Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле 8 февраля 2024 г. 15:37 В статье председателя Издательского Совета  Русской Православной Церкви  митрополита Калужского и Боровского Климента , опубликованной на сайте Издательского Совета, рассказывается о книгоиздании в период 2009-2024 гг. Книга на протяжении всей истории христианства имела непреходящее значение для Церкви. Священное Писание Ветхого Завета, написанное пророками и бережно сохранявшееся богоизбранным народом, было утверждено словами Спасителя: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). Жизнь Иисуса Христа, его проповедь и чудеса, его страдания, Крестная смерть и Воскресение, а также его явления ученикам и Вознесение описаны в Четвероевангелии и составили канон Нового Завета, в который также вошли деяния и послания святых апостолов. Приверженность книжности была свойственна христианству с первых веков его существования. Сам Спаситель указывает на необходимость чтения и научения вере через книгу: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Уже в первые века христианства было создано множество трудов, составляющих фундамент христианской письменности. К этим книгам добавились свидетельства о подвиге христианских мучеников. В последующие эпохи развитие христианской традиции сопровождалось бурным развитием книжной культуры: созданием богослужебных текстов, богословских трудов, аскетической и духовно-назидательной литературы. Русь с момента принятия христианства развивалась на фундаменте христианской книжности, воспринятой от Византии. До нас дошли «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона, великолепный памятник апологетической письменности, и «Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца, отразившая не только события на Руси до и после Крещения, но и ход мировой истории. Особая роль в развитии книжности на Руси принадлежит Русской Церкви. Начиная с первого митрополита Киевского Михаила, пришедшего на Русь из Константинополя с богослужебными и учительными книгами, каждый Предстоятель Русской Церкви заботился о создании библиотек, переписывании книг и распространении просвещения. Так продолжалось веками, так происходит и сейчас.

http://patriarchia.ru/db/text/6101455.ht...

Курс лекций Книга – лауреат конкурса «Просвещение через книгу – 2014» Издательского совета Русской Православной Церкви в номинации «Лучшее учебное пособие» (диплом III степени) Предисловие Все христиане верят, что Бог открывает людям знание о Своём существовании и о Своей воле. Знание о том, что есть Бог , человек может получить через размышление или созерцание сотворённого мира: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землёю, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всём этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» ( Иов.12:8 ). Любой мыслящий человек согласится со словами пророка псалмопевца Давида: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2). Мироздание своей красотой, порядком и разумным устроением свидетельствует о благости, заботе и мудрости Творца. Такое Откровение о бытии Божием в христианском богословии называется Естественным. Однако Естественное Откровение ограничено. Оно может сказать только о факте существования Бога, но не сможет рассказать человеку о том, каков Он, какова Его воля и какова цель человеческой жизни: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» ( Иов.11:7 ). Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно особое Откровение. И Бог Сам открывает знание о Себе в Сверхъестественное Откровение. О Сверхъестественное Откровении сказано в Послании к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» ( Евр.1:1–2 ). Из данного отрывка можно сделать несколько выводов. Во-первых, Бог открывался людям много раз («многократно»); во-вторых, Он делал это различными способами («многообразно»), в-третьих, Господь говорил людям через избранных людей («в пророках»); и, в-четвёртых, Сверхъестественное Откровение состоит из нескольких частей («издревле ‹...› в последние времена»). Первая часть этого Откровения была обращена к ветхозаветной Церкви («отцам»), вторая – к новозаветной («нам»). Однако обе эти части являются Божественным Откровением, и они обе важны для христиан. Можно сделать ещё один вывод – так как Божественное откровение можно прочитать, то оно записывалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Рождение Его «подобно росе» – как роса таинственно рождается из невидимой влаги и имеет общую с ней водную природу, так и Сын Божий непостижимо рождается от Отца и имеет общую с Ним Божественную природу. 6. См., напр., Пс.101:26 ; Мк.10:6 ; Евр.4:3 и др. 7. Иегова (евр. ) – главное и святейшее из всех имен, которыми в Ветхом Завете именуется Бог. 8. Также и в другом месте: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же…» ( 1Кор.12:4-6 ) – здесь на первом месте поставлен Дух Святой. 9. Стоит вспомнить здесь известные слова Христа: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). 10. Еще Благодать часто называется в Библии «славой Господа». Например, у пророка Иезекииля читаем: «И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм» ( Иез.43:5 ). (См. также Ис.60:1 ; Лк.2:9 ; Откр.21:23 и мн. др.) 11. Здесь апостол цитирует близко к тексту следующие слова Бога Иеговы: «И поставлю жилище Мое среди вас… и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» ( Лев.26:11-12 ). 12. Кстати, по этой причине и говорит о Себе Бог при сотворении человека во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему » ( Быт.1:26 ) – ибо человека создал Единый Бог в Трех Лицах. 13. Эта единая природа Божества имеет следующие свойства: вечность, неизменяемость, всемогущество, вездеприсутствие, совершенное всеведение, совершенная премудрость. Все эти свойства в равной степени принадлежат каждой из трех Божественных Ипостасей. 14. Богословы говорят, что догмат о Троице является крестом для человеческой мысли и что восхождение ума к Троице есть восхождение на Голгофу. 15. Однако, указывая на все это, отцы предупреждали, что эти подобия – очень грубые и что в них «если и отыскивается малое некое сходство, то гораздо большее ускользает» (святитель Григорий Богослов ), а святой Иларий говорит: «Если мы, рассуждая о Божестве, употребляем сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенства…» 16. Кстати, и сама молекула воды (а вода – это не только вещество, лежащее в основе всякой жизни на земле, но еще и стихия, лежащая в основе всего мироздания, ибо сказано, что «…в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» ( 2Пет.3:5 ) – сама молекула воды несет на себе отпечаток троичности: она, как известно, состоит из трех атомов – одного атома кислорода и двух атомов водорода – H2O. Текст приводится по изданию: Священник Марк. Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа. М., 2011. Брошюра была издана на основании официального разрешения Издательского совета Русской Православной Церкви. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/uchenie-biblii-o-bozhes...

Это внутренний духовный смысл иерархичного устроения, которому подчиняется устроение нашей внешней жизни. Согласно учению Дионисия Ареопагита , ангельские чины организованы в три триады. Первые из архангельских чинов – Серафимы, Херувимы и Престолы предстоят пред Небесным престолом Пресвятой Троицы. Вторая триада: Господства, Силы и Власти, третья – Начала, Архангелы и Ангелы. Церковная иерархия есть отражение небесной иерархии, порядка и устроения как видимое свидетельство единения Церкви Небесной и земной. Богоустановленность церковной иерархии зиждется на повелении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «создам Церковь мою и врата ада не одолеют её» ( Мф. 16:18 ), «… идите и научите все народы крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа …» ( Мф. 28:19 – 20 ) и «… дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1, 2–3 ). В день Пятидесятницы апостолы получили благодать Святого Духа и с помощью даров этой благодати вышли на проповедь христианства по всему миру. Святой апостол Павел говорит о том, что основанием церковного единства является возглавление Церкви Самим Господом Иисусом Христом: «Бог Того (Христа) даде Главу выше всех Церкви, яже есть Тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех» ( Еф. 1:22–23 ), «От главы все тело, составы и соузыподаемо и снемлемо, растит возвращение Божие» ( Кол. 2:19 ), т.е. от Главы Христа все тело Церкви представляет единое целое, которое возрастает и укрепляется благодатию Божиею. Сам Господь установил иерархию, как сказано в Апостоле: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова …» ( Еф. 4:11–12 ) " И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благ о вестники, овы же пастыри и учители» ( Еф. 4:11 ). Толкуя этот стих, святитель Феофан отмечает, что апостол Павел на первом месте ставит Апостолов, «так как они имели все», на втором – пророков, «лиц с особым даром прозревать будущее», на третьем – благовестников, на четвёртом – пастырей и учителей, т.е. епископов и священников 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

3. Решения Издательского Совета на его заседаниях принимаются открытым голосованием. Тайное голосование проводится по решению большинства членов Издательского Совета, участвующих в заседании. 4. Решения Издательского Совета принимаются большинством голосов от общего числа членов Издательского Совета, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего. Статья 9. Порядок оформления решений Общего собрания членов Издательского Совета 1. Во время заседаний осуществляется их аудиозапись, а также ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим и секретарем Издательского Совета (иным уполномоченным Председателем Издательского Совета лицом). 2. Решения Издательского Совета заносятся в протокол и направляются для исполнения (рассмотрения) в виде выписок из протокола, которые подписываются секретарем Издательского Совета. 3. Протоколы заседаний рассылаются членам Издательского Совета. 4. Официальную информацию о решениях, принятых на заседаниях, передает средствам массовой информации Председатель Издательского Совета или секретарь Издательского Совета (иное уполномоченное лицо). 5. Стенограммы и аудиозаписи заседаний, сопроводительные материалы, а также документы аппарата Издательского Совета в подлинниках хранятся в архиве Издательского Совета. ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННЫХ РАБОЧИХ ОРГАНОВ (РАБОЧИХ ГРУПП) ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА Статья 10. Временные рабочие органы (рабочие группы) Издательского Совета 1. Для решения поставленных Священноначалием перед Издательским Советом задач могут быть образованы рабочие группы, которые являются временными рабочими органами Издательского Совета. В состав таких рабочих групп, кроме членов Издательского Совета могут входить сотрудники аппарата Издательского Совета, представители синодальных учреждений, духовных образовательных учреждений и других канонических подразделений Русской Православной Церкви, деятели науки и культуры, а также представители православной общественности.

http://pravoslavie.ru/35329.html

3. Издательский Совет соблюдает законодательство Российской Федерации. На территории других государств Издательский Совет соблюдает законодательство этих государств. 4. Издательский Совет не может действовать в интересах отдельных издательств или иных организаций, осуществляющих издательскую деятельность. 5. На заседаниях Общего собрания членов Издательского Совета рассматриваются и решаются вопросы, касающиеся развития и совершенствования издательской деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви, подлежащие утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Статья 3. Права и обязанности членов Издательского Совета 1. Члены Издательского Совета вправе: - участвовать в прениях на заседаниях, вносить предложения (замечания) по существу обсуждаемых вопросов, высказывать свое мнение, задавать вопросы, давать справки; - принимать участие в работе временных рабочих органов (рабочих групп); Издательского Совета; - знакомиться с протоколами и материалами заседаний. При исполнении своих полномочий члены Общего собрания членов Издательского Совета обладают равными правами при обсуждении и принятии решений Общего собрания членов Издательского Совета. 2. В случае невозможности присутствовать на заседании члены Издательского Совета обязаны проинформировать об этом Председателя Издательского Совета не позднее, чем за сутки до начала заседания. ГЛАВА 2. ПЕРИОДИЧНОСТЬ, ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА Статья 4. Периодичность проведения заседаний Заседания проводятся не реже одного раза в год. Внеочередное заседание может быть проведено по благословению Патриарха Московского и всея Руси или по решению Председателя Издательского Совета. Статья 5. Порядок подготовки заседаний 1. Подготовка заседаний осуществляется аппаратом Издательского Совета. 2. Члены Издательского Совета заблаговременно уведомляются о дате и повестке дня заседания. При необходимости членам Издательского Совета могут быть направлены материалы, относящиеся к повестке дня заседания.

http://pravoslavie.ru/35329.html

3. Повестка дня заседания определяется Председателем Издательского Совета и утверждается на заседании в день его проведения. 4. Члены Издательского Совета вправе направить предложения по повестке дня заседания. Данные предложения могут быть учтены в повестке дня. 5. По решению Председателя Совета на заседание могут быть приглашены представители средств массовой информации. Статья 6. Порядок проведения заседаний 1. Все участники, прибывшие на заседание, проходят регистрацию. 2. Заседание начинается с молитвы. 3. Заседание открывает и ведет Председатель Издательского Совета или уполномоченное им лицо (далее - " председательствующий " ). 4. Кворум Общего собрания членов Издательского Совета составляет 1/2 членов Общего собрания. 5. Повестка дня и порядок работы заседания могут быть изменены на основании решения председательствующего по предложению членов Издательского Совета. Статья 7. Порядок участия в заседаниях Патриарха Московского и всея Руси и приглашенных лиц 1. Патриарх Московский и всея Руси имеет право присутствовать на любом заседании Издательского Совета. 2. По решению Председателя Издательского Совета на заседания могут быть приглашены представители синодальных учреждений и духовных образовательных учреждений, православных и иных издательств, православной общественности, государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, богословы, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и информации по вопросам, рассматриваемым на Общем собрании членов Издательского Совета. 3. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Председатель Издательского Совета может пригласить на заседание Преосвященных архиереев и руководителей синодальных учреждений. Статья 8. Порядок выступления, голосования и принятия решений на заседаниях 1. Член Издательского Совета выступает на заседании в порядке, определенном председательствующим. 2. Периодичность докладов и выступлений в прениях на заседании устанавливается по предложению председательствующего.

http://pravoslavie.ru/35329.html

Председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент встретился с руководителями издательств, выпускающих православную литературу 28 октября 2011 г. 19:28 27 октября 2011 года состоялась встреча председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента с руководителями и сотрудниками более 50 издательств, выпускающих православную литературу, сообщает сайт Издательского Совета . Мероприятие открыл митрополит Климент. Во вступительном слове председатель Издательского Совета, в частности, сказал: «Хорошая литература, которая приводит к Богу, должна быть доступна как можно большему числу читателей. Мы должны продумать все так, чтобы в каждом приходе был достаточный выбор православной литературы и чтобы она была доступна людям. Сейчас много издается книг. В 2010 году гриф Издательского Совета получило 2842 издания, а в этом — 1915, но порой даже в городских приходах, в районных центрах катехизаторской, просветительской и православной детской литературы нет. Нам необходимо совершенствовать формы распространения православной литературы». Во встрече приняли участие заместитель председателя Издательского Совета игумен Евфимий (Моисеев), руководитель издательства «Дар» Г.М. Гупало, главный редактор издательства «Даниловский благовестник» В.Ю. Малягин и другие члены Издательского Совета. Перед собравшимися выступили с сообщениями игумен Евфимий (Моисеев), сотрудники аппарата Издательского Совета: помощник председателя иеромонах Сергий (Филиппов), и.о. руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки диакон Сергий Зверев, ответственный редактор журнала «Православное книжное обозрение» Алексей Сагань. В ходе беседы обсуждались вопросы организации процесса рецензирования изданий, выставочной деятельности, новые возможные пути взаимодействия издательств с церковными структурами, находящимися за пределами Российской Федерации, перспективы сотрудничества издательств и журнала «Православное книжное обозрение». Особое внимание было уделено вопросу целесообразности введения дополнительного грифа Издательского Совета и критериям его присвоения. В настоящее время существует два грифа: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» и «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Большинство издателей высказались в поддержку использования еще одного грифа — «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви». Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1658430.ht...

Помощник председателя Издательского Совета иеромонах Сергий (Филиппов) рассказал о ходе реализации межрегионального книжного выставочного проекта «Радость слова» и о подготовке проведения Дня православной книги. 22 февраля. ПРАВМИР. Вчера состоялось заседание Издательского Совета Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . Совет заслушал доклады о деятельности рабочих групп. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий рассказал об анкетировании библиотек и обработке результатов анкетирования, которую проводит рабочая группа по формированию библиотечного фонда. Митрополит Климент предложил разработать рекомендации по комплектованию и минимальному объему фондов для различных видов библиотек. Заместитель председателя Издательского Совета игумен Евфимий (Моисеев) сообщил, что группа по созданию антологии святоотеческих текстов, обличающих заблуждения, направленные против церковной иерархии, закончила свою работу. Скоро подготовленный текст будет передан в Издательство Московской Патриархии для разработки оригинал-макета и изготовления тиража. Было предложено унифицировать грифы Издательского Совета Русской Православной Церкви и Автономных Церквей. Игумен Евфимий (Моисеев) также рассказал о деятельности рабочей группы по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества и о научно-исследовательских проектах Издательского Совета: о ходе подготовки Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, и об Афонском проекте. Помощник председателя Издательского Совета иеромонах Сергий (Филиппов) рассказал о ходе реализации межрегионального книжного выставочного проекта «Радость слова» и о подготовке проведения Дня православной книги. На заседании Издательского Совета 21 февраля 2012 года было принято «Руководство по оформлению и редакционной подготовке церковных печатных изданий» и эскиз эмблемы Издательского Совета. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/proshlo-zasedanie-izda...

Состоялось заседание совместной рабочей группы Издательского Совета и Патриаршего совета по культуре по координации епархиальных программ, способствующих развитию отечественной культуры 6 августа 2013 г. 20:05 6 августа 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось заседание совместной рабочей группы по координации епархиальных программ, способствующих развитию отечественной культуры. Рабочая группа Издательского Совета и Патриаршего совета по культуре создана по поручению Архиерейского Собора 2013 года (Постановления, пп. 40-44 ). На заседании рассматривались вопросы формирования рекомендаций для развития епархиальных культурно-просветительских и духовно-образовательных программ. В заседании приняли участие: председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент ;  митрополит Саратовский и Вольский Лонгин , руководитель рабочей группы; заместитель председателя Издательского Совета игумен Евфимий (Моисеев); представитель Патриаршей комиссии по культуре иеромонах Игнатий (Шестаков); ведущий специалист сектора конкурсных и просветительских программ Издательского Совета священник Александр Дроздов, секретарь рабочей группы; заместитель руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии , доктор философских наук Михаил Орлов; руководитель Секретариата информационных технологий Издательского Совета, кандидат технических наук Сергей Буянов. Во вступительном слове митрополит Климент подчеркнул важность составления рекомендаций культурно-просветительского направления. Далее владыка передал слово руководителю рабочей группы митрополиту Лонгину, который отметил,что в епархиях накоплен богатый опыт проведения культурных мероприятий, но существует необходимость привести всю информацию о них «к единому знаменателю». Необходимо выделить наиболее эффективные формы работы в этой сфере деятельности, которые могли бы осуществляться и в митрополиях с большой историей и опытом, и в недавно образованных епархиях Русской Православной Церкви. Участники заседания приняли решение проанализировать информацию о реализуемых в епархиях культурно-просветительских программах и проводимых мероприятиях, а также предложения и планы епархий для развития этого направления. На основе анализа и систематизации было решено разработать предложения и методические рекомендации по созданию и развитию культурно-просветительских и духовно-образовательных центров, реализации епархиальных программ, ежегодных культурно-просветительских мероприятий, приуроченных к праздничным датам церковного и светского календаря и способствующих развитию отечественной культуры, а также сохранению и восстановлению памятников культуры и исторических традиций. Предложения планируется подготовить к 1 сентября сего года и вынести на рассмотрение Высшего Церковного Совета . Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3149387.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010