Смерть праведного иногда даже не называется смертью. Например, смерть Божьей Матери называется успением. Почему успением? Потому что это никак не похоже на смерть неожиданную, резкую, дерзкую. Это именно успение. И вот, когда мы прочитали, что «блаженны мертвые, умирающие в Господе» – это свидетельство о том, что смерть верующих принципиально отличается от смерти неверующих людей. Как апостол Павел говорил: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:21 ). Смерть будет для нас приобретением только в том случае, если жизнь для нас будет Христова. Что значат слова апостола Павла «для меня жизнь – Христос»? Это значит, в своей жизни он стремился исполнять только волю Сына Божия. И этот же апостол Павел в одном из своих Посланий произнес такие слова: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа» ( Кол.3:17 ). Вот как мы должны жить! Все, что мы ни делаем, делом или словом, мы должны делать во имя Иисуса Христа. То есть, мы должны задавать себе вопрос: а как бы Господь поступил в этой ситуации? Апостол Петр в своем первом Послании пишет о Сыне Божьем: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ). Вы удивляетесь, что Петр призывает нас подражать Сыну Божию? А разве вы не удивляетесь, что Сын Божий призывает нас подражать Отцу Небесному? В Нагорной проповеди Он говорит: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Вы видите, на какую высоту мы призываемся? Следовать за Христом, подражать Отцу Небесному. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», то есть нам необходимо стяжать совершенство Божественное, совершенство Божие. Поэтому, чтобы нам восхитить такую высоту, хотя бы приблизиться к ней, нам надо отказываться от греховного образа жизни. Конечно, у нас не получится своими силами справиться, но вот как раз сугубая благодать, которая дается только верующим, оправдывающая благодать и освящающая благодать – она будет менять нашу природу, делать нас другими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так вот, смерть приближается к Иисусу, и Господь оказывается пред ее лицом таким же беспомощным, как и каждый из нас. Хри­стос ведь идет умирать нашей смертью! Ему как Богу смерть совершенно чужда. Как Бога она совершенно Его не может коснуться, по­тому что Он — есть жизнь вечная. Именно по­этому смерть, которую Христос принимает, страдание, на которое Он идет, могут быть только добровольными, принятыми Им ради нашего с вами спасения. «Моление о чаше» (мозаика собора Святого Марка) Пожалуй, следует напомнить и о том, что человеческая смерть — результат грехопаде­ния, смерть — это порождение греха, неиз­бежная расплата за него. Человек стал смерт­ным исключительно потому, что отошел от Бога, только из-за того, что он согрешил. Адам в своем первозданном, безгрешном со­стоянии не умер бы вовек: ему милостью и лю­бовью Божией изначально было уготовано бессмертие. Однако Адам и Ева избрали иной путь — путь смертный. Христос, непорочно воплотившийся от Пресвятой Богородицы Девы Марии и Свя­того Духа, не имел на Себе греха. Мы гово­рим, что Он был новым, безгрешным Адамом, а значит, смерть не имела над Ним абсолют­но никакой власти и, следовательно, Он мог ее принять только по Собственной воле, при­неся Себя в жертву во искупление наших гре­хов. Господь, Который, конечно же, не может умереть, и все же, как человек, чувствующий приближение смерти, содрогается всем суще­ством. Он, отойдя немного, пал на землю и молил­ся, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и го­ворил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня, — и тут же добавил: — но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк. 14: 35-36). Эти слова каждый из нас повторяет, чи­тая молитву Господню: «Да будет воля твоя!», потому что воля Божия — это и есть вся наша жизнь. Потому что если Он послал Сына Сво­его Единородного для того, чтобы Тот умер за нас, то Его воля — это наша вечная жизнь, это — спасение, это — Его бесконечная лю­бовь. Поэтому слова: «Да будет воля Твоя!», по сути, означают: «Да пребудет всегда лю­бовь Твоя со мной! Да будет всегда Твоя сво­бода со мной! Да будет всегда со мной Твоя покрывающая меня десница!» Вот что на самом деле означают эти слова, потому что, если сопутствует нам воля Божия, можно вообще ни­чего в жизни не бояться, можно вообще ни о чем больше не просить и ни с какой иной молитвой к Господу не обращаться. Потому что, если с нами пребудет воля Божия, с нами пребудет и Сам Бог, а вместе с Ним — и все не­изреченные блага, от Него исходящие.

http://pravmir.ru/ne-ya-li-gospodi/

Человек бессмертен, но возможна духовная смерть – отвержение от Бога, попадание в ад – смерть вторая: – «... и смерть, и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим, и смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». 35 Эти слова так же подтверждают отсутствие реинкарнации – первая смерть, а вторая вечные страдания, но нет речи о третьей и т.д. смертях. Священное Писание возвещает о Втором Пришествии Иисуса Христа во славе и о Страшном Суде. Это знание дано нам для того, чтобы, зная свою судьбу в вечности, зная, что делать для получения вечного блаженства, люди могли осознанно строить свою жизнь. Именно отсюда у нас ясное представление об этапах нашего бытия. Важнейшее значение для каждого имеет то, что Иисус Христос Своей Крестной смертью искупил грехи всего человечества: «... приимите, ядите: сие есть Тело Мое. ... пейте из нея все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». 36 «...зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа»... 37 Искупление человечества Крестной Жертвой – основной момент для спасения каждого человека. 38 Нужно воспринимать Великую Тайну Искупления всего рода человеческого Крестной Жертвой Спасителя не как всепрощение, а как основу для получения спасения, которое доступно для каждого, но уже в виде возможности обрести его своим трудом и усилиями. Все наши грехи искуплены Иисусом Христом, но не как подарок для преступника, который продолжит свою безнравственную жизнь, а награда за жизнь по Евангелию. Это следует из понимания Священного Писания как единого целого Слова Божия обязательного для соблюдения всеми желающими спастись. Каждый индивидуально должен сделать так, чтобы искупление отнеслось бы лично к нему, а не осталось в виде неиспользованной возможности. О необходимости трудиться говорит Сам Иисус Христос: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

1 . Смерть не является пределом личных человеческих устремлений: существует и нечто «вечное», чему не суждено погибнуть. «Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение» (ст. 1:13), поэтому представители данной категории людей призываются к вере в скорбных обстоятельствах жизни: «Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша. Боящиеся Господа! надейтесь на благое, на радость вечную и милости» (ст.2:9). 2 . Смерть не является пределом также для нечестивых. Автор говорит о «гневе в день смерти» (ст. 18:24), а это значит, что в событии смерти нельзя спрятаться от наказания за грех . «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его» (ст. 11:26). Поэтому память о неизбежности смерти не есть то, что могло бы помочь избавиться от страха перед Богом, наоборот: «Припоминай о гневе в день смерти и о времени отмщения, когда Господь отвратит лице Свое» (ст. 18:24). 3 . Верующий делает смерть своей целью на пути исполнения заповедей, потому что знает, что именно в этом случае он получит помощь: «Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя» (ст. 4:32). Долгота жизни не важна (ст. 41:6–7), потому что доброе имя ценнее, чем благоденствие на земле (ст.41:16) 1140 . 4 . Умерший блаженнее глупца (ст. 22:9–11). Это утверждение прямо противоположно сентенции Екклесиаста, по которой «псу живому лучше, нежели мертвому льву» ( Екк 9:4 ). 5 . Смерть или жизнь – альтернатива, решение которой зависит от свободного выбора. «Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» ( Сир 15:17 ). 6 . Смерть называется в числе предметов, которые «созданы для отмщения» (ст. 39:36) и «для беззаконных» (ст. 40:9, ср.: 41:13). В последнем случае она ставится в один ряд со всемирным потопом, что характерно также для христианской традиции, где потоп становится прототипом смерти, а по экспликации также таинства крещения. Смертные вещи – сделанные из земли и воды, а также «подарок [т.е. взятка] и несправедливость», которые подлежат истреблению, – в этом своем качестве противопоставляются категории верности (ποτις) которая «будет стоять вовек» (ст. 40:12). Имеется в виду как верность человека Богу, так и верность Господа Своим обетованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

—351— рующий стремится ко Христу, который возлюбил его и предал Себя за него ( Гал.2:19–20 ). Это стремление человека исходит не из одной его духовной природы, но и из телесной. «Имея начаток духа.., мы в себе стенаем, ожидая усыновления искупления тела (σμα) нашего» ( Рим.8:28 ). Поэтому смерть потеряла всю свою силу для возрожденного человека. Для человека естественного она имела значение наказания за грех и была концом его разрушительного влияния на человеческую природу. И если человек искал избавления от тела смерти, то для того, чтобы освободиться от греха (7:24 и 6:7). Для верующего во Христа, который понес наказание за его грех и избавил от смерти, как непосредственного следствия греха, смерть является только освобождением от этой временной жизни и от греха и приближением ко Христу. Для верующего жизнь – Христос, а смерть с этой стороны приобретение ( Флп.1:21 ). Плоть даже и в смысле физическом есть препятствие к соединению со Христом. Недаром апостол противополагает жизнь во плоти жизни во Христе ( Гал.2:20 ; ср. Фил.1:21–24 ). Смерть избавляет человеческое существо от этого препятствия, смерть верующего есть смерть только плоти. Но мы видели, как тесная связь у апостола проходит между нравственной и физической жизнью верующего. Соединение со Христом, нравственное воскресение, есть основания воскресения для тела. «Если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом святым», живущим в вас» ( Рим.8:11 ср. Гал.6:8 ). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ). Христос родоначальник нового воскрешенного человечества. Это будет полное воскресение человеческой природы, коренное преобразование полученной от земли «персти» и «души живой», в духе и в духовное, прославленное и бессмертное тело. Здесь не будет ни возможности греха, ни необходимости смерти. Но здесь не будет больше и физической плоти. Как поступающие «по плоти» не наследуют царствия Божия ( Гал.5:21 ), так и физическая плоть, удалявшая человека от Христа и служившая греху не наследует этого царствия». «Плоть и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7. Для чего же Писание называет Христову смерть перстью ( Пс. 21, 16 ) и пеплом ( Чис. 19, 17 )? (О том, что Христос пострадал не призрачно, но действительно). – Для того, чтобы поистине явно было, что не призрачно, но в действительности претерпел Христос спасительные страдания, без изменения восприняв нашу плоть, Он действительно вкусил смерть подобно нам [ Рим. 6, 5 ]. Поэтому уверовавшие в Него, но не проповедающие о том, что Он действительно ради нас претерпел страдания, пребывают еще в грехах ( 1Кор. 15, 17 ). 8. По этой причине народу (израильскому) не предписано пользоваться пеплом иной телицы, если недостаточно будет первой, дабы явно было, «что Христос умер за нас» ( Рим. 5, 8 ) для спасения 44 мира. Умерший, говорит Апостол, Он «уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога» ( Рим. 6, 9–10 ), вводя плоть в вечную жизнь. Глава 13 1. Что же сказано далее: ибо надлежит рассмотреть и последующее? – И вот закон: если человек умрет в доме, то всякий, кто придет в тот дом, нечист будет, и все, что в нем ( Чис. 19, 14 ). Здесь говорится не об обыкновенной смерти, но о душевной: ведь и душа умирает – не временною смертью , но вечною, как и пророк говорит: «душа согрешающая – та умрет» ( Иез. 18, 4 ). 2. Это для нее истинная смерть, а именно (смерть) от грехов. Ибо красота души и одеяние и украшение – добрая жизнь по Писанию. «Мудрые жены, – сказано, – устроили дома» ( Притч. 14, 1 ). Потому и Господь, повелевая каждому из нас созидать дома добродетелями, уподобляет нас мудрому мужу ( Мф. 7, 24 ), созидающему свой дом на камнях, называя Камнем Себя, а домом крепость веры. 3. Если же человек умрет душевною смертью и ты войдешь в его дом ( Чис. 19, 14 ), то есть в (его) привычки и в дела, то ты сразу же осквернишь свою совесть и затемнишь рассудок. Однако, если ты покаешься, прежде чем зло успело растлить тебя в душе и в теле, (то) ты придешь и очистишься Святым Телом. 4. И всякий открытый сосуд и необвязанный нечист ( Чис. 19, 15 ). Так всякая душа, повязанная «повязанием» 45 любви ( Кол. 3, 14 ) и закрытая, не может принять ту нечистоту. А что открыто слабостью и что не имеет на себе знамения Христова ( 2Тим. 2, 19 ), то будет осквернено обманами лукавого. Так и Иеремия возвестил народу о том, что смерть входит в двери ( Иер. 9, 21 ) их, называя дверями чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

8. Аще же умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним. «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним». Прежде Апостол показывал, что мы в крещении умерли с Иисусом: как Иисус умер телом на кресте, так мы умерли греху чрез веру в Иисуса Христа и отречение от греха, и что, таким образом умерши греху, мы свободны от его владычества. А теперь святый Павел раскрывает благодатный плод этой свободы от греха. Если, говорит он, в крещении мы умерли греху, как Иисус Христос умер за наши грехи: то мы веруем, несомненно веруем, что мы живем и будем жить с Ним, или имеем и будем иметь в Нем благодатную жизнь, которая, если неизменно пребудем верны Господу Иисусу, постепенно более будет раскрываться и совершенствоваться в нас, доколе наконец «увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). 9. Ведяще, яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает; смерть Им ктому не обладает. «Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти». Это говорит Апостол в подтверждение сказанного: «веруем, что и жить будем с Ним, – зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает». Иначе можно раскрыть апостольские слова так: ибо знаем, что Христос однажды умер, но не по необходимости, или не по закону Своей природы, а добровольно, за грехи людей, чтобы спасти их от смерти, и потому, воскресши из мертвых, Он уже более не умирает, как вечный, имеющий жизнь в Самом Себе, и, как вечное Солнце, вечно светит, и разливает свет жизни и блаженства на всех живущих в Нем. «Смерть уже не имеет над Ним власти». Однажды за наши грехи добровольно предал Он себя во власть смерти, чтобы нас избавить от греха и смерти; и когда Он воскрес, смерть более не имеет никакой власти над Ним, Владыкою жизни и смерти. Чрез это Апостол показывает, что Иисус Христос умер совершенно добровольно, а не по необходимости Своей природы, умер только для того, чтобы умертвить нашу смерть и освободить нас от греха; и, как прежде не подлежал Он смерти, так и по воскресении Его из мертвых смерть уже не может коснуться Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

(V, B) Господь наш Иисус Христос , делая очевидной поистине достойную удивления любовь Бога и Отца, которую Тот показал на нас, приводил в качестве доказательства завершение домостроительства с плотью и страдание на Кресте, говоря следующее: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»( Ин.3, 16 ). Ведь Он поистине отдал ради нас собственного Сына, мы же искуплены, избавлены от смерти и греха. Ибо не по другой причине Слово стало плотию и обитало с нами ( Ин.1, 14 ) как только для того, чтобы, претерпев смерть плоти, вос-торжествовать над начальствами и властями ( Кол.2, 15 ), и лишить силы самого имеющего державу смерти( Евр.2, 14 ) сатану, и чтобы отнять тление, и вместе с ним удалить властвующий нами грех, и таким образом сделать наконец бездейственным то древнее проклятие, которое приняла на себя человеческая природа в Адаме, как в начатке нашего рода и в первом корне. Ведь Адам, преступив заповедь, оскорбил Творца и поэтому оказался под проклятием и в оковах смерти. Но над теми, которые всецело погибли, снова сжалился Владыка всех, ведь с небес сошёл Сын, отнимая обвинения, оправдывая по вере нечестивого, преобразуя, как Бог, человеческую природу в нетление и возводя её в первоначальное состояние. Ибо то, что во Христе, – это новое творение ( 2Кор.5, 17 ), поскольку и корень полагается новый. Он стал и вторым Адамом , и стал не как тот – виновник гнева и древнего отпадения для тех, которые произошли от него, но, напротив, ходатаем и дарителем близости к Богу через освящение, нетление и оправдание по вере. Это нам разъясняет премудрый Павел в предложенной речи: «Поэтому 43 как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что 44 все согрешили».Ведь через грех , как я сказал, проникла смерть в первозданного человека и в начало рода, а затем она последовательно распространилась на весь род. Но и изобретатель греха змей, получивши силу в Адаме, сделал человеческое помышление удобопроходимым для порочных нравов, ибо все уклонились, вкупе непотребны были( Рим.3, 12 = Пс.13, 3 ) 45 . Итак, удалившись от лица всесвятого Бога из-за того, что прилежно устремлён помысел человека ко злу от юности( Быт.8, 21 ) 46 , мы проводили жизнь самую безрассудную, и поглотила превозмогшая смерть( Ис.25, 8 ), как говорит пророк, расширилже и ад душу свою и раскрыл уста свои, чтобы уже не закрыть( Ис.5, 14 ) 47 . Ведь раз мы стали подражателями преступления в Адаме, поскольку (καθ’ о) все согрешили,то подверглись и равным с ним наказаниям. Однако под- небесная не осталась лишённой помощи, ибо изглажен грех, пал сатана и упразднена смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В смерти имеешь прекращение казней: ибо против терния века сего и попечений мира, и прихотей богатства, подавляющих слово Божие, смерть дана вместо лекарства как конец всех зол. Ибо не сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей, возвратишься в землю; это определение было бы осудительное, как и то: проклята земля, терние и волчцы произрастит она тебе; но сказал. " в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю. это доказывает, что смерть - это, скорее, окончание казней наших, которым прекращается течение этой жизни. Из этого довольно явно следует, что смерть не только не зло, но является добром. Люди желают ее как добра, как пишется: В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее. (Откр 9, 6.) Будут искать ее те, которые говорить будут горам: " падите на нас " , и холмам: " покройте нас " . (Лк 23, 30.) Будет искать ее также душа согрешающая. Ищет тот богатый, пребывающий в аду, который желает, чтобы язык его был остужен перстом Лазаря. Итак видим, что смерть эта есть приобретение, жизнь же — наказание. Почему и Павел говорит: Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. (Флп 1, 21.) Ибо что есть Христос, если не смерть тела и дух жизни? И для того умрем с Ним, да будем и пребывать с Ним. Да пожелаем всегда умирать: душа наша да научится ограждаться от похотей плотских и возвысит себя так, чтобы земные пристрастия не могли ее привлечь к себе, да примет образ смерти, да не будет подвержена казни смерти. Ибо закон плоти противится закону ума, как открыл нам апостол Павел, говоря: но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. (Рим 7, 23.)Все имеем в себе чувствительную войну, но не все избавляемся, и потому несчастный я человек, если не буду искать средства против того. Но какое средство? Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим 7, ст. 24) Благодать Божия об Иисусе Господе нашем. Имеем врача — да последуем врачеванию; врачевание наше есть благодать Христова, тело же смертное есть наше тело. И для того будем странствовать от тела, да не удалимся от Христа и, будучи в теле, да не последуем за телесными: да не оставляем также и прав природы, но только желаем больше даров благодати, как и апостол говорит: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/33/h...

И в свете этого ужаса и этой тоски, этих слез Христа как можно мириться со смертью, этим торжеством диавола в мире? Как можно забыть, что все мы живем на некоем вселенском кладбище, на нем строим свое «счастье». Это может быть раскрыто только Христом в даруемой Им полноте жизни. Ведь именно этот мир, а не какой-то «загробный», именно эта жизнь были дарованы человеку как таинство обращения с Богом, и в Боге должен был человек владычествовать над миром. Поэтому ужас смерти не в том, что она «конец». Разлучая человека с миром и с жизнью, она разлучает его с Богом. Разве мертвые прославят Бога? ( Пс. 87:11 ), – вопрошает псалмопевец. Вот этот ужас и раскрывает нам Иисус Христос. Но когда, созерцая этот ужас смерти, Сама Жизнь скорбит у могилы друга, тогда начинается победа над смертью. Начало этой победы – смерть Христова. Приняв нашу природу, Христос стал причастен смерти не только для того, чтобы соединиться с нами до конца. Будучи Главой нового человечества, Новым Адамом, Он всех нас заключил в Себе, умирая на Кресте. Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли ( 2Кор. 5:14 ). Однако необходимо, чтобы эта смерть стала действенной реальностью для каждого человека. В этом значение Крещения: оно как Таинство соединяет нас с распятым Христом – крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ( Рим. 6:3 ). Во Христе мы умираем для всего того, через что проявилась в мире власть смерти: умираем для греха, для ветхого человека, для плоти, для стихий мира ( Кол. 2:20 ). Для человека смерть со Христом является, следовательно, смертью смерти. Во грехе мы были мертвы, во Христе живы, ожившие из мертвых ( Рим. 6:13 ). В этой перспективе телесная смерть приобретает новый смысл для христианина. Она не просто неизбежная участь, которой покоряются; христианин и умирает для Господа, как он жил для Него ( Рим. 14:7 ). Надежда на бессмертие и на воскресение, идущая из глубины древности, обрела себе в тайне Христа твердое основание. Благодаря приобщению к смерти Христа мы не только живем теперь новой жизнью, но пребываем в уверенности, что Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в нас ( Рим. 8:11 ). В воскресении мы войдем в Царство Божие, где смерти не будет ( Откр. 21:4 ), вернее, для воскресших со Христом не будет второй смерти ( Откр. 20:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010