5 . Хотя ты и не познал Меня, что Я Господь Бог, и нет кроме Меня еще Бога; Я укрепил тебя, а ты не познал Меня. 6 . Чтобы узнали живущие от востока солнца и от запада, что нет Бога 631 кроме Меня: Я Господь Бог, и нет еще. 7 . Я создал свет и тьму создал, творю мир и произвожу бедствия; Я, Господь Бог, творю это. 8 . Да возрадуется небо свыше, и облака да проливают правду, да раскроется земля и произрастит милость, и правду да произведет вместе. Я – Господь, создавший тебя. 9 . Не лучше ли Я устроил (тебя), чем горшечник глину? Ужели пахарь весь день будет пахать землю? Ужели глина скажет горшечнику: «Что делаешь, что не работаешь и не имеешь ли рук»? Ужели отвечает здание построившему его 632 ? 10 . Ужели 633 кто скажет отцу: зачем ты родишь, и матери: зачем ты чревоболишь? 11 . Ибо так говорит Господь Бог Святый Израилев, Творец будущего: вы спрашиваете Меня о сынах Моих и о дочерях Моих 634 и в делах рук Моих даете Мне указание. 12 . Я сотворил землю и человека на ней, Я рукою Своею утвердил небо, Я всем звездам дал закон. 13 . Я воздвиг его 635 , с правдою царя 636 , и все пути его правы: он построит город Мой и пленный народ Мой возвратит не за выкуп и не за дары, сказал Господь Саваоф. 14 . Так говорит Господь Саваоф: утомился Египет, и торговля ефиоплян и саваимцы 637 , мужи рослые, к тебе 638 придут, и будут тебе рабами, и вслед за тобою пойдут, связанные ручными оковами, и придут к тебе, и поклонятся тебе, и у тебя помолятся, ибо у тебя Бог есть, и скажут: нет Бога кроме (как у) тебя. 15 . Ибо Ты – Бог, а мы не знали, Бог Израилев Спаситель. 16 . Постыдятся и посрамятся противящиеся Ему и пойдут в стыде. Обновляйтесь пред Мною, острова 639 ! 17 . Израиль спасается Господом спасением вечным: не постыдятся, не усрамятся более даже до века. 18 . Ибо так говорит Господь, сотворивший небо, Сей – Бог, явивший землю и сотворивший ее, Он разделил ее (на области), не напрасно сотворил ее, но для поселения сотворил ее; Я Господь, и еще нет 640 . 19 . Я не тайно говорил и не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: суетного ищите. Я, Я Господь, говорящий правду и возвещающий истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

    Глас народа, в котором так часто выражается глас Божий, дал вскоре этому кладбищу соответствующее название: ПОСЕМУ И НАЗЫВАЕТСЯ ЗЕМЛЯ ТА «ЗЕМЛЕЮ КРОВИ», по-еврейски Акелдама (Деян. 1:19), ДО СЕГО ДНЯ. «Название места, — говорит святитель Златоуст, — громче трубы возвещает всем о гнусном их убийстве. Если бы они положили деньги в сокровищницу, то дело не обнаружилось бы так повсеместно; купив землю, они сделали все гласным и для будущих родов». Совершая такую покупку, синедрион, не подозревая об этом, исполнил и одно из древних пророчеств, в позор себе и в похвалу Иисусу: ТОГДА СБЫЛОСЬ, исполнилось, РЕЧЕННОЕ (древними пророками) ЧЕРЕЗ ПРОРОКА ИЕРЕМИЮ (Иер. 32:9, 18:2), а еще яснее и точнее 3ахарией(3ах. 11:12—13), КОТОРЫЙ ГОВОРИТ: И ВЗЯЛИ ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕННИКОВ, ЦЕНУ ОЦЕНЕННОГО, КОТОРОГО ОЦЕНИЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, И ДАЛИ ИХ ЗА ЗЕМЛЮ ГОРШЕЧНИКА, КАК СКАЗАЛ МНЕ ГОСПОДЬ. В окрестностях Иерусалима и теперь показывают остатки села крови...     В книге пророка Иеремии буквально такого места нет. Одни толкователи предполагают, что место, приведенное евангелистом, было выброшено из книги Иеремии Иудеями; другие думают, что в рукопись Евангелия вкралась в этом месте описка: вместо Иеремии следует читать: Захарии. Иисус Христос на суде у Пилата и Ирода... (Мф. 27:11-14 )...     Исполнилось то, что давно предсказывал о Себе Господь наш Иисус Христос: Он предан суду язычника — Пилата: ИИСУС ЖЕ СТАЛ ПРЕД ПРАВИТЕЛЕМ... Этот игемон (правитель) Понтий Пилат был римским правителем Иудеи и соседних с ней областей — Самарии и Идумеи; он жил обычно в городе Кесарии, на берегу Средиземного моря, но для наблюдения за безопасностью на время Пасхи переселялся в Иерусалим, в роскошный дворец на горе Сионской, построенный царем Иродом, который избил младенцев Вифлеемских. «Появление Иисуса Христа в виде узника, вероятно, не было для Пилата вовсе неожиданным; неожиданно было только то, что для обвинения Его явился весь синедрион, с Каиафой во главе, и притом так рано, и в такой день, когда всякий Израильтянин, и искренно и лицемерно набожный, старался как можно более удаляться от язычников и всего языческого, чтобы не потерять законной чистоты, необходимой для совершения пасхи. Первосвященники и книжники, пожиравшие, по слову Господа, верблюдов, действительно, не забыли отцедить комара» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Азъ же глаголю вамъ, яко всякъ гнваяйся на брата своего всуе повиненъ есть суду: иже бо аще речетъ брату своему: рака, повиненъ есть сонмищу: а иже речетъ: уроде, повиненъ есть геенн огненнй» ( Мф.5:21–22 ). 6 Геенна (евр. долина Гинном) – название глубокого и узкого оврага на южной стороне Иерусалима, в котором при иудейском царе Ахазе идолопоклонстующие иудеи сжигали своих детей в честь идола Молоха. Царь Иосия, истребляя идолопоклонство, приказал выбрасывать туда городские нечистоты, человеческие кости, трупы казненных преступников и павших животных. Для уничтожения зловония и предохранения города от заразы в этой долине постоянно горел огонь. Поэтому место стало называться геенной огненной, символом вечного мучения. 17 букв.: «Страха ради Твоего, Господи, в чреве приняли и поболели, и родили дух спасения Твоего, которого сотворили на земле». Синодальный перевод: «Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле» ( Ис.26:17–18 ). Здесь говорится о том, что народ Божий воссылал к Богу моления даже тогда, когда проходил скорби, сравнимые с теми, какие испытывает беременная женщина, не терял страха Божия. И этот страх был плодотворен. – «Мы, – говорит пророк от лица праведников, – родили дух спасения, т.е. спаслись сами, и другим доставили спасение. Кто не захочет принять это спасение, тот погибнет» (Толковая Библия , Т.2, С.352). 20 Так в церковно-славянском тексте, который в данном месте расходится с еврейским (масоретским) и русским текстом Книги Бытия. Буквально: «Если ты правильно принес (жертву), но правильно не разделил (жертву), разве ты не согрешил? Здесь Господь обясняет Каину, почему не принята его жертва. 26 букв.: «Страха ради Твоего, Господи, в чреве приняли и поболели, и родили дух спасения Твоего, которого сотворили на земле». Синодальный перевод: «Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле» ( Ис.26:17–18 ) 28 ср.: «И создал Господь Бог человека из праха земного» ( Быт.2:7 ). Брение – букв, глина, грязь, горшечная земля. В греч. и евр. тексте букв. «И слепил Бог человека». Используется глагол, обозначающий труд горшечника Читать далее Источник: Опубликовано: Собрание сочинений. Том II/Стефан Филейский; — Киров [Вят­ка]: Буквица, 2007. С. 57–134 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Животные не боятся смерти. Она страшна только для нас. Она для нас не есть только прекращение жизни, но она лишает смысла каждый час нашей жизни, она отравляет всю нашу жизнь, она делает бессмысленными наши порывы к счастью и совершенству, нашу религию. Что такое наше счастье, наше могущество, наша слава? Разве для них не единственный конец смерть – участь самого счастливого, могущественного и славного из людей?.. „Александр, сын Филиппа, македонянин, произвел много войн, и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли. И прошел до пределов земли, и взял добычу от множества народов; и умолкла земля пред ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его. Он собрал весьма сильное войско и господствовать над областями, и народами, и властителями, и они сделались его данниками. После того он слег в постель и почувствовал, что умирает»... „Непонятна, неизведана жизнь смертных в этом мире, сумрачная и краткая, проникнутая страданием. Нет средств, которыми родившиеся могли бы избегнуть смерти. Приходить старость, близка и смерть: такова участь всего живущего. Как спелые плоды висят на ветвях, готовые каждую минуту сорваться, так и смертные, едва родившись, находятся в постоянной опасности смерти. Глиняный сосуд, сделанный горшечником рано или поздно непременно разобьется; такова же судьба всех смертных. И юные, и старые, и мудрые, и неразумные – все подчинены силе смерти, надо всеми людьми она царить безраздельно. Увы! со смертью и разрушением связан этот мир»! „Можно ли смеяться, можно ли беззаботно веселиться, когда весь мир объять разрушающим пламенем? Взгляни на эту разодетую тень, состоящую из ран, хилую, одержимую желаниями, не имущую ни силы, ни защиты. Истощено это тело, хилое и немощное, будто готово рассыпаться оно на куски, – жизнь в нем уже переходить в смерть»... „О смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях, для человека, который ничем не озабочен, и во всем счастливь, и еще в силах принимать пищу... Десять ли, сто ли или тысячу лет проживешь, – все равно: в аде нет исследования о времени жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Как заботливый отец, Бог старался оградить Своих еще не повзрослевших детей от дурной компании. А компания, действительно, была дурная. Своим «богам» эти народы приносили в жертву детей, к чему, наверное, пришли путем логических рассуждений. Дескать, боги превыше всего? – да. Значит, им в жертву надо приносить самое дорогое? – да. А что нам дороже наших детей?.. Вот до какого извращения может довести простая человеческая логика. Бог же этого не повелевал. Да и помимо этих вопиющих крайностей, вообще увлечься «гетеродоксией», то есть окружающим разномыслием, значило – утерять «ортодоксию», Православие, отклониться от главной цели, а значит, – навсегда оборвать непосредственную связь с прошлым и окончательно потерять надежду на спасение в будущем, и для себя, и для тех же окружающих, еще не познавших Бога, народов. Вспомним, что когда, в самом начале, духовная ветвь праведного Сифа сплелась с ветвью изгнанного Каина, это чуть не привело к гибели всей земли. А все эти народы: Хананеи, Хеттеи, и так далее, не заботившиеся о своих родословиях, оторвавшиеся от единого корня, не имеющие великой исторической цели, – так и потерялись в истории, или же совсем исчезли с лица земли. Итак, Моисей вывел Церковь из египетского рабства, а через сорок лет хождения по пустыне, его преемник, Иисус Навин ввел ее в обетованную, то есть обещанную Богом, землю. И хотя это сопровождалось военными действиями, но это не было религиозной войной. Просто по повелению Божию, как во время потопа, только не стихией, а человеческими руками, земля очищалась от тех народов, «мера беззаконий» которых к тому времени переполнилась до предела ( Быт. 15:6 ). Жителей иных городов Бог даже повелевал уничтожать до единого человека. Повторяем: не сами евреи по злобе так поступали, как не сами они вдруг решили идти в эту землю, но таков был Божий Промысел. Евреи должны были выполнять и то, и другое, вопреки даже свое воле. Так Бог тогда повелевал. И если ты не согласен, если находишь это неправильным, «не гуманным», то – кто ты, «человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» ( Рим. 9:20–23 )?..

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

народ язычников; и кому прежде говорилось: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. Чтобы не казалось, будто это говорится только о язычниках, апостол называет сосудами милосердия и избранных и тех, которые уверовали из народа иудейского. Исаия вопиет об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется, т.е. если большинство и останется в неверии, немногие уверуют. Ибо Бог взвесил на весах своей правды слово решительное и короткое – уничтожением и воплощением Христа спасти тех, которые пожелали уверовать в Него. Тоже самое и в другом месте сказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. Приведши свидетельства, которыми предсказывается двоякое призывание, язычников и народа иудейского, апостол переходит к предмету соприкосновенному, и говорит, что язычники, не искавшие праведности, получили праведность, потому что не превозносились, но уверовали во Христа; а большинство израильтян потому упало, что споткнулось о камень претыкания, камень соблазна, не познало правды Божьей, но, усиливаясь поставить собственную правду, не восхотело покориться правде Божьей, которая есть Христос. Я читал в толкованиях одного писателя, что апостол отвечал так для того, чтобы более затруднить, чем решить вопрос. Он говорит на предложенный вопрос: чтó же скажем? Неужели неправда у Бога? И: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего; и: кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает; и: кто противостанет воле Его, апостол отвечает так: о, человек! Ты, который земля и пепел, ты смеешь задавать вопрос Богу? Будучи хрупким и глиняным сосудом, ты смеешь возставать против своего горшечника? Разве слепок из глины может сказать слепившему его: зачем ты меня так сделал? Или не властен горшечник над глиной, чтобы из одной и той же глыбы сделать один сосуд в честь, другой в поношение? Итак, умолкни вечным молчанием, помни свою бренность, и не беспокой Бога вопросом: Он сделал так, как хотел, когда по отношению к один является милостивым, а по отношению к другим – суровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Непонятна, неизведана жизнь смертных в этом мире, сумрачная и краткая, проникнутая страданием. Нет средств, которыми родившиеся могли бы избегнуть смерти. Приходит старость, близка и смерть: такова участь всего живущего. Как спелые плоды висят на ветвях, готовые каждую минуту сорваться, так и смертные, едва родившись, находятся в постоянной опасности смерти. Глиняный сосуд, сделанный горшечником, рано или поздно, непременно разобьется; такова же судьба всех смертных. И юные, и старые, и мудрые, и неразумные – все подчинены силе смерти, надо всеми людьми она царит безраздельно. Увы! со смертью и разрушением связан этот мир»! «Можно ли смеяться, можно ли беззаботно веселиться, когда весь мир объят разрушающим пламенем? Взгляни на эту разодетую тень, состоящую из ран, хилую, одержимую желаниями, не имущую ни силы, ни защиты. Истощено это тело, хилое и немощное, будто готово рассыпаться оно на куски, – жизнь в нем уже переходит в смерть»... «О смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях, для человека, который ничем не озабочен, и во всем счастлив, и еще в силах принимать пищу... Десять ли, сто ли или тысячу лет проживешь, – все равно: в аде нет исследования о времени жизни». Итак, что такое наша жизнь? Непрерывный страх смерти, делающий нас «чрез всю жизнь подверженными рабству». Поэтому все усилия потомков Адама направлены на одно – к победе над смертью, все их надежды сосредоточиваются в одной надежде бессмертия! На первый взгляд бессмертие представляется человеку как продолжение жизни за гробом – в шеоле, аиде. Но ведь от нашей земной жизни за гробом остается только бледная тень, бескровный призрак, безжизненное подобие; наши чувства, радость, надежда, наши привязанности, наши труды – все, что составляет теперь нашу жизнь, живое в ней, – все это не может переступить за границу смерти, потому что все это неразрывно связано с здешними условиями жизни, в них только находит для себя пищу, в них только получает свою реальность. В аиде «безжизненно веют» «мертвые тени», лишенные чувства и безумные. Греческий герой, «богоравный» Ахиллес, владычествуя в царстве мертвых теней, завидует участи «живого» поденщика, добывающего свой насущный хлеб службой у бедного пахаря. Равным образом и еврейский шеол есть область сна и мрака, земля забвения, страна молчания, где нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Вместе с тем это есть царство отринутых от руки Божией, о которых Бог уже не воспоминает, где уже не возвещается милость Его и не познаются чудеса Его. «Не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя» ( Ис. 38:1819 ). Где нет чудес, где нет блаженства, где нет жизни, там нет и Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Но Он принял на Себя наши болезни, и наши страдания на Себе нес... Он изранен за преступления наши, и избит за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и от ран Его мы исцелеваем... Он смирил Себя и не отверзал уст Своих; как агнец веден был на заклание, и как овца пред стригущим его безгласен; и не отверзал уст своих; а род Его?“... 2. Книга пророка Иеремии. Иеремия (626 – 585) происходил из священнического рода. Еще до рождения призван к пророческому служению; в ранней юности, около 20-ти летнего возраста, начал проходить это служение при царе Озии, и неусыпно пророчествовал в продолжение 40 лет, обходя различные города иудейские. Но главным местом его пророческой деятельности был город Иерусалим. Здесь он проповедовал на улицах города, во дворе храма, у городских ворот, и предсказывал близкое разрушение Иерусалима и храма и пленение народа халдеями. Для большей силы своих предсказаний он употреблял символы: носил ярмо на шее; однажды, по повелению Божию, он купил ценный кувшин у горшечника, и пред старейшинами города и главными священниками разбил его в дребезги и сказал: так говорит Господь сил: „как сокрушен этот сосуд, и нельзя уже его исправить; так сокрушу народ иудейский; домы и дворцы Иерусалима превратятся в развалины; ибо на кровлях их приносились жертвы ложным богам» (гл. XIX). За эти предсказания Иеремия подвергался жестоким преследованиям от царей, священников и народа; должен был на время скрыться, и в уединении написал свою книгу пророчеств, и послал ее для прочтения народу чрез ученика своего Варуха. При Седекии, когда войско Навуходоносора осадило Иерусалим, пророк Иеремия заключен был в темницу, и ему грозила опасность смерти.   Предсказания Иеремии большею частию исполнились в глазах современников. Замечательнейшее из них – это предсказание о точном продолжении плена вавилонского. „Так говорит Иегова воинств: пошлю на вас раба моего Навуходоносора, царя вавилонского, и приведу его на землю сию и на жителей ее, и предам их в разорение, посмеяние и запустение; и вся земля сия будет разорена и пуста; и будут служить народы царю вавилонскому 70 лет; и когда исполнится 70 лет, посещу царя вавилонского и тот народ за вину их, и землю халдейскую превращу в пустыню вечную» (гл. XXV, 8 – 12).    Исполнившиеся в точности пророчества Иеремии возбуждали в народе иудейском веру в другие пророчества и поддерживали в нем надежду на лучшие времена, которые должны были открыться с пришествием Мессии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Огненная река протекает под ним, и тысячи тысяч предстояли Ему одесную, и тьмы тем – ошуюю. Подошел к Нему как бы Сын человеческий, и была дана Ему власть” 401 ? Их так много, что если бы мы захотели привести их все, то нам не хватило бы времени». (72) Мы сказали: «Вы говорите об Отце, Сыне и Святом Духе. Приведите же нам подтверждения от наших Писаний, чтобы мы признали это». Они начали перечислять их: «Хорошо. Разве вы не знаете, что Бог сказал устами пророка Моисея, обращаясь к сынам Израилевым: “Не этот ли Бог есть Отец, Который создал тебя, сотворил тебя и усвоил тебя” 1 ? Сказал же Бог в книге Бытия: “И Дух Бога носился над водою” 402 403 , – и еще устами Иова: “Дух Бога сотворил меня, и Он наставляет меня” 404 , – и еще устами пророка Давида в псалме сто сорок втором: “Дух Твой Святой ведет меня в землю правды” 405 . Бог же сказал устами пророка Давида в псалме тридцать втором: “Словом Бога утверждены небеса и земля, и духом уст Его – вся сила их” 406 – и еще устами пророка Исаии: “Засыхает трава и зелень теряет влагу, а Слово Бога пребывает вечно” 407 . Также сказал Бог устами пророка Давида в псалме втором: “Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, и Я сегодня родил Тебя. Проси Меня, и дам народы в наследие Тебе, и власть Твоя – до краев земли. Ты будешь пасти их жезлом железным и как сосуд горшечника сокрушишь их” 408 . А устами Иезекииля-пророка сказал Бог: “Послал меня Бог, Дух Его и Слово Его” 409 ». (73) Мы сказали: «Мы знаем, что придет Мессия. Бог устами пророка Даниила научил нас исчислению [времени] Его пришествия. Он возвестил нам о седминах и предрек, что пришествие Его будет по исполнении их. Седмины же [еще] не исполнились». Они возразили: «Седмины уже исполнились. Однако мы будем кратки с вами в [нашем] слове и спросим: “Пришествие Господа Христа, о Котором вам было обещано и о Котором вы говорите, что Он [еще] не пришел, но Которого вы ожидаете, есть благо или нет?» Мы согласились: «Благо». Они продолжили: «Если Бог, обещая даровать это благо в определенный срок, исполнил [Свое обетование] раньше, то это достойно порицания или похвалы?» Мы не раздумывали: «Это достойно только похвалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один из таких палестинских проселков описывается в Библии, когда рассказывается о встрече пророка Валаама с ангелом ( Чис.22:24–25 ). «И стал Ангел Господень на узкой дороге между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене и он стал бить ее». В подобном положении редко кто не бывал из тех, кому пришлось поездить по проселкам Палестины. Заборы эти делаются очень просто: из крупных камней складывается наружная обкладка, а внутренность засыпается щебнем. Вот и все. Материал ничего не стоит, а для целей феллаха ничего лучшего не надо, ибо скот не может перелезть через такую ограду, да и человеку это не всегда удобно сделать, не вывернув ноги. Конечно, никакой смазки для скрепления камней не делается, и в таких заборах столько же расщелин, сколько и камней. Они служат поэтому удобным приютом для ящериц и змей, чем и объясняется стих Екклесиаста: «Кто разрушает ограду, того ужалит змей» ( Еккл.10:8 ). Пахотные земли переделяются феллахами ежегодно. Осенью, перед началом пахоты, все селяне, имеющие быков, собираются в артели по десяти «сох» в каждой. Вся земля тщательно разделяется на поля, по числу артелей, и затем выборные от артелей бросают жребий, какое поле какой артели выпадет. Жребии вынимает обыкновенно ребенок, чтобы не было подозрений. Эти поля имеют обыкновенно какие-нибудь всегдашние границы и свое название: например, «поле куропатки» и т. п. Этот обычай называть участки по именам известен и по Библии: в ней упоминается о «поле белильничьяго» ( 4Цар.18:17 ), о «поле горшечника», которое было потом переименовано в «поле крови» ( Мф.27:7–16 ). Получив каждая свое поле, артели делят землю между хозяевами, смотря по тому, сколько у кого быков и сколько кто может обработать. Если у хозяина два слабых быка, которые могут работать всего полдня, то у него считается «пол-сохи» и ему дается двадцатая часть поля, у кого один бык – тот получает одну сороковую. На пару крепких буйволов отмежовывается целая «соха», т. е. одна десятая поля. Сообразно с величиной получаемого участка, распределяются и подати. Размеряются земли в горах на меру шеста, которым погоняют быков, а в долинах – веревкой двойной против этого шеста длины. Веревка эта называется по-арабски «Hhabaleh», очень близко к еврейскому слову «hhevel» – «веревка», «мера», которое не раз упоминается в Библии, очевидно обозначая такой же способ раздела земли, который ведется и теперь: у Исайи – «И Сам Он бросил им жребий и Его рука разделила им его мерою» ( Ис.34:17 ). Давид восклицает: «Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам» ( Пс.15:5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010