И еще: «Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, – не достоин он быть руководителем ближнего! Он не слуга Божий! – Слуга диавола, его орудие, его сеть! Не будите раби человеком ( 1Кор. 7:23 ), – завещает Апостол». В книге «Приношение современному монашеству» в главе «О жительстве по совету» святитель Игнатий пишет: «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню!» «Никак не будь послушен на зло, если б и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайнею осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя!» «Преподобный Пимен Великий (IV–V вв.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным», по заповеди Спасителя: …оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ( Мф. 15:14 ). О жизни по совету Вот какие еще мысли встречаем у святителя Игнатия: «Преподобный Нил Сорский никогда не давал наставления или совета прямо из себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов. Когда же… он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, как находил наставление в Писании. Этот метод очевиден из сочинений священномученика Петра Дамаскина , преподобного Григория Синаита , святых Ксанфопулов и других отцов, особенно позднейших. Его держались… иеросхимонахи Оптиной пустыни Леонид и Макарий… Никогда не давали они советов из себя… Это давало советам их силу».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

От мира, найденного в гробу блаженной Юлиании в 1614 г. (при погребении сына ее Георгия), многие больные получали исцеление. Другие недужные исцелялись после молитвы над гробом Юлиании. В числе их дети помещика Червева, страдавшие от ран, из которых текла кровь, и не владевшие руками, после молитвы над гробом праведницы исцелились; точно так же слепой женщине возвратилось зрение; расслабленный и скорченный Андрей совсем выздоровел 48 . И доныне жители Мурома чтут память блаженной Юлиании и отправляют панихиды над могилою ее в селе Лазаревском, в 4 верстах от города. Во многих семействах сохранился благочестивый обычай прибегать с молитвою к праведнице пред выдачею девиц в замужество. 1 Источниками для описания жизни блаженного иеросхимонаха Иисуса служили: 1)житие его, составленное вскоре по кончине его учеником старца, монахом Макарием. Эта рукопись отыскана Соловецким архимандритом Досифеем I в 1768г. в монастырском архиве, тогда же вновь переписана и сохраняется доныне; 2)описание Соловецкого монастыря, составленное архимандритом Досифеем II, Москва 1836 г., ч. II, с. 313–3 82; 3) статья в журнале «Странник» за 1863 год, т. IV, с. 89–1 09, под заглавием: «Священноинок Иов»; 4) «Год на Севере», С. Максимова, ч.1, с. 119–1 22. 2 В грамоте архиепископа Афанасия Соловецкому архи­мандриту Фирсу, о которой будет упомянуто ниже, о. Иоанн назван попом Иваном Ивановым. 3 В рукописном житии сказано, что о. Иоанн был священником в Москве при церкви св. Николая, но при ко­торой именно – неизвестно. В Москве и было, и есть немало Никольских церквей. 5 Не в Распятской ли, устроенной в Теремном Двор­це при царе Алексее Михайловиче? И не потому ли о. Иоанн в грамоте царской Холмогорскому архиепископу назван «Распятским попом»? 6 Григорий Талицкий, вместе с пятью сообщниками, казнен в Москве отсечением головы; соумышленники его в числе одиннадцати человек биты кнутом и сосланы в Сибирь, а Тамбовский епископ Игнатий, лишенный сана, под именем растриги Ивашки отправлен в Соловецкий мона­стырь в пожизненное заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Славу Св. Горы в наше время составляют ряд выдающихся старцев, к-рые своей жизнью и трудами внесли неоценимый вклад в дело возрождения монашества (см. разд. «Старчество»). Св. Гора вступила в 3-е тысячелетие христианства на подъеме расцвета своих духовных сил, что является благословением Божиим для всего правосл. мира, духовной крепостью к-рого она всегда являлась. Лит.: Μωυσς Αγιορετης, μον. ρδβλθυοτεΑγιον Ορος Εκοσι χρνια μετ τν πρτη χιλιετηρδα (1963-1983)//Πρωττον. 1984. Τ. 5. Σ. 81-83; Ανδρας Αγιορετης, ρχιμ. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 19973. Σ. 253-314. Мон. Моисей Святогорец (пер. с греч. И. Дьяченко) Иеросхим. Игнатий Слепой С древности до наших дней Св. Гора является свящ. местом безмолвия, тайнозрения, подвижничества, питающим и умиряющим подвижников благочестия. Здесь непрестанно совершаются высокие аскетические подвиги. На А. можно встретить реальное воплощение христ. идеала обожения, ибо святогорские иноки желают стяжать в этой жизни не столько знание о Боге, сколько знание Самого Бога. Среди знаменитых подвижников немало простых, малообразованных в мирском понимании людей, чистотой своей жизни стяжавших благодатные дары Св. Духа и достигших высокого духовного просветления и святости. Иеросхим. Феодосий Карульский Иеросхим. Феодосий Карульский В кондаке службы афонским святым о подвижниках Св. Горы говорится: «Онебесившие Гору сию и показавшие в ней житие ангельское». За историю своего христ. существования Св. Афонская гора взрастила сонмы св. отцов, среди к-рых преподобные Петр и Афанасий Афонские, Савва и Симеон Сербские, Максим и Нифонт Кавсокаливиты, Нил Мироточивый, свт. Григорий Палама, прп. Максим Грек, сщмч. Косма Этолийский († 1779), прп. Никодим Святогорец, груз. аскет Иларион († 1864), старец Хаджи Георгий (1809-1886). Мн. святогорские иноки-аскеты старались вести себя так, чтобы внешне ничем себя не выражать, не открывать миру своего духовного величия. Искусство смирения и мудрой простоты стоит у святогорцев очень высоко, поэтому большинство афонских святых остаются при жизни неузнанными. Даже прп. схим. Силуан (Антонов) , один из величайших подвижников XIX-XX вв., при жизни оставался малоизвестным, и только после кончины († 1938) его святость была общепризнана. Там же, где и старец Силуан, в Русском мон-ре вмч. Пантелеимона, подвизался в XIX в. старец иеросхим. Иероним (Соломенцо в) , несший послушание братского духовника при игум.-старце схиархим. Макарии (Сушкине) , к-рый, по свидетельству современников, стал «духовным возобновителем Русика». Среди прославленных рус. подвижников прп. Аристоклий Афонский († 1918), исихаст Феодосий Карульский († 1937) и его ученик старец Никодим († 1984). Не только рус., но и серб., болг., греч. иноки почитали его за дар духовной рассудительности и пользовались его наставлениями.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Схим. Иосиф Исихаст Схим. Иосиф Исихаст Среди великих слав. подвижников - болг. старцы иеросхим. Анфим († 1867), дивный прозорливец и отшельник равноангельской жизни, и иеросхим. Игнатий Слепой Катунакийский († 1927), 60 лет проживший иноком на А. и взошедший на вершины святости, рус. старец иеросхим. Тихон (Голенков) (1884-1968), серб. аскет о. Георгий Пустынник († 1972) и схиархим. Стефан, ныне живущий в карульских скалах серб. старец, более 50 лет подвизающийся на А. и сподобившийся явления Пресв. Богородицы. На совр. Афоне с благоговением почитаются имена святогорцев, явивших своим житием подлинный образец святости. В ряду близких нам по времени афонских отцов-аскетов - старец Варнава († 1905), духовники Харитон († 1906) и Савва († 1908), Даниил Катунакийский († 1929), Каллиник Исихаст († 1930), Иоаким из Нов. Скита († 1934), Кодратий, игум. мон-ря Каракал († 1940), Иоаким из скита св. Анны († 1950), Афанасий Григориатский († 1953), Герасим (Менайос) († 1957), Иероним Симонопетрит († 1957), Иосиф Исихаст Пещерник († 1959), старец Филарет Карульский († 1962), Филарет Кастамонитский († 1963), игум. Гавриил Дионисиатский († 1983), прозорливец Порфирий (Байрактайрис) († 1991), гимнограф старец Герасим Микраянанит († 1991), богопросвещенный рус. старец Софроний (Сахаров) († 1993), Паисий (Эзнепидис) († 1994), Ефрем Катунакийский († 1998) и мн. др. подвижники, почившие и живущие. Схим. Никодим Карульский Схим. Никодим Карульский С древнейших времен А. известен как место непрестанной молитвы за мир. «Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда и мир погибнет»,- говорил старец Силуан Афонский. Бесчисленны сонмы св. подвижников, прославивших Св. Гору своей ангелоподобной жизнью. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал о всех афонских иноках, носителях высокого аскетического идеала правосл. подвижничества: «Велик подвиг их веры, ибо обрели они нетленные сокровища Духа, даруемые свыше от Отца Небесного, чем и прославили Святой Афон - остров сугубой молитвы и благочестия». Память Всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших,- в неделю 2-ю по Пятидесятнице.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Откуда начну плакати окаянното моего жития (Редкие покаянные молитвословия). М. 1999. Кондак 10. Этот акафист, составленный в Харбине русскими эмигрантами первой волны, раздавал для чтения своим духовным чадам старец Севастиан Каротандийский, ныне прославленный в лике святых. 4 В один из древних монастырей в окрестностях Иерусалима, согласно его уставу, никогда не допускались женщины, но в начале нынешнего века произошло следующее. Одна женщина, больная тяжелым недугом, переодевшись в мужскую одежду, проникла в обитель и получила исцеление от чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в ней. После этого случая Божия Матерь явилась насельникам и повелела впредь разрешить доступ женщинам к Ее чудотворной иконе, чтобы они не лишились духовной пользы. 5 В Греции известно древнее пророчество, найденное на гробнице св. равноап. Царя Константина Великого в Константинополе, о том, что греческие Цари некогда победят «царство Измаила», то есть турок, и что впоследствии «Русский народ, соединяясь со всеми языками, желающими мстить Измаилу, его победит вторично, Седмихолмие (Константинополь) возьмут со всеми его принадлежностями. «Душеполезный Собеседник». Изд. Русского Пантелеймонова монастыря, 1915. С. 300. 8 Так говорил иеросх. Стефан (Игнатенко, 1887–1973), известный подвижник ХХ века, не советуя брать на себя подвиг пустынножития в горах. Его свидетельство особенно ценно тем, что сам о. Стефан, будучи постриженником монастыря со строгим афонским уставом на горе Бештау, после этого несколько лет подвизался в пустыне в Кавказских горах. Вообще, жизнеописание иеросх. Стефана глубоко назидательно и являет пример истинного, строго основанного на Святоотеческих писаниях подвижничества в условиях ХХ века. См. о нем Жизнеописание старца иеросх. Стефана (Игнатенко). М., 1996. 9 Так писал свт. Игнатий по поводу своего увольнения от управления епархией и предоставления ему в управление Костромского Николо-Бабаевского монастыря. Творения свт. Игнатия еп. Ставропольского. М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Итак не отчаивайся в милости Божией; читай духовные книги, – более деятельные, как мы и прежде писали; подражай их учению, а в немощах смиряйся. Премилосердый же Господь да просветит тебя, да вразумит и наставит на правый путь и укрепит на оном незаблудно идти. К матери игуменье старайся иметь любовь и почтение; молись за нее. Ежели ж какой помысл неверия или хулы приникнет к твоему сердцу, отскочи от него, яко от блуда, по слову Иоанна Лествичника , то и ей возвестит Господь иметь к тебе материнскую любовь, и в случае нужды, по вере твоей, подаст ей слово к твоему духовному окормлению. Многогр. Иеросх. Леонид и мног. И. М. 4 апреля 1839 г.  Письмо 105 Намерение ваше благое; да благословит Господь и благопоспешит исполнить оное. Вы делаете из любви к ближнему, отказывая себе во многом, и о сем Спаситель наш изрек: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» ( Ин.15:13 ). Вы не хотите, чтобы о сем знали другие, по многим причинам, дабы не скорбели на вас, не препятствовали, а другие чтобы не хвалили: все сии предосторожности хороши. Но остерегайтесь душевного лестца, дабы он не предстал к вам с умственным велехвалением вас и ублажением за доброе сие расположение. Представляйте себе, что без помощи Божией мы ничего сделать не можем, то нечем и гордиться. Когда же возомним о себе нечто и припишем себе благие дела: тогда и помощь Божия отнимется, и мы познаем свою скудость в добре и немощь в исполнении оного. Многогр. Иеросх. Л. и мног. И. М. 15 апреля 1839 г.  Письмо 106 Вы пишете о новых своих послушаниях. Это доброе дело для общей пользы, паче же во славу Божию; проходить оные да поможет вам Господь. Немирств же, от прекословии и споров происходящих, старайтесь всемерно избегать, а более себя укорять; на сие и Бог призрит и дарует спокойствие. Малые дела ваши, и при всех немощах, когда в оных приносите покаяние и себя зазираете, приняты Богом будут лучше, нежели великие труды и подвиги, совершаемые с высокоумием и мнением о себе. Скука и уныние, бываемые с вами, ничто иное, как брань монашеская, ко искусу вам посылаемая. Святые и великие мужи были сими бранями искушаемы, но еще не в такой мере, а непомерно сильнее, и сим показывалась их к Богу любовь; то и вы в посещении вас оными не пренемогайте, но мужественно стойте, терпя, – и облак уныния разженется, и возсияет свет, тишина и спокойствие. А чтобы быть неизменно в спокойствии всегда, это невозможно, и совсем противный путь, который называет св. Макарий – «частию волков». Прочтите во 2-й части Добротолюбия у Каллиста и Игнатия главы 43 и 85, и в 4-й части у св. Кассиана о печали и унынии, и примите от сих учений себе врачевство и поощрение, дабы не малодушествовать во брани, но мужаться и терпеть. И. Л. и И. М. 27 мая 1839 г.  Письмо 107

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

23 Во время служения божественной литургии он нередко с видимым усилием удерживал слезы, как говорили очевидцы: иеромонах Никон Огиевский и Евфимий Трунов. 29 В числе прочих ныне духовник Саровской Пустыни иеромонах Амвросий, иером. той же Пуст. К. и иеромонах В. 30 Об О. Архим. Мельхиседеке и Иером. Геннадии см. Ист. Описание Козельской Введ. Опт. Пус. изд. 2-е стр. 370–385. 31 Упомянутые Старцы: Игум. Варлаам, Иеросх. Иоанн и Иером. Иов и Иером. Иннокентий жили в Скиту. См. о них подробнее в Истор. Опис. Скита Опт. Пус., изд. 2-е, стр. 212–248. 32 В настоящее время (1881 г.) есть в Оптиной Пуст., также трое слепых. Один из них О. Иоаким обладает необыкновенною памятью. Знает наизусть весь Псалтирь и учит тому же других. 33 Желающий ближе познакомиться с этим путем иноческой жизни, найдет много сведений о нем в книгах Св. Отцев: Василия Вел.. См. О подвижничестве Иоанна Лествич. сл. 4-ое и слово к Пастырю, Св. Аввы Дорофея Сл. 5-ое, в Добротолюбии у Св. Кассиана Римлянина , Слово о рассуждении. Феодора Едесского гл. 40–46. Каллиста и Игнатия Сл. 14 и 15-го (ч. 2-я) Симеона Нов. Бог. гл. 15–19; 38–44 проч. См. Также Сборник писем иеросх. Макария, особенно 4-ю часть к монахиням. 35 «Отчего в настоящее время мало хороших Старцев?» – спросили однажды Афонского духовника. – «Оттого, что мало хороших послушников», – отвечал он. 36 Лишь весьма немногие из братий сначала, исповедивавшиеся у О. Архим. Моисея, когда он был общим духовником Обители, исповедывались у него и до смерти. 37 Главная обязанность будильщика в Оптиной Пустыни состоит в том, чтобы, вставая раньше других, до начала утрени обойти братски кельи и, останавливаясь у двери каждой, произнести: «Молитвами Святых Отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас»! Когда из келий послышится «Аминь», тогда будильщик говорит: «Пению время и молитве час» и идет к следующей кельи, созывая таким образом всех к утрени. 44 Когда, по кончине Отца архимандрита Моисея , открыли ящик, в котором у него обыкновенно хранились деньги, то ящик оказался совершенно пустым; только в уголке его притаился один гривенник, заскочивший ребром в щель между стенкою и дном ящика и потому почти скрывшийся от взоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Но ты видишь свои скорби неудобоносимые и задыхаешься отних; что ж нам делать и чем помочь? – ищи от Бога ослабы оным; ежели будешь достойна, то и успокоишься, а в противном случае, «ново небо и нову землю аще устроиши, не обрящеши покоя», паче же, когда не будешь иметь самоукорения и смирения. Мы тебе даем свободную волю относиться к матушке игуменье, да это и долг ее есть – о всех вас окормлении пещись; что относятся к другим, – то только в помощь ей, для облегчения тяготы ее, и то с ее благословения; равно и тому не противоречим, ежели ты не можешь здесь понести, – пожелаешь перейти в другой монастырь; но желаем и там найти тебе спокойствие и спасение. Иеросх. Л. и И. М. 18 января 1841 года. Письмо 460 Достопочтеннейшая о Господе Ф. Х-на! Конечно бы удобнее вам относиться к одной матери, ибо она видела бы обеих вас устроение, так бы и судила о случающихся с вами приражениях; а то вы часто бываете обе правы в своих мыслях и словах, – а крамола воздвигается: как же тут судить разным лицам? Ты объявишь свою правость, а не вину; та также: кто ж тут вас рассудит? А ведь по келлиям чего не случится! Смотрите сами и рассуждайте, как лучше; через сию разность можете и на В. навлечь неудовольствие; оно все бы было равно, если бы мы шли путем терпения, самоукорения и смирения; а то из одного слова может составиться неудовольствие; посоветуйся о сем с матушкой игуменией, с В. и с сестрою; и как будет лучше, так и поступай. Иеросх. Л. и И. М. 1 февраля 1841 года. Письмо 461 Сожалеем о тебе, что перенесла испытания скорбные от своих, которые, однако ж, как видим, впоследсгвии, из письма твоего, утолились. Необходимо было быть сему, после долгого вашего свидания и неправильного их мнения касательно твоего перехода. Они, как люди светские, не знают духовной борьбы, победы и побеждения и думают, что вез- де всякий может жить; а какие кто имеет немощи и недоумения, о том и понятия не имеют; и о том не помышляют, что промысл Божий руководит нас, предавшихся Его воле и ищущих своего спасения, следовательно и места определяет и проводит в оные, для духовного обучения; впрочем ты свободнее, – испытавши наказание, оставлена на твоей воле; и маменька твоя мирна к С.; согласна и ствоим расположением духа к оному; но Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Еще изъясняешь ты свое малодушие, при поручении тебе нами сестер случающееся; может быть, не от внутреннею ли тщеславия и боязни, вкупе сопряженных, сие происходит: ты должна это презирать. Мы делаем сие, не считая тебя умною или святою, но знаем, что страстная и ими довольно заушенная и валявшаяся в тине страстей; то дабы вступающие вновь и к нашей худости прибегающие не пали совершенно во рвы сии; или не вознеслись бы на горы высокоумия, то и поручаем тебе остерегать их, чтобы и они не попали в те же рвы. О сем пишет св. Иоанн Лествичник , а еще он же в 26 ст. пишет: «Да благодушествуют смиренные, хотя они и грешат», и далее: «Ежели они от прежде бывших худых привычек бывают мучимы, но хотя простым словом могут учить, то пусть учат, ибо, может быть, слов своих устыдившись, начнут делать добродетель; и за то, что они показывали путь ко спасению, и сами от Бога получат милости и спасение». Прочти сама повнятнее эту статью. Не смущайся, Бога ради, за сие, но со смирением и на Бога надеждою теки путь твой, и Бог тебя спасет. Иеросх. Л. и И. М. 17 июля 1837 года. Письмо 236 Получив писание от сестры П., от 7 ноября, о совершившемся принятии тобою, мати Р., торжественном, утешительном иноческого образа, сердечно радуемся и желаем тебе помощи от Бога к сохранению оного и данных тобою обетов; усердно поздравляем обеих вас с сим духовный утешением. Ты, сестра П., жалуешься на свое строение и изнуряющую тебя тоску. Мы стоим на брани, надобно иметь подвиг, представить произволение и просить Божией помощи, сознавая себя виновною в худом устроении своем, низводя себя в глубину смирения, и Бог поможет тебе. Не зазирай никого в их немощах, принимай оскорбления, яко заслуженные и посланные тебе от Бога, для уврачевания твоих язв; а когда будем делать противное, то и пожнем горькие плоды своего посева. Терпи тоску не пренемогая, но виною себя полагая, и ожидай избытия; остерегайся, оное (уныние) ее воспользует, а в твоей болезни более повредит. Иеросх. Л. и И. М. 13 ноября 1837 года. Письмо 237

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Он известен своими сочинениями по части раскола. 19 О. Афанасий находился впоследствии в Свенском Брянском монастыре, где и преставился с миром 1844 года, Девабря 31 дня. О. Досифей в 1827 году поместился, как выше упомянуто, на жительство в Оптинском скиту, где и скончался вскоре. Некоторые же пустынники остались в Рославльских лесах до самой своей кончины. 21 Об этих иконах см. подробнее в Историческом Описании Скита Оптиной Пустыни. Изд. 1862 г., стр. 19–22. 23 Во время служения божественной литургии он нередко с видимым усилием удерживал слезы, как говорили очевидцы: иером. Никон Огиевский и Евфимий Трунов. 29 В числе прочих нине духовник Саровской Пустыни иеромонах Амвросий, иером. Той же Пуст. К. и иеромонах В. 30 Об О. Архим. Мелхисидеке и Иером. Геннадие см. Ист. Описание Козельской Введ. Опт. Пуст. Изд. 2-е стр. 370–385. 31 Упомянутые Старцы: Игум. Варлаам, Иеросх. Иоанн и Иером. Иов и Иером. Иннокентий жили в Скиту. См. о них подробнее в Истор. Опис. Скита Опт. Пус., изд. 2-е, стр. 212–248. 32 В настоящее время (1881 г.) есть в Оптиной Пуст. Также трое слепых. Один из них О. Иоаким обладает необыкновенною памятью. Знает на изусть весь Псалтырь и учит тому же других. 33 Желающий ближе познакомится с этим путем иноческой жизни найдет много сведений о нем в книгах Св. Отцов: Василия Вел. См. О подвижничестве Иоанна Лествич. Сл. 4-е и слово к Пастырю, Св. Аввы Дорофея Сл. 5-ое; в Добротолюбии у Св. Кассиана Римлянина Слово о рассуждении. Феодора Едесского гл. 40–46. Каллиста и Игнатия Сл. 14 и 15-го (ч. 2-я) Симеона Нов. Бог. Гл. 15–19; 38–44 проч. См. Также Сборник писем иеросх. Макария особенно 4-ю часть к монахиням. 35 Отчего в настоящее время мало хороших Старцев? Спросили однажды Афонского духовника. Оттого, что мало хороших послушников, отвечал он. Старцами делаются из послушников. 36 Лишь весьма немногие из братий сначала исповедывавшиеся у О. Архим. Моисея, когда он был общим духовником Обители, исповедовались у него и до смерти. 37 Главная обязанность будильщика в Оптиной Пустыни состоит в том, чтобы, вставая раньше других, до начала утрени обойти братские келлии и, останавливаясь у двери каждой, произнести: «Молитвами Святых отец наших Господи Иисусе Хрысте Боже наш помилуй нас»! Когда из келлии послышится «Аминь», тогда будильщик говорит: «пению время и молитве час» и идет к следующей келлии, созывая таким образом всех к утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010