В 1930 г. митр. Евлогием (Георгиевским), управляющим русскими западноевропейскими приходами, А.Б. Блум был посвящен в стихарь. 10 сент. 1939 г. перед уходом на фронт Второй мировой войны тайно принес монашеские обеты. 16 апр. 1943 г. настоятелем Трехсвятительского подворья Русской Православной Церкви в Париже и своим духовником архим. Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. В качестве врача участвовал в движении французского Сопротивления, после войны продолжил медицинскую практику. 27 окт. 1948 г. митр. Серафимом (Лукьяновым), экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе, рукоположен во иеродиакона, 14 ноября этого же года – во иеромонаха с назначением духовным наставником содружества св. Албания и прп. Сергия, в связи с чем переехал в Лондон. С 1 сент. 1950 г. о. Антоний служил настоятелем храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия Радонежского в Лондоне. В 1953 г. возведен в сан игумена, с 1956 г. архимандрит. С 16 дек. 1956 г. настоятель храма в честь Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. 30 нояб. 1957 г. в Лондоне архиеп. Клишийским, экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе Николаем (Ерёминым) и еп. Апамейским, викарием экзарха Константинопольского Патриарха в Зап. Европе Иаковом был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха Московского Патриархата в Зап. Европе. 10 окт. 1962 г. возглавил образованную на территории Британских о-вов в составе Западноевропейского экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. В янв. 1963 г., после ухода на покои экзарха митр. Николая, владыка Антоний был назначен исполняющим обязанности экзарха Московского Патриархата в Зап. Европе. С 27 янв. 1966 г. митрополит Сурожский, экзарх Московского Патриархата в Зап. Европе. 5 апр. 1974 г. по собственному прошению освобожден от обязанностей экзарха, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя устроению епархиальной жизни и окормлению паствы. За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленных эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и широким кругом деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Московский Патриархат, не желая сближения Североамериканской митрополии с греками, согласился на переговоры. Митрополит Никодим (Ротов), ставший инициатором американской автокефалии, настаивал, что юридически и исторически Московский Патриархат имеет право даровать Американской Церкви независимость, так как именно Русская Церковь принесла в Америку православие и образовала свою епархию, которая включала представителей всех национальностей. В 1968 по 1970 г. проходили встречи представителей Московского Патриархата и Североамериканской митрополии. 10 апреля 1970 г. Священный Синод Русской Православной Церкви предоставил автокефалию Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке. У Североамериканской митрополии начался новый путь в качестве Поместной Церкви. Западноевропейский экзархат приходов русской традиции Западноевропейский экзархат приходов русской традиции после смерти митрополита Евлогия возглавлял митрополит Владимир (Тихоницкий), оставшийся в памяти потомков как человек святой жизни. Искренне переживая разделение с Русской Зарубежной Церковью, архипастырь предлагал ей создать единую структуру и готов был передать власть митрополиту Анастасию. Условием митрополит Владимир ставил переход РПЦЗ под покровительство Константинополя. Для Зарубежной Церкви это условие было неприемлемым. В этот период между богословами и канонистами РПЦЗ и Русского Западноевропейского экзархата развернулись споры относительно того, какой принцип, национальный или территориальный, допустим при организации Церквей или епархий. РПЦЗ стояла на национальном принципе, а Западноевропейский экзархат настаивал на территориальном, считая при этом, что Западная Европа относится к ведению Константинополя. Однако в доводах экзархата было противоречие – он сам был организован по национальному (русскому) принципу, в противном случае его приходы вошли бы в греческий экзархат Западной Европы. Митрополит Владимир отошел ко Господу 18 декабря 1959 г. В июне 1960 г. экзархат возглавил архиепископ Георгий (Тарасов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялось первое заседание Синода Патриаршего экзархата Западной Европы Париж, 4 декабря 2019 г.      4 декабря 2019 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, архиереи Западноевропейского экзархата — Патриарший экзарх митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, архиепископ Гаагский и Нидерландский Елисей, архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор, епископ Сурожский Матфей и епископ Богородский Амвросий в сослужении духовенства Корсунской епархии совершили Божественную литургию в Троицком кафедральном соборном храме на набережной Бранли в Париже. За Литургией, которая совершалась на церковнославянском и французском языках, пел архиерейский хор Троицкого собора под управлением М. Политовой. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. Затем митрополит Корсунский Антоний прочитал молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Проповедь по запричастном стихе произнес клирик собора священник Георгий Шешко. В завершение Литургии состоялось славление празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, после чего Патриарший экзарх обратился к участникам богослужения с приветственным словом. Митрополит Антоний поздравил собравшихся в храме с праздником и третьей годовщиной великого освящения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Троицкого собора в Париже, а также поблагодарил Преосвященных владык, духовенство епархии, прибывших с мест своего служения, за радость совместной молитвы. Затем архипастыри проследовали в здание епархиального управления, где под председательством митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония состоялось первое в истории заседание Синода Патриаршего экзархата Западной Европы, сообщает Патриархия.ru . В сессии Синода приняли участие все иерархи, несущие свое архипастырское служение в странах Западной Европы, входящих в сферу пастырской ответственности экзархата: архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, архиепископ Гаагский и Нидерландский Елисей, архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор и епископ Сурожский Матфей. К участию в заседании также был приглашен викарий экзарха епископ Богородский Амвросий. В ходе заседания архиереи обсудили широкий круг вопросов, связанных с формой организации и деятельностью Западноевропейского экзархата. Журналы Синода экзархата будут направлены на утверждение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Священному Синоду Русской Православной Церкви. По материалам сайта Корсунской епархии 4 декабря 2019 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/126117.html

435 См.: Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви: В 2 т. Т. 1. С. 488; Ляшевский С., прот. Русские Православные церкви заграницей: Исторический очерк. С. 15. HTSA. F. «Liashevkii». В. 2. F. 14. 436 Серафим (Лукьянов), митр. Письмо неизвестному лицу в Брюссель. 10.10.1945. Архив АС. Дело 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 439 Барабанов. Дела церковные во Франции. Машинопись. С. 4. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1. 440 Антоний (Синькевич), архим. Письмо игум. Никону 28.09.1945. Архив РДМ. Д. 225-н «Архимандрит Никон». 441 Сергий (Пфефферман), архим. Доклад митр. Анастасию 28.10.1945. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 443 См.: Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 8. 446 Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 207. 453 Серафим (Лукьянов), митр. Циркуляр настоятелям приходов 7.09.1945. С. 3. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 459 См.: Выписка из журнала 23 заседания Священного Синода от 7 сентября 1945 г. ЖМП. 1945. 9. С. 13. 460 Серафим (Лукьянов), митр. Письмо неизвестному лицу в Брюссель. 10.10.1945. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 467 См.: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1947. 4. С. 5. 469 Цит. по: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1947. 4. С. 7. 470 См.: Просветов Р. Епископальная Церковь в Америке и ее влияние на переговорный процесс между Североамериканской митрополией и Московским Патриархатом в 19451947 гг. Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 6566. 472 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 56. 473 Послание Собора Епископов Русской Православной Церкви заграницей о церковных разделениях. Церковная жизнь. 1959. 1112. С. 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— М.: Междунар. отношения, 1994. — 524 с., ил. 73.  Кульман Г.  Отчет о Русской Религиозно-Философской Академии в Берлине/Публ. Р. Берда//Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2000 г. — М.: Модест Колеров, 2000. — С. 198—205. 74.  Лебедев М.  Разруха в Русской Православной Церкви к Америке. — Белград, 1929. - 318 с. 75.  Макарий (Веретенников), архим.  Храм св. равноап. Марии Магдалины в Веймаре/Пер. с нем. М. А. Журинской//Альфа и Омега. — 2000. — 1 (23). — С. 109—127. 76.  Мануил (Лемешевский), митр.  Русские православные иерархи: период с 1893 по 1965 годы. — Куйбышев, 1966. 77.  Миронова Е. М.  Миссия и колония: К вопросу о роли рос. миссии в Белграде и формировании и жизни Русской беженской колонии в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев//Ежегодная Богословская конференция ПСБИ: Материалы, 1998 — С. 311—321. 78.  Митрофанов Г., прот.  Духовно-нравственное значение Белого движения//Белая Россия: Опыт историч. ретроспекции: Материалы междунар. науч. конф. в Севастополе. — СПб.; М.: Посев, 2002. — С. 8—17. 79.  Митрофанов Г., прот.  Идеология евразийства в контексте русской религиозно-философской традиции//Наука и вера: Материалы междунар. науч. конф. «Наука, идеология, религия», 30 марта — 2 апреля 2005 г. СПб, 2005. 80.  Никитин А. К.  Положение русской православной общины в Германии в период нацистского режима (1933—1945 гг.)//Ежегодная Богословская конференция ПСБИ: Материалы, 1998. — С. 321—329. 81. О летних колониях православных приходов Московского Экзархата//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. — 1950. — 4. - С. 33—34. 82.  Озолин Н., прот.  К семидесятилетию Русского Православного Богословского института прп. Сергия Радонежского в Париже//Ежегодная Богословская конференция ПСБИ: Материалы, 1992—1996. — С. 239—245. 83.  Пимен (Извеков), Патриарх Московский и всея Руси.  Послание… по случаю основания Трехсвятительского подворья в Париже//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. — 1980/1981. — 105/108.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Новости В РПЦ считают присоединение Западноевропейского экзархата восстановлением исторической справедливости 07.10.2019 09:55 Кафедральный собор экзархата православных русских церквей в Западной Европе – собор Александра Невского в Париже. Архивное фото: CC BY-SA 3.0 /Annesov Москва, 7 октября. Члены Священного Синода Московского Патриархата соберутся сегодня на заседание в Троице-Сергиевой лавре, чтобы решить вопрос о вхождении Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции в состав Русской Православной Церкви.  «Это событие по значимости сопоставимо с событием 2007 года», – подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в эфире передачи «Церковь и мир», указывая на воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Теперь, по словам главы ОВЦС, «еще одна часть русского зарубежья воссоединяется с Московским Патриархатом, и тем самым, по сути, завершается процесс воссоединения русской диаспоры с Матерью Церковью», сообщили «Благовест-инфо» в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Отвечая на вопрос ведущей передачи о том, не вызовет ли такой выбор раскола внутри Архиепископии, председатель ОВЦС заметил: «Что характерно для этой структуры, это ее монолитность и сплоченность вокруг правящего архиерея. Также характерно, что в большинстве приходов существует единодушие между клиром и прихожанами. Ведь никто насильно не тянул ни архиепископа Иоанна (Реннето), ни подведомственные ему приходы к нам – наоборот, они сами просят о вхождении в состав Русской Православной Церкви. И каждый приход принимал самостоятельное решение. Настоятель этого прихода, прихожане вместе обсуждали этот вопрос, и они принимали решение о том, что последуют за архиепископом. Соответственно, никакого раскола не будет, а просто будет восстановлена историческая справедливость». Как отметил митрополит Иларион, «Константинополь не один раз упразднял эту структуру». Он также напомнил, как в 1965 году Патриарх Константинопольский Афинагор предписал приходам Архиепископии войти в состав Русской Православной Церкви. «Но тогда не было для того, видимо, достаточно предпосылок, – продолжил митрополит Иларион. – Архиепископия некоторое время, если можно так выразиться, провисела в юрисдикционном вакууме, а потом снова оказалась в составе Константинопольского Патриархата. А сейчас большинство духовенства, мирян во главе с архиепископом приняли такое решение, и мы радуемся этому, потому что действительно речь идет, по сути, о завершении процесса, который длился около ста лет, ведь церковное разделение в русской эмиграции началось вскоре после революции».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Чем дальше, тем яснее становилось, что РПЦЗ не может доверять Константинопольскому Пат­риархату, находившемуся в зависимости и от светских властей. «Фанар, распространяя свою власть, — утверждает Кострюков, — фактически навязывал русской диаспоре подчинение коммунистическому режиму». К тому же братскому общению РПЦЗ с Константинополем не мог не препятствовать уже упоминавшийся выше модернизм: навязывание нового календаря и возоб­новившиеся в начале 1930-х годов попытки созвать Вселенский Собор. Действия Фанара внесли раскол в среду русской церковной эмиграции. Характерно, что в 1938 году представители Западноевропейского экзархата («евлогиане») не были приглашены на Второй Всезарубежный Собор. Ситуация, как показывает А.А. Кострюков, не облегчилась и в первые послевоенные годы, когда И. В. Сталин пытался использовать Московский Патриархат в своих внешнеполитических целях. Проблема состояла в том, что вопрос «Московский Патриархат или Константинополь?» для большинства «евлогиан» означал вопрос «за советский режим или против него?». А Московская Патриархия достаточно быстро стала восприниматься служанкой и союзницей безбожного государства. Несмотря на формальный переход в сентябре 1945 года приходов Западноевропейского экзархата под омофор Московского Патриарха, это решение в силу указанных причин (равно как и ряда других) оказалось нежизнеспособным. В течение последующих 18 лет Экзархат, оставаясь в составе Константинопольской Церкви, по словам А. Кострюкова, «наслаждался покоем». Ситуация изменилась в середине 1960-х годов в связи с тяжелым положением Фанара и усилением международной активности Московского Патриархата. Экзархат, от которого вынужден был отказаться Константинополь, отказался подчиняться Москве, объявив о своей независимости, — так появилась архиепископия Франции и Западной Европы и русских западноевропейских Церквей рассеяния. Самостоятельность продолжалась более пяти лет, и после того, как Фанар сумел укрепить свое положение (пошатнувшееся в период греко-турецкого конфликта из-за Кипра в 1965 году), бывший Экзархат вновь вошел в его юрисдикцию. Среди причин этого было и предоставление Московским Пат­риархатом автокефального статуса Православной Церкви в Америке в 1970 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5321500.ht...

 С 1 сентября 1950 г. отец Антоний – настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 года он был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 года возведён в сан архимандрита. 30 ноября 1957 года архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. епископ Антоний назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы. За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Епархия непрестанно растет.  Митрополит Антоний стал широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви. Его проповеди печатаются по магнитофонным записям. Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г . служил настоятелем храмов святого апостола Филиппа и Преподобного Сергия в Лондоне. Храм святого апостола Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г . был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г . — архимандрита. 30 ноября 1957 г . был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Еремин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г . назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г , по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г . награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г . возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы. За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются.

http://pravoslavie.ru/14170.html

Жизнь Западноевропейского экзархата Московской Патриархии складывалась не лучшим образом. Митрополит Серафим (Лукьянов) в июне 1946 г. писал Патриарху Алексию о полном развале подчиненной ему структуры. Отсудить у митрополита Владимира Александро-Невский собор не удалось, хотя вина за эту неудачу лежала на Советском государстве, не пожелавшем возбудить судебный процесс и выделить деньги на адвокатов. Серьезной проблемой было и материальное состояние экзархата, многие приходы которого были малочисленны и находились на грани нищеты. 747 Однако более серьезной проблемой для экзархата были внутренние распри и недовольство действиями митрополита Серафима. После отказа большинства «евлогиевских» приходов подчиняться Москве (1946) некоторые из них все же предпочли остаться в ее юрисдикции. Общее число приходов московского экзархата в Западной Европе выросло до 36. Ситуация, казалось бы, должна была улучшиться. Однако этого не произошло. Объясняется это тем, что под властью митрополита Серафима теперь было три группы общин: 1) бывшие приходы РПЦЗ 2) приходы митрополита Евлогия, оставшиеся в юрисдикции Патриарха Алексия после 1946 г. 3) приходы, до 1945 г. подчинявшиеся Москве. Последние две группы признали над собой власть митрополита Серафима неохотно, так как до 1945 г. они с ним активно враждовали. 748 Антипатия никуда не ушла, и нарекания в адрес митрополита со стороны этих групп были весьма ощутимы. Сам архиерей своими действиями создавал благоприятную почву для всевозможной критики. Контакты иерарха с римокатоликами и англиканами, от которых он старался получить материальные средства, приводили в конечном счете лишь к падению его авторитета. Начальник Братства святого Фотия Н.А. Полторацкий утверждал, что помощь, выделяемая ИМ КА на издание «Вестника», по большей части оседала в карманах самого митрополита. 749 Но главным препятствием, мешающим популярности во Франции Московской Патриархии, была проповедь ее клириков, сопряженная с апологией советского режима. В результате уход из экзархата одних приходов и расколы в других продолжались до конца 1940-х гг. По свидетельству жившего во Франции иконописца Л. А. Успенского , под угрозой развала находилась даже община кафедрального храма митрополита Серафима. 750

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010