства Иудейского. Многолюднейшее и богатое естественными произведениями страны царство Израильское высоко превознеслось, но уже в самом начале своего политического бытие изменило Богу истинному. Служение золотым тельцам в смешении с другими языческими обрядами здесь держалось непрерывно, и никакие обличение пророков (Илии, Елисея и др.) не могли вразумить и исправить гордых сынов царства Израильского, которые как будто обезумели от своего богатства и силы: «горе венку гордости пьяных Ефремлян, – говорил пророк Исаие в обличение жителей царства Израильского, – увядшему цветку красивого убранства его, который на вершит тучной долины сраженных вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пророчества, последовавшие от времени разделения царства еврейского до времен плена. Отпадение десяти колен от союза с домом Давидовым имело весьма гибельные последствия. Как повлекшее за собою удаление от храма и духовных руководителей, оно способствовало к развитию идолопоклонства и нравственной распущенности, которые, появившись первоначально между коленами, отпадшими или в царстве Израильском, перешли потом и в царство Иудейское. Хотя обстоятельства эти и были весьма печальны, тем не менее и они послужили новым поводом к раскрытию мессианских пророчеств. Вызвав собою слово обличения и возвещение наказания, они вызвали, вместе с тем, и слово утешения, состоявшее в указании на приближение мессианского царства, на свойства его и на самое лицо Мессии. Провозвестниками такого слова были теперь мужи, нарочито к тому Богом призванные, или в собственном смысле Пророки. Из оставивших по себе пророчества в письмени, до времен плена, было шесть, из них два: Осия и Амос действовали в царстве Израильском, а четыре: Авдий, Иоиль, Михей и Исаия – в царстве Иудейском. Пророк Осия, в противоположность той нравственной распущенности, которая господствовала в царстве Израильском и которая выставлена им под образом прелюбодейцы, указывает, под образом брака, на чистый союз Христа с церковию ( Ос.3 ) 384 . Пророк Амос изображает Церковь под образом восстановленной скинии. В тот день, говорит пророк от имени Бога, Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие ( Ам.9:11–12 ) 385 . Пророк Иоиль говорит об обильном излиянии на эту Церковь даров Св. Духа. И будет после того, говорит он, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего ( Иоил.2:28–29 ) 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Ахаз Ахаз (владетель) ( II Nap. XXVIII, 1 ) – был сын Иоафама и наследовал престол царя иудейского на 20-м году своей жизни; он предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных детей своих богам языческим. Это нечестие навлекло на него и его царство строгий суд Божий. Ахаз наконец предался крайнему нечестию, и царство Иудейское было разрушено и сделалось пустыней вследствие его великих беззаконий. В начале его царствования (вероятно, во 2-й год) цари сирийский и израильский, которые уже в конце царствования жизни Иоафама замыслили разрушить Иудею, действительно вторглись в Иудейское царство с многочисленными войсками, готовясь обложить Иерусалим. При сем их намерении Господь повелел пророку Исаие взять своего сына, Шеарясува, и идти к Ахазу, которого можно было встретить в одном известном месте города Иерусалима, и возвестить ему волю Господню. Эта милость была оказана нечестивому царю как представителю дома Давидова ради народа его, с которым Господь заключил завет ( Uc. VII, 1 ). Исаия, встретивши Ахаза в определенном месте, сказал ему, что планы имеющих напасть на Иерусалим войск разрушатся, что их намерения касательно Иерусалима уничтожатся и что в должное время царства, из которых они вышли, будут разрушены. В подтверждение же этого пророчества царю было предложено просить какого угодно знамения. Царь, вероятно, вследствие чувства индифферентизма, а быть может, и из лучших побуждений, отказался просить знамения ( Uc. VII, 14 ), но сам Господь благоволил дать ему следующее знамение чрез пророка: сам Господь даст вам знамение, сказал пророк: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе, Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее ( Uc. VII, 14–16 , Mф. I, 23 ). Через 3 или 4 года после произнесения этого пророчества цари израильский и сирийский были умерщвлены ( 4Цap. XV, 30, XVI, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Б) Изложение предложения Член первый: преступления Ассура и наказание его а) Случай к гордости и злым замыслам его. Ст. 6. Я пошлю его против народа нечестиваго, и прогнив народа гнева Моего, дам ему повеление, ограбит грабежом и добыть добычу, и попирать его, как гряз на улицах. Первый член излагает: а) случай к беззаконию Ассирийского царя, именно счастливый успех в разрушении царства Израильского, которое Бог попустил разрушить за нечестие народа; или излагает причины, по которым Бог попустил Ассирийским царям поражать бедствиями народ Свой, (ст. 6); б) описываются беззакония Ассирийских царей в исполнении этого суда Божия, ст. 7–11); в) излагается наказание, за это определенное Ассуру, (ст. 12). В 6-м стихе показывается повод к беззаконию Ассура, замышляемому против Иудеи, – тот, что Бог употребил Ассириян в орудие для наказания нечестивого народа Израильского. А Ассирияне вместо того, чтобы весь успех в войне с Ефремлянами приписать Богу, карающей правде Его, приписали своей силе и, тщеславясь своими успехами, замышляли разрушить и Иудейское царство против воли Божией. Причина, по которой Бог попустил Ассириянам наказать Ефремлян, разграбить их имущество и разрушить царство Израильское, выражается в словах: я послал (или пошлю 14 ) его на народ лицемерный, против народа ярости Моей (т. е. на который Я гневаюсь), наставил (или наставлю) его для того, чтобы разграбит и попрать его, – разрушить царство, т. е. Я послал Ассура только на Ефремлян в наказание за их нечестие и идолопоклонство. б) Беззакония Ассириян, допущенные ими в исполнении суда Божия. Ст. 7. Но он не так подумает, и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце – разорит и истребит не мало народов. Ст. 8. Ибо он скажет: не все ли цари князья мои? Ст. 9. Халие не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск? Ст. 10. Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более 15 нежели в Иерусалим и Самарии; Ст. 11. То не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ея? Ассур, опустошив Сириян и Ефремлян, не хотел думать, что Бог Израилев попустил ему это сделать для наказания нечестивого народа; замышлял расширить пределы своего царства и возвысить свою власть разрушением соседних царств, покорить себе даже Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Иер.3:10 .  Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем сво­им, а только при­творно, говорит Го­с­по­дь. «При всем этом», т. е. несмотря на страшную судьбу, постигшую Израильское царство. – «Всем сердцем». Видимое, наружное раскаяние при Иосии принесено было иудеями ( 4Цар 23.3 ), но это не было раскаянием от всего сердца. Иер.3:11–18 Чтобы яснее показать особенную виновность пред Богом подданных Иудейского царства, Господь повелевает пророку призвать снова царство Израильское, рассеянное по чужим странам, к общению с Богом. Если только Израиль раскается, то, не смотря на расторжение союза с ним, Иегова снова приведет его, но уже тогда Сион сделается общим религиозным центром для Иуды и Израиля. Пророк при этом рисует новую жизнь на Сионе в таких чертах, которые идут только к изображению Церкви Христовой в ее прославленном состоянии. Иер.3:11 .  И сказал мне Го­с­по­дь: отступница, дочь Израилева, ока­за­лась правее, нежели вероломная Иудея. Царство Израильское менее виновным является, чем Иудейское, конечно, во-первых, потому, что оно еще первое испытало тяжесть ответственности за отступление от Бога, а во-вторых, потому, что подданные Иудейского царства имели более средств к поддержанию в себе благочестивого настроения, чем подданные царства Израильского. В Иудейском царстве всегда совершалось законное богослужение, были законно-постановленные священники и не мало благочестивых царей и пророков. Хотя пророки выступали и в царстве Израильском, но зато всего прочего из вышеуказанного оно было лишено. Иер.3:12 .  Иди и про­воз­гласи слова сии к северу, и скажи: воз­вратись, отступница, дочь Израилева, говорит Го­с­по­дь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Го­с­по­дь, – не вечно буду негодо­вать. Иер.3:13 .  Признай только вину твою: ибо ты отступила от Го­с­по­да Бога твоего и распут­с­т­во­вала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Го­с­по­дь. Хотя уже сто лет прошло с тех пор, как жители царства Израильского были отведены в Ассирию, так что, казалось, Иегова уже совершенно забыл о них, однако, на самом деле, Он готов снова вернуть их к Себе, если только, конечно, они принесут искреннее раскаяние во грехах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010