Каждый, чье детство проходило в церковной атмосфере, хорошо знает это по личному своему опыту. Итак, Церковь есть та благодатная среда, которая связывает нас со Христом. Но эта связь наша со Христом не единоличная. Вместе с нами входят в общение со Христом безчисленные сонмы членов небесной и земной Церкви. И таким образом составляется необъятный союз верующих, связанных взаимною любовью и взаимною молитвою. В церкви равно необходимы и молитва индивидуальная, единоличная, и молитва соборная, церковная. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне» ( Мф. 6:6 ). Неоднократным повторением слова «твой» ( «войди в комнату твою, помолись Отцу твоему») Иисус Христос особенно отмечает интимный, внутренний единоличный характер той молитвы, о которой Он говорит здесь. И не напрасно Отцы Церкви под комнатою разумеют в этом случае внутренность сердца, потому что там именно, в глубине сердца, должна происходить истинная, сокровенная, глубочайшая молитва христианина. Но наряду с единоличной, тайной молитвой совершенно необходима и молитва соборная, церковная, возносимая едиными устами и единым сердцем множества верующих. Такая молитва есть выражение церковного единения и церковной любви. «Истинно... говорю вам... если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:19, 20 ). Все вышеизложенное дает мне возможность подойти теперь к моему основному вопросу о Евхаристии, как средоточии христианской жизни. Если христианство не есть теория, а есть подлинная жизнь со Христом и в Церкви, то естественно, должен быть и центр этой жизни, то, около чего эта жизнь  сосредоточивается. Христианская жизнь сосредоточивается около Искупительной Голгофской жертвы Сына Божия, как величайшего проявления Божественной любви и правосудия. Около этой величайшей Тайны христианства связуются воедино и земля и небо, и люди и Ангелы. Здесь средоточие их духовной жизни, здесь источник человеческого спасения. Евхаристия же, или Таинство Тела и крови есть лишь продление на все века Голгофской Искупительной Жертвы. Об этом сказал Иисус Христос своим ученикам на Тайной Вечери: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое... во оставление грехов» ( 1Кор. 11:24 ; Мф. 26:28 ), «пийте от нея вси: сия... есть Кровь Моя, Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). В этих словах заключается ясное указание искупительного значения Таинства Евхаристии. То же самое ясно указывается и в каноне ко Св. причащению: «Христос есть, вкусите и видите... единого Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащаюшиеся» (1-ый тропарь 9-ой песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без меня не можете делать ничего»... ( Ин. 15:4–6 ). В том и заключается тайна Евангельского пути,  чтобы идти по нему со Христом. Тайна Евангельского пути в том, чтобы не на свою силу полагаться, а отвергнуться себя, придти ко Христу, полюбить Его, вручить себя Ему, идти вместе с Ним, как шел к Нему по водам Ап. Петр, и от Него получать силу к легкому и  радостному исполнению всех тех Его  слов, которые, без Его помощи, без Его близости, кажутся нам столь страшными и неосуществимыми, например, прощать обиды, молиться за своих врагов. В этом постоянном единении со Христом и заключается спасительный выход из того, по-видимому, безысходного положения, в какое ставит нас высота требований, предъявляемых к нам Евангелием. Вера в живого Христа, Сына Божия, любовь к Нему, близость к Нему, жизнь в Нем – это и есть путь к усвоению и осуществлению Евангелия. Не отвлеченной разсудочностью познается Евангелие, а живою, сердечною верой и любовью. Этим путем шли Апостолы, мученики, преподобные, этим путем идет и каждый христианин, этот путь предлежит и русской интеллигенции, и русскому юношеству, переходящим от исключительного интеллектуализма к полноте духовной жизни. Но как найти Христа и быть в единении с Ним современному, одинокому, слабому человеку, среди неописуемого шума современности, иногда поистине антихристианской?! Ведь Христос жил так давно... Да, это было бы, действительно, совершенно невозможно, если бы не существовало среды, или стихии, связующей нас со Христом, и совершенно упраздняющей преграду времени и пространства. Эта стихия или среда есть Церковь Христова, неотделимое от Христа Тело Его, в которой, как в Теле Своем, всегда неизменно пребывает Глава этого Тела, Господь Иисус Христос . Будучи членами Тела Христова, мы в теле Христовом неразрывно связуемся с Его Главою Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Как же смотрел на подобную клевету сам блаженный? Видя, что на него клевещут напрасно, он нисколько не скорбел духом, а наоборот – веселился и вспоминал апостольские слова:  «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми  (то есть нашими врагами)  он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, а прославляй Бога за  такую  участь.  » ( 1Петр. 4, 14–16 ).  «Ибо блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.»  ( Матф. 5, 10–11 ). Когда же подошел к нему келейник Иван и, сочувствуя старцу в беде, пожелал узнать о причине такого его равнодушия к скорбям, старец отвечал: – Эх, Иване, Иване... Лучше потерпеть несправедливость, нежели совершить ее самому. Слушай, что говорит о том слово Божие: « Горе богатым, насыщенным, хвалимым; но благо тем, которые терпят всякую напраслину, побои, ограбления, насильственные утруждения, ибо мзда их многа на небеси». – А если терпят напрасно, за ничто, батюшка? – Так что же из того? Нельзя противиться злому. Грешно предаваться грусти. Мы изгнанники на земле. А изгнанникам не дивны оскорбления и обиды... Мы у Бога под епитимиею, а епитимия заключается в лишениях и трудах. Мы больны душой и телом, а больным полезны горькие лекарства... И вот, чтобы угасить в сердце своем всякую неприязнь к обидчикам и дабы выполнить на деле Евангельский совет, выраженный словами:  Солнце да не зайдет в гневи вашем,–  блаженный старец тотчас после начальнических угроз, притеснений и вспышек, составлял Иову письменные ответы и, выставляя себя в них единственным виновником происходящего  «зла»  и тем самым как бы сознаваясь в своих  «бесчиниях» , давал ему обязательство изменить образ своей жизни, но еще более после того увеличивал подвиг юродства, объясняясь с ним при встрече, что «Бог так велит».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как явствует из приведенного текста, о. Софроний был всецело на стороне реалистов и идеалистов, пророков и поэтов, а не на стороне номиналистов, рационалистов, ученых и технократов. В то же время он не отрицает, что неподобающие действия были допущены обеими сторонами в споре. В книге о преподобном Силуане Афонском о. Софроний говорил о том, что имяславские споры привели к вполне удачным догматическим результатам   . Вряд ли под этими результатами он имел в виду сочинения С. В. Троицкого или Послание Святейшего Синода от 18 мая 1913 года. Скорее, он говорил о сочинениях»ученых имяславцев», в частности, о»Философии Имени»о. Сергия Булгакова, которого знал лично и глубоко почитал как богослова (влияние Булгакова прослеживается во многих аспектах богословия о. Софрония). Возможно, он имел в виду и»Апологию»иеросхимонаха Антония (Булатовича), которая имелась в его личной библиотеке. Во всяком случае, в своих размышлениях об имени Божием, содержащихся в трактовке»О молитве Иисусовой», о. Софроний обнаруживает значительную близость к обоим авторам. Имя Яхве и имя»Иисус» Изложение учения об имени Божием архимандрит Софроний начинает с рассмотрения ветхозаветных свидетельств о призывании Бога и описания синайского откровения Бога Моисею. В этом откровении о. Софроний видит прежде всего явление персонального Бога, а в именах Божиих — атрибуты Бога, названные Им Самим. Поскольку каждое ветхозаветное богоявление воспринималось как непосредственное действие Божие, то и всякое имя Бога, открытое в этом богоявлении, воспринималось как Его живое присутствие: Подобно тому, как в жизни каждого из нас Бог открывается постепенно, так и в истории человечества, как она представлена в Библии,«многократно и многообразно»   являлся Он отцам и пророкам с возрастающей силой и глубиной. Первое упоминание о еще неясном призывании Бога:«У Сифа… родился сын, и он нарек ему имя Енос; тогда начали призывать Имя Господа»   . Затем открывается Бог Аврааму, Исааку и Иакову со все расширяющимся горизонтом:«Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем»Бог Всемогущий», а с именем Моим Яхве    — не открылся им»   . Восполнил Бог откровение о Себе:«И сошел Господь в облаке, и остановился близ него (Моисея) и провозгласил Имя Яхве. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода»   . Итак, сначала Бог открылся Моисею как персональный и единственно воистину Сущий, с неведомыми еще атрибутами. Последующее откровение раскрывает свойства сего Аз есмъ как Бога милостивого и человеколюбивого. Но и это было неясным, и Моисей сознавал неполноту усвоенного им познания

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

На последний ваш вопрос, в котором вы спрашиваете меня о том, как возможно спастись вам, живущим в мире с женами и детьми, отвечаю: кто может обнять кратким словом все относящееся к делу спасения? Я могу только дать вам мой совет, чтобы вы с величайшим усердием читали Божественное Писание и учение святых отцов наших, которым дано разуметь тайны Царствия Небесного, т. е. истинный смысл Священного Писания; в их духопросвещенном учении в совершенстве находятся все наставления, необходимые для душевного спасения, побуждающие каждого желающего спастись принуждать себя на всякое доброе дело и убегать от всякого дела, противного Богу. Усердно и прилежно, с верой и любовью, со страхом Божиим и всяким вниманием читая их учения, вы будете иметь постоянное вразумление на всякое доброе дело, необходимое для спасения. Я же, при всем своем недостоинстве, принимая во внимание, что вы от меня ищите наставления, могу ответить вам следующее: премилосердный Бог совершает спасение душ православных христиан православной верой, добрыми делами и своею благодатью. Вера православная есть та, которую содержит Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь , и без этой веры никак невозможно спастись кому бы то ни было. Дела добрые суть евангельские заповеди, без которых, как и без веры православной, также невозможно никому спастись: вера православная без добрых дел мертва есть, и дела добрые без веры православной мертвы суть. Хотящему спастись необходимо соединять и то, и другое, и таким образом благодатью Христа Бога, сказавшего – «Без Меня не можете творить ничего», достигать спасения. Следует же знать, что Христос Спаситель одинаково узаконил добрые дела для всех православных христиан, как монахов, так и мирских людей, среди мира живущих с женами и детьми, и ищет и требует от всех самого усердного исполнения Своих заповедей, так что нарушающие их и о том не кающиеся не будут иметь извинения и не могут дать ответа в страшное и второе Его пришествие И все православные христиане мужского и женского пола, всякого возраста и чина, здоровые и в различных недугах на одрах лежащие, слабые и престарелые, все могут при содействии благодати Божией без всякого затруднения исполнять Христовы заповеди одним добрым своим произволением и душевным смирением и таким образом спасаться Евангельские заповеди, по крайней мере главнейшие из них и самые общие, настолько необходимы для спасения, что, если бы даже одна из них оказалась невыполненной, не может быть душе спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Надо как бы опустошить и покинуть себя, чтобы обрести Бога и Его святую волю. Святые отцы так формулируют полноту покорности Божией воле: «Ничего не просить, ничего не желать, ни от чего не отказываться». Они же говорят, что в решающий час смерти никто не будет ни достаточно чист, ни достаточно богат заслугами. Но ничто так, как полнота покорности Божией воле в течение всей жизни, не будет способствовать тому, чтобы спокойно встретить посылаемую смерть тела. Приложения к главе 5-й Отеческую, мудрую, промыслительную заботу Господа о каждой душе христианской характеризуют нижеприведенные слова Господа человеческой душе. Эти слова заимствованы из наставлений иеросхимонаха Серафима и записаны были в 1937 году. Эти слова вместе с тем должны укрепить христианские души в совершенной, полной покорности Божией воле – в необходимости всегда помнить о благом и премудром Промысле Божием над христианской душой. «Думал ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается одинаково и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы Моего ока. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и потому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что от Меня это было. Твоя немощь нуждается в Моей силе и безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя. Если ты находишься в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что нужно твоей душе и которые тебя угнетают, то помни – от Меня это было. Я – Бог, располагающий всеми обстоятельствами: ты не случайно оказался на своем месте, которое Я тебе назначил. Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? Так вот смотри: Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю. Находишься ли ты в нужде и тебе трудно сводить концы с концами? Помни всегда – от Меня это было. Ибо Я располагаю всем твоим материальным достатком и Я хочу, чтобы ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Наличие в квартире телевизора может нанести бедствие христианской семье, и прежде всего детям. Надо уберечь их от вредных для души фильмов и также соблазна постоянно развлекаться (не говоря уже о возможности вреда телевизора для здоровья и для глаз). Как и во всех сторонах жизни семьи, и в отношении развлечений родители прежде всего сами должны давать детям пример такой сосредоточенной жизни, жизни, посвященной самоотверженному служению ближним, жизни в страхе Божием, в Боге и с Богом. И если нельзя в полной мере устранить детей от соблазнов мира, если нельзя наглухо запереть для них двери, уводящие вдаль от чистой, тихой радости духовной жизни, то пусть боятся родители сами толкать детей на развлечения мира, вспоминая слова Господа: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» ( Мф.18:7 ). Основы жизни христианина Теснота пути Входите тесными вратами Мф.7:13 «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» ( Лк.13:24 ). Этими словами Господь предупреждает нас, что для достижения Царствия Небесного недостаточно одного желания, которое будут иметь многие, но необходимо обладать также навыком – уменьем идти в жизни тесным путем. В чем теснота этого пути? Из воистину спасающихся христиан, идущих тесным путем, можно выделить две характерные категории, которые можно противопоставить и между которыми будут находиться все остальные христиане. К одной из них принадлежат те христиане, которые сами, добровольно, выбирают тесный путь духовного подвига – усиленной молитвы и воздержания, произвольной нищеты, самоотверженного служения ближним. Старец Киево-Печерской Лавры, иеросхимонах Парфений однажды обратился к Киевскому митрополиту Филарету с вопросом, который его тревожил: как он спасется, если не испытал ни от кого гонений, хотя Спаситель сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Ин.15:20 ). То же подтверждали и Апостолы: все желающие жить благочестиво во Христе будут гонимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Напротив, раскольники других толков, как то: Дьяконовщина, Нетовщина, Спасовщина, Старцовщина, Федорина согласия, Перекрещиванцы и другие не только отвергают святость и нетленность тела иеромонаха Софонтия, но даже и смеются над теми из раскольников, как над сумасшедшими, которые приходят и поклоняются гробу его. 39 На все это любопытный может видеть пространное доказательство в полном Историческом известии о старообрядцах, и в книге под названием: Зеркало для Старообрядцев, не здраво-умствующих о Св. Церкви. 44 О таких льстецах изрек Господь чрез Пророка так: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасёте ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба ( Иез.13:18, 19 ). А в другом месте сказано: Даров ради и сребра ( Мих.3:11 ). Также пророк Аввакум говорит: Горе тебе, который подаёшь ближнему твоему питьё с примесью злобы твоей (2:15). И св. Апостол Павел говорит: они развращают целые домы… из постыдной корысти ( Тит.1:11 ). Но, горе таковым, о них же сказано: Тот слуга, который знал волю своего хозяина и не приготовился или не сделал того, что хотел хозяин, будет сильно бит, а тот, кто делает достойное наказания по незнанию, будет бит меньше. Кому было много дано, с того много и потребуют, и кому было много доверено, с того много и спросится. ( Лк.12 .:47, 48). 49 Означенную холстину раскольнические содержатели, т. е. наставники и уставщики, выдумали накладывать каждому из приходящих к показанному чиноприему на оба плеча в пользу доходов поповских и своих, ибо некоторые из приходящих к таковому исправлению, по усердию своему, приносят самого лучшего холста аршин десять, а другие и целую холстину, которую после отправляющий означенную церемонию лжепоп снимает с бедняка, и разделяет со служащими с ним таковыми же, как и он сам, причетниками. 50 Кто суть еретики второго чина, когда они были и какие именно содержали ереси, смотри о сем в книге, называемой Кормчая, в Соборных правилах. С сими еретиками раскольники сравнивают нашу Православную Российскую Церковь . 51 Раскольники во всех духовных процессиях, а особенно при бракосочетании и крещении, наистрожайше соблюдают хождение вокруг аналоя и купели посолонь, т. е. по течению солнца, и таковое обхождение почитают за самый важный догмат веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Недостаточно подвига Самого Господа, который на Кресте принес себя в жертву за весь род человеческий — мы должны идти Ему на встречу, потому что Он не насильно нас спасает. Мы должны тоже совершить подвиг молитвы, Иисусовой молитвы, сосредоточиться всеми силами души на любви к Господу. А все остальное — все эти пристрастия, которые на земле, отвлекают наше внимание, наши силы душевные, именно, крадут их у этой любви к Богу. Как в Писании: «Марфо! Марфо! Заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее». Потому что Мария все внимание отдала Богу. Вторая заповедь, равная первой: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Но Он дал еще более высокую заповедь: что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». То есть, нужно любить ближнего не как себя, а даже больше себя! И «кто Меня любит тот Мне да последует». Вот Апостолы последовали Ему — именно свои души положили, они все, кроме Иоанна, умерли мученической кончиной. А возлюбив людей, они пошли до края земли для их спасения, чтобы они унаследовали эту блаженную вечность. Господь сказал: «Я посылаю вас, как овец посреди волков». И они действительно обнаружили, что они со всех сторон окружены врагами. И свой народ побивал их камнями, считая их отступниками от Закона Моисеева, и язычники не хотели от своих идолов отказываться, они тоже подвергали их мучениям. Если бы они оставались на обычном уровне человеческом, – вот эта самозащита, самосохранение, – они бы никого не привлекли ко спасению. Потому что они имели бы такой же ожесточенный облик, отвечали бы той же злобой, тем же ожесточением. Они бы сами не вошли в Царство Небесное, потому что вот это ожесточение, злоба, ненависть, отталкивает спасительную благодать. Кроме того, они всех оттолкнули бы своим ожесточенным обликом. То есть, как собаки на сене, сами бы не вошли и другим воспрепятствовали. Но они имели уже любовь Христову: Господь их учил, а потом послал им Духа Святого — то есть, Бог был в их сердцах Своей благодатью. Поэтому они были уже способны проявить это незлобие, эту любовь, несмотря на такое отношение к себе. И сердца людей таяли от этой любви, и они были уловлены в эту спасительную сеть апостольскую.

http://pravmir.ru/ierosximonax-valentin-...

«Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». (Из послания апостола Павла к Римлянам 13:1-2) Однако давайте заглянем в древнегреческий текст и посмотрим, насколько верен Синодальный перевод этого места из «Послания к Римлянам». Фраза «ο γρ στιν ξουσα ε μ π Θεο», если ее переводить совсем дословно, должна звучать так: «Ибо не есть власть, если не от Бога». Но даже если не спорить о переводах, то: 1. Во-первых давайте посмотрим в Евангелие глава 23 от Матфея. Вся глава - это обличение власть имущих. Приведу только часть слов Иисуса из этой главы: " Горе вам, и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. " 2. Мы все знаем, что Иоанн Предтеча обличал Ирода. Как эти два факта вы сочетаете с привычным для нас вариантом перевода? 4.Читали ли святого Паисия Святогорца: " Если Евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако, если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ для того, чтобы его воспитать. " 5. Читали ли вы Святителя Григория Нисского : " Человек подобен Богу и благословлен свободой, потому что быть хозяином самого себя и не иметь другого хозяина является свойством божественного блаженства. Насильно же перемещать кого-то в другое место значит лишать его (или ее) чести. Если некоторые люди по своему выбору заставляют человеческую природу делать что-то неуместное, они лишают ее блага, которым она наделена, и оскорбляют ее честь, которая приравнивает человека к Богу. Потому что свобода равна Богу. " 6. Помните ли вы как обличал Иоанна Грозного Василий Блаженный? 7. Завершу словами Иеросхимонаха Ефрема, Св. гора Афон, Карули «Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, – есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель». Друзья, помним, что глава церкви - Христос и никто кроме Него.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/19/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010