Как в доме разделены достоинства и обязанности, так что одна честь и служение принадлежит родителям, другая – взрослым сыновьям и дочерям, третья – несовершеннолетним детям и слугам, однако всё это служит к пользе друг друга, так и в доме Божием, в Церкви Святой: с каждой честью связано и соответствующее служение, причем служения всех приносят пользу всем. Так постепенно и мудро созидается Тело Христово , Святая Божия Церковь . Каждый верующий, будучи членом этого Тела, при содействии других возрастает и укрепляется в чистоте и святости, [причем] в соответствующей степени и соразмерности по отношению ко всему большому Телу. А всё Тело, с начала до конца времен, а особенно – от воплощения Бога Слова на земле и до Страшного Суда, есть Святая Божия Церковь . Тело [сие] достойно бессмертия, строение [сие] достойно Бога. Ни человеческий глаз не способен охватить всю Церковь, ни человеческий ум ее постигнуть. Здание [сие возводится] из отобранных материалов: из живых камней, из очей и сердец. Чужды ему грубость и уродство, не подвержено оно тлению и ветшанию. Всё здесь на своем месте; всё превосходно – как в целом, так и в частях. Вот, братья, цель нашего путешествия! Вот смысл нашего горения в печи страданий! Вот наша жизнь, лучшая всех наших планов и замыслов и прекраснейшая всех наших желаний и чаяний. О Господи Иисусе, человеколюбивый Господь наш, не отринь нас, как неровные и угловатые камни [букв.: как негодный материал. – Ред.], но обтеши и отполируй нас и встрой нас в Свое бессмертное Тело. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 27 ноября 1. Св. великомученик Иаков Персянин . Родился в персидском городе Елапа (Вилат) в христианской семье. Был воспитан в Христовой вере и женился на христианке. Персидский царь Издигерд полюбил Иакова за его одаренность и расторопность и сделал его первым вельможей при своем дворе (управителем своего дворца). Обласканный царем, Иаков прельстился и принес жертву идолам, которым поклонялся и сам царь. Услышав об этом, его мать и супруга написали ему укоризненное письмо, в котором оплакали его как богоотступника и душевного мертвеца, в последних строках сего письма прося его, однако, покаяться и возвратиться ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скит св. великомученика Димитрия. (Он находится в ведении и пределах Ватопеда). Главный собор здесь во имя св. великомученика Димитрия Солунскаго. В скиту сем части мощей: часть от правой руки св. Марии; часть от правой же руки св. Анастасии Узорешительницы: перст св. Харалампия; небольшая часть пяти мучеников, Евстратия и проч.; часть мощей св. Марка Ефесскаго и миро св. Димитрия Солунскаго. Отсюда до скита Богородицы полчаса ходу. Скит Богородицы (общежительный, он находится в ведении и пределах Руссика). Этот скит начало свое теряет в глубокой древности и замечателен исключительно пред прочими скитами тем, что здесь первоначально при в. князе Ярославе основалась общество Русское, получив самостоятельность и права наравне с иноками других славянских племен. А иные говорят, что по указу греческаго императора Алексея Комнина в 1080 году этот скит или вернее по тогдашнему его положению обитель, повелено было только отдать в собственность Русских. И тогда, равно как и ныне, скит Богородицы имел придаточное название Ксилургу, т. е. Древоделя. Век XI был на св. горе для Русских особенно благоприятен, так что в первой половине XII века наши пустынные предки уже не вмещались в тесных пределах Ксилургу, вследствие чего, по просьбе тогдашняго русскаго игумена Лаврентия, святогорцы уступили русским Солунский монастырь св. Пантелеимона (нагорный Руссик); это было в 1169 году. Между тем их обитель Богородицы Ксилургу осталась за ними же, но в виде уже скита, как и ныне. При такой археологической для нас важности, скит Богородицы Ксилургу, как и другие, имеет частицы св. мощей: Преподобномучен. Евфимия, Игнатия и Акакия, св. Иоанна Милостиваго, св. Евангелиста Матфея, св. Иоанна Златоустаго; св. Пантелеимона; св. Варвары; св. Иоанна Кущника; св. Макрины; св. Игнатия Богоносца; св. Георгия; св. Иакова Персянина и небольшия частицы св. Древа. Собор здесь в честь Успения Пресвятыя Богородицы; по своей глубокой древности и по своему особенному типу он очень замечателен. Другой малый храм во имя препод. Иоанна Рыльскаго; строится еще храм во имя славянских просветителей — св. Кирилла и Мефодия.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

396 В отдания неподвижных праздников служба рядовому святому переносится на предыдущий (см. 12 сентября, 31 декабря) или грядущий день (см. 21 сентября). Но в отдания подвижных праздников (Вознесения и Пятидесятницы) служба рядовому святому не переносится на другой день, а поется на повечерии (см. Типикон, главу 50-ю). Потому поминание рядового святого уместно только в отдания подвижных праздников. 397 Если в Минее 5 стихир, то 1-я стихира поется дважды; если 4 стихиры, то 1-я и 2-я поются по дважды, а 3-я и 4-я – по одному разу. Если всего 3 стихи­ры, то каждую необходимо спеть дважды. 398 В некоторые дни (например, 6 ноября, 11 ноября и другие) Устав назначает петь после стихир Октоиха (то есть перед стихирой «Славы») еще одну (очень редко – две) стихиру святому с ее особым припевом. В таких случаях стихиры поются по следующей схеме: 1-я стихира Октоиха, стих «К Тебе возведох…», 2-я стихира Октоиха, стих «Помилуй нас, Господи…», 3-я стихира Октоиха, стих святого из Минеи, стихира святого из Минеи. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения по гласу стихиры «Славы»; в среду же или пятницу поется Крестобогородичен Минеи на ряду. 399 В некоторые дни памяти шестеричных святых поется особая стихира на «Слава, и ныне» (см. 6 сентября, 17 декабря). 400 В храме Архангельском во вторник и в четверг и в храме Предтечи (как и в любом храме в честь пророка) в четверг тропарь храма поется перед дневным тропарем (см. Типикон, главу 52-ю). Кроме того, в понедельник в храме Небесных Сил бесплотных, во вторник в храме Предтечи и в четверг в апостольском храме или храме святителя Николая тропарь храма опускается. 401 Иногда после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» добавляются сти­хиры святому из Минеи с их припевами (см., например, 1 ноября, 17 декабря и другие дни). 402 В 21-й главе Типикона сказано, что изобразительные антифоны поются только в дни памяти святых, которым указана «песнь во Уставе на литургии», то есть которым Устав назначает «Блаженны». Однако в реальности почти всем шестеричным святым (кроме мученика Иакова Персянина, 27 ноября) в Месяцеслове назначены «Блаженны» (из 3-й песни канона на 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

6 фунт.; 2) местный образ Божией Матери Тихвинской; риза на нем серебряная с позлащенными венцами и сиянием; серебра в ризе 84 пр. 4 фунта 48 зол.; 3) храмовый образ Казанской Божией Матери врезанный в доске, на полях которой изображения: вверху – Знамения Божией Матери, по сторонам – Благовещения и святых, расположенных на гру?? по две на стороне; риза на образе и прочих изображениях сребропозлашенная, новейшей изящной чеканки, 84 пробы, хитон на предвечном Младенце без позолоты, весьма тонкой сквозной резьбы; венец Богоматери украшен мелким жемчугом и 18 восточными камнями различной величины и цвета; коронка и звездочка на убрусе и облачении – из страз; в звёздочках 2 больших восточных камешках синего цвета; весу во всей ризе 4 фунта 20 золотн; на образе сребропозлащенный крест 84 пробы весу 9 зол.; в нем, вложена часть св. мощей великомученика Иакова персянина; пожертвован крест в 1857 году женой полковника Еленой Константиновной Дмитриевой; 4) на северных входных вратах живописное изображение архистратига Михаила; 5) в раме над царскими вратами иконописный образ коронования Божией Матери, в серебряной ризе 84 пр. с позлащенными венчиками, весу 1 фунт 4 зол. 3) Придел во имя св. великомученицы Варвары – на хорах соборного храма с левой стороны. Престол освящен 3 декабря 1855 года. Предалтарный иконостас устроен в 1855 году. Иконостас этот совершенно такой же, как и в правом приделе. На царских вратах 6 образов: Благовещения и четырех евангелистов. С правой стороны царских врат: 1) местный образ Спасителя живописный, врезан в деке, на полях которой изображения: вверху (в полукружии) – Живоначальной Троицы, по сторонам – разных святых, в шести группах, по три на стороне; риза на всем образ серебряная 84 пр., новой чеканки; серебра во всей ризе 4 фунта 38 зол. С левой стороны царских врат 2) местный образ Тихвинской Божией Матери; риза вышита по фольге мелким жемчугом и простыми цветными каменьями; венцы с сиянием сребропозлащенные: на полях серебряный оклад; серебра в венцах и окладе 84 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Будучи показан свыше, четвероконечный крест с самой глубокой древности считался крестом Христовым и пользовался почитанием: ему поклонялись, называли животворящим и приписывали спасительную силу. Св. ап. Андрей, как известно, был распят на четвероконечном кресте (на подобие буквы X), но «пришед ко кресту не поругася, яко ныне врази Христовы поругаются», а сказал: «благословен буди кресте, иже плотию Христовою освящен»: при этом «и инии велию честь и поклонение кресту сотвориша» (Кир. кн., л. 174 об. – 175). Книга о вере в 9 гл., о животворящем кресте, утверждает, что слова ап. Павла: Да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота ( Еф. 3:18 ) все учителя церковные разумеют о кресте Христовом. А так как широта, долгота, глубина и высота составляют четвероконечие, то очевидно, что они разумеют их о кресте четвероконечном. Св. Василий В. на вопрос: «Для чего крестом совершено домостроительство вочеловечения»? отвечает: «Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые, ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира» (Твор. Вас. В. ч. II, толк. на Исаию, стр. 287, изд. 3). Преп. Ефрем Сирин называет крест, полагаемый нами на себе, значит, четвероконечный, животворящим и говорит: «сей бысть водружен на месте лобнем» и ниже: »сим оружием драгим Христос Бог наш разверзе всенесытую адову утробу» (Сл. 102 о похв. кресту, л. 262 об.). Св. Афанасий Вел. в ответах на вопросы Антиоха князя свидетельствует: «образ крестный от двою древу совокупляюше. Внегда кто нас укорит от неверных, яко древу кланяющеся, можем обе древе разлучивше и образ крестный разрушивше, сия непщевати праздна древа и неверному заградити уста, яко не древо, но образ крестный почитаем» (Кн. Матфея Прав. сост. 5, гл. 6; в Скриж. 1656 г. л. 57). Бл. Феодорит в толковании на 22 псалом говорит: «жезл твой и палица твоя та мя утешиста. Глаголати убо можеши жезл и палицу самый крест. Его же печатию и воспоминанием врагов побеждающе ко истинным наставляемся стезям. От дву бо палиц составляется» (Вып. Озер. 2, 279). «От дву палец» составляется крест четвероконечный. В житии Иакова Персянина (IV в.) рассказывается что ему, по повелению персидского царя Исдегерда, отрезали один за другим все члены тела, при том так, что каждый палец рук и ног отдельно. При таких страшных мучениях, св. Иаков немолчно прославлял Господа и, когда у него отрезали 4-й палец правой ноги, сказал: «Всякую прискорбна еси, душа моя, и всякую смущаеши мя. Уповай на Бога, силою четвероконечнаго креста спасающаго мя» (Ч.-Мин., 27 ноября). 370

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

После Святогорских старцев приехали в Москву за милостынею, Славянские из Сербской земли: Саввинского Милешева монастыря архимандрит Феодосий и Чемлюшского Успенского игумен Паисий, который уже был однажды в России. Вслед за ними из города Корца прибыли Митрополит Неофит с архимандритом Мелетием из Болгарии. Неофит привез Государю грамоту от Иоасафа Архиепископа Иустинианского, Охридского и всей Болгарской, Сербской и Волошской земли, которою извещал он, что Митрополит Серафорский и Корецкий Неофит впал в великий долг от тяжких и многих державцев, притесняющих церковь Божию, так что едва не разорили ее в конец. Он вынужден был заложить сосуды церковные и иные необходимые вещи сей митрополии; помощи же не откуда ожидать не было. Такого же содержания была грамота и Патриарху Филарету. В Ноябре 1628 года Государь принимал у себя все духовные власти Греческие и Болгарские, которые тогда случились в Москве: Митрополита Неофита и Селунской области Епископа Феофана с их архимандритами, скита Афонского архимандрита Макария и двух Сербской земли, Феодосия и Паисия. Митрополит привез от себя в благословение Государю мощи великомученика Пантелеимона и миро великомученика Димитрия; Епископ Феофан мощи мученика Иакова Персянина, архимандрит Макарий полотенце Св. Димитрия Селунского, Феодосий и Паисий мощи мучеников Стефана нового и Агафоника. При представлении Патриарху Филарету Никитичу они также поднесли ему в дар мощи Феодора Стратилата, Епископа Григория Паламы и мучеников Сергия и Агафоника. Между ними является еще архимандрит Иверского монастыря Акакий, который уже был в России за милостынею и принес грамоту Царьградского Патриарха Кирилла и часть мощей Игнатия Богоносца . В Феврале месяце пришли ко двору царскому новые просители из Фессалии: Благовещенского Сосина монастыря архимандрит Гавриил с грамотою от Патриарха Кирилла, который извещал Царя, что в области Янинской, в горе Сосине, есть монастырь царский, вместе и патриарший, Благовещения Богоматери, в котором обитает множество иноков, но по изволению Божию было на них нахождение варваров и они впали в долг до ста тысяч левов, потому что у них случилось убийство в виноградниках: их работника убили, и за это их монастырь пострадал много от безбожных властей того города; их самих посадили в железа, и ныне великую нужду терпят от неоплатного долга; они должны были занять до ста т. ефимков и заложить церковные сосуды. Патриарх умолял Государя спасти монастырь от руки неверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

После этого посрамления святого мученика стали истязать самым жестоким образом. У него, как у Иакова Персянина (см. 27 ноября), были постепенно отсечены, кроме головы, все члены святого его тела топором. Но святой, имея ум устремленным к укрепляющему его Иисусу Христу, терпеливо переносил лютые муки от ожесточенных мучителей. Потом его, еще живого, бросили в нечистое место, где святой преподобномученик Гедеон предал свою душу в руце Божии, 30 декабря 1818 года. Святые мощи преподобномученика, как тело с главою, так равно и все отсеченные члены, благочестивые христиане выкупили у мусульман и с честью погребли в церкви Двунадесяти апостолов в Турнове. Спустя несколько времени часть святых мощей мученика была перенесена в обитель Каракалл, где преподобномученик от юности подвизался в иноческих трудах. — Всемогущий Бог, за подвиги и страдания Своего угодника, восхотел и его прославить чудесами, которые изобильно подавались от цельбоносного его гроба и от прикосновения к святым его мощам всем, с верою к нему приходящим. Святой еще при жизни предсказал падение мучителю своему Вели-паше, что вскоре и сбылось после его мученической кончины. Молитвами святого преподобного Гедеона, Христе Боже, помилуй и спаси нас. Аминь. Добавление В похвальном слове в честь афонских святых, помещенном в составленной блаженной памяти Никодимом Святогорцем службе святым, на Афоне просиявшим, кроме поименованных и известных святых, упоминаются им и неизвестные по имени, как-то: преподобный Игумен ватопедский, видевший ужасное чудо от иконы Богоматери Отрады и Утешения [ 342 ], преподобный Экклесиарх ватопедский же, иеродиакон, который при нашествии варваров скрыл чудотворную икону Богоматери Алтарницы (Bhvatarissa) [ 343 ]; преподобный Инок , обитавший в пределах монастыря Пантократора, услышавший от архангела Гавриила песнь Богородице: «Достойно есть» [ 344 ]. Но кроме сих, упомянутых Никодимом в его похвальном слове афонским отцам, из других источников видно, что есть и еще отцы, также просиявшие святой жизнью на Афоне, но которые почему-либо остались не известными Никодиму. О некоторых из них собраны нами сведения, которые мы и помещаем в виде прибавления; прочих же преподобных отцов, о жизни которых не имеем дальнейших сведений, приводим здесь только имена — для благочестивых читателей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тамо узриши (и поклонишися) многи и различныя мощи, из них же и сия: Святаго Георгия мученика часть. Святаго Иоанна Златоустаг о. Святых Безсребреников. Нога святыя Макрины цела. Святаго первомученика и архидиакона Стефана часть. Святаго Киприана нога цела. Святаго Василия Амасийскаго рука вся. Миро святаго Димитрия. Святаго Апостола Петра кровь. Святаго Пантелеймона часть. Нога святаго Михаила Синадскаго. Святаго Афанасия Великого часть. Святаго Апостола Луки. Святаго Апостола Варфоломея. Святаго великомученика Ермолая. Святаго мученика Меркурия. Святаго Иоанна патриарха Константинопольскаго, постника. Святаго Стефана новаго. Святаго Ипатия. Святых 40 мученик. Святаго Агафаггела. Святых 5 мученик. Святаго Евстафия. Святых Феодоров, Стратилата и Тирона. Святаго и праведного Лазаря. Святаго Нестора. Святыя Анастасии. Святаго Иакова Персянина. Глава святаго мученика Фотия– И иныя различныя частныя мощи. На праве, яко же входишь в церковь , обретается придел святаго Николая. А на леве Собор Архистратигов. Обретается и церковь иная древняя Предтечева, внутрь монастыря, имущая четыре столпы мармаровыя зеленыя, и помост изрядный. И ина церковь Пресвятыя (близ врат монастырских), свинцепокрыта, создана от пресветлейшаго государя Тверскаго Асотана. В сем обегается икона Владычицы, яже именуется и Портаитиса Придверница, яже прииде по морю сама во время иконоборства. Обретаются же лампады пред святою иконою оною сребряныя 14-ть, кроме иных, неусыпаемыя. Обретается и иеромонах (прозмонарий ключарь) благоговейный и добродетельный, един тамо всегда обретался и служа церкви, которой и поет повседневное последование в ней и молебны. Икона же та вся украшена есть златом и камением честным. Поверх себе имать покров изрядный, и окрест ея висит лампад осмдесят сребреных, и внизу под собою имать различныя обетования многоценная, иконы малыя и нанедренники сребропозлащенны. Икона вельми чудотворная, имать же и знак ножеударения на шии, отнюду же истече крови много, и видится даже до днесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Апокрифы смешанного содержания, Сказания о Лице Спасителя и Богоматери. Первоевангелие Иакова Сказание Афродитиана Персянина о бывшем чудеси в Персидстей земле Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов Евангелие Никодима Послание Пилата к Тиверию Кесарю Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря, Марфы и Марии Сказания о сошествии Иисуса Христа во ад. Слово Евсевия, Епископа Александрийского о вшествии Иоанна Предтечи во ад Слово в великую субботу Св. Епифания, архиепископа Кипрского Слово. в субботу шестую поста на воскресение друга Божиа. Лазаря Сказание об Иуде предателе Легенда об Иерействе Иисуса Христа Переписка Иисуса Христа с Авгарем и сказания о нерукотворенном образе Месяца августа 16 день. Принесение нерукотвореннаго образа Господа нашего Иисуса Христа. Сказание о нерукотворенне образе Господа нашего Иисуса Христа Повесть списана иже во святых отцем нашим Григорием епископом Ниским. о обретении нерукотворенаго образа Господа нашего Иисуса Христа. иже в Камулианех Принесение нерукотворенаго образа Господня от Едеса в Царьград Послание Авгаря царя к Господу нашему Иисус Христу Отписание Господа нашего Иисус Христа. Послано с Ананиею борзоходцем. к Авгарю царю в град Едес Повесть о нерукотворенном образе императора Константина Багрянороднаго Слово Иоанна Богослова на Успение Божией Матери Легенда о кровоточивой жене Веронике, поставившей образ Спасителя в Панеаде Слово о успении Божией Матери Иоанна, архиепископа Солунского Житие Пресвятой Богородицы Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы Апокрифические сказания Эсхатологического характера. Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на горе Елеонской I II Вопросы Иоанна Богослова Господу Вопросы князя Антиоха и ответы Св. Афанасия Александрийского Беседа трех святителей Беседа святых трех святителей, Василия великаго кесарийскаго и Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, с толкованием от патерика римскаго Устроение словес Василия и Григория Феолога и Иоанна Беседа трех святителей Сказания об Иисусе Христе, Богоматери и апостолах, вошедшие в хронографы Луцидариус Предисловие Часть I Часть II Часть первая. Книги сея Часть вторая. Книги сея Предисловие. Общий обзор апокрифических сказаний о новозаветных лицах и событиях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Увидев лицо Пречистой, все апостолы воскликнули велиим гласом: всесвятая Богородица, помогай нам! А те чудеса апостолы видели после преставления Пречистой, а до преставления Пречистой апостолы ходили проповедовать по земле и опять пришли в Иерусалим поклониться Пречистой, «аки Спасу и св. апостолу Иакову, брату Господню, а Пречистая тогда ходила с апостолом Иоанном во святую гору...» Здесь, очевидно, смешаны два сказания: 1) о происхождении обычая приготовлять артос и 2) о начале чина панагии. Слова: «а та чудеса видеша апостоли после преставления Пречистыя» показывают, что рассказ о явлении Богоматери апостолам в Антиохии прибавлен к Сказанию об артосе из повести о чине панагии. Ясно, что из одного предания о том, что апостолы после смерти Спасителя имели обыкновение во время трапезы оставлять одно место незанятым и на нем полагать часть хлеба, произошли два чина – чин приготовления артоса на пасхальной неделе и чин панагии. После сочинений Максима Грека сказание о происхождении чина панагии мы встречаем в Хронографах (ниже оно напечатано по Хронографу XVI в. Соловецкой библиотеки 51); оно вошло также в Четь-минеи св. Димитрия Ростовского (15 августа). Житие пресвятой Богородицы Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы Все сказания о Божией Матери, не только о ее успении, но и о рождении и первых годах жизни мы находим соединенными в одно целое в Житии пресв. Богородицы иерусалимского монаха Епифания, жившего около XI-XII в. 77 . В предисловии к Житию автор замечает, что, хотя многие из писателей похваляют Богоматерь, однако ни один из них «о житии ее и о воспитании» не написал «праве и богоявленне» (ρθς κα εαποδκτως), и затем указывает на упомянутые выше апокрифические сочинения: «Иаков же евреин (Первоевангелие Иакова), Афродитиан персянин (Слово о рождестве Христове) и нецыи прочии, о рождении ея точно рекше, о прочих умолчаша. О успении же ея Иоанн Селунский, многословное сътворив Слово, сам себе покры (πεσκασεν) и ин некто Иоанн, иже себе богослова нарече, лжею покрывся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010