Ваш послушник Иерод. Давид Письмо 41 Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Василию, Архиепископу Бельгийскому и Брюссельскому Ваше Высокопреосвященство, святительски благословите! Извещаем Ваше Высокопреосвященство, что Ваше письмо и св. жертву 300 франков получили с великой благодарностью. Служили молебен Иверской Божией Матери, а сегодня 12 окт. с/ст празднуем Иерусалимской Божией Матери. Бдение в церкви (совершали) всего 6 человек. На Покров всего в трапезе было 40 человек. Афон запустел. Просим Ваших св. молитв, чтоб Господь помог нам пережить это горе. Прошу передать всем благотворителям по одному изображению Иверской Божией Матери, а Вашему Высокопреосвященству прилагаю открыточку новую. Остальная жизнь всё по-старому. Все пока живы и здоровы. Испрашиваем Ваших святых молитв. Вашего Высокопреосвященства остаёмся недостойные послушники и богомольцы Игумен Ар.Илиан со всею о Христе братиею 12 октября с/ст 1965 г. Св. Гора Афон. Пантелеим. монастырь Письмо 42 На Св. Афоне 12 октября 1965 г. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Архиепископу Брюссельскому О. Василию Ваше Высокопреосвященство! Настоящим моим скромным письмом разрешите обратиться к Вам со следующей просьбой. Как Вам, вероятно, уже известно, что в Свято-Андреевском скиту скончался игумен о. Михаил (18 сентября с/ст) и там остались всего три старичка (о.о. Иоанникий, Сампсон и Спиридон). Все эти старички очень немощны и сами, несмотря на финансовое состояние скита довольно хорошее, жить очень затрудняются – все они очень малоспособны. Мне они говорили, что им известно, что бывший ихний монах о. Силуан 43 , проживающий сейчас где-то во Франции, желает вернуться в свою обитель, то есть к нам в скит, но написать сами ему не могут, да и адреса не знают. Они очень просили меня помочь им в этом деле, но так как и я о. Силуана адрес не знаю, то прошу Вас сообщить нам его, если Вам он известен. С ватопедцами я говорил, и они обещали содействовать (и надеюсь, что не лицемерят) в выправлении формальностей на его прибытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В соответствии с этим, св. Макарий Великий смотрит на смирение, как на основание христианства. » Основанием христианству», – говорит он, – «служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоевался на них и не почитал себя великим, но был нищ духом» (Твор. преп. Макария Египетск. Св. Троицк. Лавра, 1904 г. стр. 35). По учению сего св. отца Церкви в этом смирении состоит и самый признак христианства. «Вот признак христианства,» – говорит он,- " сколько ни потрудишься, сколько ни совершишь праведных дел – оставаться в той мысли, будто бы ничего тобою не сделано... Хотя бы и праведен был ты пред Богом, должен говорить: «я не праведник, не тружусь, а каждый день начинаю только». (Ibid., стр. 197, сравн. Твор. св. Симеона Нов. Бог . в. I. стр. 154) Так смотрели на смирение и другие св. отцы Церкви. Они учили, что смирение имеет силу истреблять все козни диавола, (Поучения пр. аввы Дорофея , стр. 135, изд. Опт. пуст. Москва 1888 г) всякое зло в нас (Учение пр. Исихия о трезвении и молитве. Добротолюб. II т., стр. 171. Москва 1896) и все наши страсти. (Поучения пр. аввы Дорофея , стр. 302–303) «Видел я,» – говорит преп. Антоний Великий , – «однажды все сети врага, распростертыя по земле и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие». (Добротолюбие, I т., стр. 134. Москва 1895) «Поистине,» – свидетельствует авва Дорофей , - " нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его». (Ibid. т. II, стр. 605. Москва 1896) Поэтому оно – как учат св. отцы Церкви: Евфимий Новый (Иверский), Максим Кавсокаливит и Григорий Синаит , – есть мать, начало и корень все х добродетелей (Афонский патерик. Изд. Рус. Пантелеим. мон-ря на Афоне, ч. 1, стр.: 108–109, 269, 323. СПБ. 1876 г) «Ни страх Божий»,– говорит св. Авва Дорофей ,– «ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершенною без смиренномудрия». (Добротолюбие, т. I I , стр. 605) Без смирения и самая молитва , как свидетельствует преподобный Макарий Египетский , не будет для нас полезна (Твор. пр. Макария Египетскаго, стр. 374), и весь подвиг христианской жизни будет для нас суетен, (Отечник Еписк. Игнатия Брянчанинова , стр. 400. СПБ. 1880 г) так как, по словам св. Исаака Сирианина, «что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели». (Твор. св. Исаака Сирианина. Слова подвижническия, стр. 244. Москва 1854 г)

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

739 Еп. Феофан. Собрание соч. вып. первый. Издание Афонского Пантелеим. монастыря. Москва 1898, письмо 12, от 29 сентября 1874 г. 769 «Слово о том, что не должно стыдиться прославлять честный крест», 1; Mg. 52, 841; Р. п. III, 917. 774 Разумеется, очевидно, «στоρα τερ τν ν Iερoσλμoις πατριαρχεσαντων», εν Воυκоυρεστ 1750. 776 Πηδαλ. σ. 163: μо κα τ θεα νματα... cp. примечание к правилу 68 шестого вселенского собора, σ. 160 2 –161 1 . 793 Часть третья, О любви, о почитании икон, отв. 55. Изд. 16-е, Спб. 1858, стр. 167; Μεσολωρας, Συμβολικ τς ρθоδξоυ νоτоλικς κκλησας Тμоς А, ν θναις, 1883. σ. 481. 794 Об этом подробнее см. в книге Ивана Никольского. Греческая Кормчая книга (Пидалион) М. 1886, стр. 276–287. 798 См. напр. ’Ευχολγιον τ Μγα, Venetia 1864, σ. 483: Σ γαρ ε γασμος μν... τ γιαστικ δυνμει τо παναγоυ σο Πνεματος; 484: Σ ε δοτρ τς χριτος... τ νεργε τoυ Πατρς и т. п. Cp. Μικρν ’Ευχολγιον, ν θναις и υχλογιον τ Μγα, ν θναις, σ, 509, 511, 514. 816 См. Dr. Martin Luthers Sämmtliche Werke Francfurt und Erlangen., 1826–1857, Band 2, Seite, 150. 826 В. 44, S. 113–115; В. 31, S. 365; ср. Булатович, Апология, стр. 15. Об учении Лютера об освящающей силе слова Божия см. Iulius Kostlin, Luters Theologie in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Stuttgart. 1863, B. 2, S.S. 493–503, cp. 312 сл., 321 сл.; С. Маргаритов. Лютеранское учение в его историческом развитии. Изд. 2-е, Кишинев 1898, стр. 109–127. Reinhold Seeberg, Lehrbuch der Dogmen gechichte, Erlangen und Leipzig, 1898, 2 Hälfte, S. S. 264–275; Paul Tschackert, Die Entstehung der lutherischen und der reform. Kirchenlehre, Göttingen, 1910. S.S. 166–179. 833 Правосл. Испов. ответ на вопрос 102, Μεσολρας Συμβολικ I, 424–425; Послание восточных патриархов, гл. 16. 851 Ibid. Слова эти взяты из книги пророка Исаии (53:8) и говорят о крестной смерти Спасителя, а не о воплощении. 874 Примером неразборчивости в средствах имябожников, кроме упомянутых выше подделок текстов, может служить отрицание Булатовичем подлинности патриаршей грамоты, осудившей книгу Илариона. Фотографический снимок грамоты мы помещаем на стр. 148.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В ряду «материалов для истории Типика» г. Мансветовым на первом месте поставлены евхологии из Барбериновской библиотеки VIII-IX в. и из собрания преосв. Порфирия (ныне Имп. публ. библ.) X в. (по Мансветову сверстник первого), впрочем, с оговоркой, что для «изучения Устава евхологии дают немного» (стр. 3). И действительно, если бы в этих евхологиях над вечерними и утренними молитвами, которые сами по себе не имеют никакого значения для истории Типикона, не было бы надписаний в роде следующих: εχ ωθ νη, θ το πεντικοστο, εχ ωθ νη θ πρ το εαγγελ ου, εχ ες τ Δ ξα ν ψστοις, χ ες Ανετε τν Κριον κ τν ορανν 4 и т. п., то эти евхологии ровно ничего не могли бы дать для настоящей цели. Теперь же, благодаря указанным сейчас надписаниям, мы знакомимся с составом и порядком суточного богослужения. Второе место после евхологиев дано Псалтири преосв. Порфирия, написанной в 862 г., но из нее автор почерпает такие сведения, которые он едва ли может приурочить к известному определенному месту в порядке суточного богослужения. Открытые г. Мансветовым в этой рукописи библейские песни, как нам известно (см. ρολ. X-XI в., рукоп. Есфигмен. библ., 71 и рус. Пантелеим. мон. на Афоне, 18), входили в состав, суточного богослужения, пелись на утрени вместо канона, но в Псалтирях эти песни обыкновенно помещаются в конце рукописи и без указаний на их повседневное употребление в церковном богослужении. Кроме того, судя по статье « ψαλμωδ α καθς ψλλομεν ν τ γ Χριστο το Θεο μν ναστσει», изданной в свет архимандритом московского Даниловского монастыря Амфилохием (Чтен. общ. люб. дух. просв. 1873 г.), в этой Псалтири мы имеем запись обрядов, практиковавшихся исключительно в Иерусалиме, в храме Воскресения, и, следовательно, едва ли мы можем эту Псалтирь относить к материалам для истории общераспространенного Типикона. Древнейшие рукописные Евангелия весьма нередко содержат в себе довольно обширные литургические замечания, в виде извлечений из Типикона, и могут оказать исследователю, не располагающему более пригодными для его целей источниками, громадную услугу, но бывшие под руками у г. Мансветова Евангелия 835 г. и VIII-IX в. из библиотеки преосв. Порфирия не принадлежат к подобного рода спискам, потому-то он извлек из них весьма мало литургических данных. Указания чтений на праздники и знакомство с месяцесловом IX в., о чем г. Мансветов и не упоминает даже, – вот и все, что они дали ему. Что же касается профитологиев, то, при одинаковости своего содержания, за весьма редкими исключениями, из них возможно получить не мало ценных литургических данных, как это мы и видим из книги нашего автора (стр. 5, прим. 1), но при этом не нужно забывать, что эти данные большей своей частью имеют непосредственное отношение к так называемому Типикону Великой церкви и для характеристики порядков общецерковных могут быть непригодными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

извест. )· (Сост. по брошюре: «Смысл и значение прав. богослуж.» изд. Афонск. Пантелеим. монаст. 1887 г.). О всенощном бдении. 1. Беседа, в которой изъясняется в общем обзоре всенощное бдение В праздники и воскресные дни богослужение вечернее и утреннее с первым часом соединяются в один состав. Так как такое богослужение может продолжаться на всю ночь, то и получило название всенощного бдения. К началу богослужения священник в облачении, с кадилом, становится перед престолом; диакон, приняв благословение от священника, отверзает царские врата, выходит и становится перед ними, держа в левой руке светильник, а правую с орарем возвышая перед церковным собранием, в котором иные – кому можно и где можно – в ожидании богослужения сидели, возглашает «встаньте»; затем, обращаясь к священнику, говорит: «Господи, благослови»; священник, отвечая на это, творит кадилом крестное знамение перед престолом и возглашает из алтаря: «слава святой, единосущной, животворящей и нераздельной Троице всегда, ныне и непрестанно, и на вечные веки!» Молящиеся отвечают кратким единодушным подтверждением: аминь, т.е. «истинно так». Отверстые царския врата, через них видимый для молящихся престол и алтарь, наполненный кадильным благоуханием, освещенный, означают, конечно, отверстое небо – место особенного откровения славы Триипостасного Бога; служитель Божий, предстоящий престолу Божию с кадилом указывает собою как бы на ангела Божия, приглашающего к славословию и благоговейной молитве певцов Божией славы на земле, как на небе. Но на земле Бог открывается и приближается людям во Христе Спасителе – Богочеловеке, Царе благодатного царства; видимый молящимся престол есть престол Христов, и славословия, благодарения и прошения христианские совершаются только именем Христа – Ходатая Бога и человеков; прямое и непосредственное богослужение на земле есть служение Христу Богу, во плоти явившемуся. Потому предстоятель церковного собрания, стоя у престола Христова, приглашает собрание вместе с собою приблизиться душами и сердцами ко Христу – Царю и Богу, таинственно присущему здесь, поклониться, припасть во благоговении. Таково значение троекратного приглашения, слышимого из алтаря: «приидите, поклонимся Царю нашему Богу; приидите, поклонимся и припадем Христу, Царю нашему Богу, приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Царю и Богу нашему; приидите, поклонимся и припадем Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Напрестольных крестов старинных два; один серебряный позооченный, осыпан стразами, в длину 11, а в ширину 9 вершков, водружен на Голгофу, сделанную из чеканного серебра. Другой крест кипарисный в сребропозлащенном снизу и по краям окладе, длиной в 8, а шириной в 3 1/2 вершка, с резной надписью на исподней стороне по окладу: «Изъявление о мощахъ святых Божиихъ угодниковъ, иже въ семъ кресте положишася: над главою Спасителя мощи. Ioah. Предтечи, съ коими вкупе ризы Господ., животвор. древа Господня и часть ризы пресв. Богородицы. На правой стороне отъ того места мощи прор. Даниила, евангеист. Марк, ап. Андр. Первозванного, на левой — мощи Лазаря четверодн., архидиакона Стефана, подъ правою ручкою изображения Спасителя — мощи Игнат. Богоносца, царя Константина, под левою — м. Георгия, Победоносца, Феодора Стратилата; у правой ножки — мощи Еуст. Плакиды, Стефан. новаго, у левой — мощи Михаила Малеина, велик. Варвары, подъ ножками —мощи Ioahha войственника и Пантелеим. целебника». На этом же кресте другая надпись: «Отъ мироздания 7207 въ лета (1699) месяца Мая въ 20 день соделася сей крестъ святый кипарисный къ obлoжehiu сревряномъ съ мощами святыхъ угодниковъ и устройся монастырь Воскресенский , что въ селе Павлове, въ церковь святую влагословения ради и освящения съ верою приходящихъ человекъ, тщаниемъ Стефана Васильева сына Леонтьева, въ поминовение усопшихъ и погребенныхъ сродниковъ своихъ». Из книг первое место занимает Евангелие, напечатанное в 1698 году в лист на большой голландской бумаге, в сребропозлащенном окладе, весом в пуд и три фунта, с надписью по листам: «1702 лета от Христа Господа, месяца Септемрия в 4-й день сие святое Евангелие устроено в церковь Воскресения Христова тридневнаго, что въ селе Павловэ тщаниемъ грешнаго Стефана Леонтьева, въ noмuhobehie отца своего и погребенных сродниковъ своихъ въ вечное время». Другое напрестольное Евангелие полудестевое, печатанное в 1701 году, в бархатном окладе, с такой же как и вышеозначенная надписью, указывающей на приклад Стефана Леонтьева. Кроме этих евангелий есть еще и другие книги XVII столетия, как-то: «Вечеря душевная», печатанная в 1683 г.; служебная Минея за январь — в 1696 г.; «Апостол» — в 1695 г. Надпись на первом его листе: «Стефана Леонтьева, въ монастырь Воскресения Христова, что въ селе Павлове, въ 1704 году Февраля 3-го дня».

http://sobory.ru/article/?object=09076

Священнический возглас 3 часа (после молитвы «Иже на всякое время»), как и 6-го, «Молитвами св. отец», – более радостного тона, чем на 1 и 9 часах, ввиду соединяемого с часом воспоминания и близости литургии. Заключительная молитва часа, тоже ввиду этого воспоминания, обращена раздельно ко всем трем Лицам Св. Троицы, Коих просит о спасении. Молитва приписывается св. Мардарию, армянскому мученику при Диоклетиане, и произнесена им на пытке, окончившейся смертью и состоявшей в том, что его, повешенного вниз головой, жгли раскаленным железом; его сомученику – св. Евстратию – принадлежит молитва субботней полунощницы «Величая величаю Тя». 2738 История часа В чине песненных часов 3-й час имел, по-видимому, псалом 16 2739 . Во всех древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайск. библ. VIII в. 863), для 3 часа указываются нынешние псалмы. Также и тропари по псалмах; только Часосл. СПб. Публ. б. 57 и Соф. 1052 XIII в. в «субботу, коли не будет тропаря (дневного), указывают для 3 часа тропари «Страстотерпцы Господни» (ныне седален 2 гл.) и «Страшна смерть тайная». По Трисвятом Синайск. Часосл. 865 XII в. имеет тропари: «Царю Небесный», «Яко посреде учеников», «Многая множества моих, Богородице, прегрешений»; Часосл. Афоно-Пантелеим. библ. 71 XII-XIII в. 2-й тропарь «Егда снишед», 3-й «Взбранной воеводе»; Синайск. 866 XII в. 2-й тропарь «Егда снишед», Типогр. б. 46 и 48 XV в. 2-го не имеет, а 3-й «Тя град и станище имамы». Заключительная молитва отсутствует в Синайск. Часосл. 863 VIII в., 867 XII-XIV в. и Моск. Типогр. б. 47 XV в. В Ватопедск. Часосл. 350 XII в. краткая, похожая на нынешний тропарь, «Иже в третий час»; Синайск. 870 XII в. – нынешняя молитва междочасия; Софийск. (СПб. Ак.) 1052 «Боже Щедрый, утешая нас на всяк час» (кроме того, в начале часа «молитва начинающе всяко пенье» «Владыко, Господи Вседержителю, приемля от Небесных Сил Тресвятую песнь» (та же молитва на этом месте в Типогр. 47); Синайск. 865 XII в. две молитвы – нынешняя междочасия и «Господи Спасе мой, вскую оставил мя еси»; Типогр. 46 и 48 та, что в Соф. 1052 и «Боже Праведный Прехвальный»; Хлудовск. 123 X в. эта и нынешняя; Синайск. 12 и СПб. Публ. б. 57 XIII в. три молитвы: эта же, «Боже Святый, Утешителю Душе истинный», «Боже Вседержителю и Отче Иисусе Христе» 2740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

е. для мужчин и женщин. Патриарх Никифор и не мог говорить о двух отдельных чинах пострижения, одного для мужчин, другого для женщин, потому что евхологии греческие ни в его время, ни в более позднее не имели в себе подобных чинов, а содержали лишь один чин, но с разными молитвами и тропарями для мужчин и женщин, которые излагались на ряду в чине и выделялись надписанием: « ες γυνακας». Такой чин мы находим у современника патриарха Никифора известного песнописца Феодора Студита († 826) в его вновь нами открытом Ζληματολ γιον-е (ркп. XV в. русск.-Пантелеим. мон. на Афоне). В этом же роде нам известен чин пострижения по списку XIII века (ркп. Сннайск. мон. 967), в котором для женщин ( ες γυνακας) имеются не только отдельные тропари и особые молитвы, но даже целые антифоны. Впрочем, нам известен один греческий евхологий XIV в., в котором имеются самостоятельные чины для пострижения женщин (ркп. Кутлумушск. афон. м. 491), но этот факт можно считать исключительными. Настоящий евхологий написан и составлен для женского константинопольского монастыря Спаса Филантропа, основанного близ св. Софт визанййским императором Алексеем Комненом (Н. Кондак. Визант. ц. п памяти. Констант. Од. 1886, стр. 73, 81, 105), и но этому в этом евхологионе все почти чины изложены для женщин, как напр., чин елеосвящения ( προσρχεται μλλουσα ποιησαι τ γιον λαιον) и т. и. Но и здесь находим чин постижения женского изложенный по образцу чина мужского пострижения с весьма, впрочем, незначительными особенностями и стихирами, о которых в самом памятнике замечается, что они вошли сюда на основании обычая сего монастыря ( προεγρφησαν κα τθησαν ν τ σεβασμ το Φιλανθρ που μον). Казалось бы где, как не в данном евхологие, было весьма уместно поместить чин женского пострижения в той редакции, которая известна-г. Красносельцеву, но и здесь мы не находим его. Это то последнее обстоятельство и дает нам смелость думать, что настоящего чина женского пострижения или вовсе не было известно в практике греческой церкви (припомним отзыв наших справщиков), или он имел место в каком-нибудь определенном женском монастыре, как особенность местной практики, за что может говорить и то обстоятельство, что и в наших славяно-русских богослужебных памятниках он встречается не часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Афоно-Пантелеим. библ. XII–XIII b. 2-й тропарь «Егда снишед», 3-й «Взбранной воеводе»; Синайск. XII b. 2-й тропарь «Егда снишед», Типогр. б. и 48 XV b. 2-го не имеет, а 3-й «Тя град и станище имамы». Заключительная молитва отсутствует в Синайск. Часосл. VIII b., 867 XII-XIV b. и Моск. Типогр. б. XV b. В Ватопедск. Часосл. XII b. краткая, похожая на нынешний тропарь, «Иже в третий час»; Синайск. XII b. — нынешняя молитва междочасия; Софийск. (СПб. Ак.) «Боже Щедрый, утешая нас на всяк час» (кроме того, в начале часа «молитва начинающе всяко пенье» «Владыко, Господи Вседержителю, приемля от Небесных Сил Тресвятую песнь» (та же молитва на этом месте в Типогр. 47); Синайск. XII b. две молитвы — нынешняя междочасия и «Господи Спасе мой, вскую оставил мя еси»; Типогр. и 48 та, что в Соф. 1052 и «Боже Праведный Прехвальный»; Хлудовск. Х в. эта и нынешняя; Синайск. и СПб. Публ. б. XIII b. три молитвы: эта же, «Боже Святый, Утешителю Душе истинный», «Боже Вседержителю и Отче Иисусе Христе» [ 899 ]. ШЕСТОЙ ЧАС Содержание часа 6-й час посвящен воспоминанию самого распятия Христова (по «Учительному известию» Служебника — обстоятельств его от несения Креста до помрачения солнца). Все псалмы часа изображают преследование праведника врагами, ищущими его гибели. Первый псалом часа 53 «Боже, во имя Твое спаси мя», носящий нечастое надписание «учение», просит Бога, ради самого имени Его (охранения святости его), о спасении в правом деле от страшных, забывающих Бога врагов, выражает уверенность в этом и дает благодарственный обет. Второй псалом часа 54 «Внуши, Боже, молитву мою» — возбужденная молитва Богу в большой скорби [ 900 ], доходящей до желания совершенно покинуть наполненный (охраняемый как злой стражей на стенах) насилиями и злодеяниями город, особенно в виду друга, ставшего врагом [ 901 ], молитва об уничтожении врагов, переплетаемая выражением полной уверенности в спасении. Третий псалом часа — 90-й «Живый в помощи Вышняго» рисует в форме наставления все выгоды полной надежды на Бога (называемого здесь самыми возвышенными именами), Который уповающего на Него как крыльями (может быть, намек на Херувимов) защищает от незаметно подстерегающей смерти (сети птицелова), от всех опасностей ночи и дня, губящих тысячи [ 902 ], от вредоносных животных посредством Ангелов, не позволяющих и оступиться о камень, во всем чем нам дается и от Самого Бога торжественное уверение, обещающее, кроме того, уповающему все земные блага и спасение [ 903 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

303  «Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)». Сост. Г. П. Чиняковой. М.: «Новая книга», 1996, стр. 134–135. В монастыре Тёмные Буки полагала начало праведница наших дней схимонахиня Сергия (Клименко, 1901–1904), похороненная в Пюхтицком монастыре. 306  Выборочные письма, содержание которых касается вопроса об имяславии, из книги: Свящ. П. А. Флоренский, Переписка с М. А. Новосёловым, Томск. 1998, стр. 69–192. 308  О разделении мнений на Афоне свидетельствует письмо, подписанное «Грешным братом Павлом Григоровичем, который помогал на Афоне о. Антонию (Булатовичу) в написании его сочинений против «имяборцев», в том числе и «Апологии». Письмо написано в 1912 г. и адресовано о. Василию (?): «В настоящее время я нахожусь на Св. горе. С первых дней моего здесь пребывания я заметил, что русские иноки здесь разделились на два лагеря в весьма важном вопросе об Имени Иисусове. Одну часть составляют некоторые учёные иноки: иеромонах о. Киреевский (из Москвы), иеромонах о. Феофан (Казанский), инок Хрисанф, а также все три архимандрита (Пантелеим., Андреевск. и Ильинск.), игумены со своими секретарями, и весьма незначительной группой меньшой братии. Своё учение они изложили в «Русском Иноке» за февраль и март текущего года в статье инока Хрисанфа: «Рецензия на книгу о. Илариона «На горах Кавказа " », склонив на свою сторону архиепископа Волынского Антония. Другая же, значительная, часть иноков, во главе с иеросхимонахом Антонием (Булатовичем), свою веру в имя Иисусово изложили в приложенной здесь Апологии. Придерживающиеся этого взгляда преследуются власть имущими – игуменами» (Архив свящ. Павла Флоренского). 309  2 ноября 1912 г. умер митр. С.-Петербургский Антоний. На «вдовствующую кафедру Царствующего града» был призван в звании первенствующего члена Св. Синода митр. Владимир, бывший до этого митр. Московским и Коломенским. Затем последовал Именной Высочайший указ Святейшему Правительствующему Синоду: «Именным Высочайшим указом, в 25 день ноября сего года, на имя Святейшего Синода данным, архиепископу Томскому и Алтайскому Макарию Всемилостивейше повелено быть митрополитом Московским и Коломенским, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры священно-архимандритом и членом Святейшего Синода» («Церковные Ведомости». 1912. 6 декабря. стр. 426).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010