26 Киево-Печерский патерик//Древнерусские патерики. Изд. подг.  Ольшевская Л. А.  и  Травников С. Н.  М., 1999. С. 21. 27 Там же. 28 Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв./Изд. подг.  Щапов Я. Н.  М., 1976. С. 23. 29 Там же. С. 70. 30 РНБ. F. п. II. 1. Л. 402 об. – полностью запись воспроизводится:  Срезневский И. И.  Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1897 (Сборник ОРЯС Т. 65. С. 48–49). 31   Теодорович Н. И.Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской епархии. Почаев, 1893. С. 18; См. также  Пушкарева Н. Л.  Женщины Древней Руси. М., 1989. 32 Харьковский исторический музей. Вст. инв. КБ-55 (21 129). Л. 286. 33   Макарий, митр. (Булгаков).История русской церкви. М., 1995. Кн. 2. С. 312. 34 Популярная биография Евдокии, а также Ефросинии Суздальской, Софьи Витовтовны, Елены Глинской, Ирины Годуновой:  Морозова Л. Е.  Затворницы. Миф о великих княгинях. М., 2002. 35   Пушкарева Н. Л.Женщины Древней Руси. С. 117. 36   Дубровский М.Житие преп. Евфросинии, княжны Полоцкой. С кратким описанием основанного в г. Полоцке женского монастыря. Витебск, 1894. 37 Древнерусские княжеские уставы. С. 20. 38   Голубинский Е. Е.История русской церкви. Т. 1. Ч. 1. С. 468–469. 39 Стоглав. Гл. 5, вопр. 11 –  Емченко Е. Б.  Стоглав. Исследование и текст. М., 2000. С. 257. 40 Стоглав. Гл. 7. –  Емченко Е. Б.  Стоглав. С. 270–271. 41   Boskovska N.Die russische Frau im 17. Jahrhundert, Koln, 1998. S. 420. 42 Ibid. S. 420–421. 43 Правила святых Вселенских соборов. С. 441. 44 Там же. С. 444. 45 Там же. С. 239–240. 46 О захоронении в одной могиле –  Никитенко Н. Н.  Русь и Византия. С. 239–240. 47   Абрашкевич М. М.Прелюбодеяние с точки зрения уголовного права. Одесса, 1904. С. 485. 48 В печатной Кормчей это 13 правило – Кормчая. Л. 597. В более ранних собраниях – 17. См. публикацию В. Н. Бенешевича :  Бенешевич В. Н.  Два списка первоначальной Синтагмы. С. 186. Здесь приводится и греческий текст. 49 См., например, РГБ. Ф. 247 59. Сборник аскетический XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 284; Припевы акафиста [Иисусу Сладчайшему], «Аще и всегда»//Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 248, 254; «Объятия отча»//Воскресные службы Постной Триоди/Ред.: Е. С. Кустовский. М., 2000. С. 115; ексапостиларий «Разбойника благоразумнаго», ектения на вечерне Великого поста (гармонизация Н. И. Озерова): Излож. архим. Матфея (Мормыля)//Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 224, 258), «скитский» («Взбранной Воеводе»// Георгиевский М. И., свящ. Домашнее пение православного христианина. М., 1886; «Милость мира»/Ред.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. С. 19; то же//Песнопения Божественной литургии/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 55), «пустынный» (Херувимская//Сборник духовно-муз. песнопений/Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1916. Сб. 19: На литургии/Ред.: Г. Я. Извеков. 39; Сугубая ектения//Ектении/Ред.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. 9). В ряде случаев такие названия давались авторским стилизациям ( Иванов-Радкевич П. О. Духовно-муз. соч. и перелож. М., 21: «Достойно есть»: Монастырского распева; Голованов Н. С. Херувимская: (Монастырская): Для муж. хора: Op. 1, 1. М., б. г.). Изд.: Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии. М., 1882-1915. 4 ч.; Матфей (Мормыль), архим. Подобны старинных монастырских напевов. М., 20162. Лит.: Свод напевов. 2002; Песнопения Русской Православной Церкви: Кат.: Сборники песнопений разных композиторов и песнопений без указ. автора/РГБ, сост.: А. А. Семенюк. М., 2003. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Перевод Похвального слова Андрея Критского («Человече Божии и верныи рабе...») датируется примерно сер. или кон. XIV в. В нек-рых списках имеется указание на имя переводчика: Закхей Вагил. Сохранилось в 7 южнославянских списках и нескольких восточнославянских. Старшие списки: РНБ. Погод. 259, 1460-1470-е гг. Л. 66-70 об.; Рил. 4/5, 1483 г. Л. 255 об.- 260. Похвальное слово, подписанное именем Иоанна Златоуста («          ()              ()              ()                »), неверно отождествляется с Похвальным словом, приписываемым Клименту Охридскому (нач.: «Се наста...») (Иоанн Златоуст в древнерус. и южнослав. письменности XI-XVI вв.: Кат. гомилий/Сост.: Е. Э. Гранстрем, О. В. Творогов, А. Валевичюс. СПб., 1998. С. 122. 366). В действительности это разные тексты. Среди изданных греч. текстов соответствия памятнику не найдено. Старший восточнослав. список -НБУВ ИР. КДА. 415л. Четья Минея, 1489 г. Л. 197d-199a). Текст не издан. Неизданное Похвальное слово (нач.: «                                ...») известно в серб. списке XV в. и в нескольких восточнослав. списках XVI-XVII вв. Похвала Димитрия Кантакузина (нач.: «Твоихь чюдесь несказанное мно(ж)ство…») известна только в южнослав. традиции (изд.: Димитър Кантакузин. Събрани съчинения. София, 1989. С. 91-92). Похвальное слово Андрея Пресвитера («Днесь наста светоносное торжество...») - одно из немногих восточнослав. сочинений Свято-Никольского цикла, имеющее указание на автора: «                            ()  ()        ()    ()        » (РГБ. Овчин. 286, XV в. Л. 214). Сохранилось в неск. списках кон. XV-XVI в. Во всех рукописях приурочено ко дню памяти перенесения мощей 9 мая (изд.: Барсов Е. Вновь открытое «Слово» пресв. Андрея в списке XVI в.//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. Отд. 2. С. 5-8; Похвальное слово свт. Николаю Мирликийскому (по ркп. XV в.)/Подгот.: архим. Макарий (Веретенников)//АЕ за 1998 г. М., 1999. С. 351-353). Перенесение мощей Н. Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. мон-ря Эски-Гюмюш в Каппадокии, Турция. Сер. XI в.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

принес устное покаяние, однако впосл. продолжал защищать это положение «Белокриницкого устава» (в частности, на диспуте в с. Алексеевка Саратовской губ. в 1897). О еретичестве данного мнения А. писали мн. правосл. авторы, а также старообрядческий Казанский еп. Пафнутий и свящ. Василий Механиков. Критике сочинений А. посвящено большое число работ правосл. миссионеров. Среди старообрядцев А. имел много учеников и последователей, наиболее известным из к-рых был Ф. Е. Мельников . На соборе старообрядцев Белокриницкой иерархии, проходившем в Москве в окт. 2001 г., было высказано предложение о канонизации А., однако собор не принял определенного решения по этому вопросу. Арх.: РГБ. Ф. 246. Карт. 212. Д. 6. Протоколы освященных соборов 1898-1908 гг. в архиве старообрядческой митрополии в Москве. Соч.: Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений. Мануиловка, 1885. М., 1996п; Оправдание старообрядствующей святой Христовой Церкви в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени. [Безводное], 1887. М., 1999п [с доп. писем А.]; Показание всеобдержности двуперстного сложения в древней православной Церкви и погрешностей противу святого Евангелия в новообрядствующей Греко-Российской Церкви. [Безводное], 1888; Книга об антихристе и о прочих действиях, иже при нем быти хотящих. [Безводное], 1888. Уральск, 19102; История о существовании священства в старообрядческой Христовой Церкви. Уральск, 1910. Лит.: Летопись событий, происходящих в расколе//Братское слово. М., 1875-1889; С[мирнов] П. Где истина? Разбор изданной апологетом раскола Швецовым книги «Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений»//Миссионерский сб. 1893. 1, 2; 1894. 1-4; [Антонов Е. ] Разбор швецовских «показаний», что якобы православная Греко-Российская Церковь «погрешила противу святаго Евангелия». М., 1893; Павел [Прусский], архим. ПСС: В 4 т. М., 1888-1899. Т. 3. С. 155-176; Механиков В. , свящ. Обличение еретичеств Арсения Швецова, именуемого епископа старообрядцев/Изд. Н. Субботин. М., 1900; Субботин Н. И. Полемика между Механиковым и Швецовым. М., 1902; Швецов//ЭС. Т. 39. С. 342-343; Церковь. М., 1908. 43 [посвящен А.]; Епископ Арсений Уральский: Его жизнь и письма к разным лицам/Изд. свящ. С[тефан] Ф. Лабзин. М., 1912; [отзывы еп. Пафнутия о богосл. мнениях А.]//Письма старообрядческих деятелей/Собр. П. Власов. М., 1915. Вып. 1. С. 63, 77; Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 248, 389, 419, 469-470, 484-486; 488, 493-494, 495, 502, 505, 507; Вознесенский А. В. , Мангилев П. И. , Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): Мат-лы к словарю. Екатеринбург, 1996. С. 5, 33-40, 64, 66-68; Панкратов А. В. От востока направо: история, культура, совр. вопросы старообрядчества. М., 2000. С. 61-65.

http://pravenc.ru/text/76256.html

В Житии Кассиана Босого в отличие от Жития Фотия Волоцкого агиограф избегает пространных лирических пассажей, его рассказ сдержан и лаконичен. Автор, выступая в роли собирателя сведений о знаменитом монахе, включает в произведение Послание Нифонта Кормилицына к Василию III о смерти Кассиана, рассказы о виденном им самим или слышанном от других. Сообщение агиографа, что во время пожара в монастыре он был келарем, дает основание лишний раз поставить под сомнение авторство Фотия, который был монастырским уставщиком и не желал занимать более высокие посты, в то время как Вассиан Кошка известен и как игумен тверского Вотмицкого монастыря. Скорее всего, именно Вассиану Кошке принадлежит создание в 50–60-х гг. XVI в. житийного свода о Кассиане Босом, что служило логическим продолжением его редакторской работы над Волоколамским патериком (см. наст. изд., т. 9, с. 20–69). Житие Кассиана Босого было издано Питиримом Волоколамским как своеобразное приложение к патерику Иосифо-Волоколамского монастыря (Богословские труды. Т. 10. М., 1973. С. 177–222). См. также научное издание текста: Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999. С. 213–222, 445–453. В настоящем издании публикация Жития Кассиана Босого осуществляется по списку сборника Вассиана Кошки из Синодального собрания ГИМ 927, л. 104–112 об.) с учетом разночтений списка Жития, входящего в состав другого сборника Вассиана Кошки (РГБ, Музейное собр., 2157, л. 16 об.–24 об.). ВКРАТЦЕ О ЖИТИИ И ПОДВИГАХ СТАРЦА КАССИАНА, ПО ПРОЗВАНИЮ БОСОГО, ЧТО БЫЛ В ИОСИФОВЕ МОНАСТЫРЕ, О КОТОРОМ СЛЫШАЛ Я ОТ БЫВШИХ ПРЕЖДЕ МЕНЯ , А ИНОЕ И СВОИМИ ГЛАЗАМИ ВИДЕЛ Сей честной старец родился в городе Переяславле у православных родителей, Козьма было его имя. И когда достиг он совершеннолетия, то сделался физически крепок и мужественен и стал бывать у тех, кто жил в царских палатах. И за его смелость, и отвагу, и силу стал известен он и самодержцу, великому князю всея Руси Ивану Васильевичу; Козьма научил его, самодержца, метко стрелять в цель, и за это державный правитель оказывал ему честь и заботился о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25. Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский : История рода. Курск: ООО «Мечта», 2007. 108 с. 26. Филарет (Дроздов) , свт. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято–Троицкой Сергиевой Лавры. 1831–1867: В 3-х ч. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 27. «Чудеса преподобного Серафима в записях монахов Саровской пустыни». (Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь).М.: «Отчий дом», 2006. 233 с. 2 Совестный суд – губернский суд России в 1775–1862 годах. Рассматривал гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные (малолетних, невменяемых и т.п.). 3 «Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима». М., 2005. С. 51–52. 9 Георгий Павлович, иерей. Клевета на святых и искажение церковной истории//Информационно–аналитическая служба «Русская народная линия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2006/01/25/Дата обращения 05.06.2013. 10 Сергий, иером. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М.: Университетская тип., 1841. С. 3. 21 Руди Т.Р. Ранние жития Серафима Саровского : вопросы литературной истории//«Труды Отдела древнерус. литературы»/РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/Отв. ред. Д.С.Лихачёв. СПб.: Дмитрий Булавин, 1999. Т. 51. С. 432. 22 «Сказание о жизни и подвигах старца Серафима иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлечённое из записок ученика его». СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. С. 3–4. 31 «Краткое начертание жизни и подвигов достопочтенаго старца Серафима иеромонаха Саровския пустыни и затворника» [Электронный ресурс]/Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 304.2 198. Житие Серафима Саровского . [Б.м.], XIX в. [web-caйm], http://www.rsl.ru. 50 «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни». М.: Интэкт. 2006. С. 7. 51 «Летопись Серафимо–Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей её: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С.Мельгуновой »/Сост. Архимандрит Серафим (Чичагов) . Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь. Нижний Новгород: Изд. Братства св. Александра Невского, 2004. С. 441–442.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В составленное прп. Зосимой житие В. включено «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» - описание 75 действий Иисусовой молитвы, о к-рых В. поведал своему ученику. В житии подчеркивается, что молитвенный опыт В. является продолжением многовековой традиции умной молитвы, изложенной в творениях прп. Григория Синаита , прп. Симеона Нового Богослова , прп. Исихия Иерусалимского , прп. Симеона Студита , митр. Филадельфийского Феолипта . О значимости духовного опыта В. свидетельствуют в своих трудах свт. Игнатий (Брянчанинов) , Оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов) , Амвросий (Гренков) и Варсонофий (Плиханков) . 11 янв. 2004 г. в екатеринбургском Спасском мон-ре состоялось прославление В. Посмертный портрет В. находится в Туринском краеведческом музее. Определением Архиерейского Собора РПЦ прославлен к общецерковному почитанию. Арх.: РГБ. Ф. 213. К. 73. Д. 31. Л. 139-140; Ф. 214. Д. 409, 446, 448, 450; Ф. 304/II. 199. Ист.: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого мон. Ионы/Изд. Оптиной пуст. М., 1819;Житие оптинского старца Варсонофия. [Козельск], 1995. С. 112-114, 237-238; Макарий Оптинский, прп. Собр. писем: Письма к монашествующим. СПб., 1997р. Ч. 3. С. 25; Житие блаженной памяти старца Василиска. М., 1998; Сказание о дивных случаях мон. Василиска при прохождении внутренней Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его мон. Зосимою// Лабынцев Ю. А. , Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская правосл. книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. М., 1999. С. 114-139; Деяние о канонизации прп. Зосимы (Верховского), местночтимого святого Моск. епархии//Моск. ЕВ. 2000. 7/8. С. 34; Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. писем. М., 2000. С. 284-285.Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Последние рус. правосл. пустынножители//Символ. 1993. 30. С. 257-309; ЖПодв. Окт. С. 598-687; Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынножителя сибирских лесов. Послание/Подгот. к публ. А. М. Пентковского//Символ. 1994. 32. С. 279-340; Старец Зосима: Житие и подвиги. Изречения и извлеч. из его соч. М., 1994р; Поселянин Е. Рус. подвижники XIX в. М., 1992р. С. 479-490; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 299, 338, 562; Шереметьевский В. Василиск//РБС. 2000. Т.: Вавила-Витгенштейн. С. 247-249; Беглов А. Л. «Вечностью неразрушимое содружество»//АиО. 2001. 3 (29). С. 205-240; Зосима (Верховская), мон. Приближающийся юбилей на святой Кузнецкой земле//Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2002. Вып. 2. С. 9-13.

http://pravenc.ru/text/149787.html

Место погребения И. неизвестно. В поздней агиографической традиции И. и З. могли отождествляться с преподобными Иоанном постником, мощи к-рого почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (в XIX в. погребение И. могли ошибочно указывать в Ближних пещерах), и с Захарией постником, мощи к-рого почивают в Дальних пещерах лавры. Этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что в «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) названы вместе «преподобные отцы Иоанн и Захария постники» - святые, никак не связанные друг с другом, мощи к-рых почивают в разных пещерах лавры (Описание о российских святых. С. 28). В пользу отождествления З. с прп. Захарией постником отчасти говорят результаты биохимического исследования мощей последнего, проведенного в 80-х гг. XX в.; исследование показало, что святой скончался молодым - в возрасте 20-25 лет (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 93; об отождествлении З. с прп. Захарией постником см.: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 17-19; Дива печер лаврських. С. 65, 66). Канонизацией И. и З. следует считать включение их имен в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определен в сер. 80-х гг. XX в. в ходе подготовки издания богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 363; в списке Минеи З. назван отдельно от прп. Захарии постника). Ист.: Абрамович Д. И. Патерик Киево-Печерского мон-ря. К., 1911. С. 9-10, 194-195; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 16-17. Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 203; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 29-30; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 166. М. В. Печников Иконография Чудо в Великой печерской церкви, увиденное прп. Иоанном и отроком Захарией. Гравюра Л. Тарасевича. Киево-Печерский Патерик. К., 1702. Л. 114 об. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/471217.html

РГБ — Российская государственная библиотека, Москва РНБ — Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург   Библиография   Афанасьева Т. И . Об особой службе акафиста Пресвятой Богородице в ватиканской Псалтыри Vat. slav. 8//Кирило-Методиевски студии. Книга 31. Slavonics texts and traditions. София, 2021. С. 137–160. Борисова Т. С . К вопросу о рукописном прототипе старопечатной Триоди постной 1491 года//Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. Вып. 2: Филология. С. 105–114. Борисова Т. С . Текстология церковнославянских переводов византийских гимнографических текстов по спискам Триоди постной XII–XIV bekob. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2016. Иоанн Златоуст, свт . Толкование на первое послание к Тимофею. Беседа II 2//Священное Писание в толкованиях свт. Иоанна Златоуста: в 9 т. М.: Ковчег, 2006. Т. 9. Клосс Б. М . Избранные труды. М.: «Языки русской культуры», 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. Преподобный Кирилл Белозерский/под общ. ред. Г. М. Прохорова. СПб.: Кирилло-белозерский монастырь; «Росток», 2011. Прохоров Г. М . К истории литургической поэзии: Гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 120–149. Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов-исихастов/Сост., ред., предисл., прим. Дунаева А. Г. М.: Изд. Православного братства свт. Филарета митр. Московского, 1999. Шевченко Е. Э . Мартиниан//ПЭ. М., 2016. Т. 44. С. 183–193. Яблонский В., свящ . Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб.: Синодальная тип., 1908.     Иоанн Златоуст, свт . Толкование на первое послание к Тимофею. Беседа II 2//Священное Писание в толкованиях свт. Иоанна Златоуста: в 9 т. М., 2006. Т. 9. С. 595.  ГИМ. Син. 169. Л. 234 об. Житие прп. Сергия. Глава «О видении Пречистыя Богородицы».  Редакции А и Б по классификации в работе: Яблонский В., свящ . Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 51–53. Редакции 2-я и 1-я по иной классификации в работе: Клосс Б. М . Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 160–167.

http://bogoslov.ru/article/6175771

12.  Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-33/Пер. с лат. С. Еремеева и А. Юдина. – Киев: Ника-Центр, Эльга; СПб.: Алетейя, 2007. с. 138: «Поскольку познание сущности Бога возможно путем только благодати, оно даруется исключительно добрым; но познавать Бога в свете естественного разума может как добрый, так и злой». ( Вопрос 12. Каким образом нам дано знать Бога? Раздел 12. Можно ли познать Бога в свете естественного разума (еще) в этой жизни?) 13.  Хвощев В.Е. Фундаментальные основы дискурса.//«Дискурсология: методология, теория, практика»: доклады Второй Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Жана Бодийара/под общей редакцией Хвощева. 4 декабря 2007 года. Том 3. (Серия «Дискурсология». Выпуск 7). Екатеринбург, Челябинск: Издательский Дом «Дискурс-Пи», Изд-во ЮУрГУ, 2008. 240 с. 14.   Шабатура Любовь Николаевна. Традиция в социокультурном развитии личности: Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 : М., 2004, 414 c., РГБ ОД, 71:05-9/77, с.362: «…традиция определяет культуру как, в первую очередь, духовный процесс, а не как прагматизацию нашей морали и нравственности, к которой подводит цивилизация. Традиция представляет культуру не просто как систему сложившихся ценностей, а как духовное воспроизводство и самовоспроизводство человека посредством постоянного совершенствования этих соц иокультурных ценностей в поле традиции». 15. Энциклика «Свет Востока» (ORIENTALE LUMEN) Его Святейшества Папы Иоанна Павла II к епископам, клиру и верующим по случаю столетия апостольского послания «ORIENTALIUM DIGNITAS» папы Льва XIII) »//" Дельфис " с. 30: «Поскольку мы действительно верим, что достойное древнее предание Восточных Церквей представляет собой неотъемлемую часть наследия Церкви Христовой, то для католиков изначально необходимо познание его с тем, чтобы питаться им и содействовать, в меру возможности каждого, процессу единства». 16. Энциклика «Вера и разум» (FIDES ET RATIO) Его Святейшества Папы Римского Иоанна Павла II. М, Издательство Францисканцев, 1999, с. 65: «Другим типом философских размышлений является философия, которую многие называют христианской. Этот термин сам по себе обоснован, но его не следует понимать превратно: он не должен наводить на мысль, что существует какая-то официальная философия Церкви, ибо вера как таковая не является философией. Скорее, он обозначает христианские философские размышления, умозрительные рассуждения, которые возникли в живой связи с верой».

http://bogoslov.ru/article/4553010

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010