Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым – без труда» 184 . «Беги скорее, диавол, говорит св. Григорий Богослов , чтобы я не поразил тебя Крестом, которого все страшится. Ибо я Крест ношу на моих членах, на моем теле и на всех путях: Крест моя похвала и слава. Когда ощутишь в себе побуждение к гневу, прежде всего обратись к Богу и моли Его, чтобы Он уничтожил в тебе свирепую бурю. Потом не забудь тотчас ознаменовать себя св. крестом, которого все боится и трепещет. Сим оружием я сам всегда пользовался противу всех врагов» 185 . «Скорее, говорит св. Амвросий Медиоланский , выслушивается наша молитва, когда и тело наше подражает Христу Распятому, с Которым беседует душа» 186 . «Если почувствуешь, беседует св. Златоуст, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестными знамением " 187 и проч. Знамение Креста есть знамение Сына человеческого ( Мф.24:30 ), – знамение искупления, освящения и примирения с Богом ( Еф.2:16 ; Кол.1:20 ), или короче, знамение благословения Божия. Посему все знаменуемые и знаменующие себя Крестом, особенно истинно верующие, освящают себя и открывают себе доступ к Богу и делаются участниками различных благодатных плодов освящения, или благословения Божия, как то: помилования ( Чис.6:25 ), благополучия ( Быт.39:5 ), мира ( Чис.6:26 ), веселия ( Втор.16:15 ) и проч. И так вся жизнь Христианина должна быть знамением Креста, по словам св. Ап. Павла: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Впрочем, Господь, будучи верховным и всеобщим источником всякого благословения, дает особенную силу знамению Креста, или благословению: во-первых, плотских родителей, которые служат на земле орудием Его творческой воли ( Быт.1:28 ), во-вторых, Пастырей Церкви, как духовных Отцев по чину благодатного тайноводства, и в-третьих, благословению Святых, очищенных верой и духовными подвигами; Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело ( 2Тим.2:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«Прославлю Тебя, Господи, ибо Ты принял меня и не дал торжествовать врагам моим. Господи Боже мой, я воззвал к Тебе. И Ты исцелил меня, Господи! Ты извел душу мою из ада, Ты спас меня, не оставив с низверженными в пучину. Пойте хвалу Господу, пойте Ему, все святые Его, и прославляйте святость Его. Ибо ярость в негодовании Его и в воле Его жизнь». И также все святые Божии, простершись перед Господом, сказали единогласно: «Ты пришел, Спаситель мира, и исполнил все, что предсказал Ты через закон и пророков. Ты искупил живущих крестом Твоим и через смерть крестную Ты снизошел к нам, чтобы избавить Твоим величием от уз ада и смерти. Господи, как водворил ты знамение славы Твоей на небе и знамение искупления – крест Твой на земле, – водвори так же, Господи, и в аду знамение победы Креста Твоего, дабы не царствовала больше смерть». И Господь, простерши руку, сотворил знамение крестное над Адамом и всеми святыми Своими и, держа десницу Адамову, исшел из ада. И все святые последовали за Ним. Тогда пророк Давид громко воскликнул: «Пойте Господу песнь новую, ибо сотворил Он дела дивные. Десница Его и рука Его спасла нас. Господь поведал нам спасение Свое; Он открыл правду Свою пред лицом всех племен земных». И все множество святых ответило, говоря: «Отныне слава сия для всех святых. Аминь. Хвалите Господа. И тогда вскричал пророк Аввакум, говоря: Ты пришел для спасения Твоего народа и освобождения избранных Твоих». И все святые ответили, говоря: «Благословен грядый во имя Господне, Господь Бог просвещает нас». Так воскликнул и пророк Михей, говоря: «Кто между богами, как Ты, Господи, снимающий грехи и беззакония наши? И ныне Ты сдержал свидетельство гнева Твоего, ибо склонился более к милосердию. Ты умилосердился над нами, и Ты отпустил нам грехи наши и погрузил беззакония наши в пучину смертную, как и клялся отцам нашим во дни оны». И все святые ответили, говоря: «Он Бог наш во веки и во веки веков, Он будет царствовать над нами во все времена. Аминь. Хвалите Господа». Подобно сему все пророки и святые словами древних пророчеств своих славили Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Украдкой я вглядывался в икону, надеясь увидать хоть капельку чудесно источенного мира. Фарисей! – я искал чуда, ради чуда, я требовал знамения, подобно тому, как требовали его от Спасителя Иудеи. Помните, что Он им ответил? – «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме Ионы пророка. Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:39–40 ). Трехдневное пребывание пророка во чреве китове прообразовало собой предстоящее крайнее смирение и уничижение Спасителя в Его искупительных страданиях и крестной смерти. Жизнь и кончина всякого христианского мученика является малым подобием, образом и подражанием Христовым страданиям. Мученичество, как подвиг христианской любви, и есть то наивысшее знамение, которое многократно было являемо перед глазами людей. О чем же говорит и чему учит сие неложное знамение? Оно предвозвещает и свидетельствует о торжестве Истины, о победе, победившей мир – о вере нашей, о конечном торжестве православного Христианства. Ведь за распятием и погребением Спасителя последовало Его всесветлое Воскресение. И каждый мученик, убиваемый палачами, обретает жизнь вечную. В конце концов земная история Христианской Церкви тоже завершится мученической Голгофой, ибо без Голгофы нет Воскресения. Обо всем этом, как думается, и должно вспоминать, когда Господь дарует Церкви нового мученика. XX век по праву можно назвать – веком русского мученичества, хотя, конечно, и в других Поместных Церквах просияли в наши дни преславные мученики. Верится, что брат Иосиф, избранник Богородицы, сподобился Божественной милости – увенчать славную чреду новомучеников XX столетия; столетия, которым завершается второе тысячелетие Христианства. Потому мы не ошибемся, если скажем, что мученичество брата Иосифа есть событие вселенского значения. Отныне мученик Иосиф принадлежит не только русскому, но и всему вселенскому Православию. Быть может, для того и сокрылась от нас пятнадцать лет хранимая братом Иосифом Мироточивая Икона, дабы мы ныне устремили свое духовное внимание на Ее скромного хранителя, мученичество коего было предумащено благодатным и многолетним мироточением Иверского образа Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

6 ст. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Смысл стиха таков: сей Иисус есть Христос, т. е. обещанный людям Мессия, Сын Божий, истинный Бог и истинный человек, Спаситель мира, пришедший в мир водою, т. е. явивший себя Мессиею миру на Иордане, когда крестился от Иоанна, явивший себя Искупителем мира и кровию своею, когда пролил ее за грехи людей во время крестных страданий. Так что воплощение Сына Божия не подлежит ни малейшему сомнению. Вода и кровь – крещение и страдание Господа Иисуса Христа свидетельствуют самым непререкаемым образом о Его пришествии на землю и о том, что Он был истинный человек и истинный Бог. Славянский перевод к словам пришедший водою и кровию, вставляет еще слово и духом, т. е. явивший Себя людям Сыном Божиим, когда проявили свою божественную власть в знамениях и чудесах, в господстве над силами и законами природы, над силами видимыми и невидимыми. Свое Богочеловечество, свое мессианское посланничество Христос особенно явил своими крестными страданиями. Вот почему апостол, сказавши, что Христос явил себя миру водою и кровию и духом, подчеркивает далее, что Он явил себя миру не водою только, но водою и кровию, т. е. великое дело искупления людей совершается не крещением только, которое приобрело спасительную силу для людей только после крестных страданий Христа, после принесения Им искупительной жертвы, но и крестными страданиями Господа Христа. Свидетельство о Богочеловечестве Христа и Его действительном воплощении утверждает сам Дух Святой, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина, т. е. сам Дух Святой, о котором предсказывал Сам Господь Иисус Христос ( Ин.15:26 ), свидетельствует о Христе, что Он есть Сын Божий, пришедший в мир водою и кровью и спасший людей от греха, проклятия и смерти. Это свидетельство Св. Духа непреложно и истинно и не подлежит никакому сомнению, потому что Дух Святой есть сама истина. Помимо свидетельства водою и кровью, засвидетельствованного Духом Святым, есть еще свидетельство от Самого Бога Отца, от Самого Бога Сына и Самого Бога Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Арсений. Изображал. Я. Так же, как и ты, и как все старообрядцы? Арсений. Нет. Не Он, как мы, а мы, как Он. Я. Пусть будет по-твоему, дело не в игре слов. Когда ты кончишь изображение на себе крестного знамени, какую молитву проговариваешь? Арсений. Известно, какую. Какая полагается тут: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Аминь. По Малому катехизису. Я. И Христос так же молился? Арсений. Так же и Христос. Я. Вот видишь, какая тут допущена несообразность. По-вашему выходит, что Христос молился Самому Себе и называл Себя грешным. Подумай, к чему ваше лжемудрование ведет нас? Арсений. Если не так, то как же Христос молился? Я. Святые евангелисты свидетельствуют о том, как Христос молился: пал на лицо Свое, молился ( Мф.26:39 ), пал на землю и молился ( Мк.14:35 ), преклонив колени, молился ( Лк.22:41 ). Есть и апостольское предание о том, как творить молитву, но никак не о сложении перстов, а именно: воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Да и для чего бы Господь наш Иисус Христос в молитве Своей к Отцу Своему Небесному слагал два перста? Арсений. Во исповедание двух естеств – божеского и человеческого. Я. В ком? Арсений (подумав). В Самом Себе. Я. Страшно подумать, что ты сказал. Вера есть несовершенство знания. Всеведущему Богу приписывать веру – богопротивно 5 . Исповедовать веру в Божество и человечество Иисуса Христа приличествует только нам, немощным, а не Богу. Далее, по 31-й главе Стоглава ты воздаешь поклонение пречистому образу и животворящему Кресту Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородице и Небесным Силам… Неужели ты по совести своей скажешь, что и Христос также молился, как и мы, грешные? Арсений промолчал. Но подумай, как же мог Христос молиться и поклоняться иконам, которых тогда еще и не было? Пойми, мог ли кланяться Творец твари? – С чем сообразно этому доверять и такую нелепость защищать? В 31-й главе Стоглава несправедливо написано о перстосложении и клятве. Святой Мелетий не учил о перстосложении для крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Божественная природа во Христе не поглотила человеческое естество, как учат некоторые еретики, но два естества в Нем пребудут навечно неизменно, неразлучно и неслитно. Спаситель, приняв на Себя человеческую плоть и душу, является одновременно и Истинным Богом, и истинным человеком во всем, кроме греха. Он трудился, испытывал холод, зной, голод и жажду. Он был искушаем сатаной, знал немощи человеческие, но победил их, и соблазны не коснулись Его. Господь неустанно трудился для людей: проповедовал, исцелял больных, воскрешал мертвых. Благовещение      Своим воплощением Господь воссоздал нашу истлевшую грехом природу, обожил ее и показал нам путь спасения, путь истинной христианской жизни. Святоотеческое учение о Боговоплощении заключено в емкую формулу: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом . И теперь всякий рожденный от Христа через крещение в Его Церкви становится новым творением: которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин 1, 13). Четвертый член Символа веры Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего, и погребенного. Страсти Христовы      Крестная жертва Христа Спасителя на Голгофе за нас — это акт высочайшей Божественной любви. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 16). Сам Господь Иисус Христос говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15, 13). Эту жертвенную любовь явил Сам Господь. За други своя — значит за нас с вами, за всех чад Божиих. Крестная смерть была самой мучительной и позорной казнью в Римской империи, человек много часов испытывал нестерпимые муки. Из него как бы по каплям выходила жизнь. Иисус Христос был распят при наместнике императора, правителе Иудеи Понтии Пилате. Его имя внесено в Символ веры, чтобы подтвердить историческую реальность события. Нехристиане часто не могут понять, почему мы носим на своей груди крест, изображаем на себе крестное знамение, венчаем крестом купола наших церквей и вообще очень чтим крест.

http://pravoslavie.ru/104596.html

Вне Богородичного цикла, по такому принципу возникает праздник Воздвижения Креста (связанный с освящением Гроба Господня) и Усекновения главы Иоанна Крестителя 29 августа (освящение храма Предтечи в бывшей Самарии-Севастии) " (202-203). В этих справках автора характерный показатель доверия к западным выводам, вопреки, как мы полагаем, простому выводу из порядка церковно-богослужебного года. Церковный византийский год начинается 1 сентября. Первый праздник в году соответствует началу новозаветной истории - Рождество Пресвятой Богородицы; последний большой праздник церковного года в последнем его месяце - Успение Божией Матери. Это последовательно и логично. Праздник Преображения Господня приходится на начало августа, несомненно, потому, что чтение евангельских зачал приблизилось к этому времени к повествованию Евангелиста Матфея о Преображении Господнем, и воспоминание этого знаменательного евангельского события выделено в особый праздник. Что же касается слов в кондаке Преображения: " да егда Тя узрят распинаема " , то они соответствуют словам Господа, сказанным ученикам за шесть дней до преображения на горе и повторенным непосредственно после преображения: " С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть " (Мф. 16:21; 17:9,22). Поэтому Церковь, согласно с Евангелием, за 6 дней до Преображения начинает пение катавасии " Крест начертав Моисей " (может быть, с этим связано и изнесение Креста 1 августа), а через 40 дней после праздника Преображения совершает воспоминание крестных страданий и смерти Господа в день Воздвижения Честнаго Креста Господня. И назначение времени этого праздника едва ли случайно: время это совпадает, как и у праздника Преображения, с приближением евангельского чтения на Литургии о крестных страданиях и смерти Господа. Вот один из примеров показывающих, что богослужебный уклад в Типиконе отличается последовательностью, гармоничностью и обоснованностью. Если в церковном календаре представляется не соблюденной строгая последовательность евангельских событий, то это потому, что евангельские воспоминания охватывают много лет и в календаре они расположены как бы в виде спирали, охватывающей несколько лет: она вмещает в себе ряд девятимесячий (от зачатия до рождения св. Иоанна Предтечи, Богородицы, Спасителя), два евангельских сорокадневия и др.

http://moral.ru/ecumenica.html

Да будет известно и то, что в Священном Писании слово «крест» употребляется двояким образом: – в смысле вещественном, или буквальном, означая крестное древо, или деревянный крест из двух перекладин, каков был и тот, на коем распялся Спаситель; – в смысле духовном, который запечатлен в Его словах: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мк.8:34 ) и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф.10:38 ). Двояк человек, двояк и крест, который надлежит нести ему в подражание Спасителю. И кто почитает лишь духовный крест, а вещественный хулит, тот не последователь, но враг креста Христова ( Флп.3:18 ) и еретик. В нашем обыденном языке слово «крест» означает также крестное знамение, совершаемое рукой, возводимой ко лбу, груди и обоим плечам, но об этом я скажу позже. Священное Писание чаще говорит о кресте в первом смысле. Например: И, неся крест... Господь вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа ( Ин.19:17 ); Выходя, иудеи и воины встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его ( Мф.27:32 ; Мк.15:21 ); при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина ( Ин.19:25 ); Крест как орудие спасения людей был прообразован в Ветхом Завете медным змием ( Числ.21:9 ) и явлен Спасителем в Новом Завете (см.: Ин.3:14–15 ). Сектант : Крест не что иное, как виселица. Но можно ли почитать предмет, послуживший орудием мучений для Господа? Священник : Всем христианам надлежит безмерно чтить святой Крест, ибо Господь возлюбил его и сжег на нем, как на жертвеннике, грех наш. Позор, открывающийся на Кресте, наш позор, не Господень, со стороны же Господа на нем явлена лишь любовь. Потому мысль о Кресте понуждает нас стыдиться своих грехов, каяться и бороться с ними, обнимая Крест, как обнял его Господь, а вместе с тем умилиться любви, спасшей нас от смерти греховной. Предметы, причиняющие печаль и боль, как связанные с утратой дорогого человека, вряд ли кто станет чтить; Крест же Господень не печаль нам принес, но радость и спасение. Ибо он не был, как полагаете вы, сектанты, простым орудием казни, но алтарем, на котором принесена самая великая и самая драгоценная Жертва ради нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Издание Братства святителя Василия, Епископа Рязанского Часть 1-я Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. ( 2Тим.4:3–5 ) Avt К читателям Достоинство и характер определений Стоглавого Собора относительно сложения перстов для крестного знамения и благословения (Из беседы с беспоповцами в деревне Велине Рязанской губернии) Беседа о перстосложении назначена была самими раскольниками. Защитником раскола выступил некто Арсений, мастер-красильщик фабрикантов Лебедевых, родом гусляк, из деревни Заполицы, Богородского уезда. Он прежде принадлежал к секте поповцев австрийского согласия, но потом перешел к беспоповцам-перекрещенцам. От роду Арсению было не более 35 лет; в браке не был; он трезв и постник, живет уединенно, что и дает ему особую цену в глазах темного раскола. По праздникам Арсений занимается списыванием цветников и выпискою из книг разных мест, служащих, по понятию его, к обличению Церкви Греко-российской и защите раскола. После моей речи к народу и разъяснения предмета бесед Арсений и я сели за стол. При мне сотрудников не было. Не видно было никого и на стороне Арсения. После обычных при таких случаях приветствий и благожеланий узреть свет истины – Свет Христов, я предложил Арсению сотворить на себе крестное знамение. Он перекрестился двуперстно; перекрестился и я, но троеперстно. Затем я спросил его: «Какая же у нас с тобой разница в знамении креста Христова? В изображении крестного знамени ты ничем не отличался от меня. Ты начал с чела своего, оттуда же и я; затем ты опустил руку свою на живот, так же и я; ты поднял руку на правое плечо, на правое – и я; с правого ты перенес на левое, так же точно и я; ты действовал десницею, десницею – и я. Как сам ты, Арсений, видишь, и как все окружающие видели, мы с тобой совершенно одинаково изобразили на себе крестное знамение. В чем же ты находишь разницу?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Им последуем и благополучно достигнем царства небесного, где вкупе с ними будем славить Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Преображение Господа нашего Иисуса Христа, как явление Его Божественной славы И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова, и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины ( Мф.17:1 ; ср. Мк.9:2 ). Откуда же евангелисты ведут точный счет дням, и какая важность в этом, когда в других случаях они не указывают точно времени событий? Что было за шесть дней до преображения Спасителя? В пустынной местности, недалеко от города Кесарии Филипповой, Иисус Христос спрашивал учеников Своих, за кого почитают Его люди, а затем за кого – и сами ученики? Апостол Петр исповедал Его от лица всех сотоварищей своих по апостольству Христом, Сыном Бога Живаго. Спаситель подтвердил эту истину и пророчески сказал, что на сей истине, как камне неподвижном Он оснует Церковь Свою и апостолов поставит пастырями. Но до времени Спаситель запретил разглашать, что Он есть Христос, Мессия, а ученикам Своим начал открывать, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Ученики не могли вместить в сердце своем этого откровения. Петр прекословит. Спаситель дает ему внушение не быть соблазном для Него. За сим следуют наставления о необходимости всем последователям Христа отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Ним, если они желают получить награду во второе пришествие Его ( Мф.16:13–28 ). В этой беседе с учениками Своими Спаситель открыл две великие истины: о Своем Божестве и о вольных страданиях по плоти. Крестный путь к славе Иисуса для несовершенных еще апостолов казался несовместимым с Божественною славою Его. Милосердый Господь и в этом случае не хотел оставить Своих учеников в недоумении. Он благоволил действительно по всем Божественном величии показать им славу Свою и при сем отметить избранный Им свободно крестный путь вольных страданий за грешный род человеческий. Троих только учеников берет с Собою на гору Спаситель. Почему не всех? По немощи их. И более совершенные из них, Петр по вере, Иоанн по любви и Иаков по терпению едва могли вынести созерцания славы Его. Что же сказать об Иуде предателе? А не взять только его одного, значило дать ему повод к жалобе на несправедливость к нему, на унижение его. С избранными Спаситель идет на гору высокую. Евангелисты не называют ее по имени. Издревле идет предание, что Фавор был горою преображения Спасителя, «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются», вещал боговдохновенный пророк Давид. Много дивных Божиих знамений совершилось на этой горе еще во времена ветхого завета. Но все эти события были только предзнаменованием той славы, каковую Господь Иисус Христос доставил Фавору, избрав его местом Своего славного преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010