14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к 8-ми годам заключения. В вину ему ставится участие в перенесении мощей св. прпмч. Елизаветы , организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги “Расстрел Московского Кремля”, строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия). После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским .  22 мая 1957 г. награжден право ношения двух панагий.  8 сентября 1958 г. уволен на покой.  С 9 декабря 1958 г. – временный управляющий Кировоградской епархией .  В последние годы жизни Владыка много ездит по епархии, совершает богослужения, проповедует слово Божие, протестует против закрытия храмов богоборческой властью.  Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице–Сергиевой Лавры в Переделкино .  Особо почитал Владыка Свято–Успенскую Киево-Печерскую Лавру . Первое посещение в 1905 г. произвело на него неизгладимое впечатление и предопределило принятие монашеского имени – Нестор. В последующие годы (в 1909 – 1918 гг. и после 1956 г.) Владыка многократно посещал Лавру, молился у ее святынь. В трудное время, предшествовавшее ее закрытию, Владыка несколько раз специально приезжал в Лавру, чтобы утешить ее наместника и братию, укрепить в них уверенность в неизбежности победы Веры Христовой. §3. Не смотря на все трудности жизни и служения митрополита Нестория, он много писал и занимался научной деятельностью. Сегодня, благодаря его письменному наследию, современный читатель  может многое узнать об истории Камчатки, истории нашей Церкви в непростые годы после переворота 1917 года, истории поместных церквей. Автор делится с читателями богатым опытом по миссионерской деятельности, который и сегодня применим в современных условиях. Все работы написаны простым и доходчивым языком. Работы митрополита Нестория  делятся на разделы:  I.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

 См.:  Мысык А.Д.  Религиозное и церковное искусство: различие в понимании художественного творчества//Творчество и развитие общества в XXI веке: Взгляд науки, философии и богословия: сб.ст. – СПб.: Алетейя, 2017. – С. 449–465;  Яхнин А.Л.  Трансформации художественного творчества: от церковного искусства к антицерковной культуре//Там же. С. 466–491.   Григорий Богослов , свт. Слово 37//Собрание творений в 2-х тт. Б.м. [Сергиев Посад]: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1. С. 511.   Феодор Студит . К монашествующим//  Преподобный Феодор Студит . Послания. Книга 1. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 198. Также см.: Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 6–7.   Феодор Студит, прп.  Послание 201. Чаду и исповеднику Фаддею//  Преподобный Феодор Студит.  Послания. Книга 2. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 328.  Типикон, сиесть Устав: В 2 т. Т. 2. – СПб., 1997. – Репр. С. 945.   Барский Н.Н.  Просфора//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. Т. 25а. – СПб., 1898. С. 503–504. Курсив наш – Авт.   Пропп В.Я.  Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000. С. 32–36.  Номоканонъ сиречь законоправильникъ//Требник, 1995. Лист 278.  Современное переиздание см.: Номоканонъ сиречь законоправильникъ//Требник. – СПб.: Издание Свято-Троице-Сергиевой лавры, 1995. – Листы 276–294. Правило 20, лист 278.   Московцева Л . Подворье Оптиной пустыни превращено в пирожковую?//   См. статьи авторов: Церковная десятина в историческом контексте//  http://pravoslavie.ru/129581.html ; Перспективы церковной десятины в наше время//  http://pravoslavie.ru/129615.html  Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия в 2015-2018 гг. (от 28.01.15)//  http://www.patriarchia.ru/db/text/3983877.html   Киприан Карфагенский , сщмч. 61. Письмо к Помпею против письма Стефана о Крещении еретиков//Его же. Творения. Ч. 1. Киев, 1879. – (Библиотека Творений св. отцев и учителей Церкви западных. Книга 1. Творения св. Священномученика Киприана Епископа Карфагенскаго. Часть 1). С. 308.

http://pravoslavie.ru/133133.html

Если, по Лествичнику, из послушания рождается смирение, из смирения - рассуждение, то из попугайства ничего не рождается кроме попугайства, как мы это прекрасно видим в некоторых современных монастырях, когда слепой ведет слепого и они падают оба. А святитель Игнатий предлагает подлинное учение о духовной жизни. Оно постепенно вводит человека в подвиг самоотвержения - тяжелый, но единственно плодоносный. Вводит в настоящие, духовные отношения с наставником - " каков бы он ни был " , как пишет прп. Симеон Новый Богослов, - то есть даже если он не столь духовен, как хотелось бы. Если Бог благословил эти отношения, если пастырь руководит по Богу, то будут по Богу и плоды. Указанный святителем Игнатием единственно правильный путь требует огромного самоотвержения и ответственности, как пасомого, так и пастыря, взявшего на себя нелегкий крест духовного руководства в соответствии учению свт. Игнатия. Учение о послушании свт. Игнатия, предоставляя некоторую большую по сравнению с древними отцами свободу, как руководителю, так и послушнику, возлагает при этом несравненно большую ответственность пред Богом на них обоих. А это тяжело. Противников его учения это не устраивает, потому они и пытаются подменить настоящее, подлинное послушание игрой в послушание, как еретики подменили само христианство гибельной игрой. Поскольку слушаться так, как учат противники святителя Игнатия - " до смерти " - вообще невозможно, в конечном итоге они не слушаются вообще, живут совершенно самочинно, прикрываясь массой уловок, как, опять-таки, пишет святитель Игнатий, " под видом послушания творя свою волю " . Их " духовность " - это плод самочиния, их молитва - сплошная прелесть. Беря в руки новую аскетическую книгу, я всегда начинаю с глав о молитве. И сколько я ни читал последних афонских писаний о молитве - не нашел чего-либо интересного или чего-то, чего я раньше еще не читал! Конечно, может быть, это совпадение, но очень странное... Прочитав " Три слова о молитве " игумена Ефрема (издание подворья Троице-Сергиевой Лавры), я не нашел ни одного живого деятельного совета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Н. П. Жуковская . Библеизмы французского языка . Заимствования, фразеологизмы, цитаты, персонажи, аллюзии. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. – 382 с./Представляет Евгения Смагина //Фома. - – март 2007. – С.121,122. – (рубрика «Что читать» ). Книга составлена в форме словаря, где каждая статья посвящена отдельному слову (выражению, группе выражений) французского языка, которые в данном значении восходят к Библии. Статьи включают ссылку на соответствующее место в Писании, краткое объяснение и ли пересказ соответствующего библейского эпизода. Священник Глеб Каледа – ученый и пастырь . – М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2007. – 744 с./Представляет Наталия Ерофеева //Фома. - – март 2007. – С.122. – (рубрика « Что читать »). Памятное издание к 85-летию со дня рождения Глеба Каледы (1922-1994), ученого-геолога с мировым именем и московского священника, содержит воспоминания об отце Глебе и его литературное наследие как церковного писателя. Включены множество фотографий и репродукции живописных трудов отца Глеба. Помещена также развернутая рецензия: Протоиерей Борис Даниленко , директор Синодальной библиотеки, Москва. Книга – открытие //Фома. - – март 2007. – С.121. – (рубрика « Что читать »). Статья посвящена вышедшему в 2006 году научному изданию славянского Ирмология, осуществленному известным знатоком византийской и славянской музыкальной и литургической традиции профессором Христианом Ханником , возглавляющим Кафедру славянской филологии Вюрцбургского Университета (Германия). Реклама: С.123; Мультимедиа: Представлены диски: Проповеди архимандрита Кирилла (Павлова). Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры. Формат CD-ROM, 2006 год/Представляет Юрий Максимов //Фома. - – март 2007. – С.124. – (рубрика « Мультимедиа »). Диск содержит 9 проповедей архимандрита Кирилла (Павлова), одного из наиболее почитаемых             старцев сегодняшнего православного мира. Воспроизводится живая речь старца. Путешествие по Библии . Российское Библейское общество. Формат CD-ROM, 2005 год/Представляет Юрий Максимов //Фома. - – март 2007. – С.124. – (рубрика « Мультимедиа »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-47-m...

Предприятию владыки Макария старец Паисий придавал важное значение и настоятельно просил отца Феодосия позаботиться о приобретении его драгоценных изданий. Через это, по мнению преподобного Паисия, оказано было бы великое благодеяние не только российскому иночеству, но и всему православному славянскому миру. Именно так, как указывал преподобный Паисий, и поступил отец Феодосий. По выходе в свет книги «Филокалия» («Добротолюбие») в Венеции он приобрел ее и передал, как называет их старец Паисий, «богоизбранным и богодухновенным мужам, которые горят неизреченной любовью Божиею к таким книгам», – отцу Назарию и отцу Феофану. По получении этих книг игумен Назарий, следуя совету старца Паисия, обратился к митрополиту Платону, ректору Московской духовной академии, с просьбой о переводе «Добротолюбия». По благословению митрополита Платона эта работа была поручена переводчику, учителю греческого языка в Троице-Сергиевой семинарии Якову Дмитриевичу Никольскому 19 , отличавшемуся превосходным знанием греческого языка. Игумен Назарий предполагал издать всю книгу «Добротолюбие», состоящую из сорока книг, однако переведены были лишь двадцать шесть. При издании «Добротолюбия» были использованы переводы как старца Паисия, так и другие переводы. В переводах старца Паисия встречавшиеся трудные для разумения выражения заменялись более ясными и общепонятными. Над изданием трудились, как свидетельствует предание, игумен Назарий, архимандрит Феофан, тогда еще иеродиакон Александро-Невской Лавры, и схимонах Афанасий 20 . «Они, – говорил митрополит Гавриил переводчикам, – хотя и не знают так, как вы, греческого языка, но лучше вас знают из опыта духовные истины, непостижимые одним только книжным учением, и потому правильнее вас могут понимать смысл наставлений, содержащихся в этой книге». В феврале 1791 года иеромонах Филарет 21 и схимонах Афанасий были определены на Новгородское архиерейское подворье, где и проживали, трудясь над переводами. Иеромонах Филарет, являясь поверенным игумена Назария, выдавал переведенные книги для освидетельствования архимандриту Авраамию. К ним присоединился иеромонах Мефодий, посланный игуменом Назарием для окончания печатания «Добротолюбия». В 1797 году и сам отец Назарий прибыл для окончания второго тома «Добротолюбия». Также помощником отца Назария был наместник Новоспасского монастыря иеромонах Александр 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сагарда Н.И. Учение о Святой Троице святителя Василия Великого//Журнал Московской патриархии.  – 1979. – 1. Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 760 – 796. Самодурова З.Г. Школы и образование//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.  Св. Василий Великий, его жизнь и деятельность//Василий Великий. Беседы на Шестоднев. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.41–55, 101–104. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 4. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.163–173. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.161–162, 255–258. Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. –  Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.40–75. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.227–229, 287–289. Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.    Соловьев В.С. Василий Великий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов: (В связи с философскими учениями того времени). – М.: Новая книга; Паломник, б.г.. С.474–562. Спасский А.А. Кому принадледжит 4–я и 5–я книги Василия Великого Против Евномия?//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1900. – Сент.  Спасский А.А. Начальня стадия арианских движение и первый Вселенский собор в Никее: Исследования по истории древней Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. (Серия " Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 207 – 232.

http://bogoslov.ru/person/2615344

8 Традиция знает трех человек, которые в разное время, вероятно, были духовниками святителя Тихона. Документально это подтверждается в отношении иеромонаха Порфирия (Горшкова; Отец Порфирий с 1895 г. был насельником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, духовным сыном преподобного Варнавы Гефсиманского. В 1910 г. он был рукоположен во священника, а с 1915 г. он состоял в братии Троицкого Сухаревского (с 1917 г. — патриаршего) подворья. Там находилась резиденция митрополита Московского, а затем — патриарха Тихона. В 1922 г. отец Порфирий был арестован вместе с патриархом Тихоном и 6 месяцев отсидел в тюрьме. Последние годы жизни, вероятно, провел в Сергиевом Посаде. (Использованы данные из Базы данных о новомучениках и исповедниках Российских Православного Свято-Тихонов­ского Богословского института). 33 Возможно, речь идет о второй ступени духовной жизни согласно “Лест­вице” — о беспристрастии. — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/nashi-prihodskie-batyu...

Незнайка и потребительский кредит и другие неустаревшие истории из романа-сказки Носова //Фома. - – март 2019. – С.84-85. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать »).   Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Дмитрий Сухарев. Звёздочка, свети . Подборка стихотворений 1963-2005 гг. (Утро/«Вот первый луч, собрат луча второго…»/; Лес/«Что ни говори, а лес лечебен...»/; «Известно ль вам, что значит - жечь...»; А и Б/«А: Поэзия есть обнажение смысла...»/; Музыка Бизе. Рождественская песня/«Во хлевине ли, в хлеву, в тесной клети...»/; «Верный дурацкой привычке писать только то, что вижу…». Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Ксении Наумовой//Фома. - – март  2019. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Что читать:  Представлены и отрецензированы издания:  Протоиерей Павел Великанов . Самый Главный Господин : Рассказы. - М.: Никея, 2018. - 224 с./Представляет Иван Григорьев //Фома. - — март 2019. - С.88. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Когда-нибудь хотели почитать блог священника, но на бумаге? Это издание определенно вам подойдет. Его автор — настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры и отец четверых детей. Литературное понятие малой формы здесь раскрывается во всей полноте: большая часть текстов занимает по две странички, а то и меньше. Почти как в фейсбук-ленте (деятельность организации запрещена в Российской Федерации): воспоминания о семинарских годах чередуются с историями из повседневной жизни и наоборот. В данном случае это только плюс, потому что в сочетании с хорошим слогом делает чтение невероятно легким: начинать и заканчивать можно в любом месте. Среди главных тем — путешествия, в том числе на Святую Гору Афон, воспитание детей, учеба в семинарии, да и просто наблюдения из жизни священника со всеми вытекающими: множеством знакомств, правдивых историй и искренних переживаний об окружающих.       Книга предлагает редкую возможность приобщиться к духовному и житейскому опыту батюшки. Главное в ней — светлое и спокойное настроение текстов и трогательная внимательность автора к миру и проявлениям, зачастую неочевидным, Божественного присутствия в повседневных вещах.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-191-...

Сергиев И. И. (прот.). «Имеющие уши, слушайте!». Слово против пьянства. СПб., 1902; репр. 1996. Сергиев И. И. (прот.). Из дневника о. Иоанна Кронштадтского в обличение лжеучения графа Л. Толстого. СПб., 1910. Сергиев И. И. (прот.). Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечения из дневника: В 2 т. М., 1894; repr. Utica, N.Y., 1957. Сергиев И. И. (прот.). Мысли христианина о покаянии и св. причащении. М., 1997. Сергиев И. И. (прот.). Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе. Кишинев, 1903. Сергиев И. И. (прот.). [ Иоанн Кронштадтский ] Неизданный дневник; воспоминания Епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском . М., 1992. Сергиев И. И. (прот.). Новые грозные слова о страшном поистине Суде Божием… М., 1993. Сергиев И. И. (прот.). О душепагубном пьянстве, матерном слове и табакокурении. СПб., 1915; репр. 1995. Сергиев И. И. (прот.). О светской жизни: урок благодатной жизни по руководству о. Иоанна Кронштадтского . М., 1894. Сергиев И. И. (прот.). Обличительные проповеди отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1914. Сергиев И. И. (прот.). Отец Иоанн Кронштадтский о пьянстве. М., 1991. Сергиев И. И. (прот.). Письма о. прот. Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии. СПб., 1909. Сергиев И. И. (прот.). Почему Бог допускает войны? Пг., 1914. Сергиев И. И. (прот.). Полное собрание сочинений праведника Божия Иоанна Кронштадтского : В 2 т. СПб., 1911. Сергиев И. И. (прот.). Полный круг поучений. М., 1997. Сергиев И. И. (прот.). Призыв на защиту родины. М., 1905. Сергиев И. И. (прот.). Пробудитесь, пьяницы! И плачьте, все пьющие вино! СПб., 1910. Сергиев И. И. (прот.). Проповеди отца Иоанна Кронштадтского о царском самодержавии. СПб., 1914. Сергиев И. И. (прот.) [Кронштадтский]. Против графа Л. Н. Толстого, других еретиков и сектантов нашего времени и раскольников. СПб., 1902. Сергиев И. И. (прот.). Слова и поучения: В 3 т. СПб., 1897–1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

244. Иннокентий (Беляев), епископ. Слова и речи. В 2-х томах. СПб., 1907. – (535 с.). 245. Иннокентий (Борисов) , архиепископ. Сочинения. В 12-ти томах СПб., 1901. – (4079 с.). 246. Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит, св. Творения. (Слова и речи. Указание пути в Царствие Небесное. Православие в Америке, и др.). (Собр. И. Барсуков). В 2-х книгах. М., 1886–1887. – (805 с.) 247. Иннокентий (Смирнов) , епископ. Сочинения. В 3-х частях. СПб., 1845–1847. – (873 с.). 248. Иоанн (Петин), епископ. Собрание слов, бесед и речей. Полтава, 1873. – 360 с. 249. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Кронштадт, 1885. – 92 с. 250. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Беседы о блаженствах Евангельских. СПб., 1887. – 96 с. 251. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Беседы о Боге – Пресвятой Троице. О Боге Творце мира. О Боге -Промыслителе мира. Кронштадт. 1887. – 178 с. 252. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Великий Пост. (Репринт, изд.). М., 1991. – 173 с. 253. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Во славу Божию: Новые слова и поучения. СПб., 1903. – 224 с. 254. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Горе сердца! Из Дневника. СПб., 1906. – 134 с. 255. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Живой колос с духовной нивы. Выписки из Дневника за 1907–1908 гг. СПб., 1909. – 158 с. 256. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Из поучений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтскою Андреевского собора. («Доброе слово». Кн. 4). СПб., 1896. – 143 с. 257. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Моя жизнь во Христе. В 2-х томах. СПб., 1893. – (829 с.). 258. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Мысли о богослужении Православной Церкви: Мысли благоговейного христианина о Церкви или обществе верующих, о храме, о Литургии и о православном богослужении вообще. (Из Дневника). М., 1894. – 223 с. 259. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Репринт, изд. СПб., 1993–1994 гг. – (3957 с.). 260. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Поучения и слова на праздники Господа нашего Иисуса Христа. Кронштадт, 1888. – 221 с. 261. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Поучения и слова, произнесённые в разное время в Кронштадтском Андреевском соборе. Вып. 4-й и 12-й. Кронштадт, 1888–1889. – (312 с.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010