В частности необходимыми условиями для предоставления автокефалии в п.3 данного документа провозглашались «согласие Церкви-Матери и обеспечение всеправославного консенсуса». После исполнения этих условий в процесс включался Вселенский Патриарх. «Церковь-Матерь, получая просьбу от подчиненного ей церковного региона оценивает существующие экклезиологические, канонические и пастырские предпосылки предоставления автокефалии. В случае если Поместный Собор в качестве высшего церковного органа даст свое согласие, он вносит соответствующее предложение Вселенской Патриархии для поиска всеправославного консенсуса, информируя остальные Поместные Автокефальные Церкви». И далее в пункте б – «Всеправославный консенсус выражается единогласием Соборов Автокефальных Церквей». Оставалось только договориться о том, как именно провозглашается автокефалия, предоставляемая по общему согласию всех Поместных Церквей: кто и как подписывает соответствующий документ. Однако развить достигнутый успех не удалось. Шесть лет Константинопольский Патриарахат, председательствующий в Межправославной подготовительной комиссии, не созывал ее заседаний. В 1999 году он такую попытку предпринял, но она повисла в пустоте из-за разразившегося тремя годами ранее эстонского церковного кризиса. Константинопольский Патриархат потребовал участия в заседаниях наравне с общепризнанными Поместными Церквами так называемой Эстонской Апостольской Православной Церкви, учрежденной на канонической территории Русской Православной Церкви в качестве автономии Константинопольского Патриархата. Естественно Русская Православная Церковь с таким подходом согласиться не могла. В 2008 году Константинопольский Патриархат отказался от прежних требований и вновь открыл путь к возобновлению переговоров. Обсуждение проблемы автокефалии продолжилось на Межправославной подготовительной комиссии в декабре 2009 года. На этом заседании часть Поместных Церквей стояла на позиции, что Томос об автокефалии подписывает «Вселенский Патриарх, как выразитель всеправославного консенсуса». В свою очередь делегации Русской, Сербской, Румынской, Болгарской, Польской и Церкви Чешских земель и Словакии полагали, что Томос должен быть подписан представителями всех Поместных Церквей. Пункт 3в. в 2009 году звучал так «Выражая согласие Матери-Церкви и всеправославный консенсус, Вселенский Патриарх официально провозглашает автокефалию ходатайствующей об этом Церкви посредством издания Томоса об автокефалии. Этот Томос подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей святейших Православных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом». Но вопрос содержания Томоса и способа его подписания переносился на следующую Межправославную подготовительную комиссиию (2011).

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Мировые войны, Русская революция, изгнание греков из Малой Азии и другие события препятствовали проведению Собора. Тем не менее, с 8 по 23 июня 1930 года в афонском монастыре Ватопед состоялось совещание, на котором представители Поместных Церквей согласовали круг тем, которые достойны соборного обсуждения. Среди них была и тема «Предпосылки и способ предоставления автономии и автокефалии». В начале заседания с докладом выступил секретарь комиссии митрополит Швейцарский Дамаскин, который рассказал, в чем Православные Церкви согласны, а в чем их позиции расходятся.  Приведем несколько наиболее важных цитат из этого доклада: - «все святейшие Православные Церкви согласны, что необходимо всеправославное согласие для провозглашения автокефалии». В 1961 году на острове Родос состоялось Первое Всеправославное совещание с участием большинства Поместных Церквей. Встреча подтвердила важность обсуждения проблемы автокефалии на грядущем соборе. На I Всеправославном предсоборном совещании в 1976 году тема «Автокефалия и способ ее провозглашения» была включена в список 10 тем повестки Святого и Великого Собора. В ноябре 1993 года на Межправославной подготовительной комиссии в швейцарском Шамбези тема автокефалии наконец начала обсуждаться по существу. - «Каноничное предоставление автокефалии невозможно без предварительного подтверждения всеправославного консенсуса». - «Экклезиологическая и каноническая основа института автокефалии гарантирует равночестность автокефалии всех поместных автокефальных Православных Церквей». В результате дискуссии Поместные Церкви (на совещании отсутствовали только Иерусалимский и Грузинский Патриархаты) почти полностью согласовали текст документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», согласно которому предоставление автокефалии в дальнейшем будет возможно лишь с одобрения всех Поместных Церквей, а «Церковь, провозглашенная автокефальной, вводится в качестве равноправной в общение Православных Церквей и имеет все общеправославно установленные канонические привилегии (диптихи, поминовение, межправославные отношения и т.д.).».

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии по канонизации святых, о задачах работы Комиссии в связи с предстоящим юбилеем двухтысячелетия Рождества Христова. Постановили: Учитывая увеличившийся объем трудов Синодальной комиссии по канонизации святых в связи с предстоящим юбилеем двухтысячелетия Рождества Христова утвердить Комиссию в следующем составе: 1. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — председатель Комиссии; 2. архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Свято-Данилова монастыря в Москве; 3. протоиерей Владимир Воробьев, профессор, ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института; 4. протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московских Духовных академии и семинарии; 5. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии; 6. протоиерей Георгий Митрофанов, преподаватель Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии; 7. иеромонах Дамаскин (Орловский), клирик Москвы; 8. священник Георгий Ашков, клирик Московской епархии; 9. диакон Максим Максимов, клирик Московской епархии, — секретарь Комиссии. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, созванной в Женеве 1-2 марта 1999 года. Справка. 1 марта 1999 года в Православный центр в Шамбези (Швейцария) съехались представители Поместных Православных Церквей — участники Межправославной подготовительной комиссии для обсуждения нерешенных вопросов повестки дня Святого и Великого Собора Православной Церкви. От Русской Православной Церкви в Межправославной подготовительной комиссии приняли участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных сношений, и архимандрит Елисей (Ганаба), секретарь Отдела внешних церковных сношений по межправославным связям и загранучреждениям Московского Патриархата. В принятом 2 марта сего года коммюнике Межправославной подготовительной комиссии говорится, что «ввиду проходящего ныне праздничного цикла нет достаточного времени для того, чтобы исчерпать вопросы дня на нынешнем заседании Межправославной подготовительной комиссии. Таким образом, считается целесообразным созвать ее в более подходящее время в ближайшем будущем. Во время дискуссий было также установлено общее желание всех представителей Поместных Святейших Православных Церквей завершить как можно быстрее подготовительную работу по вопросам Святого и Великого Собора с целью созвать его при вступлении в третье тысячелетие, чтобы выразить наилучшим образом православное свидетельство в современном мире».

http://mospat.ru/archive/86370-opredelen...

Сегодня существуют такие механизмы межправославного сотрудничества, в которых каждая Церковь представлена одним или двумя представителями. Но если речь идет о Русской Православной Церкви, то надо понимать, что численность ее верных чад больше, чем совокупная численность всех остальных поместных Православных церквей, вместе взятых. Размер Церкви не может не учитываться при определении квоты ее представительства на Всеправославном Соборе. — Как Вы думаете, где и когда может состояться такой Собор? — Святейший патриарх Варфоломей выразил пожелание, чтобы этот Собор прошел в Стамбуле, в храме Агиа Ирини, где в 381 году проходил Второй Вселенский Собор. Я думаю, этот Собор мог бы состояться в обозримом будущем, если, конечно, будут тщательно обсуждены и урегулированы вопросы, касающиеся представительства, протокола и повестки дня. — Можно ли сказать, что при условии достижения договоренности по всем этим вопросам Московский патриархат сегодня выступает за созыв Собора? — Мы выступаем за созыв такого Собора, потому что сегодня перед лицом тех вызовов, с которыми сталкивается Православная церковь во всем мире, нужно, чтобы был слышен единый и солидарный голос православия. Именно поэтому очень важно преодолевать все имеющиеся разногласия на подготовительном этапе, чтобы предстоящий Собор стал фактором единения, а не фактором разделения. И именно поэтому абсолютно необходимо, чтобы, как это уже и принято в межправославном сотрудничестве, консенсус оставался единственным методом принятия решений. — Есть свои ожидания и у некоторых представителей церковной общественности: соберется Восьмой Вселенский Собор и отменит все решения семи предыдущих… — Эти опасения лишены оснований, потому что, во-первых, Собор не примет никаких решений, которые не были бы озвучены в течение последних пятидесяти лет Подготовительной комиссией. Решения Подготовительной комиссии известны, они ни от кого не скрываются: и документы, и протоколы заседаний этих комиссий могут стать доступны тем, кто этого пожелает. Многие документы Подготовительной комиссии публиковались в «Журнале Московской Патриархии» в 1970-1980-е годы.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-ne-...

дискриминаций. Был также одобрен «Регламент Всеправославных предсоборных совещаний», выработанный Межправославной подготовительной комиссией 1986 г. Совещание составило повестку дня IV Всеправославного предсоборного совещания, к-рому предстоит изучить и принять решения по 4 связанным между собой темам: правосл. диаспора, автокефалия и способ ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи. Когда по этим темам будет достигнуто единое мнение, должно собраться IV Всеправославное предсоборное совещание, после него уже можно планировать созыв Св. и Великого Собора Восточной Православной Церкви. Тематика предстоящего IV Всеправославного совещания изучалась на заседаниях Межправославной комиссии 10-17 нояб. 1990 г., 7-13 нояб. 1993 г., 1-2 марта 1999 г., на конференции канонистов 9-14 апр. 1995 г. 21 янв. 2004 г. на встрече с Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Петром VII Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул важность проведения В. С. и выразил пожелание его скорейшего созыва. Арх.: Архив ОВЦС МП. Переводы мат-лов предварит. Совещаний: Протоколы Подгот. комиссии Св. Правосл. Церквей, собравшейся в Свящ. Великой Ватопедской обители на Св. Горе 8-23 июня 1930 г.: Пер. с греч. К-поль, 1930. (Маш.); Проекты результативных документов Комиссии при Свящ. Синоде РПЦ по разработке каталога тем Всеправосл. Предсобора. М., 1968. (Маш.); На путях к Великому Собору: Докл. Межправосл. подгот. комиссии на 6 тем 1-го этапа. Шамбези, 1971; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора 16-28 июля 1971 г. Шамбези, 1973; 1-е Всеправосл. предсоборное совещание. Шамбези, 21-28 нояб. 1976 г.: Протоколы-тексты. 1976 г.; Очерк Св. Болгарской Правосл. Церкви: «Православное монашество». Шамбези, 1982; 2-е Всеправосл. предсоборное совещание. Шамбези, 1985; Межправосл. подгот. комиссия 15-23 февр. 1986 г. Шамбези; 3-е Всеправосл. предсоборное совещание: Протоколы и тексты. Шамбези, 28 окт.- 6 нояб. 1986 г.; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора 10-17 нояб. 1990 г. Шамбези, 1991; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора, 7-13 нояб. 1993 г. Шамбези, 1994. Лит.: Всеправосл. совещание на о. Родосе: [Подборка мат-лов]//ЖМП. 1961. 11. С. 5-29; 3-е Всеправосл. совещание (Родос, 1-15 нояб. 1964 г.)//Там же. 1964. 12. С. 1-5; Заявление главы делегации РПЦ на Всеправосл. совещании в Женеве//Там же. 1968. 7. С. 7-8; Комиссия по подготовке Всеправосл. Собора продолжает свою работу//ИБ ОВЦС МП. 1999. 3. С. 29-30; Скобей Г. Н. Межправосл. сотрудничество в подготовке Св. и Великого Собора Восточной Правосл. Церкви//ЦиВр. 2002. 2 (19). С. 54-199. Г. Н. Скобей Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором

http://pravenc.ru/text/155530.html

Мы поддерживаем контакты – разной степени интенсивности – с каждой из 14-ти Поместных Православных Церквей. Регулярно проводятся совещания представителей Православных Церквей, на которых обсуждаются различные вопросы взаимодействия. Задачами такого взаимодействия являются сохранение единства Вселенского Православия, обсуждение в духе братской любви вопросов, связанных с организацией церковной жизни в диаспоре, определением границ пастырской ответственности Церквей, способом и порядком дарования автокефалии. Несколько дней назад я вернулся из Шамбези (Швейцария), где участвовал в заседании Межправославной подготовительной комиссии, обсуждавшей некоторые из вышеуказанных тем. Важным направлением внешней церковной деятельности является взаимодействие с Римско-Католической Церковью. В последние годы наши отношения заметно потеплели. Это касается как связей Московского Патриархата со Святым Престолом, так и отношений с католическими общинами отдельных стран. Яркий пример тому – наше взаимодействие с Католической Церковью Франции, которая, помимо прочего, поддержала создание под Парижем Русской духовной семинарии. Русская Православная Церковь принимает участие в работе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической, которая обсуждает один из самых сложных вопросов православно-католических отношений – роль римского епископа. Однако между нами есть и общее понимание актуальных вопросов общественного развития. Наши Церкви занимают одинаковые позиции по проблемам либеральной секуляризации и глобализма, социальной и экономической этики, семьи и демографии. По указанным темам у нас есть перспективы взаимодействия на площадках международных организаций. Мы поддерживаем связи и с протестантскими Церквами, однако, к сожалению, с рядом из них последнее время происходит охлаждение отношений. Это связано с тем, что в области богословия, экклезиологии и нравственного учения многие протестантские общины становятся на сторону секулярной идеологии. Некоторые деноминации узаконили благословение " однополых союзов " и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Наш долг мы видим в том, чтобы в духе христианской любви свидетельствовать протестантам о православной традиции, об апостольских правилах устройства церковной жизни.

http://religare.ru/2_83986.html

Мы поддерживаем контакты — разной степени интенсивности — с каждой из 14-ти Поместных Православных Церквей. Регулярно проводятся совещания представителей Православных Церквей, на которых обсуждаются различные вопросы взаимодействия. Задачами такого взаимодействия являются сохранение единства Вселенского Православия, обсуждение в духе братской любви вопросов, связанных с организацией церковной жизни в диаспоре, определением границ пастырской ответственности Церквей, способом и порядком дарования автокефалии. Несколько дней назад я вернулся из Шамбези (Швейцария), где участвовал в заседании Межправославной подготовительной комиссии, обсуждавшей некоторые из вышеуказанных тем. Важным направлением внешней церковной деятельности является взаимодействие с Римско-Католической Церковью. В последние годы наши отношения заметно потеплели. Это касается как связей Московского Патриархата со Святым Престолом, так и отношений с католическими общинами отдельных стран. Яркий пример тому — наше взаимодействие с Католической Церковью Франции, которая, помимо прочего, поддержала создание под Парижем Русской духовной семинарии. Русская Православная Церковь принимает участие в работе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической, которая обсуждает один из самых сложных вопросов православно-католических отношений — роль римского епископа. Однако между нами есть и общее понимание актуальных вопросов общественного развития. Наши Церкви занимают одинаковые позиции по проблемам либеральной секуляризации и глобализма, социальной и экономической этики, семьи и демографии. По указанным темам у нас есть перспективы взаимодействия на площадках международных организаций. Мы поддерживаем связи и с протестантскими Церквами, однако, к сожалению, с рядом из них последнее время происходит охлаждение отношений. Это связано с тем, что в области богословия, экклезиологии и нравственного учения многие протестантские общины становятся на сторону секулярной идеологии. Некоторые деноминации узаконили благословение «однополых союзов» и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Наш долг мы видим в том, чтобы в духе христианской любви свидетельствовать протестантам о православной традиции, об апостольских правилах устройства церковной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1420230.ht...

В тексте означенного соборного деяния особо подчеркнуто равенство Патриарха Московского по отношению к остальным Предстоятелям древних Церквей. Как видно из текста, Собор также предоставляет Патриарху Московскому пятое место в диптихах — после Иерусалимского Патриархата . Мнение митрополита Перистерийского о том, что пятое место Русской Церкви в диптихах — это «ошибка, которую нужно исправить», и его предложение поставить на ее место Кипрскую Церковь прямо противоречат церковному обычаю и общепризнанному соборному решению Православной Церкви и могут быть объяснены только острой нуждой в политических союзниках. Глубокое недоумение вызывают заявления Преосвященного Перистерийского о том, будто правом предоставления автокефалии обладают исключительно «старейшие» Поместные Церкви, притом каждая в отдельности. Порядок предоставления автокефалии не описан в канонических правилах Православной Церкви. В новейшее время он был согласован всеми общепризнанными Поместными Православными Церквами, в том числе Константинопольской и Элладской, на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в Шамбези в ноябре 1993 года и в декабре 2009 года. Этот порядок предусматривал сочетание прерогативы кириархальной Церкви, оценивающей экклезиологические, канонические и пастырские предпосылки предоставления автокефалии, всеправославного консенсуса и координирующей роли Вселенского Патриарха. Впоследствии Константинопольская Церковь публично отказалась от этого документа и заявила о своем исключительном праве предоставлять автокефалию в одностороннем порядке. Позиция же митрополита Перистерийского предлагает некую новую модель предоставления автокефалии, ранее неслыханную среди Поместных Церквей. Произвольными и необоснованными являются и утверждения Преосвященного Перистерийского о том, будто автокефалия была предоставлена Русской Церкви на ограниченных условиях её пребывания в пределах России и сохранения евхаристического общения с другими Церквами; будто Русская Церковь эти условия нарушила; и будто бы вследствие этого автокефалия может быть отменена Собором избранных Предстоятелей, которым приписывается некий особый статус и привилегии в Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5901293...

Внешняя деятельность Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь не ограничивается только своей внутренней жизнью и заботами, но осуществляет активную внешнюю деятельность. Эта обязанность возложена на синодальный отдел, в котором вы сейчас находитесь. Отдел внешних церковных связей был образован Священным Синодом Русской Православной Церкви 4 апреля 1946 года. Председатель Отдела по должности является постоянным членом Священного Синода – так сказать, церковного правительства. Одним из приоритетных направлений деятельности Отдела является сотрудничество и братское общение с Поместными Православными Церквами. Среди других важных сфер: взаимоотношения с инославными церквами и общинами, международными христианскими организациями, государственными, политическими и общественными институтами зарубежных стран, международными организациями, а также межрелигиозный диалог и работа с соотечественниками, проживающими вне пределов канонической территории Московского Патриархата. Мы поддерживаем контакты – разной степени интенсивности – с каждой из 14-ти Поместных Православных Церквей. Регулярно проводятся совещания представителей Православных Церквей, на которых обсуждаются различные вопросы взаимодействия. Задачами такого взаимодействия являются сохранение единства Вселенского Православия, обсуждение в духе братской любви вопросов, связанных с организацией церковной жизни в диаспоре, определением границ пастырской ответственности Церквей, способом и порядком дарования автокефалии. Несколько дней назад я вернулся из Шамбези (Швейцария), где участвовал в заседании Межправославной подготовительной комиссии, обсуждавшей некоторые из вышеуказанных тем. Важным направлением внешней церковной деятельности является взаимодействие с Римско-Католической Церковью. В последние годы наши отношения заметно потеплели. Это касается как связей Московского Патриархата со Святым Престолом, так и отношений с католическими общинами отдельных стран. Яркий пример тому – наше взаимодействие с Католической Церковью Франции, которая, помимо прочего, поддержала создание под Парижем Русской духовной семинарии.

http://religare.ru/2_83986_1_21.html

Вселенский Константинопольский Патриархат, согласно божественным и священным канонам (3-е правило Второго Вселенского Собора и 28-е правило Четвёртого Вселенского Собора) обладает «первенством чести» среди всех Патриарших Престолов Востока. После Великого раскола 1054 г. Вселенский Патриархат оказывается первым Престолом в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Христовой Церкви и обладает каноническим правом на почётное председательство среди Православных автокефальных Церквей. В более специальном смысле Вселенский Константинопольский Патриарх как «первый среди равных» (primus inter pares) имеет право председательства на Вселенском Соборе и, соответственно, обязанность координации Православных Церквей. Он также уполномочен предоставлять автокефалию или автономию той или иной церковной области на определённых, ясных и строгих условиях, установленных церковным Преданием и согласных с православной экклезиологией и каноническим порядком. И эти условия идентичны с теми, по которым было достигнуто согласие представителей всех Поместных Православных Церквей на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах, которая осуществляла подготовку к Святому и Великому Критскому Собору (2016 г.). К сожалению, текст этого совместного решения не был представлен на Святом и Великом Соборе в г. Колимбари (Крит). Некоторые утверждают, что это произошло из-за несогласия Русской Церкви. Но Священный Синод Русской Церкви своим официальным заявлением от 17 октября 2019 г. сообщает нам, что «в действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора… по настоянию Патриарха Варфоломея». Таким образом, первейшее, что должна сделать Церковь, которая желает автокефалии, – это выразить от лица всей своей христоименитой полноты (клира и народа) желание автокефалии и представить его в виде прошения на рассмотрение Вселенской Патриархии. В частности, что касается вопроса Украины, о котором мы говорим сейчас, следует отметить следующее. Принять к рассмотрению прошение об автокефалии Вселенский Патриарх мог бы только от одной церковной структуры в стране, и то если она соответствует каноническим требованиям. Как нам всем известно, единственной канонической церковной структурой Украины является возглавляемая митрополитом Онуфрием и признанная всеми Православными Церквами (а до недавнего времени и Вселенским Патриархатом) автономная Украинская Церковь, в которую входит 90 епископов, 12 500 приходов, 250 монастырей, 5 000 монашествующих и десятки миллионов верующих, представляющих подавляющее большинство православного украинского народа.

http://mospat.ru/ru/news/88052/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010