И вот, наконец, совершается крещение. Крещаемого трижды погружают в воду: «во имя Отца, – и Сына, – и Св. Духа». Погружение это Апостол Павел называет крещением в смерть Христову. Христос спас нас своей вольной смертью, она явила себя как победа над смертью и путем в жизнь вечную. И эта смерть – как победа над миром и смертью, как обновление самой нашей жизни дарована нам. Поэтому, будучи принятием смерти Христовой, крещение есть и «подобие воскресения». И жизнь, даруемая в крещальной купели, есть новая жизнь, уже причастная жизни воскресшего Господа: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни, ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, мы должны быть соединены подобием воскресения. ...Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним...» ( Рим.6:4–8 ) Мир отверг Христа, отказался увидеть в Нем свою жизнь. Но так как другой жизни, жизни вне Христа, у мира нет, то, отвергнув и распяв Христа, „Мир сей» осудил себя самого на смерть. И в какую бы секулярную эсхатологию ни верили люди, в какое бы осуществление своих мечтаний о грядущем «рае на земле» ни ожидали они от «прогресса» – ничто из этого не превозможет уже цитированных слов Л. Толстого «и после глупой жизни придет глупая смерть». Поэтому христианин – это тот, кто знает, что истинная реальность – во Христе, или лучше сказать, Христос. В своей, утверждаемой им самодовлеемости, ни мир, ни что-либо в нем не имеет смысла, ибо все в них обречено на таинственный и страшный обрыв смерти. Все кончится, все растворится в смерти, этой, по словам Достоевского, «черной бане с пауками». Только тогда, когда свободно, движением ответной любви на любовь Божию, мы отрекаемся от «самодовлеемости» своей жизни и жизни мира и соединяемся со Христом и в нем обретаем «путь, истину и жизнь», только тогда и мир и эта земная жизнь воскресает в своем смысле, я не побоюсь сказать – в своем счастье, ибо только тогда возвращается нам наша «власть» над миром. Он становится таинством Христова присутствия, прорастанием Царства и залогом жизни вечной. Ибо Христос, «воскреснув из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти» ( Рим.6:9 ). Поскольку своей смертью Христос попрал смерть, то и сама наша физическая смерть, на деле уже не причастна смерти, как отпадение от Бога: «для меня жизнь – Христос, – говорит Ап. Павел, – и смерть-приобретение» ( Флп.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

. В). Смерть Христова и сошествие во ад Смерть Христова была истинною столь же, сколько и Его человечество: Евр. 2, 14–15 («как дети причастны плоти и крови, так и Он также воспринял оныя, дабы смертью лишить имеющего силу смерти, т.е. диавола»). Эха человеческая смерть не могла, конечно, коснуться Божеского естества самого Начальника жизни, ибо Бог не может умереть. Однако Он может «смирить Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» ( Флп. 2, 8 ). Смерть Богочеловека поэтому должна быть понята в Божественной стороны как предельный акт кенозиса Божества, принятый вместе с вочеловечением. Бог мог истощить Себя, как бы депотенциализироваться в боговоплощении, Он мог смириться до усвоения Себе масштабов человеческой жизни в ее ограниченности, подвергаясь законам немощной жизни тела. Но кенозис в пределе своем, чтобы исчерпать все человеческое, должен вместить в себя и тот акт жизни, который состоит в смертном ее перерыве, конце, или, точнее, обмороке, «успении» (смерти, как положительного начала бытия, нет, ибо Бог ее не создал). Бог, умалившийся до тварной человеческой жизни, опустошает Себя даже до смерти, чрез нее входит в субботний покой ( Евр. 4, 3–4, 9–11 ). 390 Божественная смерть есть вольная, как акт «послушания» и кенозиса, как умирание в самоистощании или самоограничении. Она есть акт богочеловеческой жизни, которая вмещает в себя и тварную смерть. Она принадлежит к вочеловечению, поскольку жизнь человеческая смертна. Но смерть Господа не может быть рассматриваема как конец Его земного служения или Его развоплощение и как бы разчеловечение. Напротив, это есть самая глубинная точка Его вочеловечения. «Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям» ( Евр. 2, 16–17 ). Христос, который во всем, кроме греха, пребыл един с человечеством, соединился с ним и в смерти, чтобы победить ее: «смертию смерть поправ». Смерть Христова была поединком смерти с Жизнью, которая и победила ее, в Себя приняв ее жало. Но для этого Жизнь должна была испытать все бессилие тварной жизни, вкусив смерть. В этой смерти «совершишася» ( Ин. 19, 30 ) все дела земного первосвященнического служения, как в творении мира совершил ( Быт. 2, 1 ) Бог в шесть дней Свое Творение. И как почил Бог от творения, чтобы охранять сотворенный мир уже чрез промышление, так почил и Сын Человеческий, подобно зерну пшеничному, в сердце земли чтобы спасти мир победой над смертью. 391

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ср. ст. 5 и Кол.2:13 , Еф.5:14 говорится: «встань спящий и воскресни из мертвых». В то время, как «грех» приносит «духу» смерть, плоть чрез эту силу греха, живущего в ней, становится живой, приобретает характер саможизни. Но этот образ жизни является гибельным для самой плоти, – ее жизнь есть медленное умирание. Органические функции «плоти» передаются в руки греха, и влияние этой злой силы –разрушительное, – оно сказывается ближе всего в болезнях плоти. В 2Кор.12:7 Ап. Павел говорит о своей болезни, которая не оставляла его: «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы, я не превозносился». Ангел сатаны, который производит эту болезнь, есть часть этой силы греха во плоти. Может быть, это была та телесная болезнь, которая препятствовала Апостолу предпринять путешествие к Солунянам, о чем он пишет 1Сол.2:18 : «я Павел и раз и два хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана». В 1Кор.5:5 Апостол желает кровосмесника «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен». Ближе всего – здесь разуметь болезнь, которая должна была приключиться с грешником, чтобы препятствовать ему в его грехе и привести его к покаянию. Подобным образом нужно понимать и слова в 1Тим.1:20 : «таковы Иминей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать». Таким образом, в силу греха, живущего в человеке, смерть господствует в нашем плотском теле уже в течении нашей плотской жизни и когда-нибудь это тело вполне достанется в жертву смерти. Вследствие этого это «земное тело» называется «телом смерти» ( Рим.7:24 ). Закон, который ( Рим.7:23 ) живет в наших членах, в Рим.8:2 называется «законом греха и смерти». Если мы служим греху, то по словам Рим.6:16 мы – «рабы греха в смерть». Возмездием этого рабства является смерть Рим.6:28 «оброцы греха смерть» или, согласно Рим.6:21 : «конец их (дел греха) –смерть». Поэтому грех сравнивается с тем бичом погонщика, с которым смерть гонит свое стадо к гибели: «жало смерти – грех» ( 1Кор.15:56 ). Чрез грех смерть вошла в мир Рим.5:12 : «одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть», и все люди должны умирать только вследствие того, что они все согрешили: «смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Биологическая или физическая смерть — не полная смерть, точнее не основная сущность смерти. «В христианском понимании смерть есть прежде всего духовная реальность , к которой можно быть причастным и будучи живым, и от которого можно быть свободным, даже лежа в могиле. Смерть — это отделенность человека от жизни , т.е. от Бога, Который Сам есть Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию — ибо как человек не создал себя сам, так он не имеет власти и уничтожить себя, вернуться в то ничто , из которого он был вызван к существованию Богом, и в этом смысле он бессмертен, — в истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин 1:4). От этой истинной жизни человек волен отказаться и, таким образом, умереть, так что самое его «бессмертие» станет вечной смертью. То, что он эту жизнь отверг — это и есть первородный грех , первоначальная вселенская с.77]. Именно в таком контексте понятны слова Христа, обращённые к человеку, желающему похоронить своего отца, прежде чем идти за Ним: «...предоставь мёртвым хоронить своих мёртвых» (см. Мф 8:22, Лк 10:60). С этими словами перекликаются и слова отца из притчи о блудном сыне у евангелиста Луки (Лк 15:24): «Этот сын мой мёртв был и ожил...», а также с Ин 5:24-25: «...истинно, истинно говорю вам: слово Моё слушающий и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл из смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и теперь есть, когда мёртвые услышат голос Сына Божия, и услышавшие оживут».   «Именно духовная смерть делает физическую смерть человека истинной смертью, конечным плодом его наполненной смертью жизни, ужасом библейского «шеола», где само выживание, само «бессмертие» есть не что иное как «присутствие отсутствия», полная отделенность, полное одиночество, полная тьма». Эту духовную смерть Христос разрушил и уничтожил, Он спасает нас от нее. «Он не уничтожает и не разрушает физическую смерть, поскольку Он не уничтожает этот мир, частью которого она является и в котором выступает принципом жизни и даже роста.

http://bogoslov.ru/article/782964

ЖМП 4 апрель 2011 /  9 апреля 2012 г. 16:50 Дело нашего спасения Блаженнейший Митрополит Владимир: Спаситель наш настолько любвеобильный, что все, что делается во имя Его для бедных, беспризорных и страждущих больных, Он принимает как то, что делается непосредственно для Него Самого. Помня об этом, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчить страдания Господа посредством помощи Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ею в дни Страстной седмицы Смерть... Каким страхом овеяна она и какой таинственностью! Смерть уравнивала все возрасты и ранги, сильных мира сего и простых одинаково заключала в свои холодные объятия. Смерть страшна потому, и прежде всего потому, что она неизбежна. Надлежит всем человекам однажды умереть (Евр. 9, 27). В Страстную Пятницу мы прикасаемся к смерти нашего Спасителя. Понятна ли она нам? Нет. И это предвидело Божественное Откровение, когда устами Симеона Богоприимца в Иерусалимском храме о Христе говорила Божественная истина: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих» (Лк. 2, 34), а апостол Павел в свое время добавил, что как слово о Кресте, так и все дело Христово для иудеев — соблазн, а для еллинов — безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христос — Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 23-24). Смерть — злейший враг человека. Она — результат греха, нарушения человеком Божественной гармонии. Велика была вина человека и, следовательно, страшен результат вины — смерть. До пришествия в мир Христа Спасителя смерть была страшной, потому что за ней следовали вечный мрак и отчаяние. Победить это могла только сверхъестественная сила. И вот «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Христос стал Человеком, Своею смертью Он победил смерть. С тех пор, хотя на земле по-прежнему люди умирают, на смерть мы смотрим по-иному. После смерти Спасовой смерть стала для нас рождением, переходом в новую жизнь. Первое наше рождение — через утробу матери, второе рождение — через утробу смерти. В первом рождении мы получаем жизнь, во втором рождении мы тоже получаем жизнь. Первое рождение совершается в болезни, и второе рождение — в болезни. В первом рождении человек встречается с действительностью этого мира, со слезами, с криком беспомощности, и во втором рождении — те же слезы, нередко отчаянные вопли, старческая беспомощность. Но таков закон: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24).

http://e-vestnik.ru/church/delo_nashego_...

Претыкание четвертое Апостол говорит: Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе ( Рим. 6, 23 ). Здесь Апостол говорит, что вечная смерть бывает за злые дела. Возмездие за грех – смерть, а жизнь вечная, как он говорит, дается не за добрые дела, а как дар, дар вечной жизни. Если бы Апостол поддерживал этот Догмат, ему надо было бы сказать: возмездие за грех – смерть, возмездие же добрые дела – жизнь вечная. Но он не сказал этого, а сказал, что вечная жизнь – это дар, не предполагающий дел, так как дар дается, не взирая на дела. Исправление претыкающимся Апостол говорит истину: Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная ( Рим. 6, 23 ). И он говорит это еще и другими словами: воздаст каждому по де­лам его: тем которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную ( Рим. 2, 65–7 ). Те, кто сопротивляется истине и повинуются неправде, пребывают в гневе и ярости, и Бог осуждает нечестивых за их злые дела, тогда как пра­ведных увенчивает за добрые дела. Это равносильно высказыванию: «Нечестивые по­лучат в качестве возмездия смерть, а праведники – жизнь вечную». Однако Апостол не сказал, что возмездие за грех – смерть, а возмездие за добрые дела – вечная жизнь, а сказал, что вечная жизнь – это дар. Но почему? Чтобы никто не подумал, что мы сами по себе можем делать добрые дела, тогда как суть наша греховна. Вечная жизнь дается по благодати не как награда за добрые дела и заслуги как таковые, а за добрые дела и заслуги по Божией благодати, а не только наши собственные. Но об этом говорилось в первом претыкании. Противники НАСТАИВАЮТ: Если вечная жизнь – это награда, то не по благода­ти, а по долгу, так как Апостол говорит: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу ( Рим. 4, 4 ). Но кто дерзнет назвать вечную жизнь долгом, а не Божией благо­датью? ОТВЕЧАЕМ: В первом претыкании уже говорилось о том, что по здравом рас­суждении жизнь вечная может называться и наградой, и благодатью, и долгом, и даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И как царь какой-нибудь печется о всех подданных, но о правительственных лицах и приближеннейших – сам непосредственно, а о других – уже через них, так, некоторым образом, и Бог о всех людях говорит вообще: «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ), – это, впрочем, обще у них и с бессловесными, – а о близких: «У вас же и волосы на голове все сочтены» ( Мф. 10:30 ), показывая этим особенный Промысл об них. И многим Он дает только жизнь, по благости Своей, потому что сего только и просят; а Своим дает жизнь блаженную, притом вечно блаженную жизнь. И посему смерть вообще людям естественна, а смерть некоторых и зла; ибо «смерть грешников», как сказано, «зла» (и как же злая смерть предопределена?). Но смерть праведников – честная, потому что бывает во славе Божию, как говорит Писание: «Честна пред Господем смерть преподобных Его» ( Пс. 115:15 ). Сия-то смерть и предопределена, как, например, святому Петру сказано: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» ( Ин. 21:18 ). А сказал это Господь «давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» ( Ин. 21:19 ). Видишь, какая смерть предопределена? И святой Максим, объясняя предопределения Божии, говорит, что они суть святые и благие хотения, существующие прежде веков в Боге. И так, если предопределение есть благая воля Божия, а Он никоим образом не хочет смерти грешников: «Не хощу», – говорит он, – «смерти грешника, но еже обратитися… и живу быти ему» ( Иез. 18:23 ); то, значит, смерть грешника, даже и находящая просто по природе, не предопределена. А если кто припомнит человеколюбие Божие к некоторым грешникам и отсрочку смерти и укажет на год льготы для бесплодной смоковницы ( Лк. 13:8 ), то увидит, что и они (т. е. кающиеся грешники) тоже из части спасаемых и потому предопределенных. Таков был Павел, который, после того как попущено ему было жить, несмотря на гонения и яростное преследование им христиан, вместо гонителя стал проповедником Евангелия и сосдом избранным и учителем языков, и верховным в лике апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Проходя через смерть со Христом, они становятся победителями смерти и ада. Надо было Господу пройти через смерть, чтобы она сбросила все маски и показала свое подлинное жестокое лицо. И чтобы в этой безысходности, в этой полной человеческой гибели Он мог явить совершеннейший дар Самого Себя, Бога и Человека, — Отцу Небесному и людям. Только так Он мог заполнить всю смерть Своим присутствием и найти выход там, где абсолютно нет никакого выхода. И оттого что эта смерть была пережита Господом как смерть Его братьев, грешников, в удалении от Бога, но в Его самоотдающей любви, — она сама по себе уже слава рода человеческого. Эта всецелое Его предание Себя Богу и людям идет далее — до воскресения, до Его небесной вечной жизни. Какой бы ни была наша смерть, она непременно будет отмечена этой тайной следования за Христом Богом. Наше упование на вечную жизнь может осуществляться только в смерти, наше восхождение на небо может быть только переходом через ад. Кто душу свою погубит — кто идет там, где он губит ее или уже погубил, — спасет ее. Кто исполнит свое земное служение с памятью о дне Суда, может надеяться увидеть свою жизнь очищенную огнем. Невозможно заключить мир с яростью смерти. Чтобы быть живым, надо умереть. Надо каждодневным отвержением себя приобщаться страшной Крестной смерти Сына Божия, ставшего человеком. Так каждодневными малыми смертями святые Божии человеки восходили к Христовой любви. Вся наша надежда — в принятии этого совершенного дара Христа, в котором Он предлагает нам Себя через смерть. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее, — говорит Господь. — Никто не отнимает ее у Меня, но я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17-18). Эта власть отдать ее означает, что Господь включает в Свою смерть нашу смерть со всеми ее непереносимыми муками. Именно об этом свидетельствует и Апостол: «Если один умер за всех. То все умерли. А Христос умер за всех, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5, 14-15).

http://moral.ru/о-двух-прощаниях-христа/

Адам и Ева, а вместе с ними и весь человеческий род были сотворены для жизни вечной. Как говорится в Книге Премудрости Соломона: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия… но завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем.1:13–14 ). Да, человек лишился бессмертия, послушавшись завистливых и лукавых уговоров диавола в Эдемском саду. Возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ) – с великой горечью говорит Творец Адаму после грехопадения. Своим непослушанием, недоверием Богу, желанием обойтись вовсе без Него – человек отдалил себя от Бога, от истинной Жизни и единственного источника жизни вечной. А кто отдаляется от Жизни, тот неизбежно становится добычей смерти. И потому смерть на долгие тысячелетия воцарилась над человеческим родом – потомками падшего Адама: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ), – говорит об этом святой апостол Павел. Но этот трагический древний разрыв между небом и землей, между Богом и людьми был уврачеван Воплощением, Крестной смертью и Воскресением Богочеловека. Смерть хотела схватить в свои когти еще одного человека – Иисуса, сына Иосифа, а встретилась лицом к лицу с Самим Богом! И конечно, не выдержала – оказалась совершенно побеждена и уничтожена. «Что есть смерть? Для ответа на сие, по разуму слова Божия, всего лучше употребить вопрос: что есть жизнь? Ибо смерть есть только лишение жизни. Итак, приидите, познаем жизнь в ее источнике. В Нем была жизнь, сказует Богослов, и жизнь была свет человеков ( Ин.1:4 ). В Боге Слове жизнь, и сия жизнь есть свет человеков. Причастие жизни, сущей в Боге Слове, и света Его – есть истинная жизнь человека. Она есть деятельное состояние света, спокойствия, свободы, силы, чистоты, нетления. Следственно, разлучение с жизнью Бога Слова и отчуждение от света Его есть истинная смерть человека. Она есть состояние мрака, скорби, беспокойства, немощи, нечистоты, наконец, тления.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Иеремия также оплакивает свое рождение следующими словами: " Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! Никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня " . (Иер 15, 10.) А когда мужи святые убегают жизни, и хотя их жизнь нам полезна, однако они в рассуждении относительно себя за бесполезную ее почитают, то что должно делать нам, которые принести пользы другим не можем и жизнь которых день ото дня более обременяется грехами, равно как бы рост на деньги прибывает? Я каждый день умираю, (1 Кор 15, 31.) — говорит апостол. Это изречение апостольское лучше тех, которые размышление о смерти называли философией: ибо те одобряли старание и усилие, а этот самим делом практиковал опыт смерти. И те - для себя, Павел же, сам будучи совершенен, умирал не для своей, но для нашей слабости. Размышление же о смерти не что иное есть, как некое отделение от тела и души: ибо сама смерть не что другое значит, как разлучение души от тела; но это — по мнению общему. По Писанию же, смерть тройственная. Одна - когда умираем для греха и живем для Бога. Посему блаженна эта смерть, которая, будучи непричастна вине и предана Господу, отделяет нас от смертного и посвящает бессмертному. Другая смерть есть исход из этой жизни, ею умер праотец Авраам, праотец Давид и погребены с отцами своими:то есть, когда союз души с телом разрушается. Третья смерть, о которой сказано: предоставь мертвым погребать своих мертвецов. (Мф 8, 22.) Этой смертью не только тело, но и душа умирает. Душа согрешающая, та умрет. (Иез 18, 4.) Ибо умирает для Бога, не по слабости природы своей, но по вине. Но смерть эта есть не утрата жизни, но падение греха. Итак, одна смерть духовная, другая - естественная, третья — в наказание. Но естественная смерть не есть то же, что в наказание: ибо Господь дал смерть не вместо казни, но взамен средства и излечения. Согрешившему Адаму предписано иное вместо казни, а другое — вместо исцеления и спасения: вместо казни, когда сказано: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят. (Быт 3, 17-19.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/33/h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010