Иностранцы о России. Народный характер. Благочестие Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа Благой обычай и счастье народное — соблюдать святые бдения, и посещать заутрени, и обязательно бывать при святой литургии, мало спать и рано вставать, поздно есть, смирять тело множеством поклонов и постов. Это — наиглавнейшая причина сохранности сего королевства. Это действительно истинная и высшая твердыня. Крижанич Юрий (ок. 1618—1683) — хорватский писатель, жил в России в 1661—1676 гг. Во время осмотра монастыря больше всего поразила меня набожность моего проводника. С необыкновенным жаром прикладывался он лбом и губами ко всем предметам, выставленным на почитание верующим. Между тем, судя по его салонным разговорам, я никогда бы не мог заподозрить в нем такого монашеского благочестия. Кончилось тем, что он предложил мне последовать его примеру и облобызать мощи святого, которого раку открыл нам монах. Раз пятьдесят он успел перекреститься и перецеловал двадцать с лишним икон и прочих реликвий. У нас ни одному монаху не пришло бы в голову проделать такое количество земных поклонов, коленопреклонений, крестных знамений и т. п., сколько их умудрился сделать этот русский князь, бывший адъютант Императора Александра. Кюстин Астольф де (1790—1857) — маркиз, французский писатель Все дела и занятия Московского Государя обыкновенно начинаются призыванием Святой Троицы, и притом с удивительнейшим благочестием. Кобенцель Иоанн — австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, XVI в. Москвитяне в делах веры более нас преданы обрядам: никогда не забывают они перед монастырем, церковью или же перед изображением святого Креста стать на колени и трижды оградить себя знамением креста, произнося: «Господи, помилуй». Кобенцель Иоанн — австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, XVI в. В каждом жилом доме на почетном месте у них находятся образа святых. Когда один из них приходит к другому, он тотчас обнажает голову и оглядывается кругом, ища, где образ. Увидев его, он трижды осеняет себя крестным знамением и, наклоняя голову, говорит: «Господи, помилуй!» Затем он приветствует хозяина такими словами: «Дай Бог здоровья». Потом они протягивают друг другу руки, целуются и кланяются, причем один все время смотрит на другого, чтобы видеть, кто из них ниже поклонился и согнулся, ибо никто не хочет уступить другому в вежливости.

http://pravoslavie.ru/1796.html

Кто мы: «погибающие» или «спасаемые»? – Мысли на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. – «Слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» ( 1Кор.1,18 ) . Сегодняшний день для нас, христиан, исполнен неизъяснимой духовной отрады, ибо это день поклонения Честному и Животворящему Кресту Господню, на котором распят был Господь наш Иисус Христос «нас ради человек и нашего ради спасения». «О треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь», умиленно воспевает Святая Церковь : «Крест – хранитель всея вселенные, крест – красота церкве, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – Ангелов слава и демонов язва». В своем восторженном умилении Святая Церковь обращается ко кресту даже как к одушевленному существу. «Радуйся, живоносный кресте», поет она: «благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкви ограждение, имже тля разорися и упразднися и вознесохомся от земли к небесным». В таких возвышенных выражениях Церковь Христова прославляет Крест Господень, указывая этим на величайшее значение его для нас, ибо Крест Господень есть дивное знамение (символ) неизреченной любви Божией к падшему человеку, а одновременно – знамение, или символ нашего спасения. На кресте Господь пригвоздил рукописание грехов наших: крестными страданиями Господа Иисуса мы все избавлены от власти дьявола и мук адских и сделались способными стать наследниками вечного блаженного небесного Царствия. Как же не радоваться, как не ликовать нам в сегодняшний день?! И, однако, как прежде, во времена Апостола Павла, так и ныне были и находятся люди, которые не чтут Креста Господня, для которых святыня его и спасительная сила его – ничто, пустой звук, а «слово крестное», то есть проповедь о кресте, или Евангельское благовестие – «юродство есть», то есть сумасшествие, или безумие или, в лучшем случае, что-то нелепое, ни с чем несообразное. Имея в виду такое различное отношение людей ко Кресту Господню, св. Апостол Павел и разделяет все человечество на два лагеря, два разряда: на «погибающих» и «спасаемых».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Миссионер. Вот я опять приехал к вам, заблудшие братья, – для беседы. Теперь будет беседа наша о Кресте и о Крестном знамении. Креста вы не почитаете, как и икон, и так же, как над иконами, ругаетесь над ним? Я слыхал, что вы называете Крест «шыбыницею», «кобыльницею», поносите его и другими именами хульными, думая, что, поступая так, вы творите угодное Богу; между тем, вы этим только досаждаете Ему, вы оскорбляете и гневите Бога Отца, оскорбляете также и Самого страдавшего на Кресте, оскорбляете и Духа Святого и всю Церковь Христову, потому что вы не единомышленны с нею. За это же и осудит вас Бог по смерти вашей, осудит и Церковь , торжествующая на небесах, как и теперь осуждает вас Церковь Христова, живущая на земле. Штундист. Зачем так нам вы угрожаете судом Божиим, судом Церкви небесной и Церквы земной? Нет; вы прежде докажите это нам, а тогда мы увидим уже сами, будет ли это с нами, или ваша угроза – ничего не значащее слово. Миссионер. Так как цель моего приезда сюда, не стращать вас, а образумить вас в вашем заблуждении, то я и выставляю вам на вид, куда зашли вы в своём новом учении, и что вас постигнет за это в будущей жизни, если только вы до смерти останетесь при своём учении и таких мыслях. Крест – не висилица, не шибиница и не кобыльница, как вы говорите, а – великая святыня, орудие нашего спасения, орудие, которым Господь сокрушил главу древнего змия, обольстившего наших прародителей, и тем освободил их и нас – их потомков, – от власти его; от проклятия и гнева Божия, орудие, которым нам открыто небо, бывшее до страдания на Кресте Спасителя закрытым, Крест – слава для Бога, нашего Искупителя, Его знамение, с которым Он явится судить мир; он же – знамение и для верных и страх для злых духов. На нём и через него наше спасение; он наш спутник и защита во всей жизни нашей. Такими похвалами венчаем и прославляем мы св. Крест в противоположность вашему штундистскому поношению и хулению его. И таковое наше отношение ко Кресту на столько согласно со словом Божиим, на сколько противно ему ваше хуление. Все это я постараюсь подтвердить ссылками на Слово Божие, докажу соображениями здравого разума и историей Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Настоящий день есть день радости и веселия, поелику ныне предлагается нам знамение радости - святейшее древо. О, драгоценнейший дар! Это не - древо познания добра и зла, подобное эдемскому, нет, сие древо самым делом - благолепное и прекрасное, ибо древо это дарует нам жизнь, а не смерть, - просвещает нас, а не омрачает, - вводит нас в Едем, а не изгоняет из него. Древо это, на которое восшел Христос (как царь - на свою колесницу), посрамило диавола, имевшего державу смерти, и освободило род человеческий от тяжкого рабства. Это древо есть то, на котором Иисус Христос, как искуснейший ратоборец, во время сражения уязвленный в руки, в ноги, в ребра, исцелил язвы грешных людей, т.е. нашу природу, нещадно пораженную всегубительнейшим змием. Это - то древо, на котором излилась Владычная кровь, ею же низлагаются демоны и просвещается мир... Кто не претечет сюда, чтобы насладиться сим вожделенным зрелищем? Сами ангелы радостно сретают торжество это, апостолы, сонм пророков, лик мучеников, весь собор праведников сорадуются нам: ибо возможно ли, чтобы все они не исполнялись радостию при виде сего победного знамения, которым они сами, подражая Иисусу Христу, победили вражеские силы! Даже самые неразумные существа, осияваясь небесною славою, ощущают внутри себя некоторую радость, потому что от крестных страданий Иисуса Христа во всем произошло изменение ко благу... По сей то причине Давид (весьма благоприлично для нынешнего празднества) восклицает: возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Пс.98,5)! и премудрый Соломон также взывает: благословенно древо, имже бывает правда (Прем.14,7). Посему то и церковь ныне является имеющим посреди себя древо жизни раем, в котором уже нет обольстителя демона, но в котором, напротив, пребывает ангел Господа всемогущего, открывающий нам доступ к произросшему древу креста. Ныне воздается поклонение святому кресту и возвещается воскресение Христово, ныне чествуется древо, даровавшее нам жизнь, и весь мир возбуждается к славословию, ныне совершается празднество в память трехсоставного креста, и все четыре страны мира призываются в радости проводить празднственный день сей. Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Рим.10,15)! Блаженны те очи, кои созерцают сие торжество всеобщего мира, - те уста, кои лобзают сие драгоценнейшее знамение. Сугубая благодать предложена всем: указан приснотекущий источник, из которого проистекает освящение, и никому не возбранен вход к сему обильному источнику. Человека чистого он делает еще чище, а оскверненного мерзостию пороков соделывает чистым, беспечного и рассеянного он подчиняет игу своего учения, жестоковыйного и свирепого укрощает и вообще всякого, кто только приходит к нему с твердым намерением исправить свою жизнь, он не отревает от себя, но подает таковому божественные силы, потребные к животу и благочестию (ибо крест милует мудрых и скромных, а от людей, имеющих противоположные свойства, он отвращается).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/982/...

О почитании Честного Креста Христова § I. Мы сошлись на беседу с сектантами в церковной школе. Встретились, как добрые друзья: поприветствовали друг друга миром и полюбовно договорились вести речь о почитании Креста Христова . Эта беседа должна была служить продолжением нашей беседы о почитании святых икон. Петр Данилович, штундистский «старший брат», особенно настаивал, чтобы мы беседовали « именно о кресте. «Оправдайте, – говорил он, – от Слова Божия все рукотворенные вещи, какие существуют в Православной Церкви»... И вот, с Божией помощью, при довольном числе слушателей, мы открыли беседу. Я сказал: Св. Царь Давид просил у Бога: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Пс. 59. 6 ). Видим отсюда, что душа Псалмопевца Давида жаждала торжества дела Божьего на земле. В доказательство этого торжества «боящиеся Бога», по словам Царя Давида, должны были «поднять знамя ради истины». – И пр. Исаия говорит про Спасителя людей: Он «поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис.11:12 ; ср.: Ис.62:10 ). Таким образом, то, о чём молил Бога Царь Давид, – должно исполниться с пришествием в мир Спасителя. Значит, у «боящихся Бога» – христиан должно быть видимое знамя, поднятое «ради истины». – Считают ли сектанты себя «боящимися Бога» и есть ли у них такое знамя Божие? Петр Данилович и сектанты молчали, соображая силу моего вопроса. Потом они оправились. Петр Данилович ответил: В Евангелии Марка написано: «уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17–18 ). Вот какие знамения будут у верующих, а не видимое какое-либо «знамя»... Сектанты дружно поддержали своего «старшего брата». Произошел шум в училище... Когда все утихли, я ответил: – Значит, друзья мои, вы признаете, что жизнь верующих христиан должна сопровождаться разными чудесами. Спрошу я вас: какие же чудеса совершаются в вашем обществе? Кто из вас брал во руки змия – и не был ужален им; кто «изгонял бесов», «говорил» чужими языками?..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца (утраченная). Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1707. Год утраты:1930 (разобран основной объём, колокольня снесена в конце 1940-х) Адрес: Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино Изменить описание объекта Фотографий пока нет Официально Николо-Одрин монастырь утвержден в 1697 году, по благословению Святейшего Патриарха Адриана. До революции 1917 года в обители были собор святителя Николая с пятью куполами и пятью приделами: во имя святителя Николая, во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных», во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», во имя Воздвижения Креста Господня, во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707), на которой в 1898 году был повешен большой колокол весом в 368 пудов. Главным храмом обители являлся Николаевский собор. В 1703 г. было получено разрешение на его строительство, к 1710 г. оно было завершено, в дек. состоялось освящение главного престола, в преддверии которого, 1 дек., иером. Харалампий получил антиминс для него (Холмогоров. 2010. С. 381). С XVIII в. в соборе существовал придел во имя митр. Московского свт. Алексия. 20 июня 1755 г. собор пострадал от сильного пожара (РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 427. Л. 1), но вскоре был восстановлен. В 1765 г. в трапезную собора был перенесен из надвратной ц. во имя мч. Иоанна Воина престол во имя прп. Сергия Радонежского (Пясецкий. 1894. 24. С. 764), в кон. XVIII в. там же устроен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Во 2-й пол. XVIII или нач. XIX в. к трапезной собора была пристроена 2-ярусная колокольня. В 1815 г. собор был расписан на средства Рогозиной (Кизимова, Зубова. 1999. С. 125). В 1852 г. престол во имя прп. Сергия Радонежского был перенесен во вновь построенную приходскую ц. свт. Николая Чудотворца в с. Одрине. К 60-м гг. XIX в. трапезная собора обветшала и была перестроена в 1867-1868 гг. Еп. Макарием в 1868 г. были освящены 2 престола: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (11 сент.) и в честь иконы Божией Матери «Знамение» (12 сент.; престол перенесен из церкви, располагавшейся под колокольней) (Орловские ЕВ. 1868. 20. Отд неофиц. С. 1559-1567). Одновременно с перестройкой трапезной было принято решение о перестройке и расширении самого собора, при этом в проекте была несколько изменена его ориентация (Гурьянов. 2005. С. 13). Работы начались с закладки стен нового собора 25 июля 1874 г. (Слово и Речь. 1874. С. 1104-1106). Ставший 5-главым собор по своему облику приблизился к «типовым» проектам К. А. Тона. Перестроенный собор был освящен в 1879 г. еп. Орловским Ювеналием (Карюковым) и имел 3 престола: главный - во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и в честь Воздвижения Честного Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=57120

По поводу 1600-летнего юбилея (313–1913 г.г.) 1600 лет протекло с тех пор, как христианство из положения гонимой, запрещенной религии перешло в состояние свободного исповедания, официально дозволенного государственной властью. Это в высшей степени знаменательный факт, – факт исключительной важности. Подчеркнуть его особенно благовременно именно теперь, когда, как увидим дальше христианству снова начинают угрожать с разных сторон и с неослабной энергией, пользуясь всякими средствами, безотносительно к их нравственной ценности. Естественно, посему, что, например, католический мир празднует этот христианский юбилей с необычайной пышностью. Расширив торжество на очень длинный период. Построение храмов, издание специальных сочинений, паломничества и пр. – все это и подобное должно быть проявлением юбилейного торжества 1 . Пусть видят враги христианства, как сильно последнее и поныне! Пусть радуются христиане, что их религия несокрушима, неискоренима и жива!.. Вполне понятно, что и наша православная Церковь тем более пожелала торжественно же отпраздновать столь знаменательный в ее истории и жизни юбилей, «приурочив» торжество «к 14 сентября 1913 г., к празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, так как само объявление» миланского эдикта в 313 году, делавшего христианство религией свободной, «явилось знамением победы Креста Христова над заблуждением язычества» (самый «день издания эдикта» в названном году «в точности неизвестен»). 1600 лет – достаточно большой период, в течение которого христианство могло и должно было зарекомендовать себя и ясно для всех, и разносторонне. Поэтому, – думается, – в настоящее время вполне уместно подвести хотя бы некоторые итоги тому, что христианство успело сделать для человечества, – насколько оно способствовало истинному прогрессу, истинной культуре... Эти итоги воочию покажут, что за крупная сила наша религия, которую мы исповедуем и которой гордимся и хвалимся, единственно-истинной и непреложной. О них – этих итогах – всего естественнее и вспомнить в юбилейный день христианства...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Поучение на память святой великомученницы Екатерины, месяца ноября, в 24 день («Агница Твоя, Иисусе, Екатерина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся» (Тропарь общий мученице)) Войдя в праздничный день святой великомученицы Екатерины в этот ее пречестный храм, поклонившись по благочестивому обычаю местной ее иконе и облобызав ее, я удивился, слушатели благочестивые, удивился, говорю, такому изображению ее на честной иконе, что девица держит крест в руке своей. Крест приличествует рукам архиерейским, иерейским, освященному чину, ибо они носят крест в своих руках, осеняют, благословляют им. Девическим же рукам подобает носить перстни золотые или цветы благовонные, или яблоки красные, или что-нибудь другое, подобающее лицу девическому, а не крест. Креста не дают в руки девицам и разве только позволяют им прикасаться к нему устами. Почему же мы видим здесь святую деву Христову Екатерину изображенной с крестом в руках? Об этом я и хочу ныне вкратце побеседовать «при Господнем содействии» и рассмотреть, для какого таинства девическая рука носит честный крест Господень? Святой крест – это прежде всего знамение христианской православной веры. У нечестивых, не верующих в Господа нашего Иисуса Христа, креста не увидишь. Крест там, где вера, и там вера, где крест. Одни православные христиане украшаются крестом, крестом ограждаются и о кресте хвалятся вместе с апостолом, который говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ). Крест в руке святой великомученицы Екатерины – это знамение ее истинной веры во Христа Иисуса, и не только веры, но и дел, ибо крест – в руке, и как крест знаменует веру, так рука означает дело: крест в руке – это вера с делами. Слышал я где-то такую притчу духовную: однажды собрались все добродетели в одно место, составили собор и условились поделить между собой доброго человека так, чтобы каждая добродетель имела свое место в особой, уделенной ей части человека, как бы в своей келии. Прежде всего, благоразумию достался мозг, покаянию волосы, чтобы ими вместе с Магдалиной отирать ноги Христовы. Любовь поместилась в сердце, целомудренная стыдливость на лице. Благое молчание избрало себе место в устах, а пост с воздержанием – в желудке. Святая надежда нашла место в очах, чтобы с упованием смотреть на Бога: «Как они рабов обращены на руки господ своих и как они рабыни – на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» ( Пс. 122:2 ). Трудолюбию были даны руки и плечи, терпению – хребет, послушанию – ноги. А святая вера, как первейшая добродетель, без которой невозможно спастись, взяла себе две части в человеке: ухо и руку; ухо – дабы ее слышали, ибо, как говорит апостол: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» ( Рим. 10:14 ); руку же – дабы она была исполняема и самим делом, по слову святого Иакова: «Покажи мне веру твою без дел твоих» ( Иак. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

При этом священником, епископом или, в крайнем случае, другим представителем Церкви, например ответственным катехизатором, над таким человеком может быть прочтена следующая древняя молитва 1го этапа оглашения, во время которой «и имя нарекается ему»: Священник знаменует его образом Креста (трижды) и говорит: «Благословен Ты, Господи, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! Ты из всех народов избираешь Себе Народ особый, ревностный к добрым делам, — Ты же и этого раба Твоего (имя), пришедшего ко святой Твоей Церкви, благослови. Отверзи ему очи для уразумения дивных чудес Твоих, открой ему уши для слышания божественных слов Твоих, присоедини его к оглашаемым Народа Твоего, дабы во время благоприятное он был удостоен купели возрождения и одежды нетления». Снова знаменует его образом Креста (трижды), записывает его имя среди имён оглашаемых и далее молится: «Ты, Владыка, спасение послал миру — святое Слово Твоё, [Христа,] дабы Он каждого исполнил познанием Тебя как Бога, Ты отнял у лукавого душу раба Твоего, — Ты же и просвети его, и наставь на путь освящения через Христа Твоего, и не разреши более никакому злому духу иметь в нём жилище, ибо Ты один — Избавитель рода нашего, и Тебе мы приносим славу и благодарение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Если же некрещеный человек еще мал, то он может стать оглашаемым по желанию своих родителей-христиан (или хотя бы одного из них при согласовании со вторым). Для этой цели в Требнике есть специальный чин для матери, но, главное, для младенца «на 40й день по рождении», который тогда нужно использовать до рубрики «аще младенец крещен есть». Всякий оглашаемый получает полное право входить в храм и слушать чтение — главным образом, Священного писания. Он может присутствовать на всех службах, кроме тех, на которых верные соучаствуют в таинствах (Литургия верных, крещение, исповедь-покаяние, брак-венчание, соборование-елеосвящение и т. д.). Цель 1го этапа оглашения — дать возможность человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, дать возможность Церкви проверить самого этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам в отношении к Богу, себе и ближним).

http://azbyka.ru/katehizacija/vozmozhnaj...

прот. Иоанн Козлов Клятвы патр. Макария и соборов 1656, 1666–7 г. г. При рассмотрении этого вопроса необходимо принимать во внимание все обстоятельства произнесения означенных клятв, а не брать только букву той или иной клятвенной формулы. Сначала рассмотрим, справедливо ли думают старообрядцы, что клятвы эти положены на православных христиан за православное предание и даже будто бы положены на самые обряды. Обвинители православной церкви обыкновенно читают один ответ патр. Макария (из Скрижали несч. листы и в Истории р. ц. Макария т. 12, стр. 189). Но необходимо знать и вопрос патр. Никона, в котором Он говорил: «воздвизают убо неции в нас прю, како персты имети десницы и воображати на лице знамение креста ови убо искуснии и художнии, тривеликия персты совокупивше, глаголю, великий палец и указательный, и великий средний, во образ св. Троицы, и начертавают на лице своем образ креста, ихже и мним добре творящих ови же совокупивше указательный и средний великий перст... и двема малыми и се указующе, како разумеют тема трема персты, о святей Троицы образ неприличен имущ, занеже неравенство имут персты в себе... И како разумети прочима двема, указательным и средним смотрения таинство, яко да не возмнится кому четвертое лице в составех имети». Ясно, что двуперстники, о которых спрашивал патр. Никон, внушали ему подозрение что слагая три неравные перста во образ св. Троицы как бы они не возмнили, исповедуя в двух перстах два естества во Христе, четвертое лице в Св. Троице. Кроме того ко времени произнесения клятвы патр. Макарием (в начале апреля 1656 г. – см. История р. ц. т. 12, стр. 190–191) ясно обнаружилось слишком враждебное отношение вождей церковного раскола к постановлениям православной церкви. Из-за «Памяти» Аввакум увидел в церкви «зиму» и явились такие, которые говорили: «в иное время и конюшня лучше церкви». Далее в своей грамоте патр. Паисию Никон спрашивал о епископе Павле Коломенском и о прот. Иоанне Неронове, на что Паисий отвечал (эта грамота Паисия писана 20 дек. 1654 г., а прислана 15 мая 1655 г.). «О епископе же Коломенском Павле и о протопопе Иоанне Неронове, яже глаголюта, яко не согласуета с вами, ниже книги, ниже литургия их, ниже знамение их, и оболгаюта молитвы наша, яко бывают страха ради человеческаго, а не страха ради Божия» (Скрижаль л. 711–712; История р. ц. т. 12, стр. 183).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010