Пс 32:2; 91:4; 143:9 катрос Дан 3:5,7,10,15 псант е рин Дан 3:5,7,10,15 саббха Дан 3:5,7,10,15 1 Цар 10:5; 3 Цар 1:40; Ис 5:12; 30:29; Иер 48:36 Быт 4:21; Иов 21:12; 30:31; Пс 150:4 машрокита Дан 3:5,7,10,15 Быт 31:27; Исх 15:20; Суд 11:34; 1 Цар 10:5; 18:6; 2 Цар 6:5; 1 Пар 13:8; Иов 21:12; Пс 67:26; 80:3; 149:3; 150:4; Ис 5:12; 24:8; 30:32; Иер 31:4; [Иез 28:13] м е цилтайм 1 Пар 13:8; 15:16,19,28; 16:5,42; 25:1,6; 2 Пар 5:12–13; 29:25; 1 Езд 3:10; Неем 12:27 целцелим 2 Цар 6:5; Пс 150:5 м е нааним 2 Цар 6:5 шалишим 1 Цар 18:6 паамоним Исх 28:33–34; 39:25–26 мциллот [Зах 14:20] Рис 1. вверху — шофар, внизу — йобел. Шофар — древнейший инструмент семитских народов, в том числе древних евреев — пред­став­ляет собой рог, натуральную коническую трубу 11 . Изготовлялся он из рогов 5 видов животных: дикого козла, барана (этим двум разновидностям отдавалось предпочтение благодаря их природной изогнутой форме, напоминавшей молодой месяц — один из важнейших символов Древнего Востока), иногда антилопы, газели, редко — быка (последний считался нежелательным из-за ассоциации с золотым тельцом). Ранние инструменты не имели мундштука, кончик рога отрезался либо в нем просверливалось вдувное отверстие. Позднее процедура изготовления шофара стала более сложной: путем выпаривания ему придавали нужные контуры, на широком конце рога формировали раструб, а узкий край посредством растягивания превращали в мундштук. Музыкально-технические возможности шофара были весьма невелики. Исполнитель мог извлечь лишь три-четыре высотно неточных, но резких и громких звука, причем способы игры сводились к трем основным приемам: машах (один долгий протяжный тон) , т е руа (серия коротких прерывистых звуков ) и т е киа (несколько непродолжительных, но связанных между собой звуков 12 ) (рис. 1). Шофар играл исключительную роль в самых различных сферах жизни, что подтверждается его наиболее частым упоминанием в Священном Писании (см. вышеприведенную таблицу). Диапазон его функций в разные периоды был чрезвычайно широким: от магической на раннем этапе формирования древнееврейского общества до социально-организующей и сакральной в последующие времена.

http://pravmir.ru/bibleyskie-muzyikalnyi...

Святитель удостоился почётного народного звания «Владыка-строитель На Кавказе владыка митрополит прилагал много усилий по умиротворению, как он сам говорил, «огнедышащего региона». Всюду, где он служил, – на Смоленской кафедре, в Сибири, на юге России, – владыка проявлял себя как неутомимый миссионер. За каждым богослужением он обращался к людям с проповедью, что в советские годы было отнюдь не правилом. В тот период проповедь была единственным способом донесения до людей евангельского слова, ведь невозможно было свободно приобрести даже Священное Писание. Живое, простое и сердечное слово владыки Гедеона оставляло неизгладимое впечатление в памяти слушателей. Неслучайно его гомилетическое наследие стало темой нескольких научных работ. С келейницей монахиней Елисаветой — современной мироносицей, преданно служившей тяжело больному Владыке в последние месяцы его жизни. Домовый храм архиерейского подворья. Ставрополь. Он был человеком Церкви. Искренне любил Церковь и людей в Церкви. Особенно ревностно относился к совершению Божественной литургии. Его любовь к богослужению и молитве передавалась многочисленной пастве. После службы народ не спешил покидать храм, все ждали, когда добрый пастырь под пение: «Спаси, Христе, Христе Боже» выйдет из алтаря и благословит каждого. Чувствуя горение его внутреннего светильника, его простоту и доступность, люди тянулись к нему. Нередко приходили пожилые прихожанки – без особой нужды, просто чтобы взглянуть на него и рассказать, какой сон они видели прошлой ночью. Святитель не ждал, когда у него попросят помощи. Сам испытав голод и нищету, он хорошо понимал, как непросто жилось его соотечественникам. Потому, терпеливо выслушав очередного посетителя, он протягивал ему деньги – и всегда просил помолиться о нём и о «мамочке Матроне». Любовь владыки Гедеона к маме стала притчей во языцех. Его даже прозвали «мамин сибиряк» Любовь владыки Гедеона к маме стала притчей во языцех. Его, 18 лет управлявшего Церковью Сибири, даже прозвали «мамин сибиряк». У кого-то такая привязанность вызывала ироничную улыбку, но в памяти у большинства соприкасавшихся с ним людей осталась умилительная и облагораживающая душу история отношений седовласого митрополита и старушки Матроны Григорьевны Докукиной. Удивительный, не книжный пример сыновней любви, глубокого почитания родителей, сыновнего смирения – это столь редкое, а потому столь трогательное явление в нашем непостоянном веке.

http://pravoslavie.ru/140632.html

Почему же я не был на митинге? А я обязан там быть? Библия меня к этому совершенно не призывает. Между прочим, в Ветхом Завете очень гармонично соседствуют две традиции — монархическая и антимонархическая. Когда царь Давид был в фаворе, и Израиль при нем процветал, библейские авторы воспевали его. Но уже во время Плена о нем остались совершенно другие воспоминания, и они тоже нашли отражение в Писании. Так все-таки Библия за царя или против, приходилось слышать мне? Я прекрасно помню, как телеведущий Владимир Соловьев на примере с золотым тельцом доказывал, к чему приводит демократия. И только Библия не за нее и не против нее. Она вообще о другом. Алексей сказал много вещей, с которыми мне, в принципе, трудно спорить. Что, разве можно одобрять коррупцию? Повышение цен? Тот уровень жизни, к которому мы пришли? Произвол чиновников? Конечно, нет! Но слышать из уст православного человека, что он не видит ничего страшного в нарушении закона во имя справедливости — вот здесь я уже отрицательно качаю головой. Всему есть предел. Иногда война за правду оборачивается еще большей неправдой. Нужно вовремя остановиться. Я не верю лидерам, которых через пятнадцать минут после начала митинга забирают в уютном автозаке, чтобы ему не перепало в общем замесе. Я вообще не верю ни одному лидеру оппозиции. Да, я упоротый конспиролог, но я считаю, что все они отыгрывают свои роли. А мы просто участвуем в этом срежессированном спектакле для выпуска пара. Вроде как пошумели, разошлись и все успокоились. Заодно добавили очки к избирательной кампании Навального. Всем спасибо, все довольны. Часто можно было услышать, что нельзя на такие мероприятия ходить во время Великого поста. Самый спорный аргумент. Похож на тот, что предъявляли Христу: как это Он посмел в субботу исцелить расслабленного? Дело не в том, когда куда ходить, а зачем? Я не буду в сотый раз говорить о том, что считаю преступлением наличие там мамаш с маленькими детьми. Хуже то, что люди сами не понимали, зачем они туда пришли. Поддержать Навального? Поржать над Медведевым? Потусоваться? Или действительно заявить о том, что в стране все катастрофически плохо?

http://blog.predanie.ru/article/neduhovn...

2. Православный человек думает об оставлении своих собственных грехов и избавляется от них, поступает нравственно, улучшая жизнь ближних, а через это и жизнь страны, в которой он живет. 3. Право же не стоит перефразировать Библию, а тем более брать на себя труд говорить иначе. Это просто некультурно, неграмотно и подрывает доверие к Вам со стороны верующих. Не все равны перед Господом (Матв.7,21-23). Вот перед лукавым, " золотым тельцом " , и искушениями потребительского общества " равных возможностей " действительно все абсолютно равны, однако не все могут устоять. Евгения 29 февраля 2012, 16:00 Алексею: Достоевский провидец! Мне даже кажется, что свои методы американцы именно у него и позаимствовали. Эх, Фёдор Михайлович, знали бы Вы... Евгения 29 февраля 2012, 15:57 /до сих пор находятся люди, которые искренне уверены в «стихийности» народных протестов/ И эти люди считают себя самыми либеральными, современными и сведущими. И очень смеются, а иногда и искренне возмущаются, если кто-то намекает на подлючее поведение штатов (умышленно с маленькой буквы). Мне кажется, эта статья должна получить огласку. Разошлю друзьям. Владимир Владимирович 29 февраля 2012, 13:59 К этому надо прислушаться: http://eot.su/node/11161 Алексей 29 февраля 2012, 12:59 Хорошая статья.Войны за ресурсы,мозги и души продалжаются.Самое страшное для врага это чувство патриотизма любовь к семье и родине.Почитайте " Бесы " Достаевского,методы манипуляции теже что и 150лет назад,высмеять культурное наследие, унизить достоинство и вызвать эмоции,разволновавшийся человек легко поддаётся внушению. Павел 29 февраля 2012, 11:47 " Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. " (Книга пророка Даниила. Глава 4. Стих 22) Александр 29 февраля 2012, 02:15 Дмитрию " Если в стране всё в порядке,если опора правительства на народ,а не на кучку отщепенцев,то никакие иностранные деньги её(страну)не расшатают. " - такое чувство, что Вы статью то ли не прочитали, то не поняли, то ли уже забыли. Здесь же и говорится, как изменить общественное мнение в нужную для себя сторону. А это и есть - выбить у власти из-под ног опору в виде поддержки народа.

http://pravoslavie.ru/51841.html

35 . Что значит слово “манна”? 36 . Рассказать о манне небесной. 37 . Объяснить прообразовательное значение событий с манной небесной. 38 . Постановление Моисея о дне субботнем. 39 . Показать на карте местность Рефидим (Мериба). 40 . Рассказать о событиях в Рефидиме. 41 . Объяснить прообразовательное значение событий в Рефидиме. 42 . Кто такой Иофор? 43 . Какой совет дает Иофор Моисею? 44 . Какие события предшествовали получению Десяти Заповедей на горе Синай? 45 . Перечислить Десять Заповедей Ветхого Завета. 46 . Исх. 20, 1–17 : Десять Заповедей – наизусть. 47 . В какой книге и какой главе описаны события получением Моисеем Десяти Заповедей? 48 . Рассказать о Хананеях и земле Ханаанской. 49 . Рассказать о заключении Завета кровью. 50 . Ветхозаветное основание праздника Пятидесятницы. Как по еврейски назывался этот праздник? 51 . Что такое скрижаль? 52 . Что значат две скрижали в руках Моисея? 53 . Кто делает золотого тельца? 54 . Рассказать о колене Левином и о их роли в деле с золотым тельцом. 55 . Исх. 40, 34–38 : последние слова книги Исход, слава Господня наполняет скинию – наизусть. 56 . Рассказать коротко о строительстве скинии. 57 . Перечислить события, происшедшие на пути Израиля от Синая до Моава. 58 . Рассказать о событиях в местечке Тавера. 59 . Что означает название местности Киброт-Гаттаава? 60 . Рассказать о событиях в Киброт-Гаттааве. 61 . Рассказать об упреках Мариам и Аарона Моисея. 62 . Объяснить прообразовательное значение первой и второй женитьбы Моисея. 63 . Рассказать о двенадцати соглядатаев в Земле Обетованной. 64 . Назвать имена соглядатаев, которые выступали за вхождение Израиля в Землю Обетованную. 65 . Что означает имя Иисус? 66 . В чем состоял суд Божий на Израиль за боязнь вхождения в Землю Обетованную? 67 . Какова причина сорокалетнего странствования по Синайской пустыне? 68 . Объяснить прообразовательное значение сорокалетнего странствования. 69 . Перечислить основные события сорокалетнего странствования. 70 . Что означает имя Корей? 71 . Кто такие Корей, Дафан и Авирон?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В храме Казанской иконы Божией Матери, где собралось так много богомольцев со всей Руси Святой – из России, Украины, Белоруссии, что трудно было совершить крестное знамение, прошли Божественная литургия и молебен у Державной иконы Божией Матери, явленной здесь в марте 1917 года после вынужденного «отречения» святого царя-мученика Николая. И вот объединенный крестный ход, возглавляемый восьмью списками чудотворного Державного образа, в течение нескольких часов освящал Иисусовой молитвой и этими святынями Москву. Среди Державных икон – пять, которые стали мироточить в Коломенском в день ее празднования – 15 марта 2008 года. Тогда их освящал Святейший Патриарх Алексий. Преодолев 18 километров, молитвенно-покаянное шествие проследовало по Софийской набережной и мимо Кремля, достигло к часу дня храма Христа Спасителя. Здесь крестноходцев встретил и отслужил благодарственный молебен Его Святейшество. Слава Богу за все! И все же невозможно не упомянуть об одном наблюдении. Уже в 7 часов утра 8 июня в музей-заповедник «Коломенское» никого из все подходящих и подходящих верующих не пускали. Милиция на слезные просьбы разводила руками: мол, кто успел сюда придти, приехать на первых поездах метро, тот успел. Вот так! А в ежегодный языческий праздник «Купальская ночь» можно без ограничений ходить по территории заповедника и участвовать в игрищах. Да, сегодня многие учреждения культуры России, в том числе и музеи, поставлены на грань выживания – выживания любой ценой. При отсутствии должной финансовой поддержки государства и скоординированной государственной политики музеи в этом «свободном плавании» не всегда сеют «разумное, доброе, вечное». Нередко они напрямую заигрывают с грехом. Против греха выступал некогда Иоанн Предтеча, рождество которого Церковь празднует 24 июня/7 июля. И пал жертвой, предварившей жертву Спасителя, не отступив от своей нравственной позиции. Кстати, святой Иоанн Предтеча уже давно «прописан» в Коломенском. В 1960-х годах частью Москвы, как и Коломенское (в состав которого его включили), стало бывшее село Дьяково, где стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Точная дата постройки этого пятиглавого храма неизвестна. Предполагают, что он был заложен в 1547 году Иваном Грозным в память о венчании на царство. Современная пресловутая масскультура в погоне за золотым тельцом реанимируют древних идолов. И если взрослые дяди и тети, музейные работники, ради того, чтобы привлечь на культурно-массовые мероприятия больше зрителей, склонны к так называемому плюрализму, стоит ли удивляться, что у определенной части нынешней молодежи нет твердых духовно-нравственных ориентиров?! скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/1383.html

«Никодимовец» – Вас называют «никодимовцем», воспитанником яркого иерарха митрополита Никодима (Ротова)… – Меня можно назвать «птенцом гнезда Никодимова». Он постригал меня в монахи, это было 23 марта далекого 1966 года. Помнится, нарекая меня в честь праведного Гедеона праотца, владыка сказал, что сегодня «нужен новый Гедеон». И действительно, чем победил полчища мадианитян древний судья Израилев, живший за 11 веков до Христа? Не военной смекалкой, не силой оружия, не множеством воинов – с ним было всего 300 безоружных. – «Меч Господа и Гедеона» (Суд. 7, 20). – Да, сила Божия принесла израильтянам победу. Во всём уповать на всесильную помощь Отца Небесного и ничего не бояться, при этом быть мудрым и осмотрительным. Этому нас учит житие святого моего покровителя, этому учил меня мой дорогой авва владыка Никодим. Во всём уповать на всесильную помощь Отца Небесного и ничего не бояться Глубоко в душу запали слова, сказанные владыкой мне, новоначальному иноку: «Подвиг монаха в современном мире – это не уединение в келлии, не уход в пустыню, а, пребывая в мире, образом жизни своей помогать обезбоженному народу сохранить веру православную, чистоту Святой Церкви и единение». 22 октября 1967 по ходатайству владыки меня хиротонисали во епископа Смоленского и Вяземского. Помимо возглавившего хиротонию митрополита Никодима, в ней участвовали замечательные архиереи: архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), будущий Святейший Патриарх, архиепископ Новосибирский Павел (Голышев), епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев), будущий митрополит, патриарший экзарх Белоруссии, и мой друг епископ Подольский Гермоген (Орехов). На хиротонии моей присутствовала и моя благочестивая родительница, которая по-русски поклонилась владыке Никодиму в ножки и поцеловала их. А он в ответ поцеловал маму и тихо сказал: «Спасибо вам, матушка, что вы воспитали и подарили Церкви такого сына. Он ей очень нужен». Будучи епископом Смоленским, а затем Новосибирским и Барнаульским, я часто приезжал к владыке и в Ленинград, и в Москву, чтобы получить совет и наставление. Надо сказать, что он относился ко мне очень ласково и по-доброму, как бы щадя меня. Когда я стал архиепископом, владыка, поздравляя меня, сказал: «Ты не верил в свое избранничество, а видишь, как устрояет Господь, – уже архиепископ, и митрополитом будешь. Дерзай и не ослабевай в трудах».

http://pravoslavie.ru/140632.html

Настаивая на изначальном существовании у евреев монотеизма, мы не можем, однако, отрицать того, что в массе народной этот монотеизм не всегда сохранялся в полной своей чистоте. Не только в период патриархальный, но и во времена Моисея, и после него еврейский народ постоянно увлекался политеистическим культом соседних народов. Так, уже при Синае в тот самый момент, когда Моисей получал от Бога законы, израильтяне слили золотого тельца и стали покланяться ему; но замечательно, что и с этим изображением евреи соединяли представление не о другом каком-нибудь божестве, а о том же Иегове, избавившем свой народ от египетского рабства: «вот бог твой, Израиль, говорил народ перед золотым тельцом, который вывел тебя из земли египетской» (Исх: 32, 4). В доказательство существования у евреев многобожия в патриархальный период указывают еще на то, что в это время даже в семействе патриархов пользовались почитанием так называемые терафимы ( ) или домашние божки; о Рахили рассказывается, что она, при бегстве из дома своего отца Лавана, «похитила терафимов, которые были у отца ея“ ( Быт. 31,19 ); эти идолы, по-видимому, не были совершенно уничтожены даже и во времена Давида ( 1Цар. 19,13 ); но это почитание возникло не на туземной еврейской почве, а было несомненно заимствовано у ханаанских народов; может быть, это были даже и не боги в точном значении этого слова, а предметы, употреблявшиеся для целей волшебства. Поклонение Ваалу, Астарте и другим языческим богам во всяком случае было не остатком древнееврейских культов, а результатом увлечения религией ханаанских народов. Еврейское учение о единстве и безграничном могуществе Иеговы нисколько не стоит в противоречии с учением Ветхого Завета о добрых и злых духах. Духи – это не боги, не самостоятельные управители и владыки той или иной области мира, как это мы видим в персидской религии; они тварные существа, всецело подчиненные воле Иеговы. Добрые духи считались вестниками Бога, посредниками между Ним и миром, исполнителями божественных велений; поэтому они назывались воинством Иеговы, Его посланниками ( , сравн. греческ. α γγελος). Об олицетворении явлений природы в образе духов здесь не может быть и речи: духи ничем не связаны с видимой природой; это безусловно духовные существа, являющиеся только людям, чтобы открывать им волю Божию. Что еврейское учение об ангелах является совершенно своеобразным и не может быть поставлено в зависимость от верований других народов древности, это видно из того, что ангелам не давалось никакого места в религиозном культе евреев, который сосредоточивался исключительно в личности Иеговы. Поэтому предположение некоторых ученых, будто евреи заимствовали верование в духов от персов, является мало вероятным: персидские Амеша-Спенты, Язаты, Ферверы и Дэвы поставлялись рядом с Ормуздом и Ариманом, как самостоятельные управители различных стихий мира, и занимали видное место в религиозном культе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Несмотря на то, что переселение представителей языческих народов в Самарию, по-видимому, не носило масштабного характера (более 10 % от всего населения) 24 , тем не менее можно говорить о заметном культурном влиянии Месопотамии в этом регионе после ассирийского завоевания в период с 721 по 600 г. до н.э. Данные археологии позволяют нам говорить о появлении нового населения северо-восточной части Северного царства, в том числе в районе Сихем – Самария – Телль-эль-Фарах (Север), что сказалось на формировании самарянского этноса 25 . Налицо очевидная историческая ошибка автора текста Корана. В своих комментариях к 20 Суре «Та Ха» британский востоковед и корановед Ричард Белл отмечает, что этот таинственный персонаж ас-Самири «вероятно является предполагаемым основателем самаритянской общины, поскольку Мухаммед перепутал эпизод с Золотым тельцом с установлением поклонения тельцу в Самарии Иеровоамом» 26 (см. 3Цар.12:28–32 ). Получается, что разница в переводах интересующего нас слова есть следствие либо попыток буквальной транслитерации арабского текста, либо следствие влияния на переводчиков определенной части мусульманской традиции толкований этого места, которые пытаются избежать обвинения в явной ошибке, существующей в священной для мусульман книге. Для более точного выяснения того, как следует переводить «ас-самириййу» рассмотрим и оценим основные аргументы мусульманских авторов, настаивающих на отсутствии здесь какой-либо неточности. В своей аргументации мусульманские авторы пытаются использовать несколько способов объяснения находящегося в Коране слова «ас-самириййу». Наиболее часто можно встретить попытки отождествить интересующего нас персонажа с жителем каких-либо селений Ближнего Востока (кроме Палестины). В частности, приводится толкование Абдуллаха ибн Аббаса, который утверждал, что «Самирий этот был человеком из Баджармы. Это был народ, который поклонялся коровам» (См. «Адауа аль-баян» 4/85, «Тафсир Ибн Касир» 5/95) 27 . Сами же мусульмане утверждают, что Баджарма является деревней, рядом с сирийским городом Ракка. (См. «Му’джам аль-бульдан» 1/323) 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Причины кроются в культуре. Первая - если в католической и протестантской культурах к деньгам относятся как к главной идее жизни, то потребность денег на Западе осуществляет репрессивное начало. В России же богатство воспринимается как испытание. Еще Бердяев писал: " Душа России не буржуазная, не склоняющаяся перед золотым тельцом " . Этим можно объяснить успехи советской власти в формировании отрицательного отношения к накоплению капитала, это соответствовало русским ценностям. Вторая причина. Развитие капитализма строится на потреблении. Отсюда и общество потребления. Но русские люди могут довольствоваться малым, и культивировать в русском человеке стремление к потреблению - одна из сложнейших задач. И третья причина. Одна из важных черт русского характера - аскетизм. Русский человек может выдержать практически все! Это и сила, и одновременно недостаток русской культуры, ибо это тормоз для развития. " Русскому человеку свойственно разрушение. Он будет вымирать, деградировать, спиваться, но молчать " (Н. Бердяев). Эти моменты необходимо учитывать, ибо непонятно, как строить капитализм в обществе, которое приветствует нищету и для которого успех не важен. Особость русской нации Вспоминается ироническое замечание культуролога из Африки, так охарактеризовавшего свое государство: " У нас государственный " компьютер " демократический, но весь soft к нему, к сожалению, остался авторитарным " . Думаю, что это имеет отношение и к России: наша система только называется демократической, но мышление осталось византийским - верховная власть так же обожествляется и не подлежит критике. В большинстве своем мы за основу нашей государственности принимаем Личность, Сидящую в Кремле. Хорошая личность - слава Богу! Не тот восседает - надо терпеть. И все попытки это изменить признаны на сегодняшний день безуспешными. Один англичанин написал: " Проблема русских в том, что они белые. Если бы они были в полоску или крапинку, то европейцы не воспринимали бы их как себе подобных и не было бы столько разочарования, не было бы такого глупейшего термина, как " загадочная славянская душа " . И тем не менее мы сами часто не можем понять, что мы решительно другие. И когда правые либералы - сознательно или по " наивности " - выкидывают лозунг " Если вы хотите жить, как в Швейцарии, то голосуйте за нас! " , я им говорю: если хотите жить, как в Швейцарии, то и езжайте туда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010