Если, как мы видели, в отношении своего имущества человек, с хри­стианской точки зрения, есть лишь «приставник» и «управитель» в «чу­жом достоянии», обязанный управлять этим достоянием согласно с волей Божией; если верность этой воле Божией состоит в том, чтобы не был обижен никто из детей одного небесного Отца, то само собой несомнен­но, что всякое богатство, как скопление в одних руках излишков, есть и неверность Богу, и обида ближнего, а потому всякое богатство по са­мой своей природе является «неправедным». Эта важная в христианском мировоззрении черта, характеризующая богатство, подробно выясняется святыми отцами, и поэтому теперь мы не будем долго останавливаться на детальном выяснении этой черты, но перейдем к дальнейшему раскрытию того отношения к богатству, какое составляет долг христианина.    Если, как мы отметили, в отношении наших ближних богатство ха­рактеризуется в Евангелии как «неправедное», то в отношении конечной цели христианской жизни, в отношении Божиего Царства, богатст­во признается тяжелым бременем, затрудняющим для богатого путь в Царство Божие; Иисус сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное: и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царст­во Божие. И в Евангелии мы находим прямой ответ, почему это так, то есть почему богатство всегда оказывается неудобоносимым бременем на пути в Царство Небесное: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — говорит Христос Спаситель. «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одно­му станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству). Посему говорю вам: не заботьтесь для души ва­шей, что вам есть и что пить; ни для тела вашего, во что одеться... Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам». И на эту же, по существу, сторону дела обращает внимание св. апостол, когда утверждает, что желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти91. И поэтому апостол с силой говорит, что сребролюбие есть корень всех зол и приводит к по­тере веры в истинного Бога, вследствие чего св. апостол не усомнился любостяжание назвать идолослужением93, разумея здесь, несомненно, того же самого бога — маммону, служение которому несовместимо со служением истинному Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

   Почему моя рука всё время с вожделением тянется к тому или другому — по существу, к тому яблоку (под каким бы видом оно ни выступало — от куска хлеба до оков мирского богатства), которое висело перед Евой, которое было само по себе «хорошо весьма», как и всё, что сотворил Господь?! Именно с вожделением — в этом-то и дело: в том, как правильно и с пользой для спасения души использовать то, что дарует Господь для нашего благоденствия на земле!    Ведь и яблоко Евино было хорошо во всём — только оно не предназначалось для еды...     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Любовещное и любоименное житие, невоздержанием Спасе предпочет, ныне тяжким бременем обложен есмь.    Вот оно, бремя греха, вот они, плоды невоздержания... Не тебе ли сказано, душа моя: «собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:20—21)? Почему же ты — ты, о ком Тертуллиан сказал: «душа по природе христианка», — почему ты так любишь заботиться о приобретении имений здесь, почему ты предпочитаешь вещи земные, почему считаешь, что они — больше вещей небесных?    Евангелие учит нас: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк.10:24—25).    Святые отцы говорят нам: и просто любить вещи — тяжкий грех. Но куда грешнее — любить их более Творца, ведь Тот, Кто сотворил их, достоин куда большего почитания, к Нему надлежит стремиться, ибо в Нем — источник жизни, источник существования всех вещей, и к Нему все мы вернемся по окончании нашей земной жизни, по всеобщем воскресении. Вернемся, если дела наши не обличат нас (См.: Лк.11:48)...    Одолеть бремя невоздержания — вот истинное начало поста. «Царствие Божие не пища и питие» (Рим.14:17), но с пищи и пития начинается: невозможно начать подвизаться с самого трудного, нужно испробовать наилегчайшее, чтобы потом, возрастая по ступеням праведности, взрастить в себе силу духовную и с ее помощью добраться до вершины лестницы, возводящей в рай.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди”. Юноша говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей: чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно”. Вот здесь мы видим диалог между Христом и этим богатым юношей, между Христом и Его учениками. В понимании иудеев богатый — это благочестивый человек. И, когда они узнали из диалога Христа с богатым юношей, что для этого юноши совершенство недоступно, то они озадачили себя вопросом: “так кто же может спастись, если не богатый?” И тогда они спрашивают Христа: “кто же может спастись, если богатый не может спастись?” Христос говорит: “человекам это невозможно”. Таким образом Христос научает нас, что там, где мы можем исполнять Закон Божий, мы должны его исполнять. Но спасение всецело проистекает только от Бога. Иными словами, своим стремлением исполнить Закон, мы проявляем любовь к Богу и покоряемся Его Божественной воле, но только во власти Создателя обеспечить нам спасение или отвергнуть нас от спасения. Православным христианином можно считать только такого человека, который осознает своё несовершенство и не похваляется так, как похвалялся этот юноша словами: “я всё от юности исполнил”. Был другой юноша, по имени Савл, которому тоже казалось, что всё исполнил в Законе Бога. Но, когда Савл стал христианином с именем Павел, позже он записал сам о себе: “я, по закону непорочный, ища оправдание во Христе, оказался грешником”. Почему Павел так записал? Он мог не убивать, но он, как мы знаем из книги Деяния Апостолов, одобрял побиение камнями архидиакона Стефана. Он мог не прелюбодействовать, но он мог смотреть с вожделением. Он мог не воровать, но он мог завидовать. И, хотя с точки зрения иудейской нравственности и морали он не убийца, он не прелюбодей, он не вор, но во свете Евангельского учения, всякий, кто гневается на брата своего напрасно, уже человекоубийца, всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своём. Таким образом, во свете Евангельского Откровения, вся вселенная становится виновной перед Богом. И вот это осознание своей вины, которую мы не можем никак компенсировать, подталкивает человека в объятие прощающей благодати в струях крови Сына Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

     Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В Евангелии мы слышали о том, как к Христу подошел один благочестивый молодой человек, юноша, и стал его спрашивать: Учитель благий! Что мне сотворить, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16) И Господь стал перечислять ему заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего своего, как самого себя. А юноша отвечал Христу: «Я это все соблюдаю с детства, с юных лет, всегда! Что еще мне сделать нужно?» И тогда Господь ему говорит: Если хочешь быть совершенным, то иди и раздай все свое имение нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и следуй за Мной (Мф. 19, 21). И этот юноша, услышав такие слова Христа, опечалился и не последовал за Ним. А опечалился он потому, что имел большое имение: был богатым человеком. И, видя это, Христос сказал Своим ученикам: «Видите? Легче верблюду пройти через игольные уши, чем войти богатому в Царствие Небесное» (см. Мф. 19, 24). Ученики и свидетели этого события ужасались и говорили: «Кто же вообще может спастись?», и Господь сказал: «Невозможно человекам это, но возможно Богу» (см. Мф. 19, 25-26). Богатство очень часто лежит преградой на пути к Царствию Небесному. Даже если человек живет благочестиво, не нарушает никаких заповедей Божиих, как этот юноша, но богатство затмевает всё его сердце, занимает всю его жизнь, это и есть препятствие для спасения такого человека. Сейчас богатство, материальное благо стало очень важной частью человеческого бытия, вообще весь мир как будто бы устремлен только на это «высшее благо» — стать богатым человеком и приобрести как можно больше материальных благ. Но увеличение богатых людей не равнозначно увеличению людей счастливых, и тем более — людей спасающихся, идущих за Христом. Как часто несчастны богатые люди! Как несчастны их дети, как несчастны их близкие, как несчастны люди, которые вместе с ними живут, работают, и как часто многих людей, миллионы людей эти люди ради богатства делают несчастными уже в этой жизни. Мы слышим строгие и в то же время наполненные любовью слова Спасителя о том, что такому человеку и в Царствие Небесное очень тяжело войти.

http://pravoslavie.ru/106009.html

     Сегодня мы слышали евангельскую историю, которая не теряет своей актуальности вот уже две тысячи лет. Когда Христос проповедовал, к нему подошел человек и спросил: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18: 18) И Христос говорит ему, чтобы он соблюдал заповеди Божии: не прелюбодействовал, не обманывал, не лжесвидетельствовал, почитал отца и мать. И этот человек, которого некоторые евангелисты называют «юношей» (а евангелист Лука уточняет – «из начальствующих»), отвечает Христу: «Все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18: 21). Это был человек благочестивый, боящийся Бога: он соблюдал Закон Божий, заповеди, которые иудеи получили от Моисея, от Своего Творца, Бога. Был он человек праведный, праведнее многих из нас. И тогда Господь говорит ему: «Продай все, раздай нищим все, что имеешь, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». Евангелист Марк добавляет: «возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 10: 21). А этот человек, этот юноша, был очень богат, владел большим имением, которое было ему очень дорого. И он, услышав призыв Христа, огорчился и отошел, не принял то, что ему сказал Господь. Даже имени его не сохранилось, этого юноши «из начальствующих». Эта история близка и понятна. Сейчас очень много таких юношей из начальствующих, потому что все начальствующие хотят сделать своих сыновей богатыми, властными, как они сами. Много таких юношей, в том числе среди православных, верующих людей. И они, возможно, соблюдают заповеди Господни, не совершают страшных и смертных грехов. Но этого мало, говорит Господь. Еще более страшные и суровые слова он говорит Своим апостолам и ученикам: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 10: 25). Так что ученики даже ужасаются и спрашивают, кто же вообще может спастись? Богатство, то, чем мы обладаем, действительно является часто камнем преткновения. Григорий Нисский, святой, память которого мы праздновали на прошлой неделе, говорит: «Окаменевшее сердце, сребролюбие и богатство а именно из-за этого богатства каменеет сердце закрывает нам путь в Царствие Небесное». Нам жалко самих себя, жалко нашу жизнь, жалко наших друзей, наше положение в обществе. И мы огорчаемся, когда Господь говорит: «Продай все, раздай все и следуй за Мной».

http://pravoslavie.ru/118989.html

  – А терпит-то как раз общество. Это проблема не Бога, а общества. И если сами люди такого злодея терпят, то в этом обществе он так и будет процветать. Сама позиция перекладывания ответственности ущербна, в ней человеку отводится роль комментатора, не желающего ничего делать для изменения жизни. Да и слово «обидно» из тех категорий, когда отношения с миром строятся на сравнениях: «Этот вон как хорошо живет, а мы плохо». Но дело в том, что о каждом человеке есть Промысел Божий, некая задача, которую этот человек должен осуществить в этом мире. И если человек располагает свою волю к тому, чтобы этот Промысел Божий о себе осуществить, то Господь дает ему благо. Но что это за благо? Есть стандарты общества, определяющие, что хорошо, а что плохо, они не абсолютны, они всегда временные и могут очень резко меняться. Можно привести множество примеров из нашей недавней истории, например то, как резко изменилось в обществе отношение к деньгам или к предпринимательству. А Бог – Он вне времени, и то благо, которое Он дарует, – это благо абсолютное. Кстати, вопросы о Божественной справедливости чаще всего возникают в периоды социального хаоса, когда привычные ориентиры и ценности меняются, и люди, привыкшие жить в определенных рамках, начинают метаться. Они понимают, что не находят опоры в новых условиях и начинают привносить свое видение в то, как Божественная справедливость должна действовать. А для того чтобы это понять, надо просто прочитать Евангелие. – Сегодняшнее расслоение на богатых и бедных рождает много вопросов. К храму идут пешком и подъезжают на джипах. А как же слова Христа: «Раздай все, что имеешь, нищим»? – Давайте внимательно читать Евангелие. На самом деле там нигде не сказано, что само по себе богатство плохо. Смотрите, к Иисусу подходит богатый юноша, соблюдающий все заповеди, и спрашивает, что ему еще «делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18. 18). «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18. 22). А юноша, услышав это, опечалился, потому что был очень богат. «Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18. 24–25). Но здесь речь не собственно о богатстве, а о том, что нами владеет. Ведь Христос сказал юноше «раздай все», потому что тот был привязан к богатству, не он, а оно управляло им. На этом эпизоде нельзя строить концепцию социальной справедливости, когда говорят, что христианство – это первый коммунизм, и Евангелие только для бедных.

http://pravmir.ru/kak-pobedit-zlo-dobrom...

– Какие? – «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» . – Все это сохранил я от юности моей, – горячо ответил юноша. – Чего еще недостает мне? Христос пристально посмотрел ему в глаза. Коле показалось, что вся душа его осветилась от этого взгляда. Лицо Христа стало строгим, и Он сказал: – «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ». Тень печали прошла по лицу юноши. У него было столько планов! Он хотел по окончании ученья поехать за границу, объездить весь свет, все увидать, всему научиться; а вернувшись, посвятить себя общественной деятельности. Коля безмолвно стоял, поникнув головой. Христос сделал движение продолжать свой путь дальше. – Послушай, – остановил Его Коля, – неужели иначе нельзя? Неужели это необходимо? – «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» , – отвечал Христос. – Почему же о. Иоанн учит в церкви, что это от Бога, что так и должно быть, чтобы одни были богатые, а другие бедные? Одним для спасенья души нужна нищета, другим, напротив, богатство, чтобы они могли творить дела милосердия. – Разве ты не знаешь, что, когда ближний просит рубашку, нужно отдать ему и верхнюю одежду? – Знаю. – Разве ты не знаешь, что нужно любить ближнего, как самого себя? – Знаю, Учитель! – Но, если ты будешь любить ближнего, как самого себя, можешь ли ты быть богат, когда есть нищие? И много ли останется от богатства твоего, если ты всякому будешь отдавать не только рубашку, но и верхнюю одежду?… Коля не знал, что ответить, но и отказаться от всех своих грез, от всего, о чем он мечтал с таким жаром, о чем долгие вечера разговаривали они с другом Мишей, не хватало духа. И, опустив голову, он пошел прочь от Иисуса. X Молва о необычайном проповеднике в белых одеждах разнеслась далеко за пределы столицы. Народ вереницей сопровождал Иисуса, и там, где останавливался Он и начинал учить, быстро собиралась громадная толпа народа. Покуда наряд полиции успевал явиться к месту сборища, Иисус уже учил в другом месте, и другая толпа с напряженным вниманием слушала такие новые для нее слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

§ 1. Разум невозделанный и долгим временем не очищенный, есть разум неразумный – неправый и неистинный разум. В разуме бывает различие, как и во всех внешних вещах. Бывает разум совершенный – духовный, бывает разум посредственный – душевный, бывает и разум весьма грубый – плотский. § 2. Кто не позаботится самолично пройти тесным путем Евангельским, и будет иметь небрежение об очищении ума, – тот слеп душою, хотя бы и всю внешнюю мудрость изучил, он держится только буквы убивающей, а оживляющего духа не принимает. § 3. Правый и истинный разум не может быть удобно углублен в душу, без великого и долговременного труда и подвига, а насколько умервщляется похоть, настолько возрастает и процветает истинный разум. Но подвиг у всех должен быть сугубый, состоящий из внешнего труда и умного делания: один без другого не совершается. § 4. Все те, которые научились внешнему наставлению, о внутреннем же духовном делании – о просвещении и очищении разума вознерадели, – совершенно обезумели, развратились различными страстями, или впали в пагубные ереси. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим. Ï28). § 9. Ум, будучи очищен и просвещен, может разуметь все внешнее и внутреннее, ибо он духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может ( I Kop. 2:15 ). Философия это наука о познании истины. Но истина лишь одна. «Я семь Путь и Истина и Жизнь», говорит Господь ( Ин. 14:6 ). Этот путь и для философской мысли единственный, кто идет иным – «перелазит инуде». Нагруженный верблюд только на коленях с трудом мог протискиваться сквозь низкие, тесные Иерусалимские врата, именуемые »Игольные уши«, но еще труднее, несмотря на все усилия, мыслителю богатящемуся »лжеименным знанием« ( 1Тим. 6:20 ) войти в Царствие Божие истины и духовной свободы: »Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода« ( 2Кор. 3:17 ). »Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными« ( Ин. 8:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

А в чине «вселенских панихид“, или всенощных, совершаемых в субботу мясопустную, в субботу пред праздником Пятидесятницы и во вторник или понедельник Фоминой недели, Церковь молится «за всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших“, за всех «умерших от Адама даже до днесь“, но усопших в вере, «чисто послуживших Богу“, т. е. умерших в православной вере. Если же священнослужители Церкви получают плату за молитвы, то получают законное вознаграждение за свой труд ( 1Кор. 9: 7–13–14 . 2Кор. 11: 8–9 . Лк. 8: 3 и др.). Богачи хорошо и разумно делают, что оставляют из имения своего для поминовения и для раздачи милостыни, после своей смерти, бедным; они поступают подобно мудрому евангельскому домоправителю, помня слова Спасителя: «приобретайте себе друзей богатством неправедным (земным, нажитым), что бы они, когда обнищаете (т. е. лишитесь со смертию всего, что имели ( 1Тим. 6: 7 ), приняли вас в вечныя обители“. ( Лк. 16: 9 ). О богачах ведь нужно больше молиться, чем о бедных, ибо «от всякаго, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут“, сказал Спаситель ( Лк. 12: 48 ). Умершие богачи больше нуждаются в молитвах о них, чем умершие бедняки, еще потому, что богатые получают много таких наслаждений и благ здесь, на земле, которых бедные совершенно лишены бывают, почему после смерти тех и других Божия справедливость больше награждает, сравнительно с богатыми, бедных, за их лишения на земле, как и Авраам говорит об этом богачу: «ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь“ ( Лк. 16: 25 ). Кроме того, у богачей больше возможности впадать в соблазны и грехи, больше забот о земном, чем о небесном богатстве, почему и Спаситель сказал о них: «трудно войти богатому в Царствие Небесное: удобнее верблюду войти в игольныя уши, нежели богатому войти в Царствие Божие“. ( Мф. 19: 23–24 ). Но милосердие Божие дает возможность и богатым спастись чрез творимые за них молитвы и совершаемые за них милостыни и благотворения бедным: «истинно, истинно говорю вам, сказал имущим Спаситель, так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25: 33–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

А Ваня приехал домой, говорит родителям: - Здравствуйте! Вот и вернулся я к вам, потому что белый свет велик, и много на нем и глупых, и умных!..» Воистину, древние русы были уготовлены ко святому крещению во Христа Спасителя, ибо Христос испокон века жил в русских душах, пусть и безсознательно, пусть и не облачено в словесный наряд, ибо в каком ином народе любимым сказочным персонажем, и даже национальным героем мог стать Иван-дурак. Не упомню кто в европейских, африканских, индийских и прочих сказках верховный герой, а вот, скажем, в цыганских сказках - Данко-вор, в бурятских - Хитрый Будамшу, в среднеазиатских - столь же хитрый Ходжа Насредин, а у русских - Иван-дурак... Когда солнце орла пожрет, камень на воду всплывет, свинья на белку залает, тогда дурак поумнеет , - говорится в крестьянской поговорке, ибо сказочного Иванушку-дурачка азы, буки, веди, страшили, яко медведи, и не читал дуралей Святого Писания, но... жил до Крещения и живет после Крещения по Христовым заповедям. Иванушка, чудн о й и ч у дный, - русский национальный идеал, образ русского народа, являющего собой мировую совесть и безкорыстную, безмерную любовь к Вышнему и ближнему; и все его деяния созвучны евангельским заповедям. Вот сему подтверждения: Сказочный Иванушка равнодушен к богатству, словно с небес вдохнулись в душу Христовы заповеди о сокровищах небесных и земных: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. (Мф. 6:19-20) «...Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24) Равнодушие к богатству, присущее сказочному Иванушке-дураку, - некогда было привычным свойством русского характера, что выразилась в уйме пословиц и поговорок. Вот лишь избранные: Благодаря Христа борода не пуста, хоть три волоска да растопорщившись Дождь вымочит, солнышко высушит, буйны ветры голову расчешут. Клен да береза, чем не дрова, хлеб да вода, чем не еда.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/12/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010