После революции оба храма закрыли. В советское время на территории бывшей обители находился психоневрологический интернат, Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенский использовался как склад. В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева. В 1997 году, на праздник Успения в храме прошло первое богослужение. С этого времени богослужение в храме совершалось в дни престольного праздника, в остальное время храм закрыт на реставрацию. Из существовавших до революции в Дунилово 12 храмов уцелело десять. В 1995 году распоряжением Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия все храмы села Дунилова были переданы в ведение Свято-Успенского женского монастыря. Источники: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 1981 Сайт Русская Цивилизация http://rustrana.ru На месте Успенской церкви в конце 17 века существовал мужской монастырь – Воробьева пустынь. Время,причина основания и наименования неизвестны. Предполагается, что основателем и основным вкладчиком стал стольник Илларион Абрамович Лопухин в конце 17 века (ранее того момента, когда он стал тестем царя; после венчания Петра Первого на дочери Лопухина Евдокии Илларион стал Федором и получил боярство). Н.В.Малицкий, ссылаясь на описание Анания Федорова, характеризовал положение монастыря, как " место безмолвное и от селения уединенное, на берегу реки Тезы около луга и рощи имеющи... " Монастырь впервые упоминается в документах в апреле 1684 г., когда его настоятель игумен Илларион возглавлял расследование поведения архимандрита Шуйско-Троицкого монастыря Никона. Гонения на Лопухиных со стороны Петра Первого и отправка главного вкладчика монастыря Федора Лопухина на воеводство в Тотьму (конец 17 в.) очевидно подорвали материальную сторону жизни обители, которая стала заметно ухудшаться. В 1720 г. в соборной церкви случился пожар. В 1721 г. строитель Воробьевой Пустыни Дионисий с братиею обращался к епископу Суздальскому Варлааму с просьбой о выделении денег: " В прошлых Государь годах, волею Божиею от печи Успения Пресвятой Богородицы иконы местныя и Деисус погорели, и ныне местные иконы построены, а Деисус и праздники построить нечем, потому что та пустынь скудная и нежалованная, скитаемся в мире и кормимся Христовым именем, и взять на то строение негде... " . Пустынь впервые упразднили в 1724 г. по причине малообеспеченности, последние семь иноков со скудным имуществом несколько раз переходили в другие монастыри (Николо-Шартомский в Введенье, Архангельский в Юрьев-Польском).

http://sobory.ru/article/?object=00145

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.). Монастыри АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, находился в с. Бизюкове Дорогобужского у. Смоленской губ., на правом берегу Днепра БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВОЛОГОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Галактионова Знаменская пуст., Спасо-Каменный Свято-Духовский мон-рь], основан между 1627 и 1632 гг. на берегу р. Содемки (ныне Золотуха, в черте Вологды) ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у.

http://pravenc.ru/rubrics/121766.html

Троянский монастырь является третьим по величине монастырем Болгарии после Рыльского и Бачковского. Согласно монастырской летописи, здесь около 1600 г. подвизался некий монах со своими учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь из Св. горы в Валахию, посетил это место и оставил копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Была построена деревянная церковь и несколько келлий. В первой половине XVIII b. монастырь расширился и экономически окреп. В это время в нем открылось училище, которое продолжало свою работу и после освобождения Болгарии от турок. Троянский монастырь был убежищем для борцов за свободу Болгарии. В 1872 г. здесь был организован тайный монашеский комитет во главе с игуменом Макарием. Все нынешние строения монастыря относят к 1835–1865 г.г. В монастыре есть богатейшая коллекция икон. Батошевский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (возле г. Севлиево) основан в XIII b. После завоевания Тырнова турками монастырь был разрушен и восстановлен лишь в 30-х г.г. XIX ст. Петропавловский женский монастырь возле села Лясковца основан в правление династии Асенов (1186–1350). В годы турецкого господства на Балканах монастырь дважды разрушался, но заботами ревнителей православного монашества был восстановлен. В 1874 г. здесь было открыто первое болгарское Духовное училище. Просуществовало оно здесь 12 лет — до 1886 г., затем было переведено сначала в Тырнов, а постом в Самоков. Женский монастырь Пречистая Богородица Витошская, расположенный у горы Витоши, основан в 1345 г. болгарским властителем Иваном Александром. После разрушения турками монастырь был восстановлен около 1469 г. и с тех пор оставался одним из культурно-просветительных центров болгарского народа. С того же года в монастыре имеется храм во имя Успения Божией Матери. После освобождения от византийского господства и особенно в XIII и XIV b. в. в Болгарии снова по желанию и при поддержке болгарских царей и феодалов возникают монастырские обители в районах Старапланины, Рилы, Витоши, Родоп и особенно возле Тырново.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Она была дочерью князя Владимира Андреевича Старицкого – двоюродного брата Ивана Грозного, а свой необычный титул получила после брака с датским принцем. В 1570 году Иван Васильевич планировал создать зависимое от Москвы королевство в Ливонии. Это небольшое государство согласился возглавить датский принц Магнус, женившийся на родственнице русского царя княжне Старицкой. В 1583 году королева Мария овдовела и через три года вернулась в Россию. Здесь она была пострижена в инокини с именем Марфа и заключена вместе с дочерью Евдокией в Подсосенский монастырь. Через несколько лет в обители на речке Торгоше поселилась еще одна женщина царского происхождения – инокиня Ольга – дочь Бориса Годунова. После смерти отца и гибели брата Ксения Годунова стала пленницей Лжедмитрия, а затем была насильно пострижена в монахини и отправлена в Белозерский уезд. В 1606 году после воцарения Василия Шуйского инокине Ольге было позволено переселиться из дальней Горицко-Вознесенской обители в Подсосенский монастырь, которому много благодетельствовал при жизни ее отец. Борис Годунов расширил число монахинь до 30, выдавал им жалованье из казны, наделил обитель владениями в Тверском уезде, и, вероятно, воздвиг в монастыре каменный соборный храм. В Смутное время женский монастырь в Подсосенье был разорен и сожжен поляками, а каменный собор разрушен. В 1608 году королева-инокиня Марфа, инокиня Ольга (Ксения Борисовна Годунова) и прочие старицы нашли убежище за стенами Троице-Сергиева монастыря, где пережили знаменитую 16-месячную осаду Сапеги и Лисовского. После изгнания интервентов женская обитель в Подсосенье больше не восстанавливалась, а ее насельницы были переведены в подольный Пятницкий монастырь. В 1616 году в царствование Михаила Федоровича Романова архимандрит Троицкого монастыря Дионисий поставил на месте бывшей женской обители в Подсосенье деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь образа Нерукотворного Спаса. Спустя полвека архимандрит Феодосий (в миру Федор Матвеев), который много лет служил в церкви села Подсосенье, перестроил и украсил храм, частично использовав бревна прежнего здания. Во время управления лаврой в 1667-1674 годы Феодосий построил в Подсосенье и еще одну деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Вторая церковь просуществовала до 1844 года, а затем была разобрана и частично использована для отопления нового каменного храма. Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, сохранившийся до сего дня, строился в 1825-1827 годы на средства помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Монументальный пятиглавый храм в стиле ампир изначально имел два придела в трапезной части: во имя Николая Чудотворца и праведных Захарии и Елисаветы – небесной покровительницы вдовы Арсеньевой. Таким образом, в 1830-1840-е годы в небольшом селе Подсосенье оказалось рядом сразу три церкви: новый Успенский каменный храм, и две деревянные церкви XVIIcmoлemuя – старая Успенская и Никольская.

http://sobory.ru/article/?object=00039

Успенский Лихвинский Гремячев женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский Лихвинский Гремячев женский монастырь - православная женская обитель в Калужской области, основанная в XVI веке. Закрыт советской властью в 1935 году, возвращен Церкви в 1989 г. При монастыре действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Свято-Успенский Лихвинский Гремячев мужской монастырь был основан не позднее XVI века. Об этом свидетельствуют «Списки иерархов и настоятелей упраздненных монастырей Калужской Епархии», где первым упоминается игумен Макарий под 1584 годом. В 1764 году монастырь был упразднен. Однажды направляясь на Богомолье в Киев, Царь Алексей Михайлович остановился в Гремячем монастыре. Он был очарован красотой этого места, а на монастырской горке (это место стало с тех пор именоваться «Беседой») Царю, по преданию, явилась сама Пресвятая Богородица и долго с ним беседовала. Вскоре благочестивый Царь выделил из своей казны золота на строительство в монастыре большого каменного Собора в честь Успения Божией Матери. Величественный пятиглавый Успенский Собор был построен и освящен в 80-е гг. XVII века. Другой храм монастыря во имя святого Георгия Победоносца, был построен на 20 лет позже. Об этом свидетельствует плита с надписью, вделанная в западной стене, «в 1701 году тщанием иеромонаха келаря с братией». Вскоре была устроена ограда монастыря, она сложена из массивных блоков местного известняка - ракушечника и также является памятником архитектуры XVIII века. Первоначально к Успенскому собору примыкала невысокая открытая галерея в виде паперти, а с южной стороны находилась небольшая деревянная колокольня. На колокольне имелся 15-пудовый колокол с подписью вязью, что он вылит в 1674 году усердием настоятеля обители Корнилия с братией. К началу XIX века деревянная колокольня обветшала и была построена новая, в стиле классицизма. Прежде к западной части трапезной примыкала кирпичная кухня, но после она была разобрана, а кирпич употреблен на строительство колокольни.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Лихв...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) НИФОНТ († после 1566 - до 1585), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина) НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился к северу от средневек. Неревского конца Софийской стороны Новгорода, на левом берегу р. Волхов НОВГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился юго-западнее Новгородского кремля в конце Троицкой (Пробойной) ул. Софийской стороны, на левой стороне р. Волхов, за валом Окольного города, на т. н. Сильнище (более позднее название - Силинище, Синичья гора) (ныне - в 1,5 км к юго-западу от Новгородского кремля) НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) НОВОНИКОЛАЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новониколаевское Викариатство Томской и Алтайской епархии - см. в ст. Новосибирская и Бердская епархия НОВОРОССИЙСКАЯ И ДНЕПРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала с 21 дек. 1797 по 4 дек. 1803 г. с центром в Новомиргороде (ныне город Кировоградской обл., Украина) НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия), существовало в 1955-1956 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121660_74.html

Новая жизнь монастыря начинается только в XIX веке. На средства московской купчихи Евфимии Каретниковой и почетной гражданки города Шуи Марии Ивановны Посылиной в обители строятся каменные церкви. В 1819 году построена летняя церковь в честь Успения Божией Матери с приделами в честь Всемилостивого Спаса и Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1848 году закончено строительство зимнего Покровского храма. Главной святыней обители была чудотворная икона Божией Матери Смоленская. К концу столетия в обители были построены богадельня для стариков и школа, в которой обучались крестьянские дети. Храм Успения Пресвятой Богородицы В 1941 году все церкви сел Дунилово и Горицы были закрыты «по требованию масс населения». В бывшем монастыре разместился психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 года. Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенская церковь использовалась под склад. 18 июля 1991 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Началось возрождение обители. С моста через Тезу открывается, пожалуй, лучший вид на Дунилово и Горицы. Горят в лучах закатного солнца купола бывшего Благовещенского монастыря. Благовещенский монастырь – самый древний на дуниловской земле. Точная дата его постройки неизвестна, лишь закладная доска, находящаяся в стене Благовещенского храма, свидетельствует, что освящен он был в 1675 году. Храмы Благовещенского монастыря Второй храм обители, Казанский, построен был в 1888 году. Боярин Федор Лопухин также приложил руку к благоукрашению монастыря – его стараниями построена была высокая шатровая колокольня и надстроен еще один ярус Благовещенской церкви. Существует предположение, что царица Евдокия, жена Петра Первого выделяла средства на постройку иконостаса Благовещенского храма. Дунилово. Храмы Благовещенского монастыря Дунилово – старинное купеческое село. Два раза в году – весной и осенью шумели здесь ярмарки. Там, где некогда была торговая площадь, стоит ныне Крестовоздвиженский храм, построенный в 20-х годах девятнадцатого столетия купеческим родом Балиных на месте маленькой часовенки. Часовня эта построена была в память об избавлении от «морового поветрия» в 1654 году. Легенда гласит, что в древние времена стоял на этом самом месте славянский идол – Дубнило, которому поклонялись славяне-язычники. Эта же легенда гласит, что название села как раз и произошло от имени этого языческого бога, просто с течением времени лишняя буква «выпала» из названия, так и появилось Дунилово. Дунилово. Крестовоздвиженский храм

http://foma.ru/8-hramov-na-dva-sela.html

Монастырю передали Успенскую и Крестовоздвиженскую церкви и некоторые строения. В трапезной Успенского храма были восстановлены и освящены Иоанно-Златоустовский и Казанский приделы и в них начали совершать богослужения, а главный престол храма – в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящён немного позднее. В настоящее время Успенский монастырь понемногу восстанавливается. Отремонтированы его храмы и строения, благоустроена территория, в одном из келейных корпусов действует постоянная выставка экспонатов, повествующих об истории обители и её сегодняшнем дне. В Успенской церкви ежедневно совершаются богослужения и отправляются церковные требы. Святыни обители – Казанская икона Божьей Матери, «Неупиваемая чаша», «Святые новомученицы и исповедницы Брусенского монастыря» и два образа с частичками мощей – «Святитель Филарет, митрополит Московский» и «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский». Успенский Брусенский женский монастырь основывается в 1552 году. В том году Иван Грозный вышел из Коломны на Казань, после победы основал в Коломне шатровую каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь со временем стала основной в Брусенском монастыре. Первыми жителями монастыря, как говорит предание, были участники Казанского похода. А вообще, по найденным надписям на надгробных камнях, где говорится о том, что, например, тут похоронен схимник Антоний, и по случаям нахождения в ограде монастыря истлевших тел в одежде монахов, сделан вывод о том, что первоначально Брусенский монастырь был мужским. Название «Брусенский» могло происходить и от слова «убрусы», обозначающего женский головной убор, и от «брусья» - ограда, выполненная из деревянных бревен. Основа иконостаса Успенского храма составляет Деисус из 11 позолоченных икон. Напрестольное евангелие оковано серебром, а на лицевой стороне имело «6 камней сердалик червчет». Монастырская библиотека насчитывала полсотни богослужебных книг и книг, предназначенных для благочестивого чтения, на бумаге и пергаменте. Одно время в Брусенском монастыре находилась известная Казанская икона Божией Матери, явленная в 1579 году.

http://sobory.ru/article/?object=00036

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРМСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пермской и Кунгурской епархии Пермской митрополии), находится в г. Перми. Основан в 1873-1875 гг. как жен. община на юго-зап. окраине города, на т. н. Барановской заимке при р. Данилихе. Эти земли с постройками 21 июня 1872 г. выкупили для создания жен. обители купцы 1-й гильдии меценаты братья Г. К. (1814-1893) и Ф. К. (1810-1883) Каменские, ставшие главными попечителями общины. На содержание причта и сестер они внесли в Пермский Мариинский общественный банк капитал в 50 тыс. р. серебром «для приращения процентами» ( Остроумов. 1875. С. 3). Первыми насельницами стали прибывшие из Мотовилихинского Завода девицы. По ходатайству Каменских начальницей общины стала монахиня нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря Руфина (Брезгук; 1825-1907), переведенная в Пермь по благословению свт. Иоанникия (Руднева) и старца еп. Иеремии (Соловьёва) . 15 авг. 1873 г. еп. Иеремия благословил ее иконой преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, освященной на их мощах. Мон. Руфина прибыла в Пермь вместе с нижегородскими инокинями Ниной (Хвальковской; 1831-1922), Никодимой и Павлой. В одном из деревянных домов на Барановской заимке была оборудована церковь (с востока пристроен алтарь, с запада - 2-этажный трапезный корпус с кельями) с 2-ярусным резным иконостасом работы пермского цехового мастера П. Д. Баталова. 1 окт. 1873 г. ее освятил в честь Казанской иконы Божией Матери архиеп. Пермский и Верхотурский Антоний (Смолин). На торжестве освящения присутствовал губернатор Н. Е. Андреевский. В нач. 1873 г. в общине проживали 18 сестер, к кон. того же года - 26, а к окт. 1875 г.- уже 60 сестер. По прошению Каменских решением городской Думы от 23 янв. 1874 г. общине отвели еще 8 дес. земли для строительства новых зданий. Первоначально сестрам благотворительствовали также пермский купец П. Ф. Камчатов и фабрикант П. Д. Дягилев (1808-1883), дед известного театрального деятеля.

http://pravenc.ru/text/2580036.html

Впосл. под рук. И. были созданы оршанский (Кутеинский) в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (1631), Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской (впосл. жен.) монастырь (1633), мстиславский Тупичевский Свято-Духовский мужской (впоследствии женский) монастырь (июнь 1641), Борколабовский в честь Вознесения Господня женский монастырь (июнь 1641). Для последней обители И. избрал настоятельницу - игум. Фотинию (Киркоровну) из сестер Кутеинского Успенского мон-ря, откуда в Борколабово перешла часть насельниц. Борколабовская обитель подчинялась Кутеинскому Богоявленскому монастырю в соответствии с ктиторской грамотой Борколабовской обители, данной Стеткевичем-Заверским 24 июня 1641 г. С 1641 г. И. имел титул «игумен кутеинский, буйничский и борколабовский, первоначальник и основатель мон-рей Оршанского повета» ( Жудро. 1906. С. 7). В 1652 г. по требованию И. Буйничский мон-рь уступил Борколабовской обители половину принадлежавших ему земель в Костинке и Холмах (впосл. из-за этих владений между обителями до 1759 велась ожесточенная борьба с взаимными вооруженными нападениями). И. имел право назначать игуменов и постригать иноков в мстиславском Тупичевском мон-ре, братии которого в фундушевой грамоте шляхтичей Москевичей от 24 июня 1641 г. предписывалось повиноваться И. и даже после его смерти находиться под «началом общежительнаго монастыря Кутеенскаго» (цит. по: Пятницкий. 1907. С. 4). И., по-видимому, участвовал в устроении могилёвского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1637), в постройке в Могилёве братской Богоявленской ц., в создании др. храмов и обителей в Белоруссии. Во всех созданных при участии И. мон-рях был введен общежительный устав свт. Василия Великого. Заслуги И. в деле возрождения западнорус. монашества отмечены в ряде рус. сочинений 2-й пол. XVII в., связанных с патриархом Никоном , к-рый высоко ценил белорус. церковного деятеля. Апология И. содержится в «Житии патриарха Никона», где сообщается, что И. «многи монастыри своими труды сооруди, и иночествующих множество собра, и во своей пастве всех имеяй, и благочестие во всей Белой России утверждаяй и удерживаяй во время гонения от развращенных униатов». В сб. «Рай мысленный» (Иверский Святоозерский мон-рь, 1659), в разд. «Слово благополезное о создании монастыря Пресв. Богородицы Иверские, иже на Святем озере» патриарх Никон особо отмечает заслуги И. в утверждении устава свт. Василия Великого, подчеркивая, что благодаря кутеинскому игумену «лавра Богоявления близ славна города Орша бысть глава и начало общему житию во всей Белой России и в Литве» (цит. по: ИРИ. Т. 4. С. 884-885).

http://pravenc.ru/text/578242.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010