На протяжении всей истории нашего Отечества в эпохи духовной смуты и разорения государства промыслительно появлялись великие молитвенники, заступники и печальники Земли Русской. Они возвещали народу правду Божию, выводили его на путь спасения и единства, безстрашно обличали грехи и пороки. Вот и на исходе XX века наш многострадальный народ, измученный новой смутой и разорением страны, нашёл своего пророка в смиренном митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне… После долгих лет вынужденного молчания Русская Православная Церковь в лице Владыки Иоанна заговорила в полный голос о самых важных вопросах и проблемах жизни России. Выступления и статьи митрополита Иоанна сняли табу с различных вопросов, десятилетиями умалчиваемых, открыли для многих Православие как великую духовную и нравственную силу возрождения России. Владыка неустанно стремился к воцерковлению нашего народа. В эти годы под видом «обретённых свобод» в нашем обществе началось соблазнение людей «золотым тельцом», культом наживы: страну захлестнула волна сектантства, оккультизма, колдовства. Появились многочисленные западные проповедники, лжеучители, сеющие ереси и расколы. Началась религиозная война. Именно Владыка Иоанн указал на опасность, которая постоянно угрожала Православию и России со стороны агрессивного Запада, стремящегося завладеть душой нашего народа, вытесняя из духовной жизни веру в Бога, порабощая грехом сребролюбия. На вопросы, как спасти народ и страну от этого зла, Владыка отвечал: «У нас есть единственный путь спасения — путь объединения вокруг наших вековых святынь, возрождения русской соборности и державности, духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагромождённую христоненавистниками — значит, сумеем возродить Святую Русь…» Николай Симаков «Молись с теми, кого тебе Бог пошлёт» 5 января 1992 года, в воскресенье пред Рождеством Христовым, Владыка Иоанн рукоположил воспитанника Петербургской Духовной семинарии диакона Александро-Невской церкви в Шувалове Александра Захарова во иерея, назначив его настоятелем недавно возвращённой церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове.

http://pravoslavie.ru/37837.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пояс Богородицы: история и чудеса уникальной святыни 4 мин., 13.09.2023 Годичный круг великих (двунадесятых) православных праздников начинается и замыкается торжествами, посвященными Пресвятой Богородице: от ее Рождества — через Покров, Введение и Благовещение — до Успения. И последний день церковного года — 13 сентября (31 августа по старому стилю) — тоже посвящен Божией Матери: в этот день Церковь отмечает праздник с загадочным для современного человека названием — Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Кому нужно почитание святынь Первые поколения христиан не нуждались в реликвиях. Они не сохранили даже Крест Господень и никак особо не почитали святыни Иерусалима. И когда в 70 году, во время Первой Иудейской войны, возникла реальная опасность, христиане просто переселились в другие места. А ортодоксальные иудеи остались в городе — потому что это был город Храма, и их отношение к святости этого места было другим. Впрочем, почитание святынь закреплено в самом библейском тексте. Хотя изначально почитание Бога не требовало предметной формы. Но когда Моисей спустился с Синая со скрижалями Завета, он увидел, что весь народ, за исключением рода Левия, впал в грех идолопоклонства, заменив «беспредметного» Бога золотым тельцом. И тогда пророк снова поднялся на гору, и Господь, снизойдя к слабости человеческой, «опредметил» культ — раз люди на данном этапе не готовы почитать Его без формы и привязки к чему-то конкретному, хотя бы к точке на карте. Читайте также: Народ и его Закон. История дарования скрижалей Так появился Ковчег Завета, в который поместили сперва скрижали, потом жезл Аарона, потом сосуд с манной… А еще возникла священная скиния, которой даже касаться было нельзя никому, кроме левитов. И все это нужно было не Богу, а человеку. И с христианскими реликвиями та же картина. Ведь и по Воскресении Христовом люди все еще ищут какой-то простой и понятной формы поклонения Тому, Кто не имеет формы. Хотя, конечно, ни одна реликвия не сравнится с Телом и Кровью Христовыми, преподающимся в каждом храме. Странные праздники церковного календаря

http://foma.ru/pojas-bogorodicy-istorija...

Авторы заявления подчеркивают, что свободу следует искать не в разделениях и политических амбициях, а в Святой Церкви и стабильном государстве. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством прокомментировал создание в Волгограде общественной казачьей организации «Отдельное особое казачье войско», сообщает Патриархия.ru . 21 января 2012 года в г. Волгограде была создана общественная казачья организация «Отдельное особое казачье войско». Ее члены которого отделились от реестрового казачьего войскового общества. Эта структура осуждает современное состояние казачества, утверждая, что государственный казачий реестр якобы нарушает суть казачьей свободы. «Церковь не может поддерживать стремления тех казаков, которые склонны к расколу в казачьей среде, усиливают нестроения в обществе, выступают против законной власти, нарушают устои и каноны Православной Церкви», — заявил Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. «Нынешняя государственная власть в России прилагает значительные усилия для возрождения былой силы казачества, предлагая целый ряд важных инициатив. Только соработничество неразделенного в себе казачества, с государственной властью может пойти на пользу казачьему сообществу и дать положительные результаты», — сказано в заявлении. Авторы заявления подчеркивают, что свободу следует искать не в разделениях и политических амбициях, а в Святой Церкви и стабильном государстве. «Церковь призывает все казачество к единству, к поддержке государственных структур в их стремлении не допустить дестабилизации обстановки в стране и обрушения государства. Самое главное сейчас — не участвовать в безумной гонке за золотым тельцом и не играть по правилам, навязанным нашими врагами», — сказано в документе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/cerkov-ne-podderzhivae...

Митрополит Гедеон (Докукин): «Идолопоклонство перед золотым тельцом стало возможным, лишь когда русских людей обезбожили» Григорий Пенкнович От автора Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин) Для верующих в советские годы слово «митрополит» звучало почти как небожитель – обладателей белых клобуков было всего несколько человек… Но как им, этим небожителям, жилось в Советском Союзе, в атмосфере полного непонимания, настоящего православного гетто? Они ежедневно оказывались перед нравственным выбором – необходимостью поступить по совести, не навредив Церкви Божией, десятилетиями живущей под большевистской оккупацией. Одним из таких заслуженных иерархов, который вместе со своим народом познал и кнут и пряник, и Голгофу и славу, был владыка Гедеон, в миру Александр Николаевич Докукин (1929–2003). Выходец из простой семьи донских казаков, сын «врага народа», выпускник Ставропольской семинарии, воспитанник Ленинградского митрополита Никодима (Ротова), он возглавлял крупнейшие епархии Русской Церкви – Новосибирскую, а позже Ставропольскую. В 1990-м году после кончины Патриарха Пимена был одним из кандидатов на патриарший престол. Владыка Гедеон и Григорий Пенкнович. Ставрополь, 1999 г. С 1972 по 1990 год владыка служил епископом (позже архиепископом и митрополитом) Новосибирским и Барнаульским. Общая площадь епархии составляла свыше 3 миллионов квадратных километров с населением около 15 миллионов человек. Ему приходилось окормлять большую часть Сибири. За эти годы, когда в других епархиях храмы закрывались, ему удалось не только отстоять действующие храмы, организовать их ремонт и реконструкцию, но и открыть около 50 новых! По тем временам это было самое настоящее чудо. Неудивительно, что именно тогда святитель удостоился почётного народного звания «Владыка-строитель». В гигантской Ставропольской и Бакинской (с 1994 года – Ставропольская и Владикавказская) епархии с 1990 по 2003 год под его началом было построено свыше 150 храмов. Он возродил Ставропольскую духовную семинарию, был её ректором и преподавателем.

http://pravoslavie.ru/140632.html

Глава миссионерского отдела Архангельской епархии осудил проведение языческого праздника на территории музея «Малые Корелы» 6 июля 2007 г. 19:02 Руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии , настоятель Домового храма святого праведного Иоанна Кронштадтского при Поморском госуниверситете протоиерей Евгений Соколов осудил решение музея деревянного зодчества «Малые Корелы» о проведении 7 июля (в Рождество Иоанна Предтечи и Крестителя Господня)  языческого праздника в честь Ивана Купалы. По словам отца Евгения,  «между епархией и музеем Малых Корел заключен договор о сотрудничестве. В деревянные храмы музея вернулось богослужение, стали регулярно служить Литургию. Но оказывается светские власти слово «договор» понимают по-своему. Нельзя же, заключив договор о сотрудничестве и предоставив Церкви возможность совершать богослужения, тут же устраивать языческие и бесовские игрища!?» «Из года в год люди от культуры нам пытаются навязать мнение о том, что это народные праздники, народный фольклор и прочее. Никто не спорит, до принятия христианства на Руси все это было. Но потом же последовал запрет этих языческих обрядов, которые далеко не безопасны. Наши предки это хорошо понимали и боролись с язычеством достаточно жестко. Что нас сегодня заставляет пропагандировать эти сомнительные обряды, что мы от них ждем или какую пользу желаем извлечь? Ответ, наверное, достаточно прост: деньги любой ценой», — подчеркнул епархиальный миссионер. «Давайте прочитаем сообщение о празднике, подготовленное музеем: «Считается, что трава на Ивана Купалу, обладает не просто целебной, но и магической силой». Предлагаются очистительные обряды водой и огнем, поцелуйные игры, русалочьи хороводы. Как все просто у этих людей! Все проблемы решаются в культовых языческих обрядах, а к Богу можно не обращаться и дом Божий не посещать. Если умывание росой решает проблемы здоровья, то зачем же об этом молиться Богу? Языческий ритуал, по мнению работников музея, видимо, выше и сильнее Бога. И не надо с милой улыбкой говорить, что это все шутки, игры. Нет! Все гораздо серьезней. Нельзя даже в шутку заигрывать с сатаной, последствия всегда страшные! Понимают ли эти люди, которые в погоне за «золотым тельцом», похоже, готовы продавать свои души кому угодно, что уродуют в этих непристойных оккультных игрищах души, доверившимся им людей? Не могут не понимать, но революционный ленинский лозунг «Цель оправдывает средства» стал превалирующим для работников музея. Деньги любой ценой!», — заявил отец Евгений.

http://patriarchia.ru/db/text/266266.htm...

мятежники, возглавившие восстание против Моисея и Аарона во время странствования евреев по пустыне (Числ 16). К. происходил из колена Левина (Исх 6. 16-26), а его род («сыны Кореевы») был одним из самых влиятельных среди левитов (2 Пар 20. 19; Числ 16. 7, 8, 10). Д. и А. принадлежали к колену Рувимову (Числ 16. 1). К. при поддержке др. левитов потребовал от Моисея и Аарона прав на священство, а Д. и А. обвинили Моисея в том, что он, не исполнив обещанное, не привел их «в землю, где течет молоко и мед» (Числ 16. 12-15); эти жалобы схожи с претензиями сынов Израилевых к Моисею во времена исхода (Исх 14. 11; 16. 2-3; 17. 3). Моисей распорядился провести состязательный ритуал: все его участники, включая мятежников, должны были взять кадильницы и совершить каждение пред Господом; «...и кого изберет Господь, тот и будет свят» (Числ 16. 7). Когда К. с сообщниками (ок. 250 чел.) подошли к входу в скинию, собравшимся израильтянам явилась слава Господня; только благодаря заступничеству Моисея и Аарона Бог не стал истреблять весь народ (Числ 16. 16-22). Тем не менее бунтовщики вызвали гнев Бога, когда приготовились воскурить Ему фимиам; после того как израильтянам было приказано отойти от жилищ К., Д. и А. (Числ 16. 23 сл.), восставшие вместе со всем имуществом были поглощены разверзшейся землей, а их сообщники - истреблены огнем (Числ 16. 31-33, 35). Чудесное знамение показало правоту Моисея и засвидетельствовало право Аарона возглавлять священство. Образ земли, поглощающей К., Д. и А. и низводящей их в преисподнюю (Числ 16. 30 - букв. «в Шеол») в библейской критике рассматривается как мифологический элемент, связанный с аллюзиями на ханаанского бога подземного мира Мота, а евр. слово «земля» (евр.    Числ 16. 32) в этом контексте сопоставляется с аккадским   в значении «нижний мир» (The Assyrian Dictionary/Ed. A. L. Oppenheim et al. Chicago, 1968. Vol. 4. P. 308; Liver. 1961. P. 204). Этот эпизод также описан во Втор 11. 6 и Пс 105. 17-18, где, вероятно, представлена его более ранняя версия, когда история мятежа К., Д. и А. не соединена вместе. В пользу того, что слова из Пс 105 являются отражением более раннего предания, чем в Числ 26, говорит то, что в псалме рассказ о мятеже помещен раньше истории с золотым тельцом у г. Хорив ( Hutton. 1992. P. 23).

http://pravenc.ru/text/2057240.html

Комментарий Синодального комитета по взаимодействию с казачеством к событиям в г. Волгограде 21 января 2012 года 6 февраля 2012 г. 12:20 Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством прокомментировал создание в Волгограде общественной казачьей организации «Отдельное особое казачье войско». 21 января 2012 года в г. Волгограде была создана общественная казачья организация «Отдельное особое казачье войско» («ООКВ»), члены которого отделились от реестрового казачьего войскового общества. Новообразованная структура «ООКВ» осуждает современное состояние казачества, утверждая, что государственный казачий реестр якобы нарушает суть казачьей свободы. Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством заявляет, что Церковь не может поддерживать стремления тех казаков, которые склонны к расколу в казачьей среде, усиливают нестроения в обществе, выступают против законной власти, нарушают устои и каноны Православной Церкви. Казачество в России претерпело за последние двадцать лет сильные изменения. Нынешняя государственная власть в России прилагает значительные усилия для возрождения былой силы казачества, предлагая целый ряд важных инициатив. Только соработничество неразделенного в себе казачества с государственной властью может пойти на пользу казачьему сообществу и дать положительные результаты. Каждый казак свободен, если он — достойный сын Церкви и своего Отечества. Сохранение свободы предполагает наличие духовной жизни, которую можно обрести лишь в Православной Церкви. И если она наличествует, то незачем будет доказывать себе и другим, что он свободный, а значит, и духовный человек. Свободу следует искать не в разделениях и политических амбициях, а в Святой Церкви и стабильном государстве. Свободный казак никогда не будет участвовать в политических акциях, которые направлены на разрушение российской государственности и правопорядка. Предки казачества, как воины Церкви Христовой, во все времена защищали веру Православную и родное Отечество. Оберегая Отчизну свою от неприятелей, казаки в трудные исторические времена не разделялись сами в себе, но объединялись вокруг единой Церкви и единого Отечества. Вся казачья жизнь строится на принципах верности Родине, служении Церкви и казачьему сообществу. Данные принципы не могут быть реализованы немедленно, но если казачий лидер отрицает само стремление к их реализации, относя себя к казачеству, то автоматически позиционирует себя как враг Отчизны и казачьего сообщества. Церковь призывает все казачество к единству, к поддержке государственных структур в их стремлении не допустить дестабилизации обстановки в стране и обрушения государства. Самое главное сейчас — не участвовать в безумной гонке за золотым тельцом и не играть по правилам, навязанным нашими врагами. «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33). Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2000921.ht...

– В числе невинно пострадавших были и члены вашей семьи. – Мой отец, смиренный труженик, не принимавший никакого участия в политической жизни, был невинно осужден и казнён без суда и следствия. Все мои родные братья и сестры погибли от голода, причем голода не случайного, а вызванного коллективизацией, когда у жителей деревни забирали последнее, насильно сгоняя людей в колхозы. В одночасье человек труда стал «кулаком», а его сосед-бездельник – гордо именоваться «пролетарием». Трудно подобрать слова, чтобы описать страдания моей мамочки Матроны Григорьевны. Её, молодую вдову с тремя малолетними детьми, выгнали из дома, оставили без средств к существованию. Приходилось скитаться, не имея угла и пропитания. Старшие дети умерли. Как тут не сойти с ума? Только глубокая вера в Бога помогала ей и ободряла в страшных испытаниях. И она не озлобилась, за всех молилась, всех любила. Чтобы прокормить себя и меня, оставшегося младшего сына, она ногами месила глину с соломой. Я тоже помогал маме, а мне было всего 6 лет. Никогда не забуду кровь, струившуюся из маминых ног… Чтобы прокормить себя и меня, она ногами месила глину с соломой. Никогда не забуду кровь, струившуюся из маминых ног – Удивительно, что, несмотря такие тяжелые условия жизни, простая неграмотная Матрона Григорьевна с младых ногтей привила вам любовь к Церкви… – Да, всё упование она возлагала на Промысл Господень: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него» (Пс. 63, 11). Когда наступал воскресный день или праздник, она всегда говорила: «Сашенька, пойдем в храм Божий, там плохому не научат». И её труды не пропали даром. В безбожные годы ей удалось воспитать меня православным христианином. За целожизненный подвиг и особое смирение моя родительница, воспитавшая для Русской Церкви архиерея, указом Патриарха Алексия II к 90-летию со дня рождения была награждена орденом Святой равноапостольной княгини Ольги. – Что такое для вас мама? – Мама – это Ангел Хранитель. Я сам уже седовласый старик, архиерей очень большой митрополии, но особо дорожу материнским словом и благословением. Когда я собирался ехать в отдаленные районы Северного Кавказа, где лилась людская кровь и слёзы, я звонил в Кисловодск: «Мамочка, благослови меня!» Старица Матрона благословляла – и все было хорошо и благодатно. Молитва матери созидает семью, здоровое общество и, в конечном счёте хранит страну. А сейчас многие молодые люди стесняются даже произнести слово «мама, мамочка». Само существование домов престарелых – это наш национальный позор. Знаю, что, например, в Армении такого нет. Я сам уроженец Кавказа, здесь пока сильна традиция почитания родителей и старших.

http://pravoslavie.ru/140632.html

Вторая эпоха процветания города относится к периоду Объединенного царства. После раздела Иудеи и Израиля царь Иеровоам пытался использовать древнее святилище Вефиля для создания культа, альтернативного по отношению к Иерусалимскому храму. Он воздвиг храм и алтарь с золотым тельцом, установил новый порядок священства и новые праздники, которые должны были праздноваться отделившимися от Иерусалима иудеми. И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане ( 3Цар. 12, 28–29 ). В Вефиле бывали пророки Илия и Елисей. Обличение культа, введенного Иеровоамом, содержится в книгах пророков Амоса, Осии и Иеремии. Но разрушено святилище было только царем Иосией (см. 4Цар. 23, 15 ), который вторгся в Израиль и захватил все места жертвоприношений, добившись полной централизации иудейского богослужения в Иерусалиме. С этого времени Вефиль утратил значение религиозного центра. Как город он продолжал существовать в эллинистический период. В 69 г. н.э. был захвачен Веспасианом, а вскоре отстроен заново по римскому образцу. В византийское время на месте, где видел Иаков во сне свою лестницу (в христианской литургической поэзии и иконографии – один из прообразов Богородицы), был построен храм. На 38 км Наблусского шоссе повернем вправо и сразу затем влево, чтобы достичь Селуна – древнего Силома, раскопанного археологами. ...Груды камней, без следа каких-либо построек, на небольшом холме – все, что осталось от первого храма Бога Израилева. Когда-то, в XII в. до Р.Х., здесь находился Ковчег Завета. О пребывании Ковчега в Силоме подробно рассказывается в Третьей книге Царств, в связи с историей пророка Самуила. Здесь, в храме, Анна, мать пророка, бывшая долгое время неплодною, вымолила себе у Бога дитя и сюда привела отрока, чтобы посвятить его Господу. Здесь же состоялось божественное призвание Самуила. И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу. И уверились во всем Израиле, что Самуил пророк Господень ( 1Цар. 3, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но есть вещи как будто необъяснимые. Так, во время разжигания гражданской войны на Украине «борец за русскую правду» Усенко неожиданно стал на сторону крайних украинских националистов, прилагая гигантские усилия для разжигания межнациональной вражды. Неудавшийся блогер незамедлительно прибыл в Киев, встречаясь с членами Национальной Гвардии и от лица Афона благословляя рубить и поджигать русских. Что за глупость? - вы скажете. Нет, Усенко далеко не глуп. Просто в афонском цирке появился новый зритель - олигарх Коломойский, который в то время деньги не считал… Голый расчет - и ничего личного. Самое смешное - никакой политики. Только деньги! А для монастыря Великая Лавра Усенко стал просто золотым тельцом, который в прямом смысле кормил монастырь легкими деньгами. Поэтому везде ему был зеленый свет, прощалась пьянство, драки и все что угодно (все что угодно - не для широкой аудитории). Золотой дождь, лившийся на Карулю, был просто волшебным. И под его действием монах Афанасий стал стремительно перерождаться обратно в бандита и садиста. Все эти годы Усенко беспробудно пил, развлекаясь скандалами в Дафни и Кариес, ругательствами в сети, драками, наездами в Россию. Так что уже через несколько лет Усенко становится хроническим алкоголиком. А еще через некоторое время - одержимым. Хотя это не афишируется, но и скрыть болезнь уже невозможно. И начинается новая эра: зачистка русского Афона. Зачистка русского Афона Примерно с 2005 года хронический алкоголик Усенко заскучал и стал совершать рейды по Афону, «зачищать Афон от евреев», как он объяснял незадачливым паломникам. Евреями оказались все русские отшельники, которые подвизались на Афоне нелегально или полулегально (жили по устному разрешению монастыря в пещере или каливе, не имея святогорского паспорта). Начались кровавые расправы над отшельниками, которые не только не могли ответить, но даже не могли заявить в полицию, потому что сами жили без документов, а часто - и греческого языка не знали… Так что почти любой новый монах, поселившийся на Афоне без официальных бумаг, рано или поздно становился клиентом бандита Усенко. И с такими «холопами» бандит не церемонился: вырывал бороду, сбивал с ног и зверски избивал ногами. Отводил душу после пьянок.

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=30...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010