Итак, если мы не перестанем беспрестанно изменять Богу, если всё будем двоедушничать между Богом и миром, между добром и злом ( Откр.3:15-16 ), то ад будет нашим неминуемым уделом, не взирая на то, что мы крещены во имя Святой Троицы, что уста наши принимали св. Причастие, руки наши творили крестное знамение, голова наша низко преклонялась перед Богом, и язык наш говорил Богу помногу и подолгу. Не мы ли, братия, не только нарушаем, но и забываем все обеты свои, которые мы, или за нас восприемники наши дали Богу при нашем крещении? Не мы ли худыми делами своими угашаем в себе Святого Духа, Который снисшёл в нас молитвами Церкви, через её священные таинства? Не мы ли, лобызав св. чашу и приняв в себя животворящие Тайны, предаём Спасителя на позор и страдания в лице ближних наших, к которым мы не сохранили ни любви, ни мира? Не наши ли руки, творящие крестное знамение, совершают дела, недостойные не только христианина, но и вообще человека, как существа разумного? Не наша ли голова, так часто и низко преклонявшаяся перед Богом, гордо воздымается перед людьми, нас слабейшими? Не наш ли язык, после долгого многоглаголания перед Богом, оскверняется потом сквернословием, злословием, ложью, клеветами, хулением и т.п.? При таком образе нашей жизни было бы безрассудно с нашей стороны почитать царство небесное нашим несомненным достоянием. Нет, царство небесное уготовано только тем христианам, которые последуют Иисусу Христу, и исполняют по мере сил своих Его спасительные заповеди. Христианам же, изменяющим Христу, и пребывающим нераскаянными, в аду первое место, так как они, познавши волю Господню, её не исполнили ( Лк.12:47 ). Этого ужасного места не минуют и те, которые во время земной жизни своей часто говорили Богу: “Господи! Господи!”, но воли Господней не исполняли. Там будут даже и такие, которые будут говорить Богу: “Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?” Но Господь объявит им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” ( Мф.7:21-23 ).

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

«Как дым, разорявшись по воздуху, не оставляет и признака своего бытия, и воск, быв брошен в огонь, не находится более: так если на кого-либо снидет Божественная благодать и помощь, господствовавшая в нем, страсти тотчас обращаются в ничто. Не терпит тьма присутствия света, и болезнь не совместна с полным здоровьем, и страсти не действуют при бесстрастии» (цит. по Толковой Псалтири Евфимия Зигабена). …От лица любящих Бога… Тут противопоставление: с одной стороны, «ненавидящие Его», которые «да бегут», «исчезнут» и «погибнут», а с другой – «любящие Бога». Кто эти любящие? По идее – мы, если судить по признаку «знаменующиеся крестным знамением» и «в веселии глаголющие…», и далее по тексту. Ну да, знаменуемся, персты складывая аккуратно, и глаголем тоже не на каком-нибудь оскверненном бытовухой языке, а на сакральном церковнославянском… И что? Если наша любовь сводится к «знаменованию» и «глаголанию», то уместно вспомнить и вздрогнуть: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7: 21–23). И «знаменовались», и «глаголали», и даже чудеса именем Его творили, а вот ведь, оказывается, Он их «никогда не знал». Союз «и» вовсе не говорит, что предшествующее ему следует из последующего, т.е. из того, что человек «знаменуется» и «глаголет», следует, что он – «любящий Бога». Вовсе необязательно. Конечно, осенение себя крестным знамением и молитвенное обращение к Богу должно побуждаться любовью и свидетельствовать о ней. Да, они должны находиться в причинно-следственной связи, ведь молитвословие и обряд – то внешнее, что должно следовать внутреннему и, в свою очередь, призвано служить его укреплению и развитию, ибо «форма дух бережет», но ведь не всегда бывает так, как должно быть. Горе нам, если не любим Бога, но горчайшее горе, если при этом еще и натягиваем на себя личину любви, «знаменуясь» и «глаголя», имитируя любовь, но не утруждая себя ее самоотверженным осуществлением.

http://pravmir.ru/da-voskresnet-bog-poch...

Крестное знамение прямо предполагается в наставлении апостола «воздевать руки» во время молитвы: 1Тим. 2:8 . «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.» Св. отцы о крестном знамении а) Св. Иустин Мученик (умерший в 165 году по Рождестве Христовом) говорит: «Чтобы воздавать Богу лучшее, христиане должны молиться на восток и изображать крестное знамение правой рукои». б) Св. Кирилл Иерусалимский : «...Посему не стыдимся исповедывать Распятого: с дерзновением да будет налагаема перстами печать, т. е. крест, на челе и на всем, на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, пред сном, когда ложимся и когда встаем бываем в пути и покоимся». Эти свидетельства ясно говорят о том, что и первые христиане осеняли себя крестным знамением, слагая для этого персты свои особым образом. 41. О Царской власти и повиновении Богом установленным властям а) Божественное происхождение власти на земле: «Всевышний владычествует над царством человеческим» ( Дан. 4:14 ). Господне есть царствие н Он обладает народами ( Пс. 21:29 ). Царство Его всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. б) Всепромыслительная Десница Божия управляет народами и царствами: «В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней» ( Сир. 10:4 ). «Каждому народу поставил Он вождя» ( Сир. 17:14 ). Вознес избранного из народа ( Пс. 88:20 ). Так говорит Господь помазаннику Своему: «Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы». в) Высшая и совершеннейшая власть на земле есть власть царская, самодержавная: «Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле царя, по образу Своего небесного вседержительства, устроил на земле царя самодержавного, по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле царя наследственного» (митрополит Филарет Московский ). «Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» ( Пс. 131:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Между просто рассуждающим о Боге и молящимся Ему огромная разница. Как для правителя Феста: иудеи спорят «о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждает, что Он жив». Ибо для просто рассуждающих о Боге Он – мертвый, а для молящихся Ему Он – Живой. Ведь что происходит, когда человек в молитве призывает имя Божие? – в этот миг исчезает время и пространство, рушатся стены и преграды, становятся бессильными бесы и их пособники, и мы – пред нашим Отцом Небесным!.. но есть одно необходимое условие: «Отец Сам любит вас», – сказал Господь, – но только «потому, что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». Да, наше право на молитву только в том, если мы Христовы, и наша молитва будет настоящей молитвой, если мы веруем в Него, знаем о Нем и учимся у Него. И не случайно у христиан принято перед молитвой осенять себя крестным знамением. Это – как краткое и исчерпывающее свидетельство о праве на молитву, о соблюдении условий, поставленных Христом. Осеняя себя крестным знамением, мы как бы говорим: «Вот, Отче, на этом кресте Твоим Сыном за Меня заплачено, за все мои грехи, прошлые и будущие, заплачено, за все мои грехи, прошлые и будущие, заплачено с лихвой. Я знаю это, всегда помню, бесконечно ценю, – прости же меня!» «Просите и получите», – говорит Господь. Поэтому, вставая утром на молитву, скажем себе: «вот, я приступаю к самому главному делу, без которого никакие другие дела не пойдут, как должно». И среди наших дневных занятий будем помнить, что вечером предстоит во всем отчитаться перед Богом. А отходя после молитвы ко сну, радостно помыслим о том моменте, когда Господь снова воздвигнет нас от одра «во еже утреневати и славословити» Его державу. Слава Богу, давшему нам такое право! «Просите и получите, – говорит Господь, – чтобы радость ваша была совершенна». О буре и надежде Пятница Ин. 17:18–26 Деян. 27:11–44 Вынужденное путешествие Апостола Павла в Рим было очень трудным. Говорится, что «многие дни не было видно ни солнца, ни звезд, и продолжалась немалая буря».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

мужами у них нет, а есть только книги, напечатанные в типографиях обыкновенными грешными людьми. Кто чтит подлинный св. Крест Христов, тот будет почитать и всякое изображение Его, говорящее уму и сердцу о пострадавшем за нас Спасителе мира. Отвергнув почитание св. Креста Христова, сектанты не признают и совершаемого верующими христианами крестного знамения, приводя против него ложно толкуемые ими места св. Писания, несмотря на то, что еще в Ветхом Завете были прообразы не только креста, но и крестного знамения. Так, напр., Иаков, не смотря на замечания Иосифа, крестообразно благословил внуков своих, Ефрема и Манасию ( Быт. 48:13–14 ; См. Иез. 9:4–6 ). 1) Слова ап. Павла говорят вовсе не о крестном знамении, которого у Афинян, как язычников (см. ст. 16), и не могло быть, а говорят вот о чем: язычники верили, что их идолы нуждаются в пище и питии, почему и приносили то и другое, что обманывавшие народ жрецы брали себе, говоря, что боги поедают все им приносимое, как об этом, читаем, напр., в книге пророка Даниила, которому царь говорил: «Не думаешь ли ты, что Вил не живой Бог ? Не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?» ( Дан. 14:1–22 ). Ап. Павел и говорит Афинянам, что «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет, и не требует служения (а не сложения, как часто читают сектанты) рук человеческих, как бы имеющий в чем–либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:24–25 ). Вот о чем говорит ап. Павел Афинянам, а вовсе не о крестном знамении. А что и руки могут служить для целей религиозных и для молитвы, доказательство этому дают нам Сам Христос и Его св. Апостолы. Так, напр., Христос возлагает на детей пречистые руки Свои и благословляет их ( Мр. 10:16 ); Он же, возносясь на небо, «подняв руки Свои, благословил» учеников Своих ( Лк. 24:50–51 ). И св. Апостолы ставили на служение священнослужителей Церкви через возложение рук с молитвой ( Деян. 6:6, 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22 ). Еще Псалмопевец говорит, что Бог принимает действие рук при молитве, как жертву вечернюю: «во имя Твое вознесу руки мои», говорит он в одном псалме (62:5), а в другом так молится: «да направится молитва моя, как фимиам перед лицо Твое, воздеяние рук моих, – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Мф. 28:20 ). А чтобы маловерное сердце не помыслило, что крест или имя Христово действуют сами по себе, эти же крест и имя Христово не производят чуда, когда я не увижу сердечными очами или верою Христа Господа и не поверю от сердца во всё то, что Он совершил нашего ради спасения». Эти слова совсем не мирятся с новым догматом о. Илариона и о. Антония Булатовича, будто «Имя Иисус всесильно творить чудеса вследствие присутствия в нём Божества» 697 , а, напротив, подтверждают то, что говорили и писали против такого учения о. Хрисанф и др., т. е. что Имя Божие чудодействует лишь под условием веры, другими словами, когда человек, произнося его, не от произношения ждёт чуда, а призывает Господа, Которого имя означает, и Господь по вере этого человека творит чудо. Это же непременное условие чуда указывает в Евангелии и Господь («Если будете иметь веру и не усомнитесь»... Мф. 21:21; 17:20 и др.). Тем же объясняет исцеление хромого и апостол Пётр в Деян. 3:16 : «ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего... и вера, которая от Него, даровала ему исцеление». Неправда нового догмата изобличается, наконец, и теми выводами, какие делают из него его приверженцы, в частности, о. Булатович в своей «Апологии». По нему выходит, что и иконы, и крестное знамение, и самые таинства церковные действенны только потому, что на них или при совершении их изображается или произносится Имя Божие. Нельзя без крайнего смущения читать XII главу «Апологии» 698 , где о. Булатович даёт из своего нового догмата объяснение Божественной литургии. До сих пор Церковь Святая нас учила, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господними потому, что Бог, по молитвам и вере (не самого, конечно, священника или кого-нибудь из предстоящих, а Церкви Христовой) «ниспосылает Духа Своего Святого и творит хлеб – Телом, а вино – Кровью Христа Своего»... Отец же Булатович в «Апологии» пишет, что таинство совершается «именно силою произнесённого Имени Божия», т. е. будто бы просто потому, что над хлебом и вином произнесены слова «Дух Святый», «Имя Святого Духа» и совершено крестное знамение с именословным перстосложением 699 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Не нуждается истинный Бог и в служении рук человеческих, – Он существовал прежде создания людей и всегда был всеблаженным и вседовольным. Но если Бог ни в чем не нуждается, то значит ли это, что Ему все равно, почитают ли Его люди, служат ли они Ему или нет? Если Он не нуждается в угождении людей, то значит ли это, что Он и не повелевает угождать Ему? Но сказано: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Втор. 6:13 ; Мф. 4:10 ). Итак, Бог и не требует служения, и требует (подобно тому, как – и не живет в храмах, и живет): как это объяснить? Так, что Он не требует служения, как нуждающийся в нем, но требует, как всеблагой Отец, создавший людей – для блаженства и вечной жизни, которых они иначе никак обрести не могут, как только чрез служение Ему; не требует для Своего блага, но требует для нашего. Под служением рук человеческих штундисты, между прочим, разумеют крестное знамение (совершаемое рукою). Но мог ли ап. Павел, говоря к Афинянам, которые еще не слыхали ни о кресте, ни о Распятом, обличать или запрещать крестное знамение? Вообще же участия в богопочитании телесных членов и в частности рук апостол не отвергал, напротив его предписывал. Хощу, говорил он, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобные руки ( 1Тим. 2:8 ). Ст. 27. Взыскати Господа, да поне осяжут его и обрящут, яко не далече от единого коегождо нас суща. Спрашивается: если Господь не далеко от каждого из нас, то для чего и каким образом мы должны еще искать Его, как отсутствующего или уходящего от нас (ср. Мф. 9:15 )? Должно ответить на это, что мы постоянно и неизменно близки к Господу, насколько мы – творения Его, а Он есть Творец наш, не только давший нам бытие, но и сохраняющий его; и – с другой стороны – мы еще не близки к Нему, и Он не близок к нам, насколько мы должны еще только приближаться к Нему (а можем и удаляться) познанием и волею, или – кратко – свободным духом. Известно, что познание и воля свободны, а потому могут удаляться и от близких лиц, когда, напр., сын не хочет знать и слушаться отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу. Что же, – спросишь ты если бы Иуда Его не предал, то не предал ли бы другой? Какое же отношение имеет это к настоящему предмету? Такое, скажешь, что если Христу надлежало быть распяту, то нужно было, чтобы это совершено было кем-либо; если кем-либо, то конечно таким человеком. Если бы все были добры, то не исполнено бы было строительство нашего спасения. Да не будет! Сам Всемудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и так было, потому что премудрость Его велика и непостижима. Поэтому-то, чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем домостроительства, Христос и называет его несчастнейшим человеком» (сн. Мф. 26:24; Мк. 14:21 ; Лк. 22:22 ) 72 . Крестное знамение Понятие о крестном знамении и значение его По примеру апостола Павла ( 1Кор. 2:2 ) православные христиане должны постоянно памятовать о Распятом Иисусе Христе, своем Искупителе, и «пред их глазами» должен быть «предначертан» образ Его ( Гал. 3:1 ). Таким напоминанием и образом Распятого является крестное знамение. Оно есть священный символ нашей веры, в нем сокращенно изображается вся сущность христианства: Бог Сын по любви к человеку воплотился и для спасения его умер на кресте. Сопровождая молитву крестным знамением, мы исповедуем свою веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа и уповаем, что Бог Отец услышит нас, просящих во имя Его Сына ( Ин. 14:13; 16:23 ) – Ходатая пред Ним ( 1Тим. 2:5,6 ). Так как в деле спасения человека участвуют все Лица Пресвятыя Троицы: по благоволению Бога Отца, Бог Сын со Духом Святым совершил все потребное для нашего спасения, а Дух Святый, по благоволению Бога Отца, с Господом Иисусом Христом содевает спасение каждого из нас, то троеперстным сложением выражаем веру в Триединого Бога. Воздевание рук (во время молитвы) по образу креста богоугодно и спасительно «Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисея отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны» ( Исх. 17:11,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Ну, а разве не так? Разве не говорил Господь: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 )? Господь пришел, чтобы нам, которые возомнили себя взрослыми, ни в чем не нуждающимися, будто бы могущими обходиться без Отца, дать последнюю возможность – снова стать Божьими детьми, снова в простоте сердца предстоять пред Ним, как тогда, в Раю, просить, и получать бесконечно больше того, что просим. Быть сыном великого Отца, это не обязанность, это неосуществимая мечта. А Господь вдруг открывает нам эту возможность. Он приводит нас к Отцу и, ободряюще подталкивая, говорит: «будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас; ибо Отец Сам любит вас». Кто-то из святых сказал, что не тот верит в Бога, кто просто говорит, что Он есть, а тот, кто просит и верит, что получит просимое. Между рассуждающим о Боге и молящимся Ему – огромная разница. Как для правителя Феста: иудеи спорят «о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждает, что Он жив». Ибо для просто рассуждающих о Боге Он – мертвый, а для молящихся Ему Он – живой. Ведь что происходит, когда человек в молитве призывает имя Божье? – В этот миг исчезает время и пространство, рушатся стены и преграды, становятся бессильными бесы и их пособники, и мы – пред нашим Небесным Отцом! Но есть одно необходимое условие: «Отец Сам любит вас», – сказал Господь. Но только «потому, что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». Да, наше право на молитву только в том, если мы Христовы, если веруем в Него, знаем о Нем, учимся у Него. У христиан принято перед молитвой осенять себя крестным знамением. Это – как краткое и исчерпывающее свидетельство о праве на молитву. Осеняя себя крестным знамением, я как бы говорю: «Вот, Отче, на этом кресте Твоим Сыном за Меня заплачено, за все мои грехи, прошлые и будущие, заплачено с лихвой. Я знаю это, всегда помню, бесконечно ценю. Прости же меня!». «Просите и получите», – говорит Господь. Поэтому, вставая утром на молитву, скажем себе: «вот, я приступаю к самому главному делу, без которого никакие другие дела не пойдут, как должно». И среди наших дневных занятий будем помнить, что вечером предстоит во всем отчитаться перед Богом. А отходя после молитвы ко сну, радостно помыслим о том моменте, когда Господь снова воздвигнет нас «во еже утренневати и славословити» Его державу. «Просите и получите, – говорит Он, – чтобы радость ваша была совершенна»! Пятница. О буре и надежде

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Освящение елея    После возгласа: «Мир всем. Главы ваша Господеви приклоните», священник дует трижды в сосуд с елеем и знаменует трижды крестным знамением.    После того, как вода освящена, она помазуется елеем. Так же, как и воде, елею издревле усвоялось глубокое религиозное значение, которое следовало из его практического значения и употребления. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Милосердный самарянин, согласно евангельскому повествованию, возлил елей и вино на раны человека, которого он нашел на дороге. Елей возжигался в светильниках и, следовательно, знаменовал собою свет и радость. И сейчас наиболее торжественная и радостная часть праздничного всенощного богослужения называется полиелеем. Это слово связано как с греческим «елеос» (милость), которое столь часто употребляется в псалме 135, так и со способом освящения церкви «многим елеем» (греч. елеон – масло). И наконец, елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:11). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:4-5).    И снова совершается то же последование, что и при освящении воды. Сначала происходит изгнание дьявольских сил из елея, восстановление его истинного назначения: таково значение дуновения в сосуд с елеем и троекратного осенения его крестным знамением. Затем следует анамнезис – воспоминание о значении елея в истории спасения – и благодарение. Мы благодарим Бога и этим претворяем елей в то, чем Бог его сотворил: в дар исцеления, мира, духовной силы и жизни:    «... Сам благослови и сей елей силою, и действом, и наитием Святаго Твоего Духа, якоже быти тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол, помазующимся верою или вкушающым от него в славу Твою, и Единороднаго Твоего Сына, и Пресвятаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010