Правильно я говорю? О.Олег Стеняев: - Да, близко. Телефонный звонок: - Такой вариант родился, что верблюд через игольные уши - через уши кактусов, которые в Оазисе произрастали. Верблюд, когда очень хочет пить - через игольные уши, его жажда мучает, они его ранят, поэтому очень трудно пройти. Как к этому относитесь? О.Олег Стеняев: - Вы знаете, есть несколько объяснений. Например, есть такое объяснение: в Иерусалиме были ворота, которые назывались «Игольные уши». Эти ворота были маленькие. Основные большие ворота закрывались на ночь, а эти даже не закрывались, потому что они были как некий лаз между огромными камнями. Чтобы верблюда протолкнуть в эти ворота, с него надо было снять весь товар. С него снимали весь товар, весь груз, ещё могли намазать бараньим жиром. Вот так его с трудом проталкивали. Иными словами это можно понять как эвфемизм. О том, что наг человек входит в этот мир, наг его покидает. А по отношению к богатым этот эвфемизм означает, что богатство, которое имеет богатый человек это поручение от Господа. Человек должен до момента своей смерти, чтобы войти ему в Царствие Небесное, это поручение от Господа исполнить. Конечно, он должен позаботиться о родных и близких. Оставить наследство, нельзя благотворить за счет других людей. Покидая этот мир, должен максимально освободить себя от всего того, что уже не имеет для него, переходящего в другой мир, никакого значения. В основном, экзегеты придерживаются такого истолкования, что этот эвфемизм означает очень узкие ворота, которые были в Иерусалиме. Даже не ворота, а как лазейка, которые назывались «Игольные уши». Владимир Носов: - Как отдавать десятину, когда денег хватает только на необходимое, жилье и еду? Раба Божья Евгения, из Москвы. |
Предание о том, что был врачом, основано в первую очередь на отзыве о Луке как о «враче возлюбленном» в Кол. 4, 14. Столь прямое указание дополняется особенностями лексикона самого который в отличие от других евангелистов иногда использует слова, относящиеся к области медицины. Например: Мф. 19, 24: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши (dia truph/matoj r(afi/doj)... Мк. 10, 25: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши (dia trumalia=j r(afi/doj)... Лк. 18, 25: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши (dia trh/matoj belo/nhj)... «Евангелисты Матфей и Марк употребляют здесь слово это обычная швейная игла, которой пользуются женщины. А в Евангелии от Луки использовано слово игла хирурга. Это слово из Corpus свода сочинений древнегреческого врача Гиппократа, то есть чисто медицинское словечко» . Другой пример: Мф. 8, 14: Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке (pure/ssousan). Мк. 1, 30: Теща же Симонова лежала в горячке (pure/ssousa). Лк. 4, 38: Теща же Симонова была одержима сильною горячкою (puret%=mega/l%)... Как видим, Матфей и Марк одинаково употребляют причастие или глагол, переводимые в СП словосочетанием «лежащая (лежала) в горячке», тогда как Лука предпочитает назвать болезнь отдельным существительным с характеристикой степени: «сильною горячкою». Другой пример: Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе (Деян. 28, 8; ст. 6). Евангелист-иконописец Дополнить портрет (в конечном итоге получается образ самого разносторонне образованного апостола, евангелиста-энциклопедиста) остается еще одним штрихом, который основывается исключительно на Церковном Предании и не имеет прямых оснований в Новом Завете: Лука был иконописцем, в частности, он написал первый образ Пресвятой Богородицы. |
р.Б.Евгешка 14 апреля 2015, 19:59 Раб Божий: Вообще со статьёй не согласен в принципе ! Христос Бог совершенно конкретно сказал Легче верблюду войти в игольное ушко , чем богатому в Царство Небесное ... Так, - на заметочку: Игольные уши - это одни из ворот в стене Иерусалима, очень низкие (потому так ОБРАЗНО и назывались), через которые верблюды пролазили на коленях (но ведь, заметьте, пролазили же!); а совсем это не игольное ушко , как многие у нас привыкли повторять бездумно. Пролезть верблюду сквозь игольное ушко - дело абсолютно невозможное. Пролезть верблюду сквозь ворота Игольные уши - дело трудное, но вполне обычное. Оттенок смысла, однако... Трижды ИМХО. Аминь! Trololo 15 декабря 2013, 12:24 Замечательная статья!!! Спасибо иеромонаху Иринею за размышления о богатстве.Жаль, что в учебниках для старшеклассников , наряду с темами любви, карьеры и выбора профессии, нет такой важной темы.Благодарю!!! Виктор 13 декабря 2013, 12:57 Святые Оптинские старцы говорили: Выбирай во всём золотую середину. Поэтому правильно будет не быть бедным или желать разбогатеть, а стремиться к ДОСТАТКУ. «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7–9) А там если Господь ссудит, может и разбогатеешь. Только богатство это наличие лишних денег, а зачем христианину лишние деньги? Сможешь ли употребить их правильно, не во вред своей душе? Богатство это совершенно лишние искушения и вечная головная боль проблемы сохранения капиталов. Как говорил Соломон: «Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им... И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем...... Александр Владимирович 9 декабря 2013, 13:51 (продолжение) Для нашего времени в Евангелии сказано главное: НЕЛЬЗЯ СЛУЖИТЬ БОГУ И МАММОНЕ. А служение ей - главный смысл сегодняшнего нашего устройства жизни. Тем самым оно максимально не приспособлено для спасения. |
же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглине ушы проити, неже богату в Царствие Божие внити.и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. что это дело трудное, называет его невозможным, и даже более чем невозможным. Невозможно, чтобы верблюд, животное, прошел чрез игольные уши, а то даже более невозможно, чем это. Конечно, речь несколько преувеличенная для того, чтобы возбудить страх в любостяжательных. Некоторые под верблюдом разумеют здесь толстый канат, употребляемый корабельщиками. Этими словами Христос порицает не богатство, а пристрастие к нему. Прекрасный пример! Как игольные уши не вмещают верблюда по причине своей тесноты и его полноты и напыщенности, так и путь, ведущий к жизни, не вмещает богатство, по причине своей тесноты и его надменности. Поэтому нужно отложить всякую гордость, как учит Апостол (Евр. 12:1), и умалить себя посредством добровольной бедности. же ученицы Его, дивляхуся зело, глаголюще: кто убо может спасен быти,Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?: «Дивляхуся», т. е. смутились не за себя, конечно, потому что они были бедны, но за богатых. Они, как бы наставники, чувствуют уже сотрадание и сильно скорбят о погибели людей, говоря: кто же из богатых может спастись? же Иисус рече им: у человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна.А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. кротким взором успокоил волнующиеся их мысли, а потом сказал, что богатым людям это, т. е. спастись, невозможно. Крепко связанные узами любостяжания, они не могут собственными силами освободиться от его господства; Бог может не только спасти их, но может и все другое сделать. |
Скорбь начальника показывает, что он был человек благонамеренный, а не злой хитрец. Ибо из фарисеев никто никогда не печалился, а скорее они ожесточались. Не безызвестно мне, что великий светильник вселенной Златоуст принимал, что юноша сей желал истинной вечной жизни и любил оную, но одержим был сильной страстью, сребролюбием, однако ж не неуместна и предложенная теперь мысль, что он желал вечной жизни, как человек любостяжательный. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. Петр же сказал; вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной. После того, как богач, услышав об отречении от богатства, опечалился, Господь чудесным подобием объясняет, как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие. Не сказал Он, что им (богатым) невозможно войти, но трудно. Ибо таковым не невозможно спастись. Раздав богатство, они могут получить небесные блага. Но сделать первое нелегко, потому что богатство связывает крепче клея, и тому, кем оно возобладало, трудно отказаться от него. Ниже Господь объясняет, как это бывает невозможно. верблюду сквозь угольные уши пройти, нежели богатому спастись. Верблюду пройти сквозь игольные уши решительно невозможно, будешь ли разуметь под верблюдом самое животное, или какой-то корабельный толстый канат. |
Приговор так ясен и Изрекший его не лжив... Но говорят: «как же будем жить, если все станут продавать, все отказываться от имения?» Не спрашивай у меня разумения Владычных заповедей; Законодатель знает, как и невозможное согласить с Законом. Испытывается же сердце твое, как бы на весах, куда оно наклоняется: к истинной ли жизни, или к здешним наслаждениям. Рассуждающие здраво должны держаться той мысли, что богатство можем употреблять, как приставники, а не как имеющие право им наслаждаться». Господь не говорит, что вовсе невозможно богатым войти в Царство Небесное, а что только трудно, «ибо богатство прилипает крепче смолы и с трудом расстается с ним тот, кем оно овладело» (блаж. Феофилакт). Евангелист Марк пишет, что ученики Господа ужаснулись от слов Его, но Он, продолжая речь, опять говорит им: дети, как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие И ЕЩЕ ГОВОРЮ ВАМ: УДОБНЕЕ ВЕРБЛЮДУ ПРОЙТИ СКВОЗЬ ИГОЛЬНЫЕ УШИ , как говорит народная НЕЖЕЛИ БОГАТОМУ ВОЙТИ В ЦАРСТВО БОЖИЕ . Скорее верблюд, это большое, неуклюжее животное, пройдет в низкую и узкую калитку, в которую едва проходит человек; скорее толстый корабельный канат, которым держится корабль на якоре, пройдет в игольные уши, чем человек, пристрастившийся к богатству до забвения Бога, войдет в Царствие Божие. Так узки врата и тесен путь в вечную жизнь, и так широко, обременительно для души и непоместительно богатство. Трудно было апостолам усвоить всю силу этих слов Спасителя о богатстве. Они, как природные Иудеи, привыкли смотреть на богатство, как на благословение Божие. УСЛЫШАВ ЭТО УЧЕНИКИ ЕГО ВЕСЬМА ИЗУМИЛИСЬ И СКАЗАЛИ: так трудно спастись богатым, которые имеют столько возможностей и способов делать ТАК КТО ЖЕ МОЖЕТ СПАСТИСЬ? ли вообще спасутся? «Будучи совершенно спокойными относительно отречения от имущества, они чувствовали, что еще не вполне отрешились от страстей», – говорит святитель Климент Александрийский . «Почему смущаются ученики, будучи бедны?» Златоуст отвечает: «Конечно, имея слишком сильную любовь ко всему человечеству и уже принимая на себя должность учителей его, они страшились за спасение всех людей. |
3) Для означения трудности богатому войти в Царствие Божие Иисус Христос указывает на трудность прохода верблюда через игольные ушки. Выражение это заимствовано из народной пословицы, сохранившейся в Талмуде и означавшей какую-либо трудность или невозможность. Самая же пословица, говорят, основана на том, что в древнем Иерусалиме, и вообще на Востоке, под именем игольных ушей разумелась небольшая калитка или дверь, устроенная рядом с большими городскими воротами. В эту калитку проходили пешеходы, иногда прогоняли мелкий скот; но ни одно большое животное, и тем более верблюд, не могли проходить сквозь эту калитку. Другие читают вельбуд – толстый корабельный канат, вместо – и понимают игольные уши в прямом смысле, то есть что толстого корабельного каната нельзя продеть сквозь ушко обыкновенной швейной иглы. Но и без таких объяснений смысл выражения очевиден. Чрезвычайная трудность или почти невозможность богатому войти в Царствие Божие объясняется тем, что заботы о приобретении или сохранении богатства обременяют дух человека, отягощают его и как бы прикрепляют к Земле, и таким образом затрудняют его шествие по прямому пути добродетели. Кроме того, владение богатством – давая возможность человеку удовлетворять насущные потребности – в то же время располагает его и к удовлетворению прихотей и порочных желаний, делает его беспечным, самоуверенным, глухим к нуждам и лишениям других людей и подобное. Всё это и препятствует человеку в достижении Царствия Божия. 4) Всяк иже оставит дом или 6ратию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит. Это не значит, что спасение невозможно в семействе, в обществе, в мире, или при обладании имуществом, но – как говорит Климент Александрийский : «если у кого из нас есть неверующий отец или сын, или брат, и если кто-нибудь из них препятствует нам жить по вере и достигать жизни на Небе: то мы должны прервать с ним единение и общение... Будет ли говорить тебе богопротивное брат или сын, или жена, или кто-нибудь другой, пусть в лице твоём одержит победу Христос, ради тебя подвизающийся». (Из сочинения «Какой богач спасётся»). |
После того как Иисус сказал, что для жизни вечной необходимо отречение от богатства, юноша, как бы жалея о своем вопросе и ответе Христа, отошел. Ибо он, имея большие богатства, имел большое желание непрестанной жизни. Но когда потребовалось отказаться от богатства, тогда представилось ему, что за польза в жизни вечной, когда он должен будет остаться нищим… Как сребролюбцу (Христос) обещал ему сокровище небесное; но он не тронулся этим, потому что был рабом богатства. Посему, когда услышал то, что было ему сказано относительно лишения имущества, отошел печальный, так как он и вечной жизни желал для того только, чтобы можно было непрестанно наслаждаться богатством. Земля сердца его была глубока и тучна, но терния богатства заглушили ее». «После того как богатый был поражен скорбью, услышав о необходимости отвергнуть богатство, по поводу этого Господь вызывающим удивление образом говорит о том, как трудно имеющим богатство войти в Царствие Небесное. Не говорит, что им невозможно войти, а что только трудно. Ибо богатство прилипает крепче смолы, и с трудом расстается с ним тот, кем оно овладело. Почему немного спустя (Господь) и указывает, как это невозможно, говоря: Удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в Царствие Божие внити ( ). Ибо совершенно невозможно, чтобы уши игольные пропустили сквозь себя верблюда, разуметь ли под животное верблюда, или толстую корабельную веревку. Если же удобнее верблюду сквозь иглине уши проити, чем богатому спастись, то ясно, что тогда как одно невозможно, другое еще невозможнее! Итак, человеку, доколе он богат, спастись невозможно. Но у Бога это возможно; ибо Христос сказал: Сотворите себе други от мамоны (богатства) неправды ( ). Видишь ли, как становится возможным, если слушаем Бога? У человека же невозможно, то есть невозможно, когда мы мудрствуем по-человечески. |
«Имеющий уши да слышит». Оба евангелиста обращают внимание, что слова Спасителя об игольных ушах произвели на учеников огромное впечатление: « Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» Впрочем, так остро отреагировать заставляли не только они, но и вся ситуация с богатым юношей. Действительно, этот юноша был не из худших. Недаром Господь его полюбил. Правда, по Матфею, был излишне самодоволен, но кто без греха? Скорее наоборот, он был из лучших. Но и его удержала власть богатства. Златоуст пишет: «Смотри вот, какую силу и здесь показала эта страсть (к богатству – Н.С.). Того, кто с радостью и усердием подошел к Иисусу, так помрачила она и так отяготила, что когда Христос повелел ему раздать имение свое, он не мог даже дать Ему никакого ответа, но отошел от Него молча, с поникшим лицом и с печалью» . Поэтому и воскликнули апостолы « кто же может спастись?». И самое удивительно, что Господь с ними по сути дела соглашается: « человекам это невозможно». Но тут же замечает: « Богу же всё возможно». Комментируя эти слова, Златоуст пишет: Итак, каким же образом невозможное сделается возможным? Если ты откажешься от своего имения, раздашь его нищим и оставишь злые вожделения . То есть именно то, что посоветовал Христос богатому юноше. Однако, будучи великим пастырем, Златоуст ясно видел, что сразу все отдать для человека, отягощенного своей падшестью, тяжело. Хотя сам святитель приводит примеры подобных людей, – скажем, евангельской вдовы, отдавшей в виде двух лепт все свое состояние, – но все же без ниспослания благодати такие поступки не делаются. Поэтому святитель видит и другой путь – постепенный. |
Смотри вот, какую силу и здесь показала эта страсть. Того, кто с радостью и усердием подошел к Иисусу, так помрачила она и так отяготила, что, когда Христос повелел ему раздать имение свое, он не мог даже дать Ему никакого ответа, но отошел от Него молча, с поникшим лицом и с печалью. Что же Христос? Яко неудобь богатые внидут в царствие небесное (ст. 23). Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Но если трудно войти в царствие небесное богатому, то что сказать о любостяжателе? Если не давать от своего имения другому есть уже препятствие на пути к царствию, то представь, какой собирает огонь тот, кто захватывает чужое! Но для чего же Христос сказал ученикам Своим, что трудно богачу войти в царствие небесное, когда они были бедны и даже ничего не имели? Для того, чтобы научить их не стыдиться бедности и как бы оправдаться пред ними в том, почему Он прежде советовал им ничего не иметь. Сказав здесь, что неудобно богатому войти в царствие небесное, далее показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей. Удобнее, говорит, есть велбуду сквозе иглины уши проити, неже богату в царствие Божие. А отсюда видно, что немалая и награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Потому Христос называет такой образ жизни делом Божиим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить. Когда же ученики смутились, слыша Его слова, Он далее сказал: у человек сие невозможно, у Бога же вся возможна (ст. 26). Но отчего смущаются ученики, будучи бедны, и даже слишком бедны? Что их беспокоит? Оттого, что имели слишком сильную любовь ко всему человечеству, и уже принимая на себя должность его учителей, страшились за других, за спасение всех людей. |
|