Вместе с еп. Амвросием за Православие в Подолье боролся Проскуровский и Летичевский еп. Валериан (Рудич). Архиерей отправил письмо летичевскому благочинному Колтуновскому, в котором сообщал о недействительности рукоположений, совершенных Пименом и бывш. Каменецким еп. Адрианом (Анципа-Чикунским) после присоединения к расколу. Он писал, что не следует вступать в отношения с присоединившимися к обновленчеству членами бывш. Проскуровского духовного управления. Колтуновский обратился к обновленческому Проскуровскому окружному церковному управлению с предложением сложить свои полномочия и покаяться. Еп. Валериан ездил с проповедями по селам, поддерживал монастыри, совершал постриги в Головчинецком Преображенском жен. мон-ре. В 1923 г. епископ был выслан с Украины. После изгнания епископов Амвросия и Валериана количество приходов «Живой церкви» в Подолье стало увеличиваться. Православные общины препятствовали проведению в Подолье обновленческих съездов. Епархиальный съезд раскольников был назначен на 17 июля 1923 г. в Преображенском соборе Винницы. Когда прибыли архиеп. Пимен с епископами Лоллием и Адрианом и др. делегаты, правосл. община Преображенского собора не пустила их в храм. Несмотря на вмешательство властей и их поддержку раскольников, съезд был сорван. «Живоцерковники» тем не менее избрали окружное церковное управление, и оно уехало в Жмеринку. Съезды подольских обновленцев были малочисленными, миряне не принимали в них участия. В окт. 1923 г. в Киеве прошел раскольнический собор, провозгласивший образование Украинской синодальной церкви, с этого времени в советских документах за обновленцами закрепилось название «синодалы». Пимен стал главой синода и переехал в Харьков. Избрание Пимена главой укр. обновленцев усилило позиции раскольников и способствовало увеличению количества обновленческих приходов в Подолье. В 1924-1925 гг. обновленческим епископом Каменецким и Ушицким был Адриан (Анципа-Чикунский), архиепископом Подольским и Брацлавским с 17 нояб. 1924 г.- Лоллий (Юрьевский). По инициативе последнего в апр. 1925 г. центр Подольско-Брацлавской епархии был перенесен в Винницу, 3 июня 1925 г. была образована самостоятельная Винницкая епархия, к-рую возглавил Иоаким Пухальский. После смерти 21 авг. 1925 г. Адриана (Анципа-Чикунского) Каменецкая епархия была присоединена к Винницко-Подольской епархии. Из последней в 1924-1925 гг. выделились 3 новые раскольнические кафедры: Балтско-Молдавская («епископ» Кирилл Квашенко, с марта 1925), Проскуровская («епископ» Афанасий Вечорко, с авг. 1925) и Тульчинская («епископ» Фотий Маньковский, 1924-1927). В 1926-1928 гг. возобновилась обновленческая Каменец-Подольская епархия, в 1926-1927 гг. ею управлял Афанасий Вечорко, с мая 1927 по 1928 г.- «епископ» Иоасаф Яцковский.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

—262— единосущно Божеству Слова», что «Слово приложилось в плоть», что «Оно не из Марии, но из собственной сущности образовало Себе удобостраждущее тело (послан. к Епиктету, творен. Афанас. ч. III, стр. 330–3 31; Epiph. Haer. LXXVII; Творения св. Епифан. ч. 5, стр. 176)». Можно даже определить те местности, где с особенной силой оспаривались и защищались эти мнения, где, следовательно, христологический вопрос привлекал к себе наибольший интерес. Это – Антиохия, где не мало было людей, любивших «предлагать друг другу вопросы, входить в словопрения о бесполезном», «доискиваться чего-то сверх написанного в Никее (Афанас. Послан. к Антиох., ч. III, 195)», и Сирия (Творен. Епифан. ч. 5:176); затем Египет, приведенный «в великое смятение (Епифан., ibid., стр. 177)» разнообразием учений (ср. Афанас. посл. к Максиму, III, 353 см.); и древняя Ахаия с Коринфом во главе, епископ которого вынужден был обратиться с особым посланием к св. Афанасию по поводу возникших там горячих споров и состязаний (Афанас. послание к Епиктету III, 329 см.). Таким образом, к 60-м годам IV-ro века почти весь восток был уже обхвачен стремлением выяснить ближе Лице Богочеловека, точно формулировать учение об отношении Его Божества к человечеству. «Возникновение новых ложных учений и новых споров в церкви не могло не обратить на себя внимания виднейших деятелей. Собранный в 362-м году св. Афанасием собор в Александрии и был первым православным собором IV-ro века, который занялся обработкой христологической доктрины. Высказавши свое осуждение новых мнений, собор в силу своих примирительных стремлений не входил в подробное их обследование; он старался лишь о том, чтобы «довольствоваться и пользоваться теми речениями, катя употреблены в никейском исповедании». Но его значение и состоит в том, что его христологическая деятельность подняла еще бльший интерес к вопросам этого рода и побудила партии к точной формулировке своего учения, к разделению их на типичные христологические группы. Во главе группы, которая по преимуществу стремилась выставить на вид Божеское достоинство и природу Христа, стал Аполлинарий, епископ Лаодикии. В 363-м году в послании к царю Иовиану, сохранившемуся до нашего времени в слове о воплощении, приписанном св. Афанасию, он уже точно формулирует свое учение об одной природе Бога Слова воплощенной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

244 На Православном Востоке//Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925. 1. С. 30. 245 На Православном Востоке//Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925. 1. С. 30. 247 Высылка греческого патриарха из Константинополя//Церковное Обновление. 1925. 10 февр. 3. С. 22. 248 Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)-ВКП(б). С. 160. 249 Циркуляр Св. Синода от 8 апреля 1925 г. за 1558//Вестник Священного Синода Право­славной Российской Церкви. 1925. 2. С. 3–4. 250 К уклоняющимся от вселенского единства//Голос Православной Украины. 1925. 1 марта. 5. С. 1. 251 К уклоняющимся от вселенского единства//Голос Православной Украины. 1925.1 марта. 5. С. 1–2. 252 Посещение г. Ярославля представителем Вселенского патриарха//Церковное Обновление. 1925. 15 июля. 11. С. 90. 253 Награждение представителя Вселенского патриарха в России архимандрита Василия Димопуло//Церковное Обновление. 1925. 15 июля. 11. С. 91. 255 От представителя Вселенского Патриарха//Голос Православной Украины. 1925. 1 апр. 7. С. 1. (Указанная дата выхода журнала явно не соответствует фактической, поскольку в том же номере далее сообщалось о кончине «б. патриарха» Тихона, случившейся 7 апреля.) 257 К уклоняющимся от вселенского единства//Голос Православной Украины. 1925. 1 марта. 5. С. 2. 258 Деяние 2-го Всеукраинского Поместного Священного Собора 18–21 мая//Голос Православной Украины. 1925. 1 июня. N° 10. С. 3. 261 От Святейшего Григория IV, Патриарха Антиохии и всего Востока от 20 июня 1925 г.//Церковные ведомости. 1925. 17–18. С. 4. 262 См.: Панченко К. А. Дамиан, Патриарх Иерусалимский//Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 708–710. 263 Протоколы Казанского Епархиального Съезда//Православный Церковный Вестник. 1 июля. 2. С. 8–9. 266 Москва или Иерусалим?//Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925. 2. С. 5–6. 275 Положение о созыве III Всероссийского Поместного Собора православных церквей на территории СССР в 1925 году//Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925. 4. С. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указатель 3 святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня). Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября. Або , муч. грузинский, 8 янв. Авив , еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб. Авксентий пр., 12 июня. Аврамий мирожский, 24 сент. Аврамий , палеостровский, 21 авг. Аврамий печенгский, 4 февр. Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг. Агапит маркушевский, 21 мая. Агафон преп. печерский, 28 авг. Адриан ионзенский, 5 мая Адриан ондрусовский, 26 авг. Адриан пошехонский, 5 мар. Адриан сестринский волоколанский. Акила печерский, 28 авг. Акиндин , архим. печерский, 28 авг. Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент. Александр ошевенский, 20 апр. Алексий печерский затворник, 21 сент. Аммон печерский, 28 авг. Анфилохий глушицкий, 12 окт. Анфилохий епископ, 28 авг. Анания иконописец Антониевский, 17 июня. Анастасий диакон печерский, 22 янв. Анастасий печерский подвижник, 28 авг. Анастасий струнницкий, 29 авг. Анатолий затворник печерский, 31 окт. Анатолий другой затворник печерский, 28 авг. Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля. Ангеляр , 27 июля. Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня. Андрей , инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент. Андрей пр. тотем., 10 окт. Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня. Анна , супруга в. к. Ярослава I, 4 окт. Анна княжна, Янка, 3 ноября. Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая. Антоний марткопский, 19 янв. Антоний дымский, 17 янв. Антоний заоникиевский, 23 июня. Антоний леохновский, 17 окт. Антоний краснохолмский, 17 янв. Антоний новгородский архиепископ, 10 февр. Антоний новгородский другой, 3 авг. Антоний черноозерский, 17 янв. Аркадий новгородский епископ, 18 сент. Антоний новоторжский преп., 11 июня. Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг. Арсений новгородский, 12 июля. Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг. Арчил царь груз, 21 июня. Акила диакон печерский, 28 авг. Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

15/28 мая 1925 года. (Повторена 2/15 июня 1932 года.) 50-я беседа в Морском соборе: О вознесении Господнем. С. 351–357. Р-1363. 21 мая/3 июня 1925 года. 51-я беседа в Морском соборе: О Первом Вселенском Соборе. (По Болотову Робертсону, Фаррару и Елпидинскому.) С. 165–172. Р-1363. 25 июня ст. ст. 1925 года Условия, необходимые для молитвы. I часть. Л. 1–6. Р-1367. 28 мая/10 июня 1925 года. 52-я беседа в Морском соборе: О событиях сошествия Святого Духа на апостолов (По Иннокентию. Т. I. С. 363–374.) С. 4–7. Р-1364. 4/17 июня 1925 года. 53-я беседа в Морском соборе: О необходимости благодатных стяжаний даров Святого Духа и средствах приобретении их. (По Иннокентию. Т. I. С. 352–363.) С. 9–15, Р-1364. 11/24 июня 54-я беседа в Морском соборе: Судьба Церкви Христовой на земле. С. 173–180. Р-1364. 18/30 июня [так в тексте] 1925 года. (Повторена 16/29 июля 1931 года.) 55-я беседа в Морском соборе: О молитве. О действенности молитвы. С. 183–190. Р-1365. План 55-й беседы: Беседа о молитве. С. 191–192. Р-1365. 25 июня/8 июля 1925 года (Повторена 23 июля/5 августа 1931 года.) 56-я беседа в Морском соборе: Условия совершения молитвы. С. 193–198. Р-1365. 2 июля ст. ст. 1925 года. Сущность и содержание молитвы. I часть. Л. 6–11. Р-1367. 2/15 июля 1925 года. 57-я беседа в Морском соборе: О молитве. О чем должно молиться. С. 199–203. Р-1365. 22/9 июля 1925 года. 58-я беседа в Морском соборе: О молитве. Содержание молитвы. С. 207–212. Р-1365. 27 августа/9 сентября 1925 года. 60-я беседа в Морском соборе: О Церкви, как хранительнице Божественного Откровения. С. 117–120. Р-1364. 28 августа ст. ст. 1925 года. Беседа. Л. 11–15. I часть. Р-1367. 3/16 сентября 1925 года. 61-я беседа в Морском соборе: О Церкви. Где вселенская Церковь и как смотрит на существующее разделение церквей. С. 121–124. Р-1364. 10/23 сентября 1925 года. 62-я беседа в Морском соборе: О Церкви (Римско-Католическое вероисповедание; по Светлову, 186–203, Соловьеву IV, 241–248.) С. 125–128. Р-1364. 17/30 сентября 1925 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 авг. 1892 г. С домашним образов. Терещенко Феодор Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. В народной школе Фурсей Юрий Хохол Петр Черниг. г. Городницк. у. Черненко Семен Чернигов. г. Глуховск. у. Чл. Старш. Бр. Кр. и Старшина кл. Федоренко Василий Мещанин 4 авг. 1890 г. Чл. Стар. Бр. Кр. Всего 14 учеников г) Второй специальный класс Фамилии и имена Веро­испов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Барабаш Андрей Православного Полтав. г. Переясл. у. 4 авг. 1890 г. В народной школе Пансионеры учредителя Чл. Стар. Бр. Кр. Богдан Павел Черниг. г. Сосницкого у. 4 авг. 1891 г. В 2-х кл. уч. М.Н.П. Деркачев Павел Из духов. сослов. Чернигов. г. Глуховск. у. 4 авг. 1889 г. В народной школе Чл. Мл. Бр. Кр. Евдокименко Петр Дворянин вне Кр. Косьяненко Иван Полтав. г. Переяслав. у. 4 авг. 1890 г. Чл. Стар. Бр. Кр. Кизименко Иосиф Крестьян. Черниг. г. Кролевецк. у. 4 авг. 1889 г. вне Кр. Клюка Феодор Черниг. г. Глуховск. у. 4 авг. 1890 г. Моркотун Трофим Полтавск. г. Переясл. у. Чл. Стар. Бр. Кр. Набока Григорий Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. Чл. Стар. Бр. Кр. и старшина Набока Иван Члены Старшего Братского Кружка Поздняк Петр Пушенко Василий Мещанин 4 авг. 1889 г. Тимченко Йван Крестьян. 4 авг. 1890 г. Щербаков Николай Мещанин 4 авг. 1889 г. Всего 14 учеников д) Третий специальный класс Фамилии и имена Веро­испов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Лазебный Василий Православного Крестьян. Черниговск. г. и уезда 4 авг. 1888 г. В сельской народ. шк. Пансионеры учредителя Чл. Стар. Бр Кр. и помощ. Старш. Леляков Родион Мещанин Чернигов. г. Глуховск. у. 4 авг. 1889 г. Чл. Стар. Бр Кр. Нечистик Георгий Крестьян. Чл. Стар. Бр Кр. и Старш. школы Павлов Михаил Мещанин Черниг. г. Новг. Сев. у. 4 авг. 1888 г. Члены Старшего Брат. Кружка Петров Иван Сын отст. унт.– офиц. Чернигов. г. Глуховск. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

4; 176 - 45 мученикам в Никополе Армянском, 10 июля; 177 вмц. Евфимии, 11 июля; 178 мученикам Проклу и Иларию, 12 июля; 179 мц. Голиндухе-Марии, 12 июля; 180 мч. Серапиону, 13 июля; 181 на Собор арх. Гавриила, 13 июля; 182 мч. Кирику и мц. Иулитте, матери его, 15 июля; 183 сщмч. Афиногену, 16 июля; 184 мч. Емилиану, 18 июля; 185 сщмч. Иакинфу, 18 июля; 186 прп. Дию-чудотворцу, игум. К-польскому, 19 июля; 187 прор. Илии, 20 июля; 188 преподобным Симеону и Иоанну, 21 июля; 189 священномученикам Аполлинарию Равеннскому и Виталию Римскому, 23 июля; 190 мученикам Анатолию и Христине, 24 июля; 191 вмч. Пантелеимону, 27 июля; 192 мч. Каллинику, 29 июля, акростих 16-сложный: Πθ γεραρω Καλλνικον τν μγαν. Γεργιος (Любовию славлю Каллиника великого. Георгий); 193-194 на Происхождение честных древ Креста Господня от дворца ко граду, 31 июля; 195 7 отрокам Ефесским, 2 или 4 авг.; 196 на перенесение мощей первомч. Стефана, 2 авг.; 197 прп. Далмату, 2 или 3 авг.; 198 мч. Елевферию, 5 или 8 авг.; 199-200 на предпразднство Успения, 14 авг., с алфавитным и метрическим акростихами; 201 на попразднство Успения, 17 авг.; 202 на попразднство Успения и мученикам Флору и Лавру, 18 авг., гл. 4; 203 на попразднство Успения, 19 авг.; 204 на попразднство Успения и мч. Андрею Стратилату, 19 авг.; 205 на попразднство Успения, 21 авг.; 206 на попразднство Успения и мч. Агафонику, 22 авг.; 207 вмч. Адриану 2-му, при Ликинии пострадавшему, 26 авг.; 208 на Усекновение главы Иоанна Предтечи, 29 авг.; 209 «ин канон» на положение пояса Богоматери, 31 авг., с метрическим акростихом: Ζνην γεραρω τς πανγνου Παρθνου (Пояс славлю Пречистой Девы). Архиеп. Филарет (Гумилевский) сообщает еще об одном неизданном каноне 210) Богоматери ( Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 289). Весьма сомнительно авторство Г. для канона на предпразднство Благовещения, 24 марта. В греч. богослужебных книгах канон назван творением Г. или Феофана, в слав.- Феофана. Акростиха нет ни в тропарях, ни в богородичнах. Стиль нехарактерен для Г.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Черниг. г. Городницк. у. Сухманев Владимир Бесарабск. г. Аккерм. у. 4 авг. 1892 г. С домашним образов. Терещенко Феодор Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. В народной школе Фурсей Юрий Хохол Петр Черниг. г. Городницк. у. Черненко Семен Чернигов. г. Глуховск. у. Чл. Старш. Бр. Кр. и Старшина кл. Федоренко Василий Мещанин 4 авг. 1890 г. Чл. Стар. Бр. Кр. Всего 14 учеников г) Второй специальный класс   Фамилии и имена Вероиспов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Барабаш Андрей Православного Полтав. г. Переясл. у. 4 авг. 1890 г. В народной школе Пансионеры учредителя Чл. Стар. Бр. Кр. Богдан Павел Черниг. г. Сосницкого у. 4 авг. 1891 г. В 2-х кл. уч. М.Н.П. Деркачев Павел Из духов. сослов. Чернигов. г. Глуховск. у. 4 авг. 1889 г. В народной школе Чл. Мл. Бр. Кр. Евдокименко Петр Дворянин вне Кр. Косьяненко Иван Полтав. г. Переяслав. у. 4 авг. 1890 г. Чл. Стар. Бр. Кр. Кизименко Иосиф Крестьян. Черниг. г. Кролевецк. у. 4 авг. 1889 г. вне Кр. Клюка Феодор Черниг. г. Глуховск. у. 4 авг. 1890 г. Моркотун Трофим Полтавск. г. Переясл. у. Чл. Стар. Бр. Кр. Набока Григорий Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. Чл. Стар. Бр. Кр. и старшина Набока Иван Члены Старшего Братского Кружка Поздняк Петр Пушенко Василий Мещанин 4 авг. 1889 г. Тимченко Йван Крестьян. 4 авг. 1890 г. Щербаков Николай Мещанин 4 авг. 1889 г. Всего 14 учеников д) Третий специальный класс   Фамилии и имена Вероиспов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Лазебный Василий Православного Крестьян. Черниговск. г. и уезда 4 авг. 1888 г. В сельской народ. шк. Пансионеры учредителя Чл. Стар. Бр Кр. и помощ. Старш. Леляков Родион Мещанин Чернигов. г. Глуховск. у. 4 авг. 1889 г. Чл. Стар. Бр Кр. Нечистик Георгий Крестьян. Чл. Стар. Бр Кр. и Старш. школы Павлов Михаил Мещанин Черниг. г. Новг. Сев. у. 4 авг. 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Neplyu...

231 Александр Скарлатович Стурдза (1791–1854), из румынского (молдавского) боярского рода, восходящего к началу XV в.; воспитывался в России, куда отец его переселился вскоре после его рождения; учился в Германии; потом поступил на дипломатическую службу в России. В 1819 году вышел в отставку и жил, то в своем имении, то в Малороссии; оставил много сочинений на фран­цузском и русском языках по церковно-религиозным вопросам. 232 А. И. Пщолко на память Д. И. Кастальскому написал: «Тебя я любил: мне тебя не забыть! Тебя я и в вечности буду любить! Антон Пщолко». Его брат: «Храня память обо мне у себя, Ты осчастливишь меня. Юлиан Пщолко». 233 Студент Казанского университета. Вспоминая жизнь в Казани, Д. И. Кастальский пишет о нем в своих «Семейн. Записках» (т. II, л. 190): «Студент университета Лавр Борецкий ухаживал за мною, как за братом, в моей болезни (Д. Й-ч часто прихварывал, и особенно страдал головокружениями). Всегдашняя ему благодарность моя. Теперь не знаю, где он. В университет он поступил после меня; был медиком. Этот человек привязался ко мне сердечно и совер­шенно бескорыстно. Можно думать, что Сам Бог послал мне его. Я нуждался в товарище терпеливом, который бы ободрял меня, поддерживал и нравственно и физически, когда кружилась моя голова. Таков-то был Лавр Матвеевич Борецкий». 234 Такой же любовью платил Д. И. Кастальскому и В. П. Вечорко. «На память» он написал; «Помни, Димитрий, того, кто любил тебя от души; жаль только, что оставляешь меня больным и больным довольно опасно. Обрати со вре­менем и на это некоторое внимание. Василий Вечорко». 235 По окончании академического курса кандидатом получил назначение на должность инспектора и учителя латинского языка в Высокопетровское духовное училище; по переводе этого училища в Заиконоспасский монастырь занял и здесь ту же должность. В 1874 году сделался смотрителем Заиконоспасского училища. Прослужив 46 лет по духовному ведомству, он вышел в отставку и скончался в 1895 году, 77 лет. Каким охарактеризовал Д. И. Кастальский Александра Алексеевича, таким он оставался и всю жизнь, производя благотворное влияние на своих многочисленнейших учеников и оставив в них самое светлое воспо­минание о себе. Из сочинений А. А. Невского известны: «Русская духовно-нрав­ственная хрестоматия»; «Духовно-нравственное чтение для народа» (13 вып.); жизне­описания царей Давида и Соломона, Руфи, Алексия Человека Божия, мучен. Параскевы, Московск. святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; «Состояние первенствующих христиан среди язычников» и др. На память Д. И. Касталь­скому А. А. Невский написал: «Любезнейший Митенька! Моей обязанностью будет навсегда сохранить о тебе драгоценное воспоминание. От души желаю тебе выздо­роветь и быть во всю жизнь счастливым. Александр Невский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее я должен упомянуть о милых, и много меня любивших: Антоне Ивановиче Пщолко и брате его Юлиане Ивановиче 232 и о благородной душе – Василии Вечорко. Все трое из униатов, смесь русской и польской крови. Антон ухаживал за мною больным, как нежный брат; служил мне, утешал меня, – и за какие блага нянчился он со мной? Бог был милостив со мной. Всегда в болезни Он посылал доброго мне друга и бескорыстного слугу; таков же был после в Казани Лавр Матвеевич Борецкий 233 . А лучше всех их душой был покойный Василий Петрович Вечорко, скоро умерший от чахотки. Это была солдатская, прямая душа: он не боялся и не стыдился своих мыслей и чувств ни перед кем, и всегда готов был открыто защищать их. В то же время он был человек нежный, чувствующий, что называется, с душой. Честь и любовь твоей памяти, благородный Вася! Я столько уважаю тебя, что желал бы сам походить на тебя. Твоя честная и нежная душа стоила всякого счастья и могла бы составить счастье других 234 . Теперь пересчитаю своих номерников, которые все любили меня. Моя кровать и мой занятный стол был в углу под образами. Рядом со мной, по наружной стене, у окон стояла кровать Василия Ивановича Русинова из Владимира. Теперь он служит в гражданской палате. Человек он был, нельзя сказать, невинный и скромный, а все же человек хороший. Только больно благ во хмелю; и мне от него и ему от меня доставалось немало, когда он приходил домой с насупленными бровями, диким взглядом и отдутыми губами, и когда Ив. Фед. Ситкевич обыкновенно говорил: «Нельзя сказать, чтобы Василий Иванович не выпил». Далее следовала койка Александра Алексеевича Невского, вифанца. Человек добрейший, кротчайший, смиреннейший, нежнейший и, наконец, благочестивейший. Он и теперь инспекторствует в Заиконоспасском училище (а прежде в Высокопетровском) 235 . Далее стояла кровать, на которой спал, играл и ругался, а изредка и занимался Николай Степанович Сокольский из Каменец-Подольск. семинарии, а родом из Твери, еще по летам мальчик, но уже сильно развитый, довольно опытный и еще больше успехов обещавший в будущем. Он отлично играл в преферанс, не боялся самого крепкого пунша, ругался на чем свет стоит, особенно когда у него болели зубы; одним словом, он был отличный экземпляр забияки Ноздрева, разбитного малого. Кажется, его мы и звали Ноздревым, чем он мало обижался. Я его любил именно за эту удаль. Да и немало было добрых качеств в его, еще молодой душе. И он меня любил и выражал свою любовь тем, что звал меня всегда: «Митенька-шельма», и до смерти надоедал своими довольно пустыми сочинениями, которые надо было поправлять. Далее в углу существовал Трифон Феодорович Шумовский, из Волынской губ., молчаливый созерцатель академической суеты. Бывало, ходит по номеру со сложенными руками на груди, посмеивается про себя, над

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010