Источники агиографии. Стб. 450-453; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 178-179; Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1897. Вып. 4; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 667-668; он же. Канонизация святых. С. 84, 101, 547; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 389; Т. 2. С. 191; Верный месяцеслов. С. 22; Травчетов Н. П. Город Муром и его достопримечательности: Очерк истории и совр. состояния города. Владимир, 1903; он же. Кого из муромских князей следует разуметь под именем «св. благоверного князя Петра, в иночестве Давида, муромского чудотворца»?: (По поводу докл. г. Квашнина-Самарина «о князьях муромских» на Тверском обл. съезде)//Тр. III обл. ист.-археол. съезда. Владимир, 1909. Докл. С. 1-17 (отд. паг.); Квашнин-Самарин Н. Д. О князьях Муромских, причтенных к лику святых//Тр. II обл. тверского археол. съезда. Тверь, 1906. Отд. 2. С. 315-318; Яблонский В., свящ. Пахомий Серб и его агиогр. писания. СПб., 1908; Шляпкин И. А. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного и его сочинения. СПб., 1911; Пехов В. И. Муром в прошлом и настоящем. М., 1913; Ржига В. Ф. Лит. деятельность Ермолая-Еразма//ЛЗАК. 1926. Вып. 33. С. 103-200; он же. Из истории повести//Изв. Тверского пед. ин-та. 1928. Вып. 4. С. 97-116; Яворский Ю. А. К вопросу о лит. деятельности Ермолая Еразма, писателя XVI в.//Slavia. Praha, 1930/1931. Ro. 9. Seš. 1. S. 57-80; Seš. 2. S. 273-299; Сперанский М. Н. Критико-библиогр. заметки о новых трудах по истории древнерус. лит-ры//ТОДРЛ. 1934. Т. 1. С. 355-356; Скрипиль М. О. Повесть о Петре и Февронии муромских в ее отношении к рус. сказке//Там же. 1949. Т. 7. С. 131-167; он же. «Повесть о Петре и Февронии» и эпические песни юж. славян об огненном змее//Науч. бюл. ЛГУ. 1946. 11/12. С. 35-39; Зимин А. А. Ермолай-Еразм и Повесть о Петре и Февронии//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 229-233; он же. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 116-120; Лихачев Д. С. Человек в лит-ре Др. Руси. М.; Л., 1958. С. 104-106; он же.

http://pravenc.ru/text/2580394.html

и Ев. были насельниками основанного прп. Лазарем Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (на Муромском мысу Онежского оз., в 15 км от совр. дер. Гакугса Пудожского р-на Карелии). Муромский Успенский мон-рь упоминается в писцовых книгах по Онежской пятине с 1496 по 1678/79 г., в обители в тот период существовали 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, Воскресения Лазаря и Рождества Иоанна Предтечи. В кон. XVI в. Успенская ц. была сожжена, поэтому в XVII в. Муромский мон-рь мог называться Иоанно-Предтеченским (в частности, в межевой грамоте 1650 г. царя Алексея Михайловича упоминается земельный вклад новгородского кн. Василия Ивановича «в дом святаго Ивана Предтечи, честнаго его Рождества, в Муромской монастырь»; см.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри Крайнего Севера: Муромский мон-рь//ХЧ. 1886. 9/10. С. 518; Петров К. Муромский мон-рь (в Пудожском у.)//Олонецкий сб. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. С. 114). В 1786 г. мон-рь был обращен в женский, в следующем году закрыт. Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1867 г., годом раньше в ней была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами Рождества св. Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, древняя Иоанно-Предтеченская ц. не сохр. Мон-рь вновь был закрыт в 1930 г., возобновлен в 1991 г. Согласно агиографическим трудам кон. XIX - нач. XX в. (архим. Сергия (Спасского) , Барсукова и др.), мощи Ел., Н. и Ев. почивали под спудом в храме Муромского монастыря. В имеющихся описаниях монастыря сведения о мощах преподобных отсутствуют. В 1866 г. в Олонецкой епархии по благословению архиеп. Аркадия (Фёдорова) празднования всех местночтимых святых были объединены в Собор преподобных Олонецких чудотворцев, но Ел., Н. и Ев. в этот Собор включены не были. Канонизация Муромских преподобных совершилась внесением их имен в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено в 1831 г. и возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/189689.html

Поэтика и история: На мат-ле памятников рус. лит-ры XI-XVI вв. М., 2005. С. 338-361; Юрганов А. Л. Убить беса: Путь от Средневековья к Новому времени. М., 2006. С. 366-373; Ранчин А. М. О «неявной» символике в древнерус. агиографии// Он же. Вертоград златословный: Древнерус. книжность в интерпретациях, разборах и коммент. М., 2007. С. 42-52; он же. Повесть о Петре и Февронии и переводная словесность визант. происхождения: Неск. наблюдений//Макариевские чт. Можайск, 2007. Вып. 14. 218-231; Фомичев С. А. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма и новая рус. лит-ра// Он же. Пушкинская перспектива. М., 2007. С. 113-133; Никита (Добронравов), игум. Житие свв. князей Петра и Февронии в общем контексте истории г. Мурома//Троицкие листки. Муром, 2008. 29. С. 2-5; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 2008; Малкова Н. А. Женский религиозно-нравственный идеал в культуре Др. Руси: АКД. СПб., 2010. С. 15, 18; Бобров А. Г. Жития новгородских святых в Прологе Папского Вост. ин-та//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2011. С. 565-575; Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: Факты и гипотезы//Уваровские чт., 8-е. Владимир, 2012. С. 164-168; Шиман Н. Б. О муромских князьях XII-XIII вв.//Там же. С. 169-179; она же. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и «Сказание о Отроче монастыре, еже еси во Твери»: К вопросу об общем лит. источнике//Там же, 9-е. Владимир, 2014. С. 248-253; Рысин И. М. Почему Повести о Петре и Февронии нет в Великих Минеях Четиих?//Язык и текст. 2014. Т. 1. 3 [Электр. ресурс: psyjournals.ru/langpsy/2014/n3/72210.shtml]; Ужанков А. Н. Категории «ума» и «разума» в рус. средневек. сознании//Др. Русь: Пространство книжного слова: Ист.-филол. исслед. М., 2015. С. 98-107; Решетова А. А., Красовская К. А. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как памятник муромо-рязанской словесности//Рязанский край в контексте рус. лит-ры: Очерки регион. литературоведения. Рязань, 2017. С. 25-59; Терешкина Д. Б. «Клцо» В.

http://pravenc.ru/text/2580394.html

Владимирская. Александровский-Борисоглебский (1366), Антониева-Покровская (1374), Архангельский-Суздальский (1383), Благовещенский-Дуниловский (1403), (1417), Богородицкий-Тихвинский-Андрея Первозв.-Суздальский (1422), Богословский-Переяславский (1427), Борисоглебская за Великим озером (1440), Бори­соглебский (1441), Борисоглебский-Владимирский (1442), Борисоглебский-Суздальский (1443), Борисоглебский-Шуйский (1444), Борисоглебский-Стефановский на Кидекше (1453), Введенский-Суздальский (1467), Воздвиженский или Крестовоздвиженский-Иваново-Вознесенский (1492), Вознесенская-Иваново-Вознес. (1498), Возне­сенский-Владимирский (1500), Вознесенский-Мытинский (1512), Воскресенская (1521), Воскресенский-Муромский (1524), Георгиева-Сергиева-Троицкая-Гороховецкая (1553), Георгиевский-Каменные церкви (1557), Городецкий или Городищенский-Лазарев­ский (1565), Димитриевский-Суздальский (1577), Дубровский-Фрололаврский-Сергиев на Ушне (1588), Духов с Гробли-Переяславский (1595), Зачатейский-Владимирский (1607), Ивановский-Метерский (1614), Ильинская-Судогодская (1620), Иоанно-Предтечев-Куземский (1647), Казанский-Кохамский (1655), Козмодемьянская-Леж- невская (1677), Козмодемьянская-Переяславская (1678), Козмодемьянский-Влади- мирский (1679), Козмодемьянский-Суздальский (1680), Козмодемьянский на Подок- стовье-Муромский (1683), Крестовоздвиженский-Суздальский (1698), Мирзин-По- кровский-Переяславский (1735), Моисеева-Вязниковская (1751), Николаевский-Суз- дальский (1774), Николаевский-Шуйский (1775), Николаевский-Дерюзинский (1796), Покровский-Троицкий-Ивановско-Вознесенский (1887), Покровский-Юрьевский (1888), Покровский-Дубенский (1903), Покровский-Митрополичий на Богоне (1905), Предтечевский-Суздальский (1920), Предтечевский-Киберчанский (1922), на Кубри (1942), Рождество-Иоанно-Крестительский (1991), Сергиевский-Владимирский (2005), Симеоновский-Троицкий (2020), Спасский-Златовратский (2072), Спасский на Чибоже (2083), Сретенский-Богородицкий-Богоявленская пу­стынь (2091), Троицкая-Серапионова (2111), Троицкий-Нежнеландехский (2138), Успенский-Горицкий-Богородицкий-Переяславский (2184), Успенский-Любецкий на Рожку (2187), Успенский-Хотимльский (2197), Христорождественский-Переяславский (2212), Юрьевский-Успенский-Богородицкий на Войнове горе (2236), Якиманский-Суздальский (2241), Ястребский-Спасский-Прохорова-Вассианова пустынь в Сыр­никах (2245).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Монастыри – 1) богословский, 2) верхомеренской, 3) кандалажский, 4) клоновский, 5) кодемский, 6) козьеручьевский , он же новоприлуцкий спасский, 7) кольский или кольскопечянский, 8) ламбасский , 9) лавренский или лявленский, 10) макарьевский , 11) моржегорский, 12) шенкурский , 13) яковлевский воздвиженский, 14) ямецкий, 15) яренский, 16) анзерский скит, 17) распятский скит, 18) сестренский красноборский, 19) узуринский, 20) успенский верхотоемский, 21) усть-мерженский николаевский, 22) кожеозерский, 23) вашеозерский, 24) вашеостровский, 25) кенский, и 26) муезерский 131 . Женские монастыри – 1) верхопаденский и 2) покровский. Астраханской губернии: муж. монастыри – 1) троицкий сергиев и 2) покровский. Владимирской губернии: муж. монастыри – 1) борисолебский муромский, 2) борисоглебский переяславский, 3) борисоглебский песоцкий переяславский , 4) волосов , 5) георгиевский стародубовые церкви , 6) горицкий переяславский, 7) дуниловский воробьевский, 8) златовратский владимирский спасский, 9) ивановский покровский, 10) князьандреевский, 11) любецкий владимирский, 12) махрищский , 13) мстерский богоявленский. 14) васильевский суздальский, 15) на Надоге рождественская пустынь, 16) переминский покровский, 17) осипова п., 18) пережиловская пустынь, 19) перемышльский троицкий, 20) переяславльский сретенский, 21) петропавловский суздальский, 22) пустынный, 23) святозерский, 24) сновицкий владимирский, 26) царево-константиновский, 27) Шуйский троицкий, 28) антониев-покровский, 29) николаевский переяславский, 30) сахтошский петропавловский, 31) суздальский борисоглебский, 32) феодоровский при почайне 132 , 33) боголюбский покровский, 34) кидякшский борисоглебский 133 , 35) лисицкая пустынь, 36) киржачский введенский, 37) холуйский и 38) введенская островская п. Женские монастыри – 1) богородицкий владимирский, 2) богородицкий владимирский княгинин или новодевичий, 3) богородицкий переяславский, 4) варварский Дмитровский, 5) введенский переяславский, 6) вознесенский переяславский, 7) воскресенский муромский, 8) воскресенский при Тетрахе, 9) вязниковский введенский, 10) гороховский знаменский, 11) дуниловский благовещенский, 12) ивановский воздвиженский, 13) лесневский, 14) мстерский ивановский, 15) суздальский николаевский, 16) Шуйский спасский, 17) суздальский александровский, 18) суздальский троицкий и 19) якиманский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Муромская Основана 23.01.1868. Местопребывание – в Муромском Спасском монастыре до 17(30)09.1918, затем в Муромском Благовещенском монастыре (Постановление 827 от этой даты Патриарха Св. Тихона и Св. Синода – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 41, л. 2). Епископы были настоятелями этих монастырей. Владимирское викариатство. Упразднена в 1937 г. 07.04.1868 30.05.1868 18.01.1870 28.01.1884 22.12.1885 30.09.1887 12.02.1889 28.03.1892 Александр Богданов 26.04.1892 30.11.1895 Тихон Клитин 21.01.1896 27.02.1904 14..03.1904 08.11.1904 Никон Рождественский 12.12.1904 23.11.1907 Александр II Трапицын 16.12.1907 14.06.1912 Евгений Мерцалов 15.07.1912 20.04(03.05)1919 20.04.(03.05)1919 01(14)05.1919 в/у Серафим Руженцев 01(14)05.1919 Серафим Руженцев 31.07(13.08)1923 17(30)09.1923 14(27)03.1926 02(15)09.1927 Евгений II Кобранов 02(15)09.1927 31.01(13.02)1933 08.07.1932 Глеб Покровский ? 29.04(12.05)1933 20.04(03.05)1934 20.04(03.05)1934 01(14)05.1934 Иоанн Широков 01(14)05.1934 27.05(09.06)1935 12.(25)11.1935 10(23)10.1937 Муромская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Муром (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1938 г. (?) 1922 31.07(13.08)1923 24.04(07.05)1924 17(30)09.1924 Алексий Покровский 23.11(06.12)1924 04(17)02.1925 Рафаил Прозоровский Александр Гладышев (1938) 2865 Вторая дата – определение на покой. Скончался 01.12.1885. У Строев. С. 659 после списка Муромских епископов, отдельно записан еще «...Рафаил, архиепископ Муромский и Алатырский». Какие-либо даты отсутствуют, но в примечании к записи указывается: «См. его присягу 1708 г...» 2868 Определением Св. Синода и Св. Патриарха (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 53, л. 8) перемещен на Михайловскую кафедру за невозможностью прибыть из отпуска в Муром. Его преемник, Серафим (Руженцев), назван в постановлении еще архимандритом, по сему помещаем его в список как временно управляющего до хиротонии. 2869 По покаянии принят в общение из обновленческого раскола (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 321 об.). 2871 По ММЛРПИ, епархией не управлял, что сомнительно. Вторая дата – определение на покой. С 1937 и по 1952 г. несколько раз арестовывался и отбывал сроки в концлагерях. Затем бывший военный врач, епископ Николай работал в больницах врачом-отоларингологом и др. Скончался в г. Углич Ярославской губ. 17(30)03.1961. 2872 Архиепископ. Вторая дата – дата ареста, за которым последовали приговор к 3 годам ссылки в глухой угол Красноярского края, где по истечении срока был вновь арестован, приговорен и расстрелян 12(25)05.1938 в г. Енисейск. Иная вторая дата – 29.10(12.11)1935 (Святители Земли Нижегородской. Н.-Новгород. 2003. С. 488). 2873 Возможно был арестован и скончался (расстрелян?) в том же 1937 г., но частные сведения о этом требуют уточнения. 2874 Покаялся и был возвращен на кафедру (см. Муромская), но вскоре вновь и окончательно отпал в раскол. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образы П. и Ф., первых справа предстоящих Спасителю, присутствуют и в росписи алтарной преграды придельного храма Благовещенского собора мон-ря (2001, А. Филиппов). Там же находится вариант «Собора муромских святых» в молении иконе «Благовещение» (1997, И. В. Сухов), а П. и Ф. изображены наверху справа среди 13 прямо стоящих фигур. П. показан с непокрытой головой и скинутым на плечи монашеским куколем, как он иногда изображается и на более ранних образах (см.: Сухова, Смирнов. 2008. Ил. на с. 156, 157). Роспись на тему Жития П. и Ф. (2006) находится снаружи, на зап. стене муромского Спасского мон-ря, справа от ворот; в Покровском храме обители имеется большая икона П. и Ф., где они, облаченные в богатые княжеские одежды, молятся перед образом «Покров Пресв. Богородицы» (кон. XX в.). В Муроме святыней Сретенской ц. является икона П. и Ф. с частицей их мощей (нач. XXI в.), находящаяся в приделе арх. Михаила в отдельном киоте; по иконографии напоминает изображение П. и Ф. на их покровах. В Успенской ц. образы П. и Ф. присутствуют на иконе «Собор Муромских святых» (2016, И. В. Сухов), где они находятся среди 10 фигур святых, справа вверху, друг под другом. Изображены П. и Ф. по краям группы из 9 местных святых на иконе владимирских художников (2010-2011) в иконостасе ц. ап. Андрея Первозванного. Фигуры П. и Ф. показаны слева на иконе 7 Муромских святых, молящихся перед образом Божией Матери Муромской (2006, В. Филимонов) в храме-аудитории прав. Иулиании Лазаревской (см.: Там же. Ил. на с. 129). Лит.: Титов А. А. Описание славяно-рус. рукописей из собр. А. А. Титова. М., 1902. Т. 3. С. 152. 941(1030); Подобедова О. И. «Повесть о Петре и Февронии» как лит. источник житийных икон XVII в.//ТОДРЛ. 1954. Т. 10. С. 290-304; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 308-309. Кат. 249; Сизов Е. С. Русские ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 264-276; Масленицын С. И. Муром. М., 1971; Дмитриева Р. П. Повесть о Петре и Февронии.

http://pravenc.ru/text/2580394.html

В Спасо-Преображенском монастыре г. Мурома простились с наместником обители новопреставленным архимандритом Кириллом (Епифановым) 21 марта 2011 г. 13:40 19 марта 2011 года после Божественной литургии в Спасском соборе Муромского Спасо-Преображенского монастыря архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий совершил чин отпевания наместника обители новопреставленного архимандрита Кирилла (Епифанова), трагически погибшего 15 марта в результате дорожно-транспортного происшествия. День погребения отца Кирилла был официально объявлен в Муроме днем траура. Соболезнования в связи с гибелью отца Кирилла архиепископу Евлогию выразил председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин . «Этот светлый человек являлся для нас образцом высокого и подвижнического служения, глубокой веры и чистоты, был истинным духовным отцом и наставником, образцом отношения и любви к ближнему, к Богу, к Отечеству. Он многое сделал для блага православных людей, для утверждения в России Дня семьи, любви и верности, укрепления духовно-нравственных опор общества», говорится в письме С.В. Степашина. Архимандрит Кирилл погребен в крипте Покровского храма обители, настоятелем которой он был в течение полутора десятилетий. Архимандрит Кирилл (в миру Епифанов Евгений Александрович) родился 12 апреля 1964 года в Москве. В 1979 году окончил восьмилетнюю общеобразовательную школу. В 1982 г. окончил педагогическое училище, в 1990 году Московский юридический институт. В 1982-1984 гг. служил в Вооруженных силах. С 1984 г. по 1989 г. работал литературным сотрудником газеты «Известия» и сельским корреспондентом. В 1985 году выехал из Москвы в одну из деревень Рязанской области «поднимать сельское хозяйство» (работал заведующим молочно-торговой фермы). 4 ноября 1990 года в Рязанском Иоанно-Богословском монастыре принял иноческий постриг от архимандрита Авеля (Македонова). 14 ноября 1990 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым) рукоположен во иеродиакона, 18 ноября того же года во священноинока. С мая 1995 года проходил служение во Владимирской епархии. 30 мая 1995 года принят в братию Свято-Благовещенского Муромского мужского монастыря. 4 июля 1995 года назначен наместником Спасо-Преображенского Муромского мужского монастыря, возобновленного постановлением Священного Синода от 6 июля 1995 года. В Великий Четверток 1996 года (8 апреля) архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием был пострижен в мантию с наречением имени в честь преподобного Кирилла, игумена Белоезерского. В 1997 году был возведен в сан игумена, в 2010 году  в сан архимандрита. Погиб 15 марта 2011 года в автокатастрофе. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1433504.ht...

С., представителя от УОНО Бушуевой, представителя от УоРО Лаврова П. П. были осмотрены все иконы, вывезенные из бывшего Спасского [Преображенского] монастыря. В результате просмотра комиссия нашла необходимым оставить все иконы из иконостаса холодного Спасского храма и некоторые иконы из других иконостасов в количестве... (не указано.- В. Ч.) штук, которые должны быть описаны и хранимы, как экспонаты. Остальные же иконы, не имеющие музейной, а также и материальной ценности, ввиду отсутствия покупателей, а также ввиду отказа работников музея заниматься их продажей - уничтожить, в количестве 108 штук разного размера» ( Чернышев. Муромский Спасский мон-рь. 2006. С. 82). Согласно документу от 27 дек. 1928 г., «иконостасы, выломанные из Спасского монастыря и сложенные во дворе музея под открытым сараем, ввиду своей громадности занимали много места, заносились снегом, в силу чего смывалась позолота. Во избежание потери их ценности в виде позолоты, все золоченые части иконостасов были отломаны и сложены особо, а части, не имеющие позолоты, были перепилены на дрова, которых вышло 7 погонных сажен» (Там же). Постройки М. П. м. ветшали. 30 марта 1929 г. командир 41-го стрелкового полка Л. Ф. Керцелли поставил в известность директора музея С. П. Квасова, что колокольня, «в силу угрозы падения», 1 апр. будет снесена, что и было осуществлено. 18 сент. того же года Горсовет распорядился сдать 150-пудовый колокол, некогда служивший украшением монастырской звонницы, в «Рудметаллторг». 15 февр. 1930 г. Муромский окружной исполком постановил передать жилые постройки М. П. м. горсовету (ГАНО. Ф. 1684. Оп. 1. Д. 149). Во 2-й пол. 30-х гг. XX в. здания мон-ря переданы военному ведомству. 14 нояб. 1938 г. краеведческий музей обратился с заявлением к заведующему Муромским гороно с просьбой оказать помощь в «немедленной передаче музею всех строений бывшего Спасского монастыря» (МИХМ. 207) и получил отрицательный ответ. В 1937 г. на территории М. П. м. действовали курсы усовершенствования командного состава (КУКС).

http://pravenc.ru/text/2564382.html

(см. в ст. Казанцевы). Слева от царских врат находится икона местного письма с образами Муромских святых, представленных на фоне скалистого пейзажа и панорамы Мурома, и со сценой «Благовещение» в облаках. В кон. XVIII в. написаны иконы праздничного ряда, заключенные в причудливые картуши, а также расположенные над ними изображения праотцев и «Страсти Христовы» ( Сухова. 2004. С. 40-41). В кон. XVIII в. в Муроме по-прежнему функционировала иконописная мастерская под рук. представителя династии Казанцевых. В приходно-расходной книге Спасского монастыря за 24 мая 1765 г. значится: «Выдано муромскому Благовещенскому монастыря архимандриту Алимпию за починку Спасо-Преображенской, Покровской, Кирилловской церквей святых икон 26 рублей; ученикам его, архимандрита, выдано на пищу 1 рубль 20 копеек» (Приходно-расходная книга Спасского мон-ря//РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1977. Л. 15 об.; Чернышев. 2001. С. 203). В аналогичном документе 1770 г. указан руководитель иконописцев - Федор Казанцев; перечень работ прописан очень кратко, но есть вероятность, что в документе подразумевается не только создание икон, но и исполнение стенных росписей («…и за написание на тумбах и в приделех страстей Христовых» - Приходно-расходная книга Спасского мон-ря//РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1977. Л. 17). Если предположение верно, то это первое по времени документальное свидетельство существования церковных росписей в Муроме. В том же 1770 г. в Спасском монастыре работал «иконописец муромский купец» Михаил Лукиан Смольянинов, который в Покровской ц. монастыря совершил «починку святых икон» и написал «штилистовый образ Преображения Господня», а также занимался золочением киотов и «росписанием» ( Чернышев. 2001. С. 203; Приходно-расходная книга Спасского мон-ря//РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1977. Л. 13 об., 16 об.). До революции в ц. свт. Николая Чудотворца (Николо-Зарядской) хранилась икона этого мастера: «...икона Спасителя древнего греческого письма, шириною 1 аршин 15 вершков... Доска деревянная гладкая... Изображение писано по зеленому полю... Внизу иконы подпись: «Царь Царем и Господь Господнем лета 1779 свершися писан сей святый образ муромец свидетельный иконописец Михаил Лукин Смольянинов»». Др. произведение Смольянинова до 20-х гг. XX в. находилось в жертвеннике ц. св. Иоанна Предтечи: «Образ Усекновение главы Иоанна Предтечи на темном фоне, на нем надпись: «…1789 году марта 15 дня писал Михаил Лукин Смольянинов»» (Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 42/47, 11/15 об.; Чернышев. 2001. С. 204).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010