Несколько дальше Павел, хотя и уподобляет себя, как мы видели, тому, кто напитывает новообращенных верой, говорит также прямо о самом себе как о рождающем своих читателей. Вот его собственные слова: «Я пишу это не к тому, чтобы постыдить вас, но чтобы вразумить вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов; я родил вас во Христе Иисусе через благовестие» ( 1Кор.4:1415 ). А обращаясь к галатам в еще более драматичной форме, он говорит о себе также как о матери, рождающей Христа: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал.4:19 ). Христиане – это именно те, кто возродился во Христе Иисусе через благовестие; те, в ком запечатлен Сам Христос. В конечном счете, не один только Павел пребывает в муках рождения, но он служит образцом состояния, к которому все они призваны: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу в плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал.2:20 ). Умерев по плоти, Христос не только живет теперь в Павле, но и сам Павел больше уже не живет: он не отделяет себя от Христа. Обращаясь к галатам, Павел говорит о Боге, «открывшем во —128— мне Сына Своего» (1:16), и хвалит их за то, что они приняли его «как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (4:14). Возрожденные через благовестие во Христе Иисусе, христиане являются сами телом Христа. И это отнюдь не слишком вольное сравнение или метафора: апостол Павел дает это отождествление без каких-либо оговорок и ограничений: «И вы тело Христово, а порознь – члены», т.е. все те, кто «одним Духом крестился в одно тело» ( 1Кор.12:27, 13 ). Христиане призваны стать «единым телом» посредством жизни в подчинении у главы, Христа, позволив миру Его править у них в сердцах ( Кол.3:15 ). Поскольку они члены Его тела, вся их жизнь и бытие напрямую зависит от главы. Как «первенец из мертвых», в Котором «вся полнота Божества обитает телесно», Христос есть «глава тела Церкви» ( Кол.1:1819; 2:9 ). Только крепко держась главы, «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол.2:19 ). Но христиане зависят и друг от друга: «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» ( Рим.12:5 ). Благодать дается каждому для блага единого тела, чтобы всё делалось в любви ради его созидания ( 1Кор.1213 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Например, Он вывел народ Израиля из Египта «рукою крепкою и мышцею высокою» ( Втор.5:15 ), измучив Египет небесными знамениями, «сделал море сушею» (ср. Исх.14:21 ), давал им манну в пустыне (ср. Исх.16 ), с небес говорил Моисею (ср. Исх.19:3 и далее), дал закон, написанный на скрижалях каменных (ср. Исх.24:12 ). Разве это не великие дела Божьи? Но если сравнишь их с тем, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин.3:16 ) ради спасения мира, то найдешь, что все те дела – малые по сравнению с этим великим деянием, которое и мы должны знать и исповедовать. И должно нам «творить дела Божьи» (ср. Ин.6:28 ) не с небрежением, но со тщанием и добросовестно, чтобы и нам пребывать во днях Иисуса Христа и во днях старцев, Его святых апостолов, и общением с ними удостоиться получить небесное наследие через Самого Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия II. О том, что написано: «Умер Иисус, сын Навин, раб Господень» (Суд.2:8) 1 . И вновь нам прочитано о смерти Иисуса. И в том, что «сын Навин» «умер», нет ничего удивительного. Ибо он отдал природе то, что должно. Но поскольку мы поставили, что прочитанное о сыне Навина относится к Господу нашему Иисусу Христу, то должно нам рассмотреть, как сказанное соотносится с тем, что «умер Иисус». Рассуждая согласно авторитету Писания, я думаю, что в одних Иисус живет, а в других Он «умер». Иисус живет в Павле и в Петре и во всех тех, кто по праву может сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). И еще говорит: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Фил.1:21 ). Потому справедливо сказано, что в таковых живет Христос. А в ком же Иисус умер? Без сомнения, в тех, кто, например, многократно каются и снова грешат и о ком говорят, что они глумятся над смертью Иисуса, и о них Апостол в своем послании к евреям пишет: «Они снова распинают в себе Сына Божия и выставляют Его на позор 6 » ( Евр.6:6 ). Как видишь, сказано, что в грешниках Иисус не только умер, но распят ими и выставлен на позор.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   Христианин признан к дерзанию поверить, что мы можем быть введены в обладание Божественным Бытием. Оно не принадлежит нам, потому что мы тварь; мы не располагаем силами создать сие бытие; оно может быть дано нам как чистый дар любви Отчей.    О чем говорю я сейчас? Я пытаюсь найти некоторую параллель из нашей обыденной жизни, которая объяснила бы, что происходит с нами, когда Господь вселяется в нас... Человек рождается слепым, беспомощным младенцем. Его орудие борьбы за свое существование — плач, которым он выражает свое недовольство или страдание, каким бы путем сие ни пришло. Родители, и прежде всего мать, по любви к плоду чрева своего, спешат ему на помощь. В начале жизни младенец прилепляется к матери: руками охватывает ее шею; жмется к ее лицу, плечу, груди, ногам, когда он стоит на полу, и подобное. Постепенно научается он различать вещи, произносить некоторые слова, усваивает некоторые понятия, становится более сильным, способным стоять, ходить и бегать, наконец достигает своей зрелости — физической, моральной, умственной; сам может быть отцом или матерью; вступает в самостоятельную жизнь. Все, что испытал он в младенчестве, выпадает из его памяти; он знает, кто его отец и мать, но не имеет более ощущения своей зависимости от них; живет, как бы ни от кого не исшедший; свободный в своих движениях и решениях; видит себя как некую полноту, как целостную индивидуальность; словом — «я живу». Как это случилось, не знаю, но факт этот до конца убедителен для меня самого... Только разум мой знает, что та жизнь, которую имели мои родители, сообщена мне, потекла в моих жилах, стала моею, нашла свой путь.    Так у нас обстоит с Богом: «как Отец имеет жизнь в самом Себе: так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин.5:26) «...Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6:57—58). «Я живу и вы жить будете» (Ин.14:19). Когда сия Жизнь сообщается нам бытийно, то мы ощущаем ее как нашу собственную жизнь. Мы знаем из предшествующего опыта, что эта жизнь нам дана Богом; она не наша по существу своему; но данная в неотъемлемое достояние спасенным, она становится действительно «нашей жизнью». О ней можно говорить словами Апостола Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). Опять повторю: я знаю, что он живет во мне, но Его жизнь стала ядром, самым внутренним, всего моего существа, так что я могу говорить о ней, как о «моей» жизни: живет Господь, живу и я.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Такое указание имеется и в послании к Филимону: «узник Иисуса Христа». Писателем всех этих посланий является тот, кто сам о себе свидетельствует: «я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего себя за меня» ( Гал. 2:19–20 ). В основе же отношений к руководимым им ко спасению людям лежало, также по собственному свидетельству Апостола, такое настроение: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал. 4:19 ). И тò, чтò Апостол проповедовал устно и что излагал в своих писаниях, были не какие-либо его субъективные переживания, хотя бы и весьма ценные, но объективные факты истории спасения и учения Самого Господа, так что церкви Христовы в Иудее могли только засвидетельствовать, что «гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял» ( Гал. 1:23 ). И «почитаемые столпами» церкви Иаков, Петр и Иоанн не нашли никакого различия в основах проповеди Ап. Павла с их проповедью ( Гал. 2:6–9 , 1Кор. 15:8–11 ), так что как в устном апостольском слове, так и в послании христиане получали то научение апостольским преданиям, следование которым обеспечивало их вечное спасение и достижение славы Господа Иисуса Христа ( 2Сол. 2:12–15 ). Апостол сам выразительно указывает на такое значение и своих посланий наравне с устным наставлением, причём в своих посланиях иногда просто напоминал им то, что говорил им в устной проповеди ( 2Сол. 2:5 ). «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял и т.д. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали» ( 1Кор. 15:1–3. 11 . Ср. Евр. 4:1–2 ). Уже в апостольское время существовал «катихизис» (Ср. Лк. 1:4 ; Деян. 18:25 ; 1Кор 16:9 ), – совокупность важнейших истин содержание исторического – касательно событий преимущественно земной жизни Господа ( Деян. 18:25; 28:31 ; Кол. 4:8 ; Еф. 6:22 ; Флп. 2:19–20 ), истин догматических и литургических действий, сопровождавших таинства крещения ( Рим. 6:3 ; Евр. 6:2 ), возложение рук (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

Здесь тотчас же уязвляется сердце язвой любви животворной, оживляющей и восставляющей человека на делание заповедей Господних ради любви Его, и человек живет уже не для себя, а для Христа, или, лучше сказать, живет Самим Христом, имея Его в себе, как свою собственную душу. Не этой ли стрелой был устрелен и уязвлен сказавший: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 )? Когда кто-либо из истинных богословов взирает на Господа своего, распятого на Кресте, не помыслит ли о любви Его, столь великой, что, любя нас, Он положил за нас Свою душу? «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). А Он положил Свою душу не за друзей, а за рабов Своих, будучи Господом; Бог – за людей, Безгрешный – за грешных. Когда помыслит он об этом, не уязвится ли сердце его сладкой язвой любви? Не исполнится ли он сладости духовной в сердце своем? Не усладит ли всех своих полынных горестей, бед и печалей? Если случатся какие-либо гонения, озлобления, не скажет ли он в себе: если Господь столь возлюбил меня, грешного, недостойного и непотребного, что положил за меня Свою душу, не должен ли и я претерпеть то малое ради любви Его? Этой стрелой любви был устрелен и уязвлен святой апостол Павел, который говорит: «все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» ( Рим. 8:37 ), – то есть все это претерпел ради любви Господней (2). Святой крест – это прежде всего знамение христианской православной веры. У нечестивых, не верующих в Господа нашего Иисуса Христа, креста не увидишь. Крест там, где вера, и там вера, где крест. Одни православные христиане украшаются крестом, крестом ограждаются и о кресте хвалятся вместе с апостолом, который говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ) (2). Крест также является знамением любви и мученического страдальчества, принимаемого ради любви к любимому. Не крестом ли наяву показал Бог любовь Свою к человеческому роду? Евангелие говорит: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Действительно, как не принять слова Апостола о том, что Бог «воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:6 )? «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое. … Слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (2,9–10)? Но, с другой стороны, разве не сам же апостол Павел утверждал, что «человек оправдывается не делами Закона, а только верою в Иисуса Христа, … ибо делами Закона не оправдается никакая плоть» ( Гал.2:16 )? Попытаемся разобраться в этом видимом теоретическом противоречии. И первое, на что следует обратить внимание, – та духовная реальность, которая для апостола Павла не требует доказательства, ибо основана на его личном опыте. Реальность эта состоит в том, что вера в Искупителя и Спасителя Иисуса Христа открывает сердце человека для благодати Духа Святого, той благодати, которая преображает искаженную грехом человеческую природу – сердце, ум, совесть, поступки. Обретя Духа Христова, Апостол мог воскликнуть: «Уже не я живу, но живет во мне Христос!» ( Гал.2:20 ). В Духе Святом человек следует не голосу греха и непослушания воле Божией, но приносит «плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» ( Гал.5:22-23 ). Для людей веры не нужен Закон, который и выражает волю Божию, и принуждает исполнять ее. «На таковых нет Закона» ( Гал.5:23 ). То добро, которого требует Закон, творится людьми веры без принуждения, свободно, по велению преображенного сердца. Поэтому вера, по мысли апостола Павла, которая не проявляется в делах человека, есть абсурд. Это и не вера вовсе. Он сказал бы даже, что веру человека вообще можно видеть только в делах его. Но как обстоит дело с теми людьми, которые жили до Христа и сегодня живут, не зная о Христе, не просвещенные Его Благовестием спасения? Ведь таких людей до Христа существовало со времен Адама великое множество, да и ныне их едва ли не больше? Апостол Павел как человек, вскормленный библейской традицией, видел мир, не знавший и не знающий Иисуса Христа, разделённым на две группы людей: иудеев и эллинов.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Указав место пребывания Жениха, Невеста вновь говорит о своем к Нему отношении: Аз брату моему, и брат мой мне, пасый в кринех. Это теснейшее единение в любви души и Христа. О нем говорил и Сам Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ). Это достигается во святой евхаристии. О внутреннем духовном единении души со Христом пишет и бл. Феодорит: «Ибо с ним я соединилась, ему всю себя посвятила, так как и он всей меня предпочел вселенной, и к себе присовокупил, из старой сделав меня младою, из бедной богатою, из безобразной лепообразною, гнилыми с смрадными струпами страждущих исцелил, и наполнил сладостию благовония: для сего-то я и говорю: «Аз брату моему, и брат мой мне». Христианин принадлежит не себе. Он душой и телом Христов. Он говорит: Аз брату моему. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?... и вы не свои» ( 1Кор. 6:15.19 ). И брат мой мне. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). Св. Григорий Нисский влагает в уста св. апостола Павла слова: «Не живет во мне ни одна из человеческих и вещественных страстей, ни сластолюбие, ни скорбь, ни раздражительность, ни страх, ни робость, ни смятение, ни кичливость... ни другое что-либо оскверняющее душу какою-либо связию. Но во мне живет Тот один, в Ком нет ничего из перечисленнаго». Еще св. Григорий сравнивает душу и Христа, как зеркало, отражающее в себе образ лица. «Аз брату моему, и брат мой мне, утверждает о себе (душа. – Г.Ф.), что она сообразна стала Христу, восприняв собственную свою красоту, первобытное блаженство естества нашего, украсившись по образу и подобию первой истинной и единственной красоты». Христос, Добрый Пастырь, сошел в сад (вертоград) и пасет там между лилиями . Он – пасый в кринех, или, по переводу Симмаха, пасый крины. О том и другом значении см. 2:16. Поиск Невесты завершился. Она нашла Его в саду пасущего между лилиями. Он уже не уклоняется более от нее, не уходит. Он принадлежит ей, а она Ему. Он вновь с любовью взирает на нее, восхищается ею и восхваляет ее:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Невзирая на то, что с тех пор прошло столько времени, притча о виноградной лозе и ее ветвях не потеряла своей актуальности и сегодня. Живые ветви с зелеными листьями — это те из нас, которые не только веруют в Бога, но и живут по заповедям Господним. На них пребывает благодать Божия, и потому они способны на великие дела. Сухие ветви — это те, которые, может быть, имеют еще искру веры, еще не отпали от Церкви, мистического тела Христова, но они уже не в состоянии покрыть себя зеленью — добрыми делами. Первое соединение человека со Христом происходит во время Святого Крещения. С этого момента Христос поселяется в душе человека. Эту связь человек разрывает своими грехами. Если же связь со Христом укрепляется Святыми Таинствами и богоугодной жизнью, осуществляются слова апостола Павла: «уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Когда Христос живет в нас, тогда мы исполнены божественной благодати. Мы должны это осознавать и задавать себе вопрос — каков я, Его ученик? Не приношу ли стыда Его имени? Отвечаю ли я своей жизнью на Его любовь и призыв? Все это особенно важно сегодня, ибо если мы посмотрим на современную жизнь, то смело можем применить к ней слова мудреца: «все суета и томление духа» ( Екк.1:14 ) — за исключением одного: любить Бога и служить Ему. Откуда брать силы и энергию в трудном диалоге с современностью? Господь наш Иисус Христос заповедал нам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6,56 ). Ели мы будем достойно и с благоговением причащаться, то вместе с апостолом Павлом сможем сказать: «вся могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Фил.4:13 ). Тот же апостол говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1 Кор. 3,16 ). Все мы создаем одно великое общество Божие, соединенное одной верой, одной благодатью и одной целью. Мы составляем единое мистическое тело, главой которого является Христос. Все члены тела Церкви нужны и важны, но все они должны быть согласно собраны вокруг Христа. Христос незримо пребывает среди нас. Он несет помощь и утешение современному миру руками своих верных учеников, и только от нас зависит, будем ли мы принадлежать к их великому и славному сонму. Аминь. Апостольская деятельность

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

«Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19–20). Страшные слова. Я покончил с законом не потому, что исполнил всё, просто я этим больше не занимаюсь и знаю, что не смогу исполнить всего. В этом — смирение. И сразу же за тем: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Страшные слова. Они — триумф. Уже не я живу, потому что я что, глупый, что ли, чтобы жить таким, какой я есть? «Сораспялся» означает: как Он распят, поскольку в этот момент Он распинает мое непослушание и глупость, так же делаю и я. И я на кресте — кресте не-самооправдания. И так приходит благодать, и Он живет во мне. Я живу этой верой и Тем, Кто меня любит и оправдывает, когда я этого не заслуживаю. Тайна Церкви — это тайна Божией любви, это любовная история, love story. Тайна Церкви — это тайна Божией любви, это любовная история, love story Действительно, Евангелие невозможно объяснить иначе. Если спросишь Бога: — Боже, а почему Ты делаешь это? — Ему нечего тебе ответить. — Потому что Я люблю тебя. — А почему Ты меня любишь? — Я люблю тебя потому, что люблю. Потому что Он — Сама Любовь. Он предвечно выбирает Себя таким. Несомненно, Он — огромное «да» и по отношению к тебе, и в отношениях с тобой. Это «да» является наивысшим оправданием, которое прекращается, когда человек начинает себя оправдывать. Это наш огромный недуг, и с этого места начинается наше предвкушение ада. Скажу вам, что такое ад. Это может вам пригодиться. Адом является это абсолютное самооправдание. Такое колоссальное, что никого другого ты оправдать не можешь, кроме себя. В Патерике рассказывается, что один милосердный монах святой жизни направился из своей пустынной келлии в скит на храмовый праздник. А диавол решил его искусить, обернулся монахом, сел на камень при дороге и принялся плакать и рыдать. Святой, проходя тем путем, увидел другого «монаха», как он плачет и рыдает. И спросил его: — Брат, почему ты плачешь? — Потому что я совершил большой грех, и Бог меня не простит!

http://pravoslavie.ru/132165.html

Как можно участвовать в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры? Ответ у апостола Павла ( Гал.2:19–20 ): «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». 1) О возможности участия посредством таинств «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» ( Рим.6:3 ). «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб и пьете чашу сею (идет речь о Евхаристии), смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 ). 2) О возможности соединения со Христом посредством распятия плоти «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 ). Кроме того в Катихизисе еще дается смысл понятия, что значит «распять плоть со страстьми и похоть-ми». «Распять плоть свою со страстями и похотями... можно воздержанием от страстей и похотей и действиями, им противными. Например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся сему желанию и, вспоминая как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за своего, то сим образом мы распинаем страсть гнева». Такие примеры можно умножить до бесконечности. Пятый член Символа веры «Верую...во единого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, ...воскресшего в третий день по писанием...» Пятый, шестой, седьмой члены говорят о царском служении Господа нашего Иисуса Христа, начавшего с сошествия во ад и с победы над смертью. Но и раньше во время земной жизни Господа царское служение проявлялось в виде чудес, а здесь происходит новый этап, о котором поговорим. Значение воскресения Христова для нашего спасения «Ныне же Христос воста из мертвых, начаток умершим бысть» ( 1Кор.15:20 ), т. е. Христос воскрес из мертвых – первенец из умерших. Чтобы понять значение этого для нашего спасения, надо начать с цели развития человеческого рода и природы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010