Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСИПОВ Алексей Ильич (род. 31.03.1938, г. Белёв Тульской обл.), богослов, профессор МДА. В 1959 г. окончил Московскую ДС, в 1963 г. - МДА со степенью кандидата богословия, защитив дис. «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА, назначен преподавателем академии. В разные годы читал лекции по предметам: «Основное богословие» (с 1965), «История русской религиозно-философской мысли», «Актуальные богословские проблемы», «Экуменизм», «Протестантизм», «Западные исповедания», а также спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г.- профессора. В 1985 г. в связи с 300-летием МДА О. присвоена ученая степень доктора богословия honoris causa. С 2004 г. заслуженный профессор. С 1967 по 1987 г. и с 1995 по 2005 г. состоял членом редакционной коллегии сб. «Богословские труды» . С 1973 по 1986 г. входил в состав Учебного комитета Русской Православной Церкви от МДА. С 1976 по 2004 г. член комиссии Синода по вопросам христ. единства (с 1993 до 2009 Синодальная богословская комиссия). С 1982 по 2006 г. заведовал аспирантурой МДА. С 1993 по 1996 г. являлся главным редактором журнала МДА «Богословский вестник» . Принимал участие в разработке «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Входил в состав Издательского совета Московской Патриархии. Состоял в рабочей группе по разработке концепции новой системы богословского образования РПЦ. С нач. 90-х гг. XX в. О. ведет широкую катехизическую и духовно-просветительскую деятельность. Выступает с докладами и лекциями на образовательных и общественных площадках во мн. городах России и за ее пределами, на радио и телевидении, в сети Интернет. Имеется богатая дискография с записями выступлений О. В разные годы принимал активное участие в экуменической деятельности РПЦ, в т. ч. в 2-сторонних диалогах, проводимых РПЦ с Восточными (дохалкидонскими) Церквами, католической Церковью, с католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США). Также был участником ряда ассамблей ВСЦ, Лютеранской всемирной конференции, Конференции европейских Церквей, Христианской мирной конференции, Африканской христианской мирной конференции и др. всемирных и региональных христианских конференций.

http://pravenc.ru/text/2581617.html

«Экуменизму трудно дать исчерпывающее определение, поскольку это явление очень многогранно и его трудно полностью охватить в краткой словесной формуле. Этим словом принято теперь называть весь комплекс межконфессиональных взаимоотношений, и, действительно, почти все их формы, так или иначе, несут на себе печать экуменизма». 6 История экуменического движения конца XIX-ro, начала ХХ-го столетия делится (по мнению историков) на три этапа: Особенно отчетливо объединительные тенденции обнаружили себя на грани XIX-ro – ХХ-го столетий. Весной 1884 года по инициативе епископальной церкви США, был созван конгресс церквей, участники которого высказались за единение христиан. Следующим практическим шагом в направлении объединения был созыв в сентябре 1893 года в Чикаго, так называемого Всемирного парламента религий. В нем приняли участие не только христиане, но и представители буддизма, а так же мусульмане. Определяя его цель, президент Всемирного парламента религий заявил: «Мы хотим соединить здесь все религии и явить миру существенное единство многих религий». 7 Ватикан ратовал за такое объединение. В 1894 г. папа Лев XIII, обращаясь в энциклике о соединении церквей к протестантам и различного рода объединениям призвал их принять догмат главенства папы римского и таким путем «восстановить мир в Церкви». 8 Протестантов папа настойчиво звал к «возвращению в католицизм» 9 , суля им прощение «греха отпадения». 10 Все эти обещания на практике означали окатоличивание всех остальных христианских конфессий. Для протестантов восстановление христианского единства на подобных условиях было неприемлемо. В начале ХХ века заметно активизировалась межцерковная деятельность протестантских организаций США и Западной Европы. В короткий срок было организовано несколько региональных и всемирных конференций христианских конфессий протестантской направленности. В 1908 году в США был образован Федеральный совет церквей Христа, созвавший в том же году, в Филадельфии, свою первую конференцию. В декларации совета указывалась цель федерации – практическое сотрудничество входящих в нее церквей.

http://azbyka.ru/xitrospletennyj-ekumeni...

Там, где нам видится это полезным, мы не чуждаемся и опыта инославного: Католической и Протестантских Церквей. Эти Церкви накопили большой опыт социального служения в тюрьмах и охотно делятся им с нами. У нас хорошие контакты и наработки с Всемирной Организацией тюремного служения. Для приобретения нужного нам опыта, по благословению Святейшего Патриарха, официальные делегации нашего Отдела посещали по приглашению соответствующих военных ординариатов Грецию, США, Польшу, Италию, Эстонию, Австрию, Чехию. В феврале 1998 года по приглашению Международного Тюремного Содружества Соединенные Штаты Америки посетила делегация Отдела. Мы имели встречу с Президентом Международного тюремного содружества Р. Никкелем — были обсуждены проекты помощи исправительной системе в России: участие в реконструкции Можайской женской колонии, выпуск видеофильмов о роли Церкви в деле исправления осужденных, гуманитарная помощь. В программу визита входило также посещение Пентагона с целью ознакомления с деятельностью военного духовенства американской армии. В Пентагоне делегация встречалась с Главным капелланом Военно-морских Сил США и Заместителем Главного капеллана Армии. В декабре 1998 года состоялась поездка делегации Отдела в Эстонию по приглашению Главного военного капеллана Оборонительных Сил Эстонии. В феврале 2000 года по приглашению Военного Ординариата Епископальной церкви Америки делегация Отдела вновь посетила США и присутствовала на хиротонии новоназначенного Главного Военного Капеллана Епископа Георга Паккарда. Сотрудники нашего Отдела принимали участие в работе ряда зарубежных конференций: Межцерковные и международные связи Отдела по взаимодействию не ограничиваются поездками наших делегаций за рубеж, мы также принимаем ответственные делегации из-за границы. В июне 1998 года Отдел принимал делегацию военных капелланов Италии во главе с Архиепископом Джузеппе Мани. В марте 1999 года Отдел посетила военная делегация Эстонии во главе с Начальником Генерального Штаба Оборонительных Сил Эстонии. В состав делегации входил представитель капелланской службы Эстонии. В августе 1999 года Отдел принимал греческую военно-церковную делегацию во главе с Начальником Церковного отдела Генерального Штаба Вооруженных Сил Греции протопресвитером Нифоном Алексиу. В октябре 1999 года мы принимали делегацию Болгарии во главе с Главным Тюремным Священником Болгарской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/423834.htm...

Египта//ХЧ. 1878. 7/8. С. 3-26; Семейные отношения по законам Моисея//Там же. 9/10. С. 341-377; Брак и соединенные с ним отношения по законам Моисея//Там же. 1879. 1/2. С. 69-98 (отд. изд.: СПб., 1879); Государство и общество по законам Моисея//Там же. 3/4. С. 333-353; Государственное управление по законам Моисея//Там же. 5/6. С. 649-672; Первобытное человечество, его история, культура и древность: (По учению Откровения- Быт. IV и V гл.- и изысканиям наук)//Там же. 7/8. С. 41-65; Внешние отличия духовенства в первые века христианства. СПб., 1879; Римский католицизм в Америке: Исслед. о совр. состоянии и причинах быстрого роста римско-католич. Церкви в США. СПб., 1881, 18862 (обл. 1887); Свобода религ. совести в Америке: (Очерк отношений Церкви и гос-ва, в ист. развитии и совр. состоянии в США). М., 1881; Земля и собственность по законам Моисея//ХЧ. 1881. 1/2. С. 157-195; Речь, произнесенная пред публ. защитой представленной на соискание степени магистра дис. под заглавием «Римский католицизм в Америке». СПб., 1881; Религия в Америке. СПб., 1882; Жизнь за океаном: Очерки религ., обществ.-экон. и полит. жизни в США. СПб., 1882; Законодательство Моисея: Исслед. о семейных, соц.-экон. и гос. законах Моисея, с прил. трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической т. зр. СПб., 1882. М., 2005; Сношения американской епископальной церкви с правосл. Востоком по вопросу о соединении Церквей//ХЧ. 1882. 7/8. С. 74-126; 9/10. С. 687-715; 1883. 7/8. С. 152-187; 11/12. С. 353-375; Церковно-религ. жизнь и богосл. мысль в России по запискам Пальмера//Странник. 1883. 3-6, 11 (отд. изд.: СПб., 1883); Библия и науч. открытия на памятниках Др. Египта: (Библ.-ист. очерки). СПб., 1885; Совр. Запад в религиозно-нравственном отношении//ХЧ. 1885. 9/10. С. 450-489; 11/12. С. 653-690 (отд. отт.: СПб., 1885); Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении//ХЧ. 1886. 11/12. С. 618-658; 1887. 1/2. С. 135-174 (отд. отт.: СПб., 1887); Библейская история ВЗ. СПб., 1887. М., 1990р; Руководство к библейской истории ВЗ.

http://pravenc.ru/text/Лопухин.html

Независимая Л. с самого начала своего существования столкнулась с многочисленными проблемами. С 60-х гг. XIX в. Великобритания и Франция начали выдвигать претензии на территорию, ранее признанную либерийской. Во время Гражданской войны в США (1861-1865) сократилась эмиграция в Л. темнокожих американцев, страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, вызванного вытеснением Л. с международного рынка экспортеров сахара, кофе, пиассавы (пальмовых волокон для изготовления веревок) и натурального красителя из древесины бафии. Л. была вынуждена брать на невыгодных условиях иностранные займы, которые не могла выплачивать. В 80-х гг. XIX в.- 1900-х гг. значительная часть территории Л. (ок. 44%) была аннексирована Великобританией и Францией. Однако страна продолжала сохранять суверенитет, т. к. Великобритания, Франция и Германия, преследовавшие собственные финансовые интересы, не смогли договориться о полном разделе Л. Кроме того, самостоятельность Л. поддерживали США. Образование независимого гос-ва стало важным событием и для Церквей, к-рые теперь могли действовать более свободно. Однако отсутствие взаимопонимания между миссионерами и местным населением оказалось значительной преградой. Афроамер. поселенцы и их потомки, именовавшие себя американо-либерийцами и проживавшие гл. обр. в Монровии и прибрежных поселениях, сохранили убеждение в своей особой роли как представителей высокой цивилизации в единственной свободной стране Африки, что затрудняло деятельность миссии. Отчуждение миссионеров от коренного населения усиливалось также из-за того, что нек-рые прибрежные племена, в частности гребо и кру, в 50-х гг. XIX в. воевали с переселенцами из-за вмешательства правительства Л. в работорговлю. Миссионерская деятельность вызывала отторжение у коренного населения, поскольку она ассоциировалась с чуждой культурой. Тем не менее определенных успехов достигла ЕЦЛ: в 1844 г. Генеральной конвенцией Епископальной церкви США была учреждена миссионерская область Мыс Пальмас и окрестности, первые епископы которой - Дж. Пейн (1851-1871) и Дж. Г. Ауэр (1873-1874) - начали перевод Библии и англиканских гимнов на язык гребо.

http://pravenc.ru/text/2463651.html

З. был членом Комиссии Свящ. Синода РПЦ по подготовке Всеправославного Собора . Участвовал в собеседованиях с Епископальной Церковью США, представителями т. н. Церкви братьев США (1971, прочитал доклад «Богословие революции» (маш., в б-ке СПбДА)), профессорами-богословами Афинского ун-та в Ленинграде, представителями Всемирной студенческой христианской федерации; был участником собеседований между РПЦ и Евангелической Церковью Германии «Aphoльдcxaйh-II», «Aphoльдcxaйh-VII». Участвовал в диалогах с Римско-католической Церковью, Евангелическо-лютеранской Церковью Финляндии (см. Диалоги богословские Русской Православной Церкви ), во 2-м и 3-м Конгрессах богословских школ, во Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами», в 3-й Международной конференции в Ленинграде по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси, в 4-й и 5-й Ассамблеях ВСЦ и в работе различных Комиссий ВСЦ. Внес большой вклад в развитие православно-дохалкидонского диалога. Участвовал в 3-й Неофициальной консультации между православными и ориентальными богословами, состоял членом Всеправославной комиссии по диалогу с Древними Восточными Церквами. Опубликовал ряд работ по различным проблемам Древних Восточных Церквей. Участник 2-го Всехристианского мирного конгресса (Прага, 1964), член Международной комиссии ХМК, работал в смешанной группе по диалогу между ХМК и КЕЦ, в течение 20 лет состоял членом Совещательного комитета КЕЦ, участвовал в работе 4-8-й (1964-1979) Генеральных ассамблей КЕЦ «Ниборг», присутствовал на всех заседаниях Президиума и Совещательного комитета в качестве консультанта, на 4 консультациях КЕЦ, посвященных поддержке Хельсинкских соглашений и оценке их выполнения на международном уровне. З. был делегатом от РПЦ на 4-й (1968, Уппсала; был вице-председателем 4-й секции) и 5-й (1975, Найроби) Ассамблеях ВСЦ. Статьи, связанные с работой в ОВЦС, вошли в сборник З. «Единство Церкви - единство человечества: ответственное христианское участие» (1982).

http://pravenc.ru/text/182409.html

Оно играло роль разрушителя межконфессиональных границ, привлекая к себе " облегчённым " социальным утопизмом и религиозным мистицизмом. Представители " движения Иисуса " мало внимания уделяли наличию церковного руководства и доктринальным особенностям. Для этих " харизматов " – в широком смысле – Иисус был примером для подражания в работе для мира, социальной справедливости и утверждения всеобщей любви. Самым известным выражением мировоззрения " движения Иисуса " стала рок-опера " Иисус Христос – суперзвезда " , написанная в 1969 году (с 1971 года шла на Бродвее). Рок-опера нарисовала популистский образ Иисуса Христа, божества, в котором каждый может найти что-то свое. Естественно, " движение Иисуса " было не в состоянии выработать жесткие морально-нравственные нормы и доктринальные правила. В определенной конфессиональной форме чаяния харизматического " возрождения " воплотили на практике именно пятидесятники-реформисты. В 60-е гг. харизматы, " говорящие на иных языках " , начинают появляться в среде пресвитериан, лютеран, методистов, в Епископальной церкви и с 1966 года среди католиков (к 1971 году в США было 10 тысяч католиков-харизматов, среди них были представители духовенства и монашества). Группы " крещёных Духом " существовали, по большей части, внутри своих конфессий, как некая считающая себя элитарной общность, получившая знак свыше. Однако это реформистско-харизматическое движение пятидесятников росло и развивалось на Западе – в США, Европе, Латинской Америке и Африке, вплоть до начала 90-х гг. фактически никак не касаясь России. Американские миссионеры и проповедники из Европы, которые появились на российской земле после перестройки, во многом столкнулись с уже существующим разделением на " старые " консервативные церкви и молодёжные, которые хотели развиваться дальше – расти и использовать более свободные формы богослужения. Несмотря на естественное недовольство многих " старых " общин, возникших ещё в советское время, большинство молодых пятидесятнических церквей стали самостоятельными, но не порвали с пятидесятническим движением.

http://religare.ru/2_44973.html

Б. Олбу. К 1945 г. ок. 3 тыс. чел. приняли крещение благодаря усилиям норвеж. баптист. миссии в Конго. В кон. 40-х гг. XX в. в Н. насчитывалось ок. 7,5 тыс. баптистов. С сер. XX в. в связи с активным развитием пятидесятничества мн. норвеж. баптисты стали переходить в пятидесятнические общины. В 1946 г. БСН совместно с Баптистским союзом Дании и Баптистским союзом Швеции основал в Сан-Франциско Скандинавскую морскую миссию. В 1958 г. в Стабекке основана баптист. Высшая народная школа. В 1982 г. БСН принял решение о расширении зарубежной миссии. В 1984 г. 1-й норвеж. миссионер был направлен в Непал. В сер. 80-х гг. XX в. БСН переживал серьезные экономические проблемы. В 1994 г. БСН выступил организатором конгресса Европейской баптистской федерации, который прошел в Лиллехаммере. К кон. XX в. баптист. община в Н. сократилась до 4,8 тыс. чел. В нач. XXI в. в связи с усилением притока мигрантов она вновь начала увеличиваться. В 2001 г. в БСН вошел 1-й эмигрантский приход. В 2003 г. состоялась 1-я встреча руководства БСН с беженцами из Мьянмы. В 2013 г. число баптистов в Н. превысило 10 тыс. чел. В наст. время действуют миссии в Албании, Демократической Республике Конго, Непале, Тайланде, во Вьетнаме. Лит.: Stiansen P. Baptistenes historie i Norge. Oslo, 1935; Eidberg P. A. Baptistene: Tro og liv. Oslo, 1976; idem. Det folk som kalles baptister. Stabekk, 1998. Д. Д. Шутемов Методизм в XIX-XXI вв. Первым методистом в Н. был моряк У. П. Петерсен (1822-1901), к-рый в 1847 г. обратился в методизм в Нью-Йорке (США). В 1849 г. он вернулся в родной г. Фредерикстад и начал здесь проповедовать. В 1853 г., будучи в США, Петерсен был ординирован пастором Методистской епископальной церкви. В том же году он поселился в Сарпсборге, в арендованном им доме устроил 1-ю молельню для методистов. 11 сент. 1856 г. была основана 1-я методистская община в Н.- в Сарпсборге, 3 нояб. того же года - во Фредриксхалле (ныне Халден). Методистские церкви в этих городах были открыты в 1857 и 1858 гг. соответственно.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В 1809 г. в результате антифранц. восстания и помощи англ. флота Испания вернула себе контроль над бывш. колонией. 1809-1821 годы получили название «эра глупой Испании», т. к. метрополия фактически не занималась развитием колонии, хотя в 1816 г. была восстановлена епископская кафедра, причем архиепископ Санто-Доминго снова получил титул примаса Индии (т. е. Вест-Индии). 30 нояб. 1821 г. Хосе Нуньес де Касерес, исполнявший обязанности зам. губернатора колонии, провозгласил независимость вост. части острова, назвав ее Испанское Гаити, и объявил о намерении новой республики войти в состав Вел. Колумбии. Но независимая республика просуществовала немногим более 2 месяцев (этот период получил название Independencia Efímera). В февр. 1822 г. гаитянские войска оккупировали всю территорию острова. Гаитянские власти окончательно уничтожили рабство, мн. белые плантаторы лишились владений, церковная собственность была конфискована. При этом все иностранные католич. священники были изгнаны из страны, а контакты с Папским престолом прерваны. В то же время в условиях хаоса, ставшего следствием гаитянской оккупации, благодаря миссионерам и переселенцам из Сев. Америки начал распространяться протестантизм. 1-я протестант. миссия на территории Д. Р. была организована Методистской церковью Англии в 1822 г. в Пуэрто-Плата. В 1824 г. из США прибыли неск. тысяч чернокожих вольноотпущенников, члены Африканской методистской епископальной церкви, отколовшейся в 1816 г. от Методистской церкви США из-за расовой дискриминации. Ряд обстоятельств, таких как ограничения на использование испан. языка, воинская обязанность, огромный налог, введенный гаитянским правительством для выплаты многомиллионной компенсации Франции, обострял проявление доминиканского национализма и желание доминиканцев избавиться от гаитянского господства. В 1838 г. возникло тайное об-во «Тринитария», которое 27 февр. 1844 г. подняло антигаитянское восстание и провозгласило создание независимой Д. Р. На период войны с Гаити власть в республике получил ген. Педро Сантана, крупный собственник (при этом все известные борцы за независимость из «Тринитарии» были изгнаны из страны).

http://pravenc.ru/text/178847.html

Известно, что в 1827 г. в Осаке распяли семерых христиан 227 . И тем не менее в такой обстановке в Нагасаки сохранилась община «тайных христиан», более двух столетий скрывавших религиозную принадлежность. И не нашлось предателей! Симптоматично, что текст Библии «тайных христиан» – «Тэнти хадзимари но кото» (Слово о начале Неба и Земли) содержал элементы синтоизма и буддизма. 228 В Японии любая идеология приобретала национальную окраску. После заключения Японией неравноправных договоров с иностранными державами в середине прошлого века там появляются иностранные миссионеры – американские баптисты, английские пресвитериане и представители Епископальной Церкви, голландские реформаты. Наряду с протестантами в стране обосновались французские католики. Начинается распространение христианских книг и трактатов. Местным миссионерам оказывают поддержку Библейские общества и другие религиозные организации, в первую очередь в Англии и США. Миссионеры создают религиозные школы в Токио, Киото, на Окинаве (ныне университеты) 229 . Но в глазах большинства японцев христианство ассоциировалось с США и европейскими государствами, силой открывшими страну. Подавляющее большинство народа не принимало иностранную религию. Голландский миссионер Гвидо Вербек имел нескольких последователей только из среды самураев. С 1854 по 1872 г. всего пять японцев стали баптистами 230 . Позднее количество христиан возросло, но не настолько, чтобы говорить о повороте японского народа в сторону христианства. Отношение к миссионерам в основном оставалось враждебным. Святитель Николай Японский знал это на собственном опыте 231 . Однако правительственные реформаторы проигнорировали особенности национальной психологии собственного народа, что и привело, как это обычно бывает, к непредвиденным последствиям. Во-первых, произошло сближение синтоизма и буддизма. Обе национальные религии выступили против христианства. Таким образом, 1884 г. следует считать в какой-то мере переломным в развитии их дальнейших отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010