Но особенно поражали пленных многочисленные искусственные возвышения с воздвигнутыми на них алтарями. Вавилоняне называли их зиккуратами (зиккурат – слово, происходящее от глагола, который как на вавилонском, так и на еврейском языке означает «напомнить, привести на память», или по известной форме заключающегося в «зиккурат» глагола: «сделать себе имя». Культовое сооружение, характерное для Вавилонии и Ассирии. В настоящее время археология подтверждает наличие в Месопотамии 32-х сохранившихся зиккуратов. – Авт.). Вавилонские зиккураты олицетворяли связующее звено между небом и землёй, Богом и человеком. Они имели различную высоту и форму (квадратную, четырёхугольную, овальную). Евреи же назвали их Баб-Илли, или башнями Вавилона, напоминавшими им историю о столпотворении, хорошо знакомую из Торы: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (евр. Берешит, Бытие 11:1–9 ). Библейские сведения об этом событии подтверждает просвещённый вавилонский жрец из храма Мардука – Берос (около 340–280 до Р.Х.). Он написал для чужеземных завоевателей «Вавилонскую историю» («Babylonika») в трёх книгах на греческом языке. Достоверно известно, что Берос пользовался подлинными письменными источниками, хранившимися в вавилонских храмах. Вот его сообщение: «Рассказывают, что первые люди, возгордившись своей силой и величием, стали презирать богов и считать себя выше их. Они построили высокую башню на том месте, где теперь находится Вавилон. Башня эта уже почти касалась небес, как вдруг ветры пришли на помощь богам и опрокинули сооружение на строителей его. Развалины получили название „Бабель“. До того времени люди говорили на одном языке, но боги заставили их говорить на разных наречиях» с.50]. Крупнейший зиккурат всех времён, или как его называет Библия – Вавилонская башня, которую люди решили построить чтобы достичь неба и стать как боги, не вымысел. Это свидетельство подтвердили археологические раскопки. Оказывается, она существовала с глубокой древности, но была разрушена ещё до эпохи знаменитого вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.). На её фундаменте была построена другая, которую гордое человечество воздвигло в память о первой и которая простояла до тех пор, пока её не разрушил персидский царь Ксеркс (486–465 гг. до Р.Х.). Её пытался восстановить Александр Македонский (356–323 гг. до Р.Х.), но безуспешно. По учению еврейских законоучителей, Вавилонская башня была построена Нимродом, вавилонским царём, чтобы и он, и его народ, могли бросить вызов новому потопу. Тогда, считая себя в безопасности от Божьего гнева, они намеревались отомстить Богу за потоп.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Но прежде бывшая великою, в короткое время она вследствие повреждения уменьшилась, потеряв то, чрез что была почтенною и прекрасно созданною для великой славы. Каким образом? – Посредством изменения нетления в Адаме в тление, ибо сказано было ему: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3, 19 ). Затем она лишена была духа: потому что когда Бог видел, что живущие на земле хотят думать об одних только нечестивых и гнуснейших страстях плоти, то сказал: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками...; потому что они плоть» ( Быт. 6, 3 ). Но вот она испытывает еще и иное нечто. Некоторые, осужденные за нечестивые намерения и безрассудные пустые советы, начинают говорить и языком иным и несогласным. Сказано: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Затем сходит Бог, как говорит Священное Писание, смешивает языки их и рассеивает их по всей земле ( Быт. 11, 1–4 ). Бог всяческих не одобрял их предприятий и не допустил исполнения их; но так как они задумали нечто надменное, то Он, руководясь врожденною благостью, останавливает их предприятия смешением языков, означая этим, что намерения, превышающие возможность человеческую и неисполнимые, Он не оставляет ненаказанными. Он смешивает самые языки, которые и нуждаются в одном только художестве и могуществе Зиждителя, и относиться могут не к кому другому, как только к Нему Одному. Преобразование языка и разделение речи на звуки различные всякий по справедливости и поистине припишет также только Одному и по естеству Зиждителю. И по справедливости совершенное ими вполне заслуживает осмеяния: ибо они предположили, – не знаю каким образом, – что они во всяком случае и непременно могут из кирпича и земли построить столп вышиною до самых небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ной, узнав отом, что Хам смеялся над ним, сказал: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» ( Быт. 9:25–29 ). Далее дается родословие сынов Иафета, Хама и Сима. Ной проклял не Хама, а его потомство в лице его внука Ханаана. Он не мог проклясть то, что было спасено Богом. Страшно проклятие отца, которое падает на голову сына. Может быть, в личном плане он и простил его, но понимая, что от этого человека уже не может идти доброе, он пророчески предсказывает ему судьбу его потомков: раб рабов будет он. Через много столетий мы видим новый символ попытки человека устроиться без Бога на земле: построение Вавилонской башни. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» ( Быт. 11:1–4 ). Вот текст, который трудно сразу принять. О чем он говорит? О том, что люди уже многочисленны, что они населили определенный участок земли и хотят сделать себе имя. Имя Божие не упоминается, как будто Бога нет. Они живут для себя. Зная, что они должны разойтись, они желают самоутвердиться в себе самих, сделать себе памятник. Уже забыт Бог, забыто благодеяние, и сам я становлюсь для себя самого идолом. Сплочению и единству человека в Боге строители Вавилонской башни противопоставляют единство внешнее, основанное на чисто утилитарной основе. Гордость, тщеславие, богохульство влекут за собой заслуженную кару. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (опять напоминание о Боге во множественном числе, прикровенно указывающее на троичность Господа) ( Быт. 11:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. Выйдя из своей гористой области, потомки Ноя двинулись вниз по течению Тигра и Евфрата и остановились в обширной и плодоносной равнине Сеннаарской, впоследствии стране Вавилонской. Быт.11:3 . И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. Высоко-историческая деталь, вполне оправдываемая современными раскопками, из которых мы видим, что древние вавилоняне приготовляли искусственный кирпич и были хорошо знакомы с употреблением земляной смолы или современного асфальта. Быт.11:4 . И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес. Самое первое известие о постройке города Библия дает нам еще в истории Каина ( Быт. 4:17 ), а затем в истории хушитянина Нимрода ( Быт. 10:10 ). Приписывая в обоих этих случаях строение городов представителям нечестивых родов человечества, Библия и в данном случае провидит в этом факте дурное намерение. Еще очевиднее это намерение выразилось в построении башни «высотою до небес»; последнее выражение, разумеется, гиперболическое и показывает только на необычайную высоту этой башни ( Втор. 1:28, 9:1 ). Воздвигая подобную колоссальную башню, строители ее хотели поставить памятник своему выдающемуся искусству и тем самым обессмертить себя в глазах всего потомства; быть может, к этому присоединялись у них и властолюбивые замыслы создать такой опорный пункт владычества, откуда удобно было бы простирать свою власть на возможно большее количество народонаселения; наконец, в намерении строителей, вероятно, было и желание помешать осуществлению божественного пророчества о всеобщем рассеянии потомков Ноя ( Быт. 9:25–27 ) созданием такого центра, который был бы виден для всех и снова объединил бы всех вокруг себя. и сделаем себе имя, Вот прямые и ясные слова Библии, не оставляющие сомнения относительно честолюбивых, властолюбивых и вообще богопротивных намерений устроителей вавилонской башни. В подобном же смысле, т. е. в смысле указанной их ревности о репутации, употребляется эта фраза и в других местах Библии ( 2Цар. 8:13 ; Ис. 63:12–14 ; Иер. 32:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Подле храма есть золотой жертвенник. Есть еще и другой жертвенник, большой, на котором приносится в жертву взрослый мелкий скот. На золотом же жертвеннике можно приносить в жертву только сосущих еще животных. Кроме того, на большом жертвеннике халдеи ежегодно возжигают тысячу талантов (около 30 т) ладана во время праздника этого божества». Мраморные стены капеллы были украшены золотом и лазуритом, ее потолок из кедрового дерева покрыт чистым золотом. В пределах Нухара стояла массивная золотая статуя бога Бэла высотой 12 локтей (6 м) – палладий Вавилона. Вокруг Нухара находилось много других дворов, капелл второстепенных божеств, хозяйственных и жилых помещений для жрецов и паломников. Вавилонская башня Этеменанки. Размеры башни: 1–й этаж – 91,5 х 91,5 х 33 м; 2–й этаж – 78 х 78 х 18 м; 3–й этаж – 60 х 60 х 6 м; 4–й этаж – 51 х 51 х 6 м; 5–й этаж – 42 х 42 х 6 м; 6–й этаж – 33 х 33 х 6 м; 7–й этаж – 24 х 21 х 15 м (храм) В северной части храмовой территории возвышалась Вавилонская башня – Этеменанки. Ступенчатая храмовая башня – зиккурат являлась непременным украшением главного храма каждого ассиро – вавилонского города – mahazu. Шумерийцы, религия которых была воспринята вавилонянами и ассирийцами, на своей прародине поклонялись богам на вершинах гор. Переселившись в низменное двуречье, они не изменили своему обычаю и стали возводить искусственные горы – насыпи. Так появились зиккураты, соединявшие, но мнению вавилонян, небеса и землю. Именно так поняли и истолковали назначение Вавилонской башни пленные иудеи, впервые увидевшие столь грандиозное творение рук человеческих. Эти впечатления описаны в знаменитом отрывке книги Бытия о Вавилонском столпотворении: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, (люди) нашли в земле Сеннаар (т. е. в Двуречье – В. Б.) равнину и поселились там. И сказали друг другу: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем». И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: «Построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предприятие, очевидно, было безумное и неисполнимое, но оно в то же время было преступное и опасное: преступное потому, что вытекало из гордости, граничившей с самонадеянностью и отвержением Бога, и опасное потому, что выходило из среды проклятого и не благословенного потомства Хамова. Успех его в этом деле мог пагубно повлиять на остальные народы и таким образом заразить и их преступной самонадеянностью и нечестием. И вот, когда закипела работа, обжигались кирпичи и приготовлялась земляная смола, Господь порешил наказать их за безумное предприятие. «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» ( Быт. 11:6–9 ). Столь поразительное событие не могло не увековечиться в памяти народов, и мы действительно встречаем его в преданиях различных народов. Наиболее ясные предания, как и естественно, находятся в халдейских легендах и читаются на плитках, найденных в развалинах Ниневии и прочитанных ассириологом Джоржем Смитом. К сожалению, плиты эти найдены в весьма разрушенном состоянии, но, насколько можно читать их, они, по-видимому, рассказывают об этом событии следующим образом: „Помышления человеческих сердец были зло, Так что отец богов отвратился от них. Вавилон преступно обратился ко злу И начал строить великую башню. Малые и великие принялись за работу. Укладывая фундамент. Они работали ежедневно, Воздвигая свою твердыню; Но ночью бог Ану совершенно прекратил их труд. Во гневе своем он излил также пред богами Свой тайный совет рассеять их повсюду И обратить свое лицо против них; Дал повеление сделать чуждым язык их И воспрепятствовать работе их. Нумантир (бог смешения) сошел вниз, Они силой противодействовали ему, Но он ниспроверг их на землю, Когда они не хотели остановить своей работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ресен упоминается в ассирийских надписях, в анналах царя Ассурнасирхабала I (883–859 г. до Р.Х.), и называется там «городом ловца», что вновь подтверждает свидетельство Моисея о Нимроде. Этот город находился недалеко от Ниневии. Так, Библия описывает изначальную всемирную империю, включавшую тогда все человечество, а территориально распространившуюся на земли Ирака, части Ирана и Сирии. Однако перед царем Нимродом стояла куда более серьезная задача, чем просто объединить человечество (хотя и ее не могут сейчас решить великие завоеватели). Он желал взломать небеса. Именно к этому его готовил мятежный херувим. Глава вторая. Строительство башни Создав великую империю, Нимрод не удовлетворился этим. Он решил дать людям дело, которое должно было заменить в их сердцах стремление к небесам духовным. И что могло быть более удачным решением, чем попытка своими силами прорваться туда? «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» ( Быт.11, 1–4 ). Так Писание описывает эту великую стройку человечества. По преданию, главной причиной строительства башни был страх перед новым Всемирным потопом. «Мы построим Башню до небес и скроемся от надвигающегося наводнения, тогда Бог станет нам неопасен», – так рассуждали строители. Это был один из первых примеров агитации, направленной на отказ от разума во имя пропаганды. Ведь совершенно очевидным кажется идиотичность идеи, будто человеческие усилия могут отменить приговор Творца. Если ты не доверяешь Создателю, обещавшему, что Потоп не повторится, то как тебе могут помочь кирпичи? Но строители, как и все безбожники, руководствовались вовсе не логикой, а гордым желанием превозмочь Непобедимого. Увы! Желание воевать с Истиной не исчезло и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но как внезапно все случилось! Происходит то, чего Каин никогда не мог себе представить: брат вдруг делается выше, чем он, и посягает на его первенство. Жертва Авеля оказалась благоугодной Богу, поскольку он принес ее с благоговением и согласно с правилами богопочитания своего времени. Каин же, напротив, пренебрег этими правилами и должными священнодействиями. Следовательно, Бог не был пристрастен. Он просто показал Каину, что тот должен был совершить все так, как это делал Авель. Но Каин разгневался, разозлился! В душе он почувствовал себя глубоко униженным. Ему было стыдно. Авель – лучше, чем он?! Как он будет выглядеть теперь в обществе? Как он сможет теперь жить, пока жив его брат? Ведь Авель отныне всегда будет живым напоминанием и доказательством того, что Бог отверг Каина. Каин, обуреваемый помыслами о своей социальной неполноценности, решил: Авель должен умереть, чтобы исчез с лица земли живой свидетель унижения достоинства Каина. Бесовская болезнь «и будете как боги» не признает какого быто ни было почитания семейных уз. Следовательно, именно разросшийся фантастический образ первенства вооружил против брата руку Каина статус первого ребенка в семье поддерживал в Каине сознание его превосходства над братом Авелем. Но Бог поставил Авеля выше Каина, вопреки тому, что сам Каин думал о себе. И тогда находиться в своей семье ему стало невыносимо. Он не мог уже жить вместе со своим богопочтенным братом в одной семье, ибо непрестанно переживал унижение, мысленно возвращаясь к тому образу собственного превосходства, который он лелеял в своей душе. Поэтому Авель должен был умереть. И он умер – от братской руки. 3. Вавилонская башня как попытка ветхозаветного человека возвысить себя в своей фантазии В начале одиннадцатой главы книги Бытия Ветхого Завета описана очень показательная попытка человека возвысить свой образ до неба. Возможность такого возвышения появилась у человека в тот момент истории, когда он научился делать из вещества, взятого у матери-земли, строительные материалы для сооружения, устремляющихся в небо. Двумя основными материалами для строительства были обожженный кирпич, твердый как камень и земляная смола в качестве строительного раствора. И сказал человек ближнему своему: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В землянке И тут я увидел, что Суханов-человек, обычно не терявший присутствия духа ни на секунду, — побледнел как снег. Он знал: если бы кто-нибудь наступил на усик мины во время этого отхода, ни один из нас не уцелел бы. 4 мая, 2010 И тут я увидел, что Суханов-человек, обычно не терявший присутствия духа ни на секунду, — побледнел как снег. Он знал: если бы кто-нибудь наступил на усик мины во время этого отхода, ни один из нас не уцелел бы. Скачать Скачать Музыка: К.Листов Слова: А.Сурков 1942г Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега. До тебя мне дойти не легко, А до смерти — четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. 1942 Алексей Сурков: Как сложилась песня За мою довольно долгую жизнь в литературе мне привалило большое счастье написать несколько стихотворений, которые были переложены на музыку и стали всенародными песнями, потеряв имя автора. К числу таких песен относятся «Чапаевская», «Конармейская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «Сирень цветет», «Песня смелых», «Бьется в тесной печурке огонь…» и некоторые другие. Все эти песни — и те, что были написаны до войны, и те, что родились в дни Великой Отечественной войны, — были адресованы сердцу человека, отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей социалистической Родины с оружием в руках. Как создавались эти песни? Каждая по-своему. Но есть у них нечто общее — были они написаны как стихи для чтения, а потом, переложенные на музыку, стали песнями. Расскажу историю песни, которая родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой. Эта песня «Бьется в тесной печурке огонь…». Если я не ошибаюсь, она была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны.

http://pravmir.ru/v-zemlyanke/

«Столп умудрила еси создати, о душе, и утверждение водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя и низвергл на землю ухищрения твоя». 26 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О смешении добра и зла в человеческой природе Текст для рассмотрения: Быт. 11:1–9 Употребляемые категории: · ЯЗЫК (НАРЕЧИЕ) – прелесть в разных видах · СЕННААР – падшее состояние · ВАВИЛОН – смешение добра и зла · БАШНЯ – бесовское самомнение · КИРПИЧИ – плотские страсти · СМОЛА – гордостные движения С грехопадением первых людей в каждой душе человеческой извратилось правильное отношение к Богу, миру и самому себе. Расположившись ко греху, душа даже не заметила того, как, двинувшись с востока – от света правды – в сторону тьмы греховной, ее сердце, ум и воля нашли в земле Сеннаар – этого поистине плотского состояния – ту низменную равнину, в которой наличествуют самые благоприятные условия для возникновения и развития страстей, и поселились там для устроения жизни греховной ( Быт. 11:2 ). Естественно, что на всей той земле, которая вследствие грехопадения проклята в делах своих ( Быт. 3:18 ), царит столь пагубное единодушие по отношению ко греху, что для всех без исключения сил душевных существует лишь один язык и одно наречие – это язык самообольщения и наречие демонской прелести ( Быт. 11:1 ). Используя подобное наречие, ум, сердце и воля сказали друг другу: наделаем кирпичей, т.е. образуем посредством навыка многочисленные плотские страсти, и обожжем их огнем нечестия, чтобы они стали крепче и прочней самих камней, которыми обозначаются установленные от Бога насущные потребности и на которых зиждется жизнь человеческой природы. В результате такого преступного сговора, стали у них кирпичи вместо камней, т.е. богоугодные попечения о плоти превратились в похоти ( Рим. 13:14 ); а вместо извести смирения, которая придает основательную прочность зданию душевному, связывая между собой различные добродетели, стала использоваться мрачная земляная смола гордостных движений, способная связывать между собой лишь дела греховного свойства ( Быт. 11:3 ). И сказали все силы души человеческой: построим себе из созданного греховным способом материала целый город греха, а в самом центре его воздвигнем башню самомнения, высотою до небес, и сделаем сами себе громкое имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли ( Быт. 11:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010