Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ († ок. 1632), прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), пустынник, подвизался при игум. Соловецкого мон-ря Рафаиле (1632-1636), близ озера, «от двинского наволока в средину острова за два поприща, идеже бысть поставлена келлия игумена преподобнаго Иринарха» (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 36-37). Погребен там же, «близ келлейцы». Состоялась ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но память «преподобнаго отца нашего Андрия, пустынника Соловецкого монастыря» в день 26 июня отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 322). Имя А. С. в нач. XIX в. было внесено также в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), а в нач. XX в.- в «Архангельский патерик». Местное почитание А. С. подтверждено включением его имени в Собор Соловецких святых, установленный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II . День тезоименитства А. С. м. б. положен 26 авг. (пам. мч. Адриана ). Лит.: Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1900. С. 19; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 50; Соловецкий православный церковный календарь/Изд. Соловецкой обители. [М.], 1999. С. 107-108. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый

http://pravenc.ru/text/63620.html

Никаноров А.Б., Старостенков С.А. Опыт библиографии по русской кампанологии 1785–1940 гг.//Рукописные памятники. Из истории музыкальной культуры. – Вып. 5. – СПб., 1999. – С. 179–214. Нюнин Б.Н., Ларюков А.С. Русский церковный колокол//Колокола и колокольни. – М.: РГБ, 1994. С. 28. Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное дело на заводе товарищества П.И. Оловянищникова С–вья. – Ярославль, 1906. Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 2-е, дополи. – М.: Издание Т-ва П.И. Оловянишникова С-вей, 1912. 435 с., илл., табл., 297 библ; то же. Изд. 3-е (репринт) – М., 1999. Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII в. – М.,1962. Павленко Н.И. Развитие металлургической промышленности в России в 1-ой половине XVIII в.//Промышленная политика и управление. – М., 1953. Петриченко А.М. Книга о литье. – Киев, 1972. Плешанова И.И. Колокола псковских литейщиков XVI – начала XVII вв.//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 104–119. Плешанова И.И. О зверином орнаменте псковских колоколов и керамид//Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. – М., 1968. Померанцев Н.Н. Звоны Ростова Великого//«Турист». – 9. – 1966. Портнов М. Царь-пушка и Царь-колокол. – М., 1990. Проблемы, возникающие при возобновлении звонов//Колокола и колокольни. – М., 1994. С. 24. Протоиерей Аристарх Израилев (1817–1901). Труды, публикации, исследования. – М., 2001. Пухначев Ю.В. Загадки звучащего металла. – М., 1974. Пухначев Ю.В. Колокола в социалистическом городе//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 273–279. Пухначев Ю.В. Литье колоколов на русских колокольных заводах//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 155–195. Пухначев Ю.В. Поют колокола//«Моя Москва», 1991, 2. Рубцов Н.Н. История литейного производства в СССР. Изд. 2. Ч. 1. – М., 1962. Рубцов Н.Н., Богуславский Г.А. Царь-колокол. – М., 1969. Русская Православная Церковь : Монастыри. Энциклопедический справочник/Под общ. ред. архиепископа Бронницкого Тихона. Сост. А. В. Никольский . – М., 2000. – 464 с., илл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 2004 г. во В. м. жили 22 насельницы, настоятельница - мон. София (Колосова). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-33328, Д. П-75419; Метрические книги Спасской ц. Влахернского мон-ря (1909)//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3262. Л. 332; Д. 3922. Л. 76 об.; Арх. ЦНЦ. Ист.: [Письма игум. Леониды прп. Илариону (Пономарёву)]//РГБ ОР. Ф. 213-64-11; [Письма мон. Магдалины и мон. Антонии прп. Илариону (Пономарёву)]//Там же. Ф. 213-64-2, 213-64-3, 213-64-12; [Письма прп. Амвросия Оптинского игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-55-4; [Письма прп. Иосифа (Литовкина) игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-65-23; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1851 г. СПб., 1852. С. 10; Григорович Н. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 150; Пимен [Мясников], архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 299-301; Филарет (Дроздов), свт. Письма к игум. Спасо-Влахернского мон-ря Серафиме и 2 письма к [графам] Головиным/Предисл. прот. И. Г. Виноградова. М., 1900; Амвросий [Гренков], иеросхим. Собр. писем. М., 1997. Ч. 3. С. 102-128; Иларион [Пономарёв], иеросхим. Письма/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1998. С. 63-107; Житие преподобноисп. Параскевы (Матиешиной), 1890-1953/Спасо-Влахернский жен. мон-рь. [М.], 2001; Жизнеописание схим. Серафимы и схим. Марии/Спасо-Влахернский мон-рь. [М.], 2002. Лит.: Казанский П. Село Новоспасское, Деденёво тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; [Посещение митр. Филаретом с. Новоспасского]//Моск. ГВ. 1850. 31. С. 327-330; Освящение храма в с. Новоспасском, Деденево тож...//Там же. 1854. 6. С. 60-63; 7. С. 72-75; 8. С. 84-86; 9. С. 88-95; 10. С. 100-105; 21. С. 213-215; Спасо-Влахернский общежительный жен. мон-рь. М., 1894; Фёдоров С. И. Схим. Серафима и Мария//Мир Божий. 1997. 1. С. 22-29; Соколова И. Икона Богоматерь Влахернская//Там же. 1999. 1(4). С. 20-23; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. С. 164-166; Соловьёв М. В. Дворяне Головины: Новоспасско-Деденёвская, Спасо-Влахернская ветвь. М., 2000; Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. М., 2001. С. 73-82; Кириченко О. В. Почитание святынь рус. дворянами (XVIII век)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 12, 13, 26, 27.

http://pravenc.ru/text/155033.html

принес устное покаяние, однако впосл. продолжал защищать это положение «Белокриницкого устава» (в частности, на диспуте в с. Алексеевка Саратовской губ. в 1897). О еретичестве данного мнения А. писали мн. правосл. авторы, а также старообрядческий Казанский еп. Пафнутий и свящ. Василий Механиков. Критике сочинений А. посвящено большое число работ правосл. миссионеров. Среди старообрядцев А. имел много учеников и последователей, наиболее известным из к-рых был Ф. Е. Мельников . На соборе старообрядцев Белокриницкой иерархии, проходившем в Москве в окт. 2001 г., было высказано предложение о канонизации А., однако собор не принял определенного решения по этому вопросу. Арх.: РГБ. Ф. 246. Карт. 212. Д. 6. Протоколы освященных соборов 1898-1908 гг. в архиве старообрядческой митрополии в Москве. Соч.: Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений. Мануиловка, 1885. М., 1996п; Оправдание старообрядствующей святой Христовой Церкви в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени. [Безводное], 1887. М., 1999п [с доп. писем А.]; Показание всеобдержности двуперстного сложения в древней православной Церкви и погрешностей противу святого Евангелия в новообрядствующей Греко-Российской Церкви. [Безводное], 1888; Книга об антихристе и о прочих действиях, иже при нем быти хотящих. [Безводное], 1888. Уральск, 19102; История о существовании священства в старообрядческой Христовой Церкви. Уральск, 1910. Лит.: Летопись событий, происходящих в расколе//Братское слово. М., 1875-1889; С[мирнов] П. Где истина? Разбор изданной апологетом раскола Швецовым книги «Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений»//Миссионерский сб. 1893. 1, 2; 1894. 1-4; [Антонов Е. ] Разбор швецовских «показаний», что якобы православная Греко-Российская Церковь «погрешила противу святаго Евангелия». М., 1893; Павел [Прусский], архим. ПСС: В 4 т. М., 1888-1899. Т. 3. С. 155-176; Механиков В. , свящ. Обличение еретичеств Арсения Швецова, именуемого епископа старообрядцев/Изд. Н. Субботин. М., 1900; Субботин Н. И. Полемика между Механиковым и Швецовым. М., 1902; Швецов//ЭС. Т. 39. С. 342-343; Церковь. М., 1908. 43 [посвящен А.]; Епископ Арсений Уральский: Его жизнь и письма к разным лицам/Изд. свящ. С[тефан] Ф. Лабзин. М., 1912; [отзывы еп. Пафнутия о богосл. мнениях А.]//Письма старообрядческих деятелей/Собр. П. Власов. М., 1915. Вып. 1. С. 63, 77; Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 248, 389, 419, 469-470, 484-486; 488, 493-494, 495, 502, 505, 507; Вознесенский А. В. , Мангилев П. И. , Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): Мат-лы к словарю. Екатеринбург, 1996. С. 5, 33-40, 64, 66-68; Панкратов А. В. От востока направо: история, культура, совр. вопросы старообрядчества. М., 2000. С. 61-65.

http://pravenc.ru/text/76256.html

В сборнике РГБ. Ф. 178. 1257 приведены еще неск. повестей, относящихся к И.-В. п.: рассказ не названного по имени инока о наказании предававшихся блудному греху (см. о переводном характере рассказа: Турилов А. А. Чудо о добродетельной попадье, введшей мужа в смертный грех//Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2001. С. 52-58); повествование прп. Паисия (Ярославова) об иноке, прельщенном бесом, который являлся в облике ап. Фомы; рассказ инока Ионы, духовника Тверского еп. Акакия , о священноиноке, впадшем в блудный грех и служившем после этого литургию; повесть прп. Иосифа Волоцкого о человеке, пившем вино прежде литургии в праздник св. апостолов Петра и Павла и наказанном ап. Павлом. И.-В. п. является характерным памятником иосифлянской (см. Иосифляне ) агиографии. Особое внимание в патерике уделено наставлениям в важных в первую очередь для монахов добродетелях: поучениям о борьбе с искушениями и бесовским прельщением, о твердости в вере и в соблюдении монашеских обетов, о стойкости в терпении скорбей, о нестяжании, воздержании и нищелюбии. И.-В. п. включает значительное число повествований, связанных с загробной участью людей: описание видений умерших и вновь вернувшихся к жизни людей, рассказы о чудесном исцелении и даже воскрешении. Эти сюжеты характерны для произведений, созданных в Иосифовом Волоколамском монастыре, где особое внимание уделялось упорядочению практики заупокойного поминания. Ист.: Волоколамский патерик: (По ркп. Моск. Синод. б-ки 927, XVI в., л. 2-42). Серг. П., 1915; Волоколамский патерик/Предисл.: архиеп. Питирим [Нечаев]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 175-222 [в сокр.]; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 81-106; коммент.: С. 316-350, 424-445; Волоколамский патерик//БЛДР. 2000. Т. 9. С. 20-69. Лит.: Евгений. Словарь. Т. 1. С. 143-144; Ключевский. Древнерус. жития. С. 294-295; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых, 1-5.

http://pravenc.ru/text/673723.html

Максимович 2006в – Максимович К. А. Техника ранних славянских переводов с латыни (на материале пенитенциала «Заповеди святых отец»)//Byzantinoslavica. Т. LXIV. 2006. С. 125–152. Моррис 1983 – Моррис Ч. У. Основания теории знаков//Семиотика. М., 1983. С. 37–89. Машин 1958 – Машин В. А. К датировке рукописей из собрания А.Ф. Гильфердинга Государственной публичной библиотеки//ТОДРЛ. Т. XV. Л., 1958. С. 409–417. Павлов 1869 – Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский номоканон. Казань, 1869. Павлов 1892 – Павлов А. С. Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и русского церковного права. М., 1892. Павлов 1908 – Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. Часть первая (памятники XI–XV в.). Изд. второе. СПб., 1908 [=РИБ, т. 6]. Пал 1406 – Палея толковая, 1406 г. РГБ, Тр.-Серг., 38. 208 л. Пичхадзе 1999 – Пичхадзе А. А. О значениях и функциях союза а в древнерусском языке//Язык. Культура. Гуманитарное знание. Научное наследие Г. О. Винокура и современность. М., 1999. С. 28–37. Подскальски 1996 – Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). Изд. второе, исправленное и дополненное. Пер. А. В. Назаренко под ред. А. В. Акентьева. СПб., 1996. Понырко 1992 – Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси (XI–XIII вв.) Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992. Пр. 1383 – Пролог мартовской половины, 1383 г. РГАДА. Ф. 381. 174. 139 л. Сб. Яр XIII – Сборник молитв, втор. пол. XIII в. Ярославский Государственный музей-заповедник. 15481. 226 л. Синайский патерик – Синайский патерик. Изд. подготовили В. С. Голышенко. В. Ф. Дубровина. М., 1967. СК XI–XIII – Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв. М., 1984. Сл. XI–XIV – Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). Т. I–. М., 1988–. Сл. XI–XVII – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1–. М., 1975–. Славова 1989 – Славова Т. Преславска редакция на Кирило­Методиевия старобългарски евангелски превод//Кирило­Методиевски студии. Кн. 6. София, 1989. С. 15–129.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Известны также демественные М. «сановным людем» («...господина дома сего... с женою и с чады и с домочадцы...») и игумену «с братиею» (ГИМ. Син. певч. 165. Л. 110 об., 111, XVII в.; см. расшифровки: Пожидаева. 1999). Набор монодийных М. царю (с перечислением мн. титулов), «царицам и великим княгиням», царевичу, правосл. патриархам, местному епископу и архимандриту содержится в соловецком певч. сборнике петровского времени (ГЦММК. Ф. 283. 237. Л. 208 об.- 209 об.). В западнорус. нотолинейных Ирмологионах XVI-XVIII вв. встречаются монодийные М. архиерею с греческим текстом, записанным кириллицей: «        » (ЛНБ. МВ. 50. Л. 119 об., кон. XVI - нач. XVII в.; Bucur. Bibl. Nat. Slav. 10846. Fol. 199, 1675-1676 гг.; 10845. Fol. 229, 1684 г.) и «  » греческого распева (СПбДА. 223-Р. Л. 284, 1671 г.). Следующий этап в муз. развитии М.- появление его в многоголосном варианте («триличное согласие»; см. Строчное пение ). Известно М. царю Иоанну IV Васильевичу Грозному, изложенное в виде 3 партий - пути , верха и демества (РНБ. Солов. 690/763. Л. 276-277, 70-е гг. XVI в.; на л. 277-277 об. содержатся 3 одноголосные «Ис полла эти деспота» митрополиту и архиепископам Новгородскому и Казанскому; см.: Успенский. 1971. Илл. XXIXa, XXIXб; с. 280-281 (коммент.)). В рукописи РГБ. Ф. 354. 140 имеется подобное песнопение в честь царя, а также 3-голосное «Ис пола ити деспота» архиеп. Казанскому и Свияжскому (Л. 334-335, 355). Все 3 голосовые партии совпадают, представляют единый распев. Троестрочные М. помещали также в Обиходах (напр.: ГИМ. Муз. 1845. Л. 27-27 об., 3-я четв. XVII в.). Рукописи XVI в. впервые содержат М. в изложении демественной нотацией , В состав более позднего списка (ГИМ. Син. певч. 375/Л. 120-120 об., 1700 г.) входит демественное 4-голосное М. имп. Петру I (расшифровки см. в изд.: Успенский. 1971. С. 277-279 (начало); Беляев. 1997. С. 154-157 (полностью)). Многоголосное исполнение этого песнопения позднее стало устойчивой традицией в крупных хоровых коллективах (напр., в придворных). Так, в рукописях из б-ки государевых певчих дьяков имеется «Многолетие большое, верхом» (РГАДА. Ф. 188. 1702. Л. 1), посвященное царю Борису Феодоровичу Годунову (1598-1605). Об интереснейших вариантах М. говорит наличие партий «путь против демества» к песнопениям «триличного» и «четвероличного согласия» (М. к пещному действу, «меньшое царю и прочим», «светительское, глаголемое тройное») в сборнике из собрания царских певцов (Там же. 1696. Л. 26 об.- 27 об.).

http://pravenc.ru/text/2563872.html

Соч.: Творения святых отцов (Прибавления). М., 1851. Ч. 10. С. 502-527; «О преставлении святого епископа Тверского Акакия»//Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 366-369; Ковтун Л. С. Лексикография в Моск. Руси XVI - нач. XVII в. Л., 1975. С. 263-267; Волоколамский патерик//Древнерус. патерики/Изд. подгот. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999. С. 223-230 [Житие прп. Фотия]. Арх.: ГИМ. Епарх. 258. Л. I; 358. Л. 407-418 об.; Син. 927. л. 1 об.; РГБ. Ф. 113. 511. Л. I; 517. Л. II об.; 530. Л. II об., 596; РГБ. Ф. 178. 1257. Л. I, 432. Ист.: ГИМ. Епарх. 258. Л. I, 358. Л. 407-418 об.; Син. 927. л. 1 об.; РГБ. Ф. Вол. 113. 511. Л. I; 517. Л. II об.; 530. Л. II об., 596; РГБ. Ф. 178. Муз. 1257. Л. I, 432; Писцовые книги Моск. гос-ва: Писцовые книги XVI в. СПб., 1872. Ч. 1. Отд. 2. С. 176, 218-219, 252-253, 256-257, 287; КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991 (по указ.); Макарий (Веретенников). Епископ Тверской и Кашинский Акакий - подвижник XVI в.//Герменевтика древнерус. лит-ры. М., 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 336-362; Волоколамский патерик//Древнерус. патерики/Изд. подгот. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999. С. 223-230. Лит.: Строев. Словарь. С. 44-45; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 137-138, 157-159, 182-186; Ключевский. Древнерус. жития. С. 294-296; Музейное собрание рукописей: Описание. Т. 1: 1 - 3005/Под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1961. С. 177-185; Собрание Иосифо-Волоколамского мон-ря. Ф. 113. Дополнительная опись к печ. описанию иером. Иосифа «Опись рукописей...» (М., 1882) [Машинопись]. М., 1972. С. 88-89, 95-96, 104-105; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977 (по указ.); его же. Вкладные и записные книги Волоколамского мон-ря XVI в.//Из истории феодальной России: Статьи и очерки. Л., 1987. С. 77-78; Дмитриева Р. П. Вассиан, по прозвищу Кошка//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 119-120; Ольшевская Л. А. Вассиан Кошка - волоцкий агиограф XVI в.//Документальное и художественное в лит. произведении. Иваново, 1994. С. 133-148; Древнерус. патерики. С. 332-350, 383, 385, 452-453, 460; Плигузов А. И. Полемика в рус. церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002. С. 271, 295-301, 314, 351, 385.

http://pravenc.ru/text/149895.html

Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» упоминает М. и Ф. как преподобных среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах (К., 1638; Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым»; М., Ф. и И. прославляются соответственно в 1, 2 и 3-м тропарях 5-й песни канона (Дива. 1997. С. 147). Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991p. С. 155-161; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 56-60. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14, 16; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 210-211; Пуцко В. Г. Крест Марка Пещерника//Сов. Арх. 1987. 1. С. 217-230; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 168, 469; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era A. D. 843-1261. N. Y., 1997. Р. 302-303; Бобровський Т. А. Noxobaльhi споруди давньокиïвських neчephukib за даними письмових джерел та apxeoлoriчrux дocлiджehь//Moruляhcьki читання, 2001. К., 2002. С. 43-50; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 729-731. Ю. А. Артамонов Иконография Прп. Марк Гробокопатель. Гравюра мон. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Титульный лист (РГБ) Прп. Марк Гробокопатель. Гравюра мон. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Титульный лист (РГБ) Описание облика М. содержится в неск. иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. Без указания памяти в Соборе Киево-Печерских святых он представлен в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике) со следующей характеристикой: «Сед, брада Феодосиева, на главе клобук черн, руки молебны, персты вверх, ризы преподобнически, испод празелень, левой ногой стоит впрям» (кон.

http://pravenc.ru/text/2562276.html

Лука (Головков), игум. (вступительная статья) Собор святых Московской духовной академии: материалы к истории создания нового иконописного образа//БВ 11–12. 2010.с. 1062–1085. Данные о канонизации 65 святых выпускников или преподавателей МДА, по большей части новомучеников и исповедников [ОР РГБ.] Ф. 172. МДА архив, Т. 1–6 [М.: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина], б. г. (Машинопись из ОР РГБ). Опись части архива Московской духовной академии и семинарии, в которую входят все диссертационные работы Поздеева И. В. Бесценное духовное наследие: кириллические рукописи XV–XVII вв. и печатные книги XVI–XVII вв. библиотеки Московской духовной академии и семинарии, предварительный список, М.: Изд. МГУ, 2000.142 с. Описание части рукописей и старопечатных книг современной библиотеки МДА Русские писатели-богословы. Выпуск 1. Библиографический указатель. Историки Церкви, м.: Пашков дом, 2 2001. 460 с. Русские писатели-богословы. Выпуск 2. Исследователи и толкователи Священного Писания . Библиографический указатель, м., 1999. 462 с. Русские писатели-богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биобиблиографический указатель, м.: Пашков дом, 2004. 480 с. Систематический каталог дореволюционных диссертаций Московской Духовной Академии/[Под ред. архим. Макария (Веретенникова) ]. Московская Духовная Академия, 1995. 304 с. (Машинопись). Систематический каталог книг библиотеки Московской Духовной Академии. Вып. 1–5, 6, 7.1, 7.2, 8.1/Сост. И. Корсунский , Е. троицкий, Н. Колосов , К. М. Попов, М., 1881 (1), 1884 (2), 1885 (3), 1887 (4), 1889 (5), 1890 (6), 1895 (7), 1910 (8). Систематический каталог книг библиотеки Московской Духовной Академии. Библиотека Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского († 13 октября 1896 года). Вып. 1. Богословие – философия – словесность/Сост. К. Поповым , библиотекарем Академии, м.: Печатня А. и. Снегиревой , Остоженка, Савелловский пер., 1900. 322, LXXVI с. Указатель к «Творениям святых отцов» и к «прибавлениям духовного содержания» за двадцать лет (1843–1862). м.: Тип. в. Готье, 1863. 24 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010