Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян. 19: 14–16 ). Позднее, в Церкви был введен особый чин рукоположения заклинателей, которые только имели право изгнания злых духов. Но уже тогда находились миряне, священники и монахи, которые видя, какие деньги и славу у людей получают заклинатели, начинали самочинно заниматься экзорцизмом. В связи с этим Лаодикийский собор (364 г.) постановил: «…не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах» (прав. 26). А «Постановления апостольские» (IV в.) уже запрещают рукополагать экзорцистов, мотивируя это тем, «что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются на Востоке 290 . Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, сказанных Им об изгнании злых духов из человека: …сей же род изгоняется только молитвою и постом ( Мф. 17, 21 ) – не только молитвой, но и строгой подвижнической жизнью. Поскольку лишь такая жизнь приводит христианина к смирению, достижению бесстрастия и делает его способным получить дар побеждения злых духов без вреда для себя и для людей. Но и из них совсем немногим Господь ниспосылал этот дар. Поэтому все другие заклинатели, по учению Отцов Церкви, независимо от их сана, суть прельщенные и прельщающие. Жизнь святых свидетельствует, что они, будучи исполнены Духа Святого, тем не менее, никогда не занимались заклинательством. Они никогда не собирали одержимых злыми духами, в их жизни вообще редко можно встретить случаи исцеления бесноватых. Более того, святые Отцы, увидев, какой духовный вред приносит и бесноватым, и самонадеянным отчитывателям практика изгнания злых духов, стали запрещать ее. Прп. Варсануфий Великий говорил: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

«Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» ( Деян.20:33–34 ). Святой епископ Иларий, несмотря на высокую должность, не стыдился заниматься и полевыми работами. Монахи древнего и нового времени, занимаясь наукой, в то же время не пренебрегали заниматься ремёслами и обрабатывать землю. Даже князья и цари снисходят со своих престолов и производят те работы, которые относятся к области сельского хозяйства. Почему и на положение прислуги в христианстве смотрят не как на нечто унизительное и бесчестное, а наоборот, христианский слуга по заповеди Божией служит человеку, а потому он в то же время служит и Самому Богу. Таким образом, христианская работа является служением Богу и через это приготовлением к вечности. Так высоко в христианстве достоинство работы, которая вместе с тем сопровождается для человечества обильным благословением, как это мы увидим, если я спрошу: 3) Какое же именно благословение почивает на работе? – Работа есть величайшая благодетельница для человека, если только она исполняется надлежащим образом. Надлежащим же образом она исполняется тогда, когда при ней не забывают Бога. «Но по слову Твоему я закину сеть», – говорит апостол Пётр, – и теперь только снизошло Божие благословение на его работу, ибо они поймали такое множество рыб, что даже прорывалась сеть ( Лк.5:5 ). В чём же собственно состоит благословение работы, спрошу я? а) Работа даёт питание человеку. Бог так устроил жизнь нашу, что мы только прилежным трудом можем приобретать хлеб и достигать благосостояния, ибо опыт свидетельствует, что только те имеют некоторое благосостояние, кто усердно и честно работает, и что состоятельные скоро разорятся, если они ленятся и не имеют усердия к труду. Вот почему ещё в Ветхом Завете было сказано: «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего» ( Сир.7:15 ). И апостол пишет: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Фес.3:10 ). Но кто, прежде всего, может рассчитывать на благословение и благополучие, так это честный христианский работник, ибо в Писании сказано: «благотворительная душа будет насыщена» ( Притч.11:25 ), то есть он будет иметь успех и будет насыщаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Так, например, возникновение монашества было вызвано в том числе стремлением убежать от неизбежного обмирщения церковной жизни в IV веке, когда Церковь была легализована и перед нею во весь рост встала перспектива включения в общественно-государственный строй. Это проявилось в первую очередь в уподоблении церковного управления общественно-государственным формам власти. Монахи бежали, например, от епископства как от одного из величайших человеческих искушений властью, понятой совсем не в христианском смысле. Парадокс состоял в том, что именно нравственная высота монашества, обретенная в пустыне, была затем востребована опять-таки на епископских степенях как высших и наиболее ответственных степенях церковного управления. Поэтому, например, нас не должно удивлять такое требование, как единобрачие, т. е. один-единственный брак: ... епископ должен быть … одной жены муж (1 Тим. 3, 2). Это требование еще некоторое время будет фигурировать в древних канонах Церкви , пока на смену ему не придет обычай поставлять епископов только из монашествующих, как это происходит и в наши дни. О диаконах же в Деян. 6 говорится как об одном из самых ранних служений, причем не богослужебного, а социально-бытового характера — «печься о столах» (Деян. 6, 2). Пастырские послания отражают более позднюю эпоху первоначальной церковной истории, когда служение диаконов, очевидно, становилось тоже чем-то традиционным и вполне определенным. Трудно сказать, до какой степени диаконские обязанности имели отношение к богослужению. Что касается вдовиц (греч. ед. ч. xh/ra), то здесь имеется в виду возможность находится на содержании общины согласно определенному списку , а также церковное служение, не дожившее в Православной Церкви до наших дней, хотя само слово изначально означает «вдову» в обычном смысле слова. Кстати, вот как мотивирует апостол довольно высокий возрастной ценз, ниже которого он не рекомендует избирать вдовиц на общественно-церковное служение: 11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. 12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; 13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. 14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны (1 Тим. 5, 11-15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Бог исполнил то, чего он желал всю свою жизнь: умереть на Афоне и быть погребённым вместе со своими отцами.   хранящаяся в этом монастыре. башни в монастырях Афона строили несколько веков назад, когда существовала реальная угроза нападения с моря пиратов: венецианцев, генуэзцев или турок. Быт. 2:15. на Афоне монахи одеваются лишь идя в церковь или встречая епископа или игумена. из Акафиста Богородице, означающее дерево с роскошной кроной, дающей хорошую тень. 18:19 (по переводу LXX). заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом» (Мф. 6:31–32). словами на Афоне принято выражать свою готовность исполнить повеление старца. получает награду и собирает плод в жизнь вечную» (Ин. 4:36). византийской музыке первый глас один из самых простых, а седьмой, название которого переводится как «тяжёлый, низкий», – самый трудный для исполнения. 5:14. описание одной из казней египетских в Исх. 10:21. графа в греческих паспортах была упразднена в 2000 г. под давлением Евросоюза. Греческое правительство пошло на это, несмотря на протесты населения и на то, что в истории современной Греции были даже мученики, пострадавшие за возможность исповедовать себя православными посредством подобных документов. Ин. 17:20-23. кондака Великого покаянного канона: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?..» Комментарии Всего комментариев: 11 2014/05/28, 08:58:57 Отче Дионисий, моли Бога о нас! Спаси Господи, за наставление, и да сохранит Матерь Божия отцы и братья вас, и Святую Гору Афон, за неоценимую помощь! Упокой Господи, душу монаха Дионисия, и нас грешных помилуй! 2014/05/25, 14:21:47 Покорно благодарю за мудрость и истины Святых Афонских Отцов Православия!!! Упокой Господи душу усопшего отца Дионисия Колицу! Царствие ему Небесное!Спаси Господи и помилуй нас грешных! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! р.б.Инна 2014/05/06, 20:20:01 Спасибо! Поучительные зерна Православия и для верующих и для неверующих! Христос Воскресе отче Дионисий! Николай 2014/05/05, 18:23:12 Искренне благодарю за замечательный рассказ об истинном воине Христовом! Пусть его святая жизнь будет для нас, немощных, примером и поддержкой в духовных трудах.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1811

Важно пастырям Христовым воспитывать в себе дух послушания Церкви. Вот почему очень мудро постановление Церкви (VI Вселен. Собора, прав. 12-е), чтобы главные руководители церковной жизни – епископы были монахи. Если Епископ – добрый инок, он весь проникается идеею послушания церкви и является сосудом, благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело ( 2Тим. 2:21 ). Приснопамятный оптинский старец, иеросхимонах Амвросий писал одной инокине: «Один прозорливец видел в видении пустынника-странноприимца, больного и послушника. У послушника на шее была золотая гривна или цепь. Прозорливец спросил, почему такая честь больше всего послушнику. Ему в ответ сказано: пустынник хотя и много трудился, но по своей воле и по своему желанию, а послушник жил в отсечении своей воли и своих желаний и благих» (Душ. чт., 1895 г., ч. 2-я, 218–220 стр.). «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» ( Флп. 4:16–18 ). Боже! Как все это напоминает мне наши дни... И мне, убогому Епископу, не раз и не два присылали сюда, на место моей ссылки – добрые верующие, пастыри и миряне – посылки. В Харькове и Екатеринославе, и Кривом Роге, и Одессе, и Елисаветграде, во всех тюрьмах этих городов, где я сидел, будучи Епископом – много я получил передач от верующих. И не только я, но и другие православные святители и пастыри и другие христианские проповедники св. православия не мало утешаются пожертвованиями от добрых христиан. Господь, Праведный Судья, воздаст в день страшного суда Своего и всем этим милостивцам богатою наградою. А мы все, по милости Божией, являющимися твердыми в св. вере, с любовью приемлем всякое даяние добрых людей и смотрим на всякую посылку как на некое благовонное курение, приятную Богу жертву. Благодарение Господу! В дни тяжких испытаний для Церкви Божией явилось немало исповедников испытаний Христовых, а также и неустрашимых благодетелей для узников православия, и усердных, преданных и мужественных Епафродитов, посланников от верующих к узникам Христовым. Говоря так, боюсь за себя, чтобы не ослабел я духом, не впал в самомнение и не лишился великого утешения – быть верным Христу Богу, – рабом даже до уз и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Епископы испугались, пригласили с своей стороны на собор множество мирян и солдат. Пахомий прибыл больной, но получив предложение обсудить вопрос мирным путем, на носилках внесен был в собрание. Епископы тотчас же открыли формальный допрос: «правда ли, что ты восходил на небо и знаешь все, совершающееся в душе человека?» Один монах, некогда находившийся при Пахомии, робко засвидетельствовал последний пункт обвинения. «Почему же ты боишься сказать откровенно, – заметил Пахомий, – ты говоришь истину». Обратившись к некоторым епископам, прежде подвизавшимся с ним в тавеннисийских общежитиях и теперь заседавших в рядах судей, он спросил: «правда ли, что вы не знаете, каково было мое поведение в те дни, когда вы были со мной??» Четверо из них ответили: «мы знаем тебя за человека благочестивого и праведного и никогда не слышали, чтобы ты говорил: «я восходил на небо» и: «знал, что совершается в душах человеческих». «Это правда, – заявил во всеуслышание собора Пахомий, – я не говорил, что знаю все, совершающееся в сердцах человеческих, но когда братия умножилась в монастыре, я утверждал, что Господь дал мне благодать различать добрых от злых, когда они приходят ко мне, чтобы сделаться монахами. Что же касается ваших слов, будто бы я восходил на небо, то я этого никогда не говорил; но я сказал: я был восхищен в рай, по повелению Господню: я сказал истину и не стал бы лгать даже в присутствии царей». При последних словах Пахомия епископы закричали толпе: «слышали ли вы что-нибудь подобное от человека?» Толпа стала неистовствовать; в церкви началось кровопролитие; послышались крики: «никого не убивать, кроме Пахомия». С большим трудом два сильных брата вынесли его на постели из храма, но лишь только он появился на улице мужчины и женщины с терасс и крыш начали бросать в него камнями. Городские беспорядки могли бы зайти далеко, если бы не вмешалось одно влиятельное лицо в городе – Сабин, пригрозивший гражданам строгим наказанием со стороны римских властей. Тавеннисийские монахи, пользуясь общим шумом, незаметно спасли его от бушующей черни и вместе с ним возвратились в монастыри 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Господь предупреждал: “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?” (Мат. 7:15–16). А апостол Павел наставляет: “Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таких нет закона ... Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями” ( Гал. 5:22–24 ). Следовать в жизни этим словам Иисуса Христа и апостола Павла для различения истинных ангелов от демонов, маскирующихся под ангелов, – не легко из-за нашего несовершенства, греховности, легкомысленной неосведомленности, а также многовековой опытности злых духов, которые враждуют и против Бога и против людей. Нужно помнить, что даже люди, всецело посвятившие себя Христу, как, например, монахи, о которых мы упомянули выше, не застрахованы от дьявольского обольщения и могут быть обмануты им. Поэтому если когда-либо пред нами предстанет как бы ангел или мы увидим какое-нибудь видение – нам следует быть крайне осторожными, чтобы падшего духа не принять за ангела. Святые отцы Церкви, умудренные Духом Святым и собственным духовным опытом, с любовью убеждают всех всегда молиться со смирением и не добиваться каких-либо видений или восторженных ощущений. В случае если мы и увидим кого-либо или что-либо необычное – то быть крайне осмотрительными и рассказать о виденном опытному духовному отцу. Святые Отцы учат, что если у нас появится хоть малейшее сомнение относительно природы явившегося нам духа, нам следует немедленно прервать с ним всякое общение и обратиться к Богу с горячей молитвой о защите. И, если тот дух был действительно посланный с неба добрый ангел, то он порадуется нашей осмотрительности и бдительности. Смотри подробнее об этом в “Добротолюбии” и в творениях святителя Игнатия Брянчанинова . Суммируя лишь следует заметить, что наставления святых отцов Церкви на эту тему радикально отличаются от того, что советуют авторы современных популярных книг об ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

С конца XVIII – начала XIX века в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты. Крест на головном уборе – не новшество. В древней русской и особенно украинской церковной среде кресты на повседневных шляпах носили даже простые священники. У священников этот обычай прекратился в конце XVII – начале XVIII века. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии. До 1656 года русские монашеские клобуки сохраняли свой древний вид. В 1656 году находившийся в России Антиохийский Патриарх Макарий подарил Патриарху Никону белый клобук нового образца, употреблявшийся на православном Востоке. Он представлял собою твердую цилиндрическую камилавку, обшитую крепом (кукулем), нисходящим ниже плеч на спину. Вскоре все монахи Троице-Сергиевой Лавры сделали себе черные клобуки по греческому образцу, в течение двух-трех лет все русское монашество стало носить клобуки. Современный монашеский клобук – это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется «шлем надежды спасения», а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает «шлем спасительного упования». Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1Фес. 5, 8 ), и в другом месте: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукаваго; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф. 6, 14–17 ). Таким образом, повседневные духовные, особенно монашеские, одежды знаменуют внешними средствами те внутренние качества, которыми должен обладать любой христианин, называемый при Крещении воином Христовым, поскольку ему предстоит вести неустанную войну с невидимыми духовными врагами спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

To, чтобы монахи не оставляли своих монастырей, разве только по настоятельной необходимости епископ позволит им это сделать, определяет и IV Всел. 4. А правило Двукрат. 3 отлучает того игумена, который не позаботится вернуть в свой монастырь бежавших монахов [ 422 ] . Правило 22 На Бога все возлагать и не быть рабом собственных пожеланий есть великое дело. Божественный апостол говорит: Едите ли, пьете ли, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10:31 ). Поэтому Христос Бог наш в Своих Евангелиях повелел отсекать начала грехов. Ибо Он не только прелюбодеяние наказывает, но и движение помысла к совершению прелюбодеяния осуждает, так как говорит: Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ). Отсюда научившись, мы обязаны очищать помыслы. Ведь хотя все мне позволительно, но не все полезно ( 1Кор. 10:23 ), – научаемся мы от апостольского слова. Всякому человеку, для того чтобы жить, необходимо есть; и для тех, кто живет в браке, имеет детей и находится в положении мирян, непредосудительно есть вместе мужчинам и женщинам, только Дающему пищу да воздают благодарение. И пусть едят без всяких театральных представлений, или сатанинских песен, кифар и блудных напевов, против чего обращено пророческое проклятие, говорящее так: «Горе пьющим вино с цитрой и гуслями, на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» ( Ис. 5:12 ). И если когда-либо будут такие среди христиан, да исправляются, а если не исправляются, против них да вступают в силу канонические предписания наших предшественников. Что же касается тех, у кого жизнь безмолвная и уединенная, – давший обет Господу Богу взять на себя монашеское иго, пусть сядет уединенно и умолкнет 423 . Однако и избравшим священническую жизнь совсем непозволительно есть с женщиной наедине, разве только в обществе богоносных [ 424 ] и благочестивых мужей и жен, чтобы и эта совместная трапеза приводила к духовной добродетели. И в отношении родственников то же самое да соблюдается. Если же иной раз во время путешествия случится, что у монаха или клирика нет с собой потребного и по необходимости он хочет остановиться или в гостинице, или даже в чьем-нибудь доме, он имеет право делать это, потому что нужда заставляет [ 425 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Влияние монашествующих на церковную жизнь в VI веке продолжало расти. Но в предыдущем столетии Церковь столкнулась с обратной стороной этого явления – с попытками некоторых монахов и целых монастырей поставить себя вне церковной организации, вывести себя из-под канонической власти епископата. В особенно карикатурном виде эта угроза выявилась в необузданном и диком буйстве египетских и сирийских монахов на «разбойничьем соборе» в Эфесе. Халкидонский Собор противопоставил беззаконию лжехаризматиков, вступивших на скользкий путь самоуправства и произвола, дисциплинарные нормы, основанные на экклезиологических догматах о полноте ответственности преемников апостолов за духовное благо вверенного им народа Божия, подразумевающей неукоснительное подчинение епископам всех церковных учреждений, включая и монастыри. Каноны IV Вселенского Собора, пресекая самоуправство монахов, воспрещая им вмешиваться в дела церковного управления, способствовали тому, чтобы духовное горение инока, избравшего путь отречения от мира и его соблазнов, направлялось не на внешнюю активность, а внутрь себя, на созидание своей души, иными словами, чтобы инок шел путем, который положили в основание монашеского подвига его первоначальники – преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Если же монахи ради спасения живших в миру братьев о Христе и выходили за монастырскую ограду, то не для того, чтобы изменить внешний строй жизни – мирской и церковной, а чтобы открыть каждой душе, ищущей спасения, путь ко Христу, при этом некоторые из иноков брали на себя подвиг юродства во Христе, памятуя слова апостола Павла: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 26–29). Преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн В VI столетии в Палестине подвизались преподобные Симеон , прозванный Юродивым, и его сопостник Иоанн.

http://pravoslavie.ru/62545.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010