Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев - маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (Быт. 35:16; 48:7). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер. 31:15). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи - юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (1Цар. 26:18). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят " филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду " во славу Господню " и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (2Цар. 23:14-17). Вслед затем он разбил на голову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся зиаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Скачать epub pdf Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего, взывает Давид ( Пс.80:4 ). Повеления Богодухновенного учения составляют непременный закон для слышателей оного; посему при наступлении благознаменитого дня праздника нашего исполним и мы закон, и вострубим в священномесячие трубою. А труба законная, как велит нам разуметь Апостол, есть слово. Ибо, по словам его, звук трубы должен быть определенный, раздельный в тонах, дабы был вразумителен для слушающих ( 1Кор.14 ). Издадим же и мы, братия, звук ясный и удобовнятный, нисколько не уступающий звуку трубному. Закон, предызображая истину в образах сени, учредил в праздник скиноположения звук трубный: а причина настоящего торжества есть таинство истинного скиноположения. Ныне Облекшийся для нас в образ человека водружает скинию человеческую. Ныне скинии наши, разрушенные смертию, снова возставляются Тем, Кто изначала устроил нашу храмину. Воспоем же и мы псаломскую песнь, сликовствуя громогласному Давиду: Благословен грядый во имя Господне ( Пс.117:26 )! Но каким образом грядет Он? – Грядет не на колеснице, и не путем моря, но переходит в жизнь человеческую чрез нетление девическое. Се Бог наш, се Господь явился нам, чтобы составить для нас праздник сей во учащающих до рог олтаревых ( Пс.117:27 ). Так, братия, мы не можем не видеть здесь таинства, ибо вся тварь есть единый чертог Господа твари. Когда грех вторгся в мир, и запечатлелись уста людей, заразившихся неправдою, когда умолк голос веселия и расстроилось согласие ликующих, так как род человеческий не мог уже торжествовать вместе с миром небесным: тогда явились трубы Пророков и Апостолов, кои закон называет рогами, потому что оне устроены были истинным Единорогом. Сии трубы силою Духа громко возвещали слова истины, дабы возбудить слух людей, заглушенный грехом, и составить одно согласное торжество, в котором бы и земная тварь, чрез новое скиноположение, могла участвовать вместе с бесплотными и бессмертными силами, окружающими небесный жертвенник. Ибо рога мысленного жертвенника суть превыспренные и превосходные умные силы, начала, власти, престолы, господства, к которым, чрез возстановление скиноположения, присоединяется для участия в торжестве и человеческая природа, учащаемая обновлением плоти; а учащение, по изъяснению знающих значение слов, означает тоже, что и украшение чем либо, или облечение во что либо. Итак, приидите, настроим души наши к духовному веселию, поставив Давида начальником, предначинателем и главою ликовствования нашего. Воскликнем с ним сладкую песнь, которую мы недавно воспели, и повторим ее снова. Ибо сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс.117:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Слово в Великий пяток 81 Ныне суд есть миру сему. ( Ин.12:31 ). И кто же говорит сие? Тот самый, кого мир осудил и распял на кресте. Что это значит? Не был ли судим в то же самое время и мир невидимым Судом Божиим? Действительно, ныне два судии, но истинный Судия – один: это Иисус Христос; ныне два подсудимые, но действительный преступник – один: это мир; ныне два суда, но праведный суд – один: это Суд Божий. Точно ныне суд есть миру сему. Будучи собраны Церковью для поклонения Распятому на кресте, воззрим на суд мира, как он представлен в Евангельской истории, и пожалеем о распинателях; воззрим потом на Суд Божий, как Он невидимо совершается над судьбою мира, в суде его над Иисусом, и утешим себя милосердием Суда Божия. 1) СУД МИРА. Он начался очень рано. Иисус был ещё в колыбели, а суд мира восстал было против Него; и за что? За то, что восточные мудрецы приходили поклониться к Нему с дарами, и возвеличили Его титлом Царя Иудейского; но промысл Божий не допустил нечестивого Ирода совершить цареубийство. Суд кончился избиением младенцев; и дело казалось решённым. Примечаете ли, христиане, какая страсть первоначально судила младенца Иисуса? Это испуганное честолюбие, которое, смотря большими глазами страха, не видело того, что есть, а видело, чего нет. Возможно ли же было ожидать от такого судии здравого суда? Честолюбие смутилось, испугалось, бросилось в крайность и учинило ужаснейшее преступление – детоубийство. Иисус вступает в общественное служение спасению рода человеческого, начинает учить истине и творить добро, совершать чудеса и устроять Царство Божие. И вот суд мира опять возгорается, опять буйные страсти восстают против смирения и кротости Иисуса. Одни осуждают Его учение; другие порицают дела. Там хотят уловить Его словом; здесь ведут на верх горы, чтобы низринуть Его. Там вземлют камение, чтобы побить Его; здесь изыскивают причины, чтобы обличить Его; и опять за что? За то, что Он учил так назидательно и утешительно, как никто никогда не учил; жил так свято, как никто никогда не жил, и творил чудеса, каких никто не творил. Фарисеи обижались тем, что Иисус обличал их в лицемерии; книжники и законники огорчались тем, что более следовали учению Христову, нежели их изъяснениям закона; первосвященники и старейшины огорчались тем, что более воздавали почтения Христу, нежели им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Содержание Вступление Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: “Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие”. Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению…   Рождество Христово — Константин Победоносцев Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: “Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие”. Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению… Однако же и из двух названных больших праздников — дитя скорее поймет и примет простым чувством Рождество Христово. Как счастлив ребенок, которому удавалось слышать от благочестивой матери простые рассказы о Рождестве Христа Спасителя! Как счастлива и мать, которая, рассказывая святую и трогательную повесть, встречала живое любопытство и сочувствие в своем ребенке, и сама слышала от него вопросы, в коих детская фантазия так любит разыгрываться, и, вдохновляясь этими вопросами, спешила передавать своему дитяти собственное благочестивое чувство. Для детского воображения так много привлекательного в этом рассказе. Тихая ночь над полями палестинскими — уединенный вертеп — ясли, обставленные теми домашними животными, которые знакомы ребенку по первым впечатлениям памяти, — в яслях повитый Младенец и над Ним кроткая, любящая мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского счастья — три великолепных царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами — и вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела и таинственному хору сил небесных. Потом злодей Ирод, преследующий невинного Младенца; избиение младенцев в Вифлееме — потом путешествие святого семейства в Египет — сколько во всем этом жизни и действия, сколько интереса для ребенка! Старая и никогда не стареющая повесть! Как она была привлекательна для детского слуха, и как скоро сживалось с нею детское понятие! Оттого-то, лишь только приведешь себе на память эту простую повесть, воскресает в душе целый мир, воскресает все давно прошедшее детство с его обстановкою, со всеми лицами, окружавшими его, со всеми радостями его, возвращается в душу то же таинственное ожидание чего-то, которое всегда бывало перед праздником. Что было бы с нами, если бы не было в жизни таких минут детского восторга!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть II. Русь и народы восточной европы Житие Георгия Амастридского Исследовательская традиция, идущая от В. Г. Васильевского , позволяет считать «Житие Георгия Амастридского» сочинением Игнатия, написанным до 842 г. и, следовательно, первым упоминанием «росов» в византийских источниках. Из современных ученых этой точки зрения придерживается прежде всего И. Шевченко, основывающийся на стилистической близости «Жития» к другим произведениям Игнатия и на органичности в «Житии» пассажа о «росах», хотя он и выделен композиционно. Ряд исследователей считает пассаж о «росах» позднейшей интерполяцией, относя его данные к событиям 860 или даже 941 г. М. Нистазопулу, Э. Арвейлер, А. Маркопулос видят фразеологическое и идейное сходство этого текста с сочинениями Фотия. Невозможность датировать описанное в «Житии» нашествие временем до 842 г. объясняется, по их мнению, дружественным характером русско-византийских отношений около 840 г., засвидетельствованным Бертинскими анналами под 839 г. Отметим, однако, локальность события, описанного в «Житии», которая не исключает возможности нападения росов на отдаленный от столицы византийский город (Амастриду). Молчание других византийских источников о русско-византийском конфликте до 842 г. также не может служить контраргументом. Издание и перевод: Васильевский В. Г. Русско-византийские исследования. Вып. 2. Житие свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. СПб., 1893. Литература: Da Costa-Louillet 1941. P. 231–248; Vasiliev 1946. P. 70–89; Da Costa-Louillet 1954. P. 479–492; Nystazopoulou 1960. P. 106; Ahrweiler 1971. N 5. P. 55; Mango 1973. C. 17; Ševenko 1977. P. 122; Marcopoulos 1979. S. 75–82. Житие Георгия Амастридского Было нашествие варваров, росов – народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия как в смертоубийстве, они – этот губительный и на деле, и по имени 453 народ, – начав разорение от Пропонтиды 454 и посетив прочее побережье, достигнул наконец и до отечества святого 455 , посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их [нечестивые] алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять. Лугам, источникам и деревьям воздается поклонение. Верховный Промысл допускает это может быть для того, чтобы умножилось беззаконие, что, как мы знаем из Писания, много раз испытал Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 124. О мученичестве Теперь нам надлежит рассмотреть мученичество, под каковым заглавием наличествует пять пунктов: 1) является ли мученичество актом добродетели; 2) актом какой добродетели оно является; 3) о совершенстве этого акта; 4) о муке мученичества; 5) о его причине. Раздел 1. Является ли мученичество актом добродетели? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что мученичество не является актом добродетели. В самом деле, все акты добродетели произвольны. Но мученичество не всегда произвольно, как это имело место в случае произошедшего ради Христа избиения младенцев, о которых Иларий сказал, что «благодаря славе мученичества они достигли возмужания вечности». Следовательно, мученичество не является актом добродетели. Возражение 2. Далее, то, что незаконно, не может являться актом добродетели. Но мы уже показали (64, 5), что самоубийство незаконно, а между тем оно подчас считается мученичеством. Так, Августин говорит, что «многие святые женщины, избегая во время гонений преследователей своего целомудрия, бросались в реку с тем, чтобы она унесла их и потопила; и хотя они умирали таким образом, их мученичество, однако, весьма почитается католической церковью» 39 . Следовательно, мученичество не является актом добродетели. Возражение 3. Далее, стремление совершить нечто добродетельное заслуживает похвалы. Но стремление к мученичеству не заслуживает похвалы, скорее его можно считать [действием] опрометчивым и самонадеянным. Следовательно, мученичество не является актом добродетели. Этому противоречит следующее: награду блаженства можно обрести только за дела добродетели. Но она обещана за мученичество, поскольку читаем: «Блаженны изгнанные за правду – ибо их есть царство небесное» ( Мф. 5:10 ). Следовательно, мученичество является актом добродетели. Отвечаю: как уже было сказано (123, 3), добродетели надлежит прилеплять человека к благу разума. Но благо разума, как было показано выше (109, 1; 123, 12), заключается в правде как приличествующем ему объекте и в правосудности как приличествующем ему следствии. Мученичество же по своей сути есть твёрдое отстаивание правды и правосудности наперекор нападениям гонителей. Отсюда очевидно, что мученичество является актом добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

На страшные дни! Сколько раз проверяли нас на крепость! Сколько раз покорить пытались! Сколько раз надеялись рассеять! Не преуспели! 31 декабря, 2013 Сколько раз проверяли нас на крепость! Сколько раз покорить пытались! Сколько раз надеялись рассеять! Не преуспели! Да не устрашатся сердца ваши, да не дрогнет вера ваша, да не посрамится упование на Христа Бога! Не думаете ли что Христос победивший смерть вернул ей жало? Разве напугаешь христиан смертью? Нимало! Её нет! Разве устрашишь прошедшего крещальное умирание тенью смертной? Нисколько! Смерть Христову приявшие, воскресение его принимают! Враг вас пугает, разве вы испугались? Враг учит ненависти, вы ли ученики его? Враг внушает страх, примите ли внушение? Враг уверен во власти силы! Вам ли не сказано, что Бог в правде, а не в силе? Сколько раз проверяли нас на крепость! Сколько раз покорить пытались! Сколько раз надеялись рассеять! Не преуспели! Теперь ли отступить? Теперь ли паниковать? Теперь ли смутиться? Перед лицом беспомощного Младенца царь безумный осрамился, да избиением безвинных себя на веки проклял! Разве позабудем? Так и ныне, избиением невинных новый Ирод восстал. Восстал, чтобы вновь испытать позорище, чтобы вновь сгинуть обессиленным и проклятым. Разве не падет в геенну всякий восставший на Бога, заступника избиенных, униженных, убитых и покалечнных? Бог поругаем не бывает! «Мне отмщение, Аз воздам». Оставьте мщение Самому, не вырывайте меча у Сильного, не спорьте с Судией, предайте суду Его беззаконных! Бог нам даровал спасение! Бог даровал Пасху нетления, мира Спасение. Ныне грядущий в вертеп призывает к сидящим в страхе и сени смертной – «Ей, гряду скоро! Не бойтесь!» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/na-strashnye-dni/

Рама Рама (высота) – название след. мест и городов: а) ( Hab. XII, 25 , Mф. II, 18 , Uep. XXXI, 25 ) – город в колене Вениаминовом, лежавший близ границ колена Ефремова. Это та самая Рама, где пророчица Девора под пальмою на горе Ефремовой между Рамой и Вефилем судила Израиля ( Cyд. IV, 45 ) и которая лежала на пути из Иерусалима к горе Ефремовой и через которую должен был проходить левит, возвращавшийся из Вифлеема в дом свой ( Cyд. XIX, 1, 10–21 ). Об этом городе упоминают пророки Исаия ( Ис.Х, 29 ) и Осия ( Oc.V, 8 ). Здесь пр. Иеремия получил свободу из плена, тогда как прочие иудеи собраны были здесь Навузарданом, полководцем Навуходоносора, чтобы отвести их в Вавилон ( Uep. XL, 1 ); тогда Иудея опустела. Изображая это печальное событие, пророк в другом месте писал: Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет ( Uep. XXXI, 15 ). В Новом Завете в этом печальном событии ев. Матфей видел прообраз другого печального события – избиения младенцев вифлеемских Иродом, и потому в избиении сих младенцев он дает видеть исполнение пророчества, как прообраза ( Mф. II, 16–18 ). Ныне это эр-Рам – бедное селение с развалинами, на холмистой горе, между Гаваоном и Гевою, на 1/2 часа пути от Гевы и на 2 часа пути к с. от Иерусалима; б) ( Hab. XIX, 29 ) – Рама город на границах колена Асирова и, очевидно, не в дальнем расстоянии от Тира. Робинсон указывает его в селении Рамех к ю.-в. от Тира, близ которого находится много саркофагов глубокой древности; в) ( Hab. XIX, 36 ) – город колена Неффалимова, на склоне горы в прекрасной долине. Ныне небольшое селение, обитаемое христианами и друзами и окруженное масличными деревьями, с прекрасным источником; г) ( I Цap. I:1, XIX:2 ) – нагорный город колена Ефремова на границах колена Ефремова. В этом городе родился, имел свое местопребывание и погребен пр. Самуил. Иначе этот город называется Рамафа или Рамафаим, т. е. двоякое возвышение, или две высоты, также Рамафаим-Цофим, может быть в отличие от Рамы Вениаминовой. Название Рамафаим-Цофим город получил от имени основателя своего Цуфа, ефрафянина. Здесь, в Раме, пр. Самуил имел свою пророческую школу, и сюда приходил к нему Давид, спасаясь от Саула. В Раме Саул первоначально помазан был Самуилом. Впрочем, местоположение его определенно неизвестно;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Произведение Пуссена рассказывает историю о том, как Бог спас от гибели будущего великого пророка Моисея. Когда евреи находились в египетском плену, они терпели от фараона всевозможные притеснения. Не желая, чтобы избранный народ увеличивался в числе, фараон издал указ приказ об уничтожении всех родившихся еврейских младенцев. Моисей появился на свет в тот момент, когда указ фараона строго соблюдался. Мать три месяца таила свое дитя, но затем под страхом быть обнаруженной с ребенком, была вынуждена положить Моисея в корзину и спрятать в тростнике на берегу реки6 в месте, где часто купалась дочь фараона. Когда она по обыкновению спустилась к реке, то увидела в корзине беззащитного младенца и сжалилась над ним, взяв его себе во дворец: «И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей» ( Исх. 2:5-6 ). Дочь фараона, придя к реке со своими служанками, обнаружила Моисея и узнала в нем еврейского ребенка. Тогда сестра Моисея, тайно наблюдавшая за происходящим, вышла и предложила найти для малыша кормилицу из евреек. Дочь фараона согласилась. Так Моисей вновь обрел мать. Этот эпизод считается прообразом «Бегства в Египет» — спасения Святого Семейства от избиения младенцев, учиненного Иродом. Описание Художник перенес действие библейского сюжета в античный город: на заднем плане изображен римский акведук. Тихо и размеренно протекает река Нил – безмятежна зеркальная гладь воды, по которой бесшумно скользят лодки со знатными жителями Египта, также облаченными в античные одеяния. Несколько деревьев с пышными кронами оживляют пустынный пейзаж, создавая определенный ритм картине. Группа людей на переднем плане симметрично разделена на две части. Женские фигуры ассоциируются с прекрасными античными статуями. Дочь фараона облачена в дорогую золотистую накидку и выделяется на фоне остальных фигур величественной осанкой. Сопровождающие ее женщины удивлены нежданной находкой. Одна из них грациозно склонилась над корзиной с младенцем, голову которого поддерживает слуга. Здесь же в лавровом венке и блюдом с фруктами старик – персонификация реки Нил, дарующей богатый урожай в виде плодородного ила египтянам во время схода воды. Одежды героев исполнены в ярких и красочных тонах, но общий фон, спокойный, выражающий чувство безмятежности и спокойствия: зритель уверен, что младенец будет спасен и воспитан с надлежащей любовью и лаской. История

http://azbyka.ru/art/nahozhdenie-moiseya...

Разделы портала «Азбука веры» Избиение младенцев – эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея ( Мф.2:16–18 ), и повествующий об убийстве царём Иродом младенцев в Вифлееме и окрестностях, предполагавшим, что среди них окажется Мессия . Хотя евангелист Матфей не уточняет мотивов этого злодеяния, историки много пишут о том, что Ирод очень боялся потерять свою власть, видя соперников даже среди ближайших родственников. Из-за этого он казнил жену и нескольких сыновей. Кроме того считается, что царь страдал тяжелой формой атеросклероза, от чего был подвержен приступам ярости и безумия. У римского писателя Макробия (V в.) сохранилось такое свидетельство: « Так как он (император Август – ред.) услышал, что среди мальчиков двухлеток, которых приказал истребить в Сирии царь иудеев Ирод, оказался даже его сын, сказал: “Лучше быть свиньей Ирода, чем сыном” » (Saturn. IV,11). С древности вифлеемские младенцы почитаются мучениками , невинно пострадавшими не только за Христа, но вместо Него. Наиболее раннее свидетельство их почитания как святых мучеников содержится в сочинениях сщмч. Иринея Лионского († 202 г.) ( Против ересей. III,16,4 ) и сщмч. Киприана Карфагенского († 258 г.) ( Письма. 58,6 ). Их церковная память впервые появляется в Сакраментарии свт. Льва Великого (ок. 485 г.) и в Карфагенском календаре (ок. 505 г.). В греческом и русском церковном календаре их память отмечается 29 декабря по новоюлианскому и юлианскому стилю соответственно. Сколько младенцев было убито? Хотя евангелист не называет никаких цифр, в более поздней традиции мы их находим. Так блаженный Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев ( Толкование на книгу пророка Исайи. 7,15 ). В византийской традиции (откуда это представление пришло на Русь) называется 14 тысяч, в сирийских источниках – 64 тысячи, а в ряде западных мартирологов – 144 тысячи младенцев. Однако, есть мнение, что такие крупные цифры можно принять только в символическом значении (ср. Мф.2:18 и Быт.46:22 ), но не историческом. По подсчетам некоторых исследователей население Вифлеема было 3001000 человек. « Если все население было 1000, с коэффициентом рождаемости 30 детей в год, то младенцев мужского пола двух лет и ниже с трудом насчитывается более 20 » (Brown R. The Birth of the Messiah: A Commentary on the Infancy Narratives in the Gospels of Matthew and Luke. 1999. Р. 204). При этом преступление Ирода не уменьшается и не увеличивается от того, убил ли он двадцать или четырнадцать тысяч младенцев, и остается одинаково позорным и бесчеловечным.

http://azbyka.ru/izbienie-mladencev

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010