Закрыть itemscope itemtype="" > Православный социализм как религиозная мечта и русская политическая идея XXI века 26.07.2015 1000 Время на чтение 12 минут Девиз Русской Народной Линии - «Православие. Самодержавие, Народность». Неплохо было бы дополнить её подзаголовком «За православный социализм!». Надо отдать должное Николаю Сомину - он добился того, что православный социализм стали обсуждать серьёзно. Поблагодарим и критиков этой идеи, которые уточнили её постановку. В самом деле, словосочетание «православный социализм» включает в себя, по меньшей мере, три смысла - собственно религиозный, мировоззренческий и социальный. Начнём с первого. Любая религия предполагает, наряду с Абсолютом - источником блага и бытия - набор практических уложений, регулирующих поведение человека/народа/цивилизации в земной жизни. Заповеди, предназначенные для общенародного исполнения, в традиционных (классических) цивилизациях являются религиозными основами общественного и национального существования. Таково, например, почитание предков в конфуцианстве, кастовое устройство общества в индуизме, идеальное государство Платона (на деле, правда, не удавшееся). Существует 613 заповедей Моисея, и по субботам, как известно, социальная жизнь в Израиле почти замирает. По-своему (вплоть до исламского банкинга) заповеди пророка осуществляет мусульманская умма. Тысячи богословов Востока день и ночь думают, как наилучшим образом жить народам в соответствии с богоданными законами. Не случайно святой равноапостольный князь Владимир спрашивал при «испытании вер»: какой у вас закон? Закон Бога (правило, норма) в дохристианских и нехристианских исповеданиях - это и есть их религиозный «социализм», то есть совокупность уложений, обязательных для каждого члена соответствующей общины и всей общины в целом (за отказ - смерть или изгнание). Всякая цивилизационная - развернутая по вертикали - деятельность человека, в конечном счете, религиозна, даже еда и питье, в чем сомневаются только «исторические материалисты».

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/27/...

Когда послушание спасительно? О ценности добродетели послушания. – Воля Божия открывается человеку в Священном Писании и Предании. – Чем христианское учение о послушании отличается от восточных практик повиновения гуру. – Послушание с рассуждением. – Каким должен быть духовный наставник. – О поисках духоносных старцев. – Если духовник кажется строгим. Сегодняшнюю беседу я хотел бы посвятить добродетели послушания. Какое великое значение имеет для нас эта добродетель, можно понять из слов преподобного Григория Синаита : он говорит, что одной только ступенью послушания мы сразу восходим на небо. Кроме того, многие из вас слышали распространенное выражение: «Послушание выше поста и молитвы». На основании этого выражения также можно сделать вывод о том, как высоко ценится в среде православных христиан добродетель послушания. Но что под ней подразумевается, в какой степени каждому из нас, монаху, мирянину или священнослужителю, нужно ее исполнять, когда слушаться можно и когда нельзя, кого слушаться надо, а кого нет – все эти вопросы часто приводят нас в недоумение. Апостол Павел, а вслед за ним и святые отцы, видят образец послушания, конечно же, в Самом Господе Иисусе Христе, Который был послушлив Небесному Богу Отцу даже до смерти. А образцом преслушания, если можно здесь употребить слово «образец», считают наших прародителей, Адама и Еву. С их преслушания, собственно, и началось падение человеческого рода: они преступили Божественную заповедь и таким образом ввели грех в род человеческий. Сами отпали от Божественной благодати и явились виновниками многих бедствий своих потомков. Из всего сказанного становится ясно, что такое послушание в самом широком смысле. Это следование Божественным заповедям, следование воле Божией. Но каким образом человек может знать волю Божию? Адам и Ева , пребывая еще в раю, знали ее непосредственно от Самого Бога. После грехопадения люди стали удаляться от Бога и постепенно оказались настолько чужды богообщения, что им понадобился письменный закон, который и был дан Богом через Моисея. Когда же человечество удалилось от Бога до такой степени, что этот закон уже ничего не мог сделать с человеческой греховностью, своеволием и непослушанием, тогда в мир был послан Сын Божий. Бог воспринял на себя человеческое естество и общался с людьми как человек: будучи Богом, открывал нам Свою Божественную волю при помощи обыкновенной человеческой речи. И поскольку нужно было донести это откровение до всех следующих поколений людей, то апостолы записали учение Спасителя и описали Его жизнь. Итак, нам, современным людям, воля Божия открыта в Священном Писании и Предании. Теперь никто не может сказать, что он не знает, как ему правильно жить и как спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Луи Дюшен (католик) Глава IV. Христианство апостольских времен  Исконная вера Израиля. – Закон Моисеев и вера в Иисуса Христа. – Влияние Библии. – Конец мира. – Личность Христа: Его божественность. Иисус Христос , Сын Божий, Спаситель. – Христианская жизнь: отречение от мира, объединение в местные братства. – Религиозные собрания на подобие синагог. – Евхаристия, дары Святого Духа. – Устройство нарождающихся церквей. Кто бы он ни был – чистый иудей или язычник, – всякий обращенный евангельской проповедью делался членом церкви чрез веру в Иисуса Христа. Он верил, что Иисус – Мессия, которого ожидал Израиль, что Он умер и воскрес согласно тому, как это было предсказано в священном писании Иудеев 28 . Его вера во Христа была как бы заключена в более обширном веровании, предметом которого было религиозное предание Израиля, какие бы ограничения или толкования ни вносил в него тот или иной проповедник. Самому горячему ученику апостола Павла, если только он оставался верен главной мысли своего учителя, не могло придти в голову представлять христианство, как совершенно новую религию. Закон Моисея можно было смягчить, но оставался Авраам, и с ним целый ряд фактов, лиц, верований, учреждений, которые устанавливали связь Евангелия с древнейшей историей, с происхождением мира и Богом, Творцом его. Это многовековое прошлое воплощалось в глазах новообращенного в набожном народе, полном жизненности в своем центре – Палестине – и в своих колониях, разбросанных по греческому миру. Кроме того, оно было заключено в священной литературе, последние произведения которой принадлежали уже современности. Если смотреть на Ветхий Завет , как на хранилище воспоминаний древнего Израиля, то он кончается Иосифом, который описал читателям своего времени, в сущности главным образом христианам, ту катастрофу, в которой погиб иудейский народ. В последующее время евреи скорее походят на отсталых и отколовшихся христиан; до него, наоборот, христиане были передовыми евреями. Каковы бы ни были однако эти временные отношения, несомненно, что христианство имеет корни в еврейских преданиях, что первые потрясения в его истории можно сравнить с переломом, который наступает при разлуке ребенка с матерью, что на историю иудеев оно само всегда смотрело, как на предисловие к своей собственной, как на свой подготовительный период, что священные книги Израиля священны и для него, и что даже было время, когда у него других и не было вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Н.И. Державин Вероучение Православной Церкви Заповеди блаженств В ветхозаветные времена Бог дал людям через Моисея десять заповедей 34 (см. Исх. 20, 2–17 ). Десять заповедей – это система строгих запретов, направленная на то, чтобы обуздать подчас самые грубые проявления человеческой натуры. В Новом Завете Христос дает людям новое учение, которое, не отрицая ветхозаветного Закона, возводит его на новую, более высокую ступень нравственного и духовного состояния (см. Мф. 5, 3–12 ). Заповеди блаженств – это не закон строгой правды, но закон Божественной любви и благодати. Святитель Иоанн Златоуст называет их «Золотой лестницей добродетелей», в которой каждая последующая заповедь является очередной ступенью в духовном возрастании, это путь в Царствие Божие, указанный Самим Христом: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Первая заповедь В наши дни особое недоумение вызывает первая заповедь. Действительно, мы привыкли положительно оценивать духовно богатого человека. А человек нищий духом с современной точки зрения – это убогий, забитый, и, уж конечно, совершенно никому не интересный субъект. Христианство несколько иначе понимает духовную нищету. Все наши духовные и телесные блага, наша жизнь – все это принадлежит Творцу. Мы владеем этим только как Божиим даром. И в этом смысле мы не имеем ничего своего, мы – нищие. Без небесной помощи невозможно ни духовное богатство, ни материальное благополучие. Богатство материальное не может заменить богатства духовного. Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Н.П. Розанов О, бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его, и неизследимы пути Его ( Рим. 11:33 )! Какое исключительное, по своей близости к Богу, положение занимал некогда еврейский народ! Господь возлюбил его еще прежде того, как он стал настоящим народом, и заранее предназначил ему для жительства роскошную землю Ханаанскую. Он постоянно оказывал этому народу чудесную помощь в затруднительных обстоятельствах его жизни. Моисей сравнивает в этом отношении Израиля с драгоценным растением, которое лелеял Великий Садовник, его насадивший, а Бога – с орлом, который, уча своих птенцов летать, зорко за ними смотрит и спасает их от падения с высоты, подставляя свои крылья ( Втор. 32:11 ). Бог даровал Израилю закон, помогавший ему упорядочить свою жизнь, и посылал пророков, которые этот закон разъясняли Израилю. Если, по временам, Бог карал Израиля разными наказаниями, то эти наказания были воспитательными средствами, которые должны были возвратить на путь истины отпадавший от закона Божия народ. Словом, Израиль был возлюбленным, избранным из всех народом Божиим, в котором одном только сохранялось истинное Боговедение и благосостояние которого было обезпечено особым заветом или договором, заключенным между ним и Богом. Но вот над избранным народом разразилась страшная катастрофа. Он отверг Христа Спасителя и вскоре затем потерял ту землю, которою владел в течении многих веков. Отказавшись войти, как народ, в Церковь Христову, Израиль пошел своею собственной дорогой, отверженный и как бы навсегда забытый Тем Богом, Который в прежние времена осыпал его Своими благодеяниями. Этот сын-первенец Иеговы, этот избранник Божий превратился в нацию презренную среди народов и стал в очах всех народом Богопротивным. Политическая жизнь его прекратилась, завет с Богом – расторгся – и несчастный народ бродит из одной страны в другую, ища себе приюта и часто не находя его. Господь, согласно с предсказанием Моисея, дал этому народу трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души, и, по слову того же пророка, Израиль, от трепета сердца своего и от того, что видят глаза его, утром говорит: «о, если бы пришел вечер!» а вечером: «о, если бы наступило утро!» ( Втор. 28:65, 67 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/budushh...

Поучение 6. О священном предании Слышали вы, что Божественное Откровение сохраняется в Церкви и распространяется между людьми двумя способами: посредством Священного Писания и священного предания. Сказав о священном Писании, ныне раскрою вам 1) понятие о священном предании, 2) его происхождение, 3) способ сохранения и 4) его важность и необходимость. 1) Понятие о нем Священное предание, также как и священное Писание, есть истинное слово Божие, которое первоначально принято и сохранялось в Церкви не посредством письмени, а посредством изустного слова и примера. Святые и Богодухновенные мужи, принимая откровения или внушения от Бога, передавали их изустным словом и своим примером истинно верующим и благочестивым людям; а сии другим, – пастыри пасомым, отцы детям, предки потомкам. 2) Происхождение его Священное предание было прежде священного Писания. Оно произошло так: Бог беседовал с Адамом еще в раю; открывал Свою волю и после падения прародителей, как им, так и благочестивым потомкам их, например до потопа: патриархам Еноху и Ною; после потопа: Аврааму, Исааку и Иакову; но в продолжение всего этого времени и после, до Моисея, учение веры, закон Божий и священные обряды сохранялись посредством устного предания и примера. Благочестивые патриархи свою веру и правила жизни передавали потомкам словом и примером своей жизни. Так в Ветхом Завете вера и благочестие долго сохранялись только посредством предания, без писания. Господь Иисус Христос проповедал Божественное учение, совершал чудеса, установил таинства, и оставил высочайший пример Своей святой жизни; но Сам ничего не предал письмени, апостолы Христовы, как учение, так и дела и установления Господа Спасителя сперва передавали только словом и примером, а не писанием. Так они, по вознесении Господа на небо, просвещенные Духом Святым, проповедали Евангелие сперва среди избранного народа в Иудее, потом и за пределами избранного народа, в разных странах вселенной. И после, только некоторые из апостолов, и преимущественно по требованию частных обстоятельств верующих, писали послания, например, для утверждения в вере, для разрешения недоумений и подобное; а большая часть апостолов не оставили писаний, хотя все они проповедали Евангелие и насаждали Церкви. В сих Церквах первоначально не было священных книг Нового Завета, но учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды были распространяемы и сохранялись посредством предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2021 30 мин., 23.11.2021  Библиография. «Фома» – ноябрь 2021 Содержание номера - " Фома " . Православный журнал для сомневающихся. - – 2021. FOMA.RU Обложка: Святейший Патриарх Кирилл на лесной тропе, возможно, на Валааме, с посохом и двумя крепкими свежими грибами в руках (фото Сергея Власова/пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси). Внизу надпись: ЖИТЬ ПО ЗАКОНУ ЛЮБВИ. К 75-ЛЕТИЮ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА (см. статью: Патриарх Кирилл: «Главный закон человеческого счастья — закон любви», С.6-13). Пролог : Виталий Каплан. «Это несложно — представить себе/Ночью родившийся снег...». Стихотворение//Фома. - – ноябрь 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: ноябрь //Фома. - – ноябрь 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В этот день Церковь вспоминает избрание на Патриарший престол святителя Тихона (Белавина). Его святительское служение пришлось на тяжелейшую эпоху истории русского государства и русской Церкви — первые годы после большевистской революции. Новая власть устроила беспрецедентные гонения на Церковь. Священников, монахов, активных прихожан арестовывали и убивали просто за то, что они — христиане, решившие жить по Евангелию. Сам Патриарх в это время месяцами находился под арестом, но и в таких условиях он смог противостоять обновленческому расколу и боролся за сохранение Церкви]. Ил.: Патриарх Тихон (Белавин). Колоризация Ольги Ширниной.- С.4; 11 ноября. 200 лет назад родился Федор Достоевский. [«Самые серьезные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества». Федор Достоевский ]. Ил.: Ф. М. Достоевский. Офорт Л. Е. Дмитриева-Кавказского, 1880. - С.4; 28 ноября. Начало Рождественского поста. [Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа, и заканчивается 6 января, в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой 40-дневный период поста, отсюда и его двойное название. По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. По мысли святителя Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти»]. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский   1. Это весьма близко относится к предложенному (Стефа­ном) предмету. " Сего Моисея " , говорит. Какого – " сего " ? Того, который подвергался опасности погибнуть, которого (евреи) презрели, которого они отвергли, сказав: " кто тебя поставил начальником и судьею над нами? " , подобно тому, как и о Христе говорили: " нет у нас царя, кроме кесаря " (Ин.19:15 ). Сего Бог начальником и избавителем послал через Ангела, который сказал ему: " Я Бог отца твоего, Бог Авраама " (Исх.3:6). Этим он показывает, что бывшие (при Моис ее) чудеса совершены были Христом. " Сей " , т.е. Моисей (посмотри, как Стефан изо­бражает славу его) " вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет. Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте " (Деян.7:36,37), т.е., Которого они также презрят и подвергнут гонениям. Ведь и Его (Христа) Ирод хотел убить, но Он спасся в Египте, подобно тому, как и тот в детстве подвергался гонениям. " Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам " (ст. 38). Опять (это происходило, когда) еще не было ни храма, ни жертвоприношения. " С Ангелом " , говорит, " принял живые слова, чтобы передать нам " . Этим он показывает, что (Моисей) не только творил знамения, но и дал закон, как и Христос. И как он сначала творить знамения, потом дает закон, так точно и Христос. Но (евреи), привыкшие никогда не покоряться, не послушали его и после знамений и чудес, бывших в те­чение сорока лет. И не только не послушали, но сделали про­тивное, на что указывая, Стефан и присовокупил: " которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту, сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1673...

Скачать epub pdf Апрель Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Осию [Ос.7:16–1 0:12]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под. ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1892. Т. 2. 4. С. 207–238 (1-я пагин.). (Продолжение) —207— ( Ос.7:16 ) Сие ругание их в земли Египетстей, ( Ос.8:1 ) в недре их. Яко земля 612 … яко орел в дому Господни; понеже преступиша завет мой, и на закон мой нечествоваша. Сии слова очень неясны: потому что, как я думаю, еврейский язык представляет большое затруднение для толкователей. Но мы, следуя порядку мыслей, скажем для их понимания, что придёт на ум. Итак, сие ругание, – говорит, – их на земли Египетстей; то есть, поскольку Меня, всегда спасающего, руководящего и делающего их неодолимыми для противников (ибо я укреплял их), они нечестиво опозорили, совершая служение демонам, возлагая упование на землю Египетскую и думая, что тамошней помощи достаточно им для благоденствия: то по сей самой причине предприятие их возвратится в недро их и за своё безрассудство они не получат добрых наград, но как бы в недро получат возмездие. Придёт, говорит, придёт опустошивший их тиран Ассирийский, имеющий неисчислимое множество воинов. Придёт к ним как бы вся земля, и страна, и отечество, так что можно подумать, что вся страна Персов и Мидян всецело переселилась и пришла в Самарию. Это и значит выражение: яко земля. Придёт же и яко орел в дом Господень, то есть, жестокий и страшный устремится и на самый храм Божий и сделает нападение на царство Иудейское и на Иерусалим, без труда расхищая всё и унося в свою землю. Первою же опустошена была страна Самарянская и в ней всецело Израиль. На последок же взят был —208— и славный город, о котором и пророк Иеремия плакал, говоря: како седе един град умноженный людми?... владяй странами бысть под данию? ( Плач.1:1 ) А что в городе был сожжён и храм, это не подлежит никакому сомнению. Это случится с ними, говорит, потому что они преступили божественный завет и нечествовали против изреченного Богом закона. Всецело пренебрегая изречениями премудрого Моисея, они старались проводить жизнь по своим похотям и каждый из них по своему усмотрению измышлял и образ Богослужения и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf «Сень имый закон письмени грядущих благ, а не самый образ вещей», сказал великий Павел ( Евр.10:1 ). Как живописцы, смотря на первообразы, сперва легко обозначают на доске виды изображаемых предметов, а после, составив по правилам искусства различные краски и покрывая ими первые очертания, живописуют уже предметы сходственно с образцами: так закон духа, взирая на блага, уготованные святым на небесах, как на некие живые образцы и нетленные предметы, вначале чрез Моисея и Ветхий Завет обозначил только тень сих благ, а потом чрез Христа и Новый Завет, употребив догматы благочестия и истины, как светлые и яркие краски, представил взорам яснейшее изображение оных небесных и невидимых благ. Притом, как первоначальное очертание предмета становится неприметным и как бы изчезает, когда изображаемое, посредством искусства и красок, принимает полную свою красоту; подобно сему исчезают и уничтожаются тени нетленных вещей, когда наконец открываются самые их образы, самые блага, сокрытые ныне на небесах. «Аще пророчествия, – говорит Апостол, – упразднятся, аще разум испразднится. От части бо разумеваем, и от части пророчествуем: егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится» ( 1Кор.13:8–10 ). «Древняя мимоидоша, се быша вся нова» ( 2Кор.5:17 ). Тени и прообразования кончились. По благодати Духа и Апостольскому Богомудрию возблистали действительные образы вещей. Итак, от законных теней перейдем к светлой истине, «задняя забывая, – как учит Божественный Павел, – в предняя же простираяся, к почести вышнего звания Божия» ( Флп.3:13–14 ), «да не бываем ктому младенцы, влающеся всяким ветром учения», дабы нам не говорить, не мыслить и не рассуждать по младенчески, подобно неразумным и младенчествующим иудеям, но чтобы, чрез духовное созерцание и исполнение закона Христова, «достигнуть в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» ( Еф.4:13–14 ). Ибо, единородное Слово Божие для того воплотилось, для того Бог Господь и явился нам Младенцем, чтобы младенческий и несовершенный ум наш сделать совершенным и мужественным. Превысший всех существ для того подвергся законным очищениям и всем предзнаменательным обрядам и постановлениям, для того претерпел и восьмидневное обрезание, чтобы, по уплате за нас законного долга, освободить нас от всякого законного рабства и вывести из младенческого образа жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Ikon...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010