Галле профессором») 12 . Во время пребывания в Немецкой слободе, одновременного с Глюком, они могли познакомиться и последний мог взять его в свою гимназию. В «каталоге учителей и наук» Глюка не находится имени Пауса; имеются записи о выдаче ему жалованья за преподавание в сей школе только во второй половине 1705 г., а 29 мая, как сейчас отмечено, он был назначен заместителем Глюка по надзиранию и управлению школы. В 1706 г. О нем говорится, что он «учит 3 часа и надзирает». Другим учителем в школе после Глюка был также «магистр» Иван Норгрен, о котором точно также не находим упоминания в «каталоге», по которому производились выдачи жалованья одновременно с Паусом и который по ведомости 1706 г. учил шведскому языку и истории. Третьим учителем был Иосиф Гагин, итальянец родом, учитель итальянского языка (4 часа), жалованье которому выдано с июля 1705 г., которого также нет в «каталоге» Глюка. Кроме того учителями были еще 4 лица, указанные в этом каталоге: а) сын его Христиан Глюк (впоследствии камер-юнкер при царевиче Алексее Петровиче, ассесор камер-коллегии, ум. в 1735 г.), долженствовавший учить философии и языкам греческому, еврейскому, сирскому и халдейскому, но по ведомости 1706 г. учивший «верхнюю латинского языка» (4 часа); б) Иоанн Мерлот Ламберт – учитель французского языка и по каталогу и по ведомости (4 часа); в) Отто Биркан, Беркман, учитель одного немецкого языка (6 часов), по каталогу он должен был преподавать еще латинский язык и арифметику и г) Яган Густав Вурм «средних в немецком», учивший в день 6 часов, против «каталога» не преподавал латинский язык. К этим 7 учителям в самом конце 1705 г. (или с 1706 г.) присоединились еще 3 учителя, только что приехавшие в Москву из Гамбурга: 1) Иван Крестьян Битнер (Битнерз), 2) Петр Данилов Бретшнейдер (Бретчиндеров, Бретшнейрдер), саксонской земли, 3) Михаил Рутих – из Литвы. В сентябре 1705 г. они прибыли в Архангельск, а 15 декабря того же года в Москву. Из числа этих последних учителей первый в 1706 г. «имеет среднюю латинского», второй «учит верхних в немецком» (5 часов), а последний «учит начало латинского» (5 же часов).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Тогда-то он начал действовать явно и бесстыдно, крестить своих приверженцев, благословлять браки и сожительства беззаконные и рукополагать не только в храме, но и в домах, бедняков, приводимых к нему богатой роднёй его. При ежедневном умножении раскола 8 тогдашний патриарх антиохийский уведомлял Великую церковь обо всём, происходившем в Алеппо, и просил её принять меры к прекращению зла. Она опять ходатайствовала по сему делу пред Портой 9 , которая послала в Алеппо грозное повеление, чтобы папский патриарх, заточённый вдаль, никогда не видел Алеппо, а рукоположенные им иереи обрили бы бороды и, скинув священническое одеяние, обратились в прежнее состояние, чтобы и беззаконные браки почитались недействительными, и чтобы, если в каком доме будет совершаться их литургия, этот дом срыт был до основания и пр. Всё это было исполнено. Патриарх был изгнан, схваченные священники были обриты, и запрещено им было строго-настрого совершать священнодействия; разведены были и беззаконные сожительства; но – на время, ибо паша и мулла за деньги позволили сожительство. Таково было состояние православной церкви. По-видимому, она торжествовала. Но на самом деле пламень упорства и раскола более и более разгорался. Ибо униатский патриарх, убежав на Ливан, здесь тайно действовал, сколько мог, а родные его и другие отщепенцы, приняв название католиков, вовсе не ходили в общую церковь и, призывая обритых священников своих в дома свои, тайно отправляли тут богослужение и совершали все таинства и обряды. Когда же пришло и второе, и третье таковое повеление Высокой Порты, чтобы все, искони принадлежавшие греческой церкви, и теперь принадлежали ей же и не переходили ни в какую другую; и чтобы все так называемые Ромеи непременно ходили в праотеческую их церковь , а не в другую: тогда и униаты стали ходить в неё напоказ в воскресные и праздничные дни, и слушали обедню и причащались Св. Таин, и детей своих крестили в ней; но тайно и детей своих перекрещивали и браки перевенчивали посредством своих иереев и пр.: так научали их иезуиты и их патриарх, побуждая их не соблюдать и постов, но есть рыбу в среду и пяток и даже в великую четыредесятницу, что они делают и поныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Итак, Никифор Фока был очень способным правителем и гениальным полководцем. Но свою аскетическую жизнь он распространил на всю Империю, которую посадил на режим строгой экономии в целях финансирования новых военных походов. Более того, обеспокоенный чрезмерным ростом монастырского землевладения, он запретил давать новую землю монастырям и основывать новые монастыри (правда, запрет не распространился на отдаленные и незаселенные районы, а также на местности, только что отвоеванные у сарацин, где, наоборот, поощрялось основание монастырей и монастырское землепользование). Но главным святым делом для Никифора Фоки была война с исламом. Он даже считал, что все убитые в этой войне должны быть причислены к лику мучеников, - мнение, совершенно не характерное для византийцев. Впрочем, Церковь и не приняла этого частного мнения. Сам Никифор воевал всю жизнь. Через год после его восшествия на престол пали Тарс и Мопсуэстия. Вся Малая Азия оказалась в руках у византийцев. В том же 965 г. отвоеван Кипр. В 969 г. после годовой осады занята Антиохия - «великий град Божий». Через несколько месяцев был вновь взят Алеппо. Арабы заключили унизительный для них мир с Византией. Алеппо, правда, оставался в их руках, но должен был признать зависимость от Империи. Отвоевание Антиохии - центра древней патриархии, который просуществовал около трех веков под арабами, - великий триумф для Византии. Более того, эмир Алеппо был теперь византийским вассалом и его подданные-арабы платили налоги Империи. В это время усиления Византийской империи также началось возрождение Западной империи. Оттон Великий был коронован в Риме как император в 962 г. (за год до восшествия Никифора на престол). Большая часть Италии признала его владычество. Но Южная Италия оставалась византийской. В 968 г. Оттон послал своего посла, епископа Лиупранда Кремонского, с предложением отдать одну из византийских принцесс в жены своему сыну и в качестве приданого даровать ему владения византийцев в Южной Италии. Верительные грамоты были надписаны «императору греков» (!). Лиупранда даже не допустили ко двору, держали на положении полупленного и читали долгие принудительные лекции о том, что его господин - не император и не римлянин, а варварский царек, недостойный даже мечтать о ромейских (римских) порфирородных великих княжнах.

http://sedmitza.ru/lib/text/434799/

52. 964–965 Византийское завоевание Киликии. Цель – установление контроля над регионом Киликия в юго-восточной Анатолии. Успешное завоевание Киликии открыло путь для восстановления Кипра и Антиохии в течение следующих нескольких лет и затмения Хамданидов как независимой державы в регионе. 53. 964–975 Продолжительное византийское наступление на Востоке под руководством Никифора II Фоки и Иоанна I Цимисхия. Цель – установление контроля на территории, некогда оккупированной мусульманами. Завоевание Киликии, Кипра, большей части западной Армении и северной Сирии. Алеппо становится имперским вассалом. 54. 970–971 Война против Киевской Руси в Болгарии. Византийцы поощряли правителя Руси Святослава к нападению на Болгарию, что привело к поражению болгарских войск и оккупации северной и северо-восточной части страны Русью в течение следующих двух лет. Затем союзники обратились друг против друга. После осады крепости Доростолон князь Святослав согласился на условия с византийцами и ушел из Болгарии. Цимисхий официально присоединил Восточную Болгарию к Византийской империи. Однако большая часть страны на центр. и зап. Балканах фактически оставалась вне имперского контроля; это привело бы к возрождению болгарского государства в этих регионах при династии Кометопули. 55. 9761018 Война против Болгарии во главе с династией Кометопули. Цель – покорение Болгарии. Западно-Болгарское царство полностью захвачено Византией. 56. 986 год Битва у ворот Траяна крупное поражение Василия II от Самуила Болгарского. Цель – покорение Болгарии. Неудачная осада и штурм Средеца (Софии) стали самым крупным поражением византийцев при императоре Василии II. Катастрофа похода в Болгарию в 986 году стала ударом по консолидации власти Василия II. 57. 992–999 Война с Халифатом Фатимидов за Алеппо. Установление контроля над Алеппо. Первые победы Фатимидов над визант. полководцем Михаилом Бурцем приводят к прямому вмешательству Василия II, который освобождает северную Сирию от Фатимидов и обеспечивает десятилетнее перемирие.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

«Иерусалимская церковь, церковь мучеников, совершает свое служение в ситуации войны, заботится как об охране святых мест, так и о сохранении народа Божьего», — отметил иерарх. Архиепископ Феодосий поделился своей обеспокоенностью тем, что на Ближнем Востоке, который был колыбелью христианства и где до недавнего времени мирно соседствовали люди разных национальностей и конфессий, сегодня христиане подвергаются жестоким преследованиям. По его словам, за последние четыре года положение христианства в регионе существенно изменилось: около полумиллиона христиан покинули Сирию, около миллиона — Ирак. В Ираке подверглись пыткам более 40 священнослужителей, целые христианские поселения обезлюдели, а храмы и другие святыни веков были разрушены. Жан-Клеман Жанбар (Jean-Clément Jeanbart), Мелькитский архиепископ Алеппо, заявил, что большинство христиан в Сирии поддержали российское военное вмешательство, потому что это дало им некую надежду на благоприятное окончание конфликта. «Мои коллеги — епископы, священники, и верующие — в Сирии сейчас чувствуют, что есть надежда, что проблемы будут решены и война закончится, так как Россия вмешалась и нанесла серьезный удар по ДАИШ [«Исламскому государству»], — сказал он. — Вот что они думают». Иерарх заявил, что не заблуждается относительно того, что Россия преследует здесь собственные интересы, но при этом российское военное вмешательство «возродило надежду» у христиан Сирии. «(Путин) решает проблему… Путин служит делу христиан», — отметил мелькитский архиепископ Алеппо. Об этом сообщило РИА «Новости» со ссылкой на агентство “France Press”. Армянский католический архиепископ Алеппо Бутрос Марайяти высказал двойственное отношение к позиции Русской православной церкви по Сирии — не называя при этом Московский патриархат. Его слова приводит официальный сайт Ватикана. Иерарх отметил, что новости о продолжающихся военных операциях в регионе отражаются на психологическом состоянии населения: «С одной стороны, — объяснил архиепископ Бутрос Марайяти, — люди чувствуют, что что-то должно произойти, и многие надеются, что осада действительно может закончиться. С другой стороны, все они прекрасно понимают, что основные решения принимаются на геополитическом уровне».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Когда Склир пришел в себя после полученного удара, дело уже было непоправимо, и для него не оставалось другого средства, как бежать к мусульманской границе и искать убежища у своих прежних друзей и союзников, которые охотно поддерживали междоусобную войну в империи и дали ему временное убежище в Мартирополе, принадлежавшем Хамданиду Абу-Таглибу. Таким образом закончился этот четырехлетний период смуты, поставивший империю в чрезвычайно затруднительное положение и совершенно разобщивший столицу с восточными провинциями. Надежда найти поддержку для дальнейших предприятий против империи оказалась, однако, неосуществимой, и Склир со своим братом Константином и сыном Романом принужден был бежать в Багдад и предложить свои услуги калифу, обещая ему верность и послушание, если при помощи мусульман он достигнет власти над империей. С 980 г., к которому относятся указанные события, и до 986 г. он находился в почетном заключении в Багдаде. Продолжительный период смуты в Малой Азии сопровождался весьма тяжелыми последствиями, отразившимися на политическом положении окраин и на экономическом состоянии страны. Вследствие нарушения связи между столицей и восточной окраиной пришли в крайнее расстройство дела в Киликии и Сирии, где сын Сейф ад-Дауле, Саад, лишенный своих наследственных владений, снова овладел богатым и укрепленным Алеппо, который Иоанном Цимисхием принят был в вассальную зависимость от империи. Чтобы сделать для Византии невозможным возвращение Алеппо в сферу ее влияния, Саад немедленно отправил посольство в Каир и вступил в вассальную зависимость от Фатимидского калифата, что, однако, не помешало ему в том же году принять инвеституру от аббасидского калифа, от которого ему было пожаловано почетное звание ад-Дауле, присоединяемое к имени. Одним из первых дел нового доместика схол на Востоке была, конечно, задача восстановления авторитета империи на восточной окраине. Уже осенью 981 г. Варда Фока во главе значительных военных сил стоял под стенами Алеппо. После того как доместик нанес поражение эмиру, последний без больших затруднений согласился признать зависимость от Византии и платить ей дань, какая установлена была со времени Иоанна Цимисхия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Духовная поэзия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 1 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Предисловие Балай — поэт раннего периода сирийской литературы. Сведения о его жизни до нас не дошли; с достоверностью можно утверждать лишь то, что он жил в первой половине V в. в районе г. Алеппо. Из рукописной традиции известно также, что он был хорепископом 1 . В современных пособиях по истории сирийской литературы он часто упоминается как возможный ученик преподобного Ефрема Сирина (или его ученика). К числу подлинных сочинений Балая принадлежат следующие сохранившиеся в рукописи British Library Add. 14591 (VI в.) произведения: 1. Мадраша (гимн) на освящение новопостроенной церкви в городе Кеннешрин (ок. Алеппо) [издание: J. J. Overbeck (ed.), Ephraemi Syri, Rabulae episcopi Edesseni, Balaei aliorumque Opera selecta: e codicibus syriacis manuscriptis in museo Britannico et bibliotheca Bodleiana asservatis primus. Oxonii: Clarendoniano, 1865. P. 251–258]. 2. Пять мадраш в честь Акакия, покойного епископа Алеппо (ум. 432 г.) [издание: То же. P. 259–269]. 12 мемр (слов), посвященных Иосифу, имеют двойную атрибуцию: в одной рукописи VI в. две из них приписаны Балаю, тогда как в ряде других списков автором указан преподобный Ефрем Сирин [издание: P. Bedjan Histoire compl–te de Joseph; po–me en douze livres. Nouvelle revue, Paris, Leipzig, O. Harrassowitz, 1891]. Несмотря на то, что знаток сирийской литературы Антон Баумштарк считал этот текст относящимся к числу лучших произведений древнесирийской поэзии, работа по изучению этого памятника проведена не была [A. Baumstark, Geschichte der syrischen Literatur: mit der christlich-palastinensischen Texte. Bonn: A. Marcus und E. Webers, 1922. S. 62]. Приписываемые Балаю “Моления”, которые вошли в состав сиро-яковитских и маронитских литургических книг (прежде всего в “Бет Газзо” — “Сокровищницу”), остаются на сегодняшний день не изученными [издание: K. V. Zettersteen (ed.), Beitrage zur Kenntnis der religiosen Dichtung Balai’s; nach den syrischen Handschriften des Britischen Museums, der Bibliotheque nationale zu Paris und der Koniglichen Bibliothek zu Berlin. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1902]. Часть из них содержит указание на авторство Балая, а другая — только указание, что стих написан пятисложным размером в соответствии с образцом “Милующий грешников”, который был традиционно связан с именем Балая.

http://pravmir.ru/duxovnaya-poeziya/

За грозовыми тучами войны, Алим видит луч надежды: «Из-за кризиса стали налаживаться связи даже с теми людьми, с которыми мы раньше не общались. Мы стали посещать их семьи, мы организуем лагеря для детей-не христиан, и их матери тоже приходят.» «Раньше люди говорили: «Неверные пришли». Теперь они изменились» Недавно еще один поток переселенцев из других районов прибыл в Алеппо; некоторые приехали уже во второй раз. «Они останавливаются в школах, мечетях и в недостроенных зданиях. Наша община заботится о них», — говорит Алим. «Мы часто видим и слышим страшные вещи. Но теперь эти люди видят, что делает Церковь. Они очень признательны Церкви за помощь. Раньше люди реагировали по-разному. Раньше, когда мы раздавали продовольствие, мы слышали, как люди говорят: «Неверные пришли». Теперь они изменились». Лицо христианства в Алеппо меняется «Каждый год мы крестим от 15 до 20 человек — и столько же новообращенных не могут принять крещение из-за давления мусульманской общины», — говорит Алим. Однако ослабление христианства оказывает большое культурное влияние на страну. «Я думаю, что в Алеппо осталось лишь 30 000 христиан — около 20 % от довоенного числа. «Если всех христиане покинут Сирию, все изменится. Христиане поддерживают баланс в обществе, нам необходимо остаться.» И все же люди стремятся к нормальной жизни: «Люди хотят перевести дыхание. Они хотят отдохнуть! Молитесь о прекращении боевых действий, чтобы мы смогли снова жить нормальной жизнью», — говорит пастор. Перевод с английского Марии Строгановой специально для портала «Правмир». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 марта, 2019 30 января, 2019 12 декабря, 2016 15 декабря, 2016

http://pravmir.ru/svyashhennik-iz-aleppo...

Чеченские террористы выставляются героями и образцами для подражания, а Шамиль Басаев и Хаттаб всячески превозносятся. Портрет Хаттаба сопровожден на плакате надписью – “О, великий герой и солдат, ушедший из земли джихада, в чьих глазах была сокрыта мечта, вызывавшая слезы”. Фотографии Басаева и Хаттаба красуются на плакатах вместе с Бен Ладеном и шейхом Ясином. Действия же российской армии напротив расцениваются, как “терроризм против исламского населения Чечни”. “Огонь ожидает вас в будущей жизни, а чеченцы в этой”, – говорится по отношению к российским солдатам. Сирия – между джихадом и Асадом Северная столица Сирии – Алеппо – самый христианский город страны, 80% населения которой исповедуют ислам суннитского толка. Последователей Иисуса здесь около 120 тысяч, то есть почти каждый десятый. Как и на всем магометанском Ближнем Востоке, христиане Алеппо живут компактно: кварталами, улицами. Это не прихоть, а веками отработанный инстинкт выживания. Наряду с мечетью, хранящей прах Св. Захарии – одинаково почитаемого христианами и мусульманами отца Иоанна Крестителя, наиболее впечатляющий монумент города Алеппо (Халеба) это, конечно, цитадель. Древняя твердыня северной Сирии, перед которой спасовали даже крестоносцы, прекрасно видна из любой точки города. На нее-то я и держу курс по шумным, запруженным толпами улицам. Давным-давно, как говорят, Авраам в тех местах доил коз. Но найти библейский лужок, к сожалению, уже не представляется возможным. Две тысячи лет назад правитель из династии Селевкидов приказал насыпать на скалистом берегу реки Кувейк огромный холм и воздвиг на нем могучую крепость. “Неплохая горка для сноуборда”, – тронул меня за рукав бритоголовый арабский тинейджер с короткой бородкой и в узких туфлях с загнутыми кверху носками. Когда я посмотрел в указанную сторону, то голова у меня слегка закружилась. Бездонная пропасть, отделяющая крепость от города облицована внушительными известняковыми плитами весом в центнер и действительно вполне пригодна для катания с гор зимой.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

По смерти своего покровителя, эмира Сифаса, сей патриарх, боясь эмира Маана, ушёл из Триполи в Алеппо; но здешний митрополит не хотел литургисать с ним. Раскол продолжался. Оба патриарха докучали Порте, и Порта, смотря по количеству денег, взносимых челобитчиками, давала обоим равносильные полномочия. Христиане и особенно дамасские разорились; никто не ходил в церковь , все иереи и миряне или разбежались, или скрывались в домах своих. Игнатий постоянно жил или в Сидоне, или в Бейруте под покровительством ливанского эмира Маана, потому что дамасских боялся. А Кирилл ездил в Константинополь, Молдавию и Валахию для сбора денег. Когда же он возвратился в Алеппо, то здешний митрополит Мелетий не пустил его в дом свой, не служил с ним и не давал ему доходу за 12 лет. За это алеппский паша, по жалобе Кирилла, отсчитал ему 80 палочных ударов и заключил в тюрьму. Кирилл и Мелетий судились в Константинополе и в Алеппо. Мелетий опять сидел в тюрьме с 27 христианами и опять вышел оттуда за деньги. Из Алеппо Кирилл прибыл в Дамаск и упросил эмира Маана, чтобы он позволил созвать собор, который решил бы, кому из двух быть патриархом – Кириллу или Игнатию. Архиереи съехались на собор в деревню Рас близ Илиополя (Бальбека). Но Кирилл не явился. На сем соборе Игнатий признан патриархом законным. А эмир Маан достал Кирилла из Дамаска и приказал отрубить ему голову; тело его брошено было в так называемый монашеский колодезь близ горы Кармила. Так кончился сей раскол! Не завиднее была судьба и Игнатия; ибо его убили близ Сидона. Преемником его был алеппский митрополит Мелетий (переименованный Евфимий), гонимый и мучимый Кириллом. Это был достойнейший святитель, отец и попечитель бедных, слепых, хромых, сирот и вдов и наставник, который учением своим смягчал самые ожестелые сердца. Во время управления алеппской епархией он перевёл с греческого на арабский язык литургию, требник, часослов, синаксари и другие книги. А на патриаршем престоле сиял только 10 месяцев. В 1648 г. избран был на патриаршество Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010