Догмат о Святейшей Литургии, или о Бескровной Жертве Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому Видя некогда запустение святого града Иерусалима, отроки Иудейские из Вавило­на сильно скорбели и с сокрушенной душой и смиренным духом возглашали: нет у нас в настоящее время (...) ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе ( Дан. 3, 38 ). Наши противники пытаются устроить подобную же мерзость запустения в Сионе, Святом Граде Бога живого, Церкви Христовой, когда хотят отнять у нее Литургию, прино­шение и Бескровную Жертву, которая ежедневно приносится Богу Отцу на жертвенниках. Они говорят: «Какова сегодня необходимость ежедневно приносимой в Церкви жертвы Христовой? Не достаточно ли единственной Кровной Жертвы, которую принес на крес­тный жертвенник Сам Христос, Бог наш, закланный, как Агнец, ради спасения рода человеческого? Жертва в Новой Благодати – не что иное как всякая добродетель, например, покаяние, страннолюбие, ибо написано: Жертва Богу дух сокрушенный ( Пс. 50, 19 ). И снова: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр. 13, 16 ). И снова: Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя его ( Евр. 13, 15 ). Всякая добродетель есть жертва, Литургия же или некая иная Бескровная Жертва – это вымысел умов человечес­ких». Так противники Святой Церкви извергают хульные речи, которые подобны мечу в их устах. Хотя они и не отвергают Евхаристию, однако называют ее таинством, а не жертвой. И поскольку у них нет Литургии, или Бескровной Жертвы, к тому же они еще и хулят ее, то вполне могут применить к своей обновленной церкви слова, приличествующие запусте­нию Иерусалима: нет у нас в настоящее время (...) ни всесожжения, ни жертвы, ни прино­шения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе ( Дан. 3, 38 ). Но в нашей Православной Восточной Кафолической й Апостольской Церкви нет такого запустения. У нас есть Литургия, или Бескровная Жертва, переданная Самим Христом Апостолам, от Апостолов своим восприемникам, а от них друг другу на все пос­ледующие века, вплоть до второго пришествия Христова, в чем может твердо убедиться каждый, кто ознакомится с этим Догматом. Во второй части вы увидите, что добродетель, хотя и имеет сходство с жертвой, отличается от Бескровной Жертвы. Сейчас, перед тем, как приступить к предстоящему делу, рассмотрим некоторые предварительные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

68 . Как приобщение к Божественным тайнам веры каждый верный мог приносить жертвы Богу от стада, от плодов, от птиц, муки пшеничной с елеем и солью, и этим утверждалось богообщение, жизнь с Богом на земле ( Лев.2:13 ). 69 . Аарона и сынов его Бог освятил для священнодействия через Моисея, который омыл их водою, облек в священное облачение, помазал их и одежды их священным елеем, чтобы они были священниками в скинии, где пребывал Бог, Творец неба и земли ( Исх.28:1; 40:1215 ). 70 . В скинии перед облаком славы Божией приносилась жертва всесожжения, приношение хлебное, жертва за грех, жертва повинности, жертва посвящения и жертва мирная ( Исх.29 ; Лев.1:3, 10; 8:13; 7:12; 6:25 ). 71 . За грехи одного или всего народа, за клятву безрассудную против заповедей Господних, за утаенное приносилась жертва для очищения от греха ( Лев.45 ). 72 . Заповеди Божии возвещали о добре, правде, справедливости, и утверждалось благочестие среди народа, и явилась слава Божия всему народу. 73 . Истребляются народы творящие мерзости, ибо гнусно лежать с мужчиной как с женщиной и женщине со скотом ( Лев.18:2030 ). 74 . И сказал Господь: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:12 ). 75 . Не ешьте крови, не ворожите, не гадайте, не наполняйте землю развратом ( Лев.19:29; 20:6 ). 76 . Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога, не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении ( Лев.19:32, 35 ). 77 . Всех вышедших из Египта от 20 лет и старше мужчин было 603550, не считая жен и детей ( Исх.38:26 ), а входило всего 75 душ, через 30 лет удваивалось население и за 430 лет стало около 3 млн. 78 . Моисей впервые на земле научил благословению, дабы взывали верные: Да благословит тя Господь и сохранит тя; да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя; да воздвигнет Господь лице Свое на тя и даст ти мир ( Чис.6:2426 ). 79 . Бог говорил с Моисеем в скинии между двумя Херувимами. 80 . Из колена Иудина Халев и из колена Ефремова Осия, сын Навина, которого Моисей назвал Иисусом, сказали только правду при обходе земли, а остальные, ходившие в землю Ханаанскую, возроптали на Бога, распространили плохую молву о земле, оболгали все и подняли ропот, и народ возмутился на Моисея и на Бога, и осудил Бог всех на сорокалетнее странствование в пустыне ( Чис.13:2734; 14:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

И да принесет е пред Господа: и помолится о ней жрец ( Лев. 12, 6. 7 ). И о прокаженном говорится, что в день очищения его должна приноситься за него жертва за грех и две горлицы и два птенца голубиных: один за грех, другой во всесожжение ( Лев. 13 ). И страдающий излиянием семени очищается тем же обрядом жертвы за грех и всесожжением. И под конец прибавляется: благоговейны сотворите сыны Израилевы от нечистот их, и да не умрут нечистоты ради своея, внегда осквернити им скинию мою яже в них ( Лев. 15, 31 ). И самому Аарону повелевается, чтобы он не во всякое время входил в Святое Святых, чтобы не умереть. «Когда», говорит, «он захочет войти, пуст принесет тельца за грехи и овна во всесожжение и возьмет двух козлов от всего народа; одного из них пусть принесет за грех свой, и одного за грех народа, и овна во всесожжение» ( Лев. 16, 3 ). Один из козлов принимает все грехи народа во образ Господа Спасителя, и уносит в пустыню, и таким образом Бог умилостивляется над всем народом. Под конец говорится: «если съест человек от священного по неведению, то вменяется ему нечестие и преступление, и он будет повинен принести обет». Поэтому и Апостол увещевает, что Евхаристию Господню должно принимать с осторожностью, чтобы не принимать ее в суд себе и осуждение ( 1Кор. 11 ). Если в законе осуждается неведение, то кольми паче в Евангелия преступление сознательное! 36. Перейдем к книге Числ, и для опровержения безстыдства препирающихся с нами, коснемся кое-чего главнейшего. Почтенный священными власами назарей оскверняется нечаянною смертию другого, и все прошлые дни посвящения его делаются напрасными, и потом за него приносятся две горлицы или два птенца голубиных, один за грех, а другой во всесожжение. И в день исполнения назарейства его приносится агнец во всесожжение и овца за грех . И после многого написано: «и ныне да возвеличится сила Господня, как ты сказал, говори: Господь долготерпелив и многомилостив, отнимающий беззаконие и преступления, и очищением не сделает неповинным» ( Числ. 14, 18 ), вместо чего Семьдесят перевели: «очищая не очистит виновного», то есть что и после прощения он остается виновным в собственной совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если же кто захотел бы иначе разуметь совершаемое во святой скинии утреннее и вечернее жертвоприношение, то есть о времени человечества, благоухавшего прежде преступления Адамова и таковым же явившегося опять в последние времена во Христе и в жизни, сообразно Ему умопредставляемой, то он не уклонился бы от цели и рассуждал бы мудро; ибо таково дело по своему существу.     П. Я согласен.     К. Далее закон определяет и жертвы субботние, говоря тотчас же вслед затем: «А в субботу [приносите] двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, и возлияние при нем: это — субботнее всесожжение в каждую субботу, сверх постоянного всесожжения и возлияния при нем» (Чис.28:9-10). Не иной способ жертвоприношения и при этом по сравнению с тем, о котором недавно сказано: он совершенно тот же самый и не представляет никакого изменения. Но обрати внимание, Палладий, вот на что: всегдашняя жертва священнодействуется непрестанно и по закону совершается всякий день; жертва же субботняя совершается не всякий день, но только в самые субботы. Итак, чтобы израильтяне, полагая, достаточною всегдашнюю жертву, совершаемую во всякий день, не оказались небрежными в отношении к принесению жертвы субботней, закон сделал необходимое прибавление: это есть «всесожжение субботы в субботах, на всесожжение всегдашнее и возлияние его».     П. Так стало быть, кроме жертвы всегдашней, по закону священнодействуется еще и жертва субботняя?     К. Да, и в этом сомневаться нельзя; потому что и мы, субботствуя во Христе и вшедши в Его покой, как бы вдвойне имеем приносить Богу жертвы духовного благоухания, если не ложно то, что и у древнейших людей похваление подзаконного праведностию было благоуханно: «ибо закон духовен,... и заповедь свята и праведна и блага», по слову блаженного Павла (Рим. 7:12, 14). Но гораздо превосходнее житие во Христе, и субботствование в духе далеко лучше служит к благоуханию, нежели праведность подзаконная.     П. Ты хорошо сказал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Но за пять сиклей, т.е. примерно за 4 рубля 7 они должны были быть выкупаемы, освобождаемы от служения в храме. По закону не требовалось для совершения выкупа приносить младенца в храм, равно как и мать могла не присутствовать лично в храме, когда приносилась за нее жертва очищения. Но благочестивые женщины обыкновенно сами приходили в храм, и в то же время совершался выкуп их младенцев, которых они также брали на этот раз с собой. Так было с Марией и Ее Сыном. Иисус Христос , вероятно, только был представлен священнику, который совершил над Ним две краткие молитвы: одну – за закон о выкупе, другую – за дарование перворожденного сына. Для Марии же была совершена установленная жертва за грех, которой во всех случаях служила горлица или молодой голубь. Кроме того, в жертву всесожжения Она, как бедная женщина, принесла также горлицу или молодого голубя (более зажиточные женщины приносили агнца). При этом деньги за жертву Пресвятая Дева должна была положить в особую огромную кружку («трубу»), которая находилась вблизи возвышенной эстрады, где молились женщины отдельно от мужчин. Затем, конечно, Она поставлена была в числе других принимавших очищение женщин наверху пятнадцати ступеней, которые вели из двора женщин во двор, где стоял жертвенник всесожжения, отсюда было видно, что делалось на жертвеннике всесожжения (Эдершейм, с. 248 – 251). Так была принесена Марией «жертва бедных». Лк.2:25 .  Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Лк.2:26 .  Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Лк.2:27 .  И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, Лк.2:28 .  он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Некоторый человек, по имени Симеон (от евр. «услышание»), под особым действием Духа Божия пришел в это время в храм и, взяв Иисуса в объятия, благословил Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бог основал ее примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Через пророка Моисея, у Синайской горы Он Сам предписал, как совершать Ему служение. Об этом подробно описано в ветхозаветных книгах Исход и Левит . Бог установил, чтобы Ему приносили в жертву, как некогда Авель, именно животных. Причем были установлены разные виды жертв. Была жертва всесожжения, когда закланное животное полностью сжигалось перед Богом. Была жертва мирная, которая приготавливалась и предлагалась в пищу участникам жертвоприношения. Была жертва за грех , когда над животным исповедовались грехи народа, и оно отводилось с нарочитым человеком в места пустынные, да понесет оно «на себе все беззакония их в землю непроходимую» ( Лев.16:22 ). Весь Ветхий Завет пронизан потоками жертвенной крови. Могут раздаться даже протесты, дескать, какая жестокость, «Гринписа» на них не было! Но на самом-то деле, установив такой образ служения, Бог тем самым открыл нам важнейшую тайну мироздания: только безвинный может искупить вину . Истинная Жертва И в то же время Ветхий Завет пронизан чувством несовершенства и недостаточности всей пролитой крови животных для искупления человеческого греха. Ибо хотя и написано, что «кровь тельцов и козлов ... через окропление, освящает оскверненных» ( Евр.9:13 ), но написано и то, что «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр.10:4 ). Вот поэтому, когда пришла полнота времен, когда ветхозаветная церковь была приготовлена, Сын Божий и воплотился, и стал Сыном Человеческим, чтобы Своей безгрешной, а потому и бесценной кровью наконец-то по-настоящему искупить весь человеческий род, избавить от смертоносных последствий греха, в который впали мы в наших прародителях. «Входя в мир», Христос как бы говорит Богу Отцу: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр.10:5–7 ). Лучшие люди ветхозаветной церкви усвоили все предыдущее. Последний праведник Ветхого завета и первый праведник Нового, Иоанн Креститель, подвел черту. Он призвал народ к покаянию в грехах и указал на Того, Кто эти грехи возьмет на себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«И заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник который у входа в скинию собрания; и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет ее на части; сыны же Аароновы священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова, части, голову и тук на дровах, которые на жертвеннике, а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу» (Лев. 1, 4-9). Дальше говорится, что всесожжением может быть одновременно и крупный рогатый скот, и мелкий, даже птицы, горлицы и молодые голуби. Священник, принося в жертву птицу, свернет ей голову, а кровь ее выцедит вне жертвенника. «Зоб с перьями бросит к подножию жертвенника на восточную сторону и надломит ее в крыльях ее, не отделяя их сожжет их в жертвеннике на дровах, которые на жертвеннике...» Для жертвы всесожжения употреблялись все животные, но только мужского пола. Все животное сжигалось, кожа снималась и шла в пользу жреца, в пользу церкви — видимо, для каких-то предписаний, для каких-то изделий, которые нужны были при скинии. Всесожжение производилось ежедневно, неизменно утром и вечером и так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя до вечера, т.е. постоянно жертва горела, круглые сутки. В дни больших праздников, как говорит Иосиф Флавий, на жертвеннике подымался огонь в несколько десятков метров и клубы черного дыма, которые были видны издалека, когда приносились многие сотни жертв. После приношения жертвы всесожжения пепел собирали священники в облачениях и выносили за стан в чистое место. Жертва о грехе приносилась о грехе, совершенном по слабости, по неведению, и за грех первородный (Лев. 4:5-13). Животные для этой цели потреблялись разные, и чем выше было лицо, приносившее жертву, тем ценнее было животное. От первосвященника требовался только телец, от простого человека — коза или овца, от бедняков — пара голубей или горлиц, иногда даже одна мера пшеничной муки.

http://sedmitza.ru/lib/text/432105/

«И заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник который у входа в скинию собрания; и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет ее на части; сыны же Аароновы священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова, части, голову и тук на дровах, которые на жертвеннике, а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу» ( Лев. 1:4–9 ). Дальше говорится, что всесожжением может быть одновременно и крупный рогатый скот, и мелкий, даже птицы, горлицы и молодые голуби. Священник, принося в жертву птицу, свернет ей голову, а кровь ее выцедит вне жертвенника. «Зоб с перьями бросит к подножию жертвенника на восточную сторону и надломит ее в крыльях ее, не отделяя их сожжет их в жертвеннике на дровах, которые на жертвеннике…» Для жертвы всесожжения употреблялись все животные, но только мужского пола. Все животное сжигалось, кожа снималась и шла в пользу жреца, в пользу церкви – видимо, для каких-то предписаний, для каких-то изделий, которые нужны были при скинии. Всесожжение производилось ежедневно, неизменно утром и вечером и так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя до вечера, т.е. постоянно жертва горела, круглые сутки. В дни больших праздников, как говорит Иосиф Флавий, на жертвеннике подымался огонь в несколько десятков метров и клубы черного дыма, которые были видны издалека, когда приносились многие сотни жертв. После приношения жертвы всесожжения пепел собирали священники в облачениях и выносили за стан в чистое место. Жертва о грехе приносилась о грехе, совершенном по слабости, по неведению, и за грех первородный ( Лев. 4:5–13 ). Животные для этой цели потреблялись разные, и чем выше было лицо, приносившее жертву, тем ценнее было животное. От первосвященника требовался только телец, от простого человека – коза или овца, от бедняков – пара голубей или горлиц, иногда даже одна мера пшеничной муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Иез.43:25 .  Семь дней при­носи в жертву за грех по козлу в день; также пусть при­носят в жертву по тельцу из стада волов и по овну из стада овец без по­рока. Жертва должна приноситься 7 дней, символическое число полноты и святости, принятое в ветхозаветном законе для всех священных сроков, длиннейших одного дня. В течение этих дней должны приноситься на очищаемом и освящаемом жертвеннике как жертва за грех, состоящая из козла (точнее: тельца для первого дня, и козла для последующих 6; здесь в видах сжатости, обобщение), так и «жертва» настоящая, т. е. всесожжение – телец и овен. Иез.43:26 .  Семь дней они должны очищать жертвен­ник и освящать его и наполнять руки свои. Во всех перечисленных обрядах, наполняющих 7 дней, и должно состоять а) очищение таинственного жертвенника от всего тварно-нечистого в нем, б) освящение его для божественного назначения; то и другое являются для него в) своего рода наполнением рук его (по кетив ядав, руки его, по кери – ядо, рука его, по LXX ядам, руки своя, т. е. священников) подобным тому наполнению рук посвящаемых священников жертвенным мясом, которое было заключительным обрядом их посвящения ( Исх 29.9 ; Лев. 8.33 ). Замечательно, что о посвящении священников на их служение здесь ничего не говорится (если не считать указанием на это последнее слово стиха в чтении его у LXX). Не говорится и о помазании жертвенника и храма елеем. Таким образом, обряды освящения нового храма разнятся с Моисеевыми не только в роде и количестве жертв освящения (см. объяснение ст. 20 и сл.), но и в самом характере и сущности освящения, отличаясь большею простотою и так сказать объективностью. Иез.43:27 .  По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священ­ники будут воз­носить на жертвен­нике ваши всесожже­ния и бла­го­дар­с­т­вен­ные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Го­с­по­дь Бог. С восьмого дня, первого дня, следующего за 7 днями освящения и носящего в цифре своей высокий и самый таинственный символизм (больший семи, образ будущего века) на новом жертвеннике может начаться правильный ряд жертвоприношений, которых остается по-прежнему два главных рода: ола, «всесожжение» и шелем, «благодарственная жертва», LXX: «яже спасения», в других местах: «мира», – разнившиеся количеством сожигаемого: в первом случае сожигалось все, во втором жир и кровь. Эти жертвы, в противоположность старым на старом жертвеннике, будут приниматься (LXX, рус. еще сильнее «буду милостив»; евр. terminus technicus раца должно быть вернее передан LXX) Богом, в чем Он уверяет торжественно Своим словом Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Совершенно Он приносится на Голгофском Кресте, но предназначена эта Жертва еще прежде создания мipa ( 1Пет. 1:20 ). Момент жертвоприношения представлен в каждой религии; он имманентен религиозному сознанию. В особенности ярко он чувствуется в Ветхом Завете, где евреи чрезвычайно остро переживали его. И всесожжения, и жертвы за грех , и приношение начатков плодов, и изгнание в пустыню козла отпущения Азазелла – всё это только проявления того же момента жертвенности в религиозном чувстве. Но все еврейские жертвы и всесожжения являются только ожиданием и прообразом новой совершенной Жертвы. «Ибо, если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» ( Евр. 9:13–14 ). Жертва Спасителя принесена однажды и на все времена ( Евр. 9:26; 10:12 ). Ветхий Завет , знавший, что душа находится в крови ( Лев. 17:10 ), включил в свой жертвенный ритуал пролитие крови во очищение души. Здесь, как, впрочем, часто и в других вопросах, в нашу евхаристологию входит момент антиномичности. С одной стороны, Христова Жертва была принесена во времени на Голгофе, а с другой, Он, как Первосвященник, приносит Себя в святилище и скинии истинной, как Жертву, от вечности закланную, ибо Он есть Агнец, прежде создания мipa предназначенный к заколению ( Откр. 13:8 ; 1Пет. 1:19–20 ). Это кажущееся противоречие временности евхаристического жертвоприношения и его вечной безначальности объясняется исследователем новозаветного текста как антиномическое сосуществование этих двух моментов или сторон жертвы – ее приуготовления, заклания (богословие послания к Евреям, Апокалипсиса и 1 послания Петра) и ее фактического, реального во времени принесения (синоптические повествования). (Father Cassian Besobrasoff. The Eucharist in the Orthodox Church in: The Student World, 1939, pp. 105–114.) Христова Жертва за весь мip повторяется каждодневно на наших алтарях, но уже без реального пролития крови, как в жертвоприношениях Ветхого Завета, почему и называется бескровной (ναμακτος).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010