Молитва о сынах отечества Слово перед панихидой в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября 1980 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, в день памяти Усекновения главы святого Про­рока Божия, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по обы­чаю, принятому только в Русской Православной Церкви, со­вершается заупокойная молитва о тех, кто отдал жизнь свою за Отечество, за веру, за ближних. Русский верующий народ особенно благоговейно чтит па­мять почивших. Много раз в течение года в храмах Русской Православной Церкви совершаются заупокойные молитвы. Ни­где, как у нас, не бывают так многолюдны, усердны и проник­новенны панихиды в дни общего поминовения усопших. Наш народ прошел через великие битвы, защищая свою землю и свободу. Он познал радость побед, но и горе утрат его было безгранично. Память церковная свято хранит благо­честивый обычай молиться о верных сынах Отечества, павших на полях брани. Как горячи бывают молитвы в Димитриевскую родительскую субботу, установленную преподобным Серги­ем Радонежским и благоверным князем Димитрием Донским в память о тысячах русских воинов, погибших на Куликовом поле в 1380 году в сражении против полчищ Мамая! Шесть сто­летий из года в год в этот памятный день в храмы наши стека­ются православные христиане и с благодарением вновь и вновь молитвенно воспоминают их подвиг, умоляя Господа и о сво­их почивших близких. Нынешний день более двухсот лет назад (в 1769 году) был избран для поминовения погибших в сражениях русских вои­нов. С тех пор православные христиане молятся о неисчисли­мом множестве сынов своих, отдавших жизнь не только за нашу Отчизну, но и за свободу братских народов Болгарии, Польши, Сербии, Чехии, Румынии, Греции и других стран. В день памяти святого Крестителя Господня Иоанна — ве­ликого провозвестника Истины и обличителя всякого зла — вспомним тех, кто, подобно ему, не пощадил своей жизни ради торжества добра и справедливости на земле. Помолимся о тех, кому мы обязаны своей свободой и благоденствием, — о наших отцах и братьях, о сражавшихся рядом с ними женщинах и со­всем юных девушках. Склоним головы перед священным само­пожертвованием наших матерей и сестер, вдохновенный и тяж­кий труд которых, стирая различия между тылом и фронтом, неумолимо приближал день победы над врагом. Бесценный и святой дар Отечеству его сынов и дочерей неизмерим ника­кой человеческой мерой.

http://pravoslavie.ru/29396.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое Радоница? 1 мин., 02.05.2022 Содержание Что это за слово, при чём тут радость и что нужно сделать в этот день — в слайдах  «Фомы». 01 Так что такое Радоница? Радоница — особый день поминовения усопших, которое совершается в пасхальные дни. После литургии (или до нее) в храме служится панихида, на которой заупокойные тексты соединяются с пасхальными. На Радоницу служится первая панихида после Великого четверга Страстной недели: по церковному уставу в Великий пост поминальные службы совершается только в определенные дни, а с Великого четверга до Радоницы не совершаются вообще. 02 Что значит это слово? Считается, что название пошло от слова «радость». В этот день пасхальной радостью и приветствием «Христос Воскресе!» живые делятся с умершими. В этом нет ничего необычного — по учению Церкви душа человека бессмертна. 03 Когда празднуется Радоница? Во вторник на второй неделе после Пасхи. На самом деле, в церковном уставе нет четко закрепленного дня празднования, как и самого упоминания об этой службе. Радоница — традиция Русской Православной Церкви. Также как и Димитриевская родительская суббота . 04 Что нужно делать на Радоницу? По традиции, после литургии и панихиды верующие идут на кладбище к могилам своих близких. Там можно прочитать молитвы за упокой, привести в порядок место захоронения. Также можно попросить священника отслужить там литию — краткую заупокойную службу. 05 Как помянуть умерших? Молитва и есть поминовение. Если речь идет о еде, то ее можно принести в храм или раздать нуждающимся. Не нужно ее оставлять на кладбище, даже если это куличи, яйца или конфеты. Тем более нельзя там устраивать застолья и пить алкоголь. А вот собраться дома за столом и прочитать перед едой молитву об умерших никто не запрещает. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 23.03.2021 23.03.2021 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/chto-takoe-radonitsa.html

8. В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II. 9. Димитревская родительская субботасуббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан. В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами. — Как правильно вести себя на кладбище? На кладбище не нужно пить, еду оставлять, разве что если птичек покормить. А если приносить и оставлять еду – это язычество, усопший же не выйдет чтобы покушать. И яйца пасхальные освященные нельзя оставлять – достанутся они собакам и птицам и это будет поругание святыни. Для поминовения усопшего лучше нищим пищу отдать, чтоб помолились. – Какие обычаи, связанные с погребением, являются греховными и суеверными? Перечислить все суеверия, наверное, и невозможно – столько их – закрывать зеркала, рюмка водки с хлебом «на помин души», запрещение садиться на табуретки, на которых стоял гроб, выливание водки на могилу и так далее. Не нужно им следовать, в них верить. Всегда нужно помнить — Господь забирает человека, когда Сам произволяет, человек находится на Суде Божием, поэтому главное – это наша молитва о человеке. Наша молитва и церковная.

http://pravmir.ru/otpevanie-smert-pomina...

В эти дни, предчувствуя близкую кончину, о. Николай написал прощальное письмо жене и детям, в котором выражал любовь и признательность супруге за прожитые вместе годы и за помощь во всех делах, обращался к каждому из детей, говоря об их достоинствах и недостатках, давая советы на будущую жизнь; призывал всех к твердой вере и любви друг к другу и благословлял всех. Получив утром 18 (или, по другим воспоминаниям, 19) октября телеграмму от жены, о. Николай немедленно поехал на станцию, чтобы встретить ее, но, прождав на вокзале целый день (поезда из Ярославля ходили нерегулярно), не встретил и поздно вечером вернулся домой. Дочь Ольга свидетельствует, что ночью о. Николай в своей комнате молился, стоя на коленях перед иконами со свечой в руке. 20 октября 1918 года была Димитриевская родительская суббота. О. Николай служил в Вознесенской церкви заупокойную литургию и панихиду. Участь о. Николая была решена утром этого дня в разговоре командира прибывшего в Лацкое карательного отряда и членов волисполкома. В ответ на запрос, кого местный совет считает нужным предать казни, было предложено два человека: кузнец Д. Р. Воробьев, не сочувствовавший новым порядкам и волисполкому, и о. Николай. Однако члены исполкома пришли к выводу, что кузнец необходим селу, и было решено расстрелять только священника. Военный комиссар и двое солдат с винтовками отправились в церковь . В это время в Лацкое вернулась жена о. Николая Софья Петровна: приехав на железнодорожную станцию (Шестихино) ночью, ощущая тревожное предчувствие, она решила не дожидаться подводы и одна ночью прошла 16 верст до села пешком. Придя домой, она с дочерью Ольгой сразу же поспешила в церковь , на паперти которой увидела вооруженных солдат. Народу в церкви было немного. О. Николай заканчивал панихиду у канонного столика. Обернувшись, увидел жену и сказал ей: «Соня, ты приехала...» Софья Петровна сказала ему: «За тобой пришли...» Переоблачившись, о. Николай простился с женой, детьми, псаломщиком, благословил всех. Комиссар и солдаты повели его за село, сзади шли жена и дети. День был морозный, ярко светило солнце. Улицы были пустынны – очевидно, испуганные сельчане боялись вступиться за любимого ими батюшку. Проходя мимо Казанской церкви, о. Николай снял шапку и перекрестился. Солдаты приказали сопровождающим остаться на месте и повели о. Николая к капустному огороду, находившемуся на окраине села, недалеко от дома Любомудровых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн В Бейруте проходит празднование 75-летия учреждения подворья Русской Православной Церкви 8 ноября 2021 г. 11:29 6-8 ноября 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ливане проходят юбилейные торжества по случаю 75-летия учреждения подворья Русской Православной Церкви в Бейруте. 6 ноября, в Димитриевскую родительскую субботу, Патриарший экзарх Западной Европы, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний совершил заупокойную Литургию в храме святого Иоанна Предтечи в Бейруте. Его Высокопреосвященству сослужили представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний , представитель митрополита Бейрутского Илии протоиерей Нектарий Кхайралла ( Антиохийская Православная Церковь ), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев) . За богослужением молились представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, профессор Московской духовной академии , доктор богословия протоиерей Владислав Цыпин, исполнительный директор Фонда поддержки христианской культуры и наследия Е.И. Скопенко. Литургия совершалась на русском и арабском языках. За богослужением поминались почившие настоятели и прихожане подворья. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владислав Цыпин. По окончании Литургии митрополит Корсунский Антоний обратился к членам общины подворья и гостям с приветственным словом. Он передал участникам празднования благословение и добрые пожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Я хотел бы выразить общее чувство гостей, которые прибыли на празднование 75-летия подворья в Бейруте — представителей Русской, Сербской Церквей, Православной Церкви Чешских земель и Словакии — от возможности сегодня находиться здесь, на благословенной Ливанской земле, и иметь возможность принять участие в праздновании юбилея присутствия подворья Русской Православной Церкви в Ливане», — отметил архиерей.

http://patriarchia.ru/db/text/5859887.ht...

Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832-1867). К., 1869. С. 167-169). В XIX в. мнение о связи Д. р. с. с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Д. р. с. панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» ( Булгаков. Настольная книга. 1993. [Ч. 1]. С. 428). Согласно утверждениям нек-рых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Д. р. с. (см.: Галкин. 1909). Об установлении блгв. кн. Димитрием Д. р. с. говорится в ряде учебных пособий XIX-XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Д. р. с. в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви». На Руси в народной среде Д. р. с. (др. название - Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Д. р. с. В. И. Чичеров уточняет, что Д. р. с. была связана также с «кормлением» матери-земли ( Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Д. р. с. готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).

http://pravenc.ru/text/172067.html

Возобновлены регулярные богослужения в часовне святителя Николая Чудотворца в поселке Нижние Осельки октября 2017 28 октября в Димитриевскую родительскую субботу, по благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, возобновились регулярные богослужения в часовне святителя Николая Чудотворца в поселке Нижние Осельки Всеволожского района (Токсовское благочиние). Каменная часовня, возведенная в 1990-е годы, приписана к храму Смоленской иконы Божией Матери в поселке Лесколово Всеволожского района. Рядом с часовней находится вход на местное кладбище. В рамках подготовки к родительской субботе в самой часовне и на прилегающей территории силами Администрации МО " Лесколовское сельское поселение " , Терской казачьей общины Санкт-Петербурга и Ленинградской области и прихожан лесколовского храма были проведены работы по благоустройству и подготовке к богослужениям. В родительскую субботу после совершения Божественной Литургии в Смоленском храме поселка Лесколово настоятель храма игумен Никодим (Крюков) совершил в Свято-Никольской часовне водосвятный молебен и освятил часовню иерейским чином. После освящения в часовне была отслужена панихида. За богослужением молились глава МО " Лесколовское сельское поселение " А.Г. Ананян, атаман Терской казачьей общины Санкт-Петербурга и Ленинградской области Г.С. Савин, прихожане храма в поселке Лесколово. По благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, часовня святителя Николая Чудотворца в Нижних Осельках будет открыта для посещения ежедневно, а по субботам в ней будут совершаться заупокойные богослужения. В ближайшее время в часовне будет произведена перепланировка, выделена алтарная часть, установлен иконостас. Это позволит преобразовать часовню в храм и совершать там Божественную Литургию. Все фотографии Поделиться 2 апреля 2024 20 января 2024 29 декабря 2023 30 ноября 2023 22 ноября 2023 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

98 Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 495–496; Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 41. – Сост. 99 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 496. – Сост. 100 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 496; Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 42–43. – Сост. 101 Здесь разумеются не только родители наши в собственном смысле, но и все усопшие предки и сродники наши. «Родительская суббота» – день поминовения всех усопших предков. 102 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 47–48; Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 497. – Сост. 103 В субботу «Похвалы Богородицы» – служба со славословием, а в субботу Лазареву совсем не может быть ничего заупокойного. См. ниже, статью: «В какие дни не совершается заупокойное богослужение», с. 134–136. 104 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 45–46. – Сост. 105 Димитрий [Самбикин], архиеп . Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве: В 14 вып. Каменец-Подольский, 1893–1903. Вып. II. 1893. С. 168. 106 В «Душеполезном чтении» (1871. Октябрь) высказано мнение, что Димитриевская суббота заменила собой прежде бывшие языческие тризны. См.: Димитрий [Самбикин], архиеп . Там же. С. 170. 107 В древности в некоторых местах погребения на убогих домах, кроме четвертка 7й седмицы по Пасхе, поминки совершались еще пред праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В Москве есть «Покровский монастырь, что за Яузой в убогих домах». См.: Голубцов А. П. Чиновник Московского Успенского собора. М., 1908. С. 160. 108 См.: Голубинский Е . Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 65, примеч. 64. 109 Димитрий [Самбикин], архиеп . Месяцеслов… Вып. II. С. 171 и примеч.

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

Димитриевская родителькая суббота: почему мы молимся об усопших? Что это за день? Кого в этот день нужно поминать? Зачем православные христиане молятся об усопших? 31 октября, 2014 Что это за день? Кого в этот день нужно поминать? Зачем православные христиане молятся об усопших? В нынешнем году Димитриевска родительская суббота выпадает на 1 ноября. Накануне вечером во всех храмах совершается заупокойное богослужение — парастас, в сам день поминовения усопших после Божественной литургии служится панихида. Что это за день? Кого в этот день нужно поминать? Зачем православные христиане молятся об усопших? Отвечает священник Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки. В так называемую Димитриевскую родительскую субботу Православная Церковь совершает сугубое поминовение всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи вместе с радостью победы пришла и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси, по сути, вселенским днём поминовения. С тех пор в субботу перед 26 октября /8 ноября — днём памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) — на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

http://pravmir.ru/dimitrievskaya-roditel...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 2 ноября 2024 года 20. Димитриевская родительская суббота. Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (службу зри 23 июня) . Прп. Гавриила Самтаврийского (служба может быть перенесена на пятницу, 19 октября) . В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. Примечание. Полиелейная служба прп. Гавриила Самтаврийского может быть перенесена на пятницу (19 октября). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученика, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 1-й (2-й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3-й: «Еже на судищи…», 4-й: «О, добрыя вашея купли…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Разумнаго светильника…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты…», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал…», и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «За Христа законно…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина » (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010