Образ. выражения взят от обычая древних восточных завоевателей – становиться на спину побежденных ими царей в знак их уничижения и покорности ( Нав.10:24 ; 2Цар. 22:40 и др.). Так и случилось: сначала завладели Иерусалимом римляне, потом сарацины, а затем турки, которые и доселе владеют им. Дондеже скончаются времени язык (доколе не окончатся времена язычников). Тут указывается время, доколе будет продолжаться уничижение священного города Иерусалима. Это место затруднительное для объяснения, и объясняется оно различно. Прямой смысл его может быть такой: Иерусалим будет во власти неверующих до тех пор, пока все народы не сделаются христианами; на таковый смысл некоторым образом указывают поставленные в связи с этим изречением у Матфея ( Мф.24:14 ) и Марка ( Мк.13:10 ) слова Христовы: проповедано будет Евангелие по всей вселенной во всех народах. (Мих.) «Но Евангелие тогда уже при Апостолах проповедано было по всей вселенной (см. объясн. Мф.24:14 ), пишет еписк. Михаил. О сем ли речь? По возвышенному созерцанию Ап. Павла, отвержение Богом Израиля было (и есть) не совершенное, не окончательное; со временем Бог опять примет к себе этот некогда возлюбленный народ Свой. Это будет тогда, когда войдет в царство Мессии полное число язычников ( Рим.11:25 и дал.). Не об этом ли времени язычников и говорит Господь в рассматриваемом месте? не тогда ли окончатся эти времена язычников, когда полное число их войдет в царство Христово? Когда это будет? ответа конечно нельзя дать и – только благоговейно следует повторить слова великого Апостола язычников, излившиеся из сердца его при сем величественном созерцании судеб царства Мессии: о бездна богатства, премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень. Или кто был советником Ему ( Рим.11:33, 34 ). Лк.21:25 . И бýдут знáмения в сóлнце и луне и звездáх: и на земли тугá языком от нечáяния, шýма морского и возмущéния, (И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;) И будут знамения в солнце и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Однако усилия Каина скрыть преступление напрасны: «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? Говорит Господь» ( Иер.23:24 ). Сама природа кричит о разрушении миропорядка, голос пролитой им крови вопиет к Господу: «…что сделал ты? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли…» ( Быт.4:10 ). Проклятие «от земли» означает, что восставший на брата расторгает все связи с миром и людьми ( ср. Втор.27:24 ); Каин становится вечным скитальцем, ибо знамением Господа (печатью) он огражден от случайной смерти. Как Авель, праведник и первый на земле страстотерпец (см. Мф.23:35 ), своей праведностью и верой «и по смерти говорит еще» ( Евр.11:4 ), так и Каин своим преступлением продолжает «говорить» о самом тяжком грехе — братоубийстве. Дополнительный смысл в понимание Каинова греха (сотворенного уже в тот момент, когда Каин противопоставил свою волю воле Господа) вносит послание апостола Иуды, где о людях злонамеренных и ропщущих сказано: «горе им, потому что идут путем Каиновым…» ( Иуд.11 ). Каинова печать КАИНОВА ПЕЧАТЬ: КАИН В этом выражении, понимаемом как «печать преступления», соединились два факта — преступление Каина и знак (знамение), отмечающий преступника. Более близкий тексту Б . смысл — «печать отверженности» — гораздо реже используется в речи. Каин, проливший кровь своего брата Авеля, первый убийца на земле, проклят и осужден Богом на изгнание: «…проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт.4:11–12 ). Каин воспринимает сказанное как осуждение на смерть: «…Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» ( Быт.4:14 ). Но ему определена иная судьба. «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» Как грязи

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

«Он вышел на место, называемое Лобное». Некоторые говорят, что здесь умер и погребен Адам, и что Иисус водрузил знамение победы на том самом месте, где царствовала смерть. Действительно, Он вышел, неся крест, как знак победы над державою смерти, и, подобно победителям, нес знамение победы на Своих раменах. Что за важность, если иудеи и с другим намерением определили Ему нести крест? Они распинают Его даже вместе с разбойниками, но и в этом случае против воли исполняют пророчество: так все, что они делали в поношение, служило к подтверждению истины, чтобы ты познал, как велика ее сила. Ведь и об этом издревле предсказал пророк: «к злодеям причтен был» ( Ис.53:12 ). Итак, диавол хотел помрачить это событие, но не мог: распяты были трое, но просиял один Иисус, чтобы ты познал, что все совершилось Его силою. И хотя чудеса совершались в то время, когда трое пригвождены были ко крестам, однако же никто и ни одного из них не приписал никому другому, кроме одного Иисуса. Так бессильны оказались козни диавола, и все обратилось на главу его! Ведь даже из тех двух (разбойников) один спасся. Таким образом диавол не только не повредил славе креста, но и не мало содействовал ей, потому что обратить разбойника на кресте и ввести его в рай – не меньше значит, чем потрясти камни. «Пилат же написал и надпись» ( Ин.19:19 ) – для того, чтобы с одной стороны, отомстить иудеям, а с другой – защитить Христа. Так как они предали Его, как преступника, и старались подтвердить это мнение распятием Его вместе с разбойниками, то, чтобы никто уже впоследствии не имел права возносить на Него злобных обвинений и осуждать Его, и показывая, что они восстали против своего собственного царя, положил, как бы на победном памятнике, надпись, которая издает величественный голос и возвещает Его победу, и провозглашает царство, хотя и не всецелое. И это Пилат объявил не на одном, но на трех языках. Так как естественно было предполагать, что между иудеями, по случаю праздника, много было иноплеменников, то, чтобы ни один из них не оставался в неведении об оправдании Его, Пилат возвестил о неистовстве иудеев на всех языках. Между тем, иудеи завидовали и тогда, как Он был распят. Но какой мог произойти для вас вред от этой надписи? Никакого. Ведь если (Христос) был смертен и немощен, и должен был исчезнуть, то чего вы боитесь надписи, которая говорит, что Он – царь иудейский? И что они говорят? Скажи, что Он сам (это) сказал ( Ин.19:21 ), потому что теперь (эта надпись выражает судебный) приговор и общее мнение, а если прибавлено будет: «Он говорил», в таком случае это припишется Его собственной дерзости и наглости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Она (Мария) сказала: как я могу иметь сына] Никто не приближался ко мне и я не развратна? Тот отвечал: Бог творит, как хочет: Он говорит только: да будет, и бывает. Бог научил Его книге и премудрости, Пятокнижию и Евангелию. Иисус будет посланником к сынам израилевым. Он скажет им: я прихожу к вам со знамениями Господа; я сделаю вам из глины форму птицы, дуну на нее, и птица будет живая с позволения Божия; я исцелю слепого от рождения и прокаженного, воскрешу мертвых с позволения Божия; расскажу вам, что вы имеете есть и что скроете в ваших домах. Все сии дела будут для вас знамением, если верите. Я пришел подтвердить Пятокнижие, откровенное вам прежде меня. Я позволю вам употребление вещей, кои вам были запрещены. Я прихожу к вам со знамением от Господа вашего. Так бойтесь Его и повинуйтесь мне: Он Господь мой и ваш. Служите Ему: вот правый путь 97 . После сего Она (Мария) сделалась беременною, ушла в отдаленное место, болезни родов постигли ее при иссохшем пальмовом дереве. Она возопила: о если б угодно было Богу, чтобы я умерла прежде сего и была забыта вечным забвением! (Невидимый голос) вскричал к ней, говоря: не скорби! Господь твой произвел поток при ногах твоих, потряси пальму и к тебе спадут зрелые финики; ешь, пей и утешься. И если ты увидишь человека, скажи ему: я дала обет поста всемилостивому; потому я не могу говорить ни с кем нынешний день. Она пошла к своему семейству, неся младенца на своих руках. Они сказали ей; Мария! ты сделала странное дело. Сестра Ааронова! твой отец не был человеком потерянным и мать твоя развратною. Мать дала знак – спросить младенца; те сказали ей: как мы будем говорить с колыбельным младенцем. (Младенец отвечал) „Я раб Божий, Он дал мне книгу и поставил пророком, Ему угодно, чтобы я был благословен на всяком месте. Он велел мне наблюдать молитвы, и раздавать милостыни, пока не умру; быть почтительным к моей матери, не сотворил меня гордым и отверженным. Да будет на мне мир в день, когда я родился, в день, когда умру и в день, когда воскрешен буду“ 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Мы же: Аминь. Таже: Господи, помилуй, 12. Господи, помилуй. (12) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. 5 Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. После начальных молитв читается последование той или иной службы. Примечания 1 Мирянин, начиная молитву, осеняет себя крестным знамением со словами: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Вместо же начального возгласа священника говорит: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Тот же возглас заменяет все священнические возгласы. Всё, произносимое во время службы священником и диаконом, опускается. 2 Названия молитв и пояснения (набранные другим шрифтом) вслух не читаются. 3 Вместо этой молитвы от Пасхи до Вознесения читается трижды тропарь Пасхи “Христос воскресе:”, от Вознесения же до дня святой Пятидесятницы после начального возгласа сразу читается Трисвятое. 4 Эта молитва, как правило, читается с крестным знамением и поясным поклоном. Последующие молитвы до “Отче наш” включительно читаются полностью там, где в богослужебных книгах указывается “далее Трисвятое” или “далее Трисвятое, по “Отче наш”. 5 Там, где в богослужебных книгах напечатано: Слава: следует читать полностью: “Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу”. Где напечатано: И ныне: читай: “И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь”. Где напечатано: Слава, и ныне: – читается всё славословие полностью. Знак ” : ” указывает на то что даются лишь первые слова текста (обычно хорошо известного и часто повторяющегося). Другие переводы

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nachalnye...

Павел говорит: а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ). И Иоанн вот что говорит: так возлюбил Бог мир (3:16). Как скажи? Умолчав обо всем прочем, он указал на крест. Ибо сказав: так возлюбил Бог мир, прибавил: что отдал Сына Своего Единороднаго на распятие , дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Св. Иоанн Злат. прот. Иуд. сл. III). При всяком шествии и движении, при каждом входе и выходе, одеваясь и обуваясь, при умывании, пред трапезою, зажигая огонь, ложась в постель, садясь на место, – словом при всяком занятии нашем мы ограждаем чело свое знамением Креста, по преданию апостолов, которые внушали первым ученикам своим, а чрез них и всем верующим, чтобы они, в знак исповедания своего, полагали печать креста на лице и груди своей (Тертулл. о венце). Должно покланяться этому истинно драгоценному и досточтимому древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением Святого тела и крови, как говорит богоотец Давид ( Пс.131:7 ): пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. А что Давид говорит это о кресте видно из последующих слов: воскресни, Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за крестом. Мы покланяемся также и изображению честного и животворящего Креста , из какого бы вещества оно ни было сделано, покланяемся, – не вещество почитая, но изображение, как знамение Христово . Ибо Христос, беседуя с учениками Своими, сказал: тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси ( Мф.24:30 ), разумея под этим крест. Посему-то и ангел, вестник воскресения, говорил женам: Иисуса ищете назарянина распятаго ( Мк.16:6 ). И Апостол сказал: мы же проповедуем Христа распятаго ( 1Кор.1:23 ). Апостол не сказал – копьем прободенного, но – распятого. Итак, никто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, коими мы живем; но как венец, носи крест Христов . Не просто перстом изображай его, но сему изображению пусть предходит и твое сердечное расположение и вера. Крестом низложено и попрано все стоящее на пути нашего спасения, злое и враждебное.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Поэтому, разъясняя это, он сказал: И в предмет пререканий. Многие прекословили Ему, когда Петр отрекся и все апостолы, как овцы, не имеющие пастыря, рассеялись. Из-за креста даже сердце Самой Девы исполнилось печалью, поэтому и говорила она: " Почему Я прежде не умерла? Почему Я застала этот день? Пребываю Девой, а больше чем у матерей терзается утроба моя " . Эти бесчисленные помышления Девы Симеон назвал оружием, потому что они пронзили Ее до глубины, потому что вносят соблазны, как Господь сказал: Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь. Оттого Симеон и добавляет, говоря: и Тебе Самой пройдет оружие душу, да откроются помышления многих сердец. Видишь, как бесчисленные помышления названы оружием, потому что они пронзают до глубины, потому что они доходят до сердца и поражают до мозга костей? Вот какими помыслами была охвачена Дева, потому что не знала еще о том, что Воскресение близко. Поэтому после Воскресения нет уже обоюдоострого меча, но радость и веселье. Итак, предметом прекословия Симеон называет крестные страдания, во время которых оружие помыслов прошло в душу Девы. Но все-таки возможно, что кто-нибудь скажет: " Откуда у нас доказательство? " Из самих поучений Господа. Слушай, что Он говорит: Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Видишь, что крестные страдания называются знамением, и не только в Новом Завете, но и Ветхом? Потому, что Ветхий Завет совершенно согласен с Новым. Поскольку Один и Тот же Бог является Законодателем того и Виновником этого. И кто свидетель этого? Сам Господь. Слушай, что Он говорит через пророка Иезекииля ангелам-жнецам, когда Он указывал на всеобщую кончину: Пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак. Вот оно, знамение Ветхого и Нового Заветов: это - крест, спасающий мир, посредством Иисуса Христа Господа нашего, Ему слава и сила во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/43/f...

применительно к христианской «мистике» — еще одно «мистериальное» слово! — Псевдо–Дионисий Ареопагит). Однако модальность этих элементов внутри христианской символики как целого всякий раз определяется центральный аспектом этого целого: сакральный знак и символ есть «знамение», требующее «веры» (как доверия к верности Бога ), и одновременно «знамя», требующее «верности» (как ответа на «верность» Бога ). «Вера» и «верность» — одно и то же (древнееврейское «‘emunah», греческое πστις, латинское «fides» означают оба эти понятая). Выраженная в сакральной знаке «тайна» есть в христианской системе идей не только и не столько эзотерическое достояние немногих, сберегаемое от толпы, сколько военная тайна, сберегаемая от врагов. Повсеместно верили, например, что «стратегический план» воплощения и страдания Христа был рщательно скрыт от дьявола. «Я не поведаю врагам Твоим тайну», — обещает Христу верующий («верный»!) в одной византийском песнопении . Место мистериально–гностической оппозиции «посвященные — непосвященные» заступает совсем иная оппозиция: «соратники — противники»; в число последних включены «враги зримые и незримые» — люди и бесы. Для онтологического нейтралитета не остается места. Поэтому два евангельские изречения, нередко воспринимаемые как выражение двух противоположных точек зрения («терпимой» и «нетерпимой»), на деле имеют совершенно идентичный смысл. «Кто не против вас, тот за вас» ; но «кто не со Мною, тот против Меня» ; всякий, кто не становится под одно «знамя» (σημεΤον), тем самым уже обязывается верностью другому «знамени». «Знамя» стоит против «знамени», и «знамение» против «знамения». «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце… И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…» Настоящее бытия вплоть до конца этого «зона» — священная война, «меч и разделение» во всем «видимом и невидимой» космосе, и человек участвует в этой войне как «верный» или, напротив, «неверный» воин . «Боязливых же и неверных… участь в озере, горящем огнем и серою.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

применительно к христианской «мистике» – еще одно «мистериальное» слово! – Псевдо- Дионисий Ареопагит ). Однако модальность этих элементов внутри христианской символики как целого всякий раз определяется центральным аспектом этого целого: сакральный знак и символ есть «знамение», требующее «веры» (как доверия к верности Бога 399 ), и одновременно «знамя», требующее «верности» (как ответа на «верность» Бога 400 ). «Вера» и «верность» – одно и то же (древнееврейское «‘emunah», греческое πστις, латинское «fides» означают оба эти понятия). Выраженная в сакральном знаке «тайна» есть в христианской системе идей не только и не столько эзотерическое достояние немногих, сберегаемое от толпы, сколько военная тайна, сберегаемая от врагов. Повсеместно верили, например, что «стратегический план» воплощения и страдания Христа был тщательно скрыт от дьявола. «Я не поведаю врагам Твоим тайну», – обещает Христу верующий («верный»!) в одном византийском песнопении 401 . Место мистериально-гностической оппозиции «посвященные – непосвященные» 402 заступает совсем иная оппозиция: «соратники – противники»; в число последних включены «враги зримые и незримые» – люди и бесы. Для онтологического нейтралитета не остается места. Поэтому два евангельских изречения, нередко воспринимаемые как выражение двух противоположных точек зрения («терпимой» и «нетерпимой»), на деле имеют совершенно идентичный смысл. «Кто не против вас, тот за вас» 403 ; но «кто не со Мною, тот против Меня» 404 ; всякий, кто не становится под одно «знамя» ( σημειον), тем самым уже обязывается верностью другому «знамени». «Знамя» стоит против «знамени», и «знамение» против «знамения». «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце… И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…» 405 Настоящее состояние бытия вплоть до конца этого «эона» – священная война, «меч и разделение» 406 во всем «видимом и невидимой» космосе, и человек участвует в этой войне как «верный» или, напротив, «неверный» воин 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«Проси себе знамения», т. е. какого-нибудь удостоверения в том, что слова пророка непременно исполнятся. «Господа Бога твоего». Ахаз не был еще вполне идолопоклонником: он, как видно из 12-го стиха, тогда признавал наружно истинную религию, хотя это не мешало ему вводить в культ иерусалимского храма и культы чуждых богов ( 2Пар.28:2–4 ). В глубину или высоту, т. е. или из области преисподнего мира (явление умершего) или же из небесных сфер (гроза, град и т. п.). Ис.7:12 . И сказал Ахаз: не буду про­сить и не буду искушать Го­с­по­да. Ис.7:13 . Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! раз­ве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Ахаз из боязни, что пророк может выполнить свое обещание относительно знамения, под благовидным, с его точки зрения, предлогом отказывается от знамения. На самом деле то место из книги Второзакония, какое царь имел в виду ( Втор.6:16 ) содержит упрек евреям за то, что они сами часто требовали знамения или чудес от Бога. Пророк понимает настроение Ахаза, понимает и то, что в его упорстве, с каким он отказывается от советов пророка, его поддерживают другие члены фамилии Давидовой и потому, как бы в наказание Ахазу и всему дому Давидову, сам изрекает им знамение от Бога. Ахаз и его родные достаточно уже злоупотребляли терпением людей, т. е. пророков, отстраняя их от всякого влияния на ход государственных дел, – теперь они осмеливаются не принимать прямого содействия от самого Господа. Ис.7:14 . Итак Сам Го­с­по­дь даст вам знаме­ние: се, Дева во чреве при­имет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. «Итак» – по евр. locben значит собственно: «за это-то». «Знамение» – евр. слово «ot», здесь стоящее, значит в Священном Писании : 1) чудо ( Ис.38:7, 22 ; Исх.4:8–9 ); 2) символический знак или действие для удостоверения в какой-либо истине ( Ис.20:3 ; Быт.9:13 ); 3) естественное событие, которого однако никто из людей предвидеть не мог и исполнение которого дает ручательство за то, что в другое, преобразуемое им, событие также исполнится ( 1Цар.2:34 ; 1Цар.10:1, 7, 9 ) и

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010