К этому тропарю добавляются два других, за которыми следует заключительная часть полунощницы, включающая несколько утренних молитв, псалмы 120 и 132, два заупокойных тропаря и одну заупокойную молитву. Полунощница субботняя почти полностью отличается по составу от вседневной. В состав субботней полунощницы вместо 118-го псалма входит 9-я кафизма, включающая псалмы 64–69. На ней также читается молитва святого Евстратия. Эта молитва, по преданию, принадлежит мученику, осужденному на сожжение в царствование императоров Диоклетиана и Максимина. Согласно житию, молитву «Величая, величаю Тя, Господи» святой Евстратий произносил по пути к месту казни. Полунощница воскресная отличается от субботней и вседневной тем, что на ней не читается кафизма, а вместо кафизмы исполняется канон. Октоих предписывает читать на воскресной полунощнице троичные каноны, принадлежащие перу Митрофана II, патриарха Константинопольского (1440–1443). Утреня Наиболее продолжительным и разнообразным по содержанию неевхаристическим богослужением суточного круга является утреня. По Уставу, она должна начинаться до рассвета и заканчиваться после восхода солнца. Этим в значительной степени обусловлена общая динамика данного богослужения. Оно начинается в сумраке, при погашенных светильниках, и начальная часть его носит покаянный характер. Постепенно общее настроение службы меняется, и завершающая ее часть проникнута духом благодарения и хвалы Богу, «показавшему нам свет». Если утреня совершается отдельно от вечерни и не входит в состав всенощного бдения, она начинается с «двупсалмия», включающего в себя псалмы 19 и 20, за которым следует краткая ектения с прошениями о церковных и гражданских властях. После ектении следует возглас: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Этот начальный возглас – характерная особенность утрени, отличающая ее от всех других богослужений. В том случае, если утреня входит в состав всенощного бдения, этот возглас переносится в начало вечерни, а двупсалмие и ектения в начале утрени опускаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Чин младенческого погребения короче чина погребения мирских человек (возрастных) и отличается от последнего следующим:    Чин отпевания младенцев также начинается чтением 90-го псалма, но в нем не поются ни кафизма (непорочны), ни тропари по непорочных.    Канон поется с припевом: «Господи, упокой младенца».    Ектения малая об упокоении младенца (помещенная после 3-й песни канона) отличается от произносимой об умерших в возрасте: в ней усопший младенец называется блаженным и содержится моление ко Господу об упокоении младенца, чтобы Он «по Своему неложному обещанию (ср. Мк.10:14) Небесному Своему Царствию того сподобил». В ектении нет моления о прощении согрешений; молитва же, читаемая священником тайно пред возгласом после ектении, — иная, чем при ектении об усопших возрастных. Эта малая ектения произносится после 3-й, 6-й и 9-й песни и в конце чина отпевания пред отпустом.    После 6-й песни канона поется кондак «Со святыми упокой», а вместе с икосом «Сам един еси Безсмертный» поются еще 3 икоса, изображающие скорбь родителей по умершему младенцу.    После канона читаются Апостол и Евангелие другие, чем при отпевании мирских человек: Апостол — о различном состоянии тел по воскресении (1Кор.15:39—46), а Евангелие — о воскресении мертвых силой воскресшего Господа (Ин.6:35—39).    Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, читается молитва: «Храняй младенцы», в которой священник молит Господа принять душу усопшего младенца в ангельские светозарные места. Священник разрешительную молитву над погребаемым младенцем читает, стоя у главы умершего, обратившись лицом к алтарю.    При последнем целовании поются другие стихиры, чем при погребении «мирских человек». В них выражается скорбь родителей об усопшем младенце и предлагается утешение им, что он вселился к ликам святых.    Проводы на могилу и предание земле совершается по чину погребения «мирских человек».    Лития, которая совершается по младенце на дому, а также в конце отпевания при погребении на кладбище, отличается от обычного чина литии при отпевании взрослых только ектенией: вместо «Помилуй нас, Боже» произносится малая заупокойная ектения о младенце, помещенная после 3-й песни канона младенческого отпевания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

О святом храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе Московстем и всея Руси Алексии и Священном Синоде Русския Православныя Церкве, священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении их, и деле рук их Господу помолимся. О рабе Божием, имярек, ныне проручествуемом епископе, и спасении его Господу помолимся. Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему архиерейство дарует Господу помолимся. О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся. О граде сем, всяком граде, стране и о всех требующих от Бога помощи и защищения Господу помолимся. О избавитися нам от вся кия скорби, гнева и нужды Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, Пречистую: Отвещают: Тебе, Господи. Ектения на пресвитерской хиротонии Иерей прочитает мирная тихим гласом: Миром Господу помолимся. Отвещают на коеждо прошение: Господи, помилуй, единощи. О свышнем мире: О мире всего мира: О архиереи нашем, имярек, священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его, и деле рук его Господу помолимся. О рабе Божием, имярек, ныне проручествуемом пресвитере, и спасении его Господу помолимся. Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство дарует, Господу помолимся, О Великом Господине: О Богохранимей стране нашей: О граде сём: О избавитися нам: Заступи, спаси: Пресвятую, Пречистую: Отвещают: Тебе, Господи. Ектения на диаконской хиротонии Протодиакон читает мирная тихим гласом: Миром Господу помолимся. Отвещают на коеждо прошение: Господи, помилуй, единощи. О свышнем мире: О мире всего мира: О архиереи нашем, имярек, священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его, и деле рук его Господу помолимся. О рабе Божием, имярек, ныне проручествуемом диаконе, и спасении его Господу помолимся. Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему диаконство дарует Господу помолимся. О Великом Господине: О Богохранимей стране нашей: О граде сем: О избавитися нам: Заступи, спаси, помилуй: Пресвятую, Пречистую: Отвещают: Тебе, Господи. Заупокойное служение

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все должно быть по особому вдохновению. Но вот совершается заупокойная ектения, читается молитва, возглас, и произносится ектения об оглашенных: «Помолитеся оглашеннии, Господеви. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Огласит их словом истины. Открыет им Евангелие правды. Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви. Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Оглашеннии, главы ваши Господеви приклоните». И священник читает молитву об оглашенных: «Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренныя призираяй. Иже Спасение роду человеческому низпославый — Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе своя выя, и сподоби я во время благополучное бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления, соедини их Святей Твоей Соборней Апостольстей Церкви и сопричти их избранному Твоему стаду. Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Во время этой ектении священник полностью раскрывает антиминс на престоле, и после этого следует возглас дьякона: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Этим возгласом кончается литургия оглашенных. Оглашенные, то есть те, кто готовится к крещению, должны выйти из храма, потому что дальше начинается литургия только лишь верных, которая есть величайшее таинство, на котором присутствовать могут лишь посвященные, только верные. Лекция 7. Евхаристия Мы с вами остановились на ектении об оглашенных. Этим моментом кончается литургия оглашенных. Читая молитву, которая произносится священником во время этой ектении, я говорил вам, что священник во время возгласа дьякона «Открыет им Евангелие правды» разворачивает на престоле антиминс. К этому моменту я должен вернуться, и даже к моменту еще более раннему, потому что антиминс разворачивается не сразу, а как бы в два приема.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Если есть особая усыпальница со св. алтарем или другой храм, поминовение может быть перенесено туда, причем там должен быть совершен полностью весь суточный круг служб по будничному чину с Бог Господь.    Лишь в день погребения, ввиду утвердившегося у нас во многих местах обычая вносить тело усопшего в храм и в предстоянии гроба совершать для усопшего последнюю на земле литургию, в малые посты, если никак нельзя отложить погребение до другого дня, с благословения настоятеля служба со аллилуйей может быть заменена будничной службой с Бог Господь. ЗАУПОКОЙНЫЕ ТРОПАРЬ И КОНДАК НА ЧАСАХ    При совершении заупокойных литургий у нас нередко на часах читаются заупокойные тропарь «Глубиною мудрости»и кондак «Со святыми упокой». Это находится в решительном противоречии с церковным Уставом, по которому на часах могут быть только те самые тропари, которые были в тот день в качестве дневных, «праздничных» на вечерне и утрени, и только те кондаки, которые были на утрени. Никакие другие кондаки, даже из числа тех, которые были на повечерии или имеют быть на литургии,— на часах не могут быть употребляемы. Тропарь «Глубиною мудрости»назначается Уставом в качестве тропаря дня только для двух суббот — мясопустной и Пятидесятницы. Тогда он должен быть и на часах. В другие поминальные субботы в качестве тропарей дня назначаются два тропаря: всем святым — «Апостоли, мученицы и пророцы»и за упокой — «Помяни, Господь, яко благ» —оба они тогда должны читаться на часах. Кондак «Со святыми упокой»назначается в качестве дневного как для вселенских, так и для остальных суббот, в которые он и употребляется на часах. Во всех же других случаях на часах не может быть заупокойных тропаря и. кондака, и даже при так называемых заупокойных литургиях на часах должны быть только минейные тропари и кондаки. ЗАУПОКОЙНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ НА ВЕЧЕРНЕ И УТРЕНИ    Заупокойные песнопения на вечерне и утрени, как было уже сказано, могут быть лишь в поминальные субботы. При этом, тогда как в субботы мясопустную и Пятидесятницы не только почти все изменяемые песнопения исключительно заупокойные, но и во многих случаях обычная малая ектения заменяется заупокойной, в другие поминальные субботы заупокойных песнопений совсем немного,— преобладают песнопения миней и не-заупокойные песнопения октоиха; реже употребляется и заупокойная ектения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

МАЛАЯ ЕКТЕНИЯ В ПОСЛЕДОВАНИИ ПОГРЕБЕНИЯ    После каждой статии непорочных, как и по 3, 6 и 9 песнях канона, произносится обычная заупокойная малая ектения. Но, тогда как на панихиде и на заупокойной утрени предполагается чтение многих имен и на тайной молитве иерея и потому на время чтения этой молитвы назначается сорокократное Господи помилуй,— на погребении, где возглашается во всех случаях всего только одно имя, Господи помилуйпосле последнего прошения поется всего один раз. Но зато к 2-му и 3-му прошениям малой заупокойной ектении в чине погребения Господи помилуйприпевается по трижды, как бы в некоторое восполнение вместо опускаемого 40-кратного Господи помилуйпосле последнего прошения. «ПОКОЙ СПАСЕ НАШ» В ПОСЛЕДОВАНИИ ПОГРЕБЕНИЯ    После ектении, следующей за тропарями по непорочных и пред 50 псалмом поется обычный седален: Покой Спасе нашс его богородичным. Но в данном случае способ исполнения его имеет некоторую особенность. После того, как весь седален будет пропет один раз полностью, поется Славаи повторяется только конец седальна: и вся яже в ведении Человеколюбце, Затем уже следует и нынеи богородичен. Это пение после Славаодного только окончания седальна не имеет ничего общего с установившейся у нас практикой пения одних концов с опущением всего остального содержания песнопения. В данном случае весь текст седальна был только что пропет, его содержание у всех внимательных богомольцев как бы пред глазами еще стоит, а двукратным повторением окончания еще сильнее, чем при обычном ипофонном пении подчеркивается последняя мысль седальна. И в обычных беседах нередко бывает, что фразу или отдельные слова, произведшие особенно сильное впечатление, особенно понравившиеся, собеседники повторяют не один раз, иногда даже прерывая дальнейшую беседу этим повторением того, что заняло все внимание или особенно поразило, и что как будто не хочет уступать место новым мыслям. Так и здесь. После седальна собственно надо бы петь прямо слава и нынеи богородичен. Но певцы как бы не могут еще оторваться от произведенного на них сильного впечатления седальна, и начавши дальнейшее, они, пропевши только половину фразы, одну только слава,обрывают речь и еще раз повторяют последние слова седальна. Тогда другой лик, который уже успел несколько поуспокоиться от сильного впечатления, подхватывает оборванную фразу и нынеи поет то, что должно быть,— богородичен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Приуготовительные чины, энарксис, Литургия Слова Для более доходчивого сравнения автор использует параллельное сопоставление в виде трех столбиков: ЕВХ 1602, СЛУЖ 1655 и СЛУЖ 1652. Сравнение в таблице старого текста СЛУЖ 1646 и нового текста СЛУЖ 1655 особенно разительно: новый текст в 2 раза короче старого. Протесис (проскомидия) Никоновский текст сообразен ЕВХ 1602 и сильно редуцирует партию диакона по сравнению со СЛУЖ 1646 Для старообрядцев наиболее существенны следующие новшества изменение количества просфор 7 – " 5. различие в печати просфор. различие в количестве частиц, вынимаемых за святых. изменение формулы «Жрется ангец божий вземляй грехи миру» Энарксис Начальный диалог – незначительные изменения слов: послужити –) сотворити (по образцу СЛУЖ из Стрятина) Малый вход Незначительные отличия: визуальное сравнение показывает уменьшение текста в полтора раза – очевидное калькирование ЕВХ 1602. Литургия Слова Убрана Молитва 2 перед Евангелием, не имеющая греческого эквивалента (молитва составлена из псалмических стихов), и опущено почитание св. Креста. Происхождение последней практики неизвестно ей нет аналогов в греческом евхологии. Литании В литаниях (ектениях в славянском обиходе) добавлены прошения за православных патриархов и царей, точнее в заупокойной литании, которая есть только в ЗЛАТ, но нет в Литургии св. Василия Великого (ВАС). У греков находится рубрика, что заупокойная литания (ектения) читается только в заупокойной литургии. В славянском тексте греческая рубрика пропадает. Постоянной заупокойной ектении нет аналогов в греческой традиции, такая ектения есть только в славянской. Стрятинский СЛУЖ приводит ее только в чине над коливом; в киевских служебниках ее вообще нет. Разворачивание антиминса Старая практика указывала держать антиминс под илитоном, или под индитией (верхним покровом), или даже под срачицей (нижним покровом). СЛУЖ 1655 определяет антиминсу лежать на илитоне, несмотря на то, что эти термины путаются в украинских изданиях, которые называют одним другое и наоборот; греческие издания знают только илитон и ничего не говорят про антиминс.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossija-...

Кроме того, на панихиде вселенских суббот опускаются «непорочны», в виду предстоящего стихословия на утрене. Перед 50-м псалмом опускается седален «Покой, Спасе наш...», как необязательный на сокращенной утрене, и как относящийся собственно к «непорочным», которые уже опущены. Но седальны по 3-й песни канона, кондак и икос по 6-й обязательны и потому сохраняются и в данном случае. Обычные тропари: «Со духи праведных...» в конце панихиды опускаются и заменяются тропарем дня: «Глубиною мудрости...» с его Богородичным. Тропари «Со духи праведных...» на панихиде соответствуют стихирам в конце утрени. Обычно на панихиде в пятницу вечером, в субботу на утрене не бывает особых заупокойных стихир. В две вселенские родительские субботы, хотя накануне совершается панихида, на утрене кроме других заупокойных песнопений, будут особые заупокойные стихиры на стиховне, как бывает в субботы, когда поется «Аллилуиа». Панихиды о младенцах В богослужебных книгах нет особого последования панихиды о младенцах. Усопших младенцев обычно поминают вместе с другими усопшими на общих панихидах. Но если благочестивые родители попросят совершить панихиду о своем преставившемся младенце, то следует совершить ее применительно к последованию «Погребения младенческого». После обычного начала читается (или поется) псалом 90-й, затем без ектении прямо «Аллилуиа», тропарь «Глубиною мудрости...» с Богородичным. После него псалом 50-й и канон из последования младенческого погребения с положенным в нем припевом. По 3-й песни произносится ектения из того же последования и седален «Воистину суета...» (с некоторыми изменениями), по 6-й песни – кондак и икос, по 9-й – тропари: «Со духи праведных...», сугубая ектения, отпуст из последования «Погребения младенческого», но с опущением слов: «Живыми и мертвыми обладáяй...», и в конце – «Вечная память». Чин литии Сравнительно не краткий чин великой панихиды совершать часто, да еще в дополнение к обязательному кругу суточных служб, довольно затруднительно, а молиться за усопших хочется чаще. Поэтому Церковный Устав, снисходя к нашей немощи, назначает совершение панихиды лишь раз в седмицу, в пятницу вечера, да и то не на всякой седмице. В праздники, начиная с памяти святых, которым положено славословие, в предпразднство, если оно случится в субботу, в пятницу вечером панихиды не бывает. Но, удовлетворяя наше желание чаще поминать усопших, Устав предлагает особое краткое заупокойное последование – чин литии, которая может совершаться ежедневно после вечерни и утрени. Это последование излагается в 9-й главе Типикона и в конце Служебника. Обычная заупокойная лития, как и вообще всякая лития, непременно соединяется с исхождением из храма, в данном случае – в притвор. Чин литии излагается в вышеназванных книгах так подробно, что не оставляет места для каких-либо недоразумений о ее порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К поминовению сих защитников родины прилично присоединить поминовение вообще всех воинов, во все времена бытия нашего отечества за него и за веру православную мужественно подвизавшихся и жизнь свою положивших. ПАНИХИДЫ О МЛАДЕНЦАХ В богослужебных книгах нет особого последования панихиды о младенцах. Младенцев обычно поминают вместе с другими усопшими на общих панихидах. Но если бы понадобилось совершить панихиду об одном или нескольких только младенцах, то должно совершать ее применительно к последованию погребения младенческого: после обычного начала псалом 90, затем без ектении прямо аллилуиа, тропарь Глубиною мудрости с богородичном. После него псалом 50 и канон из последования младенческого погребения, с положенным в нем припевом. По 3-й песни ектения из того же последования. По 3-й песни седален Воистину суета (с некоторыми изменениями), по 6-й песни кондак и икос, по 9-й тропари Со духи праведных, сугубая ектения, – отпуст из последования погребения младенческого, но с опущением слов Живыми и мертвыми обладали, как предназначенный исключительно для погребения, (Ср. выше) и Вечная память. «ПАСХАЛЬНАЯ ПАНИХИДА» Выше было сказано, что Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды. Естественное для живых желание помянуть на Пасхе своих дорогих усопших не имеет препятствий, так как поминовение на проскомидии и тайное поминовение во время литургии не возбраняется и на Пасхе; не встречает также препятствий и естественное желание навестить родную могилку, похристосоваться с дорогими почившими. ХРИСТОСОВАНИЕ С УСОПШИМИ В вере усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и ответствуют на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда и весьма громогласно, как в 1463 году чудотворцы Печерские на пасхальное приветствие преподобного Дионисия 644 , яко живи суще... и по смерти... от среды гробов отвечали: Воистину воскресе 645 . Но христосование с усопшими должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: Христос воскресе!, положат на могилку красное яичко, может быть, и слезу прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут. От грусти на могилке для нас, людей, и в Пасху трудно удержаться совсем, но не надо еще более увеличивать эту естественную, неосудительную и на Пасхе грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила. ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ МОГИЛ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМИ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

От римского отличался принцип чтения, медиоланский и мозарабский. Этот последний, например, как и указывалось, усвоил периоду Пятидесятницы чтение Апокалипсиса. [ 247 ] Таким образом, при разделенности христианских исповеданий и само слово Божественного Учителя христианами не слышится одновременно и в одинаковой последовательности. Ектении после Евангелия. После прочтения Евангелия в древней Церкви полагалось слово назидания епископа или священника; этот обычай был соблюдаем повсюду и сохранился теперь в Греции. Не связывая проповедника обязательством произносить проповедь именно в это время, нельзя, однако, не признать, что данный момент весьма подходит для истолкования прочитанного слова Божия. B нашей практике за Евангелием следуют ектении, которыми заканчивается литургия оглашенных: сугубая, иногда заупокойная и об оглашенных. Сугубая ектения. Неправильно, конечно, название этой ектении «сугубая», так как «Господи, помилуй» поется не сугубо, не два раза, a три, и само слово κτενς δησις надо переводить, как «прилежное моление», как и надписывается молитва во время этой ектении. В древности она просто называлась κτενς, в отличие от συναπτ — великой ектении. Она является молитвой о лицах, тогда как просительная ектения — о вещах и потребностях, необходимых этим лицам. Эта ектения содержится и в последовании вечерни и утрени, но некоторые различия между содержанием этой молитвы за Литургией и на других службах легко замечаются. Происхождение этой ектении несомненно древнее, хотя современный ее вид выработался лишь в течение веков. Уже в списках литургии апостола Иакова вв. встречается молитва, близкая по содержанию с нашей сугубой ектенией. Сама по себе она является повторением и дополнением великой ектении. В теперешней редакции этой ектении есть несколько прошений, требующих особых замечаний. Так, например, кроме обычного прошения об архиерее «и всей во Христе братии нашей» (как на вечерне и утрене), имеется еще и прошение, которого не встречаем в других службах, a именно: «Еще молимся о братиях наших священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем». Происхождение этого прошения, вероятно, надо искать в иерусалимских текстах ектений, где значится, отлично от венецианской (т. е. общевосточной) редакции, именно так: Общегреческий текст

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010