Массовая миграция бедуинских племен с востока на приатлантические равнины и в предсахарские степи (временами при покровительстве Альмохадов) и их смешение со слабо исламизированными берберами, жившими еще в полупервобытных условиях, стимулировали процессы арабизации и взаимной ассимиляции, к-рые не завершились и поныне, т. к. носители берберо-ливийских языков отступали в горные и пустынные местности. В 50-х гг. XIII в. Дальн. Магриб с Фесом и Марракешем оказался под властью берберского рода Маринидов (1195-1465), который противоборствовал с Абдальвадидами и Хафсидами, правившими соответственно в Среднем (столица Тлемсен) и Ближнем (столица Тунис) Магрибе, и находился в тесных взаимоотношениях с Насридами в Гранаде. До 1358 г. Мариниды помогали Насридам обороняться от наступавших с севера христиан, но в дальнейшем они не смогли удержаться в Андалусии. Насридскому эмиру Мухаммаду V аль-Гани (1354-1359, 1362-1391) удалось возвести на марракешский престол 2 своих ставленников. В сер. XV в. авторитет Маринидской династии, подорванный усобицами и мятежами кочевников и земледельцев, не признавался за пределами предгорий Атласа и Эр-Рифа. В XIII-XIV вв. развивалась аграрная экономика, расширились торговые связи с Европой и Зап. Африкой; центром арабо-мусульм. культуры стал Фес, где, как и в других городах султаната, складывалась прослойка состоятельного купечества. Маринидские государи продолжили избранную Альмохадами линию на покровительство суфизму, который распространялся через тарикаты и обители (завии), причем интеллектуально-теологическую традицию братств потеснил простонародный мистицизм с его полуязыческими ритуалами и локальными культами. В этом процессе соединились линии преемственности 2 великих суфиев Магриба - андалусца Абу Мадьяна и марокканца Абу-ль-Хасана аш-Шазили, основателя крупнейшего в стране тариката шазилийя. При Маринидах в Фесе и Марракеше были построены большие медресе (крупнейшее - Ибн Юсуфа), неоднократно восстанавливалась и поновлялась мечеть Аль-Каравийин. В М. жили и создавали свои произведения философ Ибн Рушд, путешественник и мемуарист Ибн Баттута, обществовед Ибн Хальдун. «Империя шарифов» (XVI-XIX вв.)

http://pravenc.ru/text/2562382.html

И. Р. Л. Распространение и развитие И. Одновременно с религиозно-политическим дроблением мусульм. мира шло формирование мусульм. права. Основой расхождений стали методы извлечения правовых норм, а также толкование Корана и Сунны, к-рые остаются для всех течений главными источниками И. Во 2-й пол. VIII-X в. в суннитском И. сложился ряд религиозно-правовых школ (мазхабов), из к-рых до наст. времени сохранились 4: ханафитская (преобладающая среди мусульман России); шафиитская (в России приверженцы на Сев.-Вост. Кавказе, в Дагестане, Чечне, Ингушетии); маликитская (в Магрибе и Эль-Андалусе); ханбалитская (в Аравии). Все они считаются правоверными. Наиболее распространен ханафизм, официально принятый в нач. XVI в. Османской империей. В совр. мире его придерживается ок. 1/3 мусульман. В Новейшее время равноправными религиозно-правовыми школами наряду с суннитскими были признаны джафаритский мазхаб шиитов-имамитов и школа мусульм. права шиитов-зайдитов. Потребность в рациональном осмыслении религиозных догм вызвала к жизни богословие ( калам ), сосредоточившееся на вопросах соотношения божественных атрибутов и сущности, предопределения и свободы воли. Наибольшее распространение в суннитском И. получили созданные в X в. богословские системы аль- Ашари и аль- Матуриди . В результате ассимиляции античной философии, особенно аристотелизма, появился вост. перипатетизм, крупнейшими представителями к-рого были аль- Фараби , Ибн Сина и Ибн Рушд . Отдельным мистическим направлением в И. стал суфизм . Возникнув при Омейядах, движение суфиев носило характер индивидуальной аскезы. Оно появилось как реакция на дифференциацию мусульм. общины, протест против роскошной жизни господствующей верхушки. В VIII-X вв. суфизм превратился в идейное течение, противопоставившее схоластике калама и казуистике фикха индивидуальный мистический опыт познания Бога. В XI-XII вв. разрозненные суфийские обители объединяются в братства (тарикаты), каждое из к-рых имело собственную систему мистической практики, обрядов, внешних знаков отличия. Благодаря деятельности братств суфизм к XIII в. стал основной формой распространения И. в ряде регионов, гл. обр. на границах мусульм. мира. Вместе с организационным оформлением суфизма развивалась его философия, достигшая вершин в «теософии озарения» (ишракизм) ас-Сухраварди и особенно в школе «единства бытия» (вахдат аль-вуджуд) Ибн Араби .

http://pravenc.ru/text/674977.html

Meditationes et orationes. 19. 6//PL. 158. Col. 807). При этом неделимая простая Д. оживляет тело, «целиком пребывая во всем своем теле и в каждой из отдельных его частей» ( Isaac de Stella. Ep. de anima//PL. 194. Col. 1883), и управляет им. Управление осуществляется посредством «телесного духа», учение о котором связано со словами Августина о том, что «душа управляет телом посредством света и воздуха» ( Aug. De Gen. VII 19//PL. 34. Col. 364). Функция тела заключается в том, что оно является инструментом Д.: благодаря телу Д. получает внешние воздействия от телесных объектов, а также осуществляет действия по отношению к ним. Учение о Д. в латинском богословии XIII-XIV вв. После того как лат. Западу в кон. XII - нач. XIII в. стал в полном объеме известен корпус сочинений Аристотеля, вместе с большим массивом греч. и араб. комментариев к нему, а также сочинения таких авторов, как Прокл Диадох , Авиценна ( Ибн Сина ), аль- Газали , Аверроэс ( Ибн Рушд ) и др., в учении лат. богословия о Д. произошли значительные перемены. Хотя они не коснулись догматической стороны вопроса (как и ранее, признавалось, что Д. сотворена Богом, бессмертна и неразрушима, а также обладает свободой воли и получает воздаяние в посмертном своем существовании за деяния, совершенные человеком в его земной жизни), тем не менее философская составляющая учения о Д. претерпела радикальные изменения, поскольку лат. богословы стали активно внедрять в свои сочинения новый философский материал, приводя в соответствие с ним и учение о Д. Весьма существенным следствием введения в научное обращение трактата Аристотеля «О душе» и комментариев к нему стало возникновение особой науки о Д. («психологии»), выразившееся в создании многочисленных философско-богословских трактатов, посвященных Д., а также появление в трудах по систематическому богословию («Суммы», комментарии к «Сентенциям») специальных психологических и гносеологических разделов. По сравнению с предшествующим периодом учение лат. богословия о Д. стало более богатым и философски насыщенным, стремясь при этом остаться ортодоксальным с т.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Схоластическая ученость к XIII в. выходит на качественно новый уровень: в предшествующие века философские и богословские занятия были уделом единичных мыслителей, тогда как развитие в XII-XIII вв. системы европ. ун-тов стало благоприятным условием для широкого и всестороннего обсуждения актуальных богословских и философских проблем. То, что вопрос об И. в этот период постоянно оставался в центре внимания, во многом было следствием повышенного интереса схоластов к проблематике познания: как богопознания, условия и содержание к-рого традиционно исследовала теология, так и познания человеком окружающего мира. При этом познание мира считалось лишенным собственной ценности и воспринималось как «путь» к истинному знанию о Боге, открывающемуся человеку через Его творение, вслед. чего XIII век стал временем расцвета различных теорий «озарения», или «иллюминации», в рамках к-рых предлагалось описание просвещающего воздействия божественной И. на человеческий разум. Начавшееся в XII в. знакомство схоластов с араб. философской и богословской лит-рой поставило перед средневек. мыслителями ряд сложных проблем, при решении к-рых та или иная трактовка И. и истинности играла определяющую роль. Само наличие в араб. мире развитой философии, претендовавшей на собственную истинность, подвергало сомнению религ. идею тотальности христ. богооткровенной И. Для диалога и полемики с араб. мыслью требовалось выработать такое представление об истинности, в к-ром богооткровенная И. христианства оказалась бы совмещена с И., самостоятельно добываемой человеческим разумом на путях философского и научного поиска, поэтому каждый схоласт пытался дать собственный ответ на вопрос о том, как соотносятся друг с другом И. божественная и И. человеческая. Проникновение араб. философии на Запад и ее влияние на лат. мысль может быть условно разделено на 2 этапа: на 1-м этапе, во 2-й пол. XII - нач. XIII в., на лат. язык были переведены «Метафизика» и естественнонаучные трактаты Аристотеля, а также нек-рые сочинения Авиценны (см. ст. Ибн Сина ); началом 2-го этапа можно считать 30-е гг. XIII в., когда началось распространение трактатов Аверроэса (см. ст. Ибн Рушд ) и его комментариев к сочинениям Аристотеля. В соответствии с этим разработка понятия И. в XIII в. также распадается на 2 этапа: в 1-й пол. XIII в. преобладала трактовка И. в духе араб. неоплатонизма Авиценны, к-рый схоласты пытались понять через призму платонических концепций, христианизированных блж. Августином и Ансельмом. Во 2-й пол. XIII в., напротив, усиливаются тенденции к отказу от представления о единой и всеобщей божественной И., явно выраженные у Аверроэса, кульминацией которых стали парижские споры о соотношении И. теологии и И. философии в 70-х гг. XIII в.

http://pravenc.ru/text/675021.html

Анна (1665—1714), английская королева с 1702 г . Выражение «умерла королева Анна» означает давно устаревшую новость. 311 Король-Рыцарь — Ричард Львиное Сердце; Честертон говорит о пяти ранах распятого Христа. 312 «Истина сделала нас свободными» — Ин. VIII, 32. 313 Измена в небесах — восстание ангелов, отпавших от Бога, под предводительством Сатаны — См.: Ис. XII, 11—15. 314 Последним бродячим софистом Честертон называет Аполлония Тианского. 315 В «Илиаде» Гомера Ахилл убил Гектора, чтобы отомстить за своего друга Патрокла, павшего от его руки. Не удовлетворившись смертью Гектора, Ахилл несколько дней подряд глумился над его телом. Наконец, отец Гектора, троянский царь Приам, решился прийти к Ахиллу с выкупом за тело Гектора. Он боялся, что Ахилл убьет и его самого, но тот, растрогавшись при виде беспомощного старика, вспомнил своего отца, которому тоже не суждено больше увидеть сына, и не только вернул Приаму тело Гектора, но и плакал вместе с ним. 316 В христианской трагедии с Орфеем сравнивается Христос, который, по преданию, после казни сошел в ад и вызволил оттуда библейских патриархов. 317 …трубный глас свободы разнесся над страною живых — Честертон перефразирует библейский текст (См.: Пс. XXVI, 13). 318 Суеверие Константина — христианство. 319 Друиды — языческие жрецы кельтов, древних обитателей Британских островов и Франции. 320 Стоунхендж — огромная культовая постройка II тыс. до н. э.; остатки ее найдены в Англии; где камень упадет, там и ляжет — Честертон перефразирует библейский текст (Екл. XI, 3). 321 Солсбери-плейн — одна из главных площадей Лондона, место проведения парадов. 322 Схоластика — христианская философия Высокого Средневековья (XI—XIV вв.). Одним из величайших схоластов был Фома Аквинский (Аквинат). 323 Тайное мусульманство было одним из обвинений против UoahhaI Безземельного, короля Англии (1199—1216), во время его ссоры с папой (1205). 324 Стагирит — прозвание Аристотеля по месту его рождения — городу Стагира. 325 Аверроэс — Ибн Рушд (1126—1198) — иранский философ, один из главных представителей мусульманского аристотелизма. 326

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Братства стремились организовать религиозную жизнь в миру, призывали следовать евангельским заповедям. Они обустраивали школы, занимались благотворительностью, оказанием взаимопомощи, просветительской деятельностью, проповедовали на основе буквального истолкования библейских текстов. 28 Этот принцип был изложен на Лионском соборе 1245 г. после отлучения и низложения императора Фридриха II. 30 Вопрос о хронологической протяженности и историческом содержании, так же как и само понятие «Возрождение XII в.», является спорным вплоть до настоящего времени. Это столетие ещё называют веком «средневекового гуманизма», временем «средневековой культурной революции» и «средневековым ренессансом». Возрождение XII в. относится к числу так называемых средневековых возрождений («возрождений до Возрождения»), точное число которых в науке на сегодняшний день не установлено. К общепризнанным относятся следующие средневековые возрождения: Остготское (VI в., правление короля Теодориха), Каролингское, Оттоновское, Возрождение XII в. Для этих периодов интенсивной культурной деятельности было характерно: а) расширение круга используемых античных источников и б) создание собственных произведений по определенному античному образцу. 31 Митра солнечное божество в зороастризме, победитель злого духа Аримана. Его культ был особо популярен среди римских легионеров III вв. н.э. 33 В университетах и школах Кордовы, Севильи, Саламанки, Малаги в больших объемах, чем в других западноевропейских учебных заведениях, давались знания по философии, медицине, химии, математике и астрономии. 34 Ибн Рушд происходил из испанской Кордовы. Он, как и другие арабские комментаторы, акцентировал внимание на материалистических аспектах аристотелевской философии. 35 С VI в. Апулия, Калабрия, Неаполь, Сицилия и Сардиния были владениями Византии. В IX в. часть Апулии и Сицилия были захвачены арабами, образовавшими здесь, эмират со столицей в Палермо. С середины XI в. на эту территорию стали вторгаться норманны из Нормандского герцогства во Франции во главе с Робером Гискаром (Хитроумным). По договору 1059 г. они признали себя вассалами римского престола. Робер поддержал папу Григория VII в борьбе за инвеституру с императором Генрихом IV, за что стал герцогом Апулии и Калабрии. Ему наследовал брат Рожер, ставший в ИЗО г. первым королем Сицилии и Неаполя. С 1212 по 1250 гг. во главе королевства стоял Фридрих II Гогенштауфен, император Священной Римской империи. После смерти Фридриха II с согласия папы в 1268 г. Сицилийское королевство перешло в руки графа Прованса Карла Анжуйского, брата французского короля Людовика IX. В нач. XIV в. (1302) сначала Сицилия, а затем (1442) Южная Италия (Неаполитанское королевство) попали под власть Арагонской династии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Ибн Рушд ) трактатам Луллия, оставляя почти без внимания сочинения, посвященные полемике с последователями иудаизма и ислама, а также духовно-нравственные и естественно-научные трактаты (см.: Pomaro. 2005. P. 182-184; M ü ller. 2013. S. 111). Серьезные дискуссии среди исследователей вызвал вопрос о том, когда и почему Н. К. заинтересовался взглядами Луллия (обзор лит-ры и позиций см.: Reinhardt. 2005. S. 13-20). Одни исследователи полагали, что это могло произойти еще во время обучения в Падуе. Однако присутствие в Падуе последователей Луллия засвидетельствовано только для времени, когда Н. К. уже находился в Германии. В кон. 40-х или нач. 50-х гг. XV в. Н. К. действительно поддерживал контакты с падуанскими луллитами и получил в подарок от Фантино Дандоло, еп. Падуанского (1448-1459), рукопись с сочинениями Луллия, однако это не может объяснить раннего интереса Н. К. к луллизму. Др. исследователи предполагали, что о Луллии Н. К. впервые узнал от Геймерика де Кампо, а позднее вместе с Геймериком, знавшим о содержимом парижских б-к, посетил Париж (см.: Haubst. 1980; Colomer. 1982; Idem. 1983). Однако при всей рациональной убедительности этой гипотезы ее невозможно подтвердить прямыми свидетельствами источников, т. к. Н. К. нигде не упоминает о Геймерике в связи с поездкой в Париж или изучением работ Луллия. Мнение Р. Хаубста (см.: Haubst. 1980. S. 203-240), согласно к-рому в принадлежавшем Н. К. рукописном сборнике сочинений Луллия присутствует заметка Геймерика с его же маргиналиями (т. н. Ars generalis; Cusan. 83. Fol. 277r-303r; текст опубл. c атрибуцией Н. К.: Colomer. 1961. S. 42-46), даже в случае признания его справедливым, не может служить решающим доказательством, поскольку эта заметка находится в конце сборника и, вероятно, была присоединена к нему Н. К. в 30-х гг. XV в., а не во время поездки в Париж (см.: Reinhardt. 2005. S. 12-13). Хотя вопрос о побудительных мотивах обращения Н. К. к трудам Луллия остается открытым, не подлежит сомнению, что после работы в Париже в 1428 г.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

К вопросам муз. эстетики и воздействия музыки на человека обращались Ибн Рушд (латиниз. Аверроэс; ум. в 1198) в парафразе «Государства» Платона и в комментарии к соч. «О душе» Аристотеля, францисканец Хиль (Иоанн Эгидий) де Самора в соч. «Искусство музыки» (Ars musica, между 1296 и 1304). Изд.: Alfonso X el Sabio. Cantigas de Santa María/Ed. A. de Cueto et al. Madrid, 1899-1922. 3 vol.; Coussemaker C.-E.-H., de. Scriptorum de musica medii aevi. N. S. Mil., 1931r. Vol. 1; El códex musical de Las Huelgas/Introd., facs. y transcriptión por H. Anglés. Barcelona, 1931. 3 vol.; Prado G. Supplementum ad Kyriale ex codicibus hispanicis excerptum. P.; Tournai; R., 1934; idem. Cantus Lamentationum pro ultimo Triduo Hebdomadae Majoris juxta hispanos codices. P.; Tournai; R., 1934; idem. El Kyrial español//Analecta sacra Tarraconensia. Barcelona, 1941. Vol. 14. P. 97-128; Vol. 15. P. 43-64; La música de las Cantigas de Santa María del Rey Alfonso el Sabio/Facs., transcriptión y estudio critico por H. Anglés. Barcelona, 1943-1964. 3 t.; Liber Sancti Jacobi: Codex Calixtinus. Santiago de Compostela, 1944. [T.] 2: Música/Reproducción en fototipia, seguida de la transcriptión por G. Prado; Mettman W., ed. Alfonso X, el Sabio: Cantigas de Santa María. Coimbra, 1959-1964. 3 t., glossary. (Acta Univ. Coimbrigensis); Gillingham B., ed. Paris, Bibliothèque Nationale, fonds latin 3549 and London, British Library, Add. 36, 881. Ottawa, 1987. (Veröffentlichungen Mittelalterlicher Musikhandschriften; 16); El Códice de Las Huelgas/introd., ed. y transcriptión musical e índices: J. C. Asensio Palacios; introd., ed. y traducción de los textos: J. Lorenzo Arribas. Madrid, 2001. Лит.: Ribera J. La música de las cantigas: Estudio sobre su origen y naturaleza con reproducciones fotográficas del texto y transcripción moderna. Madrid, 1922 (сокр. англ. пер.: Idem. Music in Ancient Arabia and Spain. Madrid, 1929. N. Y., 1970); Farmer H. G. Historical Facts for the Arabian Musical Influence. L., 1930; Rojo C.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Поэтому в одних случаях откровение является отпечатком божественного Промысла как знающего будущие случайности как таковые, и тогда они происходят именно так, как о них предсказано, как, например, когда читаем: «Се, дева во чреве приимет» ( Ис. 7:14 ). А в других случаях пророческое откровение является отпечатком божественного Промысла как знающего порядок причин в отношении следствий, и тогда они иногда происходят иначе, чем о них предсказано. Но и тогда в пророчестве нет лжи, поскольку пророчество указывает на то, что низшие причины, а именно естественные причины или человеческие акты, расположены обусловить такое-то следствие. Именно так должно понимать сказанное [Исаией]: «Ибо ты умрёшь, не выздоровеешь» ( Ис. 38:1 ), иными словами: «Твоё тело распложено к принятию смерти»; а также сказанное Ионой: «Ещё сорок дней – и Ниневия будет разрушена» ( Иона 3:4 ), иными словами: «Ниневия заслужила быть разрушенной». О Боге же говорится как о «раскаивающемся» метафорически, а именно постольку, поскольку Он представляется как бы раскаивающимся, хотя [как говорит Григорий] «речения Бога изменчивы, но решения Его неизменны» 653 . Ответ на возражение 3. Как было показано выше, истина пророчества совпадает с истиной божественного Помысла, и потому условное суждение: «Напророченное сбудется» является истинным в той же мере, что и суждение: «Промысленное сбудется», поскольку в обоих случаях предшествующий член не может не быть. Поэтому и последующий член необходим, но не как нечто будущее в отношении нас, а как нечто уже существующее в божественном Промысле, о чём уже было сказано в первой части (I, 14, 13). 644 В каноническом переводе: «Да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного». 648 Аверроэс (Ибн Рушд) (1126–1198), арабский философ-перипатетик, известный своими «большими» и «средними» комментариями к произведениям Аристотеля. Читать далее Источник: Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 123-189./Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2014. - 736 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-643-8 978-966-521-475-5 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Правда, Ибн Рушд в своем экзотерическом учении был гораздо более лоялен по отношению к мусульманской религии и утверждал, что несмотря на действительную ложность учения о бессмертии не нужно говорить об этом народу, ибо народ этого не поймет и впадет в полный аморализм. Религия в том виде, в каком она существует, действительно, истинна и нужна, но лишь постольку, поскольку держит народ в узде. Истинный философ, аподиктик, может возвыситься над обычными религиозными представлениями до познания истины, а пророки, в том числе и Мухаммед, – это обычные люди. Они всего лишь проповедники нравственных положений для народа и не находятся выше философов. Эти люди только помогают держать народ в рамках нравственных положений. §6. Еврейская философия Параллельно с арабо-мусульманской и в некоторой зависимости от нее развивается и иудейская философия. Зависимость объясняется тем, что иудеи, жившие в рассеянии, в основном были сконцентрированы в арабских странах и пользовались теми же философскими источниками, что и арабы. Хотя, разумеется, религиозная основа иудейской философии была совершенно иной. В первую очередь, конечно, это Тора – Пятикнижие Моисея, главная священная книга иудаизма. В первой половине первого тысячелетия сформировался Талмуд (букв. учение) – огромный кодекс вероисповедной и морально-юридической мудрости евреев. Раввинистический иудаизм, основанный на Талмуде и Торе, господствовал в качестве ортодоксального учения на протяжении всего средневековья. Его особенностью было отсутствие проблем отношения со светской властью, поскольку эта власть осуществлялась представителями других народов, среди которых и жили иудеи. Поэтому первостепенное значение для иудеев имели собственно религиозные и религиозно-правовые вопросы, и рассматривавшиеся в Талмуде. Существовало в иудаизме и мистическое направление, связанное с учением Каббалы (букв. предание). Каббала состоит из двух книг, называющихся «Зогар» («Сияние») и «Сефер Иецира» («Книга творения»). Более философична первая книга. Она представляет собой аллегорический комментарий к Торе. В этом комментарии большая роль придается 22 буквам алфавита и первым десяти цифрам. В Каббале заметны гностические, неопифагорейские и неоплатонические элементы. В основе лежит учение об Энсофе (бесконечном), который непознаваем, не имеет никаких свойств и является субстанцией мира. Будучи и активным, и пассивным, он ограничивает себя, из чего возникают вещи материального мира. В дальнейшем Каббала оказала значительное влияние на учение хасидизма, согласно которому Бог присутствует всюду, каждое явление и событие является непосредственным проявлением Его сущности. Задачей человека является преодоление ограниченности собственного бытия и слияние с Божественным светом. Хасиды считают радость величайшей добродетелью, рассматривают пение и танцы, как путь служения Всевышнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010