Закрыть itemscope itemtype="" > Благоразумное богатство Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство того, угоден или неугоден он Богу 10.04.2003 930 Время на чтение 6 минут Сегодня, когда в нашем обществе вновь обретает силу голос Русской православной церкви, к ее мнению прислушиваются многие. И один из вопросов, волнующих верующих людей, таков: может ли христианин быть человеком состоятельным? Не случайно ему было уделено серьезное внимание и на состоявшемся в Москве VII Всемирном Русском народном соборе, участники которого всесторонне обсуждали злободневную для реформируемой России проблему " Вера и труд " . Итак, допустимо ли православному христианину быть состоятельным человеком, владеть собственностью? На первый взгляд здесь все просто. Сама жизнь свидетельствует, что Церковь, в том числе и в лице ее высших иерархов, поддерживает многих представителей российского бизнеса, а значительная часть предпринимателей в меру собственных сил и возможностей помогает Церкви. Однако вспомним евангельский эпизод с богатым юношей... Он приступает ко Христу с вопросом о том, что ему следует делать, чтобы унаследовать Вечную Жизнь, Спасение. Господь беседует с ним и убеждается, что этот юноша соблюл все основные нравственные заповеди ветхозаветного закона, что по образу жизни он вполне порядочный и благочестивый человек. И тогда Христос обращается к нему с неожиданным требованием: " Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною " (Евангелие от Луки, 18,22). Юноша не находит в себе сил отказаться от богатства и, опечаленный, уходит. Из этого рассказа действительно очень легко сделать вывод, что имущественное благополучие препятствует Спасению Человека. Тем более что за требованием Христа к богатому юноше в евангельском тексте следуют знаменитые слова про " игольные уши " и верблюда: " удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие " (Евангелие от Луки, 18,24).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как победить грех и избежать прелести? Слово духовника Киевских духовных школ архимандрита Маркелла (Павука) 22.12.2018 1211 Время на чтение 3 минуты Много раз нам, священникам-духовникам, приходится сталкиваться с такой проблемой: человек ходит в храм, старается исполнять все заповеди Божии, молится, постится, участвует в Таинствах Церкви, но никак не может освободиться от той или иной страсти, которая его постоянно донимает и мучает. Почему так бывает, даёт ответ нынешнее воскресное Евангелие. Ко Христу подошел некий человек и спросил: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:18-27). Что же это за богатство такое, из-за которого невозможно войти в Царствие Божие? Известно достаточно людей, которым их благосостояние не помешало стать святыми. Также все знают множество бедных, которые тем не менее святыми не становятся. По-видимому, здесь под богатством имеется в виду нечто другое. Русское слово «богатство» во многом помогает понять, в чем здесь проблема. Препятствием в Царствие Божие для всякого человека вне зависимости от того, богат он или беден, являются пристрастия, добрые или нет, - все то, что претендует занять место Бога в нашей жизни. Это могут быть деньги, еда, спиртное, похоть плоти, почти для всех - тщеславие и гордыня, возникающие при виде своих достижений.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/22/ka...

Закрыть Нелёгкое испытание Божие Глава из новой книги Валерий Филимонов   Лариса Кудряшова   03:12 24.04.2021 2869 Время на чтение 14 минут Памяти Валерия Павловича Филимонова От редакции. Как сообщила нам вдова В.П. Филимонова, Лариса Пахомьевна Кудряшова, в редакцию одного из издательств передана рукопись книги, посвящённой памяти Валерия Павловича. Теперь предстоит редакторская и типографская работа. Сегодня предоставляем вниманию читателей главу из будущего издания о благотворительности в Царской России. Богатство, как и любой талант и дар Божий – нелёгкое испытание Божие. «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 23-24). Трудно, ибо велик соблазн. Но разве это значит, что невозможно? Многие русские люди из купеческого сословия уподобились евангельскому купцу, ищущему ту драгоценную жемчужину, которая есть Царствие Божие. Одним из таких благочестивых русских купцов, уподобившихся евангельскому самарянину, был в конце 19 начале 20 века Василий Николаевич Муравьев – будущий преподобный Серафим Вырицкий. В книге Валерия Павловича Филимонова, агиографа святого Серафима Вырицкого «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», послужившей основанием для прославления Вырицкого старца, подробно раскрыт и глубоко духовно осмыслен путь восхождения преподобного к вершинам христианской святости. Как, будучи в гуще мирской жизни, в водовороте земных дел сохранить свою душу для Бога, как идти «царским путём» среди сложных и противоречивых событий времени к вратам Небесного чертога? Самой своей жизнью угодник Божий ответил на эти вопросы. Есть в этой книге, исторически достоверно, живо и богословски выверенно показывающей жизненный и духовный путь Вырицкого старца, и глава «Ярославское благотворительное общество». В работе этого Общества принимал деятельное участие и купец, вышедший из исконно-русских - ярославских земель - Василий Николаевич Муравьёв – будущий преподобный Серафим.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/24/...

Знает Сердцеведец Господь, когда кто более готов последовать Ему, и потому каждого призывает в свое время. Настал этот вожделенный час призвания Божия и для мытаря Матфея, который сам и повествует об этом.  ПРОХОДЯ ОТТУДА ,  ИИСУС  (оттуда, где исцелил расслабленного, Он пошел к морю Галилейскому)  УВИДЕЛ ЧЕЛОВЕКА ,  СИДЯЩЕГО У СБОРА ПОШЛИН , т.е. у палатки для сбора податей и разных пошлин, так как Капернаум был торговый город,  ПО ИМЕНИ МАТФЕЯ . «Подивись евангелисту, – замечает блаженный Феофилакт, – когда он так откровенно обличает свою жизнь, тогда как прочие евангелисты скрыли даже само имя его, назвав его именем Левия», именем более почетным, чем простонародное имя Матфей. Он хочет показать могущество Господа, Который исхитил его из среды зла; так же, как и блаженного Павла обратил тогда, когда он дышал яростью и злобой на Церковь . «Ремесло мытарей, – говорит святитель Златоуст, – было нагло и безстыдно; это – хищение под видом закона. Но Тот, Кто не возгнушался блудницы и не возбранил ей облобызать и омочить слезами ноги Его, не устыдился и мытаря, ибо Он и пришел для того, чтобы уврачевать не только тело, но и душу от зла. Впрочем, не должно думать, что все мытари были такими безсовестными корыстолюбцами и отчаянными грешниками, какими считали их Иудеи; напротив, многие из них заботились о спасении души, ожидали явления Христа, ходили в пустыню слушать проповедь Иоанна Предтечи и принимали от него крещение во славу Божию. Может быть и Матфей был одним из таких мытарей; может быть он уже имел случай видеть чудеса Христовы, слышать Его учение, и его сердце чутко прислушивалось к народной молве о великом Чудотворце Иисусе, – и он готов был бросить для Него свое грешное ремесло. Сердцеведец знал, что этот мытарь будет Его избранным сосудом, и потому обратился к нему с милостивым воззванием:  И ГОВОРИТ ЕМУ: СЛЕДУЙ ЗА МНОЮ , будь Моим учеником! Матфей не усомнился, не стал колебаться, но тотчас повиновался, как поступили и рыбари:  И ОН ВСТАЛ И ПОСЛЕДОВАЛ ЗА НИМ , сразу бросил все накопленные им неправедные богатства и пошел за Господом, не имевшим где главу подклонити. Вот достоподражаемый пример, как и богатые могут «пройти сквозь игольные уши», чтобы в Царствие Небесное войти! Евангелист Лука повествует, что святой Матфей, которого он называет Левием, преисполненный радости, что удостоился вступить в число учеников Господа, сделал для Него с учениками большой пир, и Господь, видя любовь его и зная, что его пример может служить ободрением для прочих мытарей, удостоил его этой великой чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 3. Недели по Троице 1–17 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 12я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (72): от Матфея 19:16–26 16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. Практический очерк содержания рядового чтения В Евангельском чтении этой недели, где говорится о богатом юноше, мы рассматриваем следующий вопрос: как трудно богатым войти в царство Божье. 1. Богатые, для которых труден вход в царствие Божье: а) духовно-богатые , которые, подобно евангельскому юноше, хвалятся тем, что они сохранили все заповеди Божьи от самой юности и, таким образом, утешаются собственной праведностью в делах закона (ст.16–20), между тем, как они без веры и благодати Иисуса Христа, со всем богатством своих дел, “и нищие, и слепые, и нагие” (Апок. 3:17 ); — для таких богатых невозможно войти в царство Божье, ибо сказано, что Иисус Христос пришел благовестить спасение смиренным, то есть нищим духом противления и превозношения (Лук. 4:18; Мф. 9:13; Мар. 2:17; Лук. 1:52–53 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Изречение Источник Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Блаженнее давать, нежели получать. Жена да не разлучается с мужем, и муж да не оставляет жены. Солнце да не зайдет во гневе вашем. Не воздавайте злом за зло. Любовь покрывает множество грехов. Приидет же день Господень, как тать ночью. В тот же день, увидев некоего (человека), работающего в субботу, сказал ему о, человек, блажен ты, если знаешь, что делаешь;если же не знаешь, – то ты проклят и нарушитель закона. Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим. Евангелие от Луки (согласно кодексу Безы, а также древнелатинским переводам (Itala, Codex, Purpureus Beratinus, Versio anglosaxonica)). Возьмите, осяжите Меня и увидите, что Я не бестелесный дух. Господь же, отдав плащ слуге первосвященника, пошел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеба с того часа, как он пил чашу Господа, пока не увидит Его восставшим из спящих (мертвых). (И снова, через некоторое время). «Принесите, — сказал Господь, — стол и хлеб». (И тотчас добавлено): Взял хлеб, и благословил, и преломил, и дал Иакову Праведному и сказал ему: «Брат Мой, ешь хлеб свой, ибо восстал Сын Человеческий из спящих». И сказал ему Господь: “Как ты говоришь «я соблюл закон и пророков», ибо написано в законе: «Люби ближнего твоего как самого себя», а вот многие из братьев твоих, детей Авраама, покрыты грязью, умирают от голода, а дом твой полон многим добром, и ничего им из него не достается”. И, обратившись, сказал Симону, ученику Своему, сидящему около Него: Симон, сын Ионин, легче верблюду войти сквозь игольные уши, чем богатому в царство небесное. И будьте в радости только тогда, когда видите брата вашего [пребывающим] в любви. Апокрифическое евангелие евреев, слова приводятся св. Иеронимом Стридонским (Толкование на послание к Ефесянам, V, 4) Кто огорчает дух брата своего, повинен в величайшем грехе. Слова передаются св. Иеронимом Стридонским (Толкование на книгу пророка Иезекииля, XVIII, 7)

http://azbyka.ru/shemy/agrafy.shtml

Скачать epub pdf Житие преподобного Варлаама Печерского Память 19 ноября В то время, когда преподобные отцы наши Антоний , Феодосий и Никон сияли в Киевских пещерах доблестными подвигами, как три светильника, достойные предстоять престолу Святой Троицы, многократно приходил к ним насладиться их сладостною беседою некто Варлаам, сын благородных и христолюбивых родителей – Иоанна, первого между боярами князя Изяслава, и Марии, внук славного и храброго Вышаты, правнук воеводы Остромира 7532 . С юности Варлаам сиял красотою телесной и чистотою души и возымел любовь к названным преподобным отцам и – настолько сильную, что захотел жить с ними вместе и оставить мирскую жизнь, вменяя ни во что славу и богатство. Особенно в страх привело его слово Господа, сказанное ему, между прочим, преподобными: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ). И вот, пришедши однажды к преподобному Антонию, он открыл ему свое намерение. – Хотел бы я, отче, – сказал он, – если угодно Богу, быть иноком и жить с вами. – Благо хотение твое, чадо, – отвечал старец, – и благодатно намерение; но смотри, как бы не возвратили тебя назад богатство и слава мира сего, ибо, по слову Господню «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лук.9:62 ). Многое и еще говорил старец на пользу душевную Варлааму, и сердце у него всё более и более разгоралось любовью к Богу. В таком расположении душевном пошел он домой. На другой же день после беседы с старцем, оставив не только родителей, но и обрученную уже с ним невесту, он сел на коня, одетый в светлые и дорогие одежды и, имея при себе множество пеших слуг, ведущих убранных коней, торжественно прибыл к пещере. Когда преподобные вышли и поклонились ему до земли, как кланялись тогда знатным людям, он сам поклонился им также (сошедши с коня). Затем он снял с себя боярскую одежду и положил ее у ног преподобного Антония, и поставил пред ним разубранных коней, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Толкование Евангелия на каждый день года. 10 февраля Лк, 94 зач., 19, 1—10 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Закхей принадлежит к разряду грешников и мытарей. Хуже того — он начальник мытарей, но он еще к тому же богат, и мы знаем, каким препятствием может быть богатство, чтобы пробиться ко Христу. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24). Однако первое препятствие, какое встречает Закхей на своем пути, это толпа. Закхей маленького роста и не может из-за толпы видеть, кто есть Иисус, и, естественно, не может быть увиденным им. Как мальчишка, начальник мытарей бежит, обгоняя толпу, забывая о своем положении и достоинстве, чтобы взобраться на дерево. И он вовремя успевает, потому что проходит Христос и поднимает глаза к нему. Святая Церковь призывает нас накануне Великого поста задуматься об одной из главных преград, отделяющих нас от истинной жизни. Каждый человек, как бы он ни был высок, — Закхей: «маленького роста» не только физически, и ему не видать Христа, пока он не выйдет из толпы. Что такое толпа? Колеблющаяся, изменяющаяся, как море, стихия, и как море, поглощающая все. Любая толпа страшна своей переменчивостью и почти естественной готовностью раствориться в безликой лжи. Что скажут одни, стоящие впереди, то повторяют все. Толпа — это «мнение», которое довлеет над людьми, так называемое «общественное мнение». Она легко превращает всех в однородную массу. Человек теряет себя, он повторяет то, что говорит толпа.

http://pravoslavie.ru/3990.html

Толкование Евангелия на каждый день года. 31 января Когда выходил Иисус в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. Некто обратился ко Христу: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Очень хороший вопрос, самый главный на свете, важнее всех других. Пока человек не вырастет до этого вопроса, все ответы, которые он получает в жизни, — не о том, потому что он не о том размышляет, не то ищет. «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — обращается он ко Христу, называя Его Учителем. Тот, кто ищет жизнь вечную, должен придти ко Христу как к своему Учителю. И никто не может обрести эту жизнь, если не станет учеником Христовым. Святая Церковь призывает нас во все века, и в сегодняшнее время в особенности, осознать, что мы являемся учениками Христовыми, что мы призваны научиться святости у Самого Христа Бога. Господь слышит обращение: «Учитель благий!» и отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Он хочет сказать этому человеку, что он, обращающийся ко Христу с благоговением как к великому Учителю добра и нравственности, не понимает на самом деле, что он говорит с Самим Богом Живым. Надо узнать ему, что действительно благ только один Бог. И всякий человек, самый добрый, делается таковым благодаря тому, что он причастен Богу.

http://pravoslavie.ru/3956.html

Толкование Евангелия на каждый день года. 1 февраля Мк, 46 зач., 10, 23—32 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним. Бедные богатые! Несомненно, Господь и Сам глубоко опечален отказом богатого юноши, о котором шла речь накануне, и с жалостью смотрит вокруг на тех, кому привязанность к их земному богатству закрывает доступ в Царство Небесное. Сердце Господа сжимается от сострадания к ним, и Он делится Своей скорбью с учениками. «Дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» Когда Господь называет Своих учеников детьми, Он хочет научить их. Опасность не столько от имения богатства, сколько от упования на него. Те, для кого высшие ценности — богатства мира, никогда не узнают подлинную ценность — Христа и Его благодать. Те, кто имеет богатство, но не надеется на него, преодолели эту трудность, и могут легко расстаться с ним ради Христа. А те, кто имеет мало, но сердце их — в этом малом, удалены от Христа. Как ярко Господь обозначает это: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Согласно одним толкователям, речь здесь идет о воротах в Иерусалиме, столь тесных, что через них не может пройти верблюд, пока он не разгружен. Согласно другим, слово «верблюд» на арамейском языке созвучно со словом «канат». Он не пройдет в игольное ушко, пока не расщепится на нитки. Так богатый не может пройти через мытарства и достигнуть неба, пока не отвержется всего.

http://pravoslavie.ru/3957.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010