Что же Иисус? «Придите, – говорит, – обедайте... Никто не смел спросить Его» ( Ин.21:12 ). Теперь они уже не имели своей обычной смелости, не дерзали, как прежде, и не обращались к Нему с речью, но в молчании, с великим страхом и благоговением сидели и смотрели на Него. Они знали, «что это Господь» ( Ин.21:12 ), и потому не спрашивали: «кто Ты?» Видя изменившееся лице, исполненное необычайного величия, они были очень изумлены и хотели бы что-нибудь спросить об этом; но страх и сознание, что это был не другой кто, а именно Он, удерживали их от вопроса, и они лишь вкушали то, что Он создал Своею высокою властью. Здесь Он уже не взирает на небо и не делает ничего человеческого, как это было прежде, показывая, что и тогда это делалось по снисхождению. А что Он не постоянно и не так, как прежде, обращался с учениками, об этом говорит евангелист: «это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых» ( Ин.21:14 ). Христос повелевает принести и часть рыбы, чтобы показать, что видимое ими – не призрак. Впрочем, здесь не говорится, чтобы Он сам ел с ними, но Лука в другом месте говорит о Нем: «и, взяв, ел пред ними» ( Лк.24:43 ). с ними же и ел ( Деян.10:41 ) Как это было, мы не можем сказать. Без сомнения, это происходило как-нибудь чудесно, не потому, чтобы естество еще нуждалось, но – по снисхождению, для доказательства воскресения. 3. Слушая об этом, вы, может быть, воспламенились и назвали блаженными тех, которые обращались с Ним, равно как и тех, которые будут в общении с Ним в день общего воскресения. Употребим же все меры к тому, чтобы узреть Его чудное лице. Если теперь, когда только слышим об этом, мы так воспламеняемся и желали бы жить в те дни, когда и Он жил на земле, слышать Его голос, видеть лице, приходить к Нему, касаться Его и служить Ему, то подумай, что значит – видеть Его, когда Он уже не в смертном теле и действует не по-человечески, но дориносится 38 ангелами, когда и мы сами будем в бессмертном теле и, созерцая Его, будем наслаждаться и прочим блаженством, превосходящим всякое слово. Поэтому-то, умоляю вас, будем всячески стараться о том, чтобы не лишиться такой славы. И в этом нет ничего трудного, если только мы захотим, – ничего тягостного, если будем внимательны: «если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим.2:12 ). Что же значит: «терпим»? Если будем переносить скорби, гонения, если будем идти тесным путем. Тесный путь сам по себе труден, но от нашей решимости и надежды на будущее делается легким. «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор.4:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Слова «все вещи окружают Царя мира и все создано для Него и Он причина всего» 992 списаны не у Платона, так как христиане обладают еще лучшими познаниями, чем Платон, учениями, полученными у пророков после того, как Иисус и Его ученики объяснили христианам намерение Духа, говорившего через пророков. Платон не знал ни о чем превышающем видимое небо, но Давид, живший на много лет раньше его, показал, как велико и высоко познание Бога, постигаемое людьми, способными возвыситься над всеми видимыми и земными вещами, и в своих псалмах воспел Бога: «Хвалите Его небеса небес и воды, которые превыше небес» ( Пс. 148:4 ). Очень вероятно, что Платон различные понятия, какие он развивал в своем «Федре», заимствовал у евреев, или как некоторые свидетельствуют, читал пророков и из них извлек следующие мысли, – так как никто из наших поэтов не воспел еще места, лежащие выше всех небес, и никто по достоинству еще и не мог воспеть эти места. – Существо, обладающее истинным бытием, не имеет ни цвета, ни формы, ни других свойств, воспринимаемых чувствами, – это одна душа, и она истинно управляет и может созерцаться не иначе, как глазами разума, и все виды науки занимают это место 993 . Апостол Павел, много занимавшийся изучением пророков, постиг все, что находится выше чувственных и сверхнебесных вещей, и в Послании к Коринфянам говорит так: «Страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое, так как видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор. 4:17–18 ) 994 . Не требуется какого-либо особого внимания, чтобы убедиться в том, что Платон под видимыми вещами понимал предметы, открывающиеся чувственному восприятию, а под невидимыми – те, которые усматриваются очами духа и постигаются разумом. Это созерцал уже Павел, и желание, объявшее его постигнуть сверхчувственное, настолько было в нем сильно, что он все свои несчастия и страдания считал легкими и не придавал им никакого значения. Он облегчал и успокаивал свои страдания так, что они казались ему ничтожными по сравнению с созерцаемыми им невидимыми благами, какие обещаны христианам именем великого Первосвященника – Иисуса, Сына Божия, Который благодаря Своей силе и мудрости прошел чрез небеса ( Евр. 4:14 ), и тем, которые божественные вещи рассматривают внимательно и в своем поведении согласуются с высшими понятиями, обещал показать путь к познанию высших предметов, сказав Своим ученикам: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» ( Ин. 14:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

2. Почему знамения были локализованы, когда Библия , по-видимому, указывает на глобальный масштаб? В то время как знамения, описанные в Библии , кажутся глобальными событиями, три знамения, на которые указала Э. Уайт, были, как видно, локальными событиями. Лиссабонское землетрясение было ограничено Пиренейским полуостровом и Северной Африкой. Темный день наблюдался в основном на северо-востоке Соединенных Штатов. Метеоритный дождь Леонида был, пожалуй, самым распространенным событием, но даже он был замечен только в Западном полушарии. 3. Почему те, кто был свидетелем знамений, не увидели возвращения Христа? Слова Христа записанные в Евангелии Марка 13:24–27 , по-видимому, указывают на то, что те, кто увидит знамения возвращения Христа, также будут свидетелями Его возвращения: «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» ( Марка 13:24–27 ). Но на сегодняшний день в живых не осталось никого из тех, кто был свидетелем каких-либо знамений, упомянутых Э.Уайт. Землетрясение 1755 года произошло 267 лет назад. Как это может быть знамением близкого возвращения Христа? Более того, Откровение 6:12–14 , по-видимому, указывает на то, что з намения будут следовать друг за другом довольно быстро . Согласно тексту, люди, которые станут свидетелями самого страшного землетрясения, станут свидетелями необычной темноты и падения звёзд. По крайней мере эти люди должны жить в тот периоды времени, когда упомянутые Христом события должны будут происходить. Учитывая продолжительность жизни людей той эпохи, маловероятно, что кто-то был достаточно старым, чтобы быть свидетелем и помнить Лиссабонское землетрясение в Португалии 1755 года. А спустя 78 лет всё еще был жив, чтобы в 1833 году стать свидетелем метеоритного дождя Леонида в Северной Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassledo...

При этом источнике исцелений находился еще такой человек, который проболел здесь 38 лет и не получил исцеления. Положение сего страдальца, по-видимому, было безнадежное: он так был слаб, что сам не мог войти в купальню, и не было у него благодетеля, который бы помог ему прежде других опуститься в нее в то время, когда ангел возмущал в ней воду. Но вот, наконец, дождался и он выздоровления. По случаю одного праздника пришел в Иерусалим Сам И. Христос. Увидев этого больного и узнав, что он лежит уже долгое время, спрашивает у него: „хочешь ли быть здоровым? „Хочу, отвечал больной, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода.“ Тогда Господь сказал ему: „встань, возьми постель твою и ходи!“ И больной выздоровел и стал ходить. После того Иисус Христос увидел его в храме и сказал ему; „вот ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже.“ Не мало ли и между нами, бр., бедствующих и несчастных. И нашим бедствиям, по-видимому, часто нет конца. Мы ищем помощи от людей, но не получаем: родные забывают нас, друзья изменяют нам, недруги радуются нашим бедствиям, — и мы с грустью в душе нередко говорим: не имеем человека, помогающего нам. Мы ищем помощи и от Самого Бога: на Него уповаем, день и ночь молимся Ему. Но, по-видимому, и Бог оставляет нас: Он как бы не видит наших страданий, не слышит наших молитв. Что делать нам, бр., в столь горьких обстоятельствах? Неужели страдать и погибать в отчаянии? Нет, возлюбленные, и Бог нас не оставит, и мы не погибнем, если всегда будем обращаться за помощью к христианской нашей вере. Что же говорит нам св. вера? Она поучает нас, что сто крат лучше вытерпеть до конца всякое горе, нежели отчаиваться и погибать вечно. Если не утешат пас люди, то утешит Бог. Он один есть источник исцелений и всякой радости. Подавший исцеление 38-летнему расслабленному, Он в свое время облегчит и наши скорби. Нужно только с покорностью воле Господней переносить свое горе, уповать на Бога и ожидать Его помощи. Св.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им «вечную память». Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей вечной памяти – ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти. А мы об этом постоянно забываем. Отягченные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом – добродетель. Все же остальное отметается и бросается в огонь, во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец, «в начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых, и для них оно вовсе не существует» 437 . Воистину, существует только жизнь в Боге и то, что ведет нас по пути стяжания Царствия Божия. Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всею земною тварью, потому что тело его Господь создал, персть взем от земли ( Быт.2:7 ), а своею душой он соединен с горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и небесного. В творении его, как говорит святитель Григорий Богослов , «художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство... невидимая и видимая природа, созидает человека, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой» 438 . Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертию упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к вечной жизни. Он даровал нам и вечную память – и не только нам, верующим в Него, но и всей видимой твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Так всесильно слово Творца c.47] Во второй день сказал Бог: «Да будет твердь». И стала твердь. Твердь — это воздушное пространство или видимое небо c.112] со множеством огромных шаров, тогда еще темных c.80]. Это были будущие звезды, которые еще не светились. В третий день сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша». Тотчас появились горы, а затем впадины, в которые собралась вода. В этот день повелел Бог Земле произрастить все деревья и растения c.81]. В четвертый день дал Бог свет и теплоту солнцу и звездам. Днем засветилось солнышко, а ночью засияли бывшие темные шары — звезды. В пятый день повелел Бог воде произвести из себя рыб и птиц. Покажите, как полетели птички I, c.81]. В шестой день сказал Бог: «Да изведет земля душу живую» I, c.81]. И появились все животные. Переменка. Покажите, как побежали косолапые мишки. Но когда все это — земля, небо и море — составило мир, нужен стал зритель Премудрости Божией и благоговейный царь земной, то есть нужен стал человек. Тогда сказал Сын Божий: Пространное небо населяют уже чистые служители, добрые Ангелы немолчно воспевающие Мою славу. Но земля украшается одними неразумными животными. Поэтому угодно Мне создать разумного человека, в котором будет невидимый мир, как у Ангелов, и видимое тело, как у животных, т. е. чтобы человек увеселялся бы Моими делами, был бы песнопевцем Моего могущества и Моего ума I, c.90]. Взял Сын Божий горсточку земли и создал человека, у которого были невидимая душа, дух и видимое тело. Но Бог хотел создать человека похожим на Себя, по образу Своему и подобию. И тогда Бог вдунул в лицо первого человека Адама свое Божественное дыхание, Благодать Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего. Вспомните три Лица Пресвятой Троицы: первое — Бог Отец, как солнце, второе — Бог Сын, как луч солнца, третье — Бог Дух Святой, как тепло от солнца согревает человека своей благодатью. Благодать — это самое доброе, хорошее, самое нужное, жизненно необходимое. И стал человек с благодатью Духа Святого не похожим на неразумных животных, а похожим на Бога.

http://azbyka.ru/deti/15-urokov-po-tradi...

В данном случае исцеление не предполагало какую-то работу механического плана. Но это исцеление очей приведёт к вере данного человека в Иисуса Христа. То есть прозрение физическое послужит причиной для прозрения духовного. Этим самым не только исцелится тело, но исцелится душа. Вот оно – спасение, вот оно – возвращение целостности. Это и есть освящение человека. То есть это полностью соответствует заповеди о субботе. Но фарисеи этого не признают, как мы сейчас с вами увидим. Итак, желая, чтобы осознал и исцелённый, и многие другие, которые смотрят непредвзято, что исцеляет Сам Бог, отправляет его туда в купальню. Он пошёл, умылся и пришел зрячим – пришёл, то есть вернулся на то место, где он до этого сидел и просил милостыню. Видимо, он просто не знал, что ему делать, куда ему податься. Он по привычке возвращается туда, где он сидит на протяжении уже, видимо, немалого периода. Чуть позже, когда его родители будут говорить «он сам совершеннолетний, пусть сам о себе расскажет» – это, скорее всего, указание на возраст тридцать лет. Именно с тридцати лет евреи могли свидетельствовать в суде. Значит, если ему было больше тридцати лет, то, вероятно, он сидел уже не меньше десяти, может быть, и пятнадцати лет, на одном месте просил милостыню. Получается, что он туда возвращается, и вот он вернулся. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп ( Ин. 9:8 ). Ну, какие соседи – видимо, те, кто тоже регулярно на этом месте сидели, просили милостыню; те, кто там время от времени по делам бывал, видели, что он слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я ( Ин.9:8-9 ). Обратите внимание: настолько это было удивительным, что человек, слепой от рождения, прозрел, что даже его не узнавали. А почему еще не узнавали, насколько это было для него важно для его души, как это изменило его настрой. Или ты сидишь нищий и невидящий Божий мир, конечно, человек испытывает некие душевные страдания, он постоянно грустный, он постоянно огорчённый; или ты вдруг увидел мир. Значит, он преобразился, он радостный пришёл. То есть не только то, что он прозрел, но и то, что у него совсем другое настроение, это изменило его внешность немножечко, поэтому и возник спор.

http://azbyka.ru/video/kto-sogreshil-on-...

     Послание к колоссянам, из которого мы сегодня читаем на Литургии, есть апологетическое письмо, направленное против ересей, распространившихся уже в апостольские времена в городе Колоссы. Колосские лжеучители отвергали божественность Иисуса Христа, считая Его сотворенным существом, и ставили в один ряд с Ангелами. Практически то же самое говорят сегодня адепты секты Свидетели Иеговы, считающие, что Христос – это Архистратиг Михаил. Апостол Павел с ходу бросается в бой со лжеучениями. Уже в первой главе он благовествует о Христе как о Сыне Божием, о том, что Иисус есть Бог. Он – «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15). Если рожден прежде всякой твари и является образом Божиим, то значит рожден Богом и единосущен Ему, как любой сын единосущен своему отцу. Как же Христос может быть тварью, если Он единосущен Отцу и рожден «прежде всякой твари»? «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (ст. 16), – продолжает Павел. «Им создано все» – в точном переводе с греческого: «через Него создано все». Небо и землю, все видимое и невидимое сотворил Бог Отец через Сына Своего, силой животворящего Духа. Как и сказано об этом прикровенно в псалме: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6). Христос вместе с Отцом и Духом святым есть Творец мира. И Он – Бог, ибо сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Затем Павел касается темы Ангелов. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (ст. 16). Престолы, господства, начальства, власти – это ангельские чины, и все они созданы через Христа. Как же Он может быть им равен? Как Творец может быть равен творению? Он неизмеримо выше. Но хорошо, каково же отношение Христа к человеческой природе? Ведь люди видели Его в образе человека, да Он, несомненно, и был человеком. «Он – начаток, первенец из мертвых» (ст. 18), – говорит Павел. Христос есть «начало восстановленного человечества», – толкует Феофан Затворник. Человечество «в Нем сначала восстановлено... а потом по Нему и силою... Его восстановляются и все» остальные люди, верующие в Него. «Он – начало, источник... и родоначальник» нового человечества, рожденного от воды и Духа. Поэтому и называется Христос «начатком» и «первенцем из мертвых». Можно было еще назвать Его и «первенцем из воскресших», ибо Он воскресает первый, силою Своею, а за ним и мы, силою Его. Христос – и Бог, и человек, а вместе – Богочеловек.

http://pravoslavie.ru/117763.html

Вообще, если бы возможно было увидеть красоту души телесными очами, ты посмеялся бы над всеми этими примерами тел, — так слабо они представляют нам благолепие души! Не будем же нерадеть о таком стяжании и таком блаженстве, тем более, что возвращение к этой красоте для нас удобно при надежде на будущее. « Ибо », говорит апостол, « кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно » (2 Кор. 4:17, 18). Если же скорби, которые ты знаешь, блаженный Павел назвал нетяжкими и легкими, так как не смотрел на видимое, то тем легче тебе оставить нечистую похоть. Мы теперь зовем тебя не на опасности, не на ежедневные смерти, непрестанные удары, бичевания, узы, борьбы со вселенною, вражду от домашних, безпрестанные бдения, продолжительные путешествия, кораблекрушения, нападения разбойников, козни от сродников, скорби о друзьях, голод, холод, наготу, зной, печаль о своих и не своих. Ничего такого мы не требуем теперь; об одном только просим, — освободиться от окаянного рабства и возвратиться к прежней свободе, представив себе и наказание за похоть и почесть за прежнюю жизнь. Если не верующие в учение о воскресении предаются беспечности и никогда не чувствуют этого страха, это нисколько неудивительно; а нам, надеющимся более на будущие, нежели на здешние блага, проводить столь жалкую и несчастную жизнь, ничего не ощущать при воспоминании о первых, но ниспасть до крайней бесчувственности, — это было бы весьма безрассудно. Когда мы — верующие будем поступать, как неверные, или станем вести себя хуже их (и между ними есть просиявшие житейскою добродетелию), какое, наконец, будет нам утешение, какое оправдание? Из купцов многие, потерпев кораблекрушение, не упали духом, но опять пошли тем же путем, хотя притом потерпели это несчастие не от собственной беспечности, но от силы ветров; а мы, которые можем надеяться на счастливый конец и верно знаем, что без нашей воли не постигнет нас ни кораблекрушение, ни малое какое–либо несчастие, мы ли не примемся опять за то же и не будем приобретать, по прежнему, но станем лежать без дела, сложив при себе руки? И о, если бы только при себе, а не против себя, — что означает явное безумие! Ведь если бы кто из борцов, оставив своего противника, обратил руки на свою голову и стал поражать собственное лице, скажи мне, не причислили бы его к сумасшедшим? Диавол поборол нас и поверг; следовательно надобно встать, а не влачиться далее и низвергать себя в пропасть, не прибавлять к его ударам еще своих собственных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

слушающих Его, верящих Ему и идущих за Ним. «Овцы Мои слушаются голоса Моего и Я знаю их, и они идут за Мною»… Таковы взаимоотношение Пастыря и овец Его стада, Его двора. Есть овцы не Его двора, и есть овцы другого Его двора: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора: и тех надлежит Мне привесть, и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин. 10:16 ). Есть овцы, не ходящие за Пастырем своим, еще не принадлежащие к видимому Его двору, однако они все же Его овцы. Какое утешение для многих, тревожащихся за участь народов и душ, не находящихся в видимой человеческими глазами ограде Церкви. И какое предупреждение для всех, находящихся в этой видимой ограде. Первые сейчас не сего двора (не от православия и даже, может быть, не от христианства), но все они, кто живет совестью и духом Корнилия Сотника, придут к Нему и возлягут у Его ног… Некоторые же из «сего двора», – из ограды видимой Церкви Апостольской, могут быть изгнаны вон, как фарисеи (за гордыню духовную) и как саддукеи (за неверие). Бл. Августин говорит, что Церковь земная подобна неводу, находящемуся в море. Не все рыбы, которые сейчас в нем, будут вытащены на берег (Царствие Божие); и некоторые рыбы, которых сейчас нет в неводе, попадут в него. Не всякий, кто думает, что идет за Единым Пастырем, в действительности идет за Ним; и не всякий, кто не идет, действительно не идет. Такие даже гонители Его, как Савл, ближе к Нему, чем такие почитатели, как Анания и Сапфира ( Деян. 5 ). Истинный, Единый Пастырь не имеет лицеприятия, и не смотрит на то, записан или не записан человек людьми в Его стадо. Он имеет книгу Жизни и Сам записывает туда души человеческие, и никто, кроме Него, не может прочесть этой книги, ни даже открыть ее ( Откр. 5:3–4 ). Злое пастырство Если на Моисеевом седалище, огражденном стеною Закона, сели книжники и фарисеи ( Мф. 23:2 ), то тем более они могли сесть на седалище Единого Кроткого Пастыря и именем Его начать неправо править слово Его истины… Это случилось в мире. Волки вошли в стадо Пастыря и стали разгонять его овец, и до сих пор разгоняют, разместившись по церквам и народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010