На Афоне в настоящее время 20 монастырей из них: 8 штатных и 12 общежительных, 12 скитов, до 800 отшельнических келий и до 10 000 всех иноков, из коих большинство греки и русские, а затем болгары, сербы, молдаване и грузины. Монастыри и скиты св. Афонской горы. 1. Русский Монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона (Киновия т.е. общежитие). Главный собор монастыря посвящен имени святого великомученика и целителя Пантелеимона, котораго честная глава, здесь находящаяся, составляет утешение и бесценное украшение и сокровище как храма, так и всей обители. Кроме того, в сем храме находятся и другия святыни следующия: части Древа Креста Господня и св. мощей; частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; глава св. преподобномученика Стефана Новаго; глава св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины, частицы мощей: св. Иосифа Обрученника, св. Апостола Фомы, преподобнаго Симеона Столпника; св. мучеников: Георгия победоносца, Димитрия мироточиваго, Иакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феодора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мученик дву тму в Никомидии сожженных. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленнаго от Гроба Господня, из котораго сделан седмисвещник. Второй собор — Покрова Пресвятыя Богородицы. Святыни храма сего: несколько частей Животворящаго Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея, Матвея, Луки, Филиппа, Фомы, Варооломея, Варнавы, Иакова Алфеова, Тимофея, Прохора, Фаддея... (стр. с 13 по 20 утеряны). Параклисов четыре: 1) св. царя Константина; 2) св. великомуч. Георгия Победоносца; 3) св. великомуч. Димитрия; 4) Всех Святых. Основание Костамонита приписывают Константину Великому, или сыну его Константию; но вернее, то предание, что ктитор его — вельможа царственнаго двора Комнинов; следоват. он основан не ранее XIII или XIV в. Название производят от окружающих его каштановых рощей. От Костамонита до Зографа один час ходу, до Кареи три часа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

В Житии Богоматери иерусалимского иеромонаха Епифания, которое в славянских рукописях встречается очень часто, на Иакова Евреянина указывается, как на первого описателя жизни Богоматери. В Хрониках и Хронографах русской редакции, при рассказе о рождестве Христове, указывается также на Первоевангелие Иакова. Некоторые рассказы из Первоевангелия вошли в Четь-минеи митрополита Макария и Димитрия Ростовского (Житие праведных Богоотец Иоакима и Анны, 9 сентября). Антоний Радивиловский в одной своей проповеди передает рассказ о бегстве Иисуса Христа в Египет. Но когда и где Первоевангелие было переведено в первый раз на славянский язык, определить трудно. В старых славянских рукописях оно встречается довольно часто и между прочим помещено в Макарьевских Четь-минеях под 8 сентября. По ркп. XV в. оно напечатано в Пам. стар. русск. литерат. III, 76–80, здесь оно соединено с словом на Рождество Христово, возникшим уже под его влиянием; сначала идет это слово, а потом уже Первоевангелие, и не сначала, а с 17-й главы. Вполне оно напечатано по списку Макарьевских Четь-миней в первом выпуске их издания Археографической комиссией под 8 сентября. Другое издание в славянском переводе сделано Новаковичем в Starine, кн. X; этот перевод значительно разнится от списков, напечатанных в Памят. стар. русск. литер., Макарьевских Четь-минеях и от ниже напечатанного соловецкого списка (из Солов. сборника, 804) XVI–XVII в., которые все гораздо ближе к греческому тексту, чем список Новаковича. Соловецкий список, впрочем, также заключает довольно особенностей по языку и изложению, так что может считаться особой русской редакцией (особенности эти указаны при напечатании самого текста). Сказание Афродитиана Персянина о чуде, бывшем в персидстей земли, и Слово о рождестве Христове и о пришествии волхвов Оба эти сочинения составлены с той целью, чтобы объяснить, каким образом восточные волхвы узнали о рождении Спасителя. В Евангелии Матфея ( Мф.2:1–2 ) сказано, что волхвы, пришедши в Иерусалим и спрашивая о месте рождения Спасителя, говорили: видехом звезду Его на востоке и приидохом поклонитися Ему; но апокрифам такого объяснения показалось недостаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Подавайте своим детям собою добрый и спасительный пример, начинайте воспитание их с божественного и поощряйте стремление их к добродетели. И конечно, когда будете поступать так, тогда можете надеяться, что дети ваши возрастут во славу Божию, на утешение вам и во спасение собственных их душ. Аминь. 27-й день 91. О том, примет ли Бог раскаяние совратившихся в раскол и паки желающих войти в общение с Церковью (Из жизни святого мученика Иакова Персянина. Чет. Мин. нояб. 27) Между вами есть люди, которые прежде были православными, а потом сделались раскольниками. Если бы такие люди вздумали опять возвратиться в лоно православной Церкви, то, как вы думаете, братие, принял бы Бог их паки в оную или нет? Простил бы их или не простил? Не знаем, как вы думаете о сем, но мы со своей стороны вполне уверены, что таковых людей несомненно бы в Церковь Господь принял и прежнее их отступление от неё непременно бы им простил. Вы, конечно, спросите при этом: чем же это последнее доказать можно? На это отвечаем вам, что сие последнее можно доказать примерами следующими. Святой мученик Иаков Персянин имел родителей христиан, воспитан был в благочестии и женат был на христианке. Но вот однажды он, будучи прельщён ласками от царя, отступил от христианской веры, принёс вместе с царём жертвы идолам и поклонился им. Мать и жена Иакова, узнавши об этом, послали ему следующее письмо: «Плачем и рыдаем, – писали они, – о том, что ты из сына света стал сыном тьмы и геенны. Знай, что если не отвратишься от идольской прелести и не обратишься к Богу, то ты никогда не будешь иметь части с нами и, пока останешься идолопоклонником, никогда мы с тобой и не увидимся. Помни, что гнев Божий рано или поздно постигнет тебя, и тогда раскаешься, но раскаяние твоё останется бесплодным, и ты увидишь себя в геенне огненной. Умоляем же тебя со слезами, обратись ко Христу и потщись убежать от грядущей на тебя ярости Божией». Прочитавши это письмо, Иаков воскликнул: «Если мать и жена не хотят теперь видеть меня за то, что я отвергся Христа, и мне горько это; но насколько же горше мне будет в грядущем веке, когда Бог придёт судить живых и мёртвых и каждому воздаст по делам его?» После этого Иаков заплакал и, рыдая, стал каяться в своём от веры отступлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Сюжет вставки об отказе следовать монг. «прелести» и о мученической кончине О. И. имеет сложный компилятивный и символический характер, всю глубину к-рого мог понять лишь образованный и весьма начитанный человек. Во-первых, сюжет рассказа об отказе О. И. служить Батыю явно близок к летописной «Повести...» об убийстве после битвы на р. Сить в 1238 г. Ростовского св. блгв. кн. мч. Василия (Василько) Константиновича (ср.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 465-467). Во-вторых, описание гибели и способа казни О. И. полностью соответствует рассказу о гибели в Орде при дворе хана Менгу-Тимура Рязанского св. блгв. вел. кн. мч. Романа Ольговича . При этом в Троицкой летописи (свод 1408/09 г., написан после 1422) и в зависимой от нее Симеоновской летописи кон. XV в. мученический подвиг Романа сравнивался не с подвигом первомч. Стефана, а с мучениями Иакова Персянина (Перского) ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 330; ПСРЛ. Т. 18. С. 73). По мнению Лихачёва, Житие Иакова Перского «отчасти послужило образцом и для описания мученической кончины Олега Красного в повести» ( Лихачёв. 1949. С. 261; Он же. 1986. С. 239). В-третьих, рассказ об обнаружении под Пронском останков О. И. рязанским кн. Ингварем Ингоревичем («честную его главу сам князь велики Ингварь Иньгоревич и до града понеси, и целова ю любезно»; см.: Лобакова. 1997. С. 152-153) совпадает с сюжетом обнаружения на месте битвы на р. Сить главы Владимирского св. блгв. вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича (который, кстати, также упоминается в «Повести...»), ее переноса в Ростов и захоронения в раке вместе с телом (ср.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 467). Т. о., по замыслу авторов «Повести...», отказ от монг. «прелести» и мученический подвиг О. И. ставили его в один ряд с др. рус. князьями-мучениками XIII в. Согласно версии «Повести...», останки О. И. были перенесены из Пронска в Рязань, где похоронены в неназванном соборе «с великим князем Юрьем Ингоревичем во единой раце» ( Лобакова. 1997. С. 152-153). Почитание О. И. не канонизирован. В Рязанском княжестве почитался как представитель местной княжеской династии.

http://pravenc.ru/text/2578289.html

Когда стали разбирать упразднившуюся деревянную церковь, тогда священник велел мужичкам и свои иконы принять. Тут-то владетель явленного образа, убоясь гнева Царицы Небесной, открыл священнику всю истину - каким образом и где явилась Владимирская икона Божией Матери, и какие были ему сновидения, и как он беспокоился в совести, скрывая от всех то, о чем следовало бы немедленно объявить. Священник донес обо всем благочестивому помещику Раевскому, который положил на икону дорогую сребропозлащенную, убранную жемчугом и каменьями ризу и поставил в новой каменной Димитриевской церкви. Разыскали и само место явления святой иконы, и лишь только тронули заступом землю, как открылся обильный родник чистой и приятной на вкус воды. С молебствием освятили воду и в приготовленное углубление опустили деревянный сруб. Над ним поставили голбчик[ 3 ] и все место обнесли частоколом. Из года в год явление святой иконы и источника делалось более и более известным. Отовсюду стекались богомольцы, особенно 21 мая[ 4 ]. Многие приходили даже издалека испить целебной воды и искупаться в светлых струях ее, которые, обильно стекая вниз по скату горы, образовали довольно широкий проток в лощине. Явленная Владимирская икона Божией Матери вделана в настоящее время в резную золоченую тумбу. 4. Икона Успения Пресвятой Богородицы в дорогой сребропозлащенной, украшенной жемчугом и каменьями ризе. В ней 24 части святых мощей угодников Божиих: святителя Гурия Казанского, святой Евфимии Прехвальной, святого мученика Арефы, святого Никиты, Патриарха Цареградского, святителя Василия Великого, святого апостола Иакова, брата Божия, святителя Иоанна Златоустого, святого Никиты Нового, святого Анастасия Персянина, святителя Иоанна Милостивого, святого апостола Филиппа, святого Дамиана, святого Иакова, святителя Григория Богослова, святого равноапостольного князя Владимира, святого мученика Христофора, святого благоверного князя Александра Невского, священномученика Игнатия Богоносца, святого Зеведея[ 5 ], святого мученика Евстратия, святого апостола Иуды, святого Афанасия, святого апостола Прохора и святого Илии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

К основной 3-нефной части храма с сев. стороны примыкают 2 боковых нефа; пресвитерий разделен на неск. компартиментов, в к-рых размещены 2 алтаря и баптистерий; с юж. стороны к церкви пристроена капелла мч. Иакова Рассеченного (см. Иаков Персянин ). Между юж. столпами главного нефа смонтирован каменный «иконостас», собранный из разновременных резных панелей; в центре помещено изображение Богоматери с Младенцем на престоле (1745); некоторые другие рельефы, в т. ч. фигуры всадников, скорее всего относятся к атабекской эпохе. В 2005 г. в церкви была обнаружена мраморная панель с рельефным изображением Богоматери с Младенцем (XIII в.?), к-рое, вероятно, служило образцом для джалилийского рельефа. Рядом со старым храмом в 1862 г. была построена «Новая Тахира» - сиро-католич. кафедральный собор М. ( Herzfeld. 1920. S. 295-297; Fiey. 1959. P. 136-141). Церковь Богородицы Часов. Фотография. XIX в. Церковь Богородицы Часов. Фотография. XIX в. IV. Сиро-яковитская ц. Эт-Тахира, была восстановлена в 1744-1745 гг. (время основания неизвестно) и впосл. неоднократно реконструировалась. После того как старое здание ц. Пресв. Богородицы окончательно перешло к сиро-католикам, был возведен новый храм (освящен в 1896). В церкви хранились мощи мч. Иакова Рассеченного и ряда святых, почитаемых Сирийской яковитской Церковью ( Fiey. 1959. P. 151-154). Храм был полностью реконструирован в 70-х гг. XX в. Вместе с прилегающими зданиями разрушен боевиками ИГ в 2015 г. Среди церквей, построенных в М. в XIX-XX вв., наибольшее значение имела католич. доминиканская ц. Богородицы Часов (1866-1873), к к-рой примыкали монументальные здания католической миссии. Церковь, имеющая в плане форму сдвоенного триконха и увенчанная 2 массивными куполами, была одной из архитектурных доминант городского центра М. В интерьере облицовка из серо-голубого мосульского мрамора сочеталась с орнаментальной росписью, покрывавшей стены и своды храма. В 2008 г. церковь была повреждена взрывом. Мон-рь Раббан-Хормизд близ Алкоша Согласно церковным преданиям, древнейшие мон-ри были основаны в IV в., хотя достоверные сведения об их существовании относятся к более позднему времени.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

От Эсфигмена до Ватопеда – два часа ходу, до Кареи пять часов. Соборный храм в честь Вознесения Господня. В соборе, кроме животворящего древа Крестного, есть мощи: глава св. Ап. Иакова Алфеева; часть главы св. Парфения, епископа Лампсакийского; левая нога св. Марии Магдалины; часть главы св. Афанасия, патриарха Цареградского; челюсть св. Иакова Персянина; части: св. Иоанна Златоуста , св. священномуч. Харалампия и Модеста; св. великомучен. Пантелеимона; св. великомучен. Варвары, св. Меркурия, Евфимия; св. муч. Марины; св. Трифона; св. св. Стефана архидиакона и св. Ермолая; глава преподобномуч. Агафангела Нового и другие. Кроме собора, здесь параклисы: 1) Успения Богоматери; 2) св. Архангелов; 3) св. Григория Паламы ; 4) св. Константина и Елены; 5) св. Анфима, священномуч. Никомедийского; 6) св. Нилов-Святогорского и Синайского; 7) св. Георгия и Геннадия, патриарха Константинопольского . Эсфигмен основан Греческим императором Феодосием младшим и царственной его сестрой Пульхерией в 5 веке. Эсфигмен для России замечателен и близок, потому что здесь первоначально подвизался на соседственной с монастырём горе Самаре, в пещере, преподобный Антоний Киевский, пришедший на Святую Гору к здешнему игумену Феоктисту. 8.Ватопед (идиоритм) Ватопед от Кареи находится на расстоянии трехчасового пути; от Пантократора отстоит на два часа. Соборный храм в честь Благовещения Пресвятой. Богородицы. Кроме частей животворящего древа Креста, трости, губы, хламиды и власов Христовых, здесь находится единственная и бесценная святыня Ватопеда – это пояс Богоматери и чудотворные иконы: 1) Чудотворная икона Божией Матери, так называемая Закланная; 2) икона Божией Матери, именуемая Провозвестительницей; 3) на горнем месте икона Пресвятой Богородицы, называемая Ктиторской; 4) икона Божией Матери – Отрады, или Утешения; 5) в дохиарной монастыря находится иная чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивой; 6) и над вратами монастыря находится чудотворная икона Божией Матери. Здесь есть много св. мощей в отдельных частях: глава св. Григория Богослова ; глава св. Андрея Критского ; нога св. Апостола Варфоломея; части св. мощей св. великомуч. Феодора Стратилата; стопа ножная до великой кости св. Параскевы Римляныни; часть св. муч. Кирика; части от глав св. мучеников Сергия и Вакха; часть главы священномуч . Харалампия; часть от правой руки священномучен. Ермолая; часть правой руки св. великомученика Пантелеимона; часть руки св. мученика Трифона; часть руки св. Иоанна Милостивого; кость от плеча св. архидиакона Стефана; часть руки св. мученицы Марины; головной череп нового чудотвор. Евдокима, св. Модеста; часть главы и честное миро св. великомуч. Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Частицы мощей И. П. широко распространены на христианском Востоке. В записках неизвестного арм. путешественника упоминается о мощах И. П. в мон-ре св. Стефана в Манганах в К-поле ( Brock S. P. Medieval Armenian Pilgrim " s Description of Constantinople//REArm. N. S. 1967. Vol. 4. P. 87). Согласно свидетельству рус. паломников XIV в. (Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина, дьяка Александра, диак. Троице-Сергиева мон-ря Зосимы), в мон-ре Пантократора в К-поле существовало почитание главы святого ( Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. Р. 43, 95, 153, 187, 293, 387). В наст. время глава великомученика хранится в мон-ре вмц. Анастасии Узорешительницы на п-ове Халкидики, а часть главы - в ц. вмц. Екатерины на о-ве Керкира. Часть ноги находится в мон-ре свт. Николая Чудотворца близ Апикии на о-ве Андрос, др. частицы мощей - в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Киккском мон-ре на о-ве Кипр, в ряде афонских мон-рей (Иверском, Ксиропотаме, Великой Лавре, Дохиаре, прп. Дионисия, Симонопетре, Пантелеимоновом, в скитах Нов. Фиваида и Богородица), в греч. мон-рях Агафона, Дусику, Мега Спилео, ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, в мон-рях нмч. Феодора, Таксиархов близ Нафплио на п-ове Пелопоннес, Живоносного Источника на о-ве Андрос, Неа-Мони на о-ве Хиос, Честного Креста Господня на о-ве Самос, в исихастирии Вознесения Господня в Козани (Македония) и др. Часть мощей И. П. хранится в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун (Египет) и в ц. аль-Тахира в Мосуле (Ирак). На Западе существуют др. версии местонахождения честной главы И. П. Известно лат. сказание (BHL, N 4102), согласно к-рому в 1103 г. мон. Вильгельм (Людовик) привез главу в аббатство Кормери (близ г. Тур, Франция) из К-поля, где он получил ее от архимандрита мон-ря св. Диомида в Никомидии (Turris S. Diomedi - башня св. Диомида). Однако, как сообщается в Проприях на день памяти И. П. из Бревиария базилики св. Петра в Ватикане за 1674 г., мощи И. П. были перенесены в Италию римлянином Кириллом, а глава при папе Евгении IV (1431-1447) была передана собору св. Петра в Ватикане кард. Иорданом Урсином.

http://pravenc.ru/text/200345.html

В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из храма Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря. В середине XV века в Новгороде была написана икона «Битва новгородцев с суздальцами», которая послужила образцом для других икон на эту тему. Знатоки русской иконописи сравнивают эту икону с «Похвалой Знамению», созданной иеромонахом Пахомием Сербом. В честь иконы Богоматери «Знамение» написаны два канона. Первый написан около 1440 года сербом иеромонахом Пахомием Логофетом, приехавшим на Русь с Афона. Слава святой иконы «Знамение» велика. На протяжении последующих столетий чудесами были прославлены некоторые списки. К их числу относятся иконы Мирожская, Абалацкая, Царскосельская, Курская-Коренная и многие другие. Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру. В тойже день Святаго великомученика Иакова Персянина, и преподобнаго отца нашего Палладия На Господи, воззвах: стихиры мученика Иакова, на 6, глас 2. Подобен: Егда от Древа Мира красная оставив,/рода светлость, богатство и красоту,/все же чувство отверг,/и, телом раздробляемь,/страстей подражанием, радуяся, последовал еси Христу, Иакове,/яко убо общник страданьми славы был еси воистинну/и Царствия ныне сопричастник. Уды пожинаемь плоти,/и нестерпимыя болезни и раны терпя,/мучениче Христов, достославне Иакове,/и мучителей суровство поправ мужественно,/победы многоценный венец приял еси;/имже ныне украшаемь, блаженне,/Божественному Владыки твоего Престолу/с пострадавшими с тобою предстоиши. Имея дерзновение ко Христу,/о всех, верою совершающих честный твой праздник,/мучениче приснопамятне, тепле предстоиши,/от бед избавляя и страстей свобождая,/всякаго обстояния лютых изымая,/подавая душам спасение/Божественными твоими молитвами,/яко да светлыя твоя подвиги прославим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

великомуч. Анастасии в серебряной оправе, косточки от мощей св. Иоанна Предтечи, св. великомуч. Георгия и св. Григория, косточка и мелкие частицы св. Никиты епископа Новгородского, часть от мощей св. муч. Кирика, часть от мощей св. Елевферия в серебряной оправе, часть от мощей св. Апостола Андрея Первозванного, часть мощей и ризы св. Ионы, архиепископа Новгородского, часть мощей св. Благоверной Княгини Анны, матери св. Князя Владимира Ярославича, частицы от мощей св. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Митрополитов Московских, части от мощей св. бессребреников Косьмы и Дамиана, части от мощей св. Гурия и Варсонофия Казанских, частицы от мощей св. Иакова, брата Господня и других святых – залитые воскомастикою, малые частицы от мощей св. великомученицы Варвары и часть древа от гроба её, частицы от мощей святых Александра Свирского , мучеников Уара и Иоанна, мученицы Ирины и камень от горы Фаворской, кость от мощей преподобн. Ефрема Новоторжского, две части от мощей св. Епифания Кипрского и великомученицы Екатерины, часть древа от Животворящего Креста Господня, часть от мощей св. Иакова Персянина, небольшие частицы от мощей св. Николая Чудотворца, Игнатия и Исаии епископов Ростовских и других святых, часть ризы Варлаама Хутынского, песок от гроба Иоанна милостивого и еще несколько частиц от мощей неизвестных святых. Здесь же, в ризнице, сохраняются бывшие в употреблении у Святителей Новгородских облачения и другие вещи, а именно; 1 . Святителя Никиты, епископа Новгородского: а) Фелонь или риза из травчатого штофа темно-коричневого цвета, древнего устройства, ровная спереди и сзади. б) Омофор из белого штофа. в) Епитрахиль из двух половинок, вместе сложенных, полуатласа мелкополосатаго, зеленого. г) Поручь из полосатого зеленого полуатласа. д) Шапочка из камки василькового цвета; на ней вышиты два Херувима и два Серафима с надписями: Херувим, Серафим, и небольшие кресты; опушена горностаевым мехом. Все это облачение св. Никиты, находившееся в земле 450 лет не только обретено нетленным при открытии мощей его в 1558 году, но и теперь, по истечении слишком 300 лет по открытии мощей, сохраняется невредимым, так, что может быть и бывало употребляемо при священнослужении во дни памяти Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010