140 ( Ganz-Bl ä ttler. 2000. S. 40). Среди авторов И. этого времени все чаще встречаются миряне - представители высшей знати, рыцари, купцы. Вместе с тем среди путешественников на Восток по-прежнему было много монахов нищенствующих орденов. Итал. доминиканец Франческо Пипино из Болоньи († после 1328) в 1320 г. совершил паломничество в Палестину и посетил также К-поль. Свое путешествие он описал в небольшом «Трактате о местах Святой земли» (Tractatus de Locis Terrae Santae). Однако большую известность Франческо Пипино принес др. труд - лат. перевод «Книги» Марко Поло (ок. 1302) ( Manzoni L. Di frate Francesco Pipini da Bologna de " pp. Predicatori, storico, geografo, viaggiatore. Bologna, 1896). Франц. доминиканец Гумберт Дижонский побывал на Св. земле ок. 1330 г. Вероятно, он входил в состав посольства во главе с лат. патриархом Иерусалима Пьером де ла Палю (1329-1342), направленного папой Римским Иоанном XXII к мамлюкскому султану Малику ан-Насиру Мухаммаду. Получив в Египте разрешение на паломничество, Гумберт морем отправился в Акко (Акра, Сен-Жан-д " Акр) и через Палестину вернулся в Египет. Свое путешествие он описал в «Книге о местах и положении Святой земли и Гроба [Господня]» (Liber de locis et conditionibus Terrae Sanctae et Sepulcro (изд.: Kaeppeli, Benoit. 1955)). Автором сочинения, близкого по форме И., был Вильгельм фон Больдензеле (ок. 1285-1339), урожденный Отто фон Нойенхаузен, сын министериала на службе епископа Минденского. В молодости Отто вступил в доминиканский конвент св. Павла в Миндене, но в 1330 г. самовольно оставил его, сменил имя на Вильгельм и взял фамилию матери Больдензеле. Прибыв в Авиньон, он смог испросить у папы Иоанна XXII прощение и, возможно в качестве епитимии, отправился на Св. землю. В 1332-1334 гг. он посетил Сирию, Палестину, Синай и Египет. По возвращении в Европу он познакомился в 1337 г. в Авиньоне с кардиналом Эли Талейраном де Перигор, по просьбе которого написал «Книгу о некоторых заморских странах и в особенности о Святой земле» ( Wilhelms von Boldensele.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Изд.: Fabri F. Evagatorium in Terrae Sanctae, Arabiae et Egypti peregrinationem/Hrsg. C. D. Hassler. Stuttg., 1843-1849. 3 Bde; Ludolphi rectoris... in Suchem De Itinere Terrae Sanctae Liber/Ed. F. Deycks. Stuttg., 1851; Idem.: Ludolphus de Sudheim. De Itinere Terre Sancte/Éd. G. A. Neumann//Archives de l " Orient latin. P., 1884. T. 2. Documents. P. 305-377; Magistri Thietmari Peregrinatio/Ed. J. C. M. Laurent. Hamburg, 1857; Viaggi in Terra Santa di Lionardo Frescobaldi e d " altri del sec. XIV/A cura di C. Gargiolli. Firenze, 1862; Peregrinatores Medii Aevi Quatuor/Ed. J. C. M. Laurent. Lpz., 1864; Descriptiones Terrae Sanctae ex saeculo VIII. IX. XII. et XV/Ed. T. Tobler. Lpz., 1874; Itinera Hierosolymitana et descriptiones Terra Sanctae bellis sacris anteriora/Ed. A. Molinier, T. Tobler. Gen., 1879-1885. 2 vol.; Riant P. E. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Gen., 1877-1878. 2 t.; Œuvres de Ghillebert de Lannoy, voyageur, diplomate et moraliste/Ed. C. Potvin. Louvain, 1878; Libro d " oltramare di Fra Niccol ò da Poggibonsi/Publ. A. Bacchi della Lega. Bologna, 1881. 2 vol.; Le Voyage d " Outremer de Bertrandon de la Broqui è re premier écuyer tranchant et conseiller de Philippe le Bon, duc de Bourgogne (1432-1433)/Ed. C. Schefer. P., 1892; R ö hricht R. Le pèlerinage du moine augustinien Jacques de Vérone (1335)//Revue de l " Orient latin. P., 1895. Vol. 3. P. 155-302; Zweier deutscher Ordensleute Pilgerfahrten nach Jerusalem in den Jahren 1333 und 1346/Hrsg. F. Khull. Graz, 1895; Haskins C. H. A Canterbury Monk at Constantinople, c. 1090//EHR. 1910. Vol. 35. P. 293-295; Sinica Franciscana/Ed. A. van den Wyngaert. Quaracchi, 1929. Vol. 1: Itinera et relationes Fratrum Minorum saeculi XIII et XIV; Valentini R., Zucchetti G. Codice topografico della città di Roma. R., 1940-1953. 4 vol.; Liber S. Jacobi: Codex Calixtinus/Ed. W. M. Whitehill et al. Santiago de Compostela, 1944. 3 vol.; Kaeppeli T., Benoit P. Un pèlerinage dominicain inédit du XIVe siècle//RB. 1955.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Ист.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 558-628; Thomas de Cantimpré. Bonum Universale de apibus. Duaci, 1605; Rechac J. , de. La Vie de St. Dominique. P., 1647-1650. 3 vol.; Bullarium Ordinis Fratrum Praedicatorum/Ed. Th. Ripoll, A. Brèmond. R., 1729-1740. 8 vol.; Jordanus de Saxonia. Opera ad res ordinis praedicatorum spectantia quae exstant/Ed. Fr. J.-J. Berthier. Friburgi Helvetiorum, 1891; idem. Oratio ad beatum Dominicum/Introd., testo crit. e commento a cura di E. Montanari. Firenze, 1991; Gerard de Frachet. Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum. Lovanii, 1896. (MOFPH; 1); Anecdotes historiques légenges, et apologues tirés du recueil inédit d " Etienne de Bourbon, dominicain de XIIIe siècle/Ed. A. Lecoy de la Marche. P., 1877; Monumenta historiae S. Dominici. P., 1933. Vol. 1: Historia diplomatica S. Dominici; 1935. Vol. 2: Libellus de principiis Ordinis Praedicatorum acta canonizationis. (MOFPH; 15, 16); Cecile. Miracula beati Dominici/Ed. A. Waltz//Miscellanea Pio Paschini. R., 1948. Vol. 1. P. 306-326; Etienne de Salagnac. De quatuor in quibus Deus praedicatorum ordinum insignivit/Ed. Th. Kaeppeli. R., 1949. (MOFPH; 22); Vicaire M. -H. St. Dominique de Caleruega d " après les documents du XIIIe siècle. P., 1955; St. Dominique et ses frères: Évangile ou croisade?: Textes du XIIIe siècle/Ed. M.-H. Vicaire. P., 1967; The Nine Ways of Prayer of St. Dominic. Dublin, 1978. Лит.: Balme F. , Leladier A. Cartulaire ou histoire diplomatique de St. Dominique. P., 1891-1901. 3 vol.; Лакордер А. Д. Жизнь св. Доминика. М., 1915, 1999p; Ferretti L. St. Domenico: Biografia ed iconografia. Firenze, 1921; Altaner B. Der hl. Dominikus: Untersuch. u. Texte. Breslau, 1922; idem. Die Dominikanermissionen des XIII. Jh.: Forsch. z. Geschichte d. kirchlichen Unionen u. d. Mohammedaner- u. Heidenmission d. Mittelalters. Habelschwerdt, 1924; Bazin G. St. Dominique. P., 1937; Mandonnet P. , Vicaire M. -H. St. Dominique: L " idée, l " homme et l " œuvre. P., 1938. 2 vol.; D " Amato A. , Palmieri G. G.

http://pravenc.ru/text/178842.html

4 . Ambrosius Mediolanensis. Expositio in psalmum David CXVIII//PL. – Т. 15. – Col.1197 – 1526. 5 . Augustinus Hipponensis. De fide et operibus//PL. – T. 40. – Col.197 – 230. 6 . Augustinus Hipponensis. Epistolae//PL. – T.33. 7 . Augustinus Hipponensis. In Ioannis evangelium tractatus//PL. – T.35. – Col.1379 – 1976. 8 . Augustinus Hipponensis. Enarrationes in Psalmos//PL. – T. 37. 9 . Beda Venerabilis. Allegorica expositio in Cantica canticorum//PL. – T.91. – Col.1065 – 1236. 10 . Bernardus Claraevallensis. De moribus et officio episcoporum//PL. – T.182. – Col.809 – 833. 11 . Bernardus Claraevallensis. Epistola CXXVIII//PL. – T.182. – Col.19 – 199. 12 . Bernardus Claraevallensis. Sermones in Cantica canticorum//PL. – T.183. – Col.785 – 1198. 13 .Eis G., Vermeer H.J.Nichteckhartische Texte in der Eckhart-Handschrift Bra 1//Creyten R., Künzle P. (Hgg.) Xenia medii aevi historiam illustrantia oblata Thomae Kaeppeli O. P. – Roma, 1978. – Bd. 1. – S. 379–399. 14 . Excerpta procopiana ex Origene in Canticum canticorum//Patralogiae Cursus Completus. Series graeca/ed. J.P.Migne: t.1 – 161(далее – PG). – T.13. – Col. 97 – 214. 15 . Fénelon F. Explication des maxsimes des Saints sur la vie intérieure. – Paris, 1911. 16 . Gregorius Magnus. Homiliarum in Evangelia//PL. – T.76. – Col.1076 – 1312. 17 . Hugo de S. Victore Expositio in regulam S. Augustini//PL. – T.176. – Col.821–924. 18 . Hugo de S. Victore Quaestiones in Epistolas Pauli//PL. – T.175. – Col.431–634. 19 . Meister Eckhart. Schriften. – Jena, 1934. 20 . Meister Ekchart. Über das «nicht» und den «Blitz» Gottes//Günter Stachel. Meister Eckhart: Beitrage zur Diskussion seiner Mystik. – Würzburg, 1998. – S.39–43. 21 . Meister Ekchart. Mystische Schriften. – Berlin, 1903. 22 . Philippus de Harveng. Moralitates in Cantica canticorum//PL. – T.203. – Col.489 – 584. 23 . Tauler J. Predigten: In 3 Bde. – Prag, 1872. 24 . Thomas Aquinas. Libri sententiarum in IV Libros sententiarum magistri Petri Lombardi. – URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

R., 1655-1656. 2 vol.; Quétif J. , Echard J. Scriptores Ordinis Praedicatorum. P., 1719-1721. 2 vol.; Bullarium Ordinis Fratrum Praedicatorum/Ed. Th. Ripoll, A. Brémond. R., 1729-1740. 8 vol.; Acta capitulorum generalium Ordinis Praedicatorum/Ed. B. M. Reichert. R., 1898-1904. 9 vol.; Acta capitulorum provincialium Ordinis Fratrum Praedicatorum. Toulouse, 1894; Monumenta Ordinis Fratrum Praedicatorum historica. Lovanii; R.; P., T. Продолж. изд.: Analecta Sacri Ordinis Fratrum Praedicatorum. R., 1893-.; Archivum Fratrum Praedicatorum. R., 1931-.; Mémoire dominicaine: Histoire, documents, vie dominicaine. P., 1992-.; Dominican History Newsletter. Oxf., 1992-. Лит.: Lacordaire H. D. Mémoire pour la restauration des Frères prêcheurs dans la chrétienté. Dijon, 1852; Douais C. Essai sur l " organisation des études dans l " ordre des Frères prêcheurs. P., 1884; Mandonnet P. Les règles et le gouvernement de l " ordo de Poenitentia au XIIIe siècle. P., 1902; Mortier A. Histoire des maîtres généraux de l " ordre des Frères prêcheurs. P., 1903-1920. 8 vol.; Карсавин Л. П. Монашество в ср. века. СПб., 1912, 19922; Monssen M. M. Die Dominikanerinnen. Freiburg, 1934; Hinnebusch W. A. The History of the Dominican Order. N. Y., 1966-1973. 2 vol.; Vicaire M. H. Dominique et ses prêcheurs. Fribourg; P., 1977; Kaeppeli T. Scriptores Ordinis Praedicatorum Medii Aevi. R., 1970-1993. 4 vol.; Hertz A. , Loose H. N. Dominikus und die Dominikaner. Freiburg i. Br., 1981; Щавелева Н. И. Киевская миссия польских доминиканцев//ДГСССР, 1982. М., 1984. C. 139-151; Esser A. Dominikaner//TRE. 1982. Bd. 9. S. 127-136; Ashley B. M. The Dominicans. Collegeville (Minn.), 1990; Eggensperger T. , Engel U. Frauen und Männer im Dominikanerorden. Mainz, 1992; Lippini P. La vita quotidiana di un convento medievale: Gli ambienti, le regole, l " orario e le mansioni dei Frati domenicani del tredicesimo secolo. Bologna, 1990; Contributi di storia domenicana: Cronache e arte. Pistoia, 1996; Christ among the Medieval Dominicans: Representations of Christ in the Texts and Images of the Order of Preachers/Ed.

http://pravenc.ru/text/178851.html

D. Embree. Woodbridge, 1999), старофранцузский (изд.: Champion P. Cronique Martiniane: Édition crit. d " une interpolation originale pour le règne de Charles VII restituée à J. Le Clerc. P., 1907), средневерхненемецкий (изд.: Des Martinus Polonus Chronik der Kaiser und Päpste/Hrsg. San-Marte [A. Schultz]//Archiv f. das Studium der neueren Sprachen u. Literaturen. B., 1858. Bd. 23. S. 349-403; Bd. 24. S. 291-342; 1859. Bd. 25. S. 259-310), кастильский (не опубл., см.: Kaeppeli. 1980. P. 123), итальянский (изд.: Ceruti A. Cronica degli imperatori romani, testo inedito di lingua tratto da un codice della Bibl. Ambr. Bologna, 1878). «Хроника…» М. из О. получила определенную известность и за пределами католич. Европы. Сохранился перевод ее фрагментов на греческий язык, выполненный в кон. XIII в., возможно, в связи с подготовкой Лионской унии (1274) (см.: Spicilegium Romanum/Ed. A. Mai. R., 1841. T. 6. P. 599-602). В 1348-1351 гг. в Авиньоне «Хронику…» М. из О. на арм. язык перевел Нерсес Палианенц († 1363), епископ Армянской Апостольской Церкви, к-рый в 1336 г. перешел в католичество и получил титулярную архиепископскую кафедру Маназкерта (ныне Малазгирт, Турция) (см.: Oudenrijn M. A., van den. Linguae Haicanae scriptores ordinis praedicatorum congregationis fratrum unitorum et ff. Armenorum Ord. S. Basilii citra mare consistentium quotquot huc usque innotuerunt. Bernae, 1960). Сокращенный перевод «Хроники…» на персид. язык включил в «Сборник летописей» («Джами ат-таварих») Рашид ад-Дин (1247-1318), придворный хронист ильханов из династии Хулагуидов (Die Frankengeschichte des Rašid ad-Dn/Hrsg. K. Jahn. W., 1977). В эпоху Ренессанса представители гуманистической историографии стали критически оценивать «Хронику…» М. из О., как и средневек. историописание в целом, считая ее собранием выдумок. Со 2-й пол. XV в. ее популярность уменьшилась, чем объясняется отсутствие инкунабульных изданий. Впервые «Хроника…» М. из О. была напечатана в 1559 г. в Базеле (автором ошибочно указан Мариан Скотт ), в 1574 г.- в Антверпене и в 1616 г.- в Кёльне.

http://pravenc.ru/text/2562422.html

86 Св. Геннадий, разумеется, считает паламитское учение догматом Церкви, а антипаламизм, соответственно, ересью. 87 То есть предпочтет унию турецкому завоеванию, которое заключает в себе опасность отступить от христианства вовсе. 88 Св. Геннадий здесь вспоминает слова из письма кард. Виссариона из письма к Алексию Ласкарису Филантропину, в котором бывший митрополит Никейский описывал причины своего обращения в римо-католицизм: «Не силлогизмы… и не сила рациональных доводов привели меня к этой вере, но ясные слова Учителей [Церкви]. Ибо когда я увидел и услышал их, я немедленно прекратил борьбы и споры и уступил авторитету тех, кому принадлежали эти слова… Я рассудил, что Святые Отцы, говоря, как они говорили, во Свяом Духе, не могли уклониться от истины, и скорбел, что не слышал эти слов прежде» (Bessarion Nicaenus. De Spiritus Sancti processione ad ALexium Lascarim Philanthropinum//Concilium Florentinum. R., 1961. Vol.7. Fasc. 2. P.40–41). 89 Схоларий говорит о территориях континентальной Греции и островов, которые принадлежали Византии, но впоследствии были захвачены западными государями, и утверждает, что всю помощь папы оказывали за счет этих территорий. 90 В 1429–1430гг. деспот Мореи и будущий император Константин XI Драгаш Палеолог отбил у венецианцев Патры и изгнал латинского епископа. Это крайне возмущало папу Евгения IV (см. Сильвестр Сиропул. Воспоминания... С.64–65). 91 Патры находились в руках греков до 1458г., но еще в 1446г. османский султан Мурад II вторгся на территорию Морейского деспотата, разорил его, взял множество пленных и вынудил его правителей принести ему вассальную присягу. 93 То есть из-за того, что император, сознавая ложность унии, тем не менее не желал открыто отвергнуть ее. 94 В августе 1444г. в Константинополь прибыл папский флот из 25 галер и привез посольство из Рима; племянник папы Евгения и его легат кардинал Кондульмаро намеревался добиться торжественного провозглашения унии в Константинополе (которого, как известно, так и не произошло до 12 дек. 1452г.). Вместе с ним в Константинополь также прибыл выдающийся римо-католический богослов, член доминиканского ордена еп. Бартоломео Лапаччи (подробнее о нем см. KaeppeliT.Scriptores Ordinis Praedicatorum Medii Aevi. V. 1. P.155). В присутствии императора и иных высших лиц империи между ним и Геннадием Схоларием прошла серия из 15 диспутаций по вопросу об исхождении Святого Духа. Сиропул говорит, что в этих спорах латинские представители «не смогли поддержание объединение так, как надеялись подвизающиеся за него» (Сильвестр Сиропул. Воспоминания… С.335). Подробнее об этом эпизоде см. GillJ.The council of Florence... P. 365–368.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

В личной жизни К. предпочел отказаться от уз брака, чтобы заниматься общественной и научной деятельностью. В речи к Иоанну Палеологу ( Loenertz. 1956. P. 15. 16-30) К. говорит, что сам предпочел остаться свободным ради занятий науками (παιδεας) и не связывать себя хлопотами о жене, детях и собственности. Возможно, безбрачие К. было связано и с тем, что он имел какой-то церковный чин (папская булла от 9 марта 1370 говорит о К. как о clericus Constantinopolitanus, см.: Tinnefeld. 1981. S. 24. Anm. 125). Многими годами позже К. отговорил от женитьбы, равно как и от коммерческой деятельности, своего друга Радена, призывая его заняться наукой и ценить выше всего политическую и духовную свободу ( Idem. 1985; Поляковская. 1992. С. 61). Однако все это не мешало К. с уважением относиться к бракам своих друзей ( Tinnefeld. 1981. S. 58). Теме свободы, прежде всего от страха смерти, посвящено сочинение К. «О презрении смерти». По мнению К., одни страшатся смерти из-за потери удовольствий, другие - думая, что уничтожается бытие человека, третьи - опасаясь загробных мучений. Но истинный философ и христианин свободен от всех этих страхов. Сильным потрясением для К. стала потеря матери и 2 сестер в 1362 г. из-за эпидемии чумы в Фессалонике. По всей видимости, к 1357 г. относится обращение К. в католичество. О том, что принятие католичества К. состоялось примерно в это время, свидетельствуют слова доминиканца Филиппа из Перы (о нем и его отношениях с К. см.: Delacroix-Besnier C. Philippe de Péra OP et Demetrios Kydonès//Nicolaus: Rivista di teologia ecumenico-patristica. Bari, 2003. Vol. 30. P. 339-345). В прологе к соч. «Книга о том, как греки уклонились от повиновения Римской Церкви» (Libellus qualiter Graeci recesserunt ab oboedientia Ecclesiae Romanae), написанном в 1357 г., Филипп упоминает о «верном греке по имени Димитрий Кидонис, знатного рода, гражданине Фессалоники, обратившемся к вере» (fideli Greco vocato Demetrio Chidonij, nobili genere, cive Thesalonicensi qui conversus ad fidem - Kaeppeli T.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

90. Geburtstag v. H. Tümmler/Hrsg. H. Hömig. Bochum, 1996. S. 1-16; eadem. Martin of Opava//Encycl. of Medieval Chronicle. Leiden, 2010. Vol. 2. P. 1085-1088; Koudelka V. J. Zur Geschichte der Böhmischen Dominikaner-provinz im Mittelalter. III//AFP. 1957. Vol. 27. P. 53-81; Matthews W. Martinus Polonus and some Later Chroniclers//Medieval Literature and Civilization: Studies in Memory of G. N. Garmonsway/Ed. D. A. Pearsall, R. A. Waldron. L., 1969. P. 275-288; Kaeppeli T. Scriptores Ordinis Praedicatorum Medii Aevi. R., 1980. T. 3. P. 118-123; Grodziska-O ó g K. Marcin Polak i jego twórczo//Nasza Przeszo. Kraków, 1982. T. 58. S. 169-201; Bernal Palacios A. Las obras canonicas de Martin de Troppau//AFP. 1991. Vol. 61. P. 89-126; Soszy ski J. Kronika Marcina Polaka i jej redniowieczna tradycja rkopimienna w Polsce. Warsz., 1995; Veszpr é my L. Martin von Troppau in der ungarischen Historiographie des Mittelalters//Die Anfänge des Schrifttums in Oberschlesien bis zum Frühhumanismus/Hrsg. G. Kosellek. Fr./M., 1997. S. 225-236; Ikas W.-V. Martinus Polonus " Chronicle of the Popes and Emperors: A Medieval Best-seller and its Neglected Influence on Medieval English Chronicles//EHR. 2001. Vol. 116. N 466. P. 327-341; idem. Martin von Troppau (Martinus Polonus), O.P. († 1278) in England: Überlieferungs- und wirkungsgeschichtliche Studien zu dessen Papst- und Kaiserchronik. Wiesbaden, 2002; Arnaldi G. Qualche novitá sulla leggenda della papessa Giovanni nella versione di Martino Polono//Ovidio Capitani: Quaranta anni per la storia medioevale/Ed. M. C. De Matteis. Bologna, 2003. Vol. 2. P. 105-122; Mierau H. J. Das Reich, politische Theorien u. die Heilsgeschichte: Zur Ausbildung eines Reichsbewusstseins durch die Papst-Kaiser-Chroniken des Spätmittelalters//Zschr. f. hist. Forschung. B., 2005. Bd. 32. N 4. S. 543-573; eadem. Die Einheit des imperium Romanum in den Papst-Kaiser-Chroniken des Spätmittelalters//Hist. Zschr. 2006. Bd. 282. N 2. S. 281-312; Murano G. An Unnoticed Exemplar of the Chronicon of Martinus Polonus//Sacri canones servandi sunt: Ius canonicum et status ecclesiae saeculis XIII-XV/Ed.

http://pravenc.ru/text/2562422.html

С XIV в. за М. из О. закрепилось прозвище Поляк (впервые встречается в «Хронике» доминиканца Толомео из Лукки († 1326 или 1327)), связанное либо с тем, что чеш. конвенты доминиканцев относились к пров. Польша, либо с избранием М. из О. на кафедру Гнезно. Встречающееся в польской историографии с XV в. (в т. ч. у Яна Длугоша ) утверждение о том, что М. из О. принадлежал к польск. шляхетскому роду герба Бодула, не имеет документальных подтверждений. Гипотеза польского историка Ю. Уминского, отождествившего М. из О. с Мартином из Сандомира, который возглавлял в 1244-1247 гг. пров. Польша ордена доминиканцев ( Umi ski. 1953), была отвергнута большинством исследователей (см.: Grodziska-O ó g. 1982). Однако М. из О. имел связи с Польшей и до своего избрания архиепископом. Так, согласно булле папы Римского Иоанна XXI от 26 сент. 1276 г., М. из О. помог своему родственнику (nepos) Роланду из Радомско, клирику Гнезненского архи-ства, получить пребенду каноника в церкви Ленчицы (ныне Лодзинское воеводство, Польша). В целом совр. исследователи считают невозможным точно установить этническую принадлежность М. из О.; вероятно, он был либо силезским поляком, либо чехом. Сочинения Известны 3 бесспорно принадлежащих М. из О. сочинения: сборник образцов проповедей и exempla, в значительной мере основанный на более ранних сочинениях Этьена де Бурбона и Гумберта Романского (Sermones de tempore et de sanctis; включает 321 проповедь и более 200 exempla; известны ок. 20 рукописей и 4 инкунабульных издания; см.: Kaeppeli. 1980. P. 115), 1-й индекс к «Декрету» Грациана (Margarita Decreti, др. название - Tabula Martiniana Decreti, включает 787 имен, названий и терминов в алфавитном порядке; известно более 120 рукописей и 22 инкунабульных издания; см.: Ibid. P. 115-118; частичное критическое изд.: Bernal Palacios. 1991), а также «Хроника пап и императоров». М. из О. также приписывали авторство еще 3 сочинений: «О разных чудесах» (De diversis miraculis), «О раскольнической церкви греков» (De schismate ecclesiae Graecorum) и «Истории гвельфов» (Historia de Guelfis). Их тексты неизвестны: возможно, они приписаны М. из О. ошибочно или речь идет о фрагментах из др. его сочинений.

http://pravenc.ru/text/2562422.html

  001     002