ЦВ 3 (352) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г. Ветхозаветный закон и евангельская праведность в современной церковной литературе По словам ап. Иоанна, закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1,17). Иными словами, если для эпохи Ветхого Завета главным был закон, то для эпохи Нового Завета — благодать. Конечно, пришествие Спасителя не отменило ветхозаветный закон, но внесло в него евангельские коррективы: потеснен не сам закон, но его буква, его формализм. Ибо христианство — это не перечень заповедей, а жизнь во Христе. К сожалению, на практике мало кто из нас постоянно обладает внутренним чувством истины, не всем и не всегда она открывается с непосредственной ясностью, а потому вера не может обойтись без некоторого внешнего правила, накладываемого на волю. Тут-то и возникает перечень заповедей, обойтись без которого во многих случаях (например, при массовой катехизации) никак нельзя. И тем не менее образ Господа Иисуса Христа не сводится ни к каким заповедям. К тому же любые заповеди можно воспринимать только умом, не пропуская через сердце, а тогда один перечень стоит другого: что десять заповедей Божиих, что моральный кодекс строителей коммунизма — вопрос сводится лишь к замене одних императивов другими. Вообще говоря, тема соотношения ветхозаветного закона и евангельской праведности очень обширна и включает в себя многие разделы богословской науки. Например, она включает в себя экзегетику, поскольку буквализм толкования Священного Писания зачастую свидетельствует об иудаистическом нечувствии воплощения, как писал об этом прот. Георгий Флоровский в книге «Византийские Отцы V-VIII веков». Другой областью богословия, где чрезвычайно важно отличать христианский подход от законнического, является каноника. Здесь примером и образцом для нас служит богословское творчество Патриарха Сергия (Страгородского), который придерживался принципа, что в христианстве необходимо рассуждать. Рассуждение, писал он, является основным началом духовной жизни христианина, без которого прочие добродетели теряют свою цену и иногда становятся даже недостатками. В частности, утверждениям ригористов, что всякий впавший в грех после крещения человек должен быть отлучен, Святейший Владыка противопоставлял практику Церкви, которая, «помня образ Пастыря, оставляющего 99 овец для одной заблудшей, никогда не считает для себя трудом входить в рассуждение о каждом отдельном грешнике и, если найдет справедливым, — делать для него изъятие из общего правила».

http://e-vestnik.ru/church/vethozavetnyj...

Скачать epub pdf Беседа 24 11. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10,1–12; Мф 19,3–12). Продолжение. 1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. 2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? 3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? 4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. 5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. 6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. 9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же. 11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. Прошлую беседу мы закончили утверждением, что уже для древнего пророка Малахии развод – несмотря на то, что его допускает Закон Моисея – представлялся противоречащим воле Божией. О разводе велись нескончаемые дискуссии. Но... ведь невозможно спорить с тем фактом, что по букве Закона существует право на развод! Если бы Иисус Христос оспорил это, то сложилось бы впечатление, что Он «разрушает» Закон Моисея, объявляет его утратившим силу. В этом состояло искушение вопроса фарисеев: «Позволительно ли разводиться мужу с женою?» ( Мк.10.2 ). Возможно, они знали, что в этом вопросе Иисус настроен не менее решительно, чем пророк Малахия. И если бы Иисус публично высказался именно в таком духе, отвергая развод, то против Него можно было бы выдвинуть обвинение в беззаконии, в кощунственном отношении к святому Закону Моисея! Но не так-то просто было поймать Иисуса на слове! Для Него самым важным и определяющим вопросом было не: «Что позволил Моисей?», но: «Что заповедал Моисей?» ( Мк.10,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Вступление «И бысть по скончании Моисея раба Господня, рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову, глаголя: Моисей раб Мой скончася: ныне убо востав преиди Иордань ты, и вси, людие сии в землю, юже Аз даю им» ( Нав. 1, 1–2 ). Всепремудрый Павел научил нас, что Ветхий Завет был образом Нового. Ибо говорит: «сия вся образы прилучахуся онем: писана же быша в научение наше: в них же концы век достигоша» ( 1Кор. 10, 11 ). И в послании к Галатам сказал он так: «писано есть, яко Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободные. Но иже от рабы, по плоти родися, а иже от свободныя, по обетованию. Яже, суть иносказаема: сия бо еста два завета» и пр. ( Гал. 4, 22–24 ). Написал же сие Апостол, не историю отметая, но применяя образ к самой истине, Авраама к Богу, жен его к двум заветам, и сыновей к двум народам. Так и здесь под Моисеем разуметь должно закон, а под Иисусом соименного ему Спасителя. А что и закон называется Моисеем, доказали мы уже это, представив свидетельства Писания. Ибо сказано: «имут Моисея и пророки» ( Лук. 16, 29 ); и: «даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит» ( 2Кор. 3, 15 ). Посему, как по истории, когда скончался Моисей, Иисус ввел народ в обетованную землю; так по кончине закона явившийся нам Иисус отверз благочестивым людям небесное царствие. Ибо сказано: «кончина закона Христос в правду всякому верующему» ( Рим. 10, 4 ). Закон и пророцы до Иоанна прорекоша. «От дний же Иоанна ... царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» ( Матф. 11, 12 ). Вопрос 1. Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову (Нав. 1, 1) И Апостол, как слышим, говорит: глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, «во еже утвердити обетования отцев» ( Рим. 15, 8 ); и еще: «егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем» ( Гал. 4, 4–5 ). Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезания. Так и Иудеям сказал Он: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» ( Иоан. 5, 46 ). И Иудеи говорили Иисусу Навину: «по всем елика слушахом Моисеа, тебе послушаем» ( Нав. 1, 17 ). Вопрос 2. Почему Бог, обещав дать Евреям всякое место, по нему же пройдут стопою ног их, и пустыню, и Антиливан, даже до реки великой Евфрата (Нав. 1, 3–4), не исполнил сего обещания?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Второзаконие Наименование книги в еврейской и греческих библиях Пятая книга Моисеева надписывается в еврейской библии начальными своими словами – «Елле-гаддебарим – сии суть слова»; в греческой же библии называется, по содержанию своему, Второзаконием – Δευτερονμιον, ибо содержит в себе краткое повторение узаконений и событий, изложенных в книгах – Исход, Левит и Числ 980 . Время и место написания книги Второзакония В начале первой главы Второзакония прямо указывается время и место написания сей книги. Там говорится, что Моисей начал повторять и изъяснять закон Божий в земле Моавитской, по сю сторону Иордана, «на равнине против Суфа,... в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива.... в первый день одиннадцатого месяца в сороковом году по исшествии из Египта 981 . Повод и цель написания Так как под конец жизни Моисеевой никого почти не оставалось из тех, которые слышали закон Божий на Синае, и в землю обетованную имело вступить уже новое поколение, народившееся в пустыне: то Моисей, ревнуя о сохранении истинного богопочтения в народе израильском, перед смертию своею вознамерился повторить закон Божий, дабы великими обещаниями и угрозами от имени Божия как можно глубже напечатлеть в сердцах нового израильского поколения решимость ходить в путях закона Господня. Краткий обзор содержания В книге Второзакония примечаются пять главных частей. Первая содержит краткое повторение предыдущей истории странствования Евреев от горы Синая до реки Иордана, с целию – напомнить Израилю его жестоковыйность, несмотря на великие милости Господни, и тем расположить к покаянию и соблюдению законов Господних, хотя в настоящее время. (Часть воспоминательная. Гл. I–III). Во второй части идут самые увещания (в общей однако же форме) к соблюдению закона Божия, подкрепляемые некоторыми нарочитыми и особенно внушительными воспоминаниями (Увещевательная часть. Гл. IV–XI). С третьей части, которая и есть собственно Второзаконие, начинаются подробным повторения тех частных и отдельных законов Иеговы, к соблюдению которых Моисей и хотел расположить народ Израильский (Законодательная часть. Гл. XII–XXVI). В четвертой части описываются последние распоряжения Моисея для утверждения закона Божия в сердцах Израильтян (Распорядительная часть. Гл. XXVII – XXX). В пятой излагаются предсмертные завещания Моисеевы, и описывается смерть его (Завещательно-пророчественная часть. Гл. XXXI–XXXIV). Глава IV. Увещание Моисеем народа Израильского к верному исполнению закона Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Заговор банкиров и Владимир Путин Размышления о том, что нас ждет в будущем 16.02.2012 3496 Время на чтение 6 минут Не стоит верить в теорию заговора, нужно верить в реальность происходящего. «Теория» - категория предположительная. Реальность же - объективна. Более того, имеет некоторый статус Истины. Ох уж эти банкиры! Они еще со времен святого пророка Моисея заговоры и конфликты ввели в категорию реальности. Пророк спускается со Святого Синая со скрижалями заповедей Божиих, а соплеменники - предки банкиров, уже сговорившись встречают его золотыми рогами тельца, который бьет копытом и оспаривает эти самые заповеди. Древний сюжет и ныне не потерял своей актуальности. На фото В.В. Путин у причастной Чаши заповедей Христовых, венчающей таинство Евхаристии (с греческого - общее делание, а в народе - приобщение, причастие). «Я пришел не упразднить Закон, но исполнить», - говорил Спаситель своим последователям. «Исполнить» - соделать полным. Закон Христа исполняет Закон Моисея. Принимающий причастие исполняется Законом, становится сопричастником Небесных Сил, начертавших свою Волю на древних скрижалях. Поди, поспорь с этими силами, содержащими планеты в своих руках. Впервые глава государства, со времен святого Николая Второго, приобщается к священным дарам. Можно предположить, что это популистский шаг, учитывая тот факт, что службы, в недрах которых воспитывался Владимир Владимирович, горазды на всякого рода «разводы». Но таинство Евхаристии, в состав которого входит литургическое служение, никого не оставляет прежним. Человек неизбежно преображается, если подходит к Чаше с чистым сердцем и также неизбежно будет посрамлен, ежели в его действиях содержится лукавство. Этому есть множество примеров за всю двухтысячелетнюю историю этого таинства. Приобщаясь к делам Божиим, которые священнодействуют, как известно в тишине, Путин сказал о том, что России необходимо как минимум два десятилетия покоя, без бурь и потрясений. И тут же взвыла либеральная пресса голосом Леонида Радзиховского (в примерном изложении): «Как?! Премьер попросил двадцать лет спокойной жизни для страны! Знали мы уже одного премьера. Тоже хотел двадцать лет спокойной жизни...» Хамский намек на убийство Столыпина - русского премьер-министра киевским банкирчиком Мордткой Богровым. Вот зараза, не хотят спокойной жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/16/za...

Скачать epub pdf Февраль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 12: гл. 1 (Ин.21:6–25)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1911. Т. 1. 2.С. 289–304 (1-я пагин.) —289— даже противным Богу, это легко можно видеть из того, что Он отвергает кровавые жертвы и всякого рода земное и телесное приношение, ибо «зачем Мне, – говорит, – ладан из Савы приносите и киннамом (благовонный тростник) из земли далекой? Всесожжения ваши неприятны и жертвы ваши не усладили Меня» ( Иер.6:20 ). Говорим это не с целью бесчестить первую и древле данную заповедь и из желания обвинять закон, но, напротив, из желания указать слушателям на то, что Владыка всего Бог смотрит на одну только красоту евангельской жизни и потому уловленные к бесполезному служению в тенях и образах положены наравне как бы с еще не уловленными, пока воссияет время исправления ( Евр.9:10 ), так как Христос ясно говорил, когда стал человеком: «Я есмь истина» ( Ин.14:6 ). Но если к этому надо присоединить и другое нечто, то я не замедлю, ради пользы. Призванные чрез Моисея к научению законом, презрев и самый данный закон и как бы громко смеясь над святою заповедью, обратились к учениям заповедям человеческим ( Мф.15:9 ). И впали они в столь жестокое и бесчувственное настроение, что потеряло силу у них даже и слово святых пророков. Вот почему и взывали они (пророки): «Господи! кто поверил слуху нашему?» ( Ис.53:1 ; ср. Ин.12 и Рим.10:16 ). Также и Иеремия: «Горе мне, мать, что ты родила меня человеком судимым и прительным во всей земле, – ни я не одолжил (никого), ни одолжил меня никто, – сила моя оскудела от проклинающих меня» ( Иер.15:10 ). Как же поэтому не должно считать наравне с совсем неуловленными непослушный и разнузданный Израиль, —290— когда он попрал и самый, определенный чрез Моисея, закон? А что и самое множество язычников тогда еще было неуловленным и оставалось совершенно вне ограды Божественных учений, это не требует от нас никаких доказательств. Ведь у них была тьма на сердце и диавольская ночь, отгонявшая свет истинного Богопознания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часть первая. Начальная история ветхозаветного канона от пророка и законодателя Моисея до пророка Даниила План первой части с разделением на главы Факт собирания священной ветхозаветной письменности до времен царя Иосии, когда найдена была при храме книга Закона Моисеева, послужит исходным пунктом исследования (глава первая). Вторая глава даст разъяснение того, как понимать нахождение книги Закона. Разъяснение это будет сделано, между прочим, в связи с фактом влияния на пророка Иеремию Пятокнижия, причем рассмотрением этого влияния получим подтверждение тем выводам, которые сделаны в первой главе. Отношение к священным ветхозаветным книгам пророков Иеремии и Даниила, а также ответ на вопрос о храмовой библиотеке составит содержание третьей главы. Глава первая. Наличность собирательной деятельности по священной письменности до царя Иосии Краеугольным камнем в собрании священной ветхозаветной литературы является Пятокнижие и книга Иисуса Навина. Иудейское предание всегда считало их ведущими свое начало от тех священных лиц, имена которых эти книги носят. Даже исследователи рационалистического направления, как, например, Фюрст, признают неоспоримым фактом, что предание считает зерном собрания священных книг Пятокнижие и книгу Иисуса Навина в их настоящем виде 5 . С самого начала они пользовались великим уважением. Руководители народа должны были блюсти писанный закон Божий. И написал Моисей закон сей и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам (сынов) Израилевых ( Bmop. XXXI, 9 ). Священники заботятся о распространении закона, о проведении в жизнь его влияния, о снабжении царей списками закона: Когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего ( ) с книги, находящейся у священников левитов ( Bmop. XVII, 18 ). Чтобы оградить писанный Божий закон от святотатственных покушений на его чистоту и целость, законодатель, вверяя его священникам, повелевает положить свой автограф у внешней стороны ковчега завета пред лицем Самого Бога, невидимо восседающего на херувимах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 4 К оглавлению Тема сегодняшней лекции: «Происхождение Пятикнижия, или Торы. Литературно-критический анализ текста». Пятикнижие (по-еврейски Тора) представляет собой комплекс, состоящий из пяти ветхозаветных книг, объединенных общим сюжетом и замыслом. Это краеугольный камень Библии как Св. Писания. В Пятикнижии изложены основы ветхозаветной религии, и христианство также черпает здесь свои законоположительные и нравственные начала. Именно поэтому Христос Спаситель, обращаясь к ученикам, сказал, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить его. В Пятикнижие входят следующие книги (все книги в еврейской Библии имеют название по первым своим словам): Септуагинта Масаретский перевод Бытие (Генезис) В начале (Берешит) Исход (Эксодос) Вот имена (Елле-Шемот) Левит (Левитикон, Левитикус) И воззвал (Вайкра) Числа (Нумери) В пустыне [Бемидбар (Вай-Едаввер)] Второзаконие (Дефтерономион) Вот слова (Еллегаддебарим) Вам нужно знать эти названия на русском языке, но неплохо запомнить и еврейские названия. Уже за несколько веков до Рождества Христова сложилось мнение, согласно которому Пятикнижие целиком было написано одним Моисеем. Справедливость этого мнения не оспаривалась и христианами, и долгое время оно не подвергалось критическому анализу. Когда впервые было высказано мнение, что не один Моисей писал эти книги, оно было встречено во многих кругах с некоторой враждебностью: казалось, что посягать на авторство Моисея — все равно что посягать на авторитет самого Пятикнижия, самого закона. Однако религиозное значение этих книг ни в коей мере не может быть поколеблено тем предположением, что их писал не один автор. Профессор Карташев говорит так: «Ветхозаветная Церковь отбирала и канонизировала книги, т.е. признавала их богодухновенными иногда не без долгих споров и колебаний, по их внутренней ценности и поучительности, а не по славе авторских имен». Мы знаем, что многие древние писания носили авторство Моисея, Илии, Еноха, Соломона. Но в канон эти книги не вошли. Церковь приняла именно то, что было необходимо иметь как свидетельство Живого Бога, Его слова, обращенного к человеку устами определенного лица — скажем, Моисея.

http://sedmitza.ru/lib/text/432075/

Глава первая. Имя пророка Моисея Не просто так давались имена. В них заключался смысл. Особо это было характерно для древности. Глубокий смысл сокрыт и в имени великого пророка. И вырос младенец, и она (Иохавед, мать его) привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его ( Исх. 2:10 ). Имя пророку нарекла дочь фараона, которой он был вместо сына. Имел ли он уже имя, когда был отдан ей матерью. Получил ли он еврейское имя, или египетское? Библейский текст не дает вполне однозначных ответов на эти вопросы. Кстати, библейское свидетельство о Моисее весьма расширяется сказаниями из иудейского предания. Имя Моисея-пророка изъясняется как на основе еврейского языка, так и на основе египетского. На египетском оно имеет даже два значения. 1.1 Еврейская этимология имени пророка Моисея Так говорит Ягве: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля. Издали явился мне Ягве и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя. ( Иер. 31:2–3 ). В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас. ( 1Ин. 4:10 ). Так говорит Ягве: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля. Издали явился мне Ягве и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя. ( Иер. 31:2–3 ). Иисус Христос (Иешуа га-Машиах): Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. ( Мф. 22:37–40 ). Моисей (Моше): Слушай, Израиль: Ягве, Бог наш, Ягве един есть; и люби Ягве, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. ( Втор. 6:4–5 ). В пустыне неопаляемо возгорелся куст. Закрыв лицо руками, стоял пораженный пастух. То был Моисей (Моше). Он пас овец. Освещаемый пламенем, босым он приблизился к кусту. Явилась любовь Божия... Явилась любовь вечная. Не та, которой любит человек, а та, которой любит человека Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава седьмая. Образ третий: имеющий прийти Пророк Ветхозаветный пророк, (нави), – это человек, говорящий от имени Ягве Бога; он предупреждает об опасности во дни благополучия, утешает в лютую годину; он обличает сильных мира сего, а сам бывает презираем, он странник здесь. Иногда пророк сам хочет освободиться от своего пророческого бремени, тяжко оно ему. Пророк не подотчетен людям, он не ими поставляется и не ими упраздняется, но он страдает за народ. Пророк возвещает будущее, учит верить и жить, открывает тайны учения Торы. Но при всей значимости служения ветхозаветных пророков, это было только предслужение имевшего прийти Пророка. Сколько ни приходило пророков, народ Божий ожидал еще приход Того, особенного Пророка. Это чаяние основывалось на предвозвещении великого Моисея (Моше): Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Ягве, Бог твой, – Его слушайте ( Втор. 18:15 ). Предвозвещение Моисея само является пророчеством с двойным объектом. Во-первых, Бог предвозвещает через Моисея появление в Израиле целой плеяды нави – Самуила и пророков. Все они, как и Моисей, будут говорить богооткровенным словом. Во-вторых, Бог воздвигнет венчающего эту плеяду пророков Пророка Нового Завета, Который, как некогда Моисей, даст новый закон, новое служение, заключив, как Посредник, с народом Новый Завет. Всегда ли иудейское сознание четко осознавало, что грядущий Царь-Мессия, загадочный Первосвященник по чину Мелхиседека и ожидаемый Пророк, будет одним и тем же лицом? А может, было и много неясного, неосознаваемого во всех этих ожиданиях. Но понималось, что этот исключительный ожидаемый Пророк не просто будет пророчествовать, а совершит именно нечто совсем новое. И когда весть о Царстве Божием, пришедшем в силе, уже звучала на Обетованной Земле из уст Назарянина, народ иудейский ждал Пророка, чувствовал, – а не Этот ли Он и есть! Об этом многократно свидетельствует Евангелие. Священники и левиты спрашивали Иоанна Крестителя: Что же? Ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? ( Ин. 1:21 ). Характерно, что о том, Тот ли он Пророк, иудеи спросили Иоанна уже после того, как он сказал, что он не Христос. Тот Пророк и Христос запутывались в понятиях иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010