В годы Великой Отечественной войны Малоритский район стал зоной активного партизанского движения. Некоторые из священнослужителей тайно оказывали помощь партизанам. Одним из таких священников был настоятель Ореховской Свято-Параскева-Пятницкой церкви отец Андрей Флячинский. В 1942 году он был рукоположен в священный сан Ореховской церкви. Рядом находился партизанский отряд, которому отец Андрей помогал, чем мог. В сентябре 1943 года фашисты сожгли Орехово вместе со всем населением и церковью. После этого отец Андрей находился в партизанском отряде. После войны каменный фундамент церкви рабочие разобрали и использовали под строительство Малоритского овощесушильного завода. На месте, где стояла церковь, было произведено перезахоронение останков погибших во время войны партизан и воинов Советской Армии, найденных в окрестных лесах. Здесь же насыпали курган и установили мемориальную доску. В 1975 году курган снесли, а вместо него возвели памятник погибшим жителям Ореховского сельсовета. Его открытие приурочили к 30-летию Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. В 1990 году по инициативе прихожан деревень Орехово, Дрочево, Перовое, Зеленица в Малоритский райисполком обратились Пётр Андреевич Бегеза, Григорий Никифорович Сай и Дарья Денисовна Демчук с ходатайством разрешить начать строительство церкви в деревне Орехово. 18 января 1991 года была создана районная комиссия для изучения общественного мнения населения, что проживало на территории сельсовета. В то же время исполком Брестского областного Совета народных депутатов выдал свидетельство о регистрации Устава (положения) Православной Свято-Параскева-Пятницкой церкви Республики Беларусь д. Орехово. В регистрации общины определённую помощь оказал председатель колхоза «Заря» Иван Васильевич Кивачук. Во время посещения Ореховского прихода Епископом Брестским и Кобринским Константином председатель Иван Васильевич обратился с просьбой назначить старостой Анатолия Евстафьевича Дударчука, который в дальнейшем принимал активное участие в строительстве церкви.

http://sobory.ru/article/?object=27605

Орехово. Церковь Параскевы Пятницы (новая). Свято-Параскевинская церковь Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Об Ореховской церкви упоминается в документах 1668,1679, 1724, 1742 г.г. В 1792 году в Орехово была построена деревянная, на каменном фундаменте церковь, площадью 252 кв.м. Церкви принадлежало 217 десятин земли. В 1860 году священник Варфоломей Ситкевич открыл церковно-приходскую школу, которая разместилась в доме прихожан. В 1868 году в церкви устроен новый трёхъярусный иконостас. 1873 год – к церкви пристроена колокольня. 1882 год – церковь снаружи была обшита досками и окрашена масляными красками. 1886 год – для псаломщика построены дом и сарай. В 1884 и 1898 г.г. церковь посещал архиерей. С 1915 по 1919 год в Ореховской церкви службы не проводились, так как не было штатного священника. А в 1919 году приход был вовсе закрыт. С 1919 года Ореховский приход обслуживали Олтушские священники. Они имели в этом немало препятствий, из-за которых богослужение в Ореховской церкви совершалось очень редко, и требы многих её прихожан не исполнялись. Главное препятствие - трудность сообщения между Олтушем и населёнными пунктами Ореховского прихода, большинство из которых находилось на расстоянии от 10 до 16 километров от Олтуша. Между тем, в 1924 году, в приходе насчитывалось до 2000 прихожан. За время отсутствия священника в Ореховском приходе прочно прижились баптисты. В 1926 году они уже имели в Орехове молитвенный дом, их было более 100 человек. В сентябре 1926 года жители Ореховского прихода обратились с просьбой к Пинскому епископу Александру назначить к ним священника. Одновременно было направлено прошение к Полесскому воеводе - разрешить иметь своего священника. В течение двух лет по этому делу шла переписка с Митрополитом Варшавским Дионисием и Министерством исповеданий. Принимая во внимание, что Ореховская церковь находилась в хорошем состоянии, была снабжена богослужебными книгами, необходимой утварью, а дом псаломщика являлся пригодным для жилья, в 1927 году решили организовать в деревне Орехово самостоятельный приход со священником и псаломщиком. В результате был открыт штатный филиальный приход. Среди священников, которые служили в нём, были насельники Мелецкого Свято-Николаевского монастыря. В 1928-1930 г.г. Ореховскую церковь посещало около 1200 прихожан из деревень Орехово и Отчин. В 1930 году её настоятелем стал священник Михаил Симонович, в 1932 году – священник Георгий Лукашук. В 1925-1930 г.г. при церкви действовала начальная одноклассная школа, в которой обучалось в разные годы от 30 до 50 детей.

http://sobory.ru/article/?object=27605

В 1990-2000 годы территория возрождаемой святыни стала поистине «народной стройкой» — посильную помощь оказывали жители города и района, приезжали добровольцы из Кирова, Нижнего Новгорода, Владимира, Москвы, Павловского Посада, Ногинска (Богородска), Магадана, зрелые люди и молодёжь, студенты и школьники. На просьбу о помощи по-христиански откликались многие патриоты нашего города, руководители промышленных предприятий — «Респиратора» (А.А. Брызгалин), «Карболита» (А.Н. Ветлов), Демиховского завода (С.В. Ильин), «Мособлстрой-12» (Г.А. Богданов) и других организаций. Орехово-Зуевский старообрядческий храм на исходе двадцатого столетия увидел продолжение благотворительных традиций Зиминых в лице президента АО «ВымпелКом» (сотовая связь «БиЛайн»), доктора технических наук, академика Академии связи, лауреата Государственной премии России Дмитрия Борисовича Зимина. Талантливый инженер, сын репрессированного в 1935-м советского инженера Б. Н. Зимина, он помог в 2000 году свершиться на родине своих предков тому, чему помешал 1917-й — возведению центральной главы храма и установлению на ней золочёного креста. Известный на международном уровне одарённый предприниматель Д.Б. Зимин активно поддержал возрождение в Орехово-Зуеве православного старообрядческого храма на улице Кузнецкой, 25, строительство которого начиналось ещё трудами его деда и дяди, староверов Николая и Ивана Макаровичей Зиминых. Зуевский старообрядческий храм — один из самых древних в Орехово-Зуеве.  С сайта:  WHITE MOUSE SITE :: Орехово-Зуево. Краевестник. Храм трёх веков (wmouse.ru) Комментарии и обсуждение С 1990 г. в северном приделе храма совершают службы прихожане поморской общины, зарегистрированной также по этому адресу. 18 декабря 2010. Старообрядческая община Поморского брачного согласия первоначально была выстроена в качества молитвенного дома, который в 1911-1912 гг. по проекту архитектора И.Е.Бондаренко увеличен в объеме пристройкой западного притвора с приделами и колокольне. Образец художественной эклектики.

http://sobory.ru/article/?object=01743

секретно. Решение от 27 апреля 1953 года 0047815. О закрытии церкви и кладбища на погосте «10 пятница», гор. Дрезны, Орехово-Зуевского района. Принимая во внимание, что территория погоста «10 Пятница», гор. Дрезны передана 3-му Главному Управлению при Совете Министров СССР для строительства спецобъекта, а поэтому Исполком Мособлсовета решил: 1. Закрыть действующую церковь, расположенную на территории погоста «10 Пятница», гор. Дрезны без предоставления общине верующих другого церковного здания. 2. Обязать Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете министров СССР по гор. Москве и Московской области (тов. Трушина) в десятидневный срок снять с регистрации общину верующих церкви погоста «10 Пятница». 3. Обязать исполком Орехово-Зуевского райсовета (тов. Смирнова) а) при закрытии церкви с предметами религиозного культа, находящимися в распоряжении общины верующих поступать согласно Положения «О порядке учета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и бесхозного имущества», утвержденного постановлением СНК СССР от 17 апреля 1943 года 404 и постановления СНК СССР от 30 июня 1944 года 801 о дополнении ст. 5 указанного выше Положения; б) в месячный срок закрыть действующее кладбище на погосте «10 Пятница», с отводом участка для организации нового кладбища. Просить Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР (тов. Карпова) дать согласие на закрытие церкви погоста «10 Пятница», гор. Дрезны, Орехово-Зуевского района. По получении согласия Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР считать настоящее решение вступившим в силу. Председатель Исполкома Мособлсовета А.Волков. Секретарь Исполкома Мособлсовета С.Горностаев». Обратим внимание на фразу «без предоставления общине верующих другого церковного здания». Позднее советская власть «смилостивилась» и «выменяла» в принудительном порядке, разумеется, Троицкую церковь на маленькую деревянную в Кабанове. Каменный храм был разорен; о его поистине царском убранстве мы можем судить лишь по нескольким старым фотографиям – а ведь когда-то это был самый богато украшенный храм изо всех, ныне входящих в Орехово-Зуевское благочиние.

http://sobory.ru/article/?object=02463

По материалам книги протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы Орехово-Зуевского района» В 1991 г. церковь в деревне Гора вошла в число действующих. Староста общины Николай Разоренов вместе с настоятелем отцом Виктором Осиным и своими сподвижниками открыли новую страницу в истории храма. Именно тогда начались активные ремонтно-восстановительные работы. Когда они пришли в храм, то увидели жалкие останки былой росписи и чудом сохранившуюся Казанскую икону Божией Матери. Первым делом провели паровое отопление, вставили новые рамы, потом начались штукатурные, столярные и отделочные работы. Все они велись при материальном содействии акционерных обществ «Дулевский фарфор», «Карболит», «Куровской текстиль» Орехово-Зуевской птицефабрики, Яковлевского лесничества. С 25 декабря 2006 г. по сегодняшний день настоятелем храма является священник Александр Воронцов. На данное время внутренние реставрационные работы планомерно продолжаются. 16 марта 2007 г. в алтаре храма было установлено новое Горнее место, ранее практически не обозначенное, завершена шпатлевка стен алтаря, благоустраивается храмовая территория, заложен фундамент под сторожку.  Источник: сайт  Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви - Куда собрался? - Куда, куды - на кудыкину гору? Так обычно говорили, когда желали отвязаться от чересчур назойливого собеседника, считая слова " кудыкина гора " обычной присказкой. Но Кудыкина гора существует в Подмосковье, а крепко объединили два слова жители соседних деревень - Кудыкино и Гора. Обе находятся в трёх километрах от Ликино-Дулёво. Уже потом стали рождаться всевозможные истории по этому поводу, которые местные жители передавали из поколения в поколение. Особых достопримечательностей здесь нет, кроме старинного храма на взгорке деревни Гора. История Богородице-Рождественской церкви, находящейся в селе Гора, достаточно необычна. Началась она в промышленном селе Орехово (ныне Орехово-Зуево). В 1862 году там построили величественный каменный храм. С появлением новой церкви необходимость в деревянном храме исчезла. Тогда жители нескольких близлежащих деревень попросили ореховчан, чтобы те разрешили разобрать тот деревянный " клецкий " храм, который можно было по брёвнам перевезти в деревню Гора. Первоначально на новом месте устроили и освятили трапезную с двумя престолами во имя святителя Николая Чудотворца и святого мученика Никиты, а затем главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Прошло немногим более десяти лет после переноса храма (1876), когда в нём случился пожар. Здание сгорело, но всю церковную утварь удалось тогда спасти. Уже через два месяца после этого, как храм сгорел, в селе была выстроена новая церковь, также из дерева. Она изначально была задумана как временная, предшествующая каменной, возведение которой началось спустя короткое время.

http://sobory.ru/article/?object=02461

В 1911 году иеромонаха Нафанаила назначают лаврским регентом. Сергиеву обитель отец Нафанаил покидает в 1918 году, после ее разгона. Поначалу он служит пять лет священником в селе Борково, Александровского уезда, Владимирской гу­бернии; потом в Новосергиевске, того же уезда – ре­гентом два года. После более или менее благополучно­го периода начались скитания: в Москве Никольский храм – регентом один месяц; затем переходит в Кожевническую церковь Троицы, «был регентом меся­ца четыре». Полгода регентствовал в Сергиеве. И снова Москва, Богоявленский собор – «регентом семь меся­цев». Далее год в Орехово-Зуевской церкви – священ­ником, куда его приглашает бывший благочинный го­рода Александрова, Орехово-Зуевский епископ Никита (Делекторский). В 1928 году иеромонаха Нафанаила лишают послед­ней должности. Поводом послужил скандал, связанный с его «гражданской женой» Евфросинией Родионовной Вьюгиной, бывшей монахиней Исааковского Отделения Московского Вознесенского монастыря. Прислуга ба­тюшки, Акулина, была особой взбалмошной, разносила выдуманные ей небылицы, а местные обыватели напали на «сожительницу». Решением Синода отцу Нафанаилу было запрещено служение в Орехово-Зуевской церкви. Но уезжать оттуда он уже не мог: во-первых, пре­клонный возраст, во-вторых, обзавелся домишком, ко­торый оформил все на ту же Ефросинью Родионовну, завел скотинку... Все лето работал на покосе, добывал мох, хозяй­ничал понемногу, приходилось даже нищенствовать. Получал иногда по 10–40 рублей пособия за свои ноты от Драмсоюза, в который вступил в 1926 году. Жил он в Орехово-Зуеве по адресу: улица Володарского дом 1372 (возможно, 13/72). Там его и арестовали. Из протокола допроса: «После моего изгнания из храма мои сторонники, а может быть епископа Никиты, которого многие обожали, – а я был его ставленник, – после вечерни в воскресные дни ко мне заходили. Бывали у меня по 3–4–5 чел., с которыми я пел, играл на фисгармонии церковные песни. Ходили ко мне в большинстве случаев разные лица – женщины, случалось, заходили и мужчины – кто именно, фамилии я не знаю. Приходящие также мне помогали материально: приносили крупу, хлеб и т. д. Кроме пения, я иногда им читал церковные книги, некоторые места из Библии , Евангелия, Жития святых. Из Евангелия я читал те места, которые применительны к этому дню, и делал пояснения. Кроме этого я ни­каких разговоров вообще никогда не вел. Хождения ко мне прекратились с месяц тому назад в виду того, что я просил ко мне больше не ходить, т.к. меня предупре­дила женщина, мне неизвестная, стоявшая, как и я на паперти, которая сказала, что меня могут накрыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 июля 1991 года храм стал свидетелем события, ознаменовавшего начало духовного возрождения Руси: вновь обретенные мощи св. преподобного Серафима Саровского на своем пути из Москвы в Дивеево пребывали в соборе; служил литургию сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В память об этом событии в притворе храма помещена мемориальная доска. В 2006 году по благословению Владыки Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского в центральном приделе храма был установлен и освящен четвертый престол – в память Всех святых, в земле Российской просиявших. Так Богородицерождественский собор стал четырёхпрестольным. Е.В. Старшов, пресс-секретарь Орехово-Зуевского благочиния. Источник: © 2006-2010 Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви. Храм был построен в конце XIX столетия, когда население соседних сел Орехово, Зуево и Никольского быстро росло благодаря развитию фабричного производства. 20 июля 1871 года - начало строительства. Возведение здесь собора инициировал купец Иов Захаров, который подписал прошение сельчан и выделил крупную сумму денег, чтобы начать строительство. Руководил строительными работами инженер С. Назаров. Строительство Собора Рождества Пресвятой Богородицы началось в 1872 году и продлилось долгих 18 лет в связи с недостатком денежных средств. На период строительства величественного храма, сюда перевезли из села Войново-Гора деревянную церковь, которая по завершении строительства каменного храма вернулась на прежнее место. В 1890 году строительство было закончено и собор был освящен. Собор возводился под руководством священника Федора Орловского, инженера по специальности, а освящал его епископ Можайский Александр (Светланов). Пятиглавый храм был построен в так называемом русско-византийском стиле из красного кирпича, а цоколь облицован белым камнем. Барабан центрального купола световой, имеет восемь окон, а остальные четыре барабана — глухие. С западной стороны, над папертью возвышается трехъярусная шатровая колокольня. С восточной, в центре апсиды, помещен образ Богоматери «Нерушимая стена», а справа и слева от нее — изображения святого Пантелеймона и святого Николая Чудотворца. Общая площадь собора составляет 1240 м². С самого начала храм строился как просветительский и миссионерский центр в сложной атмосфере духовного и социального раскола среди жителей этого края.

http://sobory.ru/article/?object=01741

Андроново (ныне пос. Большие Дворы) Павлово-Посадского р-на. В том же году старообрядцам была передана бывш. единоверческая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (построена в 1886-1889) в с. Алёшине Орехово-Зуевского (ныне Егорьевского) р-на из-за невозможности возвращения Георгиевского собора в Егорьевске, занятого под Дом пионеров. Храм в Алёшине был освящен во имя вмч. Георгия. В 1948 г. открыт храм в с. Глазово Серпуховского р-на. В 1948 г. на рассмотрении уполномоченного Совета по делам религ. культов по М. о. находились прошения прихожан об открытии др. старообрядческих храмов Подмосковья, но началась очередная антирелиг. кампания и ни одно из ходатайств не было удовлетворено. Прихожане создавали нелегальные общины и организовывали в частных домовладениях богослужения, к-рые тайно совершали священники зарегистрированных приходов. Власти усилили борьбу с нелегальными формами религиозности и провели учет тайных общин белокриницкого согласия. Таких общин в 1949 г. удалось насчитать 12, наиболее многочисленные из них существовали в Воскресенском р-не (в селах Климово, Хорлово, Осташево, Шуклино, Кельино) и в Куровском р-не (в селах Авсюнино, Беливо, Селиваниха). Отдельные группы белокриницкого согласия имелись в деревнях Язвищи Орехово-Зуевского р-на, Федино Бронницкого (ныне Раменского) р-на, Прозорово Осташевского (ныне Волоколамского) р-на. Как правило, прихожане из всех этих сел подавали ходатайства о регистрации общин и об открытии моленных, но получали отказ. В 1950 г. был снят с регистрации и выслан из столичного региона настоятель прихода в Устьянове свящ. Глеб Власов за совершение служб для нелегальной общины в Хорлове. К 1953 г. властям удалось разгромить все названные общины. Несмотря на ужесточение антирелиг. политики, старообрядцы продолжали подавать прошения о возрождении церквей. На рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. община в Ногинске неск. раз ходатайствовала о возвращении сохранившегося здания храма во имя святых Захарии и Елисаветы. Об открытии моленных просили общины из сел Огрызково (ныне в черте Егорьевска), Чёлохово и Акатово Егорьевского р-на. В 1966 г. сгорел храм в дер. Загряжской Орехово-Зуевского р-на, после чего уполномоченный Совета по делам религий А. А. Трушин поставил вопрос об упразднении общины. В 1967 г. Совет по делам религий отказался снять общину с регистрации, в 1971 г. в связи с малочисленностью прихода и отсутствием у общины средств на восстановление храма Совет лишил приход регистрации. Власти не давали разрешений ремонтировать храмы, требовали сносить молитвенные здания в случае застройки многоквартирными домами тех или иных участков. Так было в Орехово-Зуеве, где по постановлению исполкома Московского облсовета от 19 авг. 1974 г. снесли моленную, а местной общине было позволено приобрести частный дом с правом его переоборудования под молитвенные цели. В 1977 г. моленную разрушили, после чего силами Московской архиепископии был устроен Никольский молитвенный дом на Зуевском кладбище города.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Церковная благотворительность – дело профессионала или образ жизни христианина? Нужно жить не для того, чтобы сделать много дел, создать богадельню, службу помощи бездомным, больницу, накормить всех голодных, а для того, чтобы спасти свою душу 11 марта, 2014 Нужно жить не для того, чтобы сделать много дел, создать богадельню, службу помощи бездомным, больницу, накормить всех голодных, а для того, чтобы спасти свою душу Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом на конференции «Между верой и разумом: социальная доктрина Церкви и ее вселенское значение», которая проходит в эти дни в Милане Конференция «Между верой и разумом: социальная доктрина Церкви и ее вселенское значение» началась в Милане, в Католическом Университете Святого Сердца, 10 марта. В первый день работы конференции с докладом «Церковная благотворительность – дело профессионала или образ жизни христианина?» выступил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Полный текст доклада: В Евангелии Господь Иисус Христос говорит о двух основных заповедях (Мф. 22:37-40). Первая заповедь связана со служением Богу, вторая, подобная ей, предполагает служение ближнему. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», — говорит Господь (Мф. 22:40). Любовь к ближнему, о которой говорит Господь, объясняется для нас в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:29-37). Мы знаем, что многие христиане следуют этому примеру в своей жизни время от времени, проявляя деятельное сострадание к родным, знакомым или даже случайно встреченным людям, а другие организуют профессиональное служение бедным, больным и угнетенным, делают это своей профессией и порой достигают в этом служении большой эффективности и высот профессионализма. Сегодня в Русской Православной Церкви только на территории России действует больше 2900 социальных проектов и инициатив, среди них более 40 богаделен (приютов для стариков), 62 реабилитационных центра для наркозависимых, 18 приютов для беременных и женщин с детьми в трудной жизненной ситуации, 90 детских приютов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 61 церковный приют для бездомных. Свое служение несут около 2600 сестер милосердия — женщин, которые, как правило, ухаживают за больными, одинокими людьми в больницах и на дому. На территории СНГ действует более 300 православных сестричеств милосердия (Все эти проекты возникли за последние 20 лет, когда прекратились гонения на Церковь со стороны властей, и надо сказать, что до сих пор государство в России фактически не оказывает системной помощи церковным социальным проектам).

http://pravmir.ru/episkop-orexovo-zuevsk...

С 1869 г. при храме служил священник Феодор Загорский, он окончил семинарию со званием студента (т.е. в числе полутора десятка лучших учеников), награждён скуфьёй, был членом благочиннического совета. Им в 1870 г. открыта в собственном доме церковноприходская школа. В 1875 г. за неимением подходящего помещения она закрыта, но в 1884 г. вновь открыта в церковной сторожке. В 1885 г. в школе обучались 18 мальчиков и девочка. В 1900 г. протоиерей Феодор Загорский назначен, после кончины протоиерея Иакова Елпатьевского, настоятелем храма с. Орехово (ныне г. Орехово-Зуево). Его сын Николай Фёдорович Загорский (1886-1938) не пошёл по стопам отца, стал адвокатом, членом Московской областной коллегии защитников. Он родился в с. Рюминское (ныне Александровского района Владимирской области), проживал в Орехово-Зуеве по адресу: Сенная площадь д. 3, расстрелян в 1938 г. по обвинению в руководстве группой меньшевиков Орехово-Зуевского района и контрреволюционной агитации. Он был мужем учительницы биологии Н.Е. Загорской. Дочь управляющего имением Мария Никитична Амбарова (р. 1868) до 1907 г. занималась сельским хозяйством вместе с отцом, по 1919 г. была монашкой в Переславле, затем проживала в с. Рюминском с братом, впоследствии раскулаченным. Амбарова помогала церкви, община верующих избрала её старостой. Арестована 28 января 1932 г. Обвинялась «в антисоветской агитации и распространении контрреволюционных слухов». «Тройкой» при ПП ОГПУ по Ивановской области лишена права проживания в ряде областей России и выслана на 3 года. С 1934 по 1944 г. в храме с. Рюминское служил священник Вонифатий Иванович Соколов (1879-1970). Он окончил семинарию и, в 1905 г., Санкт-Петербургскую Духовную академию. Преподавал в Екатеринославской Духовной семинарии. Женился, был рукоположен во священника. Его супруга, Вера Георгиевна (1885-1950), сопровождала его при переводах с прихода на приход. С 1918 по 1934 г. о. Вонифатий Соколов служил в г. Козлове, потом в с. Рюминское Ивановской области. С 1944 г. — в Москве, до 1958 г. — в церкви Иоанна Воина, с 1958 по 1961 г. — был настоятелем Петропавловской церкви в Лефортово. В 1961 г. вышел за штат.

http://sobory.ru/article/?object=06589

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010