Поэтому слова «Молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире» в переводах тропаря святителю Николаю 1970 и 1995 годов несколько отличаются друг от друга. Тропарь святителю Николаю Японскому поется во время каждой всенощной и каждой литургии, и в изданных в разные годы богослужебных текстах Японской Православной Церкви приводятся разные переводы. Только перед началом лекции я понимаю, почему отцу Георгию, выступающему сейчас с рассказом об иконе «Святая Троица» перед преимущественно неправославными людьми, было важно понять, как наиболее правильно передать значение слов «Живоначальная Троица» на японском языке. Один перевод буквально значит – «Подающая, Источающая жизнь», а другой – «Имеющая, Содержащая в Себе жизнь». Какой глагол лучше всего передает взаимосвязь двух существительных церковнославянского языка – «живот» и «начало» – и не было бы точнее так и перевести – «источник живота», используя и в японском языке два существительных, подобно переводу на японский текста псалма в утрени: «яко у Тебе источник живота», – это сложная задача для православного богослова. Дополнительную трудность вызывает и то, что звучание одного и того же слова в Японии может быть записано разными иероглифами-омофонами с одним и тем же чтением, но с разным смысловым значением. Японский язык, как и любой другой, постоянно видоизменяется. Со временем некоторые слова, которые раньше были связаны преимущественно с одними иероглифами и наполнены одним смыслом, становятся ассоциированными с другими. Поэтому слово, которое 40 лет назад предполагалось записывать иероглифом «иметь», сейчас в сознании рядового японца ассоциируется с иероглифом «сохранять». И если не видеть перед собой текста тропаря, то со слуха нецерковные люди думают, что речь идет уже о «Хранилище жизни». На лекции священник Георгий не касался догматических тонкостей Православия, не останавливался подробно на учении о первородном грехе и смысле распятия. О христианстве в Японии даже сейчас известно достаточно мало: лишь несколько страничек в учебнике старшей школы по этике посвящены беглому упоминанию о европейских религиях. В университетах курсы по основам религиоведения совсем не обязательны даже для студентов гуманитарных специальностей, не говоря уже о «технарях». В школьных и вузовских учебниках по мировой истории о христианстве рассказывается, пожалуй, с той же степенью подробности, с какой в русских учебниках повествуется о синтоизме.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На среднике по малиновой камке вышит младенец Христос, лежащий на дискосе с фигурным стояном. Руки его согнуты в локтях и приподняты (одна благословляющая, другая – с раскрытой ладонью), ноги вытянуты. Над Христом – звездица с розеткой в перекрестье и Святой Дух в виде голубя в двух перекрещивающихся квадратах. По сторонам от дискоса – два ангела с рипидами в руках. Наверху в сегменте неба в сиянии изображен поясной Саваоф с простертыми благословляющими руками. Над дискосом пряденой золотной нитью вязью шита надпись: се агнецъ бжи вземли грехи миру. По всему фону золотной пряденой нитью вязью вышита вкладная надпись в семь строк: божиею милостию при блговрно(м) гдре цр и велико(м) кнзе//борисе едоровичевсе ру…самодержце и прие(г) блговрно(и) црице и велико(и)//книне марье и при и(х) блгоро(д)на(х) чаде(х) при блговрно(м) цпвче едоре//и при блговернои црвне ксе(н)е з(д)ла(л) си(и) суда(р) конюше(н) бо//ри(н) дмитре(и) ивановичъ годуновъ в до(м) живоначально(и) троице ипацко(г) мана//стыр по своеи дше и по своихъ родителехъ в вчных ради благъ лта, зрз=1599] го. Личное шито «атласным» швом крученым темно-песочным шелком со светло-коричневыми оттенениями. В чертах и по контурам – темнокоричневый шелк, губы – красные, белки – белые. Голубым шелком шиты «небо», квадрат за голубем и подкрылья ангелов, белым – часть «неба» и лапки у голубя. Нимб Младенца шит волоченым золотомс прикрепой (швом «в ягодку»). Все остальное – пряденой серебряной и золотной нитью разными швами («ягодка», «ягодка двойная», «ягодка в четыре клетки», «черенок», «городок», «клопчик», «перышки»), Стоян шит рельефно с двойной яркой голубой и красной прикрепами. Все изображение и детали, кроме Младенца, голубя и поддона дискоса, обнизаны жемчугом. На каймах голубой камки, обрамленных с двух сторон жемчужной обнизью с золотным жгутиком, жемчугом в одну нить с таким же жгутиком шит более пространный, чем обычно, текст евхаристического канона: дастъ свтымъ сви апостоломъ реклъ…приимлете и //дити се есть тло мое еже за вы и ло//миме во ставление греховъ. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На двух первых каймах буквы направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. В углах кайм – обнизанные по контурам жемчугом херувимы. Подкладка из голубой тафты.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Арханг. Д. 37. Требник. 1550-е гг. 4°. 260 л. Записи: л. 55–66 «Сию книгу поп Федор продал священнику Сергию Потребник и руку приложил, а денег взял четыре гривны, лета 7110 генваря в 22 день». Содержание: л. 90 об.–116а – чины исповеди; л. 91 об.–94 – поновление; л. 97–100 – поновление; л. 103–108 – поновление; л. 249 об.–253 об. – чин причащения больного; л. 251 об.–253 об. поновление священникам. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 41. Арханг. Д. 38. Требник. 1560-е гг. 2°. 464 л. Записи: л. 6–10 – «Продал сию книгу Потребник Софеискии дьякон Вавила Федоров сын и подписал своею рукою» (XVI в.); л. 462 – «Се яз, Федор Федоров сын, переплетщик, продал есми сию книгу Потребник старцу Сергею иконописцу, и какова притча ся станет и мне ся очищати, и руку приложил свою лета 7070 девятаго марта 20 день»; л. 6 об.–11 об. – «Вдовои поп Илья Юрьев сын отдал су книгу к Троице живоначальнеи Сииского монастыря Антоньевы пустыни игумену Питириму з братьею в дом, отдал поп Илья по своих родителех, подписал поп Илья своею рукою» (XVI в.); л. 1 – «Книга сия живоначальные Троица Антоньева монастыря Сииского» (XVI –XVII вв ). Содержа ни е: л. 65 об.– 84 чин исповеди; л. 70–71 – Наставление-вопросник; л. 71–74 – вопросник мужчинам (М-Арханг. 38); л. 74–76 – вопросник женщинам (Ж–Арханг. 38); л. 76–78 об. – поновление мирянам; л. 78 об.–81 поновление; л. 84–111 – чин исповеди; л. 86–87 об. – Наставление-вопросник; л. 87 об.–88 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 88–89 об. – поновление; л. 90–93 – поновление; л. 93–94 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 94 об.– 96 об. поновление; л. 96 об.–97 об. – поновление инокам; л. 97 об.–99 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 99–101 об. – поновление священникам; л. 107 – поучение о делах, избывающих грехи; л. 109 об.–111 – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 111–114 об. – чин причащения больного. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 42–44; Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. С. 96, 169; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 184, 306.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Итак, я исповедую веру во единого Бога Отца Вседержителя, Творца всего, Владыку и Господа; и в Сына Его единородного Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, предвечное Слово, безначально и неизреченно, способом непонятным для всякой духовной и чувственной твари, от Него рожденного; и в Духа истины живоначального и всесвятого - Троицу единосущную, преестественную, невидимую, непостижимую, нераздельную, неизменную, простую, неделимую и несложную, непрестанную, вечную, бестелесную, чуждую количества и качества, равночестную, равнославную и равнобожественную, недоступную осязанию и прикосновению, безвидную, бесконечно благую - свет всегда светлый, пресветлый и сверхсветный - всегда пребывающую равною и одинаковою, всевидящую и все-совершающую силу, всех разумных и духовных тварей духовно и неделимо излиянием божественного света озаряющую сообразно восприемлемости озаряемых, к бытию и благобытию сохраняющую, познаваемую не в одних именах только, но и в самих делах, единым Божеством и властью и царством славимую и поклоняемую от всякой видимой и невидимой твари. Из созерцаемых в Троице (ипостасей) Отец не имеет ни начала, ни причины Своего бытия, ибо ни от Кого не происходит и в самом Себе имеет бытие, Сын не безначален, ибо Он от Отца и началом Сына служит Отец, как Его (Сына) причина. Если же иметь в виду начало во времени, то Он (Сын) и безначален, ибо Он есть Творец времен и не подчинен времени. Рождением вечно и нераздельно воссияя от Отца, Он есть сияние славы и отображение Отчей Дух Святой от Отца имеет бытие не рождением, а исхождением, будучи вечно созерцаем со Отцом и Сыном. Он не безначален по исхождению от Отца, ибо и Его начало есть Отец в смысле причины; но и Он безначален по времени. Итак, один Бог Отец, из Которого все, и один Господа Иисус Христос, через Которого все, и один Дух Святой, в Котором все. Из трех совершенных - единое всесовершенное и пресовершенное Божество. Они отличаются друг от друга определенными и личными свойствами, ибо когда Каждого из Них, хотя и нераздельных по природе вследствие единства Своего существа, мы отдельно мыслим в нашем уме, то исповедуем Его Богом и веруем, что Он исполнен всех свойств Божества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/582/...

Отчего мы беспокоимся, терзаемся, не получивши ожидаемого или потерявши какое-либо сокровище? Оттого, что ожидаемое, равно как и потерянное сокровище, было кумиром нашего сердца, оттого, что сердце наше отступает от Господа, Источника живых вод, Который Один может наполнить и успокоить сердце наше. Прилепимся всем сердцем к Богу, и никакая земная потеря, никакое неисполнившееся ожидание какого-либо блага земного, например: денег, знака отличия и проч. - что внешне и тленно, - не огорчит нас. Приучимся жить внутри себя. Будем обращать мысли к горним благам, к мзде небесной, которая одна вожделенна, верна и делает истинно блаженным получившего ее. Запись 423 Восхищаемся мы обыкновенно хорошею, ясною, теплою погодою и любим говорить о ней; но в небесных селениях Ангелов и святых человеков светлость, благорастворение, прохлада несравненно лучшие: отчего же мы не любим говорить о тамошних обителях, о тамошней жизни, о тамошней светлости, о тамошнем блаженстве? Радостно, животворно, блистательно солнце, но свет лица Божия, которым наслаждаются Ангелы и души праведных, бесконечно радостнее, животворнее, блистательнее. О, сподоби, Господи, со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, и исправи я и вознеси их во веки [из песни " Тебе, Бога, хвалим " .]. Запись 424 Усердная, слезная молитва не только грехи очищает, но и телесные немощи и болезни исцеляет и все существо человека обновляет и, так сказать, перерождает (говорю с опыта). - О, какой дар неоцененный - молитва! Слава Тебе, Отче щедрот и Боже всякия утехи! Слава Тебе, Сыне Божий, единородный, исходатайствовавый нам бесконечное прощение грехов наших! Слава Тебе, Душе Всесвятый, ходатайствуяй о нас воздыхании неизглаголанными [Рим. 8, 26], дающий пламенную с воздыханиями и слезами молитву, согревающий хладную душу, дающий умиление и скорбь о грехах, очищающий, освящающий, умиротворяющий, укрепляющий и обновляющий нас! Слава Тебе, Троице Святая, Безначальная, Живоначальная, во веки благословляемая от всех созданий умных! Запись 425

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

Граф сам занимался устройством заведения. Он поручил смотрение за ним управляющему домовой канцелярией А.Ф. Малиновскому, известному историку, сыну духовника графа о. Феодора Малиновского, который служил в соседней Троицкой церкви на подворье Троице-Сергиевой лавры. Тот серьезно изучил сущность дела, ознакомился с выдающимися московскими больницами и написал графу докладную записку с главным выводом: «Всякое доброе дело теряет свою цену, как скоро за исполнение его берется хотя бы малая плата». Шереметев возложил на Малиновского все дела о Странноприимном доме, когда должен был уехать в Петербург, ибо новый император Павел I назначил его обер-гофмаршалом. В столице от сырого климата у Прасковьи так обострилась чахотка, что она стала терять голос и не могла больше выступать. Ради любимой граф закрыл свой театр, распустил труппу, по просьбе примы назначив актрисам приданое, и поторопился с венчанием. Он дал вольную Прасковье и ее родителям, а потом выправил документы о ее якобы дворянском происхождении: будто она потомок польского шляхтича Якуба Ковалевского, попавшего в плен к русским в конце XVII века. Предполагают, что Шереметев, так и не дождавшийся разрешения на неравный брак от двух государей, получил благословение митрополита Платона, который с большим уважением относился к нему за устройство Странноприимного дома. 6 ноября 1801 года граф тайно обвенчался с возлюбленной в скромной церквушке Симеона Столпника на Поварской – подальше от великосветских глаз и ушей. Свидетелем жениха был А.Ф. Малиновский, свидетельницей невесты – подруга Жемчуговой, другая шереметевская актриса Татьяна Шлыкова-Бирюзова. Затем молодые уехали в Петербург, где у графа был собственный дом на Фонтанке, но жить там им довелось чуть более двух лет. Даже смерть Прасковьи была овеяна театральной легендой. Якобы незадолго до кончины она решила вновь выйти на сцену и стала репетировать роли Офелии и Клеопатры – по сюжету обе героини умирают. И будто бы вечером она встретила на улице таинственную старуху, которая шепнула ей: «Сегодня ты получила две пьесы, в обеих играешь покойниц. А где две покойницы на сцене, быть третьей наяву». Еще ходили слухи, что Прасковью из зависти отравили дворовые графа. Злые языки распускали сплетни, что ее преждевременная смерть была «карой» за тайный брак и за ослушание воли государя.

http://pravoslavie.ru/4290.html

422.  Отчего мы беспокоимся, терзаемся, не получивши ожидаемого или потерявши какое-либо сокровище? Оттого, что ожидаемое, равно как и потерянное сокровище, было кумиром нашего сердца, оттого, что сердце наше отступает от Господа, Источника живых вод, Который Один может наполнить и успокоить сердце наше. Прилепимся всем сердцем к Богу, и никакая земная потеря, никакое неисполнившееся ожидание какого-либо блага земного, например: денег, знака отличия и проч. — что внешне и тленно, — не огорчит нас. Приучимся жить внутри себя. Будем обращать мысли к горним благам, к мзде небесной, которая одна вожделенна, верна и делает истинно блаженным получившего ее. 423.  Восхищаемся мы обыкновенно хорошею, ясною, теплою погодою и любим говорить о ней; но в небесных селениях Ангелов и святых человеков светлость, благорастворение, прохлада несравненно лучшие: отчего же мы не любим говорить о тамошних обителях, о тамошней жизни, о тамошней светлости, о тамошнем блаженстве? Радостно, животворно, блистательно солнце, но свет лица Божия, которым наслаждаются Ангелы и души праведных, бесконечно радостнее, животворнее, блистательнее. О, сподоби, Господи, со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, и исправи я и вознеси их во веки [из песни «Тебе, Бога, хвалим».]. 424.  Усердная, слезная молитва не только грехи очищает, но и телесные немощи и болезни исцеляет и все существо человека обновляет и, так сказать, перерождает (говорю с опыта). — О, какой дар неоцененный — молитва! Слава Тебе, Отче щедрот и Боже всякия утехи! Слава Тебе, Сыне Божий, единородный, исходатайствовавый нам бесконечное прощение грехов наших! Слава Тебе, Душе Всесвятый, ходатайствуяй о нас воздыхании неизглаголанными [Рим. 8, 26], дающий пламенную с воздыханиями и слезами молитву, согревающий хладную душу, дающий умиление и скорбь о грехах, очищающий, освящающий, умиротворяющий, укрепляющий и обновляющий нас! Слава Тебе, Троице Святая, Безначальная, Живоначальная, во веки благословляемая от всех созданий умных!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды). По возгласе: «Благословение Господне на вас...», певцы: «Аминь». Иерей, войдя в алтарь и приняв в руки Крест, трисвещник и кадило, при отверстых царских вратах поет с сослужащими: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...». По окончании пения царские врата закрываются, и начинается чтение шестопсалмия: «Слава в вышних Богу...», и прочее. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом). По 2-м стихословии – седален праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...» (см. на утрене среды 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – тот же седален. Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седальны святых по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «Троице Живоначальней...», и глас 5-й: «Да радуются днесь...»). «Слава» – седален святых по полиелее, глас 4-й: «Приидите, просветители...», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – святых. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых...». Стихира святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя...» (см. славник на «Господи, воззвах»), или стихира святых, глас тот же: «Излияся благодать...». Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), святых на 4 и Триоди (о слепом) на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-24/

Как же отнеслось к нему население России? Через год после введения 84 % опрошенных высказались за его сохранение, а принудительное воздержание переносили легко больше половины опрошенных. Безусловно, это были плоды не только «сухого закона», но и винной монополии. Рейтинг: 6.6 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Наталия 20 мая 2009, 19:26 Троице Живоначальная! Помяни во Царствие Твоем всех борцов за человечество против черного аспида и Сохрани святых Своих под кровом Твоим, Единосущный Господи!Владыко Иисусе Христе, прости меня,прости,прости меня за пьянство и блуд мой! ибо я раскаиваюсь! Господи! я горькими слезами плачу о душе моей!!! прости меня! Ангеле мой Святый, прости меня и не остави меня в раскаянии моем!!! ибо я ужасаюсь греху моему и лукавству за все дни жизни моей! Богородице Дево! родителей моих в пьянстве и блуде сгинувших отыщи, Благая, ибо они не ведали что творили! Помилуй нас, помилуй нас, Боже,хотя и нету прощения в совести падшему, прости, Милосердая, видения адовы мне видевши, не чаю уже обрадования, токмо молюся в слезах - Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Елена 19 мая 2009, 17:48 как нам рассказывали на лекциях, виноградное вино в древности было очень легкое, например, в Греции около 3-4 градусов и то его пили обычно разбавленным. Минералки-лимонада не было, а еду, тем более в жарком климате, требовалось чем-то запивать. Рачинский на этот факт и указывал: что в древнем Израиле были очень легкие виноградные вина, в отличие от России, и то накладывали обет воздержания. грешник Андрей 18 мая 2009, 18:57 Илья, как было в древнем Израиле, спрошу у батюшки, а на счет Византии, могу заявить точно, если человек пил вино, не разбавленное водой, это считалось признаком дурного тона, такие люди приравнивались к пьяницам... Илия 18 мая 2009, 16:28 Андрей, очень интересные данные. А может в Израиле имелось в виду не вино, а виноградный сок? scutarius 18 мая 2009, 00:23 Хорошо бы ввести винную монополию в наше вредя. Вот бы народ обрадовался.

http://pravoslavie.ru/30406.html

И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь святым, дважды. И Богородице Дево: единожды. Тропарь святым, глас 4: Яко апостолом единонравнии/и словенских стран учителие,/Кирилле и Мефодие Богомудрии,/Владыку всех молите,/вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии,/умирити мир/и спасти души наша. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь праздника дважды. Слава: святых. И ныне: праздника. По 1-м стихословии седален, глас 3: Троице Живоначальней, Юже немолчно славословят ангельския силы/и Юже велегласно во языцех проповедасте,/ныне во Свете неприступнем предстояще, молитеся прилежно, Кирилле и Мефодие,/долгов разрешение даровати и вечнаго осуждения избавити/любовию память вашу почитающия. Слава, и ныне, праздника. По 2-м стихословии седален, глас 5: Да радуются днесь роди словенстии,/священную память учителей Богомудрых светло празднующе:/теми бо начатся на сроднем нам языце словенстем литургия Божественная/и все церковное служение совершатися,/и тем неисчерпаемый кладязь воды, текущия в жизнь вечную, дадеся нам/от неяже пиюще, не престанем величати вас, Кирилле и Мефодие./Вы же, во славе святых веселящеся,/молитеся прилежно спастися душам нашим. Слава, и ныне праздника. Величание: Величаем вас,/святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле,/вся словенския страны ученьми своими просветившия/и ко Христу приведшия. Псалом избранный святительский. По полиелеи седален, глас 4: Приидите, просветители наша велегласно хвалами почтим:/тии бо языки словенския, гладом слова Божия погибавшия,/манною учения Богомудраго напитаста/и преложением Благовестия сына Громова на сродную им беседу,/яко лучею солнечною, просветиста,/от неяже и мы озарение приемше, благодарственно воззовем:/радуйтеся, Кирилле и Мефодие приснославнии. Слава, и ныне, праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются. Стих: Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней. Всякое дыхание: Евангелие общее святителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010