T. 2. Vol. 1(2). P. 129-130; ДВС. Т. 3. С. 48). Это определение явилось ответом Церкви на вопрос, в течение длительного времени ею обсуждавшийся: как следует понимать соединение во Христе божественной и человеческой природ? Оно было составлено с учетом понимания ипостасного соединения св. отцами и богословами дохалкидонского периода, что подтверждается существованием еще до определения IV Вселенского Собора выражений, почти дословно повторенных в Халкидонском оросе: «Христос, после Воплощения, состоит из двух естеств в одной Ипостаси и одном Лице» - эти слова были произнесены архиеп. Флавианом на К-польском Соборе 448 г. (ACO. T. 2. Vol. 1(1). P. 114; ДВС. Т. 2. С. 105). Халкидонское вероопределение, давшее положительное разрешение христологической проблемы, было результатом труднейших согласований между полемизировавшими сторонами, в его основание легли также формула согласия 433 г. и исповедание К-польского архиеп. Флавиана 448 г. ( Мейендорф. 2000. С. 28). Преображение Господне. Икона. 2-я четв. - сер. XVI в. (НГОМЗ) Преображение Господне. Икона. 2-я четв. - сер. XVI в. (НГОМЗ) IV Вселенский Собор постановил исповедовать И. Х. «в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого» - при описании соединения двух естеств были использованы «отрицательные» термины. Протопр. Иоанн Мейендорф пишет о кафолической умеренности и смирении, проявленных в соборном определении: среди терминологических тонкостей Собор сумел сохранить элемент таинственности; единство двух природ определено 4 отрицательными наречиями, которые, осуждая 2 противоположные ереси, несторианство и евтихианство, «исключали всякую попытку полностью объяснить в человеческих понятиях самую тайну Воплощения» (Там же. С. 30). Согласно соборному оросу, божественная и человеческая природы соединились во Христе «в одно Лицо и в одну Ипостась». Описания Лица и Ипостаси Собор не дает. Это описание появилось позже, в процессе рецепции Халкидонского ороса и последующего развития христологического богословия.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Богородицы», как, напр., на иконе из ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Дионисиева Глушицкого Сосновецкого мон-ря (1-я четв. XVI в., ВГИАХМЗ). И. З. изображается в композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов», иконография к-рой, по мнению А. Грабара, сложилась в постиконоборческий период в IX в. Наиболее ранние из сохранившихся - миниатюры Кодекса Григория Назианзина 867/86 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 301v), Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 62, сер. IX в.). Сюжет часто встречается в рукописях, напр. в Гомилиях (Словах) Григория Богослова, 3-я четв. XI в. (ГИМ. Син. Греч. 161. Л. 29 об.), а также в визант. иконописи и в составе монументальной декорации храмов. По мнению прот. Н. Озолина, мозаическое изображение Пятидесятницы IX-X вв. располагалось в вост. куполе юж. галереи собора Св. Софии в К-поле ( Озолин Н., прот. Правосл. иконография Пятидесятницы: Об истоках и эволюции визант. извода. М., 2001. С. 155). Купольные композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов» сохранились в мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), собора Сан-Марко в Венеции (XII - нач. XIII в.). Сюжет присутствует во фресковой росписи трансепта Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). С XIV в. изображение Пятидесятницы распространилось в иконописи в составе праздничных рядов и в качестве храмовых образов: иконы из праздничного ряда собора Св. Софии в Новгороде (ок. 1341, НГОМЗ) и Благовещенского собора Московского Кремля (ок. 1405, ГММК); храмовая икона из Свято-Духова мон-ря в Новгороде (2-я треть XV в., НГОМЗ), на к-рой сохранились остатки инициалов около нимбов - И. З. изображен в середине правой группы апостолов. В сценах апостольского служения образ И. З. представлен: на фреске «Проповедь ап. Иакова» из цикла деяний апостолов в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове, 30-40-е гг. XII в.; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318 - мученичество. Образ И. З. присутствует в иконографии «Собор 12 апостолов», не получившей широкого распространения, напр.

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

XVI в.). В изображениях 2-го типа - Г. в хитоне и гиматии (цветовая гамма одежд непостоянна), с руном в одной руке и свернутым или развернутым свитком - в другой (надпись представляет вариации на тему из Суд 6. 37-38). Этот вариант имеет более широкое распространение и известен как в отдельных миниатюрах, иллюстрирующих сюжет «Чудо с руном» (напр., миниатюра из Киевской Псалтири к Пс 71. 6 - РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 96 об.), так и на иконах в пророческих рядах высоких иконостасов на Руси (из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, 1425-1427, из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, 1497, КБМЗ - по пояс; из Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК, из главного иконостаса Софийского собора в Новгороде, XVI в., НГОМЗ - в рост). Возникший в визант. иконописи в XII в. тип изображения Богоматери с пророками на полях получил широкое распространение в палеологовскую эпоху, развившись в сложные иконографические программы с ветхозаветными символами Богоматери. Среди пророков был и образ Г., ростовой или поясной. Самый ранний пример - икона «Богоматерь на троне с пророками и святыми» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XII в.; из поздних примеров - икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (XVI в., ГРМ). Законченная схема сюжета «Похвала Богоматери» в монументальной живописи впервые представлена в росписи притвора ц. Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг. Образ Г. присутствует и на греч. иконе «Похвала Богоматери» из Успенского собора Московского Кремля (посл. треть XIV в., ГММК). В монументальной живописи Г. иногда представлен в группе пророков, традиц. изображаемых в куполе храма (ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, ок. 1167). Образ Г. встречается в памятниках прикладного искусства, напр. на окладах Евангелий (Евангелие 1577 г., ВГИАХМЗ) и на резных панагиях (круглый складной костяной панагиар из Софии Новгородской, сер. XVI в., НГОМЗ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 212, 228, 245; Sachs S.//LCI. Bd. 2. Sp. 125-126. И. А. Журавлёва Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества

http://pravenc.ru/text/161851.html

После чтений - полиелей и 1-й степенный антифон 4-го гласа (в воскресенье - степенны текущего гласа, несмотря на отмену воскресных песнопений); затем прокимен, «Всякое дыхание», Евангелие (Ин 12. 28-36a), «Воскресение Христово видевше» и Пс 50. Канон утрени - прп. Космы; в начале канона (или во время Пс 50) Древо Креста торжественно износится из алтаря и полагается на приготовленный столик возле св. врат. По 3-й песни канона - седален Креста; по 6-й - кондак В. и, «если позволяет время», 3 икоса (что является следом полного кондака); по 9-й - «Свят Господь» и особый светилен Креста. Поются хвалитные стихиры, великое славословие и совершается чин воздвижения Креста, за к-рым следуют сугубая ектения и окончание утрени. На литургии указаны вседневные антифоны (Пс 91, 92, 94), к 3-му из к-рых припевается тропарь праздника; есть особый входной стих (Пс 98. 5), чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой ц. (но Апостол - 1 Кор 1. 18-24). 15 сент. в Типиконе называется попразднством и отданием праздника В., в этот день последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь - Σσον Κριε τν λαν σου (        ). На вечерне - прокимен дня; стихословие Псалтири на вечерне и утрене отменяется (кроме совпадения 15 сент. с воскресным днем; Евергетидский Типикон содержит подробные указания на случай такого совпадения). В субботы и недели перед В. и по В. чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. (но Евангелие субботы после В.- Ин 3. 13-17). Воздвижение Креста. Икона-таблетка из собора Св. Софии в Новгороде. Кон. XV в. (НГОМЗ) Воздвижение Креста. Икона-таблетка из собора Св. Софии в Новгороде. Кон. XV в. (НГОМЗ) III. В студийских Типиконах афоно-италийской группы праздничный цикл В. не имеет предпразднства (13 сент. празднуются память Обновления храма Воскресения в Иерусалиме и отдание праздника Рождества Богородицы), а продолжительность попразднства увеличена до 7 дней. Отдание праздника В. бывает 21 сент. Утреннее Евангелие В., согласно этим памятникам, длиннее, чем в к-польских и малоазийских, на 3 стиха: Ин 12.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Курицка Новгородской обл. (1-я четв. XVII в., частное собрание; см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2007. С. 30, 163. Кат. 14); на иконе Божией Матери «Знамение», с Деисусом и избранными святыми (кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ); на иконе Божией Матери «Знамение», с Новгородскими святыми и изображением новгородского Детинца (кон. XVII - нач. XVIII в. (?) с поновлениями XIX в., происходит из новгородской ц. арх. Михаила на Торговой стороне, НГОМЗ); на иконе «Избранные святые в молении перед Ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (2-я пол. XVII в., ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 328-329. Кат. 104); на иконе «Избранные святые» в московском окладе 80-х гг. XVIII в. (СПГИАХМЗ); на 9-частном образе «Избранные праздники, образы Богоматери и святые» посл. трети XVIII в. (Дом иконы на Спиридоновке в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв.: Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 160, 333. Кат. 122); на образе Божией Матери «Тихвинская», с Новгородскими святыми (1-я пол. XIX в., ГРМ). В композиции «Собор Новгородских чудотворцев» И. представлен на иконе «Новгородские святые и чудотворные иконы» кон. XVII в. (СПГИАХМЗ); на аналогичном образе 1721 г. расширенного извода из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54); на 2 иконах «Новгородские чудотворцы» письма свящ. Григория Алексеева - 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ); на иконе «Новгородские и избранные святые, с Ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ); на иконе «Новгородские чудотворцы» 1855 г. (РГИАХМЗ; см.: Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 300-301. Кат. 126); на эмалевом образе 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ); на нескольких иконах кон. XIX в. с поновлениями XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел.

http://pravenc.ru/text/468947.html

СПб., 2005; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 1. С. 415-440; Кузьмина О. В. Церковь и полит. борьба в Новгороде в XIV-XV вв.: АКД. Новгород, 2007. С. 17-18. А. А. Турилов, М. А. Шибаев Иконография Святитель Евфимий II Новгородский, Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов. Хоругвь. 1-я пол. XVI в. (НГОМЗ) Святитель Евфимий II Новгородский, Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов. Хоругвь. 1-я пол. XVI в. (НГОМЗ) Е. упоминается во мн. иконописных подлинниках посл. четв. XVII в., где его внешность сравнивается с обликом свт. Иоанна Милостивого, прп. Иоанникия Великого: «Сед, брада Иоанна Милостиваго, испод вохра з белилом» (ИРЛИ (ПД). Собр. Богословского. 4. Л. 23); «В клобуке, сед, брада Аникиа Великого» (БАН. Арханг. 205. Л. 85 об.); «Сед, в клобуке белом, ризы святительския» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 32). В рукописях XVIII в. более распространено его уподобление ап. Иоанну Богослову: «Подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась, на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 291; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 102). Описание иконографии Е. приводится под 11 марта, 9 нояб., 15 или 16 окт. Прямоличный образ Е. с комментарием («сед, ри[за] камка голуба, верх кресты») был включен в число рисунков Строгановского лицевого подлинника (не сохр.). В пособии для иконописцев 1910 г. В. Д. Фартусова указано, что он «типа русскаго, глубокий старец, сед, с большою, седою, густою и курчеватою бородой; на голове белый клобук, фелонь крещатая и омофор. Можно писать ему хартию, по житию: Емуже дано будет много, много взыщется от него. Или: Се аз и дети, яже ми дал еси» ( Фартусов. Руководство для писания икон. С. 212). Наиболее ранние известные изображения Е. относятся к 1-й пол.- сер. XVI в. на хоругви из Вяжищского монастыря с композицией «Чудо вмч. Георгия о змие» (нач. XVI в., НГОМЗ; см.: Игнашина. 2003. С. 42. Кат. 17) на оборотной стороне представлены Е. («ОАГИОС архиепископ еуθимï новгоротцкий»), свт. Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов. Личное шитье сохранилось плохо, но различима заостренная к концу борода Е. На нем белый клобук с золотыми воскрилиями, омофор, крещатые ризы, палица, зеленый подризник; правой рукой он благословляет, в левой покровенной, с перекинутым омофором - Евангелие. Выбор святых, с к-рыми соседствует фигура Е., подчеркивает местное почитание святителя в мон-ре, где он был погребен: во имя этих чудотворцев были освящены престолы церквей, возведенных при Е. Кроме того, Е. был крещен с именем Иоанн и ап. Иоанн Богослов являлся одним из его небесных покровителей. Н. А. Маясова связывает исполнение хоругви с мастерской новгородской боярыни Анастасии Овиновой, «переведенной» вместе со мн. знатными семьями в Москву после 1478 г. ( Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 57-58).

http://pravenc.ru/text/187753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (в миру Иоанн; нач. 80-х гг. XIV в. (?), Вел. Новгород - 10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский и Псковский. Согласно Житию Е. (составлено Пахомием Логофетом до 1464), родителями святого были свящ. новгородской ц. во имя вмч. Феодора Михей и Анна. Е. был единственным ребенком, родившимся после многолетних молитв супругов о чадородии. В возрасте 15 лет, вероятно в кон. XIV в., юноша ушел из дома в Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, основанный в 12 верстах от Вел. Новгорода архиеп. Новгородским Иоанном II (1389-1415) (1-е упоминание об обители в актах относится к 1411); там Иоанн был пострижен в монашество игум. Пименом. Новгородский архиеп. Симеон назначил Е. казначеем архиерейского дома; как подчеркивается в Житии, это был 1-й случай, когда владычным казначеем стал не мирянин, а инок. После смерти архиеп. Симеона Е. перешел в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мон-рь. Вскоре по просьбе старцев Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря святой стал игуменом этой обители. Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) После кончины Новгородского архиеп. Евфимия I по жребию на Новгородскую кафедру 13 нояб. 1429 г. был избран Е. Однако новгородцы 4,5 года не могли добиться от главы Русской Церкви хиротонии нареченного владыки. Причина этого в источниках напрямую не указывается, но можно предполагать, что задержка стала следствием нежелания Вел. Новгорода признавать право общерус. митрополита раз в 4 года в течение месяца вершить в Новгороде апелляционный суд. В пользу этого предположения свидетельствует грамота митр. св. Фотия Тверскому еп. Илии , относящаяся, вероятно, к 8 авг. 1430 г. (РИБ. Т. 6. 50. Стб. 421-423; о датировке грамоты см.: Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 394; Янин В. Л. Из истории новгородско-московских отношений в XV в.// о н же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 298-299). Митр. Фотий, разрешая Тверскому архиерею поставлять священников в соседние области Новгородской епархии, объяснял отсутствие в Новгороде архиерея тем, что новгородцы не подчинились митрополиту в вопросе о суде последнего в Новгороде («тое старины церковные не отправили»). Лишь 26 мая 1434 г. Е. был хиротонисан митр. Герасимом в Смоленске (согласно Житию прп. Михаила Клопского, святой предсказал Е. поставление на кафедру митр. Герасимом; см.: Повесть о житии Михаила Клопского//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 226, 228).

http://pravenc.ru/text/187753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Мономах (1053/54 - 19.05.1125, Киев), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), один из наиболее выдающихся гос. деятелей средневек. Руси, писатель. Сын киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича (1078-1093) и родственницы (дочери?) визант. имп. Константина IX Мономаха (1042-1055). Был женат трижды: ок. 1073 г.- на Гиде, дочери последнего англо-саксон. кор. Харальда, от этого брака у В. В. были сыновья св. Мстислав (Феодор) Великий, Изяслав, Ярополк и Вячеслав; ок. 1099 г.- на неизвестной, матери сыновей Юрия (Георгия) Долгорукого, Андрея и Романа; в последний раз - после 1107 г. Погребен в киевском Софийском соборе рядом с отцом (ныне погребения утрачены). Известны многочисленные свинцовые печати В. В. с изображением свт. Василия Великого , в честь к-рого князь был крещен, и с греч. или рус. молитвенной надписью: ΣΘΡΑΓ[ΙΣ] ΒΑΣΙΛΙΟ[Υ] ΤΟΥ ΠΑΝΕΥΓΕΝΕΣΤΑΤ[Ο]Υ ΑΡΧΟΝΤΟΣ ΡΟΣΙΑΣ ΤΟΥ ΜΟΝΟΜΑΧΟΥ[ΟΥ] («печать Василия, благороднейшего архонта Росии, Мономаха») и «ГИ ПОМОЗИ РАБОУ СВОЕМОУ ВАСИЛЬЕВИ КНАЗОУ РОУСЬСКОГО [Так!- А. Н.]» или подобное. Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона При жизни Всеволода политическая деятельность В. В., начавшаяся, по княжескому обычаю тех времен, рано - c 13 лет, в сер.- 2-й пол. 60-х гг. XI в., осуществлялась в рамках политики его отца, в качестве наместника к-рого он занимал последовательно различные княжеские столы: в Ростове, Владимире-Волынском, Турове (60-70-е гг. XI в.), Смоленске (1076/77-1078), Чернигове (1078-1094, с 1093 как самостоятельный князь). Очевидно именно зависимостью от политической линии Всеволода объясняются отдельные действия В. В. этого периода (напр., поход против волынского кн. Ярополка (Петра) Изяславича в 1085), к-рые плохо согласуются с его политическими воззрениями, насколько они вырисовываются в период самостоятельного правления князя, и о к-рых сам В. В. предпочитал умалчивать в подробном каталоге своих военных походов в составе «Поучения к детям». В это время В. В. приходилось исполнять и поручения киевских князей: так, по приказу киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича он участвовал вместе с сыном последнего Олегом (Михаилом) Святославичем в походе в Чехию осенью 1075 г., чуть ранее - в 1074 г. заключал мирный договор с польск. кн. Болеславом II.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

Архим. Иларий, переведенный в О. м. из Антониева Дымского мужского монастыря и возглавлявший обитель в 1852-1859 гг., составил «Историко-статистическое описание Новгородского Отенского монастыря» (ОПИ НГОМЗ. 12087. Л. 251-312 об.; не изд.). Он отмечал удаленность от населенных пунктов и труднодоступность О. м.: «...вокруг Отни местность очень глухая; ни проездных дорог, ни близкого поселка. Монастырь углубился среди лесов, густых зарослей и живет отдельной отшельнической жизнью. Истинный монах, стремящийся к посту и молитве, найдет здесь полное уединение, стряхнет суету мирскую, оставит всякий помысел о внешней жизни» (цит. по: Секретарь. 1998. С. 325). С 1894 по 1919 г. иноки вели «Летопись Отенского монастыря» (ОПИ НГОМЗ. 11778. Л. 1-44; см.: Петров М. Н. 2000. С. 32-34). К 1908 г. в обители проживали игумен, 10 монахов и 20 послушников. В мон-ре имелся собор Рождества св. Иоанна Предтечи (с 2 приделами: прп. Онуфрия Великого и Трех святителей), под «одним кровом» с которым находился теплый храм свт. Ионы Отенского. Отдельно стояла холодная ц. свт. Николая Чудотворца (XV в.). 5 нояб. отмечался день преставления свт. Ионы, 9 марта праздновалось обретение его мощей. В т. н. ильинскую пятницу (в пятницу перед днем памяти прор. Илии) совершался крестный ход из Новгорода и из ближайших деревень в О. м., из обители он направлялся в часовню у колодца, где служили водосвятный молебен. 26 июня проводился крестный ход вокруг мон-ря. В 1918 г. О. м. возглавил его постриженик 76-летний иером. Иона, выпускник Новгородской ДС. В составленной в том же году ведомости со сведениями о монашествующих, послушниках и хозяйственной деятельности О. м. отмечалось, что монастырь владел 31 дес. пахотной земли в Новом сельце и Новинке, а также ок. 80 дес. покосной земли. Капитал обители составлял 1096 р. 15 к. наличными деньгами. В монастырской б-ке числились 553 книги, в т. ч. рукописные. В О. м. жили 8 монашествующих, включая игумена, и 5 послушников. Согласно «Летописи...», в мае 1918 г. крестьяне дер. Посад пытались реквизировать монастырскую землю, опираясь на решение Новоселицкого волостного совета; «по поводу этой бумаги настоятель и братия, собравшись вместе, вышли к крестьянам... и с Божией помощью, молитвами заступника нашего святителя Ионы устыдили заблудших овец стада Христова, и последние, так настойчиво желавшие реквизировать монастырскую всю землю и даже имущество монастыря, устыдились и решили взять в свою пользу только три пожни и сельцо с вспаханной уже монастырем землей» (цит. по: Петров М. Н. 2000. С. 33).

http://pravenc.ru/text/2581699.html

Молитвой свт. Василия Великого отверзаются двери храма. Роспись диаконника Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. III. Антропология. По мысли В. В., все сотворено для человека, человек же для Бога (Hom. 26//PG. 31. Col. 1452). В отличие от остального мироздания, получившего бытие словом (λγ, προστγματι), один лишь человек создан руками Божиими (χερσ διεπλσθη; почему он и называется «богозданным», θεπλαστος - Hom. 3//PG. 31. Col. 212) (Hom. 26//PG. 31. Col. 1452; Hom. in Ps. 115//PG. 30. Col. 109) и обладает равночестностью (μοτιμα) с ангелами (Ibid. Col. 1453). Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Икона-таблетка из новгородского собора Св. Софии. Рубеж XV-XVI вв. (НГОМЗ) Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Икона-таблетка из новгородского собора Св. Софии. Рубеж XV-XVI вв. (НГОМЗ) 1. Состав человека. Согласно В. В., человек двойствен по природе (διπλος) (Hom. 12//PG. 31. Col. 412). Его отличительный признак - разумность (Hex. 4. 5; 6. 1). Он есть ум (νος, а также душа - ψυχ), сопряженный с телом (Hom. 21//PG. 31. Col. 549). Преимущественного именования «человек» удостаиваются душа и ум (Hom. in Ps. 33//PG. 29. Col. 384). Собственно человеком являются душа и ум; тело и его ощущения - наше достояние, науки и искусства - то, что нас окружает (Hom. 3//PG. 31. Col. 204). Ум есть высшая часть души, стремящаяся к истине. Душа - тонкая и умная сущность, а тело дано ей в качестве носителя в нынешней жизни (χημα πρς τν βον) (Hom. 21//PG. 31. Col. 549), хотя его достоинство в том, что оно создано Самим Богом. Вслед за ап. Павлом (2 Кор 4. 16; Рим 7. 22) В. В. различает внешнего и внутреннего человека (Hom. 2//PG. 31. Col. 197). Облик внутреннего человека мы получаем в крещении (De bapt. I//PG. 31. Col. 1537). Душа праведника отрешена от тела, а грешника погрязла в плоти (Hom. in Ps. 7//PG. 29. Col. 233). Кто помогает плоти, тот поражает дух, кто союзник духу, тот порабощает плоть (Hom. 1//PG. 31. Col. 180; Hom. 2//PG. 31. Col. 185; Hom. in Ps. 32//PG. 29. Col. 345).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010