Господи, помилуй! — а на последнее приглашение — предать себя Христу Богу — отвечает: Тебе, Господи! Далее следует пение избранных стихов из псалмов Давида (псалмы 1, 2 и 3) , снова напоминающих нам об утраченном рае, в предостережение для каждого против грехов и искушений: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. — Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. — Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. — Блажени вси надеющиися нань. — Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. — Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Блажен муж, который не следует советам нечестивых. — Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых бесследно погибнет. — Служите Господу со страхом, и радуйтесь пред Ним с трепетом. — Блаженны все надеющиеся на Него. — Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. — От Господа спасение, и над народом Твоим пребывает благословение Твое. После каждого стиха поется: Аллилуиа. После этого хор, как бы подавленный скорбью о потере первобытного блаженства, подражая изгнанному из рая Адаму, от лица предстоящих и всего человечества взывает: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя, Господи! Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи! ( Пс.140:1 ) Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи! ( Пс.140:2 ). Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. ( Пс.141:8 ) Да приидет молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; возношение рук моих — как вечерняя жертва. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. После этого стиха поются стихиры, по содержанию своему соответствующие празднику дня. Последняя стихира называется Богородичным, т. е. песнею в честь Богородицы, — или догматиком, так как в ней кратко излагается учение (догмат) о воплощении Сына Божия. При пении «догматика» отворяются царские врата; священнослужащий с кадилом, предшествуемый свещеносцем со светильником, выходит северною дверью и, остановившись перед царскими вратами, крестообразно благословляет к востоку и возглашает:

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Есть и иной род погибели чрез язык, когда говорят: почему это так, для чего это так сделано? Укоряя тех, которые предлагают та­кие безрассудные вопросы, Павел говорит: «ты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим.9:20)? Впрочем надобно охранять не только уста, но и мысль еще прежде уст. Потому и сказал некто: «кто приставит бич к помышлениям моим..., чтобы они не щадили проступков моих» (Сир.23:2)? Потому и Христос истребляет сами внутренние порочные помыслы, когда говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею» (Мф.5:28). Видишь ли, как Он не дозволяет произра­стать и даже получать начала ни похоти, ни гневу? «Всякий, гневающийся на брата своего..., говорит Он, подлежит геенне огненной» (Мф.5:22) Не мало служит к безопасности и то, чтобы не говорить много, почему и сказано: «при многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Притч.10:19). «Не уклони сердце мое к словам лукавым, для измышления извинения во грехах вместе с людьми, совершающими беззаконие, и да не соединюсь с избранниками их» (Пс.140:4). Другой (Симмах): «не отврати сердца моего в слова лукавые помышлять мысли беззаконные» (μ παρατρψης… ννοειν εννοας παρανμους). Почему пророк изменил по­рядок речи, и сказал сначала об устах, а потом перешел к сердцу? Он сделал это не напрасно и не случайно. Как имеющие надзор за узниками, замышляющими бегство, постав­ляют первым делом держать крепко двери темницы, и об этом все заботятся, и когда это сделано, то остальное сделать легко, так точно поступает здесь и Псалмопевец и в своей молитве как бы так говорит: пусть будут заключены двери, и порочные помыслы скоро будут укрощены. Поэтому он как останавливает извне входящие помыслы в самом начале, так истребляет и злой корень их: «не уклони, говорит, сердце мое к словам лукавым», говорит не потому, будто Бог укло­няет, — да не будет, — но в таком смысле: не попусти укло­ниться, не попусти обратиться к порочным помыслам.    Действительно, там — в сердце — источник добродетели и порока.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И ныне его нетленные мощи, открыто почивающие в заложенном им соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, источают исцеления с верой притекающим к ним; и поныне православные русские люди в том же храме с благоговением чтут святые иконы, его святительскою рукою написанные... 168. Царские Псалмы «Услышит тя Господь в день печали». Так народ, всем сердцем любящий своего царя, приветствует его своими благожеланиями. Да услышит тебя Господь, и всегда, когда бы ты ни воззвал к Нему, наипаче же в день печали, когда будешь особенно нуждаться в Его всесильной помощи и ободрении. Немало врагов у тебя и тайных и явных, да защитит же тебя от них страшное для всякой неправды «имя Бога Иаковля!» Нелегкое бремя несешь ты, Богом возлюбленный царь наш, хорошо нам жить за тобою, державный отец наш: ты один стоишь на страже царства, тебе вверенного, один за всех думаешь, один обо всех заботишься: да «послет ти помощь» Царь царствующих «от святаго» жилища Своего, и «от Сиона небесного да заступит тя!» Ничего не жалеешь ты, Христолюбивый, для славы имени Божия; и себя самого, и все царство свое – Ему, Единому Господу, предаешь ты всецело, как чистую жертву всесожжения: да «помянет» же, да приимет Он от тебя «всяку жертву твою, и всесожжение твое» – твоя всецелая преданность в волю Его – да будет благоугодна Ему как жертва тучная, благоухающая! – Много, о как много дум и забот носишь ты в любящем сердце твоем! «Да даст же ти Господь по сердцу твоему», и всякий добрый совет твой, всякое благое намерение твое да «исполнит!» А когда Господь благословит успехом твои начинания, когда сохранит тебя во всех опасностях, тогда и мы вместе с тобою «возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся». Да, возвеличимся, будем несказанно счастливы милостью Божиею к тебе, – будем хвалиться не своею силою, а силою имени Божия. Веруем и уповаем, что так и будет: «исполнит Господь вся прошения твоя!»И прежде по опыту знали, и «ныне познали мы, яко спасе Господь помазанника (Христа) Своего», и впредь не оставит без помощи Своего избранника: в минуту опасности Он услышит молитву его «с небесе святаго Своего, в силах», в действиях всемогущества, в чудесной помощи, совершится спасение царя от всех врагов его, могуществом десницы Божией. Пусть враги наши хвалятся своим искусством воинским, своим умом и храбростью: «сии на колесницах, и сии на конех», а мы на себя не надеемся – «мы же во имя Господа Бога нашего призовем». Призовем мы сие имя страшное и всесильное, и никакие враги не устоят против него: «тии спяти быша и падоша», – подались назад и пали пораженные, «мы же востахом», крепко стоим против них, «и исправихомся» – и не колеблемся! «Господи, спаси» же царя нашего, «и услыши ны» во всякое время, «в оньже аще день призовем Тя», а наипаче в годину испытания, когда и царь наш, и мы будем взывать к Тебе о помощи и спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«И правда Его пребывает в век века».    4. Это, мне кажется, пророк сказал для тех, которые соблазняются несчастьями, нечаянно постигающими некоторых, вразумляя их как бы так: не смущайтесь, видя людей, под­вергающихся клевете, обижаемых, страждущих невинно; есть суд беспристрастный, приговор справедливый, воздающий каж­дому по достоинству. Если ты будешь требовать этого приговора теперь же, то смотри, чтобы тебе не произнести его против себя самого. Подлинно, если бы Бог стал каждый грех тотчас же поражать наказанием и над каждым преступлением при­водить в исполнение праведный суд свой, то род человеческий давно был бы истреблен. Для чего говорить о таком-то и таком-то человеке? Я укажу в доказательство этого на вели­чайшего из всех людей — Павла, проповедника вселенной, восхищенного до третьего неба, введенного в рай, причастника страшных таинств, сосуд избранный, друга Христова, про­водившего ангельскую жизнь, достигшего таких добродетелей. Если бы Бог не хотел быть к нему долготерпеливым и ми­лостивым, но, когда он грешил, хулил и гнал Церковь, тотчас бы исполнил над ним праведный суд Свой, то давно лишил бы его возможности покаяться. Сознавая это, сам он говорит: «благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик..., но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1Тим.1:12, 13, 16). Если бы Бог тотчас же наказал блуд­ницу, то когда бы она обратилась (Лк.7:37)? Также Матфей, мытарь, если бы подвергся наказанию прежде обращения, в быт­ность свою мытарем, то не лишился ли бы возможности покаяться? Тоже было бы и с разбойником, и с волхвами, и с каждым из грешников. Поэтому Бог удерживает гнев Свой и от­кладывает праведное воздаяние, призывая людей к покаянию. Но если они останутся неисправимыми, то непременно подверг­нутся праведному осуждению. Вот почему пророк, желая уте­шить обижаемых и вразумить обижающих, присовокупляет: «и правда Его пребывает в век века».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И таким образом «подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. – Все ли твои дети здесь? – спросил тогда Самуил Иессея. – Нет: есть ещё меньший, но он пасёт овец, – отвечал Иессей. – Пошли и возьми его, – сказал Самуил, – ибо мы не сядем обедать, пока он не придёт сюда. И послал Иессей, и привели Давида. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это – он». «И помазал пророк Самуил Давида, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после;» Самуил же отошёл в Раму. А Давид возвратился к овцам своим. Продолжал он в доме отца своего своё скромное дело, между тем возрастал телесно и душевно». «Без сомнения, – говорит о нём преосвящ. Филарет, митроп. Моск. 362 , – от носившегося над юношей Давидом Духа Божия нисходили светлые лучи в ум его, чтобы просвещать его в познании того, что истинно, богоугодно и спасительно; упадали в сердце святые искры, чтобы воспламенять его к добрым намерениям и спасительным делам, – и всё существо его исполнялось вышней силой, с которой он и трудные дела с дерзновением начинал и совершал без утомления». – Развевались в избранном Богом юноше различные дарования; между прочим проявились они в музыке и пении: – «руки мои сделали орган, персты мои настраивали псалтирь», – говорит он сам о себе, воспоминая свои юношеские годы, и достиг впоследствии такого искусства в музыке, которое доставило ему известность. Вероятно уже тогда, в эти юношеские годы, когда он пас овец своего отца, то вдохновляемый красотой окружавшей его природы, Давид начинал слагать свои псалмы, в которых воспевал Творца природы и человека. – «Господи, Боже наш! – взывала пламенная душа молодого пастуха, – как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» «Когда взираю я на небеса Твои, дело перстов Твоих, на луну и звёзды, которые Ты поставил. То, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед ангелами; славой и честью увенчал его; поставил его владыкой над делами рук Твоих; всё положил под ноги его, овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из них названные в библейских книгах, суть следующие: 1. Саронская и Сефела, 2. Ездрелонская или Изреелъская, 3. Иорданская и 4. колена Рувимова. Саронская равнина и Сефела составляют части той обширной западной равнины Святой Земли, которая лежит между горами Ефремовыми и Иудиными с одной стороны и Средиземным морем с другой и простирается с севера на юг от Кармила до потока Египетского – крайнего южного предала Палестины. Равнина Саронская находится на юге от Кармила между Кесариею Палестинскою и Лиддою (древним Лудом) 201 . Иероним, в толковании на Псалмы 202 , причисляет к ней также всю страну, лежащую между Лиддою, Яффою 203 и Ямшею. В длину она имеет около 50 верст, в ширину до 15-ти. В библейские времена в Саронской равнине находились самые тучные пастбища Палестины, и потому крупный скот царя Давида пасся именно на ее лугах 204 ; ее цветы отличались особенною красотою, и потому Соломон сравнивает с нарциссом Саронским прекрасную невесту Песни Песней 205 ; вообще по своим природным свойствам она считалась одною из великолепнейших местностей Палестины, и потому пророк Исайя 206 , возвещая о процветании в будущем сухой пустынной страны, говорить, что ей дастся великолепие Кармила и Сарона; пророчествуя об имеющем некогда наступить полном благоденствии для лучших Израильтян, замечает, что мелкий скот этих избранных рабов Иеговы будет пастись в Сароне. Возвеселится пустыня и сухая земля, говорит пророк, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет, как нарцисс. Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать: слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона. «Так говорит Господь: произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор моих, и наследуют это избранные мои и рабы мои будут жить там. И будет Сарон пастбищем для овец... народа моего, который взыскал меня». Когда же пророк извещает о совершенном опустошении Святой Земли за грехи Израиля, то, дабы нагляднее изобразить это опустошение, говорит, что в бедственные дни грозного суда Божия даже Сарон обратится в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Итак, воспевайте псалмы вместо плача, чтобы вместо плача, (это) было вам в благословение». 6. Говоря это, Мария позвала всех близких Ея, и сказала им: «Востав, молитеся». И помолившись, они сели, обсуждая между собою величие Божие и знамения, которые Он сотворил. И в то время, как они беседовали, явился Апостол Иоанн, и постучал в двери, и, отворив, вошел. Когда же Мария его увидела, (Она) возмутилась духом, и вздохнув, заплакала, и воскликнула громким голосом, говоря: «Чадо Иоанне, не забудь слова, которые Учитель тебе заповедал о Мне, когда Я оплакивала Его на Кресте, говоря: Ты уходишь, Сыне Мой, и кому Меня оставляешь, и с кем Я буду жить? И, Он сказал Мне, в то время, как ты присутствовал и слышал: «Иоанн – тот, кто будет заботиться о Тебе». Ныне, чадо, не забудь заповеданного тебе касательно Меня, и вспомни, как Я тебя любила больше, чем всех Апостолов. Вспомни, что ты возлежал на груди Его более, чем прочие. Помяни, что тебе единому Он сказал тайну, возлежащему на груди Его, которую никто не знал, кроме Меня и тебя, ибо ты девственник и избранный; Он не восхотел и Меня огорчить, ибо Я была Обиталищем Его. Ибо Я сказала Ему: «Скажи Мне то, что Ты сказал Иоанну». И Он сообщил тебе, и Мне дал участие (в тайне). Ныне же, чадо Иоанне, не оставляй Меня». Говоря это, Мария заплакала тихим гласом. Иоанн же не сдержался, так что дух его возмутился, и он не знал, что сказать Ей: ибо он еще не знал, что Она выйдет из тела. Тогда (он) сказал Ей: «Мария, Мати Господня, что Ты желаешь, чтобы я сделал для Тебя? Вот, я отпустил к Тебе моего слугу 10 , чтобы он приносил Тебе пищу. Ты не хочешь, чтобы я преступил заповедь Господа моего, которую Он заповедал мне, говоря: «Обходи весь мир, пока грех не будет уничтожен». Ныне же, поведай мне скорбь Твоей души. Не имеешь ли Ты в чем-нибудь недостатка?» И сказала ему Мария: «чадо Иоанне, Я ни в чем не имею недостатка из того, что в этом мире, но так-как после завтра Я изыду из тела, Я прошу тебя, сотвори в отношении Меня человеколюбие, и позаботься о Моем теле, и пусть оно одно будет положено во гроб, и сохрани его с братиями твоими, Апостолами, по причине первосвященников.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Никому не велел он входить к себе в келлию и пребывал один с глубоким вниманием на безмолвной молитве, как и всегда имел благой сей обычай, в последние же дни наипаче, так что и самые ученики изумлялись его крайнему подвигу. При наступлении вечера, велел Пафнутий священнику прочесть правило к исповеди и совершил пред ним покаяние; потом пошел на всенощное бдение и говорил ученикам: «уже не услышу в другой раз всенощной». С большим вниманием оставался он до конца бдения, также и на другой день присутствовал при божественной литургии, и сделался причастником Пречистого Тела и Крови Христа Бога нашего. Возвращаясь из церкви, ведомый учениками, спросил он их о дне, в который приключилась ему болезнь. Ему отвечали: «в четверток»; и он сказал: «в тот же день будет мне конец», и, помолчав немного, чтобы покрыть сию речь, присовокупил: «или опять будет пост», вкусил немного пищи, но для того, чтобы исполнить желание учеников. Самодержец всея Руси, Великий Князь Иоанн Васильевич и сын его благоверный Князь Иоанн и преосвященный Митрополит Геронтий 15 , и от всех пределов князья и бояре, услышав, что изнемогает Святой, многую милостыню к нему посылали, прося от него молитв и благословения и прощения. Блаженный Пафнутий всем преподавал мир и благословение, но ничего не велел принимать от приношений, а все возвращать к пославшим, ибо не хотел более слышать ни о чем мирском и говорил ученикам: «я и сам более других требую в час сей молитвы, ибо уже собираюсь идти в путь долгий, которым никогда не ходил; имеющий же веру к Богу и Пречистой Богородице, может и по моем отшествии творить милостыню». Посему пребывал в глубоком безмолвии, упражняясь непрестанно в молитве, и часто повторял: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго!» – из псалтири же читал только избранные псалмы, которые приспособлены были к настоящему его положению, и стихи из параклиса к Пресвятой Богородице: «Не ввери мя человеческому предстательству», и «Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю Мати Дево». Ум его весь устремлен был к Богу и радовала его надежда восприятия будущих благ; посему исторгались из уст его и из сердца, молебные стихи сии; он готовился в вечную жизнь, ни о чем не скорбя, по обычаю тех, которые оставляют временную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

новозаветную цитату Евр 7:1: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей»). Гебраисты отмечают для эллинистическо-римских времен повышение популярности этого имени и выявление в нем коннотаций некоего универсализма, связи с идеей Божьего замысла о спасении всех людей; возможно, появлению этих коннотаций способствовала как связь имени с фигурой Мельхиседека — праведника вне избранного Авраамова рода, который стоит вне круга праотцев Израиля, но к которому приходит как к священнику сам Авраам, а также живая память об употреблении этого имени язычниками, например, теми же финикийцами. В этом отношении едва ли случайно, что именно его употребляет Стефан, противопоставляя ветхозаветной локализации Божьего Присутствия в иерусалимском Храме вездесущность Бога: «Вышний не в рукотворных храмах обитает» (Деян 7:48). Язычники, принимавшие библейский догмат единобожия, почитание субботы и еще некоторые заповеди поведения (но не обрезание и не полный состав «мицвот»), назывались «гипсистариями» или «гипсистианами» от греч. именования " Υψιστος, передававшего именно это имя (и употребленного в греч. тексте комментируемого места Мк); к числу таких «гипсистариев» в молодые годы принадлежал, между прочим, принявший впоследствии крещение и священнический, а затем и епископский сан отец св. Григория Богослова (ср. Greg. Naz. or. 18, 5, PG 35, 989. D sqq.). Подробно об употреблении именования " Υψιστος у язычников, эллинизированных иудеев и групп типа «ипсистариев» в новозаветную эпоху см. И. Левинская, Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры, СПб., 2000, гл. 5 «Боящиеся Бога и культ Бога Высочайшего», с. 169–214, где дана также обстоятельная справка о трактовке проблемы в современной научной литературе. Довольно интересно, что в этом эпизоде Мк (и в соответствующем месте Лк 8:28: «Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня») именование Иисуса Христа «Сын Бога Вышнего» выговаривается устами бесноватого, которыми говорит, собственно, демон; в Деян 16:16–17 («16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

Острые стрелы твои – (народы пред Тобою падут) – в сердца царевых врагов.   Престол твой от Бога 18 вовек; скиптр правоты – скиптр царства твоего. Возлюбил ты правду и возненавидел зло; сего ради помазал Бог , Бог твой, елеем веселий тебя – более сопутников твоих.   Все одежды твои – смирна, касия, алой; из покоев слоновой кости тебя увеселяет звон струн; дочери царей – средь избранных твоих; стала царица одесную тебя, из злата Офира – убор ее.   Услышь, дочерь, воззри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего! Возжелал царь красоты твоей; ведь он – господин тебе, так склонись перед ним! И дочерь Тира приносит дары, богатые из народа хвалят твой лик.   Сокровенна слава дщери царя, златом шита одежда ее, ведут ее в узорных ризах к царю, за нею девы, подруги ее; веселием и кликами встречают их, и приводят их в чертог царев.   Вместо отцов твоих будут сыны твои; ты князьями поставишь их по всей земле. –   Соделаю имя твое памятным в род и род, потому и народы восславят тебя всегда и вовек. Псалом 45/46 Начальнику хора. Сынов Кораха. На аламот 19 . Песнь. Бог – наша сила и наш оплот, скорый помощник во дни беды: не устрашимся, если дрогнет земля и горы сойдут в бездны зыбей.   Пусть воды вздымаются и шумят, колеблются горы от буйства волн – (Села!) потоки веселят Божий град, святой Вышнего приют!   С ним Бог , и он нерушим, поможет ему Бог на рассвете дня. Царства колеблются, народы кипят, глас Божий звучит, тает земля! С нами – Господь сил, Бог Иакова – наш оплот. (Села!) Посмотрите, что творит Господь – дивное являет на земле, смиряет брани до концов земли, ломает лук, сокрушает копье, колесницы сожигает огнем.   «Смиритесь, познайте, что Я – Бог, превыше народов, превыше всего!» С нами – Господь сил, Бог Иакова – наш оплот. (Села!)   Псалом 50/51 На чальнику хора. Псалом Давидов. Когда приходил к нему пророк Натан после того, как Давид вошел к Вирсавии. Помилуй меня, Боже, по милости Твоей, и обилием благосердия Твоего изгладь беззаконие мое; всецело отмой меня от вины моей,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010